Общество 
15.05.2015

Александр Мишарин: «ВСМ является межрегиональным метро»

Кредит на ВСМ даст Банк развития Китая, а фонд «Шелковый путь» вложит средства в уставной капитал SPV

В Москве на Пассажирском форуме накануне глава ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин заявил, что без ВСМ общественный транспорт в России продолжит сжиматься, уступая дорогу личным автомобилям. В идеале поезда должны отправляться каждые 10 - 15 минут. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, почему Россия обречена на строительство сети ВСМ.

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ НАЧИНАЕТ СЖИМАТЬСЯ»

В самом центре Москвы в пафосном отеле Four Seasons вчера состоялся Пассажирский форум. Пленарная дискуссия была посвящена обсуждению комплементарности пассажирского сообщения. По сути, за этим замысловатым словом скрывалась попытка обсудить взаимосвязь и взаимодополняемость разных видов транспорта, существующих в России.

Первым и, можно сказать, программным стало выступление гендиректора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина. Он с жаром и страстью рассказывал, «что же такое высокоскоростной железнодорожный транспорт и зачем он нужен вообще». Порой даже казалось, что Мишарин хочет в очередной раз доказать всем, а особенно сомневающимся, зачем был затеян этот проект. Впрочем, затея пока все равно далека от реализации. Хоть и был в начале мая подписан меморандум с Китаем о движении, можно сказать, по рельсам ВСМ, однако скорости это пока не добавило — ясно, что к 2018 году построить не успеют, но нет и других конкретных дат реализации проекта. Во всяком случае, широкой общественности они не объявлены.

Вчера в рамках форума гендиректор «Скоростных магистралей» был тоже далек от конкретики. Только РИА «Новости» удалось выяснить в кулуарах, что кредиты на строительство ВСМ может выделить Банк развития Китая (China Development Bank, CDB), а средства в уставной капитал SPV – фонд «Шелковый путь».

Между тем Мишарин убежден, что строить ВСМ надо, и этому есть весомое обоснование — общественный транспорт под угрозой. «Во всем мире, и эта тенденция однозначна, имеется рост мобильности за счет перевозки на личном транспорте», — пояснил гендиректор «Скоростных магистралей». По его словам, в настоящее время 60 - 70% перевозок, в среднем по миру, осуществляются на личном автомобиле. В США эта цифра и того выше — 80 - 85%. На долю общественного транспорта в евразийских странах приходится от 30 до 40%, а в США — меньше 15%. Столь внушительную разницу Мишарин объяснил тем, что в Штатах нет высокоскоростного рельсового движения. «Та же самая тенденция происходит и в России… Сейчас весь общественный транспорт начинает сжиматься. Несмотря на усилия по развитию городского движения, поддержки авиации, без развития рельсового высокоскоростного транспорта эта тенденция будет необратимой», — предостерег Мишарин. И у него уже было готово решение данной проблемы, которое, естественно, заключалось в создании сети ВСМ.

Чтобы загрузить фото полностью, нажмите на него
Чтобы загрузить фото полностью, нажмите на него

«СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ ОБЪЕДИНИЛИ ЕВРОПУ, А ТЕПЕРЬ ОБЪЕДИНЯТ И РОССИЮ»

Скоростной транспорт, в данном случае способный передвигаться со скоростью 300 - 400 км в час, позволил бы расширить границы агломерации. «ВСМ отвечает этим требованиям. Она является межрегиональным метро. От этого зависит и распределение производительных сил, и расселение, и так далее», — настойчиво говорил Мишарин. Все это, по его словам, позволило единой Европе таковой являться на самом деле. Плюс сегодня китайцы интенсивно взялись за создание гигаполисов, хотя только в 2008 году построили первую ВСМ. Теперь Китай, можно сказать, ввязался в строительство ВСМ в России. Первая ветка, оцененная более чем в 1 трлн. рублей, соединит Москву и Казань, а в перспективе протянется и до Пекина.

У ВСМ при этом два критерия: скорость и такт. «Поезда должны ходить с интервалом не более 30 минут, а идеал — 10 - 15», — мечтал Мишарин. А чтобы был пассажиропоток, этот вид транспорта должен быть доступным. Поэтому формируется несколько классов обслуживания. В этом, по сути, заключается социальная функция высокоскоростного транспорта. «Все едут с одной скоростью, но немного в разных условиях», — добавил Мишарин.

Впрочем, он же считает, что само высокоскоростное сообщение не решает всех проблем. «Очень важно, чтобы оно было составной частью единой транспортной системы», — посоветовал глава «Скоростных магистралей». В этой связи, убежден он, выиграет даже авиация, которая, на первый взгляд, может показаться конкурентом ВСМ. «Появится ВСМ — аэропорт во Владимире, Нижнем Новгороде или в Калуге становится аэропортом московского транспортного узла, потому что движение до них менее 1,5 часа. Поэтому авиация тоже выигрывает», — заявил Мишарин.

20150514_212011.jpg

«ОБРЕЧЕНЫ СДЕЛАТЬ ВСМ, ЧТОБЫ НЕ ОСТАТЬСЯ МАЛОМОБИЛЬНОЙ НАЦИЕЙ»

С Мишариным в этом согласен директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. В качестве примера он привел развитие высокоскоростного движения в Европе. «В любой западноевропейской стране 15 - 18 тысяч пассажиро-километров на душу населения — это некоторая константа, которая держится много лет. Нам до нее очень далеко. У нас цифра 7 - 8 тысяч на душу населения. Даже в их условиях наличие двух взаимодополняющих видов сообщения дали синергетический эффект, который никто не ожидал. А есть еще любопытные эффекты, связанные с тем, что наличие сопряжения авиаузел — скоростная рельсовая система дает крайне любопытные эффекты мультимодального свойства», — объяснил он.

В России же даже в транспортной стратегии до 2030 года в качестве стратегической цели прописано увеличение подвижности населения. «Страна с сохранением низкого уровня подвижности имеет мало шансов на развитие. Поэтому любая возгонка подвижности за счет современных технологических решений, за счет современных финансовых решений — мы на это обречены», — уверен Блинкин. Региональная авиация, развитие которой также является императивной целью, станет дополнением к ВСМ. «Без мощных современных рельсовых систем мы обречены держаться на наших низких планках мобильности. А страна не имеет права себе это позволить. Поэтому в этом отношении я оптимист. Мы обречены сделать скоростные системы, если не хотим оставаться маломобильной нацией», — полагает эксперт.

Глава российско-германского общества по развитию транспорта и логистики (DRGVL) Гебхард Хафер как представитель единой Европы, которую не раз ставили в пример на форуме, подтвердил на примере Германии, что эффект от высокоскоростного движения действительно есть. При этом для немцев, по его словам, четыре часа в пути — это предел при движении по ВСМ. «Немцы считают, что использование скоростных поездов хорошо, если не больше четырех часов. Для нас четыре часа — это предел, который гарантирует нам пассажиропоток. В противном случае люди задумываются о самолетах, а не поездах. Для нас скоростные дороги — хребет общественного транспорта», — объяснил Хафер.

В этой связи в голову приходили мысли о том, насколько же хватит терпения у россиян, тем более что ВСМ от Казани планировали тянуть в будущем до Екатеринбурга, а потом и дальше на восток страны. И все-таки, надо полагать, что терпения у российских граждан хватит более чем на четыре часа, раз находятся смельчаки-романтики путешествовать на поезде из Москвы во Владивосток.

Тем более и у Мишарина на этот счет далеко идущие планы и огромные надежды. «Сегодня новые виды транспорта способны сделать так, что у нас вся, по крайней мере, европейская часть может превратиться в единую агломерацию», — заключил он.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2015 09:50

    Не нужно думать, что поедут из Владивостока в Москву на ВСМ. Но в соседние города - с удовольствием. Представьте, из Уфы в Казань можно будет добраться примерно за час.

    • Анонимно
      15.05.2015 10:32

      Через год путешествие на работу в своем городе на трамвае будет уже существенно бить по карману. Россиянам не нужны будут поездки по РФ, раза в 3-4 сократится (пока в 2 думаю)- а это уже нерентабельность всего и опустошение.Зачем поезд или электричка если заполняемость 5%? Надо упрощать все и дерегулировать, чтобы удешевлять. А ВСМ может быть полезна китайцам и европейцам -торгующим между собой. Но рискнут ли они ехать через рф? Только под спецгарантии. Но надо понимать, что китайцы более организованы (такое впечатление), а значит они станут доминировать и вытеснять наше население.Население проигрывает народу, а народ другому более сплоченному народу и тд. Поправьте, кто думает иначе.

      • Анонимно
        15.05.2015 12:34

        Не знаю что там будет с сокращением всего и вся. Не думаю, что апокалипсис наступит, но в чем-то вы действительно правы. Китайцы используют внешнюю политику РФ в своих целях, и мы как страна становимся сателлитом Китая и входим в их зону влияния, то есть говорить о том, что мы "разворачиваемся" на Восток и у нас будет партнер смешно, нас Европа поставила в такую ситуацию, что Китаю выгодня нас просто добить экономически, что они с успехом и делают.

  • Анонимно
    15.05.2015 10:07

    Все как в той присказке: "Пару много а поезд стоит на месте". Ну начинайте же..(стройте ВСМ)... Сначала Пекин (обязательно через Казань) Европа, а потом через лет 50, Токио - Париж через Россию.... мечтать надо осторожно, иногда мечты сбываются!!!!

  • raf
    15.05.2015 10:55

    Поезда поедут или нет,ещё неизвестно.А вот РОСпил денег на создание проекта,вот это лакомый кусок,в ходе этого действа ,можно и поднять цену рисования.

    • Анонимно
      15.05.2015 16:19

      Раф, а Вы когда бываете довольны? Последний раз чувство глубокого удовлетворения при Брежневе на рабфаке получали? Пусть строят дороги, хоть ездить будем в цивилизованные города и страны

      • raf
        15.05.2015 20:18

        Я доволен,когда установится Диктатура пролетариата,формой в СССР были Советы.Существовавшей до 1962 года.Дальше началась эпоха первоначального накопления капитала.Так что,мой подход к строительству ВСМ-классовый.И никуда не будете ездить,тебя не пустят,потому что ты ватник.

        • ЧеКа
          16.05.2015 09:52

          "Все перемешалось в доме Обломовых").."Ватник" как бы новое название слова "совок". Совками либералы называли людей придерживавшихся социалистических взглядов. Получается что "ватник-совок" это вы Раф .. ВСМ дает возможность обычному человеку перемещаться быстро и на большие расстояния за не очень большие деньги. Получается вы выступаете в итоге против интересов простых людей что противоречит социалистическим принципам. Вам бы определиться..

          • raf
            16.05.2015 13:51

            Не желаю понимать про каких Обломовых пишешь.Только у себя ищи причину двусмысленностей понимания и написания многих слов.Логин "ЧеКа",вроде "предохранительная чека"от гранаты,вроде ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР (1917-1922).Только что пишешь,относится к уголовно-антисоветской терминам.Ватник-обычная стёганая куртка.Одевали заключённых в холодное время года.Совок-лопатка с загнутыми кверху боковыми краями.В сленге наполняется иным содержанием.Я не стронник ассоциативного мышления,а научного.Потому я применяю эти слова в политико-пропагандистком понимании.Так что "совок",это нынешние капиталисты с уголовным прошлым,с уголовным мышлением,ими пользуться как совками,чтобы загребать то ,что оставил трудолюбивый Советский народ.

  • Анонимно
    15.05.2015 15:23

    и наши мищары всегда говорят одно,а на уме противоположное...

  • Анонимно
    15.05.2015 23:58

    Рельсовый Ж/д транспорт уже вчерашний день (небезопасен и емок в обслуживании). Другое дело поезда на магнитной подушке; такие ходят в Японии. Скорость порядка 600 км. Но здесь также как с Мистралями, которые нашему ВМФ даром не нужны: но там нужно было прогнуться перед французами, а здесь перед китайцами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль