Общество 
29.04.2015

Тук-тук, Нео: Казань выбрала «Красную таблетку»

Казанцам прочли открытые лекции о морали, альтруизме, стадном чувстве и работе мозга, который, предположительно, за все это отвечает

Морфеус в фильме «Матрица» предлагает Нео выбрать одну из двух пилюль: красная откроет тайны мироустройства, обнажит подлинную суть вещей, синяя станет обратным билетом в повседневное неведение. «Красная таблетка» — именно так, в честь выбора героя саги Вачовски, называется новый цикл лекций по социальной и эволюционной психологии, организованный инициативной группой «Думай». Вчера на встречу с учеными и популяризаторами науки собралось с полтысячи слушателей.

Профессор факультета социальных наук и руководитель департамента ВШЭ Василий Ключарев

ПОДУМАЛИ? ТЕПЕРЬ ЕЩЕ РАЗ

Первое мероприятие инициативная группа «Думай» (в ее составе — бизнесмены, молодые ученые, PR-специалисты) провела в ноябре 2014 года. На открытую дискуссию креационистов с эволюционистами «Адам и Обезьяна: чьи мы дети?» тогда тоже пришло не менее 500 человек. Обсудить теорию Дарвина собрались биоинформатик Михаил Гельфанд, кандидат биологических наук Федор Кондрашов, Галина Муравник из православно-христианского института, священник Дмитрий Черепанов и первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр, а модерировала беседу журналист Анна Урманцева. Слово тогда дали всем, правда, и богословы, и представители научного сообщества предпочли остаться при своем мнении — за один вечер картину мира не перерисуешь, да и не в этом была цель дискуссии.

На этот раз организаторы из «Думай» выбрали другой формат: первая встреча цикла «Красная таблетка», которая называлась «Я и другие», состояла из часовых лекций от ученых и популяризаторов науки. После каждой — по 10 минут на вопросы и по 5 — на перекур. Правда, высидеть фактически три укороченные университетские пары смогли далеко не все: на выступлении последнего спикера — научного журналиста и лауреата премии «Просветитель» 2014 года Аси Казанцевой осталось не более 150 страстных (очевидно) любителей науки. По словам организаторов, предварительно на сайте зарегистрировалось почти 900 человек. Чтобы не спровоцировать столпотворение, последним двум сотням желающих рекомендовали заменить посещение лекции на просмотр оnline-трансляции. Прямое вещание с мероприятия вели сотрудники студенческого телевидения КФУ Universmotri.

«Это вас к выборам, что ли, готовят? Куда столько народу? — скептически поинтересовалась гардеробщица здания Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ у корреспондента «БИЗНЕС Online». — Лекции научные? Ну-ну!» И женщину можно понять: когда все вокруг слушают астрологов охотнее, чем астрономов, а экстрасенсов и народных целителей предпочитают профессиональным медикам и искренне верят, что иконки на панели автомобиля полностью освобождают от необходимости соблюдать ПДД, трудно представить, что полтысячи адекватных молодых людей потратит вечер на лекции по эволюционной психологии.

Профессор факультета социальных наук и руководитель департамента ВШЭ Василий Ключарев, натуралист и ведущая популярного видеоблога «Все как у зверей» Евгения Тимонова и уже упоминавшаяся Казанцева рассказали собравшимся, что в нашем альтруизме, моральных принципах и ежедневных решениях гораздо больше биологического, чем этического и социального, и объяснили, как легко этим пользуются манипуляторы.

«И ТУТ МЫ ВСПОМИНАЕМ О НАЛИЧИИ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ МОЗГА»

Ключарев из ВШЭ уверен: обычно мы не понимаем истинных причин ни своего поведения, ни тем более поведения окружающих людей. «И тут мы вспоминаем о наличии в нашей голове мозга», — буднично произносит лектор и добавляет, что все его выступление в принципе можно сократить до одного слайда. На большом экране появляется схематичная последовательность: наше поведение поступенчато определяется: 1) генами; 2) активностью отдельных нейронов; 3) работой мозга в целом; 4) осознанным восприятием; 5) окружающим сообществом; 6) глобальной средой обитания. Заметьте, осознанность появляется только на четвертом уровне между тремя биологическими и тремя социальными факторами, ни один из которых человечек в момент принятия решения не фиксирует.

Начнем с нейробиологии: обладатель Нобелевской премии по физиологии и медицине Фрэнсис Крик полагал, вероятно, чуть утрируя, что за всем, что мы думаем, переживаем, делаем, стоит лишь химическая активность мозга. Миллиарды бездушных нейронов, объединенные миллиардами случайных и не очень связей, определяют все человеческие поступки, и, если проанализировать активность клеток, можно предугадать, как мы поведем себя в той или иной ситуации. Иллюстрирует гипотезу эксперимент физиолога Бенджамина Либета, проведенный в 1973 году: испытуемых подключали к датчикам и показывали им циферблат с движущейся точкой. Ученые просили их принять решение: подвигать правой или левой кистью. На энцефалограмме подопытных отчетливо видно, что сигнал мозга о движении конечности появлялся за несколько секунд до того, как человек осознавал, какой именно рукой он хочет пошевелить. Получается, нашу деятельность определяет бессознательная активность клеток мозга, а сознанию остается только послушно регистрировать автоматическое решение нейронов и выдавать его за свое. Вот так. Никакой свободы воли.

Социальные факторы принятия решений Ключарев описывал, опираясь на гипотезы Роберта Чалдини — автора научно-популярного бестселлера «Природа влияния». Ученый полагал, что на человека легко повлиять с помощью 6 нехитрых механизмов. Во-первых, все мы ужасно хотим быть последовательными. Этим пользуются, например, маркетологи, которые просят клиентов написать отзыв о продукте: когда человек тратит на что-то время, силы и эмоции, ему нужно оправдывать перед собой эти вложения — в такой ситуации проще убедить себя, что товар тебе действительно нравится. Во-вторых, люди придают огромное значение взаимному обмену: когда ты сделал кому-то что-то хорошее, адресат непременно захочет это вернуть (легко ли вам уйти из магазина без покупки, если улыбчивый продавец-консультант провел с вами в примерочной полтора часа?). Третий фактор, влияющий на принятие решений, — дефицит («Количество билетов ограничено! Спешите записаться на наш тренинг!»), четвертый — чужой авторитет («Стоматологи рекомендуют Orbit» или «Британские ученые доказали»), пятый — симпатия (мы склонны доверять мнению тех, кто по каким-то причинам запал нам в душу, поэтому лучше, чтобы стиральный порошок рекламировала наша любимая актриса). Наконец, все мы хоть раз ловили себя на подверженности чужому мнению: мощным аргументом для человека служит социальное доказательство. Если ты отчетливо видишь, что линия А длиннее линии Б, но десять человек до тебя сказали обратное, ты пойдешь за толпой — доказано, опять же, экспериментально.

«Можем ли мы учитывать в момент принятия решения все эти факторы? Практически нет, возможности человека ограничены. Поэтому давайте стараться избегать простых объяснений и помнить, что нами часто манипулируют», — подытожил выступление Ключарев.

ВЫЖИВАЮТ САМООТВЕРЖЕННЫЕ

Мы любим «своих», с подозрением относимся к «чужим» и часто готовы иррационально терпеть лишения, чтобы кому-то рядом было хорошо. Почему так? О феномене альтруизма на «Красной таблетке» говорила Тимонова. В ход шли нечеловеческие примеры: прокариоты, термиты, перепончатокрылые, ящерицы и шимпанзе. «Отец социального бихевиоризма Беррес Скиннер утверждает, что мы уважаем людей за хорошие поступки только тогда, когда не можем их объяснить. Как только мы начинаем понимать чьи-то выгоды, это сразу же дискредитирует добрые дела в нашей голове. Якобы, если узнать, из чего складывается доброта, она перестанет быть настоящей. Альтруизм романтизирован, как первая любовь... Почему-то, если мы пытаемся объяснить ее гормонами, люди сразу говорят, что это не любовь, а неизвестно что», — возмущалась Евгения. Основная мысль ее лекции заключалась в том, что альтруизм — качество, которое закреплялось в геноме человека в ходе процесса эволюции, адаптация, позволяющая нам «вести все более общественный образ жизни». На первых этапах существования нашего биологического вида выживали только сплоченные общности, в которых были самоотверженные герои, способные жертвовать собой ради благополучия племени. При этом не нужно стесняться, если ты понимаешь, что делаешь добро ради ощущения удовлетворенности. Этот биологический механизм самопоощрения также возник в процессе эволюции. Такими нас сделала природа.

«Общность — это прерогатива. Ради нее надо чем-то жертвовать», — Тимонова привела в пример колонию прокариотов. Когда безъядерных клеток на ограниченной сосудом территории становится слишком много, развитие общности может пойти по двум путям: либо организмы для экономии места и пищи склеиваются между собой, тратя силы и энергию не на размножение, а на выделение особого вещества, позволяющего прикрепиться к соседу по водоему, либо ведут себя эгоистично и продолжают размножаться. В первом случае колония выживает, во втором — гибнет по причине нехватки ресурсов в условиях перенаселенности. Это пример биологического альтруизма, когда живое существо жертвует своим размножением ради чужого благополучия. Любопытно, что даже в успешно приспособившейся группе простейших могут появиться «фрирайдеры» — паразиты и тунеядцы, которые плюют на общее благо и цинично продолжают размножаться, выживая за счет окружающих альтруистов. Все как у людей.

Согласно теории Ричарда Докинза, люди — совсем не главные герои эволюции. Его основная работа называется «Эгоистичный ген», и именно ген, по одной из теорий, заставляет живые существа проявлять альтруизм. Главная задача наследственной единицы — выжить, передаться следующему поколению, прославиться в веках. Именно поэтому собой ради блага родственников жертвуют термиты и перепончатокрылые. Катализировать проявления самоотверженности может и чужак в стае: крысы, которые прекрасно ладят между собой внутри популяции, буквально звереют (казалось бы, куда уж дальше!), когда к ним подсаживают «пришельца», отличающегося по запаху, а значит, и по набору генов. Чтобы справиться с инородцем, жизни не жалко.

Но неужели все проявления альтруизма у животных продиктованы только утилитарными интересами выживания? По Докинзу, все же существует малый процент необъяснимых случаев проявления самоотверженности, «глюк», к которому относятся все межвидовые взаимодействия: человеческие дети, выращенные приматами, собаки, выкормившие осиротевших волчат, и прочие шокирующие примеры, отсылающие к заголовкам газеты «Жизнь».

МОРАЛЬ, МЛАДЕНЦЫ И МАРТЫШКИ КАПУЦИНЫ

Казанцева начала лекцию с плохой новости: «На Землю летит астероид. Его траектория проходит над европейской частью России. У нас есть возможность этот астероид либо замедлить, тогда он упадет только на Казань, либо ускорить, тогда он уничтожит Москву. Решение надо принять в течение 10 секунд. Время пошло». Большая часть аудитори была за уничтожение Москвы: так Казанцева доказала, что мораль для людей выше справедливости. При том что в столице России живет как минимум в 10 раз больше народа, чем в столице Татарстана, местные жители, ориентируясь на правила и нормы собственного сообщества, выбрали спасение меньшего количества людей. «И это абсолютно нормальный среднестатистический результат», — успокоила Казанцева аудиторию. По ее словам, на мораль вообще влияет множество факторов: так, в ходе различных опытов выяснилось, что людям гораздо проще причинять зло по чьему-то приказу или совершать дурные поступки, лишь косвенно воздействуя на ход событий (речь о знаменитом эксперименте Милгрэма и так называемой проблеме вагонетки). А еще люди стараются быть лучше, когда за ними наблюдают — даже не буквально. Так, распечатанное фото внимательных глаз, прикрепленное над коробочкой для сбора средств, значительно повысило собранную сумму (показатель недели с глазами сравнивали со сборами недели, когда над копилкой висела нейтральная фотография цветов).

Биологическая обусловленность морали доказана многолетними исследованиями когнитивных (познавательных) способностей младенцев. Ученые обнаружили, что уже в возрасте трех-пяти месяцев ребенок без труда различает отрицательных и положительных персонажей сказок. Перед малышами ставили коробку с погремушкой, и одна игрушечная собака помогала открывать тайник, а вторая — мешала. После этого исследователи показывали детям обе игрушки по очереди, и в 75% случаев испытуемые дольше задерживали взгляд (а те, что постарше, тянулись ручками) на собаке-помощнице. Еще одно доказательство несоциальной природы подобных норм и правил — обостренное чувство справедливости у мартышек капуцинов. Американские зоологи придумали опыт: взамен на выполнение задания (надо было протянуть человеку специальный жетон) паре обезьян давали вкусное вознаграждение, но постепенно капуцины в соседних клетках стали получать разные призы. Казанцева показала аудитории видео, на котором одной давали сладкий виноград, а второй — обычный огурец. Обиженная мартышка бросалась на прутья клетки, кричала, била себя кулаками в грудь и отказывалась выполнять задание. Кажется, животное с таким отношением к вознаграждению собственного труда вполне могло бы основать профсоюз.

«Политические убеждения связаны с биологическими особенностями», — этот тезис Казанцевой спровоцировал больше всего вопросов аудитории. Исследователи, например, доказывают, что у консерваторов сильнее развита биологическая реакция на испуг, а либералы от природы более смелые. Также ученые выяснили, что на электоральные предпочтения женщин самым прямым образом влияет овуляция: одинокие дамы в этот период склоняются к либеральным взглядам, а вот замужние, наоборот, «правеют», тяготеют к традиционализму (на заметку политтехнологу!).

После вопросов последнему лектору ведущий встречи проанонсировал следующее мероприятие от группы «Думай». 10 июня в Казани пройдет открытая дискуссия о генномодифицированных продуктах — Гельфанд уже согласился принять участие в мероприятии, имена остальных спикеров пока обсуждаются.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.04.2015 09:22

    Хорошее дело, только в статье бы не пересказывать научпоп, а больше про группу, про планы ее, про организаторов. Таких людей не хватает в Казани, и именно их надо популяризовывать!

    • Анонимно
      29.04.2015 12:29

      Про организаторов все есть на официальном сайте http://www.thinkkazan.com, про планы будем рассказывать в наших социальных группах (ссылки есть на этом же сайте).

  • Анонимно
    29.04.2015 09:39

    Есть ли возможность прослушать лекции онлайн?

    • Анонимно
      29.04.2015 12:28

      Да, в течении недели на сайте появится видео с мероприятия.

  • Анонимно
    29.04.2015 11:07

    Общество пытается познать себя.. Это радует. Однако, меня лично не радуют пути этого познания, фундаментальная база, я бы сказал. Всем здравомыслящим, зрелым людям России известно, что современная "псевдонаука", официально признаваемая обществом, не может являться фундаментом для познания вглубь. По той ли дороге идем? Вот в чем вопрос.

  • Анонимно
    29.04.2015 11:47

    Лекторы успешно доказали, что человек биоробот и думающее животное? Вы не согласны, что мы такие? Хотите выйти за рамки этой парадигмы? или, по-вашему, за ее пределами ничего нет?

    • Анонимно
      29.04.2015 14:00

      Думаю, что все как раз и находится за рамками этой парадигмы. Но туда в наше время заглядывать не принято)))

      • Анонимно
        29.04.2015 14:26

        )) Во времена постмодерна принято ходить по кругу, как лошадь деда Щукаря, но с умным видом и умными речами ;)

  • Анонимно
    29.04.2015 14:01

    Казань стала столицей профанации науки

  • Анонимно
    29.04.2015 15:31

    Полный восторг от лекций)))

  • Анонимно
    30.04.2015 13:45

    Были на лекции с ребенком 11 лет. Оч понравилось обоим. Спасибо П. Талантову за его работу. Огромное спасибо!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль