Общество 
9.05.2015

Рафаэль Хакимов: «Борьба с фашизмом еще не закончена»

В бой шли с призывом «За Родину, за Сталина!», но защищали не вождя, а свою землю, свой язык, свою культуру

Сегодня особенно заметно, что в Европе снова поднимают голову крайне правые силы, заинтересованные в переписывании истории, героизации фашизма. Но Великая Победа все равно сохранится в памяти человечества как событие с большой буквы. В этом уверен вице-президент АН РТ, директор Института истории им. Марджани и блогер «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов.

КАЖДАЯ СТРАНА, УЧАСТВОВАВШАЯ В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ,
СМОТРИТ НА ЭТО СО СВОЕЙ КОЛОКОЛЬНИ

На Западе сегодня фактически замалчивают роль СССР в победе в Великой Отечественной войне. Наверное, для этого существует ряд причин. Во-первых, СССР имел в свое время иной вес в международных отношениях, нежели нынешняя Россия. К тому же в последние годы у США и европейских стран обострились отношения с Россией. Есть противостояние блока НАТО, куда входит и нынешняя Германия с Россией. Все это создает почву для расстановки акцентов. Во-вторых, каждая страна, участвовавшая в борьбе с фашизмом, смотрит на исторические события со своей колокольни. Так, Великобритания вместе с Францией объявила войну Германии после ее нападения на Польшу, а СССР придерживался пакта Молотова-Риббентропа. Франция быстро оказалась оккупированной, и Великобритании пришлось в одиночку противостоять Германии. Остальные страны не спешили на помощь, они ждали, когда падет Лондон. Такие исторические нюансы накладывают свой отпечаток на изложение истории. В-третьих, в Европе стали снова поднимать голову крайне правые силы, заинтересованные в переписывании истории, героизации фашизма, провоцировании антисемитизма.

Не сказать, что серьезные историки как-либо пересмотрели роль СССР, все понимают, что основные тяготы, материальные и людские потери легли на плечи советских людей.

В 1945 году занизить роль СССР было невозможно уже в силу того, что Красная армия находилась в Берлине, советские части стояли не только в Восточной Германии, но и в Польше, Чехословакии, Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии. Предстоял суд над нацистскими преступниками, где ключевую роль играл СССР как наиболее пострадавшая сторона в войне. К тому же предстояло послевоенное переустройство Европы, что невозможно было сделать без СССР, имевшего самую мощную армию.

В то время советские войска были освободителями от ненавистного фашизма, их встречали со слезами, с цветами. Но затем оставшиеся войсковые части стали восприниматься как способ давления на политический строй этих стран. Достаточно вспомнить венгерские события 50-х или Пражскую весну. И когда распался СССР, то это было встречено с радостью, как освобождение теперь уже от советской диктатуры. Прежний восторг от победы СССР над Германией затушевался последующими событиями.

Сегодня о союзниках вспоминают все реже и реже. Каждая из сторон пытается приписать значительную долю Победы над фашизмом своей стране. Понять их можно, им надо воспитывать своих граждан в патриотическом духе. У каждой из сторон были свои интересы, свои приоритеты, свои хитрости. Какое-то время Черчилль воевал в одиночку, и Америка не спешила к нему на помощь. Затем появился восточный фронт, и теперь уже не только Черчилль, но и Сталин ждал от Рузвельта вступления в войну, но тот был себе на уме и ограничился ленд-лизом. В то время была популярна шутка: солдаты, открывая американские консервы, приговаривали, что открывают второй фронт. И Черчилль был себе на уме. Черчилль и Рузвельт обвиняли Сталина в кремлевско-византийской хитрости. У них на то были основания, они помнили о сепаратном пакте Молотова-Риббентропа. Эту страницу истории можно оценивать по-разному, и разные страны будут на нее смотреть со своей колокольни. В безупречность этого пакта могут поверить только очень наивные люди. Можно попытаться найти оправдание такой политике Сталина, но факт остается фактом: Великобритания вступила в войну, а Сталин придерживался договоренностей с Гитлером, надеясь, что Германия не нападет на СССР. Конечно, и США не торопились вступать в войну, объявив нейтралитет, но не в силу каких-то договоренностей с Германией, а в силу исключительной «прагматичности». Это отдельная история.

ПРАВДА РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСПЛЫВАЕТ

Нельзя утверждать, что победу в той войне одержал только Советский Союз. Это была война союзников. Великобритания сумела выстоять еще до появления восточного фронта. На СССР были брошены основные силы Германии, и хотя с открытием второго фронта США не спешили, тем не менее шла помощь в виде военной и гражданской техники, продуктов питания. Нельзя забывать, что именно американцы помогли наладить конвейерное производство танков и самолетов. Конечно, для американцев это был всего лишь бизнес, но без этого вклада трудно представить Победу. Исход таких решающих сражений, как Курская дуга, определялся в значительной мере превосходством в танках Т-34, которые в огромном количестве сходили с конвейера. Немецкие «Тигры», сконструированные Фердинандом Порше, были мощнее, но советские танки отличались мобильностью и количеством.

Историческая память имеет склонность к сохранению только значимых событий, причем они примериваются к задачам текущего дня. Великая Победа сохранится в памяти не только страны, но и человечества как событие с большой буквы, как, например, сохранилась память о Великой французской революции. Пугает другое. В России столько раз переписывали историю под политическую конъюнктуру, что уже порой не знаешь, чему верить. Так, сегодня непомерно восхваляется роль Сталина, чей культ был разоблачен на ХХ съезде КПСС. Его фигура затмила все остальные образы. Единоличное принятие решений Сталиным позволяет значительную долю Победы приписать ему, но у такого единоначалия была и оборотная сторона. Ряд репрессированных боевых генералов задолго до войны предупреждали о необходимости перевооружения армии, изменения тактики боя. Сталин не любил слишком умных. Перед началом войны восхваляли победы Буденного и Ворошилова, в то время как после пробы сил в Испании было ясно, что не конница, а танки и авиация будут определять исход будущих сражений. Исправление этих стратегических ошибок шло за счет героического народа, за счет непомерных потерь. Это надо записать на счет Сталина.

Конечно, в бой шли с призывом «За Родину, за Сталина!», но защищали не конкретно вождя, а свою землю, свой язык, свою культуру. Вспоминая войну, оценивая различные события и знаменитые имена, нередко теряется главная составляющая Победы — дух народа. Какой бы значимой ни казалась фигура Сталина и его генштаба, но Победу обеспечил героический народ, показавший свое мужество как на фронте, так и в тылу. При всем значении «железных» символов вроде Т-34 или ПЕ-8 они были всего лишь частью успеха. Основная часть Победы приходится на людей, которые ковали оружие и осваивали танки, самолеты, «Катюши». Их железная воля была еще важнее, нежели мощь техники. Это неоспоримо. У этого духа тоже были свои символы, такие как Александр Матросов или Муса Джалиль. Сегодня пресса постоянно поминает бандеровцев Украины, которые будто восстали из пепла. Они не были одиноки, были еще власовцы, были другие легионы. Из всех легионов только татарский «Идель-Урал» не стрелял в Красную армию, и это стало возможным благодаря подпольной деятельности джалиловцев. Джалиль вобрал в себя всю мощь того духа, который и определил Великую Победу.

Придет время, и на фигуру Сталина могут вновь посмотреть глазами решений ХХ съезда КПСС, и тогда опять придется пересматривать итоги войны. Переосмысление истории новым поколением граждан страны — естественный процесс, но отвратительно постоянное переписывание истории под конъюнктурные задачи. Чем дальше, тем труднее предлагать людям выдуманную, сконструированную под заказ историю, сегодня столько средств информации, что правда рано или поздно всплывает.

Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль

Уроки истории, к которым никто не прислушивается, заключаются в том, что геополитические вопросы не могут решаться в одиночку. Это относится и к сегодняшней ситуации на Украине. Можно долго обвинять украинцев в возрождении фашистов в лице бандеровцев, но можно точно так же увидеть и своих недобитых скинхедов или же оценить мусульманских радикалов из Исламского государства как «зеленую чуму». Борьба с фашизмом еще не закончена. Серьезные вопросы, связанные с международными делами, не решаются в одиночку. В свое время три гегемона встретились в Ялте и договорились о послевоенном переустройстве мира без фашизма. Это тоже стало символом Победы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (108) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.05.2015 11:16

    Какой то набор банальностей и отчасти протухших ГлавПУРовских установок 60-х годов... чего человек хотел сказать, чего нового? непонятно

    • Анонимно
      9.05.2015 11:42

      Сняли с языка просто!

      • Анонимно
        12.05.2015 00:22

        опустошение душимещанство, злоба и пороки воливот те химерыпразднества чужого горя

    • Анонимно
      9.05.2015 22:25

      Вообще надо запретить этому господину писать что либо. Такой набор банальщины это правда. Когда уже введут наказание за искажение правды и унижение своей страны и высказывания о превосходстве чужой. Езжайте господин туда, критикуйте нас оттуда. Будете там штатным историком госдепа и будете обливать грязью всех, от сталина до Путина. Но не надо в родном отечестве делать это. И еще , обращаясь к нам, не забывайте кто вас кормит. Лучше бы посмотрели что под носом творится и осудили новейшую историю опять таки под носом, а не обсуждали то, до чего руки не доросли. Руки прочь от нашей истории. Слава России слава Путину. А вас никто и не вспомнит

    • Анонимно
      9.05.2015 22:28

      И не надо нам прививать и нашим детям, что не только мы победили в той войне. Мы и только мы. А вам никто не давал права говорить иначе пока вы живите в России. И роль сталина вам неподвластна. Не надо свои неудачи путать с великой страной. Бойкот "историку"

      • Анонимно
        9.05.2015 22:47

        Особенно в такой день. Как не стыдно историку было такое писать

  • Анонимно
    9.05.2015 11:37

    Какая то дежурная статья, честно говоря. Грустно, что валом таких статей затушовывается вся правда о войне.Роль союзников за последние 70 лет несколько раз переписывали. До сих пор не можем определиться с их вкладом. Хотя из того малого, что знаем, вклад был огромным.Во первых представьте себе СССР, которому бы надо было воевать с нацистами за мексиканцев где то в Латинской Америке. А теперь представьте американцев, которые влезли в эту войну, уже имея войну с Японией.То что 80 % паровозов и половина рельсов - это поставки Америки. То что немцы к середине 1943 года начали испытывать проблемы с горючим для танков и самолётов из-за бомбардировки союзниками румынских нефтепромыслов и заводов. То что к 1944 году Люфтваффе не имело горючего для подготовки лётного состава а танковые немецкие части находились на голодном пайке. То, что ради социалистического интернационализма, в ущерб советскому народу, забыли тем же венграм, румынам, чехам, болгарам их участие в войне.

    • Анонимно
      9.05.2015 12:12

      Венгрырумынычехиболгары на чьей стороне воевали, не помните?

      • Марат Ш
        9.05.2015 13:05

        Так вот он и пишет, что лживый сталинский режим ради расширения социалистического лагеря закрыл глаза на то, что сателлитами нацистов были венгры, румыны и "братушки" болгары. Только чехов в коллаборационизме я бы не спешил обвинять. Вот "братушки" словаки совсем другое дело - были активными союзниками и опорой нацистского режима на востоке.

        • Анонимно
          9.05.2015 19:24

          А не могут ли в обществе этих государств быть разные точки зрения?

          • Азат Д
            9.05.2015 20:30

            Мнения могут быть разными , а вот действия этих государств однозначное. Вот, оккупированная Польша, не воевала на стороне Германии, а воевала против нее, с помощью Англии и СССР. Чешские подразделения воевали, в составе советских войск. А остальные перечисленные, воевали против СССР. И судя по приведённым примерам, у них была возможность сопротивляться фашистам, но они этого не сделали.

    • Анонимно
      9.05.2015 12:53

      Они вермахту поставлили. Деньги не пахнут.

      • Анонимно
        9.05.2015 21:03

        Почти треть фашистского автопарка составляли автомобили Форда (70 000 грузовых и 14 000 гусеничных машин). GM на своих заводах собирал грузовики, минные взрыватели для торпед, самолёты Юнкерс 88, а также моторы для истребителя Мессершмидт. Подразделение IBM в Германии помогло наладить учёт и систематизировать труд заключённых концлагерей. В сентябре 1941 года 94% импорта нефти приходилось на американские нефтяные компании во главе со Стандартоил. Сколько американских (и не только) компаний сотрудничала с фашистской Германией до войны ? А сколько сделали состояние на войне ? Ибо, как говорится - капиталист-капиталиста видит издалека, ворон -ворону глаз не выколет. Впрочем, кому интересно, могут посмотреть фильм "Фашизм-реваншизм XXI", там подробно это описывается.Казак Поволжья

        • Азат Д
          10.05.2015 16:21

          Вот вы считаете Америку врагом, Форда предателем. А наши чиновники - они же единороссы, из партии власти, на вершине вертикали которой Великий и Всемогущий Путин - закупают себе в автопарк «Форд Эксплорер». Что скажете?

  • Анонимно
    9.05.2015 11:43

    История - наука, которая постоянно переписывает прошлое - это знает любой студент, а академик, видимо, пришел к этому только что

    • Анонимно
      10.05.2015 12:46

      Не позорьте науку!Замените слово "наука" на слово "идеология".Со всем остальным согласен.

  • Анонимно
    9.05.2015 11:43

    Хочу все же внести иную тональность в рассуждения господина Хакимова. Почему день Победы не столь широко отмечают на Западе в отличии от нас? Тут много причин и но не те, что указал Хакимов. Во-первых, в той же Германии не чествуют ветеранов той войны. Потому и нет таких церемоний. Во-вторых, сменились уже поколения и новое поколение ну никак не думает о том, что она должна как-то отмечать и праздновать этот день. И в третьих, в той войне Германия была проигравшей стороной. Да и для США и других союзников та война была мировой, но не Великой Отечественной. Но и самое главное, для чего в России так пышно отмечают этот праздник? Эта традиция, корнями уходящая во времена СССР, когда сразу после той войны началась новая война - холодная. И в той войне надо было постоянно демонстрировать и своим людям и противнику, что мы готовы воевать и в горячей фазе войны. Это милитаризировало сознание людей, убивало в них дух пацифизма. Вот опять решили поднять этот градус в сознании россиян. Когда надо было подогреть этот градус для сплочения народа, то и про Куликовскую битву вспоминали. Правда, как-то вяло. Но тоже можно устроить парады в честь победы в той битве. Но пока не актуально. G

    • Анонимно
      9.05.2015 12:38

      "Но тоже можно устроить парады в честь победы в той битве. Но пока не актуально. G"Значит, может стать актуально? Только надо понимать, что та битва была в ходе гражданской войны. Причины и итоги ее еще предстоит объективно установить, а не довольствоваться теми фальшивыми штампами, которые нам навязывает официальная историография последние 200 лет.

    • Анонимно
      9.05.2015 13:48

      Сколько советских воинов погибло, освобождая Европу:В Германии — 102 тысячиПольша — более 600 тысячВенгрия - более 140 тысячАвстрия — более 26 тысячРумыния —около 69 тысячЧехословакия — более 140 тысячВсего при освобождении Европы погибло около 1 миллиона советских солдат и офицеров.

  • Анонимно
    9.05.2015 12:29

    Вообще-то, если зайти на сайт ИноСМИ, можно увидеть, что зарубежные СМИ посвящают массу материалов окончанию 2 мировой войны в Европе (на Тихом океане она закончилась 2 сентября 1945 года). Другое дело, там не перекармливают народ бесконечной пропагандой. Ведь даже самые правильные вещи воспринимаются людьми до определенных пределов, после которых они превращаются в некий "белый шум", сопровождающий нас в повседневной текучке. Пройдет 9 мая, и опять забудут до следующего года и про ветеранов, и про детей войны, и про тружеников тыла. И так до следующего праздника победы. Поэтому всегда нужно помнить про басню дедушки Крылова "Демьянова уха".

    • Анонимно
      9.05.2015 12:55

      Так не забывай кто тебе мешает.

      • Анонимно
        9.05.2015 13:40

        Мне-то как раз мешает "демьянова уха" наших властей. А так, как забудешь войну, которую сам пережил ребенком.

    • Анонимно
      9.05.2015 20:57

      Нагло-сакские олигархи (известной многонациональности) взрастили Гитлера и вложились в создание военной промышленности Рейха . А потом .. продавали СССР за золото "военную помощь" ....Сейчас всё повторяется , но уже на НАШЕЙ земле .Дадим врагу достойный отпор . Каждый по мере сил и возможностей . Победа будет за нами !Слава предкам Воинам непобедимой Державы -- России !

  • Анонимно
    9.05.2015 12:32

    Для историка слабовато. Вот что значит отказаться от марксистско-ленинской основы. Все в воздухе провисает. Теряет почву под ногами. Традиции и их продолжение -- великая вещь. Берите пример с Англии, которая везде и перед всеми трясет своими традициями. Некоторые покрылись пылью веков и грех их не стряхнуть, так нет, как пылевые клещи вцепились в свои традиции.

  • Анонимно
    9.05.2015 12:33

    Ну и рожа кривая и недовольная у Черчилля, на Абаж"а похож.

  • Анонимно
    9.05.2015 12:47

    Вот интересно, все говорят "в Европе нацизм голову поднимает". Но там за зигу, особенно публично, можно огрести серьезные неприятнсти. А у нас в Казани на митинге за Крымнаш парень со сцены кинул зигу, это есть и на фото и на видео. На жалобу пркуратура ОФИЦИАЛЬНО ответила, что нарушения закона тут нет. А вы говорите "Европа"...

    • Анонимно
      9.05.2015 13:14

      Это из Москвы "мода" пришла. Там не то что на митингах - по улицам ходят с такими жестами. Полно фото-, видеосюжетов в сети.

      • Анонимно
        9.05.2015 14:00

        Сталина пытаются хаять сегодня особенно начальство. Но то что сделанно им ни до него,ни после для страны не сделано и не будет сделано. Поэтому история еще все рассудит и Сталин займет достойное место!!!

        • Анонимно
          9.05.2015 14:17

          Да уж столько людей под нож пустили. Надеюсь что уже не кто такого не сделает.

          • Анонимно
            9.05.2015 14:54

            Люди такие же были как сегодня. Если бы был сегодня Сталин то под нож достойных было бы еще больше. Все чиновники разворовывают бюджетные деньги, ничего для простого человека не делают, занимаются показухой, а не работой. Поэтому то против Сталина выступает все сегодняшние чиновники, не простые люи. И тогда простых людей Сталин не трогал, а брал преимущественно начальство.

            • Анонимно
              9.05.2015 16:18

              Идите в чиновники во власть, что сидеть то воздух сотрясать. Сталин изничтожил основу России. Сотни заключенных и зеков бесплатно возводивший экономику страны это вы называете справедливостью. Если все это от истины и правды то оно бы не рухнуло через 70 лет. Войну выиграл не сталин, а народ СССР ценой самопожертвования. Мой прадед защищал в Москву так вот он лично рассказывал что они стояли в очереди и ждали когда убьют товарища чтобы взять его винтовку.

              • Анонимно
                9.05.2015 16:31

                Да кстати про простых людей эта же власть его и раскулачила как зажиточного крестьянина.

              • Анонимно
                11.05.2015 06:36

                Знаете, что- то такое все рассказывают, кому верить, уже не понимаем!!!неужели все солдаты стояли и ждали, а кто же воевал и победил

          • Анонимно
            9.05.2015 22:31

            И скорее правильно

          • Анонимно
            10.05.2015 11:30

            Сколько?

          • Анонимно
            10.05.2015 11:43

            Пакт Рибентропа-Молотова позволил в условиях после Мюнхенского сговора (при странных переговорах с англами и франками)обеспечить стране 2 года для постановки на производство не только Т 34 Пе 8, но и КВ, и Пе 2, Ил 2, Яки, ЛаГи и др. Что касается военоначальников, то Жуков, Рокоссовский, Василевский, Говоров, Толбухин, Телегин, Лукин, Баграмян,Хлебников, Исаков, Берг, Галлер и многие другие с Георгиевскими крестами, С Аннами на шее и Станиславами с мечами, унтер-офицерской и офицерской закалкой ещё той самой, царской армии оказались на своих местах и вовремя...

            • Анонимно
              10.05.2015 21:41

              Пакт Молотова-Риббентропа позволил СССР участвовать вместе с Германией в захвате и разделе стран Восточной Европы. Начиная с Карелии, принадлежавшей Финляндии, аннексия распространилась на Эстонию, Латвию, Литву, Восточную Польшу, Буковину и Бессарабию, принадлежавшие Румынии.

        • Анонимно
          9.05.2015 14:25

          Все наоборот.

        • Анонимно
          9.05.2015 18:23

          Игорь Чубайс:... Но я хочу обратить внимание на такую вещь, которая не осознается: никакого реального Сталина у нас не было и нет. И образ Сталина меняется при каждом новом правителе. Если взять русского императора Николая Второго, то при нем Сталин был никому не известен, был уголовник, ссыльный, который еще там детей наплодил несовершеннолетней девушке. При Ленине он стал великим учеником и продолжателем. Потом он стал вождем. При Хрущеве Сталин стал преступником, нарушителем ленинских норм. При Брежневе в течение 17 лет имя Сталина ни в одной газете, ни в одной радиопередаче не упоминалось, Сталина просто не существовало. Потом появляется Черненко и так далее, потом появляется Горбачев, и опять образ Сталина меняется. То есть у нас нет настоящего образа Сталина, это такая фишка, карта в политической игре.

          До 2000 года, есть опросы Левада-Центра, менее 20 процентов россиян среди великих политиков называли Сталина, после 2000 года более 50 процентов россиян называют Сталина великим политиком. Народ один и тот же, Сталин один и тот же, а оценки радикально меняются, потому что пропаганда меняется. Тут надо говорить об эффективности пропаганды. Если по всем каналам долдонят "бандеровцы, хунта, фашисты" и так далее, ну, так удивительно, что 20 процентов еще категорически против захвата Крыма.

          • Анонимно
            9.05.2015 19:21

            Это братан Чубайса прихватизатора. Два сапога - пара.Один прихватизировал богатства Родины, второй пытается прихватизировать ее память, историю.Или вы ждете в обмен на эти "псевдоистории" свои 2 Волги? Он хочет навязать нам наноисторию нашей Великой Победы.Казак Поволжья

            • Анонимно
              9.05.2015 21:22

              Эмоции против фактов? Так вы хотите покорить мир, товарич?

              • Анонимно
                9.05.2015 21:49

                Только факты про покорителей мира. Эмоции это у вас играют, даже слово товарищ не можете сказать спокойно.Германия получала через посредников значительную помощь из США и Латинской Америки. Рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл», к примеру, только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Гитлеру бензина и смазочных материалов на 20 млн. долларов. Один венесуэльский филиал «Стандарт Ойл» ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн нефти, которую мощная химическая промышленность рейха тут же перерабатывала в бензин. До середины 44-го года танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «черным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Топливом дело не ограничивалось. Немцам поступал из-за океана вольфрам, синтетический каучук, детали и запчасти для автомобильной промышленности, которыми фюрера снабжал его большой друг мистер Генри Форд-старший. Известно, что вермахту шло 30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах, и только осенью 1942-го филиал Форда в Швейцарии отремонтировал две тыс. немецких грузовиков.Казак Поволжья

                • Анонимно
                  9.05.2015 22:05

                  Отлично казак. Мочи пятую колонну как наши деды фашистов!

            • Азат Д
              9.05.2015 21:39

              "Сын(родственник) за отца(родственника) не отвечает" - товарищ И.В Сталин.

          • Анонимно
            9.05.2015 19:45

            очень правильные вещи говорит Игорь Чубайс! Да и у каждого народа свое понимание Сталина, или Ивана Грозного или Петра. Возьмите чеченцев любят ли они Сталина? Заставьте попробуйте! Сколько людей погубил этот сталин и этот преступный советский режим! У каждого народа, я уверен, будет свое понимание сталина, грозного или петра. У моего народа , Татар, будет свое понимание и трактовка! Уверен, будет полное осуждение и сталина, и грозного и петра!

            • Анонимно
              9.05.2015 22:33

              Только то, что под носом вы не обсуждаете и не осуждаете. Страх потому что. А все остальное лишь обида, недостаток образования и понимания сущности мира.

  • Анонимно
    9.05.2015 14:58

    Не совсем по теме, но все же. Жив ли король Румынии Михай. Единственный кавалер ордена Победы доживший до наших дней и приезжавший к нам на праздник Победы несколько лет тому назад. Ему сейчас должно быть 93 -94.Он сумел вывести Румынию, из союза с Германией, арестовал главного союзника Гитлера Антонеску и румынские части принимали участие в боях в с немцами с конца 1944г. Сталин высоко оценил его действия, имевшие большой международный резонанс. Он в числе 5 иностранцев награжденных орденом Победа.Как то распустили слух, что он за большие деньги продал его. В ответ последовало возмущенное заявление Михая, что этот орден самое дорогое в его жизни и он завещал передать его в музей.Среди гостей сегодняшнего парада Победы не видел его. Очевидно по возрасту или болезни, если конечно жив, уже не может приехать.А жаль. Думаю, что в случае необходимости последнего живого кавалера ордена Победа могли бы привезти в Москву спецрейсом МЧС.

  • Анонимно
    9.05.2015 15:06

    Сейчас власть всячески пытается принизить роль Сталина и промывает мозги молодежи, приписывая ему один негатив.Фактически роль Сталина огромна и в победе и в истории. Нынешняя власть только пользуется тем.что создано Сталиным. Ничего создать не могут,приватизировали страну и эксплуатируют народ.

    • Анонимно
      9.05.2015 15:23

      Распродают заводы, построенные Сталиным, а деньги все до рубля к себе без стеснения в карман и ни рубля в бюджет .

  • Анонимно
    9.05.2015 15:55

    Статья - набор штампов советских времен. Спорить по всем вопросам здесь места не хватит. Поэтому возражу только по 1 вопросу. При атаке солдаты не кричали: "За Родину! За Сталина!" Это политруки придумали, т.к. им отчитываться перед начальством надо было. А потом это в книги и фильмы внесли. На самом деле солдаты в атаку шли с матом! Если очень страшно было, то кричали: "Мама!" (Мне это несколько ветеранов рассказывали).

  • Анонимно
    9.05.2015 16:18

    В Европе правые силы поддерживают Россию, от Марин Лю Пенн до венгерского Йоббика. Так что странно все что происходит с нами

    • Анонимно
      9.05.2015 16:34

      Ни одного нормального завода со времен Сталина сегодня не построено и , конечно , можно хаять Сталина, что трудно народу при нем жилось. Но было тогда такое время, мы были в окружении буржуа. Все были против нас. И только правильная политика Сталина помогла поставить страну на ноги и превратить ее из лапотной страны в промышленно развитую вывести по объемам производства на второе место в мире. А сегодняшние правители загоняют Россию снова на обочину истории.

  • БОБ
    9.05.2015 17:39

    Не хочу бросить тень на героя войны, ни в коем случае, прошу понять и простить, речь о другом - о двойных стандартах. Перед нами, условно, два документа :1) пакт Молотова-Риббентропа (документ о сотрудничестве с Гитлером); 2) документ о сотрудничестве с гитлеровской Германией пленённого советского офицера. Почему создателя первого документа автор статьи за него оценивает негативно ("Можно попытаться найти оправдание такой политике Сталина, но ..."), а подписанта второго документа оценивает исключительно положительно ("Джалиль вобрал в себя всю мощь того духа, который и определил Великую Победу"). Нет ли тут двойного стандарта со стороны Р.Хакимова?

  • Анонимно
    9.05.2015 17:45

    Статья хорошая! Спасибо всем нашим предкам за победу!

  • Анонимно
    9.05.2015 18:07

    Не нато бояться великий китай нас защитит.

    • Анонимно
      9.05.2015 19:06

      Уже давно ясно, что без Сталина не было бы никакой победы! Как же Гитлер всей Европпе за считанные месяцы поломал хребты, а с Советским Союзом за долгие годы ничего не смог сделать? Отец у меня защищал Ленинград, в одном бою сразу под Орлом получил 18 ран и всегда очень хорошо отзывался о Сталине. Говорил, что только при нем и при его строе они сумели вырастить и воспитать достойных семерых детей. Хотя сам после войны был уже инвалидом, а мать при семерых детях конечно же не работала.

      • Анонимно
        9.05.2015 19:38

        вы пишите "Уже давно ясно, что без Сталина не было бы никакой победы!" да ничего не ясно, он был душегубом как и Гитлер! История его осудит еще раз и навсегда!

        • Анонимно
          9.05.2015 20:01

          Со временем историки о Сталине будут писать только хорошее!

          • Анонимно
            9.05.2015 21:26

            Только хорошее о нем даже в ссср не писали. И до сих пор официально развенчан и осуждён культ личности сталина. Поэтому его прославление против закона, я прав юристы?

            • Анонимно
              9.05.2015 21:59

              Дурной Хрущев впервые заговорил о культе личности. Но у него и культ личности был и на какой работы им не было сделано для страны.

              • Анонимно
                10.05.2015 00:46

                Это решение партсъезда, а не только Хрущева. Не отвлекайтесь- про сталина говорим. Есть здесь сталинисты? Или за сталина никого нет?
                А ведь сталин считал самыми большими пороками трусость, глупость и лень.
                Выходит вас бы и расстрелял товарищ сталин как дураков и трусов.

                • Анонимно
                  10.05.2015 09:56

                  Сегодня простой народ весь за Сталина. Против него руководители, которым сегодня позволительно и беспрепятственно воровать, продавать гос предприятия и все деньги до копейки забирать себе! Вот они то и ругают сегодня Сталина!

        • Анонимно
          11.05.2015 06:48

          Это не история судит! А судьи кто? Которые не уважают не себя не свою страну и историю! Вы посмотрите другие страны, даже Германия про Гитлера ничего не пишет такое, что может бросить тень на сегодняшнее правление страны. Давайте жить сегодняшним днем, а память должна быть светлой и доброй, тем более про войну. А что было при сталине то не плохо

  • Анонимно
    9.05.2015 19:47

    Сейчас, в мирное время, мать 7-детей работает, так как детс.пособие на жизнь не хватает.

  • Анонимно
    9.05.2015 22:38

    Если бы не было Сталина ничего бы не было.Сталин вовремя провел коллективизацию,индустриализацию и прочая,прочая,прочая.Благодаря его усилиям была создана КНР.Китай сегодня кормит и одевает почти весь мир.К сожалению не обошлось без репрессий но надо понимать что 1991 год по сути дела совершили "потомки".

    • Анонимно
      9.05.2015 23:22

      \\Благодаря его усилиям была создана КНР.Китай сегодня кормит и одевает почти весь мир\\ - Тайвань стал отдельным от Китая государством, с, отличным от коммунистического, политическим строем. Тайвань уже в 60-е годы стал развитым государством мира, благодаря рыночной экономике. В это время в КНР шла "культурная революция" и царила нищета. И только в к 80-м годам в Китае поняли, что директивная экономика - это путь в никуда. Фактически они перешли к рыночной экономике и государственному капитализму, это помогло им преодолеть отставание от мировой экономики. Если бы Сталин не вмешивался в дела Китая, коммунистов бы подавили в два счета, а народ избежал бы голода и трагедий 50-60-х годов. Во главе с Гоминьданом и Чанкайши, Китай бы стал такой же развитой страной, как Тайвань, уже в 60-е годы.

      • Анонимно
        10.05.2015 10:21

        Да. И еще 2 десятка стран, включая рф процветали бы уже. Второй мировой могло и не быть. Население рф или сссртбыло раза в 3 больше.

  • Анонимно
    9.05.2015 22:40

    Раньше был культ личности а сегодня культов личности и наличности.

    • Анонимно
      9.05.2015 23:11

      Культ личности может быть только у личности, каким был. Сталин. А сегодня может быть и нет культа личност, потому что нет таковой личности.

  • Анонимно
    9.05.2015 23:50

    Если уж не дружественный Черчиль сказал про Сталина " Сталин принял Росиию с сохой, а оставил с атомной бомбой", нам - то зачем его топтать ? И Победа всегда будет связана с именем Сталина, как бы не хотели разного рода "Хакимовы" и др.

  • Анонимно
    10.05.2015 17:00

    Я сталинист и этого не скрываю.

  • raf
    10.05.2015 18:05

    История не признает сослагательного наклонения.Принимаешь таким,как было,или садишься за книги,документы той эпохи и с определённой идеологической направленностью трактуешь в книгах,статьях.Тут наблюдаем полное непонимание темы,без фактов,на злобу дня делаются выводы.Если доживу,посмотрю что будут писать о Путине через 30 лет.Сталин олицетворял Диктатуру рабочего класса,в мелкобуржуазной стране.И проводил политику в интересах этого класса.Потому его деятельность трудно воспринимается сторонниками мелкого буржуа,кулака,чьи внуки и правнуки классовую борьбу того времени трактуют с моральных позиций,что Сталин "обидел и сослал"на Соловки.Было Рабоче-крестьянское государство,Конституция и Законы писаны для Рабочих,хотя весьма жесткие,за опоздание на работу могли посадить в тюрьму.Но добросовестный рабочий получал общественное признание,материально вознаграждался.В какой стране за Труд присваивали Звание Героя?Потому Советский Союз был притягателен для рабочих всего мира.Тут не нужна была и пропаганда.Реальность сама и есть пропаганда.С подачи Горбачёва и Яковлева Договор между Германией и СССР,так называемый ПАКТ Молотова-Риббентропа,ставят вину Сталину.Почему государства не должны заключать Пакты?СССР в лице Сталина давал письменные обязательства не иметь договоры с Германией?Когда внешняя разведка Советского Союза имела неопровержимые доказательства,что Англия,Франция,США давали деньги на милитаризацию германской экономики.Только дурак может решить,что немцы будут выпускать шарики.Да,и перед вторжением к нам,вся западная Европа "сдалась"на милость фюреру.Сталину надо было оттянуть время,поскольку экономика не была готова к войне,но руководство понимало,что войны не избежать.Потому ПАКТ позволил разрушить коалицию обьединённой европы против СССР,выключить из игры Польшу,Англию.Далее,в ночь начала войны шли эшелоны с продукцией в Германию.Договорные обязательства СССР выполнял.И покупали мы станки и продукцию машиностроения.СССР был лучшим торговым партнёром Запада.Но нараставший экономический кризис,запад решил выправить за счёт СССР,направив параноика Гитлера.История рассудила,Истина в Социализме,Труде,уничтожении классов и отношений частной собственности.Сталин,как последовательный ленинец справился как руководитель Первого государства Рабочих и колхозного крестьянства.Потому и ветер истории выдувает мусор над его именем,хорошо бы из наших,зашоренных мозгов,оставляя ясность и правду.

  • Анонимно
    10.05.2015 19:08

    Не являюсь упертым сталинистом.Но замечу, что крики: победил народ, а не Сталин, не конструктивны. Народ без руководителя - толпа неспособная к осмысленным действиям.Сталин, несмотря на ошибки, стал достойным Верховным Главнокомандующим, но десятки орденов и по нескольку геройских звезд на себя не цеплял, как Брежнев или Хрущев.Особенно нелепым было награждение Л.И.Брежнева орденом "Победа", которое при Горбачеве отменили. Но с этой наградой переусердствовали подхалимы из окружения генсека. Он был нормальным и достоным фронтовиком - политработником, но конечно не полководцем.Что касается просчетов и ошибок они были и у Саши Македонского и Наполеона, полководцев высшей пробы.А Гитлер не сумел извлечь уроков и поправить ошибки, отсюда и страшная гибель.

  • Анонимно
    10.05.2015 19:20

    хочется чтобы статьи в БизнесОнлайн писал настоящий ученый-историк, а не "свадебный академик". В казани много профессиональных историков, профессоров, докторов наук. было бы интересно почитать их. а то читаю у Хакимова абзац и скучно становится. можете не публиковать. это предложение.

  • Анонимно
    11.05.2015 07:14

    Предлагаю переименовать площадь Свободы в площадь Сталина! Считаю целесообразным заметить памятник Ленину на памятник Сталину! Считаю, что это будет жестом воздаяния заслуг государственному деятелю, внесшему решающий вклад в победу над фашизмом! Так же это будет жестом благодарности т. Сталину за его национальную политику, одним из ярких штрихов которой которой, было предоставление национально-культурной автономии татарскому народу коим я является учреждение ТАССР! Кто за?

    • Анонимно
      11.05.2015 09:25

      Я за и за вся моя семья!

    • Анонимно
      11.05.2015 09:38

      Давно пора это сделать, а не ждать у моря погоды.

    • raf
      11.05.2015 11:13

      "Предлагаю переименовать площадь Свободы в площадь Сталина!..."Историю своего государства надо Знать.Сталин был верный ленинец,государственный деятель.Ленин Вождь Мирового пролетариата.Руководивший проведением социалистической Революции,Председатель Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). С апреля 1920 года занимал также должность Председателя Совета Труда и Обороны.Он тоже государственный деятель.Его вклад в образование ТАССР,прочти и не смеши людей на БО(http://biofile.ru/his/31682.html)

      • Анонимно
        11.05.2015 12:29

        Пора поставить еще памятник Сталину. Название площади можно сохранить.

      • Анонимно
        11.05.2015 12:45

        "13 декабря 1919 года Политбюро Центрального комитета партии по предложению В.И.Ленина отменило прежнее Положение Наркомнаца о Татаро-Башкирской республике. Тогда же было решено вопрос о Татарской автономии решать особо. И спустя всего месяц с небольшим, 26 января 1920 года то же Политбюро ЦК приняло решение об организации Татарской Автономной Советской Социалистической республики . Дальнейшей разработкой всех необходимых документов об образовании и границах ТАССР занималась специально созданная правительственная комиссия во главе с И.В. Сталиным."

        • Анонимно
          11.05.2015 13:31

          А зачем надо было отменять Положение о Татаро-Башкирской республике? Из-за произвола большевиков отменили также обещанный референдум в Уфимской губернии, вследствие чего 1,5 миллиона татар остались за пределами Татарстана. О народах, конечно, не думали, кроили территории, как хотели. Наоборот, искусственно создавали напряжение между народами, например, между татарами и башкирами.

          • Анонимно
            11.05.2015 15:45

            А как Вы считаете, можно было бы найти татаро-башкирского руководителя в такую республику? Полагаю, что нет! А если нет, то действия были полностью оправданы, так как любое качественное функционирование лидера любой из означенных национальностей неминуемо создавало бы немотивированное напряжение у другой национальности! Нельзя усидеть на двух стульях сразу! Собственно мудрость Сталина и заключалась в том, что он был гениальным политиком и умел обходить "подводные камни" и не создавать проблем на будущее.

          • Анонимно
            11.05.2015 18:23

            Ленин и Сталин поступили мудро, что отказались от вначале поддержанной ими идеи Тат-Баш республики: идеи фикс М.Вахитова и М.Султан -Галиева.Сразу стали бы выяснять "народы братья", а точнее их лидеры, кто более старший брат.И вообще идея "сдвоенных" республик себя не оправдала.Единственное исключение Дагестан, где не два а несколько крупных и много мелких, а точнее малочисленных народов.По поручению Сталина его структурой и "квотированием" руководящих должностей занимался Султан - Галиев. Эта схема "работает" и до сих пор.

            • Анонимно
              12.05.2015 05:00

              Ну да, Ленин и Сталин поступили мудро, расчленив единый этнический массив народа, лишив 2,5 миллиона татар, проживающих по периметру Татарстана, своего национального очага. Ведь это по их мудрости только четверть татар проживает в своей национальной республике. И эта мудрость до сих пор осложняет единую национальную жизнь татарского народа. Ну, а М.Вахитов и М.Султан-Галиев, наверное, были дураки, что отстаивали интересы своего народа. Не хватало им мудрости Ленина и Сталина.

    • Анонимно
      11.05.2015 22:15

      Татарстан должен сделать это первым! Уже пора!!! ... В Липецке уже установлен, но в порядке гражданской инициативы!

      • Анонимно
        13.05.2015 10:13

        Вопрос к 22.15.И чего это Татарстан должен сделать первым? Поясните свой восторженный лозунг.

        • Анонимно
          13.05.2015 23:37

          Восторженный? ..нет, крайне взвешенный и убедительный! Я предлагаю установить памятник Сталину!

  • Анонимно
    11.05.2015 23:10

    Умная и актуальная статья.Не вписывается в общий хор урапатриотов.В наше время иметь свою точку зрения-это большая смелость.Нормальному человеку ваши статьи как свежий возду.Не обращайте внимания на злые комментария,"собака лаит,караван идет".

  • Анонимно
    12.05.2015 00:25

    Велик наш Путин. это хотя бы видно на примере татарстана и чечни. знающие люди поймут. Слава Путину, слава России!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль