Общество 
1.05.2015

Анастасия Гизатова: «УФМС нужно проверять с помощью «тайного покупателя»

Почему гастарбайтеры нередко чувствуют себя в Казани как на бразильских сахарных плантациях XVIII века

После развала Советского Союза мы столкнулись с таким явлением, как гастарбайтеры. Директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гизатова в материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», призывая в День труда вспомнить о проблемах этих людей, попыталась нарисовать портрет современного работника из-за рубежа, и оказалось, что он многолик.

КИРГИЗИЯ ОТПРАВЛЯЕТ В КАЗАНЬ СВОИХ ДОЧЕРЕЙ

74 года каждый Первомай мы дружно и весело отмечали День международной солидарности трудящихся, а с 1992 года — Праздник весны и труда. Думаю, прежнее название более актуально, во всяком случае, нам бы точно не помешали солидарность с трудовыми мигрантами из бывших союзных республик или просто более доброжелательное отношение к ним. Кстати, многие сограждане убеждены, что «понаехали» именно в Россию, на самом деле мировой лидер по числу мигрантов — США. Основной поток гастарбайтеров в Россию идет из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Пообщавшись, я выявила для себя некую (возможно, неверную) закономерность.

  1. В Киргизию и Таджикистан хотят вернуться немногие и трудовую миграцию рассматривают как первый этап переезда на ПМЖ. Представители Узбекистана, как правило, планируют задержаться в Казани не более трех-пяти лет.
  2. Гендерно: Киргизия «отправляет» на работу в Россию больше дочерей, чем сыновей. Или просто киргизские женщины более активно работают и чаще встречаются?

Немного статистики. По данным федеральной миграционной службы (ФМС), с начала 2015 года в Россию въехали почти 270 тыс. иностранцев, что ощутимо меньше, чем в 2014-м. Ослабление рубля, изменившиеся с начала года миграционные требования, введение патентной системы могут привести к увеличению порога вхождения, как следствие, к удорожанию работ или оттоку рабочих рук.

№ п/п

Сведения по миграционной ситуации
в РФ

За 3 месяца 2015 года

Аналогичный период прошлого года

1.

Въехало иностранных граждан

4 813 396

4 540 372

2.

Поставлено на миграционный учет

2 315 593

2 611 512

3.

Выдано разрешений на работу

69 851

246 962

4.

Оформлено патентов

278 133

435 685

5.

Выдворено и депортировано

26 092

27 983

6.

Въехало иностранных граждан

4 813 396

4 540 372

7.

Направлено денег в бюджеты (тыс. рублей)

7 992 283,1

9 857 720,0

8.

В том числе патенты (тыс. рублей)

2 732 553,5

2 770 602,8

Представившись потенциальным гастарбайтером, я попыталась получить информацию о том, сколько денег мне предстоит потратить для этого, у официальных органов, но услышала грубый отказ в каких-либо разъяснениях. Поэтому информацию о расходах «выпытала» непосредственно у тружеников из Узбекистана и Киргизии и «выудила» на сайте ФМС. Выяснилось: чтобы стать гастарбайтером в Казани, надо иметь от 30 тыс. рублей.

№ п/п

Наименование

Затраты

1.

Авиабилет Самарканд — Казань, Ташкент — Казань

14 000 рублей

2.

Временная регистрация (история о «резиновых» квартирах)

2 500 рублей

3.

Медосмотр

2 000 рублей

4.

Патент (для окончивших школу до 1991 года)

12 000 рублей

5.

Патент (для окончивших школу после 1991 года)

25 000 рублей

6.

Ежемесячная госпошлина

2 840 рублей (раньше — в 2 раза меньше)

ПОЧЕМУ ОНИ ПРИЕЗЖАЮТ

Даже средние и достаточно высокие заработки на родине гастарбайтеров не сравнить с минимальной заработной платой в России. Как правило, зарплата в вышеупомянутых бывших республиках бывшего СССР не превышает $250. Теоретически трудовой поток может измениться в сторону, например, более благополучных ОАЭ или европейских стран, но общее советское прошлое, близость менталитета и конкуренция со стороны мигрантов Индии, Бангладеша и т.п. оставят все как есть. И еще неизвестно, кто в ком нуждается больше. Есть ряд заблуждений, вернее, категорических суждений, далеких от истины.

А) Трудовые мигранты работают за меньшие деньги.

Теоретически, да. При ежемесячной оплате в 30 тыс. рублей представители Узбекистана работают с одним выходным и лояльно отнесутся к сверхурочной работе в пару часов, хотя, с другой стороны, ты несешь ответственность за их оформление и предоставляешь им жилье, что в случае с соотечественниками ложится на плечи последних. Но, как бы то ни было, трудовые мигранты при всех равных работодателю удобнее.

Б) Трудовые мигранты допускают больше халтуры в работе.

Как говорят гастарбайтеры в Англии, All bread is not baked in one oven, то есть «He весь хлеб из одной печи» (аналог русской пословицы «Не следует всех стричь под одну гребенку»). Нерадивые работники встречаются как среди мигрантов, так и среди соотечественников. Например, руководитель небольшой строительной компании по имени Зуфар рассказал мне: «В моей команде порядка 47 человек, есть как местные ребята (татары, марийцы, чуваши), так и узбеки, таджики. Подбирал коллектив методом проб и ошибок, частенько подводили казанские ребята, которые могли и похалтурить, и вовсе пропасть после выходных».

В) Можно в одночасье «избавиться» от гастарбайтеров.

Статистика неумолима: трудовые мигранты составляют 10% от рабочей силы в России, и их доля в ВВП достигает порядка 20%. Таким образом, замена на граждан РФ просто невозможна. И, несмотря на различные меры по улучшению демографической ситуации, например «Семейный (материнский) капитал», специалисты прогнозируют увеличение количества трудовых мигрантов.

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Я решила сама попробовать выяснить, кто же такие эти мигранты и что заставляет их работать вдали от родины?

Например, Нормурод и Мехрожидин из Узбекистана работают на стройке. В среднем зарабатывают 30 тыс. рублей в месяц. 5 тыс. оставляют себе на еду, остальное переводят в доллары и отправляют семьям на родину. Очень хвалили удобство переводов в Узбекистан в одном из казанских банков, уточнили, что теряют всего 1,5%. У обоих жены на родине работают в фермерских хозяйствах по выращиванию табака и получают 200 тыс. сум (3,5 тыс. рублей). В планах обоих поработать и вернуться на родину.

Мигранты-Нормурод---.jpg
Нормурод в среднем зарабатывает 30 тыс. рублей в месяц

Семьи видят лишь зимой, в отпуске, их с нетерпением ждут с подарками. Например, младшая дочь Нормурода Муниса заказала ноутбук, он ей необходим для поступления в медицинский колледж. Нормурод с гордостью и грустью рассказывает о своих детях. Задачи что перед ним, что перед Мехрожидином стоят непростые и глобальные — постройка и ремонт дома, свадьбы сыновей и дочерей. На свадьбу наследника необходимо потратить не менее $6 тыс., любимые дочери обходятся дешевле — можно ограничиться $3 тысячами. Главное — не ударить в грязь лицом, а гостей — 3 - 4 тыс. человек... Оба с ностальгией вспоминают Советский Союз, парады на 1 и 9 Мая. Эти праздники им близки, например, дед Нормурода Милибай погиб в Великой Отечественной войне.

Мигранты-_Жаныбек.jpg
Жаныбек дальнейшую жизнь связывает с Россией и с Казанью

Жаныбеку 32 года, уроженец Казахстана, территориальный руководитель банка, сейчас находится на стадии получения гражданства. В 1999 году приехал в Казань как студент и приехал не случайно: по матери он татарин. Последовав совету дяди и примеру одноклассников (этнических немцев), возвращавшихся на историческую родину, выбрал Казань — развивающийся, близкий по духу город, где каждый год он проводил у давани летние каникулы. Здесь у него любимая работа, жена и дочь. Дальнейшую жизнь связывает с Россией и с Казанью. Раз в пару лет навещает близких (маму и братьев) в Казахстане и с радостью и нетерпением ждет их у себя в гости. Отмечает, что ежегодный поход в ФМС вызывает пренеприятнейшие впечатления. А ведь ФМС — это ворота и лицо России.

Мигранты-Мехрожидин.jpg
Мехрожидин мечтает вернуться на родину

Родриго 34 года, из Португалии, высшее руководящее звено. В Татарстане проработал около года и сейчас переводится в другое подразделение в Венгрии. Изменившийся курс рубля и фиксированная заработная плата Родриго в евро только увеличили его возможности в России, но его цель — стать высококлассным специалистом и улучшить жилищные условия у себя на родине. А пока он работает в России и много путешествует по миру. Он регулярно посещал театр оперы и балета, БКЗ, восхищался красотой Кремля и интересными экспозициями центра Эрмитаж, любил гулять в Свияжске и с энтузиазмом участвовал в интерактивах. Когда его спрашиваешь о минусах и проблемах, он с ужасом рассказывает историю отношений с ФМС. Его приключения начались с потери миграционной карты. Невозможность получения консультации, разные сроки, разные условия и пакеты документов, грубость со стороны сотрудников, огромные очереди. «Понимаешь, специалист одна сидит в пустом кабинете, я делаю повторную попытку спросить или зайти, и в ответ слышу: «Я же сказала, ждите!» — рассказывает Родриго. — Я чувствовал себя преступником или работником сахарной плантации в Бразилии XVIII века». Родриго советует представителям исполнительной власти Татарстана и Казани по принципу «тайного покупателя» проникнуть в местное управление ФМС и попытаться получить информацию.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.05.2015 09:41

    УФМС слышал: воспитывать надо сотрудников....

  • Анонимно
    1.05.2015 09:50

    Гизатова - эксперт на все темы

  • Анонимно
    1.05.2015 09:54

    Все правильно написали, спасибо за статью. Я живу в Узбекистане, татарин, хороший специалист, з/п-2000 долл., но не хочу переезжать в Татарстан, т.к. не привык к такому общению, какое есть со стороны ФМС. Боюсь, что им в зубы дам в ответ на их разговор. ФМСшники совсем совесть потеряли - разговаривают с приехавшими, как со скотом. Я считаю, что люди, а тем более чиновники, должны разговаривать с людьми уважительно, не зависимо от его материального положения.

  • Анонимно
    1.05.2015 09:56

    Хорошо бы не только в ФМС, но и в другие госорганы послать тайного покупателя. Мы все себя перед родным государством чувствуем как гастарбайтеры

  • Анонимно
    1.05.2015 09:58

    любимая забава у наших татарстанских наидичайших псевдокапиталистов и обмельчавших буржуа и мещан от строительства это когда они сами же и вызывают уфмс на строительный участок , когда объёмы строительства закрыты где то процентов на 80 -90 а до этого лишь авансируют несчастных гастеров небольшими сумами . всем хорошо и все и довольны, уфмс нарубили кучу палок премии а может быть даже и звезды а наидичайшие псевдокапиталисты и обмельчавшие буржуа и мещане довольны тем что никому платить не надо... то что рисует Настя это не более лубочная картинка. реальная картина мира намного ужасней .

    • Анонимно
      1.05.2015 11:00

      Всё правильно делают,гастарбайтеров не жалко.

      • Анонимно
        1.05.2015 11:27

        Вообще-то дедушкам и бабушкам этих гастербайтеров было жалко ваших дедушек и бабушек во время войны. В войну эти страны приютили у себя миллионы детей и беженцев из России. Слышали такое выражение "Ташкент - город хлебный"? Это выражение именно из дней войны, когда семьи будущих гастеров делились с последним с гостями из России. Но такие, как вы - неблагодарные, вы не помните ничего хорошего, но считаете, что все вам только должны. Скоро и вас никто не пожалеет.

        • Анонимно
          1.05.2015 12:39

          Вообще-то родители этих гастарбайтеров,да и сами многие из них,в 90-ые годы очень активно,целенаправленно и умышленно выгоняли,грабили,насиловали и убивали русскоязычное население в своих республиках,в том числе,и татар,если чо.

          • Анонимно
            1.05.2015 13:08

            Вообще-то я сам татарин и до сих пор живу в Узбекистане, в 90-е жил в областном городе, не в Ташкенте. И я не знаю НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ чтобы рускоязычное население в 90-е годы убивали, выгоняли, грабили или насиловали. Да, в 90-е были драки между узбеками и русскоязычными, но никого там не убивали и это как-то быстро стихло и успокоилось. Лично я ни разу не встречал к себе от узбеков какого-то плохого отношения, не смотря на то, что к их землякам вы там в Казани мягко говоря не очень хорошо относитесь.

            • Анонимно
              1.05.2015 13:44

              Да-да,конечно...верю-верю...Эти сказки про то,как якобы "никого не выгоняли и не убивали" расскажите тем,кто успел оттуда уехать живым и невредимым,и тем,кто сам всё это видел и чудом остался жив.

              • Анонимно
                1.05.2015 14:10

                Вы дурак, нет? Я сейчас пишу из Узбекистана и еще раз повторяю - драки между молодожью в 90-е были, но никого не убивали и не грабили.

                • Анонимно
                  1.05.2015 14:53

                  Вы и за Киргизию и за Таджикистан говорите?

                  • Анонимно
                    1.05.2015 15:18

                    На счет того, как в ВОВ жили в эвакуации и национальности не имели значения прочтите это - http://cont.ws/post/85170 и многое другое. Без труда найдете в интернете. Нельзя этого забывать. Иначе, те кто хочет, чтоб мы между собой перегрызлись, добьются своей цели. Ведь "выгоднее" не помнить, как в Средней Азии такие же простые люди привечали у себя в домах эвакуированных и делились последним. И тогда никто не задумывался - кто какой национальности...

                  • Анонимно
                    1.05.2015 15:34

                    Я говорю про Узбекистан, откуда больше всего гастеров (т.к. население самое большое в ЦА - 31 млн.чел.). Про другие страны не знаю - там не жил.

        • Анонимно
          1.05.2015 14:52

          Чисто на всякий случай, добавлю - в перестройку оттуда выгнали всех русских со словами: валите в свою Россию, теперь мы будем жить без вас. Вот - живут теперь без нас. Всю свою промышленность - развалили.

          • Анонимно
            1.05.2015 16:13

            Промышленность эта была ориентирована на Россию.Так было во всем СССР.Не врите.Их сначала Россия завоевала в 19 веке через море крови,потом разбежались через Беловежскую Пущу,где Президенты России,Украины и Белорусские подписали развал СССР.Они бы жили сейчас неизмеримо лучше,если бы не захват их стран 140 лет назад.Успокойтесь,скоро их экономика переориентируется на Китай и Иран.Это неизбежно.Перестанут ездить.Только вот лучше нам не станет от этого.Они хотя бы не поливают Россию грязью как Украина.И не призывают весь мир нас уничтожить.

            • Анонимно
              1.05.2015 18:13

              >.Их сначала Россия завоевала в 19 веке через море крови,потом разбежались через Беловежскую Пущу,где Президенты России,Украины и Белорусские подписали развал СССР.Они бы жили сейчас неизмеримо лучше,если бы не захват их стран 140 лет назад.Вы наверно лично присутствовали когда их через море крови завовывали? Это США индейцев через моря крови захватили (и где теперь эти индейцы?), а Россия Среднюю Азию просто захватила, по праву сильного - фактически за шкирку перенеся весь регион в будущее, построив там промышленность и запретив аборигенам резать друг друга.

          • Анонимно
            1.05.2015 16:47

            Вы всё верно говорите:узбеки,таджики,киргизы,туркмены выгоняли русскоязычное население из своих республик,думая,что захватив и заселивших в дома и квартиры выгнанных Русских они смогут жить долго и счастливо,но вышло не так,как они думали,а наоборот,так как без Русских встало и развалилось всё производство,образование,медицина и прочее,республики снова погрузились в средневековые обычаи и отношения на уровне "бай-батрак",как у них и было там до того,как туда пришли Русские и начали насаждать там образование,цивилизованность,науку и прогрессво многих областях жизни.В общем,итог закономерен:хотели жить без Русских - получили разруху в своих республиках и пришлось опять ехать в Россию,к Русским,что бы заработать себе на пропитание.

  • Анонимно
    1.05.2015 10:01

    Анастасия, думаю, вам нужно поглубже осветить проблемы ФМС, там царят 90-е. Неорганизованность, элементарно очереди не контролируются, бабушки с предложением регистрации на входе и хамство со стороны сотрудников.

  • Анонимно
    1.05.2015 10:12

    Попробуйте попасть на прием к руководству, и поймете, что пословица про голову рыбы, чистая правда.

  • Анонимно
    1.05.2015 10:18

    ..надо воспитывать кадры...???? В прошлом году брали по 3000 с носа за регистрацию ныне зарядили по 30000 ТРИДЦАТЬ!!! РУБЛИКОВ С НОСА, КРИЗИС ОДНАКО,любая диаспора подтвердит.

  • Анонимно
    1.05.2015 10:49

    Провокаторов, если быть точнее. Тайный покупатель звучит в данном случае слишком по-детски...

  • Анонимно
    1.05.2015 10:52

    Всегда с удовольствием читаю Гизатову. Да и любуюсь ей. Конечно не "голливуд" но улыбка обворожительная.

  • Анонимно
    1.05.2015 11:52

    УФМС- это проблемная служба, с очередями, хамством и равнодушием. К сожалению, процедура получения элементарно даже патента на работу это не умолимо тяжкий труд. В этой сфере есть над чем работать чиновникам и на законодательном уровне решать достаточно много вопросов.

  • Анонимно
    1.05.2015 13:04

    УФМС позорнейшая организация. У меня знакомый татарин из Узбекистана , имеет кучу прямых родственников в Казани, все легально оформлено ( временная прописка,работа , налоги).Но эти мерзавцы дают отказ без объяснения причин. Приходится искать иные способы.Я сам противник либерализации мигр зак-ва. Ибо вся средняя азия переедет к нам. Но должны быть четкие правила игры. Например по нынешнему зак-ву таджик из кишлака который не знает 2 слов по-русски и живет по средневековым правилам абсолютно приравнен русскому человеку родившемуся скажем в Душамбе или Ташкенте. Для русских , татар, украинцев , белорусов,и др. коренных наций России должна быть возможность в минимальные сроки получить гражданство. А с др. национальностями работать по мере необходимости.Также полностью провалена программа переселения соотечественников. Приехало 10% от заявленных объемов людей. Потому что потенциальными местами переезда выбрали глухие деревни в дотационных регионах, где и для своих жителей работы минимум.Артур

    • Random
      2.05.2015 16:44

      Артур, когда программа переселения соотечественников запускалась в Ср. Азии, то информации у жителей просто не было, вот и провалена. 1 причина, лень дип. служб, 2-я - если и шевелились, то только за взятки, 3-я правительства республик не поддерживали отток русскоязычных специалистов, и влияли на распространение информации (блокировка тв-каналов, радио, прессы, интернет ресурсов), даже через русские центры!

  • Анонимно
    1.05.2015 15:51

    Все неправильно-каждый должен мирно жить,не притесняя другие нации и зарабатывать у себя на Родине,а не лезть со своим уставом в чужой монастырь!!!

    • Анонимно
      1.05.2015 16:07

      Они сейчас едут к нам,потому что не так давно,в конце 19 века,их завоевала Российская империя.Смотрите немного дальше сегодняшнего дня.Я думаю,что им бы сейчас даром не нужна была работа в России,если бы не те события.Так кто залез со своим уставом в чужой монастырь?Пройдет лет 20 и перестанут ездить сюда.Не выставляйте их неумехами.Тот-же Узбекистан-страна с величайшей историей,с 3-тысячелетними городами.Так что свою мысль о чужом монастыре переадресуйте своим предкам,которые влезли на чужие земли.Сейчас мы пожинаем результат их действий.

    • Анонимно
      1.05.2015 16:19

      Тоже не понимаю,почему в Калужской области работает программа переселения соотечественников и русские туда едут,а программы переселения татар в Татарстан как не было,так и нет.Тем более непонятно отсутствие такой федеральной или республиканской программы, так как есть желание татар,проживающих за пределами республики, переехать на историческую родину.

  • Анонимно
    1.05.2015 16:01

    Знакомые татары в 90е,бежали в ужасе из Казахстана,бросив 3комн. кв. Прожили в тесной общаге в казани 6 лет,так ничего не и не добились,уехали -хотя с мозгами все в порядке.Сейчас живут и успешно работают в Германии и кв. и все ост. у них в достатке

  • Анонимно
    1.05.2015 16:04

    Мой супруг - француз,я сама - гражданка России, родом из Казани, у нас трое детей, очень часто бываем в моем родном городе , и назрел вопрос о запросе на разрешение на временное проживание для мужа. Обратились, наивные, в УФМС , что на ул. Меховщиков - и тут вспомнили предостережения или просто иронию всех знакомых, пытавшихся пройти тот же путь -столь неприкрытого хамства и отсутствия уважения и к своим гражданам, и к иностранным - я не видела нигде и давно. Все попытки законно положить заветный пакет собранных документов успехом не увенчались, каждый раз по нашему приезду нам указывались на просроченные даты или отсутвующий документ - мы умоляли, просили четко указать требования, даты, документы, сроки - никаких разъяснений, пока нам ,,близкие,,к данной службе люди не сказали, что ,, просто так ничего не получится,,. Пошли ,,другим путем,,- все оказалось в порядке, доки приняли. Сейчас едем за ответом. Сказали - положительный. Но приезжать надо было ,,еще вчера,,-а то поздно , и ничего не получите ( ответ по телефону). Документы оформляем год.

    • Анонимно
      1.05.2015 16:40

      Супруг ваш,во Францию на лодке через Средиземное море с нелегалами приплыл? Теперь в Казань путь держим? молодцы успехов и настойчивости вам...

      • Анонимно
        1.05.2015 16:51

        Еще один хам вылез.

      • Анонимно
        1.05.2015 16:56

        Здесь, если я правильно поняла, затронут вопрос и о трудностях с оформлением документов и о проблемах с УФМС . Ирония Ваша тут ни к чему. ,,перед работниками нашей службы все просители равны,, - нам так сказали.

    • Анонимно
      2.05.2015 08:12

      понаехали из франций и коррупцию у нас плодят

  • Анонимно
    1.05.2015 17:02

    Со всеми комментами про ФМСников согласен,по мерзкому отношению к людям переплюнули они всех, и ментов,и прокурорских,и военных,и чинуш,и гибддешников,абсолютно всех.

    • Анонимно
      1.05.2015 17:26

      Сказки это и наговор на щисных,а если правда,то назовите конкретные фамилии и должности ФМСников,а если совсем храбрый и патриот-озвучьте и свою ф.и.о пжлста,ждем с...

      • Random
        2.05.2015 16:45

        Ну назовут Вам и что это Вам даст? Вы лично пойдете и отшлепаете нерадивого ФМСника?

      • Анонимно
        2.05.2015 20:32

        А фамилия моя слишком известная,что бы её говорить. Про ФМС знаю непонаслышке,в2006 или 07гг.,непомню точно ,приходилось дело иметь.

  • Анонимно
    1.05.2015 17:31

    Каждый должен жить и детей плодить-только на своей Родине.В другие регионы ездить только в гости с подарками,не хамить и соблюдать их законы,а не насаждать свои дикие обычаи

    • Анонимно
      1.05.2015 19:26

      Совершенно с вами согласен! Главное чтобы подарки не из военторга были.

  • Анонимно
    1.05.2015 19:25

    неожиданный и интересный материал, приятно читать. с праздником! но мне странно или показалась, что вы на стороне гасиарбайтеров? у нас дворник со средней Азии, сантехник молдован- хорошие ребята.

  • Анонимно
    1.05.2015 21:57

    Ну и бред. Я про то, что замена работяг на местных аборигенов невозможна. Возможна и безо всяких проблем. Например, в Казани 25 министерств, от тех, кто там работает, все равно никакого проку нету, один вред только. Поэтому надо сократить в каждом министерстве минимум по 200 мужиков и получится 5000 здоровых безработных мужиков. То же самое с женщинами. Плюс эти типа Сёмина, которые вообще ни черта ничего не делают, их тоже надо на стройку загонять, хотя бы подсобниками. Так что потенциал огромный. Только в Казани минимум 50000 бездельников наберется. Кстати, я тоже из этого числа, но я всегда готов заменить узбеков, если другие тоже готовы.

    • Анонимно
      1.05.2015 22:52

      Вперед! На стройку! Зарплата ведь не плохая - 30 тыс. Жалко только то, что за нее придется РАБОТАТЬ, а не протирать штаны в офисе.

  • Анонимно
    2.05.2015 12:02

    Настя, тебя интересно читать, спасибо, но тема неоднозначная.

  • Анонимно
    2.05.2015 13:48

    Ребята, давайте жить дружно! Мало ли что когда там было в 90-е. Вы бы еще про 1552 год вспомнили. Люди есть разные и среди "гостевых работников" и среди местных. Нельзя же всех под одну гребенку чесать. Приезжают люди мир посмотреть, себя показать. Многого не просят, живут скромно, любят свои семьи и отправляют им туда все заработанные деньги. Не понимаю, откуда столько ненависти к ним... А про ситуацию с хамоватыми сотрудниками УФМС... Так у нас раньше везде так было, сейчас все постепенно нормализуется, все службы реанимируют по очереди и до УФМС тоже скоро доберутся!

  • Анонимно
    7.05.2015 10:57

    Коренная казанская татарка ,уехала по распределению после ВУЗа - не по своему желанию ,заметьте , не в поисках лучшей доли .Вернутся не пришлось , работа ,замужество ,дети . Когда на "новой Родине " никого не осталось из близких приехала в Казань ,на РОДИНУ !!! . Где своя культура ,свой язык ,детство и юность ,наконец ! Но общение с упомянутой организацией ,унижения ,хамство довели женщину до страшной депрессии ,пыталась наложить руки на себя .Наш Татарстан ,с показушным гостеприимством ! К чужим.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль