Общество 
4.06.2015

«Челны-хлеб»: Чувствуем ультрадавление со стороны федеральных сетей

Региональные торговые сети в штыки приняли поправки в закон «О торговле»

Поправки в закон «О торговле» с жаром обсуждали вчера на проходящей в Москве неделе российского ретейла. Изменения, нацеленные на улучшение положения производителей, не устраивают ни поставщиков, ни региональные торговые сети. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, в чем расходятся и чего опасаются продавцы и производители.

«ПОПРАВКИ НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ, БЕССМЫСЛЕННЫЕ, КОНТРПРОДУКТИВНЫЕ»

Одобренные Госдумой в первом чтении поправки в закон «О торговле» стали накануне предметом бурной дискуссии на неделе российского ретейла. Законопроект, разработанный рядом сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, предполагает снизить совокупный объем выплат со стороны поставщиков ретейлерам до 3%, тогда как сегодня только ретробонус (премия за объем поставок в сеть) составляет 10%. Кроме того, сокращается отсрочка для сетей по оплате поставленного товара. Авторы законопроекта, казалось бы, хотели поработать на благо отечественного производителя, сняв все преграды, в основном финансовые, на пути импортозамещающего продукта на полки магазинов. Однако многие участники рынка как среди торговых сетей, так и поставщиков остались недовольны парламентской инициативой.

Так, союз независимых сетей (СНС), объединяющий региональных ретейлеров, не только выступил с резкой критикой законопроекта, но и разослал во все органы власти письма с обоснованием своей позиции. «Эти поправки несвоевременные, бессмысленные и контрпродуктивные», — громко заявил в своем выступлении руководитель СНС Олег Пономарев. Он уверен, что предлагаемые изменения негативно скажутся на региональных торговых сетях, которые могут оказаться по своим закупочным условиям не так выгодны, как лидеры рынка, которые его еще больше монополизируют. А это в итоге скажется и на местных производителях, которым и так добраться до любой магазинной полки, а тем более в крупной сети, сложно. «Станет хуже производителю, потому что отсрочка и бонусы — инструмент продвижения товара», — пригрозил Пономарев.

РАВИЛЬ ЗАРИПОВ: «НАДО ПРОВЕРЯТЬ, КОШМАРИТЬ ЭТО ДЕЛО, ГРУБО ГОВОРЯ»

Генеральный директор торгового дома «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов как представитель как раз регионального ретейла согласился с Пономаревым. По его словам, локальные сети на сегодня имеют гораздо худшие условия, в том числе финансовые, по сравнению с крупными игроками, которые начнут еще активнее поглощать тех, кто останетсяся на плаву среди местных ретейлеров. Но Юнусов недоволен новшествами еще и как производитель. «Я как производитель вижу ультрадавление со стороны федеральных сетей, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — О чем это говорит? Они сначала посадили за стол, налили чашку чая, обнялись, но прошло время, и у них уже другая сила и другой сценарий разговора. Если мы будем занимать ту позицию, которая не соответствует их финансовым ожиданиям, нас просто исключат из сети». Впрочем, если в устойчивости своего бизнеса Юнусов уверен, то за своих коллег, которые могут свернуть свою деятельность, он переживает не на шутку. Если большинство из них уйдет с рынка, это станет ударом по малому и среднему бизнесу, который власти вроде как назначили драйвером роста российской экономики.

Эдуард Юнусов
Эдуард Юнусов

Впрочем, в минпромторге РТ настроены более оптимистично и не верят в то, что крупные торговые сети после принятия поправок окончательно вытеснят местных ретейлеров. «Если посмотреть итоги работы за последние 5 - 6 лет, то татарстанский рынок крупных сетевых компаний — 20 процентов от общего объема продаж. 80 процентов — это рынки, средний и малый бизнес», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» министр промышленности и торговли республики Равиль Зарипов. Он уверен, что сетевикам, какими бы крупными они ни были, не охватить весь потребительский рынок, а тем более сложно конкурировать с ярмарками, на которых, по его словам, есть «свежие, хорошие товары» по доступной цене. Свою миссию Зарипов видит в том, чтобы не допустить монополизации рынка. Что касается спорного законопроекта, то министр осторожничает, говоря, что тот нуждается в учете мнения всех сторон процесса и взвешенном подходе. «Я думаю, закон о торговле нуждается в изменениях. Надо почетче прописывать систему бонусов, все должно быть прозрачно. Когда не совсем прозрачные правила игры, бизнес от этого страдает: и та, и другая сторона. Остается возможность для коррупционного подхода, надо проверять, кошмарить это дело, грубо говоря. Никому этого не надо. Мы со своей стороны будем поддерживать, чтобы ограничивающие показатели были оптимальными. Думаю, они будут устанавливаться с учетом мнения всех сторон», — рассуждал Зарипов. Впрочем, и бизнес-сообщество, по его убеждению, должно занимать более активную позицию, предлагать альтернативу, а не только жаловаться.

Равиль Зарипов
Равиль Зарипов

«СПАСАТЬ НУЖНО ТОГО, КТО ХОЧЕТ СПАСАТЬСЯ»

Но как раз с альтернативой у бизнеса, очевидно, проблемы. Исполнительный директор СНС Сергей Кузнецов заявил нашему корреспонденту, что пока их союз только предлагает не принимать спорный законопроект, а свои поправки вносить не готов. «На сегодня мы не будем предлагать альтернативу, мы будем говорить, что эти поправки в настоящее время несвоевременны и вредны. Мы будем предлагать, чтобы они не вступали в силу», — отметил он.

Именно дефицит предложений со стороны бизнеса беспокоит председателя правления «Союзмолока», омбудсмена по торговле Андрея Даниленко. Он призывал торговые сети, наконец, объединиться и выразить свою единую позицию по предлагаемым депутатами изменениям. «Спасать можно только того, кто хочет спасаться. Для этого у сетей должна быть консолидированная позиция. СНС имеет свою позицию, АКОРТ (ассоциация компаний розничной торговли) — свою», — взволнован он. Сам Даниленко уверен, что закон надо переписать, но поправки предлагает скорректировать, так как в нынешнем виде они станут нагрузкой на малый и средний бизнес. Например, его не устраивает пункт по ретробонусам. «Ограничение всех видов услуг 3 процента для нас непонятно. Тогда лучше сделать 0 процентов. Или же прописать, какие услуги сеть может оказывать, а какие — не может. Для многих малых и средних поставщиков возможность платить за различные услуги — это возможность продвижения своего товара. Если ее теряешь, то это придется делать другими инструментами — через скидки, что более сложно. Это целая ломка существующей системы. Поэтому этот пункт, на наш взгляд, требует уточнений и разъяснений», — считает он.

В национальной мясной ассоциации также настороженно оценивают возможные изменения в закон «О торговле», которые, по мнению ее руководителя Сергея Юшина, защищают в большей степени производителей, чем торговые сети. Он согласился с Даниленко, что поправки нуждаются в корректировке и уточнении. «Другое дело, насколько они будут эффективно реализованы, или опять могут найтись какие-то обходные пути», — высказал он свои опасения. При этом Юшин, отстаивая прозрачность ценообразования, крайне негативно настроен к жестким ограничениям наценки, которая может отличаться в зависимости от формата сети — будь то премиальный сектор либо дискаунтер. «Но при этом мы хотим, чтобы наценка была прозрачной как для потребителя, так и для производителя, и для госорганов», — добавил он.

«ЧЕРЕЗ ДВА-ТРИ ГОДА ВСЕМ СТАНЕТ ПОНЯТНО, ЧТО ЭТО БЫЛА ОШИБКА»

Однако не все настроены негативно по отношению к депутатской инициативе. Первый вице-президент «ОПОРЫ России», президент группы компаний «Русский огород» Владислав Корочкин от имени малого бизнеса, за который так волновались предыдущие эксперты, заявил, что новый закон нужен. «Для меня непонятно, каким образом перевод бэк-маржи во фронт-маржу будет способствовать каким-то сложностям, — недоумевал он в разговоре с нашим корреспондентом. — Так было сделано во Франции, так сейчас сделано в Польше. Те сети, которые у нас работают, по-моему, в Польше уже перешли на эту систему, никакого коллапса там не случилось, многие вещи становятся прозрачными, понятными». Чтобы они стали еще более понятными, поясним: бэк-маржа — это разного рода выплаты поставщиков сетям за продвижение товара. Фронт-маржой называют торговую наценку.

Несмотря на все споры и несогласованность позиций обеих сторон — поставщиков и продавцов, законопроект с большой долей вероятности будет принят, тем более уже есть его поддержка в профильном министерстве. «Что касается ретробонусов, дополнительных выплат поставщиков, мы поддержали депутатов. Они постепенно должны свестись к нулю. Все, что продается, все, что наценивается, все доходы должны переходить во фронт-маржу», — заявил в своем выступлении статс-секретарь минпромторга РФ Виктор Евтухов. Он добавил, что решение депутатов по отсрочке платежей минропмторг также намерен одобрить, однако сомневается, что надо менять установившиеся практики платежей на скоропортящиеся товары и товары длительного пользования. «Поэтому предусматриваем переходный период до 1 года для отмены всех выплат и 180 дней для снижения срока отсрочки платежа», — пояснил Евтухов. По его словам, это делается для того, чтобы уже сейчас призвать всех поработать в таком режиме — поставщиков и продавцов, а уже потом всем участникам дать консолидированную оценку законопроекту. Пока же Евтухов опасается, что, если закон вступит в силу одномоментно, это может привести к «неоднозначным последствиям»: «К сокращению ассортимента на полках, к тому, что товаропроизводители потеряют места на этом рынке и в сетях, а также скажется на потребителях, на которых работает вся наша система».

Виктор Евтухов
Виктор Евтухов

Тем временем в СНС уже сейчас заверяют, что именно такой сценарий наиболее вероятен. «Цели, которые закладываются в поправках, — расширение ассортимента, снижение цен, уменьшение давления — будут не только не достигнуты, а через два-три года всем станет понятно, что это была большая ошибка», — печально заключил Пономарев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2015 09:00

    Наши депутаты полностью оторваны от жизни! Производители сами из штанов выпрыгивают, что бы оказаться на полках федеральных сетей. Сами отдают им товар с огромной скидкой, порой, даже себе в убыток. Зато отыгрываются на мелкой рознице. Поэтому в этом же Законе необходимо прописать, что разница отпускных цен федералам и регионалам не должна отличаться более, чем на 2-3%, с учетом транспортных перевозок. Иначе погубим мелкую розницу. Вот тогда население, господа депутаты поймут какую ошибку совершили.

  • Анонимно
    4.06.2015 09:26

    Наш министр видимо настолько чувствует себя безнаказанным, что в открытую призвал кошмарить бизнес! Пока такие люди занимают министерские посты, нашей стране из кризиса не выбраться. Чем более развита торговля, чем она многогранней, тем больше шансов выжить у производителей. И наоборот монополизация рынка федеральными сетями уничтожит региональных производителей.Категорически против новых поправок! Они в конечном счете, направлены против наших производителей.

    • Анонимно
      4.06.2015 16:40

      Он ведь говорит, бороться, "кошмарить" коррупционные проявления, а не бизнес. Зачем же переворачивать слова.

  • Анонимно
    4.06.2015 10:29

    Недовольство местных сетей понятно, "отсрочка и бонусы – инструмент продвижения товара" - это тоже понятно, вот только местные небольшие производители не в состоянии дать ни отсрочек, ни бонусов. А этот закон дает им шанс выйти на рынок, а в челны хлебу пора бы уже умерить свои аппетиты

  • Анонимно
    4.06.2015 11:37

    При чем здесь Челны хлеб? В РФ более 500 региональных сетей. В случае принятия этого закона им всем в течении года будет кирдык. А за ними посыпятся и российские производители.Вот тогда федеральные сети и глобальные производители возрадуются. А население поймет, схватятся за головы от цен и поймут, как их депутаты дурили.Кстати наши депутаты видимо не знают, что транснациональные компании легко могут выплачивать бонусы на зарубежные счета федеральных сетей. А вот региональным сетям это недоступно.

    • Анонимно
      4.06.2015 13:23

      Уважаемый, а вы название статьи читали? "ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ: чувствуем ультрадавление..." Казачок то засланный,однако

      • Анонимно
        4.06.2015 13:49

        Ошибаетесь! Когда не знаете точно, то не навешивайте ярлыков.Читайте внимательнее сами эту статью. Может тогда поймете и мой комментарий.

    • Анонимно
      4.06.2015 13:30

      Ключевое слово во всем предложении: "Региональным сетям это недоступно (бонусы на зарубежные счета)" Какие же бедолаги эти региональные сети, ах как они будут жить теперь без бонусов?" Придется теперь жить так же как и все остальные живут без бонусов

  • Анонимно
    4.06.2015 11:58

    Многие сети сейчас зарабатывают не наценкой, а пресловутыми ретробонусами, ретроспективными скидками, листингами, перелистингами, условным и безусловным маркетингом, бонусом присутствия и т.д. И суммы за такие услуги все растут и растут. Зачем напрягаться? Деньги то гарантированные, привыкли к халявному баблу, поэтому и против цивилизованных нововведений. Ценник за такого рода услуги вырос уже настолько, что нормально производить и правильно платить налоги уже попросту невмоготу. К чему все это подталкивает в итоге?

  • Анонимно
    4.06.2015 13:13

    Покупаю там только хлеб

  • Анонимно
    4.06.2015 22:38

    Мы местный сельхоз производитель. Пытаемся попасть на полку челны хлеб уже год!!!! Категорийщики выдвигают условия, прт которых мы не можем работать. Всегда идет манипуляция. В эссене стоим, в бехетле стоим. Продажи растут, покупатели очень довольны, а вот челны хлеб ведут себя как то странно. Разговор всегда ни о чем. Мы поставляем в США и наш продукт на ура, только не для челнов хлеб.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль