Культура 
20.06.2015

«В фильме приводятся такие неоспоримые факты – эти люди, татары, не были предателями»

Почему реальную войну невозможно воспроизвести в искусстве

Иногда о войне лучше ничего не знать. К такой мысли пришел главный режиссер Татарского академического театра им. Камала Фарид Бикчантаев после работы над фильмом «Война непрощенных». Вернувшись из Москвы с презентации картины, он поделился с «БИЗНЕС Online» своими впечатлениями от знакомства с историей татарских легионеров и рассказал, почему никогда не поставит на сцене театра спектакль о джалильцах.

На презентации фильма «Война непрощенных»
(фото: prav.tatarstan.ru)

ШАЙМИЕВ ПОБЛАГОДАРИЛ ЗА РАБОТУ НАД ФИЛЬМОМ

Скажу честно, о легионе «Идель-Урал» я раньше мало что знал, поэтому у меня было полушоковое состояние, когда впервые познакомился со своим текстом. Меня просили быть отстраненным, и это давалось тяжелее всего. Я пытался сопротивляться, пытался спорить с режиссером Денисом Красильниковым. Убеждал его, что не могу все это читать просто, безотносительно. А он стоял на том, что текст должен подаваться сухо. И так до самого конца — даже стихи Джалиля в конце фильма. Но стихи мы переписали в финале. Я сказал, что уж стихи-то прочитаю так, как чувствую. После всего того, что мы видели, где мы побывали... я уже не мог не вложить в текст свои эмоции. И в этом Денис со мной согласился. Это финальный закадровый текст.

С самого начала работы над фильмом мне было очень тяжело, потому что давно уже не практикую как актер. Да и сам актерский текст отличается от дикторского ведения. Мы же репетируем по несколько месяцев, и текст входит в спектакль через действие, через смысловые потоки, а здесь приходилось просто зубрить, чего я не умею. Поэтому уже даже не помню свою первую реплику, помню только, о чем это все было. Начальная сцена снималась на нашем казанском вокзале. Первые же тексты меня потрясли. И это еще мягко сказано. Та правда, о которой мы совершенно ничего не знали, эти слова, эта информация... она настроила на очень серьезный лад.

Красильников сначала выслал мне рабочий вариант сценария, а потом он приехал к нам, и мы записали весь закадровый текст. После этого он уехал, прислал мне новый вариант текста, и я его уже сам начитывал — без него. Это была импровизация перед выпуском, потому что, естественно, была масса консультаций, уточнений — это же не госзаказ, кино снималось на деньги спонсора. Спонсор смотрел, представительство Татарстана в Москве смотрело, еще кто-то смотрел и каждый просил что-то убрать, что-то добавить.

Но, несмотря на все правки и пожелания, у Дениса получилось сделать такой фильм, какой он хотел. То, что мы видели в Москве, — это очень серьезная работа. И если первые варианты монтажа оставляли все-таки некое неудовлетворение, то окончательный вариант производит сильное впечатление.

На днях мне позвонил Минтимер Шарипович Шаймиев. Поблагодарил, отметил мое присутствие в фильме. Было очень приятно, потому что я крайне самокритичен. Но то, что позвонил Шаймиев, — это дорогого стоит. Потому что Минтимер Шарипович — человек со вкусом. Он прекрасно знает театр, он разбирается в искусстве. Он поблагодарил меня не просто за участие в фильме, а оценил с профессиональной точки зрения. И его оценка — это не просто знак уважения. Тем более что благодаря Минтимеру Шариповичу было столько сделано в 90-х. В 1994 году в Татарстане по его инициативе, и это известный факт, всех пленных уравняли в статусе с участниками Великой Отечественной войны. Они ведь до того даже участниками не считались, не получали пенсию.

БЫВШИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ ДО СИХ ПОР ЖИВУТ В ПЛЕНУ СВОЕГО ПРОШЛОГО

Без меня вся работа над фильмом заняла 8 месяцев. Со мной — 15 дней, не больше, и это с учетом озвучки. Съемочная группа была небольшой: режиссер Денис Красильников, оператор Рафик Галеев, я и Лейсан Ситдикова — она выступала в качестве администратора. И все. Такая маленькая группа создала этот серьезный фильм.

Мы снимали во многих местах. В Витебске, в Подольске, потом мы поехали в Берлин, в Париж, в Ле-Пюи. Очень много съемок было в Польше — в Седльце, в Радоме. Очень большая экспедиция была. Такова география этой истории. Насмотрелись мы многого. По сути, это история европейского антифашистского сопротивления, в котором активно участвовали татары.

Больше всего поражали люди, которые нас встречали там. Те же поляки, те же французы... Среди французов редко кто говорил на английском языке, мы искали переводчиков. Но поражало их гостеприимство, их отклик. На любую просьбу они сразу же с радостью отзывались. Никаких препон совершенно не было. А в каком идеальном порядке кладбища советских воинов в Польше!

Мы снимали и в той камере, где казнили джалильцев, где принял свою мученическую смерть и сам поэт. Это невозможно передать словами... Там работает охранником один студент-турок, и он сказал, что устроился на эту должность только по одной причине — потому что здесь был Муса Джалиль и его товарищи.

К сожалению, с оставшимся в живых легионером «Идель-Урала» Гайнаном Юсуповым мне не удалось лично пообщаться: эту часть фильма снимали без меня. Съемочная группа ездила в деревню, где он сейчас живет, точнее, жил, он совсем недавно покинул этот мир, они брали интервью, снимали его быт. Жаль, что мне не удалось увидеть его. Хотя не думаю, что у меня к нему были бы какие-то вопросы. Для меня существует некая дистанция. Я прекрасно понимаю, что все вопросы к этим людям бессмысленны, потому что они, по-моему, до сих пор пребывают в каком-то особом замкнутом состоянии. Шутка ли — плен, подполье, Сопротивление, возвращение на родину, сталинские лагеря, косые взгляды односельчан... Как все это может уместиться в одной человеческой жизни...

У нас был в театре, ныне уже покойный, Захар Бадриевич, осветитель. Он очень много лет работал, и вдруг я совершенно случайно узнал, что тот был в плену. Он никогда не рассказывал о войне. НИКОГДА. Мы пытались спрашивать, но он всегда уходил от ответа. На празднование 9 Мая, когда мы чествовали ветеранов, он приходил, но все равно — ни слова. Не знаю, как он туда попал, как ему удалось выбраться из плена, как сложилась его судьба, правда, в легионе он не был.

Кадр из фильма «Моабитская тетрадь», 1968
Кадр из фильма «Моабитская тетрадь» (1968)

ВЕСЬ ЛЕНФИЛЬМ ПРИХОДИЛ СМОТРЕТЬ, КАК МОЙ ОТЕЦ ИГРАЛ ПРЕДАТЕЛЯ

Перед началом работы над «Войной непрощенных» я не стал специально пересматривать фильм 1968 года «Моабитская тетрадь», где мой отец сыграл Шафи Алмаза. Все сцены того фильма и так знаю наизусть. Но именно «Моабитская тетрадь» подвигла меня принять участие в съемках.

До начала съемок я не был знаком с Денисом Красильниковым. Меня ему порекомендовал автор книги «Легион: «Идель-Урал» историк Искандер Гилязов, сын драматурга Аяза Гилязова. Наши отцы были друзьями. И в детстве мы росли вместе с Искандером, ездили к ним на дачу. Когда Денис позвонил, я сначала отказывался. Я же не актер, не диктор, да и времени у меня мало. Но то, что отец когда-то играл Шафи Алмаза, сыграло свою роль. Я понял, что должен это сделать.

«Война непрощенных» получилась достаточно сжатой картиной — информации было очень много, а экранного времени мало. Если обо всех и о каждом рассказывать подробно — 40 минут не хватит. Но о Шафи Алмазе, естественно, говорится в ленте. Это была очень важная фигура. Он занимался отбором, вербовкой легионеров. Еще в 20-х годах он эмигрировал в Германию. И даже этот дедушка, который остался в живых, вспоминает, что к нему приезжал Шафи Алмаз. Он беседовал с каждым. Он работал на вермахт, на фашистскую Германию. Убеждал пленных, что после того, как Гитлер завоюет Советский Союз, у татар будет свое государство — Идель-Урал. Это была давняя мечта народа. Ведь до революции татары были в униженном положении, поэтому поверили, пошли за Лениным. В 1918 году с этой мечтой пришлось расстаться. А Шафи Алмаз бил на национальные чувства, сплачивал татар, активно участвовал в создании культурной программы, чтобы татары и башкиры как-то объединялись. Иными словами, мой отец играл предателя.

В «Моабитской тетради» сына Шафи Алмаза играл юный тогда Ильдар Хайруллин. И он рассказывал, как они с моим отцом ездили на съемки на Ленфильм. Когда снимали сцены с отцом, вся киностудия собиралась, чтобы посмотреть, как он играет. Потому что он сумел создать персонаж, который не имел ничего общего со штампованным образом врага народа. У него получился очень человечный герой. И я много думал: почему-то ведь отец согласился на эту роль. Казалось бы, в 60-е годы сыграть такого человека — это геройский поступок. Но отец не был членом компартии, он не был коммунистом. Это не значит, что он был антисоветчик или еще что-то, но у него были какие-то свои свободные взгляды на жизнь. Творчество есть творчество, остальное — не важно. Он не испугался. Я думаю, что эту роль предлагали многим, но выбрали именно его.

ВОЙНА ОПРАВДЫВАЕТ ВСЕ

После работы над «Войной непрощенных», после этой экспедиции, после этого опыта я понял, что про войну мы все мало что знаем. И, может быть, лучше и не знать. Потому что когда начинаешь узнавать какие-то подробности, о которых открыто не говорят, понимаешь, что войну просто невозможно понять. Она непостижима. И ее невозможно воспроизвести в искусстве. Это все будет не то. У нас очень любят снимать фильмы о войне, очень любят ставить спектакли на эту тему, особенно в преддверии Дня Победы, но я не сторонник этого. Тем более после знакомства с историей Волжско-татарского легиона. Я понял, что очень сложно понять, кто в войне был на самом деле побежден, а кто победил. У войны совершенно свои законы, своя логика, свои приоритеты. Там смещаются абсолютно все моральные критерии, они просто перестают работать. Полностью. Война оправдывает все: жестокость и даже каннибализм. Военнопленные были вынуждены поедать умерших своих товарищей, но как по-другому выжить? Все это не умещается в нормальные человеческие понятия. Поэтому как можно что-то ставить о войне? Именно поэтому я не планирую ни в каком виде переносить «Войну непрощенных» на театральную сцену.

У нас были спектакли о войне, был прекрасный спектакль о джалильцах «Монлы бер жыр» («У совести вариантов нет») Марселя Салимжанова. Режиссер придумал ход, который строился на лейтмотиве песни, которую пели джалильцы перед казнью в камере Плетцензее. Мы не знаем, как было на самом деле, но это очень поэтично, ведь искусство не должно следовать жизненной правде, у искусства свои законы. Представьте, 11 человек, а их казнили с интервалом в 3 минуты, они все вместе пели перед смертью. И с каждым новым взмахом гильотины хор становился на один голос тише. Этот момент был кульминационным в спектакле.

Наверное, государство обязано пропагандировать подвиг людей, но все же есть вещи, о которых многим лучше не знать. С другой стороны, я считаю, что засекречивать архивы тоже не стоит. То, что многое засекречено до сих пор, то, что есть списки, в которых находятся люди, незаслуженно приравненные к предателям и врагам народа, — это ужасно. Пора бы уже изменить что-то в этом вопросе. А архивы очень важны для родственников, которые интересуются тем, что стало с их близкими, но им не дают возможности узнать правду.

Фильм «Война непрощенных», который, надеюсь, скоро можно будет увидеть на одном из федеральных каналов, — это мощнейшее высказывание Дениса Красильникова. Думаю, не могло быть иначе. Он взялся за работу совершенно по собственной инициативе, абсолютно искренне. Его никто не толкал, никто не просил. И это его чувство неспокойства, оно восхищает. Откуда этот порыв, зачем ему это надо было? Я не знаю, насколько реально сейчас рассекретить архивы по легионерам, я не знаю, реабилитируют ли их, но в фильме приводятся такие неоспоримые факты, такие детали, от которых волосы встают дыбом, но которые доказывают — эти люди, татары, не были предателями.

Фарид Бикчантаев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2015 09:24

    Обсуждать это можно бесконечно. Но пока, хотя бы, не поставим точку с революцией 1917 года, всё будет как в беличьем колесе. И этот фильм лишь напоминание об этом. О том, что гражданская война, развязанная "интернационалистами" уже почти 100 лет назад, всё ещё продолжается.

  • Анонимно
    20.06.2015 10:06

    Пока не вымерло поколение военных лет,фиг привьете,что не предатели.Рано взялись пересматривать итоги войны.

  • Анонимно
    20.06.2015 10:29

    А разве не противозаконно пересматривать итоги 2й Мировой войны.

  • Анонимно
    20.06.2015 12:57

    Несколько слов об идеологии батальонов "Идель-Урал". Есть стенографический отчет всех выступавших на Съезде «Идель –Урал» в 1944 году. Информация о Съезде тюркско-татарских народов Идель-Урала, прошедшего в г.Грайфсвальд (Германия) 4 марта 1944 года. В чем же состояли цели и основа идеологической доктрины батальонов «Идель-Урал»? Цель состояла в том, чтобы после разгрома СССР создать собственное государство» Идель-Урал», куда бы входили в основном тюркские и финно-угорские народы. Тот глобальный идеологический фундамент, на котором предполагалось идти к этой цели, был национал-социализм. Естественно, он не был порождением татарской общественной мысли, но другой идейной основы у легиона в Германии просто не могло и быть. Эта идеология особенно четко была выражена в докладе легионера Чишмэли на этом съезде. Суть этой идеологии сводилась к следующему Сейчас в мире борются между собой 3 силы или 3 системы.1. Капитализм. 2. Большевизм. и 3. Национальный социализм (национал-социализм).1. Капитализм – это система денежной власти мирового еврейства.2. Большевизм – это та же власть, служащая интересам мирового еврейства и стремящаяся завладеть всем миром. 3. Национал-социализм – это система, которая поднялась из глубин народа (в Германии) и в несколько лет решила все внутренние и внешние общественные противоречия, которые за многие годы не могли решить капитализм и большевизм. Первые две системы во время войны временно объединились против национал-социализма. Национал-социализм везде поддерживает колониальные и малые нации и их государственность. Например, во время этой войны такие народы как хорваты и словаки смогли создать свои национальные государства. Сейчас большинство народов Европы вместе с Германией борются с финансовой капиталистической плутократией и большевизмом. Представители татарского народа также будут бороться вместе со всеми народами Европы за победу национал-социализма и за создание своего государства. Думаю, что основная масса легионеров в службе на стороне СССР или Германии исходила не из идеологических соображений, а из простого желания остаться живым. Возможно, было и ядро идейных товарищей, которые каким-то образом старались влиять на настроения массы. Нельзя представлять всех легионеров как насквозь советских людей. Думаю, что идейная верхушка могла только наедине с кем-то высказывать очень проверенным людям свои мысли. Тогда магнитофонной прослушки не было. То есть у немцев не было никаких зацепок в виде фактов явной антинемецкой пропаганды. Главным слабым местом немцев было то, что вся их доктрина строилась на откровенном расизме, на теории германцев как высшей расы. Главным была не борьба с большевизмом, а подчинение низших рас. Отсюда и пренебрежение сферой политики в введении войны, упование лишь на голую военную силу. Например, в работе с легионом "Идел-Урал", немцы никогда официально не обещали своего согласия на создание в будущем государства "Идель-Урал". Их государственная идеология рассматривала восточные народы как низшую расу. Это говорит, что у немцев идея союзничества всех народов в борьбе с большевизмом противоречила их же официальной расистской идеологии. Татары чувствовали это, и в них формировалось внутреннее неприятие того, что их используют лишь как пушечное мясо. Поэтому-то 2 батальона перешли на сторону белорусских партизан. В 90-е годы, так случилось, что я встретился и довольно обстоятельно беседовал с двумя далеко не рядовыми людьми, имевших отношение к легионам. Первый – это профессор Ахмет Темир, работавший в самом начале формирования легиона «Идель-Урал», второй – профессор Баймурза Хаит, руководитеь Туркестанского Восточного легиона. Оба сказали, что в той атмосфере и при том контроле гестапо, которые царили в легионах, ни о какой-то подпольной организации и реальной деятельности не могло быть и речи. Баймурза рассказал и о Мусе Джалиле и истинной, на его взгляд причине ареста его и его друзей. Но наше общество еще не созрело к такой информации и я оставляю ее за скобками. Иногда мне кажется, что эта информация со всей ее противоречивостью, интригами, эмоциями, трагизмом и героизмом сыновей татарского народа, очутившихся между молотом и наковальней его величества истории так и просится на страницы драматургического произведения. Может, у меня хватит духу самому написать эту пьес

    • Анонимно
      21.06.2015 18:00

      Самое важное и неоспоримое это приговор имперского суда, формулировка "за существенный ущерб Германии " говорит о многом.

  • Анонимно
    20.06.2015 15:48

    Сложно все , а если нас самих поставить в те же условия ,в каких были они в то время ,смогли бы мы ,каждый из нас открыто пойти на смерть ?! Ответ не однозначен , но думаю вряд ли. Сегодня очень легко принимаются решения -этот прав этот нет .Каждый кто это пережил уже герой !

  • Анонимно
    20.06.2015 20:52

    Каждый кто это пережил уже герой. Именно так и есть. Не дай бог пережить кому нибудь ужасы плена. Ни кто не имеет морального права осуждать их. Если только люди калибра ДЕВЯТАЕВА.

  • Анонимно
    20.06.2015 22:53

    Надо опубликовать германские материалы уголовного дела по которому были казнены Джалиль и другие. Если они есть в сети, дайте ссылку. Иначе будут споры и сомнения в оценке мотивов и фактических действий героев. Не надо забывать их казнили в судебной процедуре, так как они уже были гражданами Германии и приняли присягу рейху. Если бы они были бы с статусе пленных с ними поступили бы как с миллионами солдат РККА и генералами (Карбышев).....

  • Анонимно
    21.06.2015 10:51

    Мы забываем и о башкирах. Сейчас из З аки Валидова делают чуть ли героя башкирского народа. Он безуслвно крупный ученый, но политик мелкий и грязный. Дважды предавал советы, в годы войны сотрудничал с немцами. В документальной книге об Идель - Урале читал как он предлагал свои услуги немцам и просил немецкого посла впустить его в Германию для вербовки пленных башкир и татар в вермахт. Кстати за такое поведение не щадили после войны и в других странах Европы особенно во Франции. Вот и думай теперь: с одной стороны выдающийся ученый а с другой....... Его спасло то что он был гражданином Турции и в условиях начавшейся холодной войны турки ограничилась недолговрменной посадкой и выпустили. А мы его выдачи не требовали, своих прелат елей хватало.

  • Анонимно
    21.06.2015 15:28

    рано раскрывать все секреты. Невольно напрашивается аналогия с украинцами-бандеровцами, а они-то чем хуже, то ж хотели свое государство создать без гитлера и большевизма...

    • Анонимно
      21.06.2015 16:43

      Именно поэтому ваши бандеровцы вырезали мирное население, украинцев и особенно поляков. Почитайте грамотей про волынокую резню. Это похлеще Катыни будет. Только поляки молчат почему то и никаких памятников на Украине не сооружают и президенты туда не ездят. Им важнее России нагадить .

  • Анонимно
    22.06.2015 00:27

    Два моих деда сражались с фашистами. Один дошел до Берлина. Второй погиб в не равном бою, отверг предложения сдаться в обмен на жизнь и таких в нашей стране миллионы. Какое мы имеем право- потомки победителей прировнять тех кто воевал и тех кто сдался. Попал в плен- борись. Освободили из плена иди в бой и докажи что это ты не трус. Прировнять - оскорбить тех воевал и трудился отдавая себя без остатка ради победы.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:28

      Во всех цивилизованных странах к своим гражданам, попавшим в плен, по меньшей мере, относятся уважительно. Их не отправляют, по возвращению домой, снова в тюрьмы и лагеря, как это было в СССР. Более того, согласно Женевской конвенции 1929 года, плененным гражданам свои государства отправляют посылки и передачи по линии Международного Красного креста. Так было с пленными британцами и американцами. Не даром в священных писаниях сказано: "Не судите, да не судимы будете". Люди попадали в плен в совершенно страшных, невероятных обстоятельствах, в каковые, не приведи бог, Вам попасть. Зачастую это случалось по вине бездарного командования и вины солдат в этом не было. Советский вождь Сталин в огромной степени виноват в том, что миллионы советских солдат попали в германский плен. Очень немногие в нацистском плену выжили, собственно, это практически было равносильно смерти.

      • Анонимно
        22.06.2015 10:35

        Красивую картинку Вы нарисовали, однако. Только забыли сказать, что в восточные легионы военнопленных нацисты не загоняли, наши отдельные земляки шли туда совершенно добровольно и по своему желанию. Другое дело, что у каждого была на это своя причина. Кто хотел служить новому порядку, кто надеялся переждать какое-то время (это он себе так обьяснял). Только вот нам сегодня известно, что победа была добыта кровью и пОтом в мае 45-го, а в 41-м и 42-м этот вопрос для кого-то выглядел совершенно иначе, как и победитель в той страшной войне. А вот в 43-м и, тем более, в 44-м и 45-м эти люди уже понимали где закончится война.С.П.

        • Анонимно
          22.06.2015 11:18

          То есть вариант, когда военнопленные вступали в легионы, чтобы потом перейти на сторону партизан или Красной Армии , вы отметаете напрочь? Если вы так думаете, то значит ,вы были бы одним из командиров, из-за бездарности которых ,солдаты попадали в плен . Так как абсолютно не можете реагировать на изменившуюся ситуацию в бою.

          • Анонимно
            22.06.2015 11:47

            Вам, видимо, в этом вопросе всё и так ясно. По Вашему: "...пойду сдамся доблестным германским войскам, подкормлюсь, отдохну пару лет, а дальше в партизаны или Красную Армию". А как же свободное от большевиков государство Республика "Идель-Урал"? Ааа, не получилось, дали пинка немчуре, ну так обратно рвану в Красную Армию, я же не воевал с оружием против неё, я же просто в обозе был, участвовал исключительно в строительных и ремонтных работах, если и воевал, то только против французов на западе. Послушаешь, так вермахт - это просто благотворительный корпус какой-то или сплошные дурачки-глупыши, как их пытались в своё время выказать в некоторых советских агитфильмах.С.П.

            • Анонимно
              22.06.2015 12:53

              С чего вы взяли, что все военнопленные добровольно сдавались в плен? Вам 15лет? И у вас всё делится только на "белое" и "черное"? Других расцветок у вас не бывает?Если уж попали в плен каждый решает: или ждать расстрела, или попытаться вырваться любым способом. А там возможен переход к своим.То есть вы одобряете , что советских солдат, попавших в плен и потом освободившихся ,отправляли в лагеря уже на родине? Это еще раз доказывает, что таких как вы ни в коем случае нельзя допускать до власти на любом уровне. Так как тут же половину персонала запишите в предатели и будете их терроризировать доступными средствами.

              • Анонимно
                22.06.2015 13:33

                Вы меня поражаете все время, ставя знак равенства между военнопленными, попавшими в плен в бою по разным причинам не по своей воле, и сдавшимися добровольно, а затем по собственному желанию вступившими в восточные легионы. Еще немного и дивизию "галичина" признаете. Как же, они ж боролись за свободу украины от большевизма, чем не пастораль в духе Идель-Урал. А там еще прибалтов эсесовцев оправдаем. Да достаточно даже одного того, что они одели форму вражеской стороны. А как Вам такая информация? "Состав 825-го батальона в Польше вряд ли можно найти. Он упоминается только в книге Веслава Марчука "Советские военнопленные в неволе у вермахта на польской земле в 1941-45 годах" как входящий в состав т.н. Уральского легиона. Автор тоже совершил ошибку утверждая, что Уральский легион формировался в местности Едлина. Вопрос заключается в том, что такой местности в Польше нет, а автор, по всей вероятности, так перевел название легиона "Idel-Ural".В истории лагеря 366 Седльце, которую написал Эдвард Копувка, директор музея в концлагере Треблинка, тоже ничего не говорится о том, что там формировали какие то легионы, хотя немцы вербовали военнопленных во всех лагерях."Серёжа Птицын

                • Анонимно
                  22.06.2015 14:50

                  Это вы поражаете своей упертостью и передергиваньем. Прочитайте свои первые коменты, где вы как раз исключаете попадание в плен в бою, а напираете только на то ,что все сдавались в плен добровольно. Где написано , что участники легиона Идель-Урал сами , добровольно сдавались в плен, а не в ходе боя? При чем тут Галичина? Вспоминайте тогда и РОА и богатых евреев ,которых Гитлер не тронул , но на деньги которых, в том числе, содержал свою армию.Кстати, почему молчат евреи, которые спаслись благодаря тому, что они назвались с татарами , татары их не выдали , а немцы не уничтожили их как евреев?

  • Анонимно
    22.06.2015 13:35

    Мой дядя попал в плен в июне 1942. Бежал, но был пойман. Прошел через все ужасы концлагерей. Чудом выжил. После фильтрационного лагеря вернулся домой в 1945, ни в каких советских тюрьмах, лагерях и ссылках не был. Оставил нам свои воспоминания: http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=6015.0В его карточке военнопленного (документы я разыскал через http://www.dokst.ru ) стоит пометка красным: volga tatar значит тоже мог перебежать в легион, но не сделал этого.Много всяких мифов, историю постоянно переписываютКаждый должен сам делать свои выводы

  • Анонимно
    22.06.2015 13:59

    В нашей семье погибли два деда. Они, наверное, тоже могли сдаться на милость врага и выжить, но выбрали другую судьбу. Наверное ментальность другая. Не даром же просвещённая Европа легла практически без сопротивления под первый, а точнее второй т.н. евросоюз. Как, впрочем, обычно. И России в который раз (тоже, как всегда) пришлось брать на себя это бремя освобождения старушки Эуропы.Серёжа Птицын

    • Анонимно
      22.06.2015 15:12

      Родственники погибли не только у вас. В каждой семье есть свои погибшие и пропавшие без вести. Вместо того, чтобы брать на себя миссию Судьи, и выносить вердикт, что все попавшие в плен виновны, лучше бы помогали Михаилу Черепанову восстанавливать справедливость в отношении воинов ,пропавших без вести и попавших в плен.

      • Анонимно
        22.06.2015 15:40

        Вы из раза в раз повторяете одно и то же. Я не говорю, что "все попавшие в плен виновны". Это Ваши слова. Я говорил, что человек, надевший форму вермахта, может и не виновен перед самим собой, но он виновен перед своим народом и страной. Я, например, очень хорошо помню соседа, который был в плену, батрачил на местного фермера, но он не держал в руках оружие, направленное против своей страны. Вернувшись, в лагерь не попал, всю жизнь работал, знающие его уважали за трудолюбие и порядочность, о прошлом не рассказывал. Я это к тому, что попавший в плен всегда имеет выбор остаться человеком или предать, взяв в руки оружие и надев форму врага. С.П.

        • Анонимно
          22.06.2015 16:49

          Но ведь нет никаких фактов, что легион "Идель-Урал" воевал против Красной Армии. Когда немцы убедились в ненадежности легиона на Восточном фронте, его формирования стали отправлять на Западный фронт во Францию. Вы и рассуждаете, как сталинский пропагандист-комиссар, дескать, попавший в плен должен выбрать смерть. Это людоедская философия, мы не вправе судить людей, попавших в страшные, тяжелейшие жизненные обстоятельства. Надел форму, но не воевал, не вижу в этом никакого преступления. Тем более, в легионе и до группы Курмашева-Джалиля, были примеры сопротивления и саботажа. Несколько групп татар-легионеров отправили на каторжные работы за антигосударственную деятельность, по приговору имперского суда.

  • Анонимно
    22.06.2015 15:23

    \\Мой дядя попал в плен в июне 1942. Бежал, но был пойман. Прошел через все ужасы концлагерей. Чудом выжил\\ - Вот-вот, ключевые слова "чудом выжил". Большинство попавших в германский плен погибли. Впрочем, я где-то читал, только 10 процентов попавших в советский плен немцев живыми вернулись домой. Такова была реальность двух тоталитарных государств. Мой дядя, фронтовой офицер, воевавший под Сталинградом, рассказывал, что пленных немцев просто расстреливали, потому, что их элементарно некуда было девать и нечем кормить. Кстати, и в Татарстане есть массовые захоронения немецких и японских солдат, умерших в плену от голода и истощения. Отец моих друзей вернулся живым из германского плена, прошел фильтрационные лагеря, но в 1949 году его все равно посадили именно по обвинению, связанному с его пленом. Он вернулся только в 1956 году глубоко религиозным человеком. До самой смерти совершал 5-кратный намаз, стал мутавалли в мечети Марджани.

    • Анонимно
      22.06.2015 16:00

      Еще один историк? Хоть бы поинтересовались вопросом. "Именно в татарстанском городе Елабуга покоится прах сотен немецких и японских военнопленных, на чью долю выпало несчастье стать винтиками кровавого механизма — Второй мировой войны. В елабужском лагере НКВД № 97, который предназначался для немецких, а позднее и японских офицеров, по официальным данным, с 1943 по 1948 год умерло 708 человек, из них 603 немца. Это были офицеры, прибывшие в лагерь в основном из-под Сталинграда (армия Паулюса). Высокая смертность военнопленных в первый период существования лагеря, т.е. в 1943 и начале 1944 годов (по 7-8 человек в день) объясняется последствиями боевых действий, а не условиями содержания в плену. Ранения, полученные в ходе боевых действий, обморожения, авитаминоз и дистрофия (вспомним, как голодала немецкая армия, оказавшаяся в Сталинградском котле), нервно-психические заболевания — всё это обесценивало человеческую жизнь, делало ее несправедливо короткой и хрупкой. Шла жестокая и кровавая война, люди гибли не только на полях сражений, но и в лагерях военнопленных. Сегодня, изучая архивные материалы, поражаешься тому, что пленным офицерам елабужского лагеря выдавался продуктовый паек, который в два (!) раза превышал паек жителя города. Отто Рюле, один из тех немцев, которые содержались в елабужском лагере, пишет: «Трижды в день нам выдавали по 200 г. черного хлеба, небольшую порцию масла, немного сушеной или соленой рыбы и несколько кусочков сахару. Утром и вечером мы получали сладкий чай или же солодовый кофе, а в обед — целую тарелку супа и каши. Советские люди, выполнявшие точно такую же работу, как и мы, получали на день только 400 г. хлеба да несколько вареных картофелин или соленых огурцов. Я имел возможность убедиться в этом лично, когда осенью работал грузчиком на Каме. Несмотря на усиленный паек, пленные поправлялись медленно: сказывалось сильное истощение». С.П.

      • Анонимно
        22.06.2015 16:34

        \\В елабужском лагере НКВД № 97, который предназначался для немецких, а позднее и японских офицеров, по официальным данным, с 1943 по 1948 год умерло 708 человек, из них 603 немца. Это были офицеры, прибывшие в лагерь в основном из-под Сталинграда (армия Паулюса)\\ - Наверное, в этом лагере содержалось не 10 тысяч пленных (тем более, только офицеров). Допустим, лагерь был рассчитан на 1 тысячу заключенных, 708 из них умерло, вот и прикиньте процент выживания среди военнопленных.

        • Анонимно
          22.06.2015 18:44

          Через этот лагерь прошло 10 тыс. немецких пленных и более 10 тыс. японских.С.П.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen