Общество 
20.05.2015

Минтимер Шаймиев: «Есть понятие «намоленность». Перевода на татарский не могу найти…»

Как первый президент РТ перебрал все регламенты в Совете ФедерациИ, неся сенаторам духовность

С продолжительной речью о возрождении духовных ценностей на своем живом примере — восстановлении Болгара и Свияжска — сегодня в рамках «Часа эксперта» выступил в Совете Федерации Минтимер Шаймиев. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушала, как Шаймиев произвел неизгладимое впечатление на Валентину Матвиенко и едва не сорвал заседание верхней палаты парламента, призывая меняться самим и менять общество, заниматься духовностью, пока «российская крыша не протекает».

Минтимер Шаймиев выступил в Совете Федерации в рамках «Часа эксперта»
Минтимер Шаймиев выступил в Совете Федерации в рамках «Часа эксперта»

«КРЫША РОССИЙСКАЯ НЕ ПРОТЕКАЕТ»

Сегодня в Совете Федерации в рамках «Часа эксперта» выступал государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. Мероприятие это новое, появилось в верхней палате парламента только в этом году. В СФ РФ решили, что будут приглашать на «Час эксперта» признанных специалистов, которые ознакомят сенаторов с актуальными для общества и государства проблемами. Первым еще в феврале с речью выступил президент Курчатовского института, академик РАН Евгений Велихов, который рассказал о ядерной энергетике.

Шаймиеву, занимающемуся возрождением Болгара и Свияжска, досталось не менее серьезная тема — «О возрождении духовности в РФ». «Такие люди, как Минтимер Шарипович, не успокаиваются, не могут почивать на лаврах», — представила его сенаторам председатель СФ РФ Валентина Матвиенко, перечисляя регалии.

Госсоветник начал с рассуждений о значимости проблемы. «Мы многое можем, можем многое выстрадать и пройти, но путь обретения духовности, ее возрождения, вы это прекрасно понимаете, для каждого отдельно взятого человека, не говоря об обществе, — это самое сложное, потому что это касается каждого из нас. Каковы мы — таково общество, отношение гражданина к власти, власти — к гражданину. Почему? Потому что во власти тоже граждане сидят. Проблема всеобъемлющая. Но этим нужно заниматься», — рассуждал Шаймиев.

Причем заниматься именно сейчас, убежден госсоветник, потому что «так мы еще никогда не жили». «Мы всегда будем жаловаться. И это правильно, это есть локомотив дальнейшего движения любого государства, любого общества, — добавил он. — Сейчас у всех на столе есть хлеб, крыша российская не протекает». И это самое время для того, чтобы меняться, обретать духовность, что тем самым изменить себя и общество в целом. «Надо делать и не откладывать», — добавил он.

Валентина Матвиенко представила Шаймиева сенаторам: «Такие люди, как Минтимер Шарипович, не успокаиваются, не могут почивать на лаврах»
Валентина Матвиенко представила Шаймиева сенаторам: «Такие люди, как Минтимер Шарипович, не успокаиваются, не могут почивать на лаврах»

«РАБОТА ОТ ДУШИ ДЛЯ ДУШИ»

Шаймиев признался, что фондом «Возрождение» занялся сразу, «как ушел». «Я не знал, что значит терять власть. Я всегда был только у власти, — как бы невзначай сказал он. Что важно: поддержку оказали не только президент РФ, правительство, власти Татарстана, но и простые граждане. «Столько приятного сделано за эти все годы… Благодарность от всех независимо от конфессиональной и национальной принадлежности и в республике, и за ее пределами. А каждая оценка, каждое теплое слово человека нацеливает на дальнейшее действие», — порадовался Шаймиев. И все это его приводит в «комфортное состояние» от того, чем он занимается, а особенно от того, что все получается.

Далее Шаймиев рассуждал о том, что в основе цивилизации лежит духовная культура. «Если с утра дома с женой не ругался, с детьми в ладу, это ты уже какой-то вклад внес, — по-житейски говорил госсоветник, — иначе ты несешь это в трудовые коллективы, рабочие места, им еще испортишь настроение, и вот так пошло-поехало». И вновь призвал сенаторов становиться «иными», не обижаться, не быть недовольными. А там и до духовности, надо полагать, недалеко.

Судя по словам Шаймиева, в предыдущие годы в России было явно не до духовности: были революции, репрессии, коллективизация, годы Великой Отечественной войны, наконец, перестройка. «Сложно предъявлять кому-либо какие-либо счеты, быть недовольным. Это мы с вами, — философствовал Шаймиев. — Но сейчас находить надо формы, начинать надо этим заниматься. Дело не то, что стоящее. Я сам называю его так: работа от души для души».

Владимир Путин посетил Болгар и Свияжск в 2012 году
Владимир Путин посетил Болгар и Свияжск в 2012 году

«ПУТИН СПРОСИЛ ТОЛЬКО, КОМУ ПОРУЧИТЬ»

В Татарстане же это началось давно, когда был создан фонд благотворительности во главе с президентом РТ. Шаймиев отдельно упомянул про его работу, когда помогают инвалидам, ветеранам войны и труженикам тыла, которых становится все меньше, собирают детей в школу. Живым примером «святого человека» Шаймиев назвал Асхата Галимзянова. «Это то, что мы можем сделать, то, что понятно нашим людям. Отсюда и отношение к власти меняется. Это тоже немаловажный фактор», — настоятельно говорил Шаймиев.

Уже потом, по его словам, в республике перешли к более крупным проектам — возрождению историко-архитектурных памятников. Начали с восстановления Казанского кремля к 1000-летию города. «В итоге Казань была номинирована и включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО», — похвастался он.

Далее с уверенностью в своей правоте Шаймиев задумался восстановить Болгар и Свияжск и пришел 30 декабря 2009 года на встречу к Владимиру Путину, который тогда был премьер-министром. «К нему я пошел уже с готовым предложением... — вспоминал госсоветник. — Мы пришли к такому выводу: несмотря на то, что это федеральные объекты, давайте наш бюджет, сколько определите на восстановление этих объектов, столько же татарстанский бюджет будет вносить. Он ничего не сказал, спросил только, кому поручить. Я говорю: в приемной сидят Кудрин и Авдеев, министр культуры тогда. Поручение сразу было дано». После этой знаменательной даты и был создан один фонд на возрождение Болгара и Свияжска, хотя это разные цивилизации — мусульманская и православная. Несмотря на это, по заверениям Шаймиева, деньги, которые поступают в фонд, делятся поровну на оба объекта.

— Я не знаю, сколько уже говорю. Осталось 30 секунд. Это от чего? — Шаймиев повернулся к Матвиенко.

Ему ответили, что истекают выделенные ему 30 минут.

— Я испорченный в этом плане человек, — с легкостью прокомментировал он, зная, что ему-то времени могут дать сколь угодно много.

В мечети Болгара
В мечети Болгара

И Шаймиев продолжил. Тут была и цитата Дмитрия Лихачева про то, что, в отличие от природы, утрата памятников культуры невосстановима, и тонкие филологические замечания.

— Есть понятие «намоленность». Мне нравится это слово. Перевода на татарский я так и не могу найти. Это емкое слово. Когда заходишь в Троицкую церковь Свияжска от 1551 года. Его готовый уже привезли к походу царя. Кто только там ни был, кто что ни говорил при этих стенах, кто только ни смотрел, кто только о чем ни подумал. Но намолено так намолено, — отметил Шаймиев.

Наконец, он начал показывать сенаторам слайды Болгара: Соборная мечеть, северный мавзолей, восточный мавзолей, Черные палаты, малые минареты, ханские усыпальницы, белые палаты.

И тут микрофон Шаймиеву снова выключили.

— Продлите время, пожалуйста, — попросила Матвиенко.

— Вы без обеда, да? — уточнил Шаймиев, чем вызвал оживление. — Но в то же время у вас после обеда нет заседания. Валентина Ивановна, что мне делать? Мне самому хочется об этом говорить!

— Выступление очень интересное, но есть регламент, — извиняющимся тоном ответила она.

— Мне самому нравится об этом говорить! Я не могу об этом не говорить!

И вновь Шаймиев продолжил, но уже с жаром показывая слайды, указывая, какая огромная работа была проведена, были приглашены международные специалисты. Например, вспомнил про то, что Путину Белая мечеть напомнила Тадж-Махал. В конце концов пригласил всех сенаторов: «Валентина Ивановна, мы примем вас всех. Искренне говорю!»

На острове-граде Свияжск
На острове-граде Свияжск

«ЛЮДИ САМИ ИДУТ»

Шаймиев торопился, ведь про Свияжск он рассказать не успел, а это, по его мнению, было важно. Но ему снова предательски отключили микрофон.

— Я все равно достучусь!

— Минтимер Шарипович, просто дальше заседание, повестка… — Матвиенко было явно неловко.

— Я извиняюсь. Я шучу. Но мы так не можем. Если показали Болгар, то Свияжск обязательно. У нас равновесие, знаете, какое идет? — Шаймиев был настойчив и продолжил показывать слайды «поставленных на ноги» соборов.

Не мог госсоветник не упомянуть о том, что делается это все при поддержке народа, каждого вносят в книгу памяти. Так, по словам Шаймиева, в восстановление Белой мечети, а это 700 - 800 млн. рублей, вложились нефтяники, Алишер Усманов, Ринат Ахметов. Кроме того, он отметил Геннадия Тимченко, Рустама Тарико, Алексея Миллера, покойного Алексея Соколова, а еще «Лукойл», Сбербанк. «Люди идут сами. Что характерно, кто делает взнос в Болгар или Свияжск, делает обязательно на двух объектах», — добавил Шаймиев.

«ПУТЬ ДЛИННЫЙ, ПУТЬ ТЕРНИСТЫЙ»

В настоящее время продолжаются не только работы по восстановлению, но и готовятся к номинации ЮНЕСКО отдельные объекты. «Путь длинный, путь тернистый, путь очень сложный. Раньше времени никого обнадеживать не нужно. Мир большой, планов много, желающих много, занимаются люди и хотят, чтобы был эффект от туризма», — отметил Шаймиев. При этом определенных результатов в республике уже удалось достичь, эффект есть. «После восстановления Кремля несравненно возрастает количество туристов. Татарстан сейчас вышел на третье место по привлечению и внутренних туристов, и зарубежных, — доказывал Шаймиев. — Болгар посетили 280 тысяч человек, Свияжск — 180 тысяч, Кремль — около 1,5 миллионов человек».

— Минтимер Шарипович, я очень извиняюсь, очень замечательное выступление, все сидят слушают, тишина полная в зале, но нас ждут представители правительства по следующим вопросам повестки дня, — неловко вмешалась Матвиенко.

— Валентина Ивановна, я как раз хотел сказать, что я закончил, — без тени смущения ответил он.

Кто-то в зале громко смеялся в микрофон, все аплодировали. А Матвиенко вручила Шаймиеву самую высокую награду СФ РФ «За заслуги в развитии парламентаризма».

— Вы уж не обижайтесь, я по характеру такой… — извиняющимся тоном говорил Шаймиев, обнимая Матвиенко.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (98) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.05.2015 16:48

    Намоленность, есть Иман.. Поэтому то и найти не может.

    • Анонимно
      20.05.2015 17:47

      Иман - все таки Вера. А она у каждого своя.

    • Анонимно
      20.05.2015 17:58

      ИМАН- есть ВЕРА. В России и Татарстане Люди не ВЕРЯТ. некоторые только ВЕРУЮТ...

    • Анонимно
      20.05.2015 19:45

      Намолненность - это Гыйбадатле

      • Анонимно
        21.05.2015 02:49

        Нет, Вы неправильно понимаете русское слово "намоленность". У них "намоленность" означает придание сакральных смыслов разным фетишам-материальным объектам: храмам, иконам, мощам и прочим. В Исламе в принципе нет такого понятия, как "намоленность", ибо запрещено поклоняться всему, кроме Всевышнего Аллаха. У мусульман, к примеру, везде можно совершать намаз, хочешь - дома, хочешь - в мечети, хочешь - в чистом поле. Везде твоя молитва будет принята, "намолено" там или "не намолено", это совершенно не имеет никакого значения.

        • Анонимно
          21.05.2015 08:40

          Правильно, в Исламе намоленным является сам человек, который совершает молитву.

          • Анонимно
            1.06.2015 10:01

            Это Вы не правильно понимаете слово "намоленность". Это не поклонение объектам, это просто объект впитал в себя веру людей.

  • Анонимно
    20.05.2015 16:49

    Духовность и власть - в России пока не совместимы. Ждем от Минтимера Шариповича правдивых мемуаров.

  • Анонимно
    20.05.2015 16:53

    Рэхмэт, Бабайга ! Это истинный сын своего народа, хотелось бы иметь хоть треть его мудрости и прозорливости ...

  • Анонимно
    20.05.2015 17:03

    Татарстану повезло, что у нее был такой первый Президент Минтимер Шарипович!

  • Анонимно
    20.05.2015 17:07

    Правильно Бабай сказал, что надо меняться. Никогда не поздно поменяться и подарить народу попавшее в руки, но лишнее.

  • Анонимно
    20.05.2015 17:08

    Наш бабай!

    • Анонимно
      21.05.2015 12:13

      Ну ни как не ассоциируется с этим словом. Минтимер Шаймиев очень бодрый и энергичный человек не каждый так может в его возрасте, причем какие творческие идеи выдает. Шаймиев не бабай, а локомотив татарской культуры!

  • Анонимно
    20.05.2015 17:21

    Надо меняться. Поздно понял это бабай. Но как бы то ни было все это понимают на закате жизни. А молодым рвачам нужно прислушаться к нему, иначе гореть в аду вечно.

    • Анонимно
      20.05.2015 17:24

      Прям не сомневаюсь, что Бабай в себе вполне уверен, что он-то все делал как велел Аллах.

  • Анонимно
    20.05.2015 17:21

    НАМОЛЕННОСТЬ - на татарском должно быть примерно: "ЖИЗ ИЛЭК АША УТКЭН" (как бы прошел через очень мелкое сито)

    • Анонимно
      20.05.2015 17:32

      Статью читали? Уткэн про церковь 16-го века как-то не скажешь, это кше турында эйтерге була...

    • Анонимно
      20.05.2015 17:52

      Не согласна! С Вашим переводом на татарский . Намоленность это понятие энергетического состояния определенного помещения или места . Когда энергия посыла молитвы за многие годы и века от множества людей концентрируется и придает последующим молитвам молящихся больший посыл и силу. Как бы открывается канал именно в этом храме к Богу . И путь молитвы как бы становится короче . Как то так я смысл этого слова понимаю . Не даром место под строительство церкви или мечети раньше выбирали с тщательностью . Это должно быть не просто место свободное а именно пригодное для этого.

      • Анонимно
        20.05.2015 21:08

        Надо было в школе учить физику, тогда такую белеберду бы не писали о концентрации энергии в местах молитвы. Скоро будем писать про ведьм и домовых с такой же убежденностью. О нечистой и чистой силе рассуждать. Goody

        • Анонимно
          21.05.2015 03:12

          Goody, хоть и атеист, но мыслит и формулирует абсолютно точно. В Исламе нет и не может быть понятия "намоленности", ибо вероучение запрещает поклонение всему, кроме Всевышнего Аллаха. Такая "намоленность" Аллаху может быть только в твоем сердце (калеб) и разуме (анг), а, стало быть, и не требует специальных формулировок-разъяснений. Разумеется, Ислам отвергает любые суеверия, пустую болтовню про "энергетику" и прочую чепуху.Muslim.

        • Анонимно
          21.05.2015 08:27

          Уважаемый Хороший "Надо было в школе учить физику,...". Вам знакомы такие физические понятия как отрицательно и положительно заряженные частицы? И биологию, точнее анатомию подзабыли - человеческий организм состоит из клеток, которые в свою очередь состоят из молекул - атомов - электронов. Которые могут быть положительно или отрицательно заряженными.

          • Анонимно
            21.05.2015 08:49

            А вы знаете, что такое электронейтральность? Поясню. Это означает, что в сумме количество отрицательно и положительно заряженных частиц одинаково и человеческий организм не заряжен. А уж тем более рассуждать о насыщении какого то места энергией за счет моления. И какими приборами это место исследовали? Это скорее уж воображение человека работает, придавая месту, лику святого, предмету особые свойства. С таким же успехом можно говорить, что та же Хранительница Даши Намдакова или любая другая известная скульптура или картина вот насыщена такой "энергией". По другому намолена. Goody

            • Анонимно
              21.05.2015 09:32

              Правильно. Когда сумма отрицательно заряженных и положительно заряженных одинаково - это баланс, другими словами - состояние покоя системы. Человеческий организм - это система. Когда в нем одинаковое количество того и другого он находится в покое, грубо говоря ничего не делает. Когда в человеке преобладает положительная энергия - то он творит, созидает, когда отрицательная - разрушает. Так и с вещами, предметами, местами. Есть места, где людям приятно находиться, где чувствуется позитив или прилив сил; есть места, где идет уход энергии, негатив, неприятно находиться.

              • Анонимно
                21.05.2015 10:53

                По Вашей логике засунул палец в розетку зарядился "положительной" энергией и стал творцом. Вы сами осознаете свой бред?

                • Анонимно
                  21.05.2015 11:09

                  От розетки заряжаются аккумуляторы. Люди заряжаются от Создателя (напрямую) или от других людей (энерговампиризм).

                  • Анонимно
                    21.05.2015 12:46

                    Чем они заряжаются? И какой вид энергии накапливают от Создателя? G

              • Анонимно
                21.05.2015 12:22

                А как это вы так атрибутировали энергию по одному признаку заряженность, которая принимает два значения положительное и отрицательное и определили поэлементное воздействие?

        • Анонимно
          21.05.2015 10:23

          По физике и прочим предметам были пятерки. Я пишу не об энергии а об энергетике или скажем биоэнергетике. Немного о другом . Извините .

        • Анонимно
          21.05.2015 12:14

          Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.Наука, сейчас, сама приходит к идее бога.см.золотые пропорции в природе во вселенной.

          • Анонимно
            21.05.2015 14:51

            Какая наука приходит к идее бога? То-то стали священнослужители защищать диссертации и им присваивают научные степени ВАК. Видимо, я оказался не в курсе о том, что появилась такая наука с идеей бога. Goody

            • Анонимно
              21.05.2015 16:10

              Более того, в знаменитом Московском Физтехе открыли кафедру богословия. Это называется "приплыли".

            • Анонимно
              22.05.2015 12:10

              http://www.inopressa.ru/article/26Dec2014/wsj/metaxas.html

      • Анонимно
        21.05.2015 06:12

        Самое лучшее определение понятия " Намоленность"

    • Анонимно
      20.05.2015 17:56

      То что Вы имеете в виду это все таки означает жизненный опыт, скорее всего. А намоленность - это догалар укылган урын. Намоленное место - церкви, мечети, места в домах, где чаще читаются молитвы. Эти места обладают светлой, чистой энерго-информационной структурой пространства.

      • Анонимно
        21.05.2015 03:14

        Кончай толкать бидгать (ересь), Алладан куркырга кирэк.

        • Анонимно
          21.05.2015 08:15

          Алланны курыкмаса кирэк. Алланны тынларга хэм анларга кирэк.

          • Анонимно
            21.05.2015 10:00

            В Исламе есть понятие "тэкъва" - "богобоязненный". Это необходимое качество для каждого мусульманина.

            • Анонимно
              21.05.2015 10:41

              "Тэкъвэ" - скорее всего - "благочестивый". А по поводу боязни Аллаха. Может все таки его любить, уважать, слушать, понимать надо. А бояться - делать неправедные дела.

      • Анонимно
        21.05.2015 08:09

        Похоже на то. Ведь намоленность от слова "мулла", а "мулла" от слова "муллык"-достаток. Обращались Всевышнему с просьбой обеспечить муллык, а кто обращался, так и клеился ярлык мулла. А русские взяли основу, у них пошло "молиться"(просить муллык-достаток)...

        • Анонимно
          21.05.2015 10:03

          "Мулла? (от араб. ????????? — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц[1], иногда учителей медресе и просто грамотных людей".https://ru.wikipedia.org/wiki/Мулла

          • Анонимно
            22.05.2015 08:26

            Вот-вот...знаток и служитель культа. Таких тюрки и называли мулла, прямо переводится с татарского так: "дай достаток" ...Это они в древности обращались к Кюк-Тэнре, а арабы исламисты взаимствовали, потом перекочевал и на русский язык как корень мол :отсюда молиться, богомол, и т.д.

  • Анонимно
    20.05.2015 17:28

    Молодец, Бабай!

    • Анонимно
      22.05.2015 08:22

      Однако арабы не доказали, что слово мулла пришло им от тюрков.

  • Анонимно
    20.05.2015 17:29

    В исламе нет такого понятия, вот и нет в татарском языке этого слова. Намоленность - это место, алтарь, крест или лики святых, где или перед чем-то молятся. В исламе не молятся перед чем-то и не привязывают молитву к месту. Потому и нет намоленности. Да и не чем не отличается "намоленное", кстати от слова молить, умолять, просить о чем-то бога от не намоленного места. Это все придумки. Если человек обращается к богу, то бог услышит его вне зависимости от места, где человек молился. А уж тем более стоять перед ликом "святого" и просить его о чем-то. Та еще глупость. Goody

  • Анонимно
    20.05.2015 17:31

    Тяжело, очень тяжело Шарипычу дается духовность. Не знает, с какой стороны подступиться. Совет: с чужими детьми надо больше общаться, делать им подарки, любить их больше(!)своих. Это и есть духовность. Все остальное - медитация.

    • Анонимно
      20.05.2015 18:04

      Совет простой- откажись от денег и роскоши как Махатма Ганди Все остальное профанация и попытка замолить грехи

      • Анонимно
        21.05.2015 14:17

        А до Махатмы Ганди ещё раньше Иисус Христос сказал: кто имеет имение -- раздай нищим и следуй за мною. А Иса и в Исламе за пророка почитается. Стало быть, его заповеди (заповеди Христа) актуальны и для мусульман. Когда-нибудь придём к этому, Алла бирса.

    • Анонимно
      21.05.2015 10:28

      Многократно плюсую! Молодца!!!

  • Желаю только - сил и долгих лет жизни.

  • Анонимно
    20.05.2015 17:38

    Бабай намазга басса, менэ шунда анлар иде бу сузнен асылын. Сабир

  • Анонимно
    20.05.2015 17:43

    Вот пишут "встать ему на намаз", поймите - он только своими делами покрыл многих, кто встал на намаз (кто по вере, а кто, что печально - ради моды)

  • raf
    20.05.2015 18:14

    Да,Бабай годы берут своё.Внутренняя борьба между сознанием и осознанием происходящего-мозг взрывает.Будь врен мечте,когда был мальчишкой,бегал босиком,о чём-то мечтал,и непременно добивался благодаря собственному Труду,доброму отношению к людям,распознавал своих врагов,уважал друзей.Жил одним словом.И Ты вошёл в историю Татарского народа.Здравия в уме,до последней минуты жизни.

  • Анонимно
    20.05.2015 18:14

    Вступительные слова Госсоветника очень сильные, своевременные: "Государство - это часть общества", "изменения - это необходимость жизни", "духовность - это основа жизни". Дальше, к сожалению, наверное, по привычке выступающего отчет о проделанной работе.

  • Анонимно
    20.05.2015 18:19

    Молить – мо-лить – му-лить (в древнерусском языке О в некоторых случаях переходит в У) – создавать состояние не-ума. Состояние му даёт мощь и исцеляет - именно для этого используются молитвы. Ислам – арабское слово, означающее покорность, подчинение, послушание, также оно переводится как «мир». Тогда полное название Учения звучит как «Послушание и мир», «Послушание и Бог». Если идти путём послушания и покорности воле Божьей, в душе наступает мир и покой. Ниже мы узнаем, что означают слова Бог и Аллах.Давно известно, что ислам это религия родственная иудаизму, христианству, буддизму, а первые три религии рассматривают Авраама как праотца веры. Расшифруем имя «Авраам», чтобы узнать какое знание предков о мире лежит в основе всех трёх религий. И для расшифровки мы применим русский язык. Как покажет дальнейшая расшифровка всех слов, с которыми мы будем встречаться, пытаясь проникнуть в тайны ислама, русский язык это ключ, с помощью которого образы ислама открывают свою внутреннюю суть, прекрасно соответствуя самому Учению.Заметьте, раз Авраам избранник Бога, значит, он несёт в себе божественную суть. Иначе говоря, Авраам владеет качествами присущими Богу. Посмотрим, какими.Итак, Авраам – корень в этом имени авр – наоборот читается как рва. Рва это существительное, происходящее из глагола рвать (например, ход-ходить). Следовательно, прямое чтение авр означает не-рва – не рвать – не-рвана – нирвана – Единое Целое – это Бог. Значит, при своём создании иудаизм, христианство и ислам опирались на Единое Целое, на Бога.Единое Целое является основой ислама. Что это означает? Наш мир целостный, он – единое целое? ДА! Когда создавались христианство, иудаизм и ислам, их создатели опирались на целостное видение мира, они видели мир, как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, они ЖИЛИ в таком мире, поэтому и опирались на него.Что такое «целостное видение мира»? Лучше всего пояснить это на примере. Есть семья, например, семь человек – можно чувствовать и переживать всех семь человек как целое, а можно видеть, что каждый в семье сам по себе. Женщина, например, видит членов семьи как одно целое и не разделяет их по значимости, мужчина же видит их по отдельности и разделяет по уму, развитости, значимости, знаниям и т.п.В исламе говорят: «Аллах един» - я думаю, это означает, что Бог это Единое Целое, что вполне соответствует тому чувству, которое есть внутри относительно Бога/Аллаха. Вот почему нам, православным и мусульманам, ещё нужно быть вместе – тогда мы выполняем завет Бога и опираемся на его суть.

    • Анонимно
      21.05.2015 04:21

      Вы очень своеобразно и неправильно подошли к объяснению имени Авраам с точки зрения русского языка, тогда как Авраам был евреем, и он не обладал божественными качествами, он пророк божий. Если даже имя Гульнара переводя с арабского означает "огонь ада", но это не правильный перевод, так как имя Гульнара- это имя персидское, и переводить его надо с фарси, и тогда оно приобретает красивое значение "цветок граната". Пророк Авраам- это один из самых первых пророков Бога, и он один из первых провозгласил строгое единобожие, когда его кинули в огонь размером с дом, из-за того, что он в церкви разбил все статуэтки и оброза святых, искромсал все иконы, и сказал своему отцу, чтобы тот не покланялся тому, что сотворено собственными руками, "... Как вы им поклоняетесь, ведь они не могут даже защитить самих себя". Пророк Авраам со своим сыно Измаилом построил первый божий храм для всего человечества по указанию Бога, это в городе Мекке мечеть Аль-Харам. Ученые доказали, что через эту точку, где Бог послал луч и он застыл в камень, сегодня это черный камень Кааба , проходят все биомагнитные поля Земли.Что касается трех религий, то могла быть и четвертая по небесному писанию Пророка Давида- Псалтырь, но на сегодня его в оригинале нигде нет, и он считается утеренным, хотя думаю, что он также, как и истинное Евангелие за семью печатями хранится в Ватикане. Бог на языке Евангелия , а это арамейский язык, будет Элохим или Элох, а по арабски Илэх, это очень близкие друг другу языки. Слово Аллах берется от Илэх с приставкой Аль, что переводится Единый Бог.Все святые книги посланны Единым Богом через Архангела Гавриила(Джибраил): Тора послана Моисею, Евангелие- Иисусу, сын Марии, Псалтырь- Давиду и последняя книга Коран- Мухаммаду. Это одна неразрывная цепочка, просто по мере роста человечества, роста товарно-денежных отношений, увеличения общин , требовались все больше и больше законов , чтобы урегулировать эти отношения. И также как Гражданский Кодекс РФ 2001 опирается на Конституцию РСФСР в основе 1957, 1968, 1993 года, также и Коран включает в себя и Тору, и Евангелие (Коран 5 сура 46,47 аят).

      • Анонимно
        21.05.2015 09:21

        Авраам не был евреем. Евреем не был его сын Исаак. Евреем был Иаков, сын Исаака, внук Авраама.

  • Анонимно
    20.05.2015 18:24

    Пришло время вспомнить о духовности. Лучше поздно чем никогда. ( Слепаков про нефть)

  • Анонимно
    20.05.2015 18:33

    Раз мы затронули тему верха и низа, тема духовности напрашивается сама собой. Принято считать, что занятие собственным духовным развитием — это нечто высшее, а простое хождение на работу, зарабатывание денег, выращивание детей, занятие повседневными делами или сексом — низшее.Я заметил, что многие люди рассматривают духовное развитие, во-первых, как нечто необычное (и черпают в этом процессе чувство собственной исключительности — они думают, что узнают что-то, чего не знают другие) и, во-вторых, как нечто отдельное от земной жизни. Оба эти, если можно так выразиться, явления в духовном развитии человека имеют один корень. Вот об этом мне и хотелось бы сказать несколько слов.Корень этот лежит, как вы уже начали догадываться, в дуальном восприятии мира — самой банальной и врожденной способности ума все делить на выше — ниже, лучше — хуже, все выстраивать в ряд по ранжиру. Даже если перед человеком положить две совершенно одинаковые вещи, ум все равно, в конечном итоге, разделит их и скажет нечто вроде: "Вот эта вещь должна стоять на первом месте, а вот эта — на втором". И тут ничего не поделаешь, пока вы не станете ближе знакомиться с этим свойством ума разделять и властвовать. В противном случае, вы будете делить и делить и делить вещи бесконечно. Ни о какой свободе и гармонии с целым здесь, конечно, даже речи быть не может.Вера в собственную исключительность, когда человек становится на духовный путь развития, происходит от веры в то, что небесный путь лучше земного, которая, в свою очередь, происходит от веры в то, что земной путь и духовный путь — это разные вещи. Как видите, тут нет никакого восприятия реальности, нет видения целого, есть лишь голая и сухая работа ума, который только и может, что присваивать оценки и разделять.Как только вы поверили в свою исключительность, как только поверили в большую значимость своего духовного пути, сразу же в вас начинают расти гордыня, спесь, жажда руководить и направлять темную толпу, иначе говоря, жажда власти, желание проявить силу и поставить на колени все ту же непокорную толпу, потому что она вас не слушает и это вас бесит. Вы думали, что идете по высшему пути, а это все сугубо земные штучки, милостивые государи и государыни.Люди готовы днями и неделями разговаривать о чакрах и силах, которые они открывают, о третьем глазе и других высших материях. Они ставят это превыше всего. Что станет с вашим третьим глазом и куда подеваются все высшие материи, если вам вдруг захочется в туалет, если вас будет распирать от нужды, а сходить будет некуда? Постарайтесь увидеть, что чакры существуют, потому что есть тело, а тело существует благодаря тому, что существуют чакры; третий глаз существует, потому что есть прямая кишка, а прямая кишка существует, потому что есть третий глаз. Все внутри нас взаимосвязано, и внутри нас нет ни высшего, ни низшего.Постарайтесь увидеть, что высшие чакры существуют благодаря низшим чакрам, и наоборот. Как бы высшие чакры узнали, что они высшие, если бы не было низших чакр? Постарайтесь увидеть, что верхняя часть тела существует благодаря нижней, и наоборот. Они отражают друг друга и равноценны. Постарайтесь увидеть, что земной путь и небесный — это одно и то же. Все это гармонично соединяется в человеке, и если мы будем проводить границы и разделять, то будем резать по живому, а это означает вредить самим себе.И последнее. Как вы, наверное, заметили, очень часто, а может быть, и всегда, люди ударяются в духовность после какой-то психической или физической травмы или в результате каких-то жизненных неурядиц. Они сбегают от чего-то, с чем очень и очень не хотят встречаться лицом к лицу — чаще всего речь здесь идет о боли. В духовности и религии они находят убежище. Все здесь замечательно, кроме одного: это бегство, бегство от трудностей жизни и тех страданий, которые она несет с собой.Сравните: бежать — убежать — убежище — убеждение. Проще всего искать убежище в занятиях духовными дисциплинами или в вере, но не забывайте, что вы пришли сюда проживать именно земной путь, а не мифический, небесный. Быть мыслями на небесах и ходить по земле означает постоянно спотыкаться и расшибать себе лоб, что, впрочем, очень часто и происходит.Замечательно иметь какие-то убеждения — мы часто говорим: "Это мое твердое убеждение", — но не забывайте, что каждое ваше убеждение — это то, куда вы спрятались от многообразия мира, не желая иметь с ним ничего общего. Как бы высоки ваши убеждения ни были, они все равно ограничивают вас, заслоняя от вас внешний и внутренний миры.Поскольку термин "духовность" стал таким популярным в настоящее время, у меня к вам есть несколько вопросов:Как быть духовным и при этом не иметь чувства снисхождения или презрения ко всему материальному?Как жить на земле, полностью отдавая себя этому процессу и проходя все уроки жизни, и быть одновременно духовным?Как быть духовным и при этом не ограничивать себя всевозможными духовными и религиозными концепциями, догмами и убеждениями?Я заметил интересный факт: множество людей, в том числе бизнесмены, рассказывали мне истории о том, что, когда они начали всерьез интересоваться духовностью, их материальный уровень резко падал. Иногда доходило до того. Что они не могли найти деньги на хлеб. Это очень наглядный пример, как люди разделяют внутри себя небо и землю, духовное и материальное.Как соединить духовные и материальные запросы?Как вообще соединить духовное и материальное?Что надо понять, увидеть или почувствовать?

  • Анонимно
    20.05.2015 18:42

    Я знаю множество людей, которые занимаются духовным самосовершенствованием. Многие из них идут к Духу через православную или мусульманскую религию. Всё это люди, обладающие прекрасными душевными качествами и большой внутренней силой. Свои усилия по духовному совершенствованию они направляют на чтение мудрых книг, на упражнения, на чистку организма, на размышления о высоком. Своими мыслями и устремлениями они пребывают в ашрамах или монастырях Востока, рядом с великими Учителями. У всех этих людей мысли направлены на Бога, на собственное духовное совершенствование, на Восток. Кстати, у людей, которые заняты материальным самосовершенствованием, все мысли направлены на знаменитые солидные банки и фонды, на деньги и на Запад. А России в их мыслях, стремлениях, молитвах и мантрах нет.Когда я разворачиваю мысли и обращаю внимание на своё тело, на боль, которая там находится, оно излечивается. Когда я разворачиваю мысли и обращаю внимание на душу, на боль и страхи, которые там находятся, душа излечивается. Куда бы я ни направлял свои мысли и внимание, эта область моей жизни исцеляется.Возможно ли обрести духовность и спасение, если нет связи с землёй, на которой живёшь, с народом, который дал тебе жизнь?Если вы направите свои мысли, устремления, молитвы и мантры на Россию и Татарстан, на боль, которую она переживает сейчас, если вы будете переживать эту боль, осознавая и отпуская её, Россия исцелится. И вы найдете здесь и Восток и Запад, и духовность и деньги.

  • Анонимно
    20.05.2015 18:44

    Намоленный на татарском - ялварган. На старотатарском - инэлгэн.

  • Анонимно
    20.05.2015 18:52

    Что такое дух и душа и как соотносятся между собой дух, душа и ум? Рассмотрим происхождение слов душа и дух. Душа/дух – корень для обоих слов доу/до - оуд/од – обозначает объединение в одно целое. То есть слова душа и дух указывают на то, что мы имеем дело одновременно и с отделением от целого и с стремлением соединиться с ним (на это указывают прямое и обратное чтение соответственно.Народ, когда говорит о том, что наполняет мужчину и женщину и позволяет им жить на земле, имеет ввиду душу – «душа пришла на землю жить и проходить уроки». Получается, что душа бывает мужская и женская, хотя мы, как мне кажется, под влиянием современного христианства, никогда не думаем о душе в смысле пола.И это не правильно, потому что свойства и признаки двух начал, из которых состоит наша вселенная, никто не отменял (только общество дерзнуло сделать это). Следовательно, души мужчины и женщины должны отличаться друг от друга и нести в себе свойства и признаки обоих начал (половые признаки) – тела же у мужчины и женщины разные, а они строятся вдоль души. Раз они отличаются, значит, у них должны быть разные названия в языке, потому что наш народ каждому явлению всегда давал собственное имя.Какие это имена? Русский язык однозначно указывает: дух – мужской род, душа – женский. Получается, что язык указывает нам на то, что мужчина обладает духом, а женщина душой. Отличаясь свойствами и качествами, они по сути одно и то же. Тогда откуда взялось обобщающее название «душа» как содержимое мужчины и женщины обеспечивающее им жизнь на земле? Думаю, из множественного числа слова «души» - для удобства произношения.В словаре Срезневского (см. [56]), однозначно указано: дух – душа, - то, что даёт жизнь существу; душа, духовная сторона человека.Одновременно, слово «душа» означает: духовная сторона человека; духовные свойства; то, что даёт жизнь существу.То есть для предков это было одно и то же явление, которому они присвоили одно и то же имя, поставив его в мужском и женском роде.Далее, мы привыкли думать, что душа принадлежит земле, а дух, как некая высшая (мужская) сила, принадлежит миру горнему, он нечто, не имеющее отношение к жизни на земле, хотя и влияющий на неё откуда-то извне («Бог наблюдает за нами со стороны»). На мой взгляд, это путаница, которая, кроме того, устанавливает превосходство одного начала над другим (потому что на небе быть почётнее, чем на земле). Конечно же, истоки её в победе патриархального христианства над матриархальным.На самом деле, как выяснилось выше, вместе с мужчиной на землю приходит дух, чтобы проходить уроки и превратиться в любовь, а у женщины приходит душа. Они обозначают одно и то же единое жизненное начало, и вместе их души проходят уроки жизни на земле.Такое видение уравнивает в правах мужчину и женщину, иначе получается, что мужчине нет места на земле, он может быть только на небе, вместе Богом (а кто находится рядом с Богом, тот лучше, достойнее – так принято считать). И такое видение помогает избежать путаницы, кто из нас первый, а кто – второй, кто из нас выше, а кто – ниже. И, самое главное, оно помогает установить правильный взгляд на жизнь: в развитии жизни на земле, в развитии человека и человечества мужчина и женщина играют одинаковую роль, каждый из них – свою собственную, неповторимую.Итак, что мы имеем? Души мужчины и женщины – дух и душа – воплощаются на земле, чтобы проходить уроки жизни и превратиться в любовь, в дух (слово дух имеет в нашем языке также значение Бог). Этот Единый Дух – Любовь - соединяет в себе в себе мужское и женское начала: Бога-Отца и Богиню Великую Матерь.Через личность дух и душа проходят уроки жизни на земле, чтобы обрести любовь и вновь стать одним целым. Целым для духа и души является Любовь, в Любовь превращаются личности мужчины и женщины. Целым для ума и му является Разум, к нему (к Богу) мужчина и женщина идут, проходя, проживая ум-эго.

  • Анонимно
    20.05.2015 19:10

    Спасибо Вам Минтимер Шарипович!!!!! Правильно как раз про духовность надо говорить больше чем о другом. Правильное выступление как раз в точку!

  • Анонимно
    20.05.2015 19:33

    Я уже начинаю бояться, как бы атеистов не сделали изгоями в российском обществе. Уж очень настырные эти "новоявленные". А ведь все учились в светских школах, учили дарвинизм. Восхищались Менделеевым, Циалковским, Павловым... И впали в мракобесие... Очень жаль!?

    • Анонимно
      20.05.2015 20:29

      То что Вы говорите - это из материальной области нашей жизни (химия, космонавтика, медицина). Есть еще и духовная область - это философия, культура, религия. Так, что боятся не стоит. Живите с Миром.

  • Анонимно
    20.05.2015 20:13

    Молодец Шаймиев!!! Но и Татарстану есть чему учиться у других регионов!!!

  • Анонимно
    20.05.2015 20:15

    Намоленность крещенные татары перевели бы "келяу ителгэн". Долгих лет жизни Бабаю.

  • Анонимно
    20.05.2015 20:22

    Духовность - каждый день жить как перед Богом на ладони."В зрелом возрасте надо начинать готовить себе плацдарм на том берегу, чтобы уйти без ужаса и страха перед неизбежностью смерти, чтобы спокойно и смело глядеть в дверь, куда предстоит войти каждому рано или поздно. Помнить о смерти, быть готовым к ней - одна из целей и смыслов праведной жизни истинно верующего человека."Цитата из очень хорошего материала про священника отца Георгия из Теребеней, на Псковщине. http://www.rg.ru/2015/04/30/rodina-terebeni.html#

  • Анонимно
    20.05.2015 20:26

    Уважаемый Минтимер Шарипович, Вы правильно почувствовали тенденцию. Хорошо, что именно Вы, как уважаемый, авторитетный и достойный человек озвучили её на всю страну.Пусть Всевышний наставит Вас на другие верные шаги в этом направлении.

  • Анонимно
    20.05.2015 20:28

    Намоленный-по татарский будет "догалы". Например, "намоленная доска"-"догалы такта" Не думаю, что это не знал Шаймиев. Просто, так он построил свой рассказ, связал мусульманство с православием. А получилось, еще и с язычеством, по мнению мусульманских комментаторов. А все, что он рассказал, интересны только как памятники архитектуры. Если, конечно, интересны. Кстати, в Государственном Историческом Музее Москвы Булгар представлен единственным бассейном от фонтана в форме мраморного тазика небольшого размера. Если бы сам не из Татарстана, вообще бы не запомнил.

    • Анонимно
      21.05.2015 03:20

      "Догалы такта" с картинкой у тебя в углу висит что ли? Тогда все понятно.

      • Анонимно
        21.05.2015 09:42

        Зачем так грубо и тщеславно? Все люди - братья и сестры. Все мы дети Всевышнего. И играем в разные игры. А если бы играли в одну, то Всевышнему не интересно было бы за нами наблюдать.

        • Анонимно
          21.05.2015 10:11

          Но вероучения бывают разные, что принято у одних, то категорически отвергается у других.

          • Анонимно
            21.05.2015 10:52

            Вот, к сожалению, эта категоричность не дает на понимать друг друга. Отсюда конфликты и прочие неприятности. А ведь по идее все верования от Него, просто даны были людям в разное время в разном месте. Я думаю для того, чтобы через разообщенность и разнообразие прийти к единому пониманию, что все мы разные, но все мы вместе дополняем друг друга в этой пестрой картине мира.

  • Анонимно
    20.05.2015 20:28

    оч. хорошо. меценаты в очередь

  • Анонимно
    20.05.2015 20:32

    Бабай мудрый человек.Я как Татарин горжусь что у нас такой есть почетный президент нашего любимого Татарстана !

  • Анонимно
    20.05.2015 21:59

    Первый президент Татарстана реально крут.

  • Анонимно
    20.05.2015 23:09

    Вот грамотно разложил сенатором,главное чтобы поняли о чем была речь. Не удивлюсь что Шаймиев Минтимер начнет читать намаз и держать уразу. Вообщем многие рады! Тоже хочу вам сказать:Огромное Спасибо Вам!

  • Анонимно
    21.05.2015 05:16

    Минтимер Шарипович - Великий Сын Татарского Народа! Дай бог ему Здоровья!

  • Анонимно
    21.05.2015 08:59

    Что тут сказать.. Таких людей, как Бабай единицы во всём мире! Сенаторы должны быть рады, что имеют возможность слушать такого человека, а им повестка важнее...

  • Анонимно
    21.05.2015 09:54

    Нужно отметить, что восстановлением Свияжска и Булгара бабай занимается на федеральные деньги из бюджета министерства культуры РФ. Опять нашлась какая-то федеральная целевая программа.

  • Анонимно
    21.05.2015 10:38

    Наивные люди... прежде чем восхвалять, глаза откройте и подумайте что к чему...

  • Анонимно
    21.05.2015 12:30

    Рухы бар масялян бу мачеття дип айтяляр, наверно это ближе всего к слову намоленность...

  • Анонимно
    21.05.2015 12:35

    Минтимер - еще раз молодец! Посетите Свияжск , советую.В Болгар думаю уже все были )

  • Анонимно
    21.05.2015 13:37

    Бабай всем еще жару задаст, наобнимал там всех в конце

  • Анонимно
    21.05.2015 13:43

    С удовольствием читаю комментарии. Татарстанцы очень образованы! По поводу намоленности - простой вывод: Это старопоповский разговорный жаргон! Переводят служить из одного прихода в другой, так они между собой и говорят: -намоленный (значит доходный) приход. Так, думаю, уверен

  • Анонимно
    21.05.2015 15:15

    Что такое намоленность, я очень хорошо представляю. Когда заходишь в старинную 16 века церквушку в Хамовниках (Москва), сразу понятно, что там все намолено. Даже энергетика там поплотнее, чем на улице. Но, энергетика, больше полярности Инь.Святость также ощущается вполне материально. Но в целом, это все же психологическое ощущение - т.е. понимание, что до тебя на этом месте молились веками. В мусульманской традиции именно такого понятия нет. Так как согласно ислама, мечеть - вся Планета. Молись и обращайся в Богу откуда хочешь (кроме как из санузла). Но в Исламе есть понятие Рух (т.е. Дух) и Иман (Вера). Так вот в тех местах, где мусульмане искренне и много молятся, возникает эффект сходный с намоленностью (но не идентичный) - Ислам Нуры, Ислам Рухы. Это в ощущении - как очень легкое, светлое, энергичное. В общем, светлая энергетика (полярности больше Ян).Таким образом, понятие намоленности применимо в основном к старинным церквям. В Исламе этого термина нет.

    • Анонимно
      22.05.2015 00:19

      Если вы хотите понять что такое намоленность надо не в Москву ехать, а в Мекку в мечеть Аль-Харам. Это первый божий храм , построенный Пророком Авраамом и его сыном тоже Пророком Исмаилом за долго до пришествия Моисея, Иисуса и Мухаммада в этот мир. Во время Хаджа сюда приезжает 8 миллионов паломников, вот это и есть намоленное место за несколько тысяч лет, вот здесь баракат.

      • Анонимно
        22.05.2015 14:03

        Если бы в Исламе было понятие "намоленность", то у него было бы по меньшей мере арабское название. А так, такого слова нет ни в арабском, ни в турецком, ни на фарси языках. Я уже не говорю про наш родной татарский язык. Так что, не надо заморачиваться несуществующими проблемами.

  • Анонимно
    21.05.2015 21:11

    Мусульманство самая молодая религия и понятия насмолен нести в ней нет а то как же объяснить действия игил по разрушение памятников или это непонятно даже фашисты не разрубали древние памятники

    • Анонимно
      22.05.2015 00:37

      Игил- это не мусульмане, это разработка американских спецслужб, чтобы навести хаос на Ближнем Востоке, и поддержать курс доллара. После этого хаоса, разграбленные страны попросят помощи у США, и станут в большую зависимость перед Америкой. Но Аллах в Коране сказал: "Вы задумали хитрость против Нас, а мы задумали хитрость против вас. Аллах самый хитрый из хитрецов , и самый мудрый из мудрецов." Недолго Америке осталось хитрить, и так будет с каждым, кто будет строить козни против Ислама.

  • Анонимно
    22.05.2015 00:41

    ИГИЛ рушит не только памятники, но и библиотеки для того, чтобы стереть с лица Земли историю Ислама, его основы. Чтобы искоренить ислам в чистом виде, для его полного искоренения, и все это делается строго по указанию Вашингтона, и лично сенатора Маккейна, но у Аллаха к ним очень скорый расчет, не сомневайтесь.

    • Анонимно
      22.05.2015 08:37

      О том, что на Востоке под флагом "халифат" будет страшная война и жертвы, 3 года назад читала в СМИ. Автор писал, что это дело рук спецслужб.

  • Анонимно
    22.05.2015 08:54

    Отношения руководства страны, народа к президентам, губернаторам , оценка их жизни , деятельности определяется когда они уходят от должности. Сравните в каком положении оказались Шаймиев М.Ш, Рахимов М.и др руководители, какое к ним отношения. Категорический не воспринимаю отрицательные коментарии в отношении БАБАЯ.Подавляющее большинство народа и не только Татарстана искренно уважают Минтимер Шариповича! Долгих, долгих лет Вам счастливой жизни !!!!! Мы Вами гордимся!!!!!

  • Анонимно
    22.05.2015 12:14

    статья на inopressa.ru - "Наука приводит все больше аргументов в пользу идеи существования Бога."Я имел в виду действительно НАУКУ.

  • Анонимно
    22.05.2015 16:10

    Не надо зубоскальства и глупого стеба.И тем более схоластик о "намоленности" или "имане".М.Ш.Шаймиев в нескольких словах рассказал, почему Болгар и Свияжск привлекают людей со всего мира.А свою схоластику и споры об "имане" или "намоленности" оставьте для квази "научных" семинаров.Остепененных бездельников, в т.ч. кандидатов и докторов кормящихся около " науки" у нас много. А народ едет в Татарстан не только по спортивным мотивам но и по духовным.И это главное, в том числе, и заслуга Шаймиева и Минниханова.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen