Культура 
4.05.2015

«Давайте сделаем халяльный спектакль!»

Приведет ли борьба с театральными постановками к культурной революции в России

На прошедшей неделе на фоне целого ряда скандалов вокруг отечественных театральных спектаклей в ЦСК «Смена» устроили дискуссию на тему «Допустимое и недопустимое в театре». Основными спикерами выступили блогеры «БИЗНЕС Online» — завлит Камаловского театра Нияз Игламов и религиозный деятель Рустам Батров. Наш корреспондент также побывал на мероприятии, узнал о причинах «квазипроявлений общественного внимания к театру», а также услышал мрачные прогнозы о будущем отечественной культуры.

IMG_9746.jpg

«ТАНГЕЙЗЕР» НОВОСИБИРСКИЙ, «ДЖАЛИЛЬ» КАЗАНСКИЙ

Дискуссия о допустимом и недопустимом на театральных подмостках, случившаяся на днях в центре современной культуры «Смена», окончательно приобрела актуальность, поскольку буквально накануне мероприятия лидер фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов вздумал пожаловаться в прокуратуру на оперу «Джалиль», идущую на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля. Таким образом, пусть и несколько трагикомичным, но столица Татарстана оказалась вовлечена в «кровопролитные» битвы творцов с одной стороны и чиновников, политиков, а также религиозных деятелей с другой. Театр в России все чаще обращает на себя внимание патриотично настроенных соотечественников, которые находят всевозможную скверну на подмостках «храмов Мельпомены». Ярким примером этого стала громкая история с поставленной в Новосибирске оперой Рихарда Вагнера «Тангейзер». Ее мало кто видел, мало кто всерьез пытался вникнуть в суть претензий местного митрополита к спектаклю режиссера Тимофея Кулябина, но само название произведения великого немецкого композитора в считанные месяцы стало нарицательным, означая начало, реальное или мнимое, наступления разнообразных государственных и квазигосударственных структур на свободу творческого самовыражения. Причем это только самый яркий пример. Ведь были и свиные головы, подложенные ко входу в театры живых классиков Льва Додина и Олега Табакова, гневные письма в соответствующие структуры относительно постановок одного из самых востребованных театральных режиссеров страны Константина Богомолова... И вот эхо этой борьбы докатилось и до Казани.

Впрочем, о «Джалиле» в «Смене» упомянули лишь пару раз вскользь, видимо, подобное событие показалось основным спикерам вечера не слишком серьезным на фоне гораздо более глобальных вещей. Дискутировали между собой ведущий казанский театральный критик, завлит Камаловского театра Нияз Игламов и первый заместитель муфтия РТ, член Общественной палаты республики Рустам Батров. Как сообщили нам организаторы, круг приглашенных был значительно шире, но абсолютное большинство из того же театрального сообщества города предпочло благоразумно дистанцироваться от подобной непростой темы для разговора.

IMG_9742.jpg

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ЗАХВАТИТЬ ТЕАТР

По мнению Игламова, многочисленные «возбуждения» разнообразных деятелей относительно театральных постановок нарушают ст. 44 Конституции РФ, в которой за гражданином России закрепляется право на свободу творчества. При этом, по словам завлита ТГАТ им. Камала, одна из важных причин участившихся эксцессов на этой почве — это отсутствие в нашем театральном мире общественной дискуссии. «Российский театр отстал от мирового в так называемой обратной связи, — считает Игламов. — Поскольку на многих показах на Западе или в Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии, Корее, где развито театральное искусство, там принято обсуждать со зрителем то, что они увидели. И таким образом вырабатывать некоторый продукт общественного договора, который принимается и театром, который отнюдь не хочет потерять зрителя». Но для отечественной традиции это нехарактерно. И большие «театры с колоннами» таким мнением зачастую пренебрегают. Отсюда и возникают, по выражению Игламова, «квазипроявления общественного внимания к театру», подобно истории с новосибирским «Тангейзером», усиливающиеся к тому же «охотой на ведьм», которую зачастую с большим удовольствием ведут отечественные СМИ.

Что касается Батрова, то последний сразу же оговорился, что хотел бы выйти за рамки привычных для религиозного деятеля размышлений о моральных и нравственных ограничениях в искусстве. Первый заместитель муфтия РТ напомнил, что государственные театры финансируются на деньги налогоплательщиков. «Есть тенденция среди определенных деятелей культуры — захватить театр, среди светских людей, атеистов, и навязать всем собственную позицию», — считает Батров. При этом оратор указал, что, являясь религиозным человеком, принципиально отстаивает светскую позицию, которая заключается в том, что общественный театр принадлежит всем и каждому, соответственно, любая социальная группа имеет право высказываться на животрепещущие темы с подмостков: «Театр должен быть светским, то есть предоставлять площадку для всех». В этом и есть основная претензия известного религиозного деятеля к отдельным людям из мира культуры, которые отказывают верующим в праве высказывать свое мнение по данному вопросу: «Если театр принадлежит всем, то и репертуар его должен быть соответствующим. Почему там высказывается только светская позиция? Почему верующие люди тоже не могут озвучить свою позицию? Давайте сделаем халяльный спектакль! Пусть каждое сообщество участвует в формировании этого общественного пространства».

Далее ораторы задавали вопросы друг другу. Батров напомнил собеседнику о ярких и красочных пропагандистских роликах ИГИЛ и поинтересовался: а имеет ли право художник создать произведение, под воздействием которого люди будут превращаться в сторонников подобных организаций и отправляться на верную гибель? «Пропаганда, использующая театральные и киношные средства выразительности, не является искусством, не является творчеством. Потому что, на мой взгляд, в основе любого искусства лежит принцип гуманности. Даже если произведение пишет мизантроп. Любое творчество не топчет добро», — таков был ответ Игламова, добавившего, что «человек без веры в Бога не смог бы написать «Братьев Карамазовых». В свою очередь, первого заместителя муфтия РТ спросили о том, почему мусульманская умма, в отличие от православного сообщества, практически не замечена в серьезной критике современных произведений искусства. Батров не стал делать каких-то обобщений на сей счет и даже вспомнил публикации на «БИЗНЕС Online» о «народном мультфильме» «Альмандар из деревни Альдермеш», информация о сборе средств на создание которого вызвала негодование у некоторых мусульман, поскольку в этом произведении негативно показаны ислам и отдельные религиозные деятели.

IMG_9738.jpg

ДВИЖЕНИЕ К КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИЙСКОМ ВАРИАНТЕ

После чего было довольно много различных мнений и вопросов из зала, один из которых заключался в том, что театр — это сугубо «нишевый продукт», интересуется им не так много людей, соответственно, любой скандал является отличным PR-ходом с точки зрения привлечения внимания к спектаклю или к конкретным его создателям. «Интерес к театральному искусству количественно вырос по сравнению с 90-ми годами в 4,8 раза и 1,8 раз по сравнению с советскими годами. Поэтому нельзя говорить, что театр занимает нишевое пространство», — таков был ответ Игламова. Батрова же спросили о том, что, призывая к равным возможностям высказываться, в частности, на театральной сцене различным субкультурам, он тем самым размывает пресловутые «духовные скрепы» российского общества и государства. Между тем не все субкультуры для государства «одинаково полезны», и, кроме того, нельзя ставить на одну доску традиционные для страны монотеистические религии и иные вероучения. «Мне кажется, что сейчас общество переживает фундаментальные изменения. Мы пытаемся запихнуть всех в один шаблон, но все эти общие скрепы трещат по швам в некотором смысле. Это уже происходит, нравится ли нам это или не нравится, — таков был ответ Батрова. — Конечно, мы можем тормозить. Но современные технологии меняют наше сознание, меняют понимание действительности. Мы еще люди из советского прошлого и не до конца понимаем, что вот она, новая реальность витает в воздухе. Мы будем сопротивляться, поскольку каждый считает свою картину мира правильной. Но по факту общество расходится по субкультурам, расходится по сообществам».

Разговор потихоньку начал уходить в область философских размышлений с обильным цитированием Мишеля Фуко, Эриха Фромма и прочих, так что корреспонденту «БИЗНЕС Online» оставалось только задать, как кажется, самый главный вопрос: что же будет дальше? К чему приведет дальнейшее «бодание теленка с дубом», деятелей искусства с отдельными общественными структурами и самим государством. В ответах спикеры дискуссии на этот раз разошлись кардинально.

Игламов посетовал, что театральное сообщество так же разобщено, как и общество в целом, и поделился своими крайне пессимистичными прогнозами: «Я думаю, что все это приобретет системный характер. Это будет расти как грибы после дождя и приведет к тому, что молодчики, не умеющие написать диктант без ошибок, будут мотыгами убивать любого, кто умеет грамотно читать и писать. Вот к чему все приведет, если мы, общество, не попытаемся этому воспрепятствовать. Пока же я вижу движение к культурной революции, не в китайском варианте, но в российском, бессмысленном и беспощадном ее варианте. Я очень буду рад ошибиться».

У его коллеги Батрова взгляд в будущее был более оптимистичным, правда, в будущее не близкое: «Государство у нас всегда занимало большую роль, это предполагают наши государственные византийские традиции. Но я думаю, что будет вырабатываться какая-то другая модель управления сообществами, то есть в долгосрочной перспективе государство будет отпускать вожжи и уходить из идеологической сферы, сводя свое присутствие здесь к минимуму. Или же мне просто хочется в это верить. Но должно вырасти несколько поколений, которые с другими ментальными установками смотрят на мир...»

Кстати, казанский оперный театр нашел свой выход из положения после шумного обращения в прокуратуру коммунистов о том, что в спектакле «Джалиль» сравниваются сталинский и гитлеровский режимы. С официального сайта театра и из его же официальной группы «ВКонтакте» тут же исчезли все новости, касаемые того, что оперу собираются записать на видео и показать 8 мая на европейском канале Mezzo. Видимо, таким образом, «героически» зарыв голову в песок, им удалось перехитрить оппонентов, поскольку вечером в день записи корреспондент «БИЗНЕС Online», прогуливаясь по площади Свободы, видел стоящие возле оперного большие грузовые авто с иностранными номерами, обеспечивающие трансляцию, но так и не заметил Миргалимова с георгиевской ленточкой наперевес, пытающегося штурмовать французскую ПТСку (передвижную телевизионную станциюприм. ред.).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.05.2015 10:04

    Государство у нас - светское. Театры за некоторым исключением - государственные, значит - светские. Встает интересный вопрос, а не поспособствовать ли г-ну Батрову, как функционеру ДУМа в создании религиозного театра, в данном случае - мусульманского, где все спектакли будут халяльными. К слову, в Казани, в частности и в Татарстане, в целом ИМХО слабо развита культурная составляющая религиозной жизни мусульман. Ведь какой широкий пласт традиций в изобразительном (каллиграфия), музыкальном (мэнэжэты, бэиты), прикладном (одежда, предметы быта) искусстве татар существует, но мало представлен.

  • Рамиль
    4.05.2015 11:08

    Халяльный спектакль- его кушать можно будет?

  • Анонимно
    4.05.2015 11:22

    Приятно было слушать двух образованных людей. Получил огромное удовольствие от их дискуссии. Спасибо организаторам. Надеюсь, такие встречи станут доброй традицией

  • Анонимно
    4.05.2015 11:35

    "Допустимое и недопустимое в театре". Наверное все допустимо, как и везде - кроме лжи, оскорбления, унижения.

  • Анонимно
    4.05.2015 13:51

    Кого и за что можно запретить? Сальери за подозрение в убийстве, Вагнера за антисемитизм и как предтечю нацизма, Кнута Гамсуна за то что передал свою нобелевску премию Гебельсу, к Чайковскому есть вопросы по ориентации, оперу. "Любовный напиток" за рекламу "Бэхетле", а КПРФ - за преклонение перед одним из самых одиозных серийных убийц - Сталиным и экстремистом Лениным

  • Анонимно
    4.05.2015 15:11

    Халяльный спектакль это хорошо! Значит на сцене камала не будут показывать алкашей, их брань, все это некрасиво и противно, сколько об том пишу, а мне говорят, театр это зеркало жизни!

  • Анонимно
    5.05.2015 01:06

    Такими темпами культурные ценности сменятся "деревенскими"...Вы, господа, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

  • Анонимно
    5.05.2015 08:54

    ...принято обсуждать со зрителями... Для начала на основную массу зрителей того же Камала посмотрите! Глубина пьесы волнует их в последнюю очередь!

  • Анонимно
    5.05.2015 09:28

    Дааааа! Театр Камала просто блещет зрителем с пониманием миссии театра в этом бренном мире!)))))

    • Анонимно
      5.05.2015 09:37

      А что вы хотите от театра, в котором завлит с ветеринарным образованием

      • Анонимно
        5.05.2015 10:09

        1. В России больше половины выпускников ВУЗов работают не по специальности.2. Ошибка выбора будущей профессии, под влиянием общественной среды.3. Все течет все меняется. Так и в жизни человека. Живет - развивается. Сегодня интересно - одно, завтра - другое. Главное, чтобы деятельность нравилась самому человеку и людям, которым эта деятельность посвящается.

        • Анонимно
          5.05.2015 10:22

          Т.е.вы считаете, что можно полечить коров, а потом в искусство?!

          • Анонимно
            5.05.2015 10:40

            А почему нет? Почему нельзя дать человеку право на стремление к вечному и прекрасному?

            • Анонимно
              5.05.2015 10:48

              Ну тогда давайте все кому не лень пойдут в искусство! Что тогда будет!Не говорите глупости!

              • Анонимно
                5.05.2015 11:32

                Еще раз: разве стремление к искусству любого человека (ветеринара, инженера, врача и т.д.) это есть глупость?

                • Анонимно
                  5.05.2015 13:55

                  Искусство-это такая же профессиональная область, как и инженер, ветеринар, врач.Для того, чтобы трудиться в этой сфере нужно иметь профессиональное образование, а если человек получил образование врача ветиринара, то должен работать в своей сфере, а не в той, в которой понимает все только приблизительно.

                  • Анонимно
                    5.05.2015 15:01

                    Вы, несомненно правы - чтобы заниматься какой-либо деятельностью, необходимо иметь хотя бы базовые знания в этой области. Я же имею ввиду, что человек однажды выучившийся по одной специальности не обязан работать в ней всю жизнь. В данном случае, если человеку на данный момент времени нравиться заниматься искусством и у него это получается и самое главное нравиться тем людям, которым он представляет результат своего труда зачем напоминать о его прошлом.

    • Анонимно
      5.05.2015 19:17

      Почему-то люди, не употребляющие неуклюжие выражения, вроде"Театр блещет зрителем с пониманием...", никогда не ставят себя выше других. Может дело не в зрителе камаловского театра? Сами-то вы давно были в театре Камала? Самые главные снобы обычно невежды.

      • Анонимно
        5.05.2015 21:40

        А вы давно были? !Я вот был недавно. Лицезрел последние премьеры.Видел как со спектакля "Меня зовут красный" массово сбегали зрители, потому что это нельзя было смотреть, и "Хаджу Насретдина" посмотрел.Очень удивлен был опасениями в соцсетях их работниками, что спектакль могут закрыть.Они польстили себе в полит.подтексте, если даже он и есть, не буду отрицать, он заложен в произведении, то тот самый зритель, о котором мы говорим, смотрел как очередную комедию с корченьем лиц на сцене.И интеллектуального зрителя я не увидел.Деревенские жители в общей массе.

        • Анонимно
          6.05.2015 11:21

          Да, есть общественное мнение, что нам татарам тяжело дается театральное ремесло. Переигрываем, что ли. Кстати в кино больше получается, наверное потому что там есть дубли.

  • Анонимно
    5.05.2015 09:41

    Спасибо, что на лекции Бикчантаева не было.А то бы все уснули от его ораторского искусства

  • Анонимно
    5.05.2015 10:34

    халяльный это уже по религиозным требованиям, в частности ислама, но т.к. страна светская, тогда организаторы такого спектакля пусть организовывают его за свой счёт.

  • Анонимно
    5.05.2015 10:52

    Халяльный спектакль: сцена разделена на две половины - слева женщины в долгополых платьях и хиджабах с закрытыми лицами, справа - мужчины с бритыми головами, в тюбетейках, жилетках и ичигах. Хором читают священные тексты. Название спектакля соответствует той главе, которую читают...

    • Анонимно
      5.05.2015 12:14

      Это халяльный спектакль позапрошлого века. Так как все в жизни течет и меняется, так и в религии многие постулаты (особенно бытового характера) подвержены изменениям.

  • Random
    6.05.2015 12:24

    Давайте начнем в Елабуге выпускать халяльный Форд?!

  • Анонимно
    6.05.2015 17:23

    Халяльный сьедобный гармошка бывает говорят надо искать - творческие национально религиозные поиски с нищава национальной составляющей

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль