Общество 
16.06.2015

Татарстан закачает свои данные в «Яндекс»

Поисковик намерен «оцифровать» казанские парковки, расписание работы учреждений и привязать свой «кошелек» к порталу госуслуг

Сегодня «БИЗНЕС Online» выяснил подробности подписанного накануне вечером соглашения между правительством Татарстана и компанией «Яндекс». Республика стала вторым регионом после Москвы, с которым поисковик налаживает тесное сотрудничество. Плодом совместной работы уже стал «Яндекс.Переводчик» с татарского и «Яндекс.Транспорт», показывающий движение автобусов в реальном времени. Эксперты считают, что базы данных для создания приложений должны быть доступны всем, а не только крупным разработчикам.

Роман Шайхутдинов
Роман Шайхутдинов (слева): «У нас есть ресурс, информационная база, адреса, часы приема, должности и имена руководителей, контактная информация. Это все привязывается на карту, на геотеги и имеет так называемое геокодирование. Мы это передаем «Яндексу» (фото: mic.tatarstan.ru)

«ЯНДЕКС.КОШЕЛЕК» ПРИВЯЖУТ К ПОРТАЛУ ГОСУСЛУГ

Сегодня газете «БИЗНЕС Online» стали известны подробности подписанного вчера вечером соглашения правительства Татарстана и компании «Яндекс». Подписи под документом поставили министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов и гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин (основатель поисковика Аркадий Волож с 2014 года возглавляет одноименную группу компаний).

Документ предполагает сотрудничество в области размещения в интернете открытых данных о деятельности госорганов Татарстана, а также их своевременное обновление для обеспечения права граждан на доступ к информации.

Как рассказал Шайхутдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online», планируется целый ряд направлений по сотрудничеству. «Первое — развитие геоинформационных систем (ГИС). Это все геотеги, все, что связано с картами, в том числе парковки. Парковки важны, но это всего 25 процентов населения. Зато как минимум 65 - 67 процентов населения республики посещают те или иные учреждения, начиная от детских садов и больниц и заканчивая многофункциональными сервисами, органами исполнительной власти муниципальных образований республики, — сообщил министр. — У нас есть ресурс, информационная база, адреса, часы приема, должности и имена руководителей, контактная информация. Это все привязывается на карту, на геотеги и имеет так называемое геокодирование. Мы это передаем «Яндексу».

Соглашение с российской IT-компанией Шайхутдинов объяснил популярностью поисковика в России. «Яндекс» сегодня куда более популярный ресурс, чем любой из созданных государством — неважно где. И правительство РТ подписало соглашение с компанией, чтобы прийти к потребителю с имеющейся информацией. От Google же таких предложений не поступало.

Второе направление — это возможное развитие финансовых сервисов. «Возможно многое, начиная от «Яндекс.Денег» и заканчивая какими-либо приложениями, связанными с транспортными, школьными картами, — объяснил министр. — Например, сейчас будем прорабатывать возможность привязки «Яндекс.Кошелька» к порталу государственных и муниципальных услуг. Все направлено на удобство пользователя. Отдельное направление — работа в области открытых данных. Объемы цифровых данных растут, но их ценность равна нулю, если никому о них неизвестно». По его словам, цель сотрудничества простая — обеспечить рост качества жизни населения и пользователей интернета.

Разработки уже начались, но точную дату, когда татарстанцы увидят первый совместный продукт, Шайхутдинов не назвал. Он лишь отметил, что соглашение родилось далеко не вчера. Из недавних проектов стоит отметить, что на прошлой неделе «Яндекс» представил онлайн-переводчик с татарского языка, который пока далек от идеала. «Он совершенствуется, и это очень полезная инициатива, о которой мы полтора года назад договорились», — прокомментировал министр появление татароязычного сервиса.

ТАТАРСТАН — ВТОРОЙ ПОСЛЕ МОСКВЫ

Региональный представитель компании «Яндекс» (Юг и Поволжье) Дмитрий Горчаков рассказал «БИЗНЕС Online», что подписанный документ — это рамочное соглашение и о конкретных сервисах еще рано говорить. «С помощью открытых данных такие компании, как «Яндекс», создают разные полезные сервисы для горожан, которые могут значительно упростить и улучшить жизнь людей. Регион же сможет сократить расходы на создание таких сервисов. В свою очередь, «Яндекс» поможет Татарстану своей технологической экспертизой в развитии электронных сервисов для жителей республики. Наше партнерство поможет обеспечить реализацию конституционного права граждан на доступ к информации», — сказал он.

Горчаков напомнил, что подобное соглашение интернет-компании подписали с правительством Москвы осенью 2014 года. «На основе открытых данных Москвы «Яндекс» уже запустил мобильное приложение «Яндекс.Парковки» с удобным поиском и онлайн-оплатой парковок с мобильного телефона водителя, — привел он пример сотрудничества со столичными властями. — Мобильное приложение «Яндекс.Транспорт» в режиме реального времени (функционирует и в Казаниприм. ред.) начало показывать движение общественного транспорта и в Москве. Auto.ru начал проверять все объявления о продаже машин на угон, сверяясь с базой данных департамента информационных технологий Москвы». Кстати, мэр Москвы Сергей Собянин назвал сотрудничество с «Яндексом» наиболее успешным примером коммерциализации открытых данных.

На данный момент подобные соглашения подписаны только с Татарстаном и Москвой. «Мы также обсуждаем взаимодействие с Московской областью. В Питере, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Омске мы сотрудничаем с муниципальными перевозчиками. Безусловно, мы готовы работать со всеми городами, ведь локализация сервисов «Яндекса» — это один из главных принципов нашего развития», — сообщил Горчаков.

ОТКРЫТАЯ КАЗАНЬ: ОЧИСТКА КРОВЕЛЬ, ДОЛГИ ЗА ЖКХ И ЕЛОЧНЫЕ БАЗАРЫ

На сайте «Яндекса» обозначен термин «открытые данные». «Если говорить простым языком, это много букв и цифр, на основе которых можно создавать веб-сервисы и приложения, упрощающие человеку жизнь. Сами данные есть у госучреждений и различных компаний, а разработкой занимаются многие: от стартапов до корпораций. И если у вас есть данные, то почему бы их не открыть?» — говорится на сайте.

Там же приводится пример форматов открытых данных. Это «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Погода», «Яндекс.Транспорт». К типам данных на сайте отнесены товары и услуги, недвижимость, данные об организациях, статистика, объявления, геоданные, госуслуги и др.

Отметим, что на сегодня открытые данные есть и по Казани — data.kzn.ru. На сайте можно изучить и воспользоваться такими наборами данных, как процент сбора с населения за ЖКУ, тарифы за содержание и ремонт жилого помещения, рейтинг подрядных организаций, сумма задолженности населения более 6 месяцев, информация об очистке скатных кровель, информация о кадастровом учете земельных участков, расположенных под многоквартирными домами всех районов Казани, и многое другое. На сайте же можно увидеть, какие данные были использованы и какие конкретно приложения на их основе уже созданы. Это «Прокат коньков», «Прокат лыж», «Лыжные трассы», «Елочные базары».

Существенным плюсом системы является использование данных разработчиками, которые могут получить актуальные данные правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Для работы с интерфейсами для разработчиков (API) им всего лишь требуется предоставляемый бесплатно уникальный ключ, который можно получить, пройдя процедуру регистрации на сайте (или воспользовавшись существующим аккаунтом одной из популярных соцсетей).

ДАННЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать экспертов, в том числе создателей data.kzn.ru, необходимость и перспективы сотрудничества Татарстана и «Яндекса».

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний FIX, советник мэра Казани по вопросам развития IT:

— В Казани около года назад был запущен портал открытых данных data.kzn.ru. Целью проекта было максимально упростить доступ разработчиков к тем данным, которые производят органы власти. Для этого был реализован функционал в соответствии с методическими указаниями, а также дополнительно сделаны интерфейсы для разработчиков (API), что позволяет использовать данные напрямую с портала, не поднимая свой сервер для их хранения и обработки, что снижает порог для использования данных. Также целью является максимальная доступность данных всем, а не только крупным игрокам, и возможность молодым командам выходить на рынок и приносить свои инновационные идеи.

Любое сотрудничество с игроками такого уровня полезно для развития IT-сферы в республике. Главное, чтобы это сотрудничество не ограничивало дальнейшее взаимодействие с другими игроками рынка и не мешало конкуренции. То есть подобные данные должны предлагаться для всех желающих в открытом и машиночитабельном виде. Мы всячески поддерживаем развитие направления открытых данных, их популяризации. Увеличение их количества положительно скажется на развитии республики. В открытых данных также важна их точность, соблюдение периодичности обновления, а также максимально быстрая реакция на предоставление новых наборов.

Привязка «Яндекс.Кошелька» — это положительный момент, так как это популярное средство платежа. Хотелось бы видеть и такие популярные средства платежа, как Qiwi, WebMoney.

Айдар Абдулхаков — председатель комитета по транспорту исполкома Казани:

— Данные, которые используются в «Яндекс.Картах», «Яндекс.Пробках», «Яндекс.Транспорте», уже являются открытыми данными, ими могут воспользоваться любые компании. Мы сотрудничаем с «Яндексом» в части этих сервисов. Думаю, то, что люди пользуются этими сервисами, говорит об их полезности людям. Кроме того, учитывая, что подобные сервисы есть и в других городах, это позволяет использовать аналитические данные «Яндекса» в работе. Можно вспомнить, например, что казанские пробки «Яндекс» оценивает как самые короткие по сравнению с другими городами-миллионниками. Такой вывод был сделан после анализа ситуации в 9 крупных городах России. Это полезно и с точки зрения управления — на основе анализа таких данных можно готовить следующие решения.

Дмитрий Демидов — генеральный директор ИК «Матрица»:

— Москва уже сотрудничает с «Яндексом». Татарстан — молодцы. У «Яндекса» очень мощная геобаза, которая позволяет очень хорошо делать геосервисы и привязывать их к парковкам, чиновникам — все можно делать онлайн. У компании много справочников — «Яндекс.Такси», «Яндекс.Справочник», «Яндекс.Транспорт», геолокационная база постоянно обновляется. Помимо прочего «Яндекс» — российский разработчик, а импортозамещение сейчас — модная тема, и в эту тему они вливают сотрудничество.

У «Яндекса» есть хороший агрегатор всех платежных систем. «Яндекс» стал лидером в России, все интернет-магазины прикрепляют себе данный агрегатор.

Также человек может зайти в «Яндекс.Справочник», найти нужную ему организацию и записаться на прием в режиме онлайн. Можно отправить жалобу, заплатить налоги. Через авторизацию «Яндекса» можно делать что угодно. Это как госуслуги, но проще. «Яндекс» давно формирует записи в очереди куда-либо. О любой организации на карте можно высказать мнение. Наработки можно использовать для госсектора. У «Яндекс.Транспорта» можно видеть транспорт, как едет, с какой периодичностью, теперь можно вводить и свои персональные маршруты. Эти большие данные могут использоваться для оптимизации транспортной системы.

Плюсы сотрудничества — интеграция государственных данных с возможностью их обработки «Яндексом» и предоставление дополнительных сервисов для граждан Татарстана. Хотя вижу риск — влияние государства на независимую политику «Яндекса» как крупного заказчика возрастет.

Справка

Открытые данные — информация, размещаемая в интернете в формате, который позволяет вести ее автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования (такой формат называют еще машиночитаемым). В России работу по этому направлению координирует совет по открытым данным, возглавляемый министром по связям с открытым правительством РФ Михаилом Абызовым.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.06.2015 15:29

    сейчас создадут компанию которая будет заниматься закачкой данных!и возглавит ее какой нибудь сын чиновника.Деньги будут проходить через эту компанию ,где будет оседать маржевой осадок и потом уходить в яндекс!старая татарская схема

    • Анонимно
      16.06.2015 15:40

      ну почему вы так сразу о плохом??? все будет прекрасно! а жить станет более лучше и веселее!

    • ДеД
      16.06.2015 17:52

      На сколько я знаю (знал) идеологию Яндекса, он всячески будет против этого. Вряд ли этот номер пройдёт.

  • Анонимно
    16.06.2015 15:45

    как так... ак барс потерпит соседство с яндексом в ЭП?

  • Анонимно
    16.06.2015 16:01

    Бред это всё. В РТ открытыми становятся только те данные, которые не несут никакой пользы ни для разработчиков, ни для потребителей. Проблема глубже - открывать бывает банально нечего, мало в каких отраслях собираются по-настоящему массивы данных, которые можно анализировать. Собирались бы они и открывались, не нужно было бы и сотрудничество с Яндексом, ни с другими компаниями, которым нужно платить за анализ. Местные компании сами могли бы это сделать. Тот же Бегтин про это говорит.

    • ДеД
      16.06.2015 17:55

      Хм. На сколько я знаю Яндексу ничего не платится, как и по Московской схеме.Идёт обмен: Яндекс сервисы, а РТ данные.

  • Анонимно
    16.06.2015 16:53

    Теперь понятно, зачем Иннополис строили - данные закачивать

  • Анонимно
    16.06.2015 18:15

    Ура! Переводчик с татарского будет!

  • Тагир
    16.06.2015 18:22

    В открытых данных мало денег. 1) API должны быть открыты всем. Разработчики (не яндексовские) сами понаделают всякие приложения. Загвоздка в том, что те открытые данные несут мало полезного. Например, можно ли узнать сколько сегодня человек с 8 до 9 утра сели на остановке Нагорный в сторону города? Сколько раз за вчера превышали скорость на Южной трассе? Сколько в городе желтых Nissan Juke? Сколько вчера было посетителей к эндокринологам РКБ? Ведь на основе таких данных можно принимать различные решения типа, где стоит открыть кафешку, какого автосервиса или медклиники не хватает городу итп. Пока данных очень мало.2) Яндекс - единственная в России компания, которая может конкурировть с Гуглом. Но вместо того чтобы нанимать лучшие мозги и направить на создание своей ОС, они занимаются всякой мелочевкой типа парковок и радио. Я бы рекомендовал продавать YNDX (и покупать бонды МКБ, но речь не об этом)

  • Анонимно
    16.06.2015 20:14

    Дед, а Матрица еще существует? Вроде ООО уже не раз сменили?

  • ДеД
    17.06.2015 11:27

    Правительству РТ большой, жирный ПЛЮС. С лидерами IT рынка можно и нужно сотрудничать.Главное теперь воплотить задуманное.Побольше бы таких новостей.

    • ДеД
      17.06.2015 11:32

      И опередить Москву - показать пример-образец государственно-частного партнёрства: данные - в сервисы.

  • Анонимно
    17.06.2015 19:22

    Включение татарского языка в Яндекс переводчик вполне себя оправдал, Татарстан оценил то, что сделал Яндекс, надеюсь будет дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen