Общество 
23.05.2015

Опрос недели: А вы когда последний раз что-то делали своими руками?

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнениях о том, насколько престижны в современной России рабочие профессии

На этой неделе в Казани проходит национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у известных руководителей, смогут ли они, если надо, починить сломанный утюг, забить гвоздь, поменять колесо на машине и занимаются ли трудовым воспитанием своих собственных детей? Как бы отнеслись, если бы их наследники сами стали рабочими, и насколько вообще престижны подобные специальности в нашей стране?

Геннадий Зюганов — председатель ЦК КПРФ:

Отец пришел с фронта на одной ноге, мать всю жизнь преподавала в начальных классах, носила целую сумку тетрадей. Поэтому все, что надо было делать руками, я делал с пяти лет. Мой дед приехал и увидел, что я рублю дрова, топлю печку. Все держалось в доме на мне как на главной рабочей силе, отец не мог это делать, мать постоянно была в школе. И я в этом отношении могу дать фору любому, в том числе и Жириновскому.

У меня дома высажено 100 видов цветов, деревья. Еще раскрою секрет: у нас с моим помощником Александром Петровичем пасека, это 30 с лишним семей пчел. Пасека требует самой ответственной работы. Пчелы вам не простят, если вы что-то прозевали. Сейчас еще вывожу пчелу вот с таким жалом! (смеется) Будет кусать Сванидзе, который всякую напраслину наводит на страну и наш народ. Что касается детей, то я сына и дочь научил работать, и внуков. Каждому внуку сейчас расписал работу на участке: рано утром отправляю их поливать, копать, полоть, убирать. Так что мы своими руками можем сделать все что угодно. Вот в прошлом году мне к юбилею надо было сделать веранду, за четыре месяца ее сделал.

Дамир Фаттахов — глава Кировского и Московского районов Казани:

Ремонтировал стул в выходные. Вообще, с детства дедушка привил мне эту истину. Я рос в рабочей семье, и родители часто были на работе, так что я воспитывался с дедушкой и бабушкой. Мы много времени проводили на даче, а там все делалось своими руками. Дедушка даже учил меня вырезать из дерева, и первой моей поделкой была ложка. Я даже в первый класс еще не ходил, а он показал мне, как сделать ее из куска дерева. Помню, самым сложным моментом был переход от выемки ложки к ручке. Я очень благодарен родным за то, что с самого детствами они приучали меня к тому, что по максимуму нужно все делать самому, своими руками.

Я вопросом трудового воспитания очень сильно озабочен и периодически пытаюсь ответить на вопрос, все ли мы для этого делаем. И сейчас очень благодарен своим родителем, которые теперь занимаются воспитанием моего сына. И когда на выходных он, приехав с дачи, сказал, что они договорились с дедушкой сделать своими руками скворечник, а до этого решили сделать беседку на даче, и сын заявил, что сам построит ее для эби, бабая и вообще решил стать строителем, для меня это было очень приятно. Он, конечно, еще маленький, ему 6 лет, и не знаю, кем он станет, но сам посыл и его работу на даче я только приветствую. Значит, некая преемственность поколений присутствует, и меня это очень радует.

Увы, но это факт, что сейчас не хватает престижа рабочим профессиям и есть дисбаланс между теми профессиями, на которые есть спрос, и теми профессиями, которые ищут. Наша задача сейчас — сделать все, для устранения этого дисбаланса. Понятно, что это задача государства и сложно переходить в какую-то конкретику. Но, так или иначе, нужна пропаганда значимости этих профессий, создание условий для того, чтобы эти профессии развивались. Как ни крути, востребованность в специалистах этих профессий появится, жизнь заставит уделить этому внимание.

Виктор Классен генеральный директор радиокомпании «ЗАО Радиокомпания Вектор» (Чистополь):

Вчера был на даче и вовсю работал допоздна, но это же не мастерил, а копал, поливал, удобрял... А в общем и целом у меня даже в школе по уроку труда не было отличной оценки, хотя по другим предметам я был отличником. Табуретки на уроках труда у меня получались кривые... Никаких комплексов по этому поводу у меня нет, но я совершенно ничего не умею делать своими руками и никогда не умел, хотя человек сугубо сельский. Я вырос в большом немецком селе в Оренбургской области, где все абсолютно умели работать руками, кроме моего отца, который любил цитировать Гете, Шиллера, Гейне... и совершенно не любил и не умел что-то делать руками. Я физик-теоретик, доктор наук, профессор, окончил физтех, я всю жизнь занимался уравнениями Максвелла и прикладной электродинамикой, поэтому я очень спокойно к этому отношусь, и когда мне нужно что-то сделать по хозяйству, то просто нанимаю специалиста.

Трудовым воспитанием детей я занимался с утра и до вечера, я сам трудоголик, и дети у меня трудоголики. Все работают в поте лица. Но это не означает, что мы должны работать физически, мы люди умственного труда, у нас вся семья такая. Дети очень успешные бизнесмены, экономисты, специалисты, они замечательно зарабатывают, но не физическим трудом. Если бы мой ребенок выбрал рабочую специальность, я очень хорошо отнесся бы к этому. Кто-то из моих многочисленных дядьев был столяром, кто-то водителем, я их всегда уважал, ценил и поэтому к этому отнесся бы совершенно спокойно. Это было бы замечательно, если бы мой ребенок стал хорошим специалистом по работе, например, на станке с ЧПУ, столяром, краснодеревщиком...

Станут ли в России в обозримом будущем рабочие специальности престижными? Я этого обозримого будущего пока не вижу. Я могу сравнивать Россию и Германию. Мои знакомые профессора из Мюнхена, когда приезжают к нам в Россию, то привозят с собой чемоданчик с инструментом. Плохо сделана дверная ручка, протекает унитаз... Они совершенно спокойно берут и чинят. И всегда при этом говорят, что у вас здесь в России Handarbeit (ручной труд) не в почете, а в Германии в величайшем почете. Там ручной труд оценивается очень дорого, но при этом ты знаешь, что это все будет сделано с высочайшим качеством.

У нас на телевидении сплошная «Ксюша, Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша», сплошной зур концерт. У нас на ТV нет передач, показывающих, как вообще живет рабочий человек, как фантастически много он зарабатывает, как он отдыхает в Турции или Египте. У нас нет такого. Рабочий класс в советское время был гегемоном, всегда сидел в первых рядах. Сейчас они вообще нигде не сидят. В первых рядах у нас сейчас чиновники, прокурор, начальник МВД, начальник СБ. Даже предприниматели у нас не сидят в первом ряду. У нас страна, в которой самое желанное место работы это чиновничество. Это безобразие. С этого надо начинать.

Рустем Гайфуллин главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» министерства здравоохранения РТ:

Буквально неделю назад я сделал искусственный фонтан у себя на участке вместе с сыном. Подвели шланги, вырыли маленький прудик и там сделали фонтан. Так что трудовым воспитанием ребенка занимаюсь, конечно. Я, кстати, посетил выставку WorldSkills. Просто супер! Мне очень она понравилось, с удовольствием там походили. Я даже отметил для себя некоторые вещи, те, что пригодятся в повседневной жизни. Здорово, что в Казани проводятся такие мероприятия.

Ну а если мой ребенок выберет для себя рабочую профессию, то с этим не возникнет никаких проблем. Я буду только рад, если он будет заниматься любимым делом. Да и потом это и в семейной жизни пригодится. Так что не вижу ничего плохого в том, что мой ребенок выберет для себя рабочую специальность. Я и сам некоторыми из таких профессий овладел, когда подрабатывал в молодости.

Думаю, что если рассказывать о рабочих профессиях именно таком виде, который я увидел на WorldSkills, то обязательно престиж повысится. Тем более что в наше время, мне кажется, эти профессии стали не просто ремеслом, как раньше, они стали куда интеллектуальнее. Например, взять сантехническую специальность, у них ведь существует определенная инженерная система. Они не просто варят трубы между собой, здесь есть свои нюансы, сопротивление, нагрузка, изгибы, от чего будет зависеть экономия. Все это продумывается. Это уже не та монотонная профессия, что была раньше.

Евгений Минченко политолог:

Своими руками я постоянно готовлю продукты питания: плов, шашлыки, уху недавно сварил и так далее. Считаю, что рабочую профессию повара я освоил. Реальная востребованность рабочих профессий высокая. Например, сварщиков не хватает, и деньги нормальные за это платят. Это раз. Второе: практически уничтожена была в свое время система профессионального образования. Ее надо бы восстанавливать. Третье: огромное количество нерегулируемой рабочей силы, гастарбайтеров, которые составляют тоже конкуренцию местным. Четвертое: популяризация рабочих профессий. У нас говорили, что надо опять фильмы, сериалы про рабочих снимать. И что получили? Последняя рабочая профессия, которая рекламируется телевидением, это охранник. Появился сериал «ЧОП». Вот и показатель того, что рекламируется. Миллионная армия бездельников, которая по всей стране, уже превратилась в отдельную большую группу, в том числе электоральную. Такого количества охранников, как сейчас в России, не было никогда. Вот вам популярная теперь профессия, куда может пойти молодой мужчина.

Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ:

Первое, что я сделал своими руками, когда учился в 8-м классе, табуретка. И эту табуретку лет 20 бабушка держала, она уже расшаталась, но бабушка заставила папу пустить прутья, закрепить и всегда хвалилась: «Это мой внук сделал». Потом мы делали скворечники. В последние годы своими руками особо ничего не мастерил. Но у нас, нефтяников Татарстана, был самый высокий по России учебно-курсовой комбинат, массовые профессии: сварщик, токарь, слесарь и буровик. Я в Нурлате когда работал, в грудь бил, гордился, что самый лучший УКК там. Была очень опытный педагог Мария Михайловна Спасова. Она раньше была председателем исполкома района. Они готовили рабочие профессии. Вот почему самое экономичное, эффективное, народное среди нефтяных предприятий России «Татнефть». Секрет в этих рабочих профессиях. Проводились конкурсы два раза в год. Назывались «Школа высшего мастерства». Я это дело одобряю и горжусь тем, что мировое сообщество доверило нам, Татарстану, этот конкурс.

Я сам особо не мастер, нет склонности. Но мы корзины плели, продавали, деньги зарабатывали. Да и вообще я склонен читать книги, в отличие от сегодняшней молодежи, и писать тоже. На это много уходит времени. Я не случайно каждый раз говорю в своих выступлениях, что меня сделали заслуженным и известным юноши и девушки рабочих профессий, за счет механизаторов, доярок, строителя. Земной поклон им! Но надо платить достойную заработную плату. Тогда будет достойное будущее страны. Святое дело своими руками что-то делать.

У нас главный недостаток в воспитании подрастающего поколения и в целом молодежи в том, что мы не прививаем любовь к рабочим профессиям. Всем подавай высшее образование без знаний за счет родителей. И потом мы не научили человека гвозди забивать, а по специальности он невостребованный. Мы его делаем несчастливым человеком.

Ханафи Каримов гендиректор ОАО «Кузембетьевский РМЗ»:

Я в своем доме практически все делаю своими руками. Слесаря не вызываю, если что-то сломается из бытовой техники или по сантехнике. У меня дети уже взрослые, юристами работают, но когда в школе учились, то сын практику у меня проходил, я тогда работал главным инженером. Сейчас вопрос с престижем рабочих специальностей стоит как никогда остро. Если так дальше пойдет, то через пять-шесть лет просто некому будет работать уже! Не будет ни станочников, ни слесарей, никого... Сейчас же 99 процентов выпускников бегут поступать в вузы неважно, будет он потом работать по этой специальности или нет, но родители готовы последние штаны снять, чтобы ребенок только отучился в институте. Но хотя бы знания там получали. Знаний ведь там толком не получают, в этих коммерческих учебных заведениях. Сколько я пробовал к себе на работу юриста, экономиста принять, одного, второго, третьего... Знаний-то ноль. Ничего не знает практически. Ни экономистов, ни юристов нормальных нет. Диплом есть, а знаний нет.

Уровень квалификации рабочего класса, если брать в общем, сегодня таков, что ниже уже некуда. Я сам на КАМАЗе самые первые «КАМАЗы» собирал. Квалификация рабочего на порядок выше была раньше. Техникум в советское время знаний давал больше, чем сегодня вуз. Я бы положительно отнесся, если бы мой ребенок выбрал рабочую специальность. Ничего против не имел бы. Это нормально, я весь мир объездил, посмотрел, как к рабочему классу в мире относятся. Хороший специалист везде ценится.

Александр Сидякин депутат Госдумы:

К рабочим специальностям я отношусь с абсолютным почтением. Я до избрания в Госдуму работал в федерации независимых профсоюзов России. А профсоюзы это защита человека труда. Профсоюзов у нас много, они разные и защищают они и металлургов, и инженеров, и работников предприятий здравоохранения и так далее.

Но если про рабочие специальности, то даже борьба за проведение WorldSkills разворачивается нешуточная. Не знаю, выберет ли комиссия нашу страну, а то сейчас они все такие русофобы, что непонятно. Но вообще рабочие специальности это основа экономики. Все финансисты, экономисты, инвесторы пузыри. Доллар уже давно никаким золотым стандартом не обеспечен. Все, что продается за доллары, это фикция. Кто сколько кому в уши надует, столько и стоит. А реальную стоимость продукта создают люди рабочих профессий. Табурет сколотил, в шахте угля, руды добыл вот эти люди, основа экономики. На них надо действительно равняться. У нас сейчас изменился крен. Представители профессиональных союзов должны стать основой формирования гражданского общества. А у нас гражданским обществом считают себя несколько грантоедов и несколько убежденных людей, правозащитников. Это не гражданское общество. Гражданское общество это люди, которые пашут, нашу с вами экономику строят. Раньше гражданским обществом были наши с вами деды и отцы, которые строили все заводы. И у нас в Татарстане нефтехимия, КАМАЗ наше гражданское общество, люди рабочих профессий.

Я все могу сделать своими руками сам: и колесо поменять, и карбюратор почистить, и табуретку починить, и розетку установить, и люстру прикрутить. Кстати, я слесарь-ремонтник какого-то разряда (уже не помню). Это моя рабочая профессия, которую я еще в школе получил. Так что не надо ля-ля. Я умею!

Азат Хаким председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

Рабочие профессии уже стали престижными, и процесс будет набирать обороты, так как производство начало подниматься. И во многом мы должны благодарить за это Обаму и его санкции. Конечно, уровень квалификации рабочего класса пока оставляет желать лучшего. Была потеряна преемственность, работали старые опытные кадры, а молодежи не было, передавать опыт было некому, и возник пробел. К счастью, сейчас он все же начал сокращаться.

Что касается лично меня, то я постоянно что-то делаю по дому, стараюсь что-то сам починить. А вот с машиной проще. Сейчас я стараюсь выбирать надежную марку, так как предпочитаю ездить на качественных машинах, которые не ломаются.

Рустем Камалов первый заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ, главный государственный инспектор РТ по охране природы:

Собственными руками в майские праздники копал на даче, но в случае чего смогу и утюг починить, и колесо поменять. Я после окончания университета работал на Дальнем Востоке, а когда вернулся обратно, грянул кризис. В итоге мы с братом пошли работать строителями. Так что штукатурка, кладка это все для меня тоже не проблема. Более того, я делаю это с удовольствием.

Трудовым воспитанием детей занимаюсь, да. У моего сына на днях был последний звонок, я надеюсь, что он продолжит традиции нашей семьи и станет медиком, но он умеет работать руками. Летом, когда вставал вопрос о подработке, ему и младшему сыну я всегда говорил, что они мужчины и должны работать руками. И они были разнорабочими, клали кладку, участвовали в дорожных работах. В целом рабочую специальность я приветствую и обеими руками за. Мужчина должен уметь работать не только головой, но и руками.

Я думаю, что рабочие профессии станут популярными. Как-то разговаривал со своим коллегой Андреем Поминовым, первым замом министра образования и науки республики, и сказал ему: «Слушай, у нас, по-моему, умирает среднее образование». На что он ответил, что в республике многое делается по его восстановлению. При этом привел примеры, назвал цифры. Так что, думаю, престиж рабочих специальностей в Татарстане будет расти. Например, на Западе люди видят среднее образование как способ стабильного хорошего заработка.

Антон Сайфутдинов вице-президент ОАО «АЦЦ-Инвест» (Набережные Челны):

Никаких проблем в этом смысле у меня нет: прикрутить полку, повесить картину, отремонтировать утюг, поменять колесо это все в порядке вещей, никакого труда и сложности не представляет. Мне кажется, что любой человек может это сделать. Мы все в школе учились, выросли в 90-е годы, колес нам никто не менял. Может быть, я карбюратор не мог чинить, но по крайней мере представлял его принцип работы, бензонасос мог отремонтировать.

Я с тем, что прививать любовь к труду у детей нужно, полностью согласен. Я не говорю, что дети должны что-то мастерить, но элементарно наводить порядок дома, помогать в саду бабушке дети, конечно, должны. Это формирование личности, это неотъемлемая часть правильного этического и эстетического воспитания, чтобы он мир правильно воспринимал.

Сейчас престижа у рабочих профессий нет, а если бы он был таким, каким был в советский период, то я отнесся бы очень положительно. Помните, в каком почете был токарь шестого разряда? Сейчас, с одной стороны, есть потребность в рабочих руках, с другой стороны, рабочих рук нет. Государственной политики, пропаганды со стороны государства престижа рабочих профессий нет. Станут ли рабочие специальности престижными? Непонятно, как дальше все будет развиваться. Если будет подъем в экономике, то рабочие специальности будут престижными, это безусловно.

Алексей Мухин гендиректор центра политической информации (Москва):

Я постоянно делаю своими руками: сантехника, электрика. Я по дому все сам делаю, слава богу, еще в советской школе всему научили, плюс в семье было принято, что мужчина все делает сам, только в крайних случаях обращается к специалисту. Конечно, занимаюсь трудовым воспитанием детей. Мой дед учил, что мужчина должен пачкать руки и не чураться никакой работы, в том числе очистки сантехнических сооружений. Я детей, конечно, так не мучаю, но работу по дому они выполняют исправно. Если они выберут рабочую профессию, то я не будут препятствовать.

Рабочие специальности уже стали престижными. При том высоком уровне потребления, который в России сейчас присутствует, рабочие специальности всегда востребованы, более, чем офисные работники. Поэтому судя по тому объему средств, которые переходят от одних социальных групп к другим, рабочим, они чувствуют себя нормально.

Раис Гумеров генеральный директор ОАО «Мелита»:

Да, я каждый день что-нибудь делаю. Наступил летний сезон, так что постоянно приходится что-то делать в саду: сажать, чинить, строить. Да и мелкой работы по дому хватает. Так что я никогда и не прекращал делать что-то своими руками. Мне уже поздно заниматься трудовым воспитанием детей, они у меня взрослые, а внуки еще маленькие, с ними заниматься пока рановато. Но в целом я, конечно, сторонник того, чтобы люди могли делать что-то своими руками. Скажем, наше поколение может практически все. Были стройотряды, шабашки и так далее. Мы были и каменщиками, и штукатурами, и плотниками. Любые работы, все делали. Тем более для мужчины, я считаю, такие навыки необходимы.

Рабочие профессии и сейчас востребованы, но, к сожалению, пробел все равно есть. Среди молодежи квалифицированных работников очень мало. Это касается и общестроительных дел, и чисто технологических, скажем, производства. В основном ведь в таких отраслях работают среднее и старшее поколение, а молодежь неохотно обучается хорошим профессиям. Это печально. Почему? Я думаю, тут комплекс причин. Так получилось, что 20 - 25 лет не было престижа рабочих профессий, стало легко получить высшее образование. И все стали его получать, независимо от того, понадобится оно или нет. Возможно, конечно, что в этот период просто и не было такой большой востребованности в рабочих профессиях, предприятия закрывались. И сейчас, когда старшее поколение уходит, потребность в квалифицированных рабочих особенно чувствуется, нужна замена. И так как молодежь обучаться рабочим специальностям не хочет, получился провал. Нет грамотного воспитания, обучения в этом отношении. Раньше была система ПТУ, где молодежь обучалась, получала квалификацию и шла работать. Была выработанная схема для молодежи. Сейчас, к сожалению, такого нет.

Павел Шацких генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:

Я постоянно что-то делаю своими руками. Видимо, уже с возрастом тянет на дачу, а там всегда найдется что поделать. Я, допустим, сам люблю собирать мебель, могу справиться с какими-то мелочи у автомобиля, починить сантехнику. Да почти все что угодно.

И трудовым воспитанием ребенка, конечно, занимаюсь, и ему это нравится. Это ведь и общение, и приобщение к труду. Порой его даже приходится сдерживать, так как он слишком увлекается и берет на себя тяжелые задачи. Сейчас очень любит конструировать какие-то вещи, очень любит конструкторы «Лего». И когда я что-то ему приобретаю, он сначала собирает конструктор по инструкции, а потом собирает какие-то другие вещи, что-то домысливает. И несмотря на то, что ему всего 6 лет и он еще не ходит в школу, он говорит, что хочет стать конструктором. Это приятно.

Мне кажется, что рабочие специальности качественно изменяются. В связи с приходом новой техники, нового оборудования, в привычном понимании токари, слесари, фрезеровщики будут отходить на второй план. На первый выйдут такие интеллектуальные специальности, как программист, оператор, наладчик. То есть качественно рабочая специальность меняется. Она меняется в сторону информационных технологий и так далее. Я думаю, что престиж этих профессий и сейчас достаточно высок. Скажем, у меня нет проблем с тем, чтобы человек работал на новом оборудовании. Оно всегда притягивает, и это интересно людям. А те специальности, которые по объективным причинам невозможно заменить, такие, безусловно, останутся. И, думаю, вот с такими будут проблемы.

Александр Шадриков глава муниципального образования «Дрожжановский муниципальный район» :

Мы живем в деревне, и делать что-то своими руками в огороде, в доме приходится часто. Так что если срочно понадобится сделать что-либо самому, проблем не возникнет. Нас ведь учили этому с детства. Учили, что мужчина должен уметь работать руками, гвоздь забить, что-то приколотить. Что касается детей, я, конечно, считаю, что каждый должен заниматься тем, что ему нравится, чтобы потом любить свою профессию. Но тем не менее сейчас я учу их тем или иным навыкам, чтобы потом, когда они вырастут, они могли и розетку прикрутить, и что-то починить, и гвоздь забить. И буду очень рад, если они смогут это сделать.

Рабочие профессии, конечно, нужны, и это мероприятие, которое сейчас проходит в Казани, WorldSkills, это замечательно. Мы должны заниматься этим направлением, должны акцентировать на нем свое внимание, создавать престиж рабочих профессий и, конечно же, ценить тех людей, которые действительно умеют работать руками.

Олег Коробченко генеральный директор ООО «Кориб» (Набережные Челны):

Вчера с женой вместе сажали на даче помидоры, редиску, копали огород, подвязывали деревья, ухаживали за садом, одним словом. В зависимости от степени поломки, конечно, но бытовую технику починить могу, собрать мебель смогу. Но это когда потребность возникает, этим все занимались, мне кажется, в детстве. А вообще, всеми домашними делами у меня занимается больше супруга, но если нужно, то, не вопрос, подключаюсь. Мы старые охотники, когда куда-то едем, сами все делаем... У меня дети помогают нам в саду сажать растения, шишки, ветки в лесу убирают, гвозди забивают, белят стволы деревьев, огород копают, моют полы дома, моют посуду, постель убирают каждое утро. Это обязательно нужно, это должно быть. Если кто из детей выберет рабочую специальность, с удовольствием бы это желание ребенка поддержал. Помните, в детстве нам говорили: все профессии равны, все профессии нужны. Каждый человек, если научится делать что-то хорошо и с душой и если ему эта работа будет нравиться, то он будет профессионалом своего дела. А профессионалы сейчас очень дорого стоят.

Я сам свою трудовую деятельность начинал со слесаря. Я занимался ремонтом камазовских и тракторных двигателей. Я их ремонтировал два года. Научился. И сейчас, когда я прихожу к себе в цех и начинаю разговаривать со слесарем, который ремонтирует какой-то агрегат, и он мне начинает что-то рассказывать, я чувствую, где он мне говорит правду, а где он лукавит. У меня есть несколько знакомых сварщиков. Днем они работают на производстве, а вечером они занимаются той же сваркой, но уже выполняют какие-то художественные изделия. Человек к делу относится с душой, ему ничего другого больше не нужно. У нас ощущается острая нехватка хороших персональщиков (специалистов по работе с персоналом прим.ред.), которые бы занимались психологией людей, которые бы правильно выстраивали мотивацию, не заставляли бы людей работать, а чтобы человек сам захотел работать.

А вы бы хотели, чтобы ваши дети стали рабочими? (23.05.15-25.05.15)
2%Да, именно рабочая специальность может обеспечить в России хороший доход
40%Рабочие навыки еще никому в жизни не помешали
10%Я хочу, чтобы мои дети стали чиновниками
8%Никогда и ни за что этого не допущу
19%Не буду этому препятствовать, хотя и хочется дать детям высшее образование
5%Скоро будут за нас работать одни роботы и рабочих не будет как класса
15%Хочу, чтобы пошли в бизнес
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.05.2015 09:16

    Эксперты представленные на БО так или паразитруют на рабочих. Самым естественным образом они славословят рабочий класс и не возражали бы против стремлений своих чад стать какими-нибудь рукодельцами. А спросите 40-50 летних литейщика без легких или шлифовщика с виброболезнью, хотели бы оеи увидеть своих детей

  • Анонимно
    23.05.2015 09:28

    Неужели кто то верит что за полгода-год можно вырастить фруктовые сада, стада домашнего скота и готовых рабочих в такие же заводы? Зачем врать то?

    • Анонимно
      23.05.2015 09:40

      Вон с КазаньКлоунМаша все рабочие бегут после продажи завода москвичам. Кто там будет работать неясно.

  • Анонимно
    23.05.2015 09:47

    Престиж ни что, интерес - все!!! Без реального интереса у человека заниматься той или иной деятельностью, все таки безполезны всякие ухищрения в виде кнута и пряника. Если есть интерес, то есть и силы заниматься этим и результат, который удовлетворяет и самого делающего и пользователей плодов его труда.

  • Анонимно
    23.05.2015 09:57

    Строил в прошлом году на даче баню. Сам фундамент, станы, крышу,отделку - всё. Весь сезон занимался, и в отпуск тоже. В общем дурак. Вместо этой бани надо было делом своим заниматься - пару проектов по работе поднять, а потом просто рабочих нанять. Я профессионал, мой труд существенно дороже, а такой фигней полгода страдал. Больше, конечно, не буду. Это дурацкая совковая привычка - делать самому. Ну а если это хобби, тогда конечно. Но я себе такой роскоши, как делать самому, пока позволить себе не могу.

    • Анонимно
      23.05.2015 10:19

      Аналогично...

    • Анонимно
      23.05.2015 11:40

      Ну, из этого опыта, Вы наверное, поняли, что каждому - свое. Но есть вероятность другой вещи - а нужна ли была банька-то? Чой-то мы подсели на эти баньки. Ведь если подумать-то: главное предназначение бани - гигиеническо-санитарное и оздоровительное. Придумали ее для отмывания пота и гряи после тяжелого физического труда в поле, лесу и т.п. При некоторых заболеваниях лечились в ней, от того же педикулеза. Зимой женщины стирали белье. Так, что здесь более древняя привычка. А делать все своими руками, по возможности, желанию и интересу - это очень важное качество для человека. Все таки лучше, чем зависеть от других.

    • Азат Д
      23.05.2015 12:13

      Я вот мебель собирал , у родителей, у себя, сейчас у брата. Да дольше, но зато всё отрегулировал настроил, выровнял по уровню, самому приятно смотреть. А у мебельщиков, даже на выставочных образцах криво и когда будешь требовать качество от сборщиков, они минимум тебя не поймут. А в общем, каждому своё.Так же с плиткой , ничего сложного, очень хорошо получается,правда долго. Теперь кривизна в других местах в глаза бросается, даже отвращение вызывает и так плитка уложена в 90% случаях, зато просят за работу не мало.Знаю, есть хорошие профессионалы, но они берут дорого и работа их расписана на долго вперёд, они себя не рекламируют их из рук в руки передают.Правда с первого раза, вначале не сразу получается. Зато потом результат радует.А в более глобальных работах, где нужны много специальностей и ограничено время, надо нанимать и контролировать процесс, взяв под контроль материально технический момент.

  • Анонимно
    23.05.2015 10:01

    довольно странно видеть эту статью посвящённую рабочим рукам на бизнес портале , хотя с другой стороны даже самый богатый деньгами капиталист абсолютное ничто без рабочих рук ибо все товарно-материальные ценности создаются именно рабочими руками , а одними стартапами маркетинга виртуальных услуг в виртуальном пространстве можно и с голоду подохнуть . откуда возьмутся рабочие руки если свои честно заработанные деньги приходиться вышибать при помощи голодовок и забастовок ??? откуда возьмутся рабочие руки если в Татарстане жутчайшее и наидичайшее кидалово в строительстве ??? откуда возьмутся рабочие руки если наидичайшие псевдокапиталисты на производствах и особенно на вредных производствах ради увеличения сверхприбылей и увеличения вознаграждения топ манагерам и акционерам срезали все премии надбавки ( ВРЕДНОСТЬ СТАЖ ВЫСЛУГА И ПРОЧЕЕ) ???? откуда возьмутся рабочие руки если рабочим жить негде, а на съёмные квартиры даже и заработанной зарплаты не хватает ??? откуда возьмутся рабочие руки если со всех сторон слышится что если человек труда , значит он лох и неудачник по жизни???? ради прикола вы посмотрите на тарифные сетки по предприятиям и организациям. классовое и социальное неравенство только будет нарастать следовательно будет нарастать и классовая вражда . человек труда успел пожить как человек только в очень короткий промежуток времени с 1917 года по 1991 год. поэтому все стенания наидичайших псевдокапиталистов будет разбиваться о социальное и классовое неравенство и о классовую вражду.

  • Анонимно
    23.05.2015 10:05

    Не может быть низкоквалифицированный труд почетным. Можно сколько угодно "тереть уши" окружающим, но это не престижно, мало оплачиваемо и бесперспективно. И руками работать уметь нормальному мужику вовсе не обязательно. Это все совковые байки.

    • Анонимно
      23.05.2015 10:24

      Разговор не о низкоквалифицированном труде, а о ручном. Примеры: ювелир, слесарь-лекальщик, оператор шестикоординатного станка.

      • Анонимно
        23.05.2015 10:52

        Все, что вы перечислили, и есть ручной низкоквалифицированный. Оператор ПОЛЬЗУЕТСЯ станком, не он этот станок сконструировал. Он этого НЕ МОЖЕТ, он кнопки по инструкции нажимает. А тот, кто сконструировал МОЖЕТ. Вот и думаем, чей труд важнее. Ну а ювелир... Смотря какой. Это как художник. Бывают художники, а бывают маляры и те и другие вроде как красками работают. :)

        • Анонимно
          23.05.2015 11:05

          нигде в цивилизованном мире нет такого чтоб сталкивали лбами инженеров и рабочих , установка стравливания между собой умственного и ручного труда безостановочно работает только в России, и пока это стравливание между собой умственного и ручного труда будет то ничего хорошего в России не будет.

          • Анонимно
            23.05.2015 17:35

            Это делается с целью отвлечь внимание эксплуатируемых от классовых различий и классовой борьбы.

        • Азат Д
          23.05.2015 11:34

          Что скажете про слесаря сантехника или электрика?Унитаз не будет работать, будете ждать как "второе пришествие" и боготворить. Или когда без света сидеть.

          • Анонимно
            23.05.2015 11:43

            поддерживаю вас. закрыть бы этого умника в кавычках на месяц где не работает унитаз и не работает электричество.

            • Анонимно
              23.05.2015 14:39

              как унитаз может не работать? может не быть воды, но если ее нет ее из воздуха не взять

              • Анонимно
                23.05.2015 16:20

                В Японии может. Там микропроцессор.

              • Азат Д
                23.05.2015 18:01

                А так, банальный засор. Или стык гофры со стояком, унитазом течёт. Или где то стоячная труба отвалилась, например чугунная, со временем, в старых домах. И, самое впечатляющее, сосед с верху, в многоэтажке, выкинет что ни будь в унитаз. И в стояке, в образовавшемся узком месте из-за отложений, это всё застрянет и ближайший сосед с верху от засора, почувствует всё богатство внутреннего мира соседей выше. Да, это суровая правда жизни или вы унитаз для других целей, у вас там розами пахнет.Вы похоже из креативных менеджеров, основы основы инновационного Татарстана, идущего в никуда.

          • Анонимно
            23.05.2015 15:39

            А я не говорю, что сантехники, слесари, электрики, дворники и т.д. не нужны. Конечно НУЖНЫ. Но их труд оплачивается не очень высоко. Это, так сказать, правда жизни.

            • Анонимно
              23.05.2015 16:01

              в советском союзе например дворник за несколько лет этой неблагодарной грязной работы получал от государства офигительный бонус в виде бесплатной квартиры в зависимости от численности семьи . а что может предложить наидичайший псевдо капиталист кроме неблагодарной и грязной работы дворника ???!!!!

              • Анонимно
                23.05.2015 16:05

                А я вам отвечу. НИЧЕГО. Ничего, кроме оплаты его труда. А при капитализме так, сколько стоит труд на рынке, столько и платим. Хочешь больше? Извини. И это СПРАВЕДЛИВО.

                • Анонимно
                  23.05.2015 17:35

                  Нет, это несправедливо. И вы прекрасно это знаете. Иначе не кричали бы капслоком о справедливости.

                  • Анонимно
                    23.05.2015 18:01

                    Ну объясните, почему на ваш взгляд это не справедливо.

                • Азат Д
                  23.05.2015 17:57

                  Почему тогда дворников нет, дворы еле убираются, что "горзеленнхозу" приходится дворами зимой заниматься, расчищать от снега, иначе вообще до весны там не кто не проедет. Значит вы, не рыночную цену за труд предлагаете , раз вы заговорили на рынке, что в дворники не идут, а спрос на этот труд есть. Так что вы не коммерсант, а из удащливых буржуев(в худшем смысле этого слова) считающий что он один трудится и не заменим, находясь у бюджета и у стабильных фин. потоков как у управляющих компаний, монополий - остальные бездельники и не за что зарплату получают, вас напрягают.

    • Анонимно
      23.05.2015 11:33

      Массовое изготовление изделий на станке - это промышленный способ производства, а изготовление изделия руками мастера в мастерской - это ремесло.

      Произведения искусств создаются в мастерской, а не промышленностью.

      Что по Вашему мнению ценнее, например, ковер сотканный на промышленном станке в количестве миллион штук, или сотканный в мастерской руками мастериц в единственном экземпляре?

      • Анонимно
        23.05.2015 11:56

        В промышленности квалификация специалиста сводится лишь к умению управлять станком, и закладывать станку параметры изделий, а также менять параметры, при переходе на изготовление иного изделия. Сами изделия массово изготавливает станок.

        В ремеслах не так. Мастер в этом случае творит, и орудует иструментами и создает изделия своими руками.

        Не будет людей, которые умеют работать своими руками, не будут и ремесла, и следовательно, не будут создаваться произведения искусства.

        • Анонимно
          23.05.2015 12:11

          в Татарстане наидичайший дефицит в кузнецах. старые кузнецы или умирают или уходят на пенсию так и не передав свой опыт молодым. а ведь местные наидичайшие псевдокапиталисты так обожают огораживать свои имения и поместья кованными заборами и украшать кованными изделиями , и они это скоро просто не смогут сделать и останется им огораживать свои имения и поместья по колхозному кирпичной стеной или оцинкованным профнастилом ...

          • Анонимно
            23.05.2015 12:35

            Во многих ремеслах дефицит в специалистах.

            Ведь многие пологают что «руками работать уметь нормальному мужику вовсе не обязательно».

            • Анонимно
              23.05.2015 15:33

              Ремесло по-моему вообще немного ругательное слово. У меня оно прочно ассоциируется с лапотником - плести лапти, это ремесло. Дешево, сердито и убого. P.S. У меня нет НИ ОДНОЙ вещи, вообще НИ ОДНОЙ, сделанной ремесленниками. Всё лучшее, что у меня есть, сделано ПРОФЕССИОНАЛАМИ. На фабриках и заводах. А лапти мне не надобны.P.S. Железо для ажурных конструкций отлично гнут на ЧПУ.

              • Анонимно
                23.05.2015 15:58

                Это, например, картины Рубенса «дешево, сердито и убого» чтоли?

                • Анонимно
                  23.05.2015 16:09

                  Это Рубенс ремесленник по-вашему? Не надо путать изготовление бочек, кованных оград, ботинок и подносов "под хохлому" с искусством. Общего нет ни чего.

                  • Анонимно
                    23.05.2015 16:26

                    А что, по Вашему он свои картины на станках ЧПУ писал чтоли?

                    Ремесло - это то, что делается своими руками, а не машинами.

                    А высочайший мастер своего ремесла способен создавать произведения искусства.

                    • Анонимно
                      23.05.2015 16:35

                      А куда мы тогда Пушкина денем? Ах да, он же руками писал. :)

                      • Анонимно
                        23.05.2015 17:21

                        Пожалуйста не путайте материальные и нематериальные произведения искусства.

                  • Анонимно
                    23.05.2015 16:39

                    А я и не обобщаю все ремесла. Я лишь объясная разницу между массовым промышленным способом производства товаров широкого потребления, и работой ремесленника своими руками.

                • Анонимно
                  23.05.2015 16:11

                  Смешно. Страдивари тогда столяр. :)"...а для настоящих мужиков он делал барабаны".

                  • Анонимно
                    23.05.2015 18:20

                    Извиняюсь за вмешательство. Конечно столяр! Столяр по изготовлению музыкальных инструментов 10-го разряда. В данном случае не имеет значение, что ты делаешь из дерева. Имеет значение как ты это делаешь. Можно просто сделать стол, а можно стол - шедевр, который еще многие поколения будет восхищать. Во времена Страдивари многие простые столяра делали скрипки, но лучшие были у него, так как придумал свою особую технологию.

                    • Анонимно
                      23.05.2015 19:01

                      Про Страдивари, пожалуй, согласен. Ремесленник экстра класса. Но сейчас скрипки делают на фабриках. И есть пара производителей, скрипки которых звучат не хуже.

              • Анонимно
                25.05.2015 16:11

                Вы путаете ремесло с кустарщиной

      • Анонимно
        23.05.2015 16:31

        Промышленный ковер ровнее и красивее. Стоит в десять раз дешевле и на него есть гарантия. А то, что их еще миллион штук таких, мне пофиг. Понты это всё штучное.

    • Азат Д
      23.05.2015 20:20

      По вашей классификации, чиновников куда относите? Которые в большем случае сами себе работу придумывают, чтобы оправдать свои места, раздувая штат. Вот например, создано чиновничья организация для координации чиновников- "Управление по координации взаимодействия органов исполнительной власти" http://prav.tatarstan.ru/apparat/structure_list.htm?department_id=32нтересно чем они занимаются. А потом , водителю автобуса, учителю, воспитателю говорят что у них низкая производительность труда.

      • Азат Д
        23.05.2015 20:29

        И, если там, в отделе кадров, 3 человека работают, значит в этом управлении имеется, человек 500. И наверняка все делом заняты, "высококвалифицированным".

      • Анонимно
        23.05.2015 23:29

        Синовник, это паразит. Они сам создали ресурс, которым распоряжаются. И сыдают на этот ресурс лицензии.

  • Анонимно
    23.05.2015 10:28

    Нужна политическая воля и все.

  • Анонимно
    23.05.2015 10:36

    Все делают своими руками что-то.Кто-то строит своими руками,кто-то ломает.Есть такие,кто своими руками на заборах разные слова нехорошие пишет.))))

  • Анонимно
    23.05.2015 12:57

    Согласен с Классеном из Чистополя.

  • Анонимно
    23.05.2015 13:03

    23.05.2015 09:57-а не приходило в голову что спецы это же сделали бы раза в 2 быстрее------шабашник-оптимизация------бюджетник-?

  • Анонимно
    23.05.2015 14:17

    капиталист вообще , а в российских реалиях это наидичайший псевдокапиталист есть прямой и явный враг человеку труда. поэтому никаких поднятий престижа человека труда нет не было и не будет.

    • Анонимно
      23.05.2015 16:19

      Как показывает опыт, человек труда, может хорошо работать только ту работу, которую ему дают. Если он начинает придумывать работу сам, он мигом из "человека труда" превращается в бизнесмена, т.е. капиталиста по-вашему.

      • Анонимно
        23.05.2015 17:40

        В капиталиста человек превращается, когда Работая далеко не в полную силу, не надрываясь/не работая сам, Эксплуатирует Чужой труд/собственность и Присваивает Себе результат этой эксплуатации. И говорит потом, что это (капслоком) справедливо.

        • Анонимно
          23.05.2015 18:10

          Да поймите же вы наконец. Не эксплуатирует, а нанимает. Это контракт. Трудовой договор. Это значит работник продает свою работу, а наниматель за неё платит. Если работник может работать только дворником, то наниматель за такую работу много платить не будет. Потому, что стать дворником может каждый - дурное дело не хитрое. А когда к нанимателю приходит "Вася" - микроэлектронщик с опытом работы, то из-за того, что таких "Вась" мало и стать таким спецом, как этот "Вася", сложно, наниматель будет платить много. Иногда даже, больше, чем оставлять себе. А в "совке", частенько, "Вася" получал с дворником наравне. Нкоторые считает, что именно это СПРАВЕДЛИВО. Фигушки.

          • Анонимно
            23.05.2015 19:26

            Работа дворника - дурное дело? Наверное, все же, дурное дело - мусор разводить.

            • Анонимно
              23.05.2015 20:09

              да не обращайте на него внимание. скорее всего это супер инфантильный типа креативный манагер , который замешан на нарциссизме и который искренне думает что булки на дереве растут . мне жалко его. не дай бог случится такое в его жизни что окажется он в экстремальной ситуации в дали от цивилизации и на грани жизни и смерти , ведь он точно сгинет...

              • Анонимно
                23.05.2015 23:32

                В экстремальпой ситуации я буду лучшим даорником. Проверено.

  • Анонимно
    23.05.2015 14:53

    Труд создал человека. С младенчества человек учится: самому одеваться, чистить зубы, завязывать шнурки. К школе важно развивать мелкую моторику пальцев рук, ибо это влияет на познавательные способности - это все знают. В школе были уроки "обслуживающего" труда - то есть навыки самообслуживания усложнялись. Не знаю, как сейчас обстоит дело с уроками труда в школах.А ещё у нас в старших классах была профориентация - курсовое обучение в УПК (учебно-производственных комбинатах). Мальчики учились вождению, девочки на машинисток печати. А я на художника-оформителя )))Умение самому делать что-то руками дорогого стоит. Ну, а кто не умеет, тот делает важный вид и говорит, что лучше заплатит профессионалу. Его право.

    • Анонимно
      23.05.2015 16:01

      Вот именно, дети учатся. Только потом надо двигаться дальше, а не застревать в развитии на уровне урока труда. Вот и всё. Человеку, помимо рук, дана еще и голова. Именно голова основной инструмент, только не все им пользоваться умеют. Я сам руками много работаю, только мне и в голову не придет гордиться этим. Вообще даже как то не ловко иногда - взрослый мужик, а, не знаю, забор сам строит.

      • Анонимно
        23.05.2015 17:28

        После ваших слов - не совсем в тему - вдруг вспомнилось душевное стихотворение Джанни Родари "ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЁСЛА?"У каждого дела/ Запах особый:/ В булочной пахнет/ Тестом и сдобой. Мимо столярной/ Идёшь мастерской, -/ Стружкою пахнет/ И свежей доской. Пахнет маляр/ Скипидаром и краской./ Пахнет стекольщик/ Оконной замазкой....А вы - молодец. Потому и не гордитесь, что УМЕЕТЕ. Куртка шофёра/ Пахнет бензином./ Блуза рабочего - Маслом машинным. Пахнет кондитер/ Орехом мускатным./ Доктор в халате - Лекарством приятным. Рыхлой землёю,/ Полем и лугом/ Пахнет крестьянин,/ Идущий за плугом. Рыбой и морем/ Пахнет рыбак./ Только безделье/ Не пахнет никак. Сколько ни душится/ Лодырь богатый,/ Очень неважно/ Он пахнет, ребята!

        • Анонимно
          23.05.2015 17:37

          Пардон, моя реплика нечаянно затесалась в середину стиха :)

      • Анонимно
        24.05.2015 17:31

        Кстати, почему-то пропустил, что в вузе, в КИСИ тогдашнем, мы получили рабочие строительные специальности в стройотрядах и на практике. В жизни пригодилось. И пригождается. Человек учится всю жизнь. Без этого -- остановка развития и смерть.

  • Анонимно
    23.05.2015 17:59

    Сегодня мы все, кто продаёт свой труд, -- пролетарии. Неважно, умственный труд или физический. И тем и тем недоплачивают.

    • Анонимно
      23.05.2015 18:31

      Мы не труд продаем, а его результаты. А оценивают наши результаты другие люди. А насчет недоплаты - это уже из теории законов рынка. Ну, помните, наверное, на меньшее предложение существует повышенный спрос, устанавливающий высокую цену. То есть много нас развелось, предлагающих свои услуги, вот и оплата за них низкая.

  • Анонимно
    23.05.2015 20:54

    У нас у чиновников зарплаты от 2 млн до 106 млн. А вы про рабочие специальности. Мир стал кривым, а щебетать красиво впустую про престиж рабочих профессий можно много

  • Анонимно
    23.05.2015 22:25

    В последний раз я делал своими руками следующее: я держал флаг на демонстрации. Только это давно было, когда СССР был, а потом я капиталистом заделался. Сейчас думаю, как денег еще побольше надыбать, чтоб руками больше вообще никогда ничего не делать.

  • Анонимно
    24.05.2015 00:16

    А я ничего не умею делать руками. Не лежит у меня душа к ручному труду и всё тут. Сейчас сам ремонт делаю в квартире через всё отвращение и моё "не хочу".

  • Анонимно
    24.05.2015 01:07

    После прочтения таких комментариев, хочется чтобы мир с ног на голову перевернулся.И те кто пишет про труд дворника, сантехника, электрика и т. д. с пренебрежением,прочувствовали жизнь без этих специалистов своего дела.Да вы настолько зажрались, что перестали ценить любой труд.

  • Анонимно
    24.05.2015 08:26

    в том то и дело что-пролетарий продает труд-а результат-другой-----10кл-школа

  • Анонимно
    24.05.2015 12:16

    Ах, сколько правильных слов! А людей, способных качественно сделать свою работу все меньше и меньше, что среди работников умственного, что физического. Перфекционисты не выживают в нашей стране.

  • Анонимно
    24.05.2015 15:50

    Ручной труд немасштабируем - и по этой причине им невыгодно заниматься.

  • Анонимно
    24.05.2015 16:32

    Судя по комментам, когда человек перестает дружить с руками, он перестает дружить и с головой, рано или поздно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль