Культура 
31.05.2015

Александр Сладковский: «Потребителей классической музыки нужно готовить с раннего детства»

Образовательные и благотворительные детские проекты ГСО РТ как музыкальная прививка от агрессии и злобы

1 июня по традиции отмечается Международный день детей. В канун праздника первого дня лета художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» о том, что из образовательного школьного контекста нельзя вычеркивать музыкальный аспект, о гонорарах для юных оркестрантов и культуртрегерской миссии Артема Варгафтика.

«В ОРКЕСТРЕ Я ВЫПОЛНЯЮ ФУНКЦИИ НЕ ТОЛЬКО ДИРИЖЕРА, НО И МЕНЕДЖЕРА»

Будучи ужасно прагматичным человеком, я уверен: если что-то не приносит удовольствия и пользы, лучше вообще за это не браться. В оркестре я выполняю функции не только дирижера, но и менеджера, который обязан думать о посещаемости и окупаемости, ведь важнейшей составляющей работы любого концертирующего коллектива является прибыль, и ничего с этим не поделаешь. Тут очень важно понимать, что лояльных потребителей, заинтересованных и разбирающихся в классической музыке, нужно готовить с раннего детства. Поэтому многочисленные проекты ГСО РТ, направленные на взаимодействие с молодой аудиторией, можно считать стратегическими инвестициями: чем больше внимания мы уделим детям сегодня, тем более подкованной и благодарной будет наша аудитория через пять, десять, пятнадцать лет.

В раннем возрасте всем делают прививки от различных заболеваний, и мне кажется, музыканты должны работать с детской публикой по такому же принципу. Сейчас у людей очень много агрессии, злобы, непонимания по отношению к миру и друг к другу, главная причина этого — банальное отсутствие культуры. Почувствовав прекрасное, получив эмоциональный заряд, который потом сопровождает их всю жизнь, дети прививаются от дурновкусия и неэтичного поведения. Кроме того, концерты носят важную образовательную функцию: маленькие посетители ГСО уже понимают, что такое оркестр, что происходит на сцене, что представляет собой концертный зал, где он находится и как там нужно себя вести. К сожалению, такой подкованностью может похвалиться не любой наш взрослый слушатель.

Михаил Мосенков
Михаил Мосенков

«УРОКИ МУЗЫКИ С ОРКЕСТРОМ»

В 2012 году мы запустили образовательный некоммерческий проект «Уроки музыки с оркестром» — на сегодняшний день через него прошло более 12 тыс. учеников казанских общеобразовательных школ. Мы ориентируемся на пятые-шестые классы: это именно тот возраст, когда еще не поздно, но уже не рано начинать осмысленное знакомство с классической музыкой. Примерно раз в месяц оркестр устраивает открытую дневную репетицию, куда школьники приезжают на специальных автобусах, предоставленных управлением образования Казани. Мой помощник, второй дирижер ГСО РТ Михаил Мосенков читает им самые настоящие лекции о содержании произведений, которые звучат на концерте, и правилах поведения культурных людей в культурных местах.

Самые смелые слушатели могут во время мероприятия выйти на сцену, поиграть на ударных или даже продирижировать оркестром — кому как повезет. Часто дети несерьезно относятся к школьным урокам музыки: хулиганят, что-нибудь рисуют, выполняют домашнюю работу по предметам, которые считают более важными, или вообще прогуливают занятия. У нас они тоже не всегда ведут себя идеально, и подчас в зале бывает довольно шумно, но звучание инструментов рано или поздно завоевывает внимание даже самого невоспитанного хулигана. Живой звук — это энергетика, которую дети воспринимают очень чутко. Учителя водят школьников в зоопарки и картинные галереи, в исторические музеи и драматические театры, и из этого образовательного контекста нельзя вычеркивать музыкальный аспект. Последний концерт «Уроков музыки с оркестром» в сезоне 2014 - 2015 состоялся 13 мая, и в этот день я лично наблюдал за входом в ГБКЗ — на встречи ходят толпы детей, без всякого преувеличения.

С недавнего времени в рамках этого цикла начал функционировать еще один проект: «Дети — детям». Ранее я уже рассказывал о молодежном симфоническом оркестре Татарстана — готовом сыгранном коллективе, который, несмотря на юный возраст участников, успел выступить за границей, выиграть престижный музыкальный конкурс и побывать с гастролями в нескольких городах России. Любой оркестр развивается только в ходе регулярной концертной деятельности; понимая это, мы решили помочь молодым музыкантам и передать в их распоряжение цикл «Уроки музыки с оркестром». Теперь Мосенков будет объяснять юным слушателям музыкальные тонкости, иллюстрируя рассказ игрой МОТ — хочется верить, что школьники, видя, как здорово их ровесники управляются с музыкальными инструментами, отнесутся к нашим встречам с еще большим интересом. Кроме того, для нас очень важен факт преемственности: мы не просто сделали продукт, который полежал и испортился, но с нуля создали дееспособный детский коллектив и теперь запускаем его в собственное большое плавание. К каждому концерту (всего на следующий сезон запланировано не менее 10 выступлений) ребята будут готовить новую программу, за каждое выступление оркестр будет получать гонорар. Деньги пойдут на развитие коллектива — оплату проезда на фестивали, покупку инструментов, форму и т. д.

Артём Варгафтик
Артем Варгафтик

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА ОТ А ДО Я» и «ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ»

Я давно знаком с Артемом Варгафтиком — невероятно эрудированным музыкальным критиком, просветителем в области классической музыки и телеведущим, который известен многим зрителям по передачам «Партитуры не горят» и «Оркестровая яма» на канале «Культура». Проект «Музыкальная азбука от А до Я» для самых маленьких слушателей мы делали еще в Москве, а когда я переехал в Казань, то привез его с собой — здесь цикл идет уже пять лет. Четыре раза в сезон (то есть примерно раз в два месяца) Варгафтик прилетает в Казань и рассказывает о самых важных музыкальных терминах, жанрах и фамилиях. Б — это барабан и «Болеро», С — это Скрябин, Сальери и симфония, М — марш, менуэт и Мусоргский и так далее. После объяснения слово предоставляется оркестру, который играет то, о чем только что рассказывал ведущий. Кстати, Артем прекрасно знаком с татарской композиторской школой и в каждом концерте цикла обязательно упоминает национальных авторов и важные для понимания музыкальной культуры татарского народа музыкальные произведения. Приятно, что «Азбука» — это абонементный концерт, на который дети ходят вместе с родителями.

Еще один важный аспект взаимодействия оркестра с молодой аудиторией — регулярная благотворительная деятельность. У нас давняя связь с детским хосписом и фондом им. Анжелы Вавиловой, и ежемесячно небольшие ансамбли — струнные и духовые — выезжают к тяжелобольным детям и играют прямо в палатах или холлах лечебных учреждений. Помимо терапии такие пациенты остро нуждаются в эмоциональной подпитке, которую и обеспечивает классическая музыка. Музыка универсальна — хорошие произведения, даже если они крайне печальны, все равно поднимают жизненный тонус и побуждают ум и тело к борьбе с болезнью, а плохие мы стараемся не исполнять. Об этом всегда сложно говорить, но, поверьте, для оркестра такие встречи имеют огромное значение: дети, которые не могут посетить концерт, которые подчас не могут покинуть даже собственную больничную палату, — это, может быть, самые заинтересованные в музыке слушатели.

Я отдаю себе отчет в том, что деятельность ГСО РТ по популяризации классической музыки среди детей — это капля в море. У меня нет цели окультурить все молодое население Казани, более того, это совершенно нереальная задача. Но я уверен, что заботиться об образовании и благополучии детей нужно планомерно и круглогодично, и хочу, чтобы 1 июня было лишь формальным поводом для подобных разговоров, а не единственной датой проведения показательных мероприятий.

Александр Сладковский

Фото: tatarstan-symphony.com, mso-tatarstan.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2015 09:58

    Всё хорошо, молодец Сладковский, хоть что-то делает, что ему понятно и близко.Только и с мнением Игоря Козырева полностью соглашусь. Начинать надо со всеобщего музыкального образования с более раннего возраста, хотя бы с 1 класса. А если у родителей есть желание и возможности обучать своего ребёнка музыке раньше -- то и раньше, чем с 7 лет.Если каждый человек с раннего возраста приобщится к музыкальным основам: нотная грамота, сольфеджио, чтение, пение и игра с листа, игра на разнообразных музыкальных инструментах, -- то это будет очень полезно для его интеллекта, эмоционального и духовного развития. Основы музыкальной культуры привить каждому, а далее по желанию, более серьёзные и глубокие занятия музыкой, вплоть до профессионального выбора.... Тогда не будет никаких проблем с "потребителями классической музыки" :)

  • Анонимно
    31.05.2015 11:26

    К сожалению коммерциализация дошла и до культуры. Сама по себе коммерция - нормальная сфера человеческой жизнедеятельности, но все таки, только того, что касается материальной стороны жизни. Что касается культуры, то это прежде всего духовность, созерцательность, образование. Все это, наверное, все же основано на таких понятиях как безкорыстие, нестяжательство, благородство."Дело надо делать, господа!" (А.П.Чехов)

  • Анонимно
    31.05.2015 12:39

    У нас грамотных музыкантов по-моему больше, чем грамотных слушателей. И это проблема...

    • Анонимно
      31.05.2015 13:52

      Это же не проблема, это же прекрасно!!! Из данной статьи следует, что г-н Сладковский хочет воспитать "грамотных" слушателей.

  • Анонимно
    31.05.2015 14:52

    Если будет музыкальный всеобуч с раннего возраста, то воспитывать музпотребителей не понадобится. Люди сами разберутся в музыке, что к чему, что она из себя представляет. Что настоящее, а что... Потребительство - это дорога к манипуляции мнением, и в жизни, и в музыкальных вкусах.

  • Анонимно
    31.05.2015 15:13

    На мой взгляд, существует возрастная восприимчивость к различным жанрам музыки. И классическая музыка, все таки более востребована старшими поколениями. Так как является более серьезной по восприятию, насыщенной по палитре, в своем роде "релаксовой". Вследствие чего, все таки не стоит рассчитывать на массовость в продвижении классики среди детского поколения. Конечно, есть индивидуумы, но они индивидуальны и если имеют интерес и талант становятся прекрасными музыкантами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль