Культура 
31.05.2015

Нуриевский фестиваль-2015: вечер танцев для тех, кому за 60

В Казани завершился форум солидной классики для солидных людей. Часть 8-я

Закончился 28-й международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Две недели напряженных балетных баталий, по мнению критика Ольги Федорченко, так и не дали ответа на вопрос, какую танцевальную изюминку способен предложить казанский театр оперы и балета им. Джалиля, чтобы можно было однозначно воскликнуть: «Да, это действительно Нуриевский фестиваль!» Автор «БИЗНЕС Online» подводит итоги форума.

«ИМЕНИ НУРИЕВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА»

Конечно, фестиваль для любого театра — явление приоритетное. Для него выбираются лучшие одежды, приглашаются самые почетные гости, составляется особое театральное «меню», в которое включают самые изысканные и самые дорогостоящие лакомства. Фестиваль имени Нуриева живет именем великого татарского танцовщика, но насколько концепция этого танцевального мероприятия соответствует жизни, творчеству и образу Рудольфа Нуриева, сказать сложно. Изначально подразумевается, что «именной» фестиваль посвящают разнообразным лично-творческим моментам — спектаклям из репертуара фестиваленосца или отражающим его глубокий внутренний мир и имеющим хотя бы какие-никакие точки соприкосновения с самой личностью. В данном контексте, конечно, казанский танцевальный слет может пахать и пахать ниву нуриевоведения: тут и вся высокая академическая классика, и фокинский модерн Серебряного века («Видение Розы», «Шопениана», «Петрушка»), и зарубежная классика ХХ века в именах Джорджа Баланчина, Фредерика Аштона, Ролана Пети, Кеннета Макмиллана, и дерзкие танцевальные эксперименты танцевальных гуру Мориса Бежара, Марты Грэм и Пола Тэйлора. А есть еще и хореография самого Нуриева — помимо редакций классики он ставил балеты на музыку Чайковского «Манфред» и «Буря». Бездонная жила для авторского проекта — его творческое наследие, которое можно комбинировать таким образом, чтобы составить несколько неповторяемых программ как минимум на десяток лет!

Однако организаторам казанского фестиваля, судя по всему, подобная концепция ни к чему. Да и имеется ли вообще у фестиваля концепция? Дирекция театра особенно подчеркивает, что это праздник именно классического балета. Надо, наверное, добавить — «старого и доброго классического балета». Значительная часть представленных постановок — «джентльменский» набор любого академического театра: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка». Менее значительная по объему — работы старых добрых знакомых казанского театра Георгия Ковтуна («Золотая Орда»), Владимира Васильева («Анюта»), Александра Полубенцева (Carmina Burana). Из этого списка с именем Нуриева можно соотнести, пожалуй, лишь «Золотую Орду» — спектакль яркий, необузданный, темпераментный, он явно гармонирует со сложившимся хрестоматийным образом танцевального бунтаря, которым предстает легендарный артист.

Таким образом, именем Нуриева на фестивале эксплуатируется лишь академическая классика. Та классика, которую он станцевал в Ленинграде за три года своей карьеры в Советском Союзе и от которой бежал на Запад. И если этот принцип дирекция фестиваля берет за основу, то, наверное, следовало бы откорректировать название фестиваля: «имени Рудольфа Нуриева советского периода».

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ?

После того как определен и сформирован репертуар фестиваля, необходимо определиться с исполнителями. Традиционно руководители любого театрального форума стремятся заполучить на свои площадки наиболее авторитетных исполнителей: любое мероприятие, претендующее на высокий международный уровень, должно быть украшено, словно вишенка на торте, громкими именами. Амбиции казанцев на высочайший уровень подтверждают имена танцевавших здесь прежде звезд — чего стоит участие самого волнующего нынче сердца балетоманов дуэта Светланы Захаровой и Сергея Полунина в прошлом году в «Жизели», ради которого их поклонники готовы ехать не то что в Казань, но и куда подальше! Конечно, не стоит забывать и о финансовых возможностях театра: ведь именно уровень приглашенных солистов косвенно говорит о финансовом успехе фестиваля.

ELG_9234.jpg

Руководство фестиваля-2015 нельзя упрекнуть в скупости или скаредности: в столицу Татарстана прибыл десант из Большого театра (Екатерина Шипулина, Денис Родькин, Кристина Кретова, Геннадий Янин, Андрей Меркурьев), благо Казань и Москву не разделяют большие расстояния. Явилась группа поддержки и с берегов Невы — Анастасия и Денис Матвиенко, Ким Кимин. За интернациональную составляющую ответили солисты лондонского Ковент-Гарден Итсиар Мендисабаль, Нехемия Киш и Мэтью Голдинг. Но все же нельзя забывать и о гостеприимных хозяевах — радушие радушием, однако неприлично хозяевам скромно уходить в тень, отдавая гастролерам самые «вкусные» куски.

Нет, конечно, ценность фестиваля — в его именах. Наверняка в Казани пылкие и благодарные зрители не пропускают ни одного спектакля с участием местных танцовщиков. Возможно, они им приелись, хочется новизны. Но фестиваль, наверное, должен давать артистам (приглашенным и своим) возможность исполнить что-то новое. Не войти в накатанный спектакль заезжим гастролером, практически без контакта с местной труппой, но выучить новый для себя спектакль. «Лебединое», «Жизель», «Баядерка» и «Дон Кихот» тем и удобны для любого фестивального формата, что они не требуют от приглашенных солистов больших усилий: текст выучен назубок, мизансцены известны, надо только сопоставить себя и размеры новой сцены, уточнить некоторые детали. Это, пожалуй, самый легкий и накатанный путь любого многодневного танцевального мероприятия. А вот пригласить солиста станцевать спектакль, который идет в только репертуаре этого театра, чтобы солист страстно возжелал станцевать именно этот балет, — такую цель должен ставить перед собой коллектив, ставящий весьма конкретные задачи покорения мирового театрального пространства.

«Фестивальный» танцовщик может перепархивать из города в город, из страны в страну, нигде особо не задерживаясь, да и не имея к этому стремления. Танцовщик, заботящийся о собственной репутации, заинтересуется новыми возможностями, которые предоставят ему устроители фестиваля. А выразил ли кто-нибудь из приглашенных прекрасных солистов желание выучить и станцевать главные партии, скажем, в «Золотой Орде» или Carmina Burana? И если бы такое случилось, я бы первая воскликнула о чрезвычайном исполнительском интересе к казанскому балету. Увы, кадровая политика Нуриевского фестиваля, основанная на самом что ни на есть традиционном менеджменте, не делает его исключительным явлением на танцевальном небосклоне.

ПРЕМЬЕРЫ?

Несомненно, помимо состава исполнителей главная фишка-приманка любого фестиваля — это премьеры. От фестиваля всегда ждут отхода от традиционной театральной рутины, некоторого взбадривания и выплеска адреналина. Конечно, когда казанские артисты танцуют лишь по несколько спектаклей в месяц, Нуриевский фестиваль является для них большим испытанием: выходить практически без перерыва две недели — это, согласитесь, нелегкое испытание на прочность, которое казанцы выдержали достойно. Так вот премьера всегда является центрообразующим событием фестиваля: она задает тон, настраивает на дальнейшие события, становится мерилом всех дальнейших успехов.

В 2015 году премьерой Нуриевского фестиваля был анонсирован «Дон Кихот», новизна которого заключалась, как явствовало из заявлений самих авторов, в переодевании спектакля в новые костюмы и декорации. Каким бы ни был праздничным и веселым этот балет, как бы увлекательно ни танцевала прима театра оперы и балета им. Джалиля Кристина Андреева, думается, некоторый осадок у публики, да и у самих артистов остался. Подавать в качестве премьеры «переодетый» спектакль все равно что предложить на торжественном ужине блюда недельной давности, обильно политые свежим майонезом.

Судя по всему, дирекция казанского театра старательно избегает любого подозрения в непредсказуемости. Фестиваль словно нарочито декларируется как фестиваль солидной классики для солидных людей. Отсюда — удивительное художественное явление: на Нуриевском фестивале представлены постановки балетмейстеров, находящихся возрастной категории 60+. Полноценное и целенаправленное игнорирование дирекцией и оргкомитетом фестиваля молодого и дерзкого балетмейстерского поколения (вот только несколько имен — Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко, Владимир Варнава, Константин Кейхель) загоняет фестиваль в угол, перенося тем самым реалии бюрократического управления искусством 1960-х годов на современность. От этого государственного регулирования и упреждающего оклика «Не высовываться!» спасался Нуриев.

Великий танцовщик прожил яркие 54 года, успев сделать и станцевать столько, что хватит на два или три поколения артистов. 33 года из них он провел вне официального советского искусства, свободно творя, экспериментируя, провоцируя. Между тем 28-й Нуриевский фестиваль в Казани старательно избежал любого намека на балетмейстерские нестандартные решения. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время дирекция фестиваля рискнет и совершит свой исторический прыжок через поставленный ею же барьер респектабельных ограничений. Точно так же, как в 1961 году перелетел через барьер в парижском аэропорту Рудольф Нуриев.

Ольга Федорченко

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.05.2015 08:58

    Пожалуй оставлю свой комментарий здесь...А если серьезно, балет и опера в нашем регионе как таковые выродились. Нужна срочная популяризация, внесение в массы и начинать это надо с детских лет. Уже почти не осталось людей, которые могут разбираться в искусстве и получают от этого удовольствие. Мне искренне жаль! ЗСВ

  • Анонимно
    29.05.2015 09:05

    Уважаемый министр Сибагатуллин! Как долго театр Джалиля нам будет втюхивать прокисшие щи под видом фуагра? Не ваша ли прямая обязанность в это вмешаться?Вольдемар

  • Анонимно
    29.05.2015 09:10

    Данный разбор полётов в первую очередь полезен Минкульту РТ. Пора вникнуть в затраты Оперного, потребовать адекватных результатов на выделяемые гигантские гранты (порядка 150 млн) ежегодно. Онегин

  • Анонимно
    29.05.2015 10:05

    Неприятно читать статьи Ольги Федорченко!! Столько негатива! БО опомнитесь! Оставьте хотя бы искусство. Балет в Казани любят и с удовольствием смотрят и наслаждаются. Постановки нашего театра замечательные, на высоком уровне. Посещение этого театра всегда праздник, постановки дарят множество великолепных эмоций. Не нужно формировать негативное отношение к театру!

  • Анонимно
    29.05.2015 10:29

    Статья очень интересная - обоснованные суждения, анализ, конкретные рекомендации. Негатива не увидела. Это хорошо, когда то нашел силы и время разобраться и дает советы, может есть смысл прислушаться.

  • Анонимно
    29.05.2015 17:01

    Спасибо за блестящую работу. Вот она, неангажированная и профессиональная журналистка. Очень много пищи для размышлений.

  • Анонимно
    29.05.2015 20:36

    При возможностях Татарстана грех иметь провинциальный театр. Смогли же расшевелить Симфонический оркестр. Почему дирекции Оперного театра не пригласить модного молодого ищущего творца-постановщика и художественного режиссера? Решение лежит же на поверхности. Нынешний директор Р.М. - очень талантливый менеджер, почему не ищет таланты за пределами республики, не усиливает творчески театр? Может, министру культуры ему подсказать? Натан

  • Анонимно
    29.05.2015 22:24

    Сегодняшний гала-концерт великолепен. Максимально интересны Рашель Буриасси и Александр Джонс из Штутгарта в свободном танце городского романса влюбленных. А дуэт из Португалии растрогал до слез историей о деревенской любви. Мощно прозвучала сцена из "Пламя Парижа". Видимо, в новом сезоне нас ждет премьера о майдане по-французски.

  • Анонимно
    29.05.2015 22:28

    А чего вы пугаете Господин Нигматуллин театры? Вы то вообще что из себя представляете!? Никакого отношения ни к одному виду искусства вы не имеете. С тем же успехом может рассуждать любая тетенька из двора, базара, трамвая и.тд. Только у нее будет ко всему любовь, попытка понять, она живет в этом городе и ей он дорог , а у вас в основе всех ваших " мыслей" злоба, зависть, а главное некомпетентность . Только жаль вы это не опубликуете. Боитесь!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    29.05.2015 23:50

    Уважаемый Айрат, не переживайте! Отдел культуры БО, уверяю вас, сильнейший в республике. Респект за последовательность, независимость мысли и эстетику, любовь к разным жанрам и внимание к татарской культуре! Так держать. И... смотрите, не загордитесь. Если критиковать вас, могу долго и много писать. У вас все впереди еще, но читать уже как год вас крайне забавно м интересно. Алибаба

  • Анонимно
    30.05.2015 00:07

    Айрат, на самом деле вы сами перешли на хамство от своего бессилия. Стали говорить уже в менторском тоне, запугивав театры. Вас уже бесит, что вы второй год мстите оперному театру, но ничего не получается. Как был аншлаг, так и есть. Вот главная причина вашего недовольства. Ни один ваш критик не сможет перебить желание зрителей ходить в наш замечательный театр. Зритель валом посещающий театр- вот самый главный аргумент и вам его ничем не перебить. Мы, зрители любим наш театр. Ни один самый столичный критик не сможет перебить любовь зрителей. А те кто пишет здесь злобные комментарии- они не зрители.

  • Анонимно
    31.05.2015 12:34

    А я считаю зачет Сиразину. Никто не отрицает необходимости критики. Она нужна. Но. Откуда возникла вдруг такая оголтелая критика? Я в теме и немного знаю. В прошлом году она возникла. До прошлого года БО был информационным спонсором фестиваля. Была и критика и похвала. Как и должно быть. В 2014 году БО за просил дополнительную аккредитацию для приезжего журналиста на Шаляпинский фестиваль. Мест на тот момент уже не было и им отказали. БО через Минкультуры нашли места, но разозлились за это на руководство театра. Вот с тех пор и пошла так называемая критика. Вот это мне, например и не нравится. Я с большим уважением отношусь к публикациям Айрата, но здесь ему возражаю, считая, что он горячится просто и надо бы уже прекратить вражду. Вот и весь секрет. А критиковать надо обязательно, с этим никто и не спорит. Успехов в работе вам Айрат. Писал вам любитель музыки и театра, инженер, не имеющий музыкального образования.

  • Анонимно
    31.05.2015 13:16

    Сиразин про неяркие краски может много рассказать, но не захочет;-) В любой теме он профи: от искусства до грамматики, от домино до бокса... Недавно его под орех разделали в ветке про "казанский феномен", так он теперь в балете подставляется. Один вопрос, Мурат, когда Вы были в нашем театре в последний раз?

  • Анонимно
    31.05.2015 17:01

    Мы ж продуктами не торгуем, поэтому анонимны и бесплатная реклама в БО нам не нужна. Почему продукты на Чехрынке стоят деньги, а билеты "после разговора с Руфалем и Юрой" должны стать бесплатными? Чтобы прошедшие в театр даром критики стали добрее? И почему простой вопрос о последнем визите в театр вызывает у Сиразина волну оскорблений? Так поступают лишь далекие от искусства и культуры люди!

  • Анонимно
    1.06.2015 06:48

    Мурат Сиразин - красавец! Хотя, если честно, действительно далек от искусства! Для всех - ходите в театр. Смотрите постановки! Наслаждайтесь и обсуждайте. Любите и думайте... Для этого и нужен театр. А бюджетные вопросы введите в другую тему. Вот и все! Артисты нашего большого - великолепны!

  • Анонимно
    1.06.2015 14:13

    Помогите разобраться: Я ни в балете, ни в опере ничего не понимаю! Но ходил на гала-концерт 29 го, и мне понравилось, очень даже понравилось! Вопрос: ходить то в наш оперный сейчас можно, или пока в нем что то или кто не поменяется нельзя?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen