Общество 
30.05.2015

Рустам Батров: «А скажут, что мы просим Путина объявить джихад...»

Как корреспондент «БИЗНЕС Online» разрабатывал социальную доктрину российского Ислама

Кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина родина, как следует относиться к немусульманам — на эти вопросы отвечает социальная доктрина российского ислама, рабочий проект которой представили на уходящей неделе в Татарстане. Обсуждение проходило в Российском исламском институте с участием республиканского муфтия. Официально утвердить доктрину собираются также на территории РТ, в Болгаре, сообщил «БИЗНЕС Online» разработчик документа Али Вячеслав Полосин.

«ЧТОБЫ НАС НЕ БОЯЛИСЬ И ПОНИМАЛИ, ЧЕГО МЫ ХОТИМ»

Социальная доктрина российских мусульман в настоящее время существует только в виде черновика. Впрочем, этот черновик объемом в 40 - 50 листов уже прошел через горнило обсуждений в мусульманских регионах и в июне будет принят в качестве официального документа. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из разработчиков доктрины, известный исламский богослов и общественный деятель Али Вячеслав Полосин, скорее всего, это произойдет 14 июня в древнем городе Болгаре, куда к этому времени съедутся российские муфтии. Впрочем, дата и место пока тоже «черновые» и предварительные, окончательное решение будет принято советом муфтиев России, добавляет Полосин.

А пока что в Российском исламском институте (РИИ) в Казани обсудили рабочий проект социальной доктрины мусульман РФ, для чего организовали круглый стол с участием муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина, всех его заместителей, ректора РИИ Рафика Мухаметшина и других заметных деятелей татарского ислама.

В аудиториях исламского университета было удивительно многолюдно: почтенные студенты в тюбетейках сидели, уткнувшись в столь же почтенные толстые книги. Корреспондент «БИЗНЕС Online» заглянул в один из залов, где, судя по количеству глубокомысленных лиц, уже проходило какое-то важное мероприятие, но на него зашикали: шла защита дипломов. В следующем зале было более просторно, на длинном столе по случаю жаркой погоды была расставлена вода в бутылках и белели разложенные листы с крупным заголовком: «Социальная доктрина российских мусульман». Судьбы отечественного ислама вершились в разгар экзаменов, и это было в какой-то мере символично: принятие доктрины тоже обещало обернуться экзаменом, но уже для всех российских мусульман (в нашей стране более 60 народов, следующих исламской традиции, уточняет доктрина). Как впоследствии заметил по этому случаю один из участников круглого стола, документ призван утвердить позицию сторонников ислама в обществе: «Чтобы нас не боялись и понимали, чего мы хотим».

Обсуждение доктрины началось с прибытия в зал Самигуллина и с коллективной молитвы. Судя по количеству воздетых к потолку рук, корреспондент «БИЗНЕС Online» оказался единственным немусульманином в этом обществе и, кстати, единственным светским журналистом. Впрочем, о том, как себя вести в таком случае, поучали раскрытые на столе страницы, где, как магнит, притягивал взгляд пункт 2.3 под названием «Российские мусульмане и СМИ»: «Журналисту следует непременно учитывать тонкости той религии, о которой ему предстоит вести разговор. Любая неточность или ошибка могут задеть чувства десятков тысяч верующих…» Будучи сам верующим, корреспондент «БИЗНЕС Online» никого оскорблять не собирался, поэтому спокойно перелистнул дальше, где речь уже шла об отношении мусульман к представителям других религий и упоминалось об особом уважении к «народам Книги» (то есть представителям монотеистических религий — христианам, иудеямприм. ред.). Круглый стол между тем входил в фазу обсуждения рабочего проекта.

НА КАВКАЗЕ ДРУГАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — НЕ ТАКАЯ, КАК В ТАТАРСТАНЕ

«Это наш коллективный портрет, выраженный в общем документе», — признался в самом начале обсуждения Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия Татарстана, бережно держа в руках доктрину. В качестве модератора круглого стола Батрову в этот день выпало говорить едва ли не больше всех присутствующих и при этом налаживать связь по Skype с Полосиным, который, к своему неоднократно выраженному сожалению, не смог приехать в Татарстан, но присутствовал виртуально.

Всего рабочий проект социальной доктрины включает в себя 7 положений (с многочисленными пунктами). Первая ступенька, следующая сразу за введением, — «ислам и общественная мораль», далее по лестнице иерархий — «исламское образование», «отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений», «отношение ислама к крайностям и радикализму», а также к государству и политике. На последней ступени мерцает глубоко зарытый «драгоценный камень» — «мусульмане и экономические вопросы», который в силу своей злободневности вполне мог бы претендовать на более высокое место в системе ценностей документа.

С критики иерархии доктрины и начал свое выступление Мухаметшин, сказавший, что, на его взгляд, на первое место следовало бы выдвинуть отношение мусульман к государству и политике, на второе — исламскую экономику, на третье — отношение к представителям других конфессий и… далее по списку. Полосин, чей голос транслировался с экрана подключенного к Skype планшета, возразил на это, что если начать с государства, то многие наверняка подумают, что проект продавливается по заказу Кремля, а это совсем не так. «Мы продумывали этот момент — поставить вперед политику, но потом отказались в пользу того, чтобы вынести в начало общество, а из него органично вывести и другие постулаты», — признался Полосин.

Планшет со «спрятанным» внутри него Полосиным — в силу скромных возможностей звука и изображения — передавался друг другу участниками круглого стола, как передают в иных случаях священную чашу. Глядя в темный и бликующий на ярком солнце экран, каждый неторопливо высказывал свои критические замечания. Все это больше напоминало богословский спор с легким налетом злободневности, чем прения по нормативному документу, в этом, безусловно, заключалось свое преимущество. Чувствовалось, что все сказанное действительно имеет вес и оседает в стенограмме мероприятия, да еще на диктофоне корреспондента «БИЗНЕС Online». Среди прочего затронули тему семьи («Институт семьи в России практически разрушен. Этому способствуют нестандартные вещи, идущие с Запада. 30 миллионов человек в социальных сетях «мечтают познакомиться», и мусульмане, к сожалению, среди них тоже есть. Между тем здоровое общество создает здоровая семья», — сокрушались участники заседания) и отношения к немусульманам.

— Мне кажется, что формулировка, которую предлагает доктрина, — «мусульмане вправе обращаться за помощью к немусульманам в решении всех дел, включая военные» — слишком высокомерна и снисходительна, — удивился Батров. — Кто такие для нас немусульмане? Они наши соседи, мы с ними росли в одном дворе, ходили в одну школу. По сути, мы с ними уже 500 лет вместе. То есть отношения уже давно выстроены. Почему же нам предлагается обращаться к ним лишь в случае, если требуется помощь? Пожалуй, такая формула — это шаг назад…

Полосин заметил на это, что на Кавказе «другая реальность», не такая доброжелательная, как в Татарстане: «У гяуров (неверных) ничего нельзя брать, нельзя поступать, как они, и пр.», — полагают там. «В кавказских республиках этот вопрос еще не решен даже на уровне стариков, не говоря уже о молодежи. Поэтому для них это актуально», — констатировал Полосин, но при этом согласился, что ту же самую мысль лучше выразить в другой, более корректной редакции.

Понятие «джихад» значится в доктрине в пятом параграфе, рассказывающем об отношении к крайностям и радикализму. «Подождите, до джихада еще дойдем», — многообещающе шутил модератор круглого стола Батров, пока тянулось обсуждение менее острых вопросов. Когда заветную страницу, наконец, перелистнули, выяснилось, что джихад — это далеко не только война (хотя она является его «частным и преходящим обстоятельством»), а «внутреннее и внешнее сосредоточение на следовании правильным, прямым путем». Что касается военного джихада, то приказ о нем «может издать только законный правитель».

На упоминании о «законном правителе» и его праве объявлять или не объявлять джихад возникла небольшая заминка: насколько корректной может показаться эта формулировка со стороны? Впрочем, Самигуллин не увидел в ней ничего сомнительного. «В 1941 году Сталин объявил войну — мусульмане пошли на фронт», — привел он всем известный, но от этого не менее показательный исторический пример. Но Батров продолжал сомневаться: «Представляете, что журналисты по этому поводу могут написать? Напишут, что мусульмане России ждут от Владимира Путина объявления джихада! Я даже представляю себе эти заголовки. Вы же знаете наших журналистов…»

Впрочем, обсуждаемая социальная доктрина была помещена в такой ярко выраженный патриотический контекст, что в направленности военного джихада, даже если таковой когда-нибудь будет объявлен, не приходилось сомневаться. «Ислам возводит в ранг религиозной обязанности для всех мусульман ведение войны с целью защиты родины», — говорилось в документе. При этом сама война (на других страницах проекта) объявлялась тем, что «нужно, насколько возможно, избегать», потому что «обеспечение победы без сражения есть одно из величайших благ». Что касается понятия патриотизма, то ему посвящен один из наиболее содержательных параграфов доктрины, обильно насыщенный цитатами, в том числе персидского поэта Руми: «Поклялся я, что не продам Родины и никогда не увижу властителем ее другого».

ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ НУЖЕН, ЧТОБЫ СНЯТЬ В РОССИИ СОЦИАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Основное замечание, которое прозвучало на круглом столе в адрес социальной доктрины, касалось однокоренного с ней понятия социального служения. «История ислама — это во многом история благотворительности и священнослужения, — высказал свою точку зрения Айрат Шарипов, некогда известный татарстанский предприниматель, глава благотворительного фонда «Я могу». — Но в доктрине отсутствует концептуализация социального служения мусульман. Хотя эта идея, возможно, должна выйти на первое место».

Отсутствовал в документе и термин «исламский банкинг», о чем не преминул сказать Полосину корреспондент «БИЗНЕС Online», когда заветный планшет со Skype оказался в его руках. «Сейчас надо всеми способами будировать этот вопрос, чтобы добиться изменения законодательного поля, мешающего исламским инвестициям прийти в Россию. Возможно, не в самой доктрине, но в механизме ее реализации надо предусмотреть, каким образом можно обеспечить появление в нашей стране исламского банкинга как более честного и справедливого способа ведения бизнеса по сравнению с существующей банковской системой», — предложил Полосину корреспондент «БИЗНЕС Online». «Мы обозначили свое нравственное отношение к этому вопросу, а о подробностях можно поговорить отдельно», — согласился автор мусульманской социальной доктрины. Действительно, в документе оговаривается «запрет на выдачу или получение денежных средств (иного имущества) в долг под проценты, неравноценный обмен» («риба») и проводится сравнение вкладчиков исламской банковской системы с инвесторами или акционерами, но не более того.

На современные банки грозно обрушился и Шарипов: «Вопрос закредитованности населения сейчас наиболее острый. Необходимость платить по бесчисленным кредитам мешает людям спокойно жить. Сами банки практически ничего не делают для благосостояния своих сограждан. По сути, это такие социальные паразиты. Данная ситуация очень опасна, она может в любое время сдетонировать. Необходимо снять социальное напряжение, и в этом смысле у ислама есть что предложить. Нас наверняка поддержат практически все потребители кредитов, в том числе христианская часть банковских клиентов воспримет это с энтузиазмом…»

Полосин не возражал против всех высказанных дополнений, заметив лишь, что в документе на полсотни страниц трудно отобразить все многообразие ислама. Как заявил впоследствии разработчик доктрины корреспонденту «БИЗНЕС Online», через аналогичные обсуждения его документ прошел на Северном Кавказе (к примеру, в Ингушетии презентация проекта состоялась 14 мая) и в других мусульманских регионах России. При этом кавказские мусульмане не высказали никаких замечаний, зато в Уфе предложили сразу 40 поправок.

«Все внесенные предложения будут учтены», — пообещал Полосин нашему корреспонденту. — В сущности, осталось несколько дней работы, и документ из черновика станет полноценной социальной доктриной российских мусульман».

Если торжественная церемония по утверждению официального статуса документа и вправду состоится в Болгаре 14 июня, Россия получит вторую по счету религиозную социальную доктрину — после принятой еще в 2000 году социальной доктрины российской православной церкви. «Мы их опыт учли», — сказал по этому поводу «БИЗНЕС Online» Полосин, сам в прошлом православный священник, перешедший в 1999 году в ислам из звания протоиерея.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.05.2015 09:32

    Приняв новую доктрину, но не поменяв муфтия России Гайнутдина и ЦДУМ в Уфе Таджутдина , разве может что-то измениться? Думаю нет, нужны более энергичные, не связанные "со старыми договоренностями" муфтии. Если мы хотим реальные дела в исламе, то нужны муфтии как Гусман Хазрат Исхаков. Не будет успеха в России, кстати Полосини в курсе, что с Гайнутдином точно ни одной мечети в Москве не построится.

    • Анонимно
      30.05.2015 10:25

      Надо Ильдара Баязитова поставить муфтием ЦДУМ РБ вместо Таджутдина вместе с Ильдаром Хисамутдиновым, они не словом , а делом показали как надо строить реабилитационные центры с мечетями и как интегрироваться в социальную среду. Построив Ярдэм они не остановились и открыли реабилитационный центр в Тюлячинском районе. В Башкортостане надо развивать ислам, развивая социальные проекты, там точно такие люди как Баязитов нужны. Кадры решают все, чтобы развивать ислам в РБ, там нужен Баязитов.

      • Анонимно
        30.05.2015 10:55

        Вы хотя бы для приличия чтоли не писали «поставить» :-)

        • Анонимно
          30.05.2015 11:39

          Что правда, то правда их ставят в кабинетах, а так давно бы народ выбрал достойных. Простой пример мечеть Гаиля: был хороший парень Ильнар хазрат, ходил просил деньги, читал проповеди где придется поближе к мечети, собирал махаллэ. Мечеть построили и его оттуда "брысь", поступили очень по-мусульмански в традициях "татарского" ислама.Если бы их выбирали, то в Кул Шарифе имам был бы Рамиль Юнус, а муфтием России Гусман Хазрат, Татарстан он явно перерос.

          • Анонимно
            31.05.2015 17:27

            А Рамиля Юнусова не также ли просто назначали в 2005 году, а? Тогда имамом "Кул Шарифа" был Зуфар Галиуллин, но его спихнули и назначали Юнусова - вот это очень по-мусульмански

  • Анонимно
    30.05.2015 11:18

    Пока в муфтиятах федеральный и региональных будут сидеть "осваиватели" бюджетных денег- порядка не будет. В нашей духовке то же самое- напечатают книжонку, сляпают за бешеные деньги бесполезные ролики и пиарятся, радостно пересчитав наличность...

  • Анонимно
    30.05.2015 11:57

    Батров и его компания, пока среди вас не будет имама телега не поедет. Выберите себе имамом Гусман Хазрата и делегируйте его муфтием России, вот тогда колеса телеги скрипнут и покатятся. Все ваши инициативы будут заблокированы Гайнутдинами и Таджутдина и по причине их ревностного отношения к ДУМ Татарстана.

  • Анонимно
    30.05.2015 12:39

    Положение татарстанского Ислама к сожалению плачевное.

  • Анонимно
    30.05.2015 16:54

    Кроме Ильдара Баязитова не одного пользующегося уважением человека.

  • Анонимно
    31.05.2015 11:50

    Полосин написал доктрину, которую должны принять на Кавказе?

  • Анонимно
    31.05.2015 12:15

    ИСЛАМ - "распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. н.э. на основе почитания Аллаха как единого Бога и признание Мухаммеда «посланником Аллаха». И. возник в 7 в. в Аравии; основателем его считается Мухаммед (Магомет), объявивший себя посланником Аллаха (поэтому другое, устаревшее, название ислама — магометанство)"; араб. islam "покорность воле Бога". (БЭКМ). ? Ар. ????? "исла:м "покорность (богу)", производно от глагола ???? "аслама "покориться", ср. от этого корня ?????? истаслама "покориться, капитулировать", букв. "просить мира". Исходное мотивирующее слово ???? сала:м "мир". Как считают сами арабские богословы, ислам – изначальная религия человечества, ниспосланная Аллахом в виде двух книг: Ветхого завета, а затем Нового завета. Но так как обе книги были неправильно поняты, Аллах ниспослал третью, на этот раз на языке оригинала. Как и многие термины различных религий мира мотивирующие слово сала:м (мир) - от рус. языка. Ср. сломить (например, сопротивление противника)", т.е. "заставить просить мира". В рус. языке - произведено с помощью приставки С от ломать (см.). Это внешний смысл. Более глубокий восходит к русскому солома (ср. ар. "путь соломы", т.е. Млечный Путь). Аравийский культ основан на своем собственном инструменте письма калеме (см.), ср. греческое калямус "солома", от рус. солома. Арабы пишут специально заточенной в четыре приема соломкой, которая оставляет на бумаге след в виде квадратной точки, так что арабское письмо есть образ следа (пути) соломки по бумаге или в негативном изображении "пути соломы". Так в ар. языке называется Млечный Путь. Такой образ отражает структуру психического: черный след на белом, который негативно отображен на небе в виде Млечного пути. Так рисует плазма семантическая, которая, в отличие от плазмы материальной (вещество Солнца), пишущей белым по черному, пишет черным по белому. Таким образом, неявная цель ислама познание книги Предвечной мудрости, отраженной в Коране (см.). Черный камень в Каабе (см.) в переводе означает карандаш, по-арабски: калем. А белые одежды паломников (ихрам) символизируют бумагу Творца.КОРАН – "священная книга ислама, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии, мусульманских мифов и норм права"; араб. qur’аn "чтение". (БЭКМ).? От ар. ?????? ал-к?ур"а:н, производного от ??? к?ара"а "восклицать", "читать". Букв. "чтиво". Того же корня рус. каранье, кричать, крокодил (см.), англ. cry. Однако этимологизация на ар. почве не приводит к смыслу. Как и большинство терминов ислама (см. ваду, ислам, закят, суфии, вакф, хадж, шахада, шахид, хиджаб, рамадан), слово Коран рус. происхождения. Оно происходит от обратного прочтения рус. нарок "постановленье", "завет" (см. Даль), ср.: Ветхий Завет, Новый Завет, Веды (от ар. ??? ваъд "завет, обещание"). При этом, как оказывается, все четыре "завета" – пронумерованы. В частности, Коран нумеруется позой правоверных при молитве, когда они становятся на четвереньки (номер 4, отвечающий зеленому цвету).

  • Анонимно
    31.05.2015 13:11

    Насколько помнится, в прошлом году на Форуме татарских религиозных деятелей в Казани уже принимали Концепцию татарского Ислама. И это был очень содержательный и конструктивный документ. Там были блоки и по социальной доктрине Ислама, и по экономическим вопросам. Наверное, просто переписали оттуда все в Доктрину Полосина, что там другого можно придумать. Но жизнь, к счастью, развивается своими неведомыми путями, какие бы доктрины и концепции людям не вменялись разным начальством. Вот меня сразу насторожило педалирование темы патриотизма. Сегодня разве что из утюга не слышно патриотических речей. Во всем нужна мера, в советские времена уже перекормили народ этой темой, а нынче опять наступают на те же грабли, вызывая у людей оскомину. А г-н А.Шарипов, помнится, в начале нулевых выступал в роли главного патриота из татар, похоже, остался в том же амплуа, хотя жизнь должна была многому научить, ведь не мальчик уже. Вообще-то, на мой взгляд, не бывает Ислама российского, китайского или французского. Все, что предписано мусульманам давно уже изложено, этого и нужно придерживаться.

  • Анонимно
    31.05.2015 23:18

    Попробуйте защитить свои земли (паи от колхозов) от тех хапуг, которые их захватили и не дают приватизировать. Создайте вакуфы и пусть прибыль от этих земель идет на содержание мечетей. Пусть муллы не клянчат деньги у бизнесменов, у населения на эти цели. Те директора ООО, которые захватили земли пенсионеров (мечет картлары), особой щедростью не отличаются. Казыю (или кадыю) Татарстана заняться бы этим вопросом, благо, что светское образование у него экономическое. (Имею ввиду Жалил хазрата).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen