Общество 
13.06.2015

Рафаэль Хакимов: «Россия не может быть независимой от самой себя»

Поэтому праздник 12 июня так и не прижился в сознании многих россиян

Накануне страна отмечала День России — 25-летие принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», анализирует события того времени с багажом уже прошедших лет и приходит к выводу, что главное завоевание того документа — приход демократии, а жирный минус — распад Советского Союза.

РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА БЫЛ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПОСЛЕДСТВИЕМ

Вчерашний юбилей принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, конечно, событие неординарное. В то время когда обсуждался этот документ, говорили, что родилась новая Россия и как бы произошло самоопределение нашей страны. Ну а если вдуматься, то сама по себе декларация о свободе — вещь странная. От чего свобода-то? Понятно, когда Прибалтика заявляла о своей независимости. Понятно, от чего они стали независимы. А Россия не может быть независимой от самой себя. Тут, скорее, речь идет о смене курса, о демократии, прощании с тоталитарным прошлым. С такой точки зрения это громадный шаг вперед.

Одновременно с подписанием этого документа возник вопрос о настоящем федеративном устройстве. И Декларация о государственном суверенитете России предполагала и декларацию о суверенитете ее субъектов. Это сейчас почему-то мало кто помнит. Сегодня воспринимается, что Татарстан своевольничал, когда заявил о своем суверенитете. Но это положение было заложено в данном документе. Причем там был пункт о национально-государственной форме. Это дало определенный толчок и параду суверенитетов.

Конечно, в этом документе были минусы, которые видны с высоты сегодняшнего полета. Это в первую очередь распад СССР. Но это были необязательные последствия. Это были, скорее, вопросы политической борьбы между Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным. Я знаю точно, что Прибалтика была ориентирована на полную независимость, ее поддерживали американцы, которые считали, что эта территория оккупирована. Я знаю точно, что Средняя Азия думать не думала о выходе из СССР. Там даже поначалу не было таких националистически настроенных партий, как у нас, вроде ТОЦ, которые заявляли о суверенитете республик. Тем более бюджеты союзных республик на 70% зависели от СССР. Взять тот же Узбекистан. В Закавказье были разные точки зрения по поводу суверенитета, не все собирались выходить из СССР. Но Украина, руководимая Леонидом Кравчуком, рвалась к независимости. Он и союзный договор не подписал из-за этого.

ГОРБАЧЕВ ЧАСТО ЗАПАЗДЫВАЛ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ

В любом случае Декларация о суверенитете — политический шаг, День России — это далеко не рядовой праздник. Вместе с распадом Советского Союза для россиян возникла болезненная тема. СССР воспринимался и в мире, и в сознании людей как большая Россия. Потому что была некая преемственность от царской империи. И ограничение территории страны сильно сказалось на экономике, усложнился выход к морям — Черному и Каспийскому. Климат стал более северным, потому что теплые республики отсоединились. И уменьшение территории психологически оказалось непросто выдержать, поскольку история страны начиналась с Ивана Грозного, она была экспансивной — было только расширение и расширение территорий. И вдруг после распада СССР площадь страны резко уменьшилась. Нужно было переходить к другой экономике, к современным технологиям. В русском сознании осталось, что те республики всегда для народов, проживающих на территории Советского Союза, были старшими братьями, и осознать, что все это ушло, было тяжело. Все стали независимые, надо было выстраивать отношения с территориями, которые были когда-то завоеваны. А в бывших республиках как раз начались националистические настроения касаемо русского языка и культуры.

Принятие Декларации о государственном суверенитете РФ — это переформатирование государства. Действия были очень понятными и логичными. Все равно советская власть себя исчерпала, масса противоречий была в государственном устройстве. Такое переформатирование было необходимо. Новый союзный договор был неплохим. Единственное, Горбачев много говорил, а нужно было действовать и подписывать этот договор гораздо быстрее. Нужно было делать свободный выход из Союза, и тогда, кроме Прибалтики, я думаю, все бы остались. Вполне возможно, удержали бы и Украину в случае, если бы все это решалось не в узком кругу в Беловежской пуще. Горбачев как великий политик останется в истории, но главный его минус — он запаздывал с принятием решений. А у Ельцина были сильные амбиции, и чтобы стать президентом, он готов был пойти на распад страны.

Большой плюс этой декларации — переход к демократии. Сегодня вернуться к авторитарному режиму будет крайне трудно. Но, к сожалению, рыночная экономика не появилась в том виде, в каком задумывалась. Да и праздник этот, к сожалению, так и не закрепился в сознании россиян. А все из-за того, о чем мы говорили в самом начале: никому, в том числе и мне, непонятно, от чего Россия получила свою независимость. Можно было по-другому назвать этот день. Тогда это воспринималось бы более адекватно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.06.2015 10:06

    Ничего,кроме свободы выбора где купить низкосортную жрачку в красивой упаковке,нам эта Ваша свобода не дала.И потому за власть я голосовать не буду,мне нужны перемены,реально демократичные,а не навязанные нашими кланами.

    • Анонимно
      13.06.2015 10:50

      Поддерживаю

      • Анонимно
        13.06.2015 11:08

        Ерунда! Изменений положительных много, и это не только жрачка. Даже то, что вы тыкаете в клавиатуру оппозиционный текст - в СССР было бы невозможно. Вас бы просто вычислили и посадили.

        • Анонимно
          13.06.2015 11:22

          не, ну так то жрачка из СССР, та что по госту, нынче уже вроде как перешла в разряд элитных продуктов премиум класса.

        • Анонимно
          13.06.2015 11:46

          Сказки не надо,по кухням и не такое несли.А анекдоты про Брежнева и прочих,включая Петьку с Чапаем,это и на партсобраниях,у рядовых членов в порядке вещей.А вот что оппозиционного в вышеприведенном тексте ?Вот это уже симптоматично..

  • Анонимно
    13.06.2015 11:00

    Распад был неизбежен, также как распад Римской Империи, Золотой Орды.

    • Анонимно
      13.06.2015 11:21

      Процесс не закончился, и боюсь нынешняя политика правительства только ускорит его.

    • raf
      13.06.2015 11:44

      "Распад был неизбежен..."Суждение не верное.Империи рушились,тут верно.А дедушка Ленин предложил иное,на века глядел.Союз Советских Социалистических Республик.С Правом выхода из Союза.Только для трудящихся важнее Единство,ибо буржуи всегда в единстве,когда против трудящихся.

  • raf
    13.06.2015 11:03

    РАФАЭЛЬ СИБГАТОВИЧ,мой бывший преподаватель.Всё же сказывается,что он Физик,по базовому образованию.Как же, Я рад,что нам дали классическое образование.Что и сегодня актуальны все Лекции ведущих Преподавателей,Отделения Научного Коммунизма,Казанского Государственного Университета им.В.И.Ульянова(Ленина).В голове,просто калька,когда читаю,просто накладываю,и вижу все изьяны теоретических ошибок политологов,консультантов.Просто,низко-низко кланяюсь всем своим Преподавателям.Статья написана,буквально,по точкам.Как бы предлагается читателю самому дальше развивать.Всё же,точкой отсчёта "убивания СССР",связано со Сталиным,периодом его правления.Мировой капитал не простил ему,что цены по стране можно снижать.Логика данного факта вела бы,к постепенному переходу к Коммунизму.Потому его отравили.Хрущ-кукурузник,реальный антисоветчик и антикоммунист,заложивший принципы разрушения СССР,ликвидатор Советской власти.Со введением в 1957 году,для крупных предприятий налога с прибыли,начался отсчёт экономического краха государства Рабочих и колхозного крестьянства.Экономика стала-государственно-капиталистической.Только КПСС,героическое прошлое,наличие сельского населения,участники Великой Отечественной войны удерживали СССР в рамках справедливого распределения общественного богатства.И этому пришёл конец.В начале 1960 годов,СССР,впервые закупил пшеницу в Канаде.Нефте-газовая труба в Европу,стала источником коррупции в Политбюро и ЦК КПСС.Горбачёв,всё это и другое озвучил,как политику Перестройки.Настал час,захвата Собственности.Эльцин предложил решительный вариант.Полностью "кинуть"народ,Горбачёв решил медленно "душить".Только Владимир Александрович Крючков,Председатель КГБ СССР,спутал карты.Организовал ГКЧП.Набравший инерцию в союзных республиках национализм,уничтожил горбачёвский улей.У него была возможность сохранить СССР,введя военное положение.За него члены ГКЧП создали структуру.Но он поступил, как юрист МГУ.После не выполнил свои конституционные обязанности,отказался от должности Президента СССР.О чём,кстати,сильно жалеет.Как к бабе,ум приходит опосля.Дальше,Эльцин стал претворять программу,походу став государственным преступником,участвуя в госперевороте.Писать долго.Единственно,легитимная государственная структура осталась,только в ТАССР.Пожелавшая поменять статус,до Союзного государства.Остаётся лигитимной,до сих пор.Как на Украине,ДНР и ЛНР.

  • Анонимно
    13.06.2015 11:10

    Р.Хакимову:Россия освободилась от коммунистов, которые использовали ее ресурсу, чтобы кормить других коммунистов по всему миру, и содержать бездельников в национальных республиках Союза. В этом смысле это независимость России.

    • raf
      13.06.2015 11:30

      Да,да верно пишешь,как Иван Рыбкин (в 1990 году — народный депутат РСФСР, голосовал за Декларацию):Хотелось избавиться от союзных республик, чтобы не кормить ихИ.Рыбкин рассказал, что в преддверии принятия Декларации идея освободиться от союзных республик как нахлебников России активно пропагандировалась: «В подготовительный период Съезда перед нами выступал первый заместитель председателя Госплана РСФСР Хомяков (видимо, имеется в виду Ю.П.Хоменко — первый зампред Госплана в 1988—1989 гг. — ред. ИА REGNUM). И он нам в открытую говорил, вот экспортные возможности Союза на 80% обеспечиваются Россией. А России от этого пирога меньше половины достается. Дальше он нам примерно так сказал: „Вот валовый продукт национальный, вклад в него Грузии 2%, а Грузия потребляет 5% валового национального продукта. То есть живет в 2,5 раза лучше, чем работает“. Я из города Волгограда, у нас в дни избрания нас в депутатами на центральной набережной [был] двухсоттысячный митинг. И требовал, что Россия должна жить по себе, не быть спонсором сомнительных экономических экспериментов».(http://regnum.ru/news/polit/1933083.html Декларацию о независимости принимала элита, жаждавшая власти и обогащения)

      • Анонимно
        13.06.2015 22:27

        ZZM. РАФУ - Согласен, что экспертные возможности Союза на 80% обеспечивала РСФСР, только оказалось интеллектуальные, особенно в кадрах руководящий элиты страны, Россия обеспечивала на не более 30-40% для такой огромной страны. И РФ сразу попало в руки международных аферистов, архаровцев, авантюристов всех мастей - жуликов и воров. Только за последние 15 лет, как сообщил РБК, из страны уплыли 1триллион долларов США. И трагедия распада СССР именно в том, что наследник РФ оказался абсолютно беззащитным. Этого невозможно было при СССР, когда были элиты страны - Политбюро, ЦК, Соломенцевы, Кунаевы, Назарбаевы, Алиевы, Шеварнадзе, Рашидовы, Бразаусксы, мощных руководителей Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик. И какая сегодня во многом серая элита...

  • Анонимно
    13.06.2015 11:32

    Умник.Советская власть себя тогда не исчерпала.Сегодня мы могли быть мощнее чем Китай.Просто руководство китайской компартии была готово к переменам а руководство КПСС нет. Руководство КПСС это не вся Советская власть а только руководство.

  • Анонимно
    13.06.2015 11:34

    День то правильный по логике вещей.От чего независимость.Если вы не знаете я скажу по сути дела от народа.Разве не так?

  • Анонимно
    13.06.2015 11:48

    Сегодня вернуться к авторитарному режиму будет крайне трудно - как только покончим с авторитаризмом, народ и сам возвращаться к нему не захочет

  • Анонимно
    13.06.2015 15:52

    Из всех союзных респулик Россия была самой безправной. Она даже своей компартии не имела, а все остальные республики имели.

    • Анонимно
      13.06.2015 23:31

      Да-да, именно в компартии было счастье России, и она ее получила во главе с тов. Зюгановым. Правда в начале партией командовал тов. Полозков.

  • Анонимно
    13.06.2015 16:00

    Опять не прав Рафаэль ага. СССР развалился, это не минус а плюс, так как у россиян появилась историческая возможность немного "пожить для себя", избавившись от сателлитов, от которых РСФСР никакой экономической пользы не было. Но. Демократия не появилась, к сожалению, а повсеместно власть захватила вначале бандитско-гангстерская, а затем аппаратно-номенклатурнаятирания, похлеще и кроважадней коммунистического административно-командного тоталитаризма. А теперь весь этот винегрет трансформировался в коррупционно-нигилистическую корпорацию, плавно перетекающая в криминальную синекуру. Очень печально. Итог. 10-15% населения имущие (которые могут осуществлять накопления), 60-65% малоимущие (живущие от зарплаты до зарплаты), 20-20% неимущие (которые не живут, а просто существуют).

    • Анонимно
      13.06.2015 17:49

      Я рад что Советского Союза больше нет и не будет никогда!

      • Анонимно
        13.06.2015 22:05

        Де юре он есть! Постольку-поскольку есть граждане Советского Союза, формально из него не выходившие! Я, к примеру, гражданин СССР! Рано или поздно я потребую свою настоящую Родину назад целиком!

        • Анонимно
          13.06.2015 23:14

          СССР существует только в вашем воображении!

          • Анонимно
            14.06.2015 16:59

            Не в названии дело, други!!! Смотрите на вещи шире! СССР и сейчас существует, но в ментально-смысловой форме ...это очень серьёзная форма! Её никак нельзя недооценивать! Русь-Тартария может проецировать в нашу реальность и не такие общественно-политические проекции ...чуть позже вы поймёте это в более полной мере!

        • Анонимно
          13.06.2015 23:32

          Получишь от жилетки рукава.

    • Анонимно
      14.06.2015 16:23

      Верно.

  • Анонимно
    13.06.2015 17:17

    Распад России начался с убийства Александра 2-го. Этот выдающийся правитель путем ряда реформ поставил было Россию на стабильный путь прогресса. И что тут началось - недовольные капиталистическим развитием помещики, испуганные британцы, продажные революционеры всех мастей и примкнувшие к ним заблудшие овцы - все объединились в порыве ликвидировать руководителя способного вывести страну в мировые лидеры. Естественно под прикрытием демократических лозунгов для вербовки наивных овец и сокрытия истинных мотивов. Покушение за покушением и удалось таки. И дальше по инерции вся эта революционная свора раскачивала Россию пока наконец-таки не дошли до первого пика - прихода к власти большевиков. И тут вскоре выяснилось, что все идет не по плану - Сталину удалось поставить страну на индустриальный путь развития, ... и стать занозой в антироссийских планах. Немедленно задушить СССР и Гитлера! Но в первую очередь Гитлера силами СССР и помогать СССР в этом и загнать его в долги и быть им, британцам, победителями. Но не срослось - Советы раскочегарились - установили свой порядок в Восточной Европе и сделали ядерную бомбу. Уничтожить путем холодной войны, если горячая невозможна! Добились - СССР, бывшая Россия, распался и удалось поставить некоторые национальные компоненты на службу дальнейшего распада России. Все под тем же прикрытием - справедливость, демократия, благие намерения, землю крестьянам (каждому пай) и все станут собственниками заводов, приисков и пароходов путем ваучеризации.Все шло по плану, т.е. Россия неуклонно катилась в тар тарары. Это был второй пик в ее развале (уничтожении). Но, вдруг откуда не возмись, появился Путин и вся эта закулиса поперхнулась. План нарушен. А тут Крым.Патриотический подъем как признак выздоравливания нации - это уже никуда негодится. Санкции, санкции, санкции,задавить и изничтожить не дать подняться. И как при Александре 2-ом задействовать террористов, либералов, демократов + новый фактор - националов, религиозных экстремистов, и отколотые от России части (Украину)и всякую медийную шушеру, которая французский сыр и доллары любит больше Родины. Если раньше были большие планы на борьбу СССР(России) с Гитлером. То сейчас ставка на увод Украины от России и на увод из России ее составных частей. Сейчас время объединяться всем в крепко сжатый кулак, а не время вестись на разглагольствования грантовых синекурщиков. Все это мы уже проходили.

    • Анонимно
      14.06.2015 10:03

      Объединяться надо, только нужно не ошибиться с кем. А о Крымской истории истину узнаем чуть позже. Пока она за ширмой. И не все там так просто.

  • Анонимно
    13.06.2015 17:39

    Я не считаю что распад Советского Союза - это жирный минус. Ни одно постсоветское государство не захочет обратно. Казахстан, Узбекистан, Грузия, Прибалтика, Азербайджан и даже Белоруссию никак не загонишь обратно в тюрьму народов! Повезло им! Татарин

    • Анонимно
      13.06.2015 17:59

      Как татарин прослуживший на Украине, Белоруссии, переезжая из одного места службы в другую, скажу больше, мои дети из-за переездов родились - один в Казахстане, второй в Узбекистане, третья в Таджикистане. Знаю, что основная часть жителей этих уже отдельных стран хотят ОБРАТНО в СССР, но этому мешают только правители.

      • Анонимно
        13.06.2015 18:33

        вы правы, население ныне суверенных стран в большинстве своём объединились бы обратно, но влости не позволят им этого, да и Запад не допустит.

        • Анонимно
          13.06.2015 18:46

          вы с молодым поколением пост советских стран поговорите. никто и никогда обратно не придет, снимите розовые очки!

          • Анонимно
            13.06.2015 19:23

            Сами снимите оранжевые очки, сударь. Был по работе после распада СССР в 10 странах бывшего Союза. Большинство - за СССР, молодежь - меньше, но и та что из середняков и бедных - за объединение.

            • Анонимно
              15.06.2015 13:27

              Да зачем им этот союз, в котором их за людей не считали?Сейчас-то они хоть свободны.

  • Анонимно
    13.06.2015 18:26

    17.59 Вы прослужили на Украине и в Белоруссии, переезжая от одного места службы в другую. Замечательно. А дети-то почему родились в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане? Это чё - прикол что ли такой про Советский Союз?

    • Анонимно
      13.06.2015 18:56

      Дитя моё, вы, видимо, раб клипового мышления или результат ЕГЭ, искренне сочувствую. Постараюсь помочь.Дети мои родились в разных республиках СССР, потому-что в этот момент моя семья вместе со мной кочевала по военным гарнизонам находившимся не только УкрССР и БССР, но КазССР, ТаджССР, УзбССР Советского Союза. Приколист вы наш, вы наверное в армии не служили ибо думаете как яркий представитель "диванных войск". Вас бы в мою часть - не писали бы таких глупостей. Но один совет подарю заочно: не надо читать по диагонали и фрагментарно - всегда будете в проигрыше.

      • Анонимно
        13.06.2015 21:09

        А вы не задавались вопросом, почему же они хотят в СССР. Да ведь все было просто. Были союзные республики и они жили лучше, чем ТАССР, т.е. автономная республика в составе РФ, а она в составе СССР. Вот такая была пирамида. Также и деньги распределяли. Сначала по союзным республикам, точнее сначала СССР тратил деньги на поддержку соцлагеря и тех стран, кто объявлял, что они будут строить социализм. Затем из союзных перепадали по краям, областям и автономным республикам. А так как экономика была плановой, то речь шла о ресурсах, т.е. распределяли лимиты на продукцию, в том числе и товары народного потребления. Потому полки в Ташкенте и Душанбе, в Минске и в Тбилиси ломились от избытка товаров, были даже очень много импортного барахла, а до таких городов как Казань или Чистополь доходило все в последнюю очередь. Да тут еще политика местных партийных чиновников играла свою роль. Тот же Табеев устраивая большие стройки, хотел показать, что мы можем всех содержать за счет местных ресурсов, чтобы повесить себе на пиджак еще один орден и выбиться в большие боссы. Да и валюта в основном поступала в СССР за счет продажи нефти, которую, кстати, до открытия месторождений в Сибири, добывали у нас. Огромные потоки валюты, а для республики нуль. Вот потому и хотели бы вернуться в тот СССР, но думаю, что зря мечтают. Goody

  • Анонимно
    13.06.2015 19:22

    18.56 Уважаемый. Вовсе не хотел Вас обидеть. Я тоже татарин. Вы, насколько понял, бывший военный. Где же Ваша выработанная лаконичность и точность. Курвиметром ведь наверное неоднократно пользовались? Не позорьте высокое звание татарина, а то русские пацаны, которых я искренне считаю своими братьями, подумают про нас - наданы. Кстати, в Армии я служил во времена Союза. Чин у меня офицерский. К "диванным войскам" и к тыловым крысам отношения не имею. Будьте здоровы. Ещё раз прошу извинить меня, если обидел. Просто рассказ уж Ваш оказался очень прикольным. Не обижайтесь.

  • Анонимно
    13.06.2015 19:55

    Хёрметле ватандашим! Сёлештек, бу турында онытыбыз. Мин Сезгэ бик тэ рэхмэтлемен.

  • Анонимно
    13.06.2015 23:51

    У татарского поэта начала ХХ века Дэрдеменда есть пророческие стихи, время от времени очень актуальные для России:Чыкты жиллэр,Купты дулкын -Ил карабын жил сорэ!Кайсы юллар,Нинди упкынТарта безне жан сорап?

  • Анонимно
    13.06.2015 23:58

    Я, 1959 года рождения, первая свободно получила в 16 лет паспорт, когда училась в школе. Сестры, 1954,51,48 года рождения получали так: поехали в Казань, поступили в ПТУ, ПТУ дало справку о зачислении, и на основании только такой справки можно было получить в сельсовете паспорт. Временный. На 2 года.

  • Анонимно
    14.06.2015 18:20

    Правильнее было бы говорить о свободе в ее истинном понимании. Свобода от слова СВОЙ. Свой среди своих.Кто не свой, тот ушел. Свобода это когда ты опираешься на своих: родственных по духу людей,друзей, товарищей по работе, по подъезду и по духу.Вот это и произошло.Мы стали все своими: русские, татары, мордва, удмурты, чуваши и т.д.Свобода выше воли. Без замысла творца, даже волос не пошевелиться.

  • Анонимно
    15.06.2015 08:27

    Я за праздник ,но дискуссия развернулась интересная .Русский.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen