Общество 
21.06.2015

Картинки с выставки, или Послевкусие праздника

Немного размышлений об исторической достоверности на примере экспонатов в Парке Победы

Как же здорово обустроили к 9 Мая казанский парк Победы — загляденье! А еще чистота, поют соловьи, у озера можно увидеть несколько видов водоплавающих птиц и ондатру, а рано утром даже зайцы встречаются. Но казанский краевед Равиль Вениаминов заглянул в парк и ахнул от недоумения. О том, что так удивило историка местной промышленности, он рассказал в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».

ОТКУДА ЭТА ФАНТАЗИЯ?!

С утра в парке тихо, редкие посетители не спеша прогуливаются мимо образцов военной техники. Что нового в этом железном ряду? Конечно, это танк Т-34-85 — красивый, грозный, он установлен в начале экспозиции бронетанковой техники. Остальные машины вновь покрашены и приведены в порядок. Но, думается, лишним было красить у них катки и крылья в белый цвет — в войсках такое никогда не практиковалось, но, наверное, устроители экспозиции думали, что так красивее.

Авиационную часть открывает отремонтированный вертолет Ми-8. И тут бросается в глаза несоответствие пассажирских окон и балки неуправляемых ракет — видимо, очень хотели сделать машину военной... К вертолету Ми-2 претензий почти нет. Су-7 покрасили серебрянкой — что ж, терпимо. А вот МиГ-17 сделали белой птицей, пушки же покрасили красным, и это совершенно нереально. По-2 весьма похож, пусть и макет. Так же, как и макет Пе-2. Однако покрашены макеты абстрактно, то есть весьма приблизительно. Красили Пе-2 тетеньки кистями и уж, конечно, не по стандартным схемам камуфляжа.

Ладно, я в свое время уговорил отрезать трубы, торчавшие из коков винтов этого Пе-2, а то ответственные за самолет были уверены, что это пушки. В реальности это должны были быть имитаторы храповиков для запуска двигателей от автомобильных стартеров. МиГ-27К покрасили в серый цвет. Но так эти самолеты красили только в Шри-Ланке, у нас они всегда были камуфлированы. Но это еще не все. Стал вчитываться в аннотации к экспонатам и ахнул. «МиГ-27 стоял на вооружении Китая». Никогда! «Двигатели к По-2 изготавливались на 16-м заводе в Казани». Никогда! «Масса пустого Пе-2 — 15 863 килограмма». Реально — 5 840. И несть числа таким ошибкам...

К артиллерии вопросов нет, а вот к автомобилям... Установлены в парке два «УралЗиС-5»: один — как «Катюша», другой — как грузовик. Но реактивные установки «Катюша» на этих двухосных машинах никогда не устанавливались! Сначала их устанавливали только на трехосных автомобилях «ГАЗ-ААА» и «ЗИС-6», а позднее — на ленд-лизовских GMC, «Студебеккерах» и прочих. Видимо, дело в том, что «ЗИС-6» уже не найдешь, а «ЗИС-5» еще встречаются... Вторую же машину «обозвали» АМО. Почему АМО? Откуда эта фантазия? Срочно замените информацию!

СКОЛЬКО ПРОДЕРЖАТСЯ БОЕВЫЕ МАШИНЫ?

Почему авторам экспозиции не полюбопытствовать, как самолеты и вертолеты выглядели в реальности? Тем более в интернете иллюстраций достаточно. Впрочем, такая же ситуация с музейными экспонатами и в других городах — и там красят абы как... Конечно, можно красить в реальные цвета и делать адекватные аннотации. И для этого необязательно приглашать специалистов-историков — достаточно полчаса посидеть в интернете. Было бы желание. Вот с ним проблема. Если судить по тому, как окрашены машины-памятники в других городах, беда с реализмом почти везде.

В чем дело? Считается, что памятник — это не реальный прототип, а лишь символ, как бы исторический образ, необязательный в точности воспроизведения. Но тогда в аннотациях к памятникам надо честно писать, что это, например, не реальный Пе-2, а макет, созданный тогда-то и тем-то, окрашенный в примерные цвета такого-то времени. Или что этот памятник «Катюше», в целом похожий на настоящую боевую машину БМ-13...

Не сочтите этот текст за брюзжание старого ворчуна, мне просто хочется, чтобы уважали историю и относились к экспозиции парка более внимательно, тем более что выглядит она вполне прилично.

Теперь о том, что понравилось. Авиационная техника огорожена — быть может, это укоротит пыл вандалов. А вандализм присутствует везде: в относительно благополучных странах Запада самолеты тоже жгут и ломают. Казанцы, наверное, еще помнят печальный пример с некогда установленными в городе Ту-124 и Ан-10. Кстати, почти все Ту-124, которые в советское время поставили как памятники, были уничтожены — не осталось ни одного!

В парке Победы за время его существования было сломано почти все что можно. На вертолетах Ми-2 и Ми-8 было выбито остекление, а внутри них делали то, о чем писать не хочется. На Пе-2 отломали имитаторы «пулемета» и винты. Долго сопротивлялся «антивандальный» По-2, но и он сдался. Без охраны сохранить памятники целыми невозможно...

Равиль Вениаминов
Фото автора

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.06.2015 09:37

    К каждому реальному экспонату ( самолету, танку, пушке ) надо написать историческую справку. Где, кто и как на ней воевал. Эти сведения есть в формуляра техники. Тогда это будет реальная история и память.

  • Анонимно
    21.06.2015 09:39

    Вениаминов прав в главном. Экспонаты надо охранять . Другие его замечания косметического характера. Насчет У или По второго добавлю,что первоначально его двигатели делали аж в городе Андижане что в Узбекистане . То что биплан назвали По считаю издевкой над великим конструктором Поликарповым создателем великолепных истребителей. Если бы не ошибка в пилотировании при посадке опытного образца Чкаловым приведшая к его гибели то поликарповская машина превзошла бы яковлевские и лавочкинские истребители. Как тогда бывало увидели в этой катастрофе происки врагов народа. Посадили человек десять, Поликарпов уцелел. Но к истребителям его больше не подпускали, конкуренты постарались.

    • Анонимно
      21.06.2015 22:56

      Ну Яковлевские машины достаточно прорывные зря вы так. Машина Лавочкина это в своем роде легенда. Спмолеты марки И были основой советской авиации но вот современым видам воздушного боя уже не отвечали.

      • Анонимно
        21.06.2015 23:24

        Добавлю что Поликарпов в 39 году уезжал в составе делегации в Германию. Именно в это время были с его КБ отобраны талантливые инжегеры и переданы чертежи И-180 над которым он работал, А.И. Микояну если в этом кавказкий след мне не известно.

      • Анонимно
        22.06.2015 14:30

        Не надо так. Сначала поинтересуйтесь темой, потом комментируйте. И-185 вам что-нибудь говорит?

        • Анонимно
          23.06.2015 00:36

          Поликарпов выдающийся человек но к сожелению талант и политика это разные вещи. Я кто му что и Лавочкин и Яковлев и не сомнено Подикарпов это люди с большой буквы и они разные но каждый из них великий сын своего народа и сравнивать их нет смысла.

  • Анонимно
    21.06.2015 11:14

    Спасибо всем, кто создавал парк Победы!

  • Анонимно
    21.06.2015 11:27

    сейчас во всем так-в деле освоения денег профессионалов не привлекают,-/

  • Анонимно
    21.06.2015 18:38

    Тем кого интересует гражданская война советую прочитать в свое время за прятанную в спецхран Борьбу за Казань. В ней положительно упоминались враги народа Троцкий и Султан галиев. Ee недавно переиздали.

  • Анонимно
    21.06.2015 20:32

    За дурацкую окраску только Пе-2 надо руки оторвать ответственному минетжеру.

  • Анонимно
    22.06.2015 08:07

    Троцкий-иуда....И получил по голове ледорубом абсолютно по заслугам...

  • Анонимно
    22.06.2015 09:54

    В чем автор прав, так это в окраске, покрасить правдоподобно требует минимальных усилий. А вот ставить на постамент реальные боевые машины, да ещё и те, на которых был совершен подвиг, это расточительство, причем именно из-за вандализма и отсутствия охраны. На этих экспонатах многое будет лишним, двигатель например. Оружие ни в коем случае оставлять нельзя, вот и останется только макет. Реальные раритеты должны стоять в музеях под охраной.

  • Анонимно
    22.06.2015 10:00

    Правильное замечание. История - это наука, она не терпит к себе абы какого отношения. А нашим "украшателям" не плохо было бы поинтересоваться историческими прототипами, прежде чем пускать бюджетные деньги на исторически недостоверные вещи. Потратили бы столько же денег, но результат бы был совершенно другой.

  • Анонимно
    22.06.2015 13:51

    Где он был раньше, и без него знали что зис 6, И так далее и тп.....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль