Общество 
20.06.2015

«Столыпин неоднократно приезжал в Чистополь... А сколько было сидельцев в местной тюрьме!»

Город на Каме ждет 2 млрд. инвестиций, памятник Борису Пастернаку и набережную, которые помогут ему конкурировать со Свияжском и Болгаром

Сегодня в Казани завершается семинар по популяризации региональных культурных брендов, организованный профильными министерствами РФ и РТ. А вчера делегаты со всей России обсуждали проблемы «раскрутки» родной страны в Чистополе и на его примере. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о планах отреставрировать 41 здание, довести число музеев до 12 и выяснил, каким образом город на Каме хочет стать еще одной потенциальной туристической жемчужиной.

РЕСТАВРАЦИЯ 41 ЗДАНИЯ И КОННЫЕ ПРОГУЛКИ

Купальный сезон у чистопольцев в этом году выдастся не лучший — кому приятно отдыхать под шум бульдозеров? Дело в том, что в городе началась реконструкция набережной Камы — в скором времени вид на нее можно будет размещать на открытках. А посему городу нужно научиться правильно позиционировать себя. Как это делается — об этом накануне и делились опытом специалисты и ученые из разных уголков России. Недавно назначенный глава Чистопольского муниципального района Дмитрий Иванов устроил гостям презентацию, углубляясь в историю и немного запинаясь на фамилиях великих имен тех, кто проживал в этом крае. Рассказал он и о разработанной недавно программе экономического и социального развития города до 2020 года. На сайте проекта, в презентационном ролике можно увидеть, как Чистополь через пять лет станет едва ли не Нью-Васюками с аквапарком на прилегающем острове и гостинично-развлекательным комплексом. Впрочем, у властей города есть и легкореализуемые идеи, например, по историческому центру Чистополя будут организованы конные прогулки, чтобы погрузить туристов в атмосферу прошлого.

Одним из главных достижений последнего времени, по мнению главы района, стало то, что Чистополь победил в конкурсе от минкульта России «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений» в номинации «Большие инвестиции». Проект этот реализуется совместно со Всемирным банком реконструкции и развития: «Проект направлен на вложение финансовых средств в развитие туристического потенциала, включая инфраструктуру и проведение комплексных реставрационных мероприятий. Планируется реставрация 41 объекта культурного наследия. После чего музейный комплекс должен увеличиваться в два раза».

По словам заместителя министра культуры РТ Светланы Персовой, отреставрирована будет практически вся центральная часть города. В этом году Всемирным банком должны быть утверждены предложения по реконструкции, в следующем году начнется проектирование, и в 2017-м начнутся непосредственно сами работы. Проект этот рассчитан на пять лет. Пока точная сумма инвестиций в историю Чистополя не известна, но по словам чиновников, она может составить больше 2 млрд. рублей. На эти же деньги будет отреставрирована пристань и прилегающая к ней территория. В городе будут работать 12 музеев...

В ЧИСТОПОЛЕ ПОЯВИТСЯ ПАМЯТНИК ПАСТЕРНАКУ

Возвращаясь к теме семинара, исполнительный директор национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Вероника Косых отметила, что просто иметь красивое или историческое место для привлечения туристов недостаточно, нужно обязательно разрабатывать лицо продукта. «Бренд — это некое обещание, которое мы даем нашей целевой аудитории. За этим обещанием должно последовать действие. Если этого не происходит, то это наносит необъяснимый репутационный урон, — заметила Косых. — Без репутации функционировать бренд не может. Должна быть концепция бренда, то, что мы должны предложить аудитории. Нужно посмотреть на местность глазами разной целевой аудитории, и бренд должен быть актуален не только в этом году, а и через 20 - 30 лет».

Поэтому к Чистополю решено подойти более основательно. Вице-президент Академии наук РТ Наиль Валеев рассказал, что весной здесь появится камский научный центр Академии наук РТ. «Мы намереваемся превратить его в перспективе в Камский научно-исследовательский институт. Мы мало знаем о своей истории. Если нам начинать изучать Закамье: Алексеевской район, Билярск, Менделеевск, Мамадыш, то у нас появится возможность показать, что Татарстан — один из уникальнейших регионов России. Это правда, что наша страна сильна своей провинцией. Пока 8 ученых под моим руководством составляют историю города Чистополя. Сейчас активно работаем над созданием энциклопедии литературного Чистополя, в следующем году книга выйдет в свет. Нам необходимо отразить, каким образом в городе жили 200 писателей с семьями. Вдуматься только, если в 1941 году в Чистополе жили 25 тысяч человек, то через год его население увеличилось вдвое. Во время войны город проявил свое гостеприимство, теперь же эта история может стать новым толчком развития для него».

По словам экс-министра образования РТ Валеева, эта местность действительно уникальна своей многогранной и мало изученной историей. Начиная со времен Булгарии, когда рядом располагался древний город Джекитау, заканчивая визитом царских особ: «Петр Столыпин неоднократно приезжал в Чистополь в имение своей жены, Иван Мамонтов, отец Саввы, в середине ХІХ века жил тут. Александр Колчак... А сколько было сидельцев в местной тюрьме! Ярослав Гашек какое-то время пробовал местную баланду, а потом стал комендантом Бугульмы, после войны здесь сидел отец, мать и сестра Романа Шухевича, начальника контрразведки бендеровцев...»

В Чистополе одна проблема. Из этого огромного количества имен выбрать самые брендовые... Валеев не исключил, что 30 сентября, когда в год 125-летия со дня рождения Бориса Пастернака ему будет открыт памятник в Скарятинском саду, Чистополь может посетить кто-то из высшего руководства страны. Трехметровый монумент из бронзы изготовит московский скульптор Владимир Демченко.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ПО СОБЫТИЙНОМУ ТУРИЗМУ В КАЗАНИ

Советовали Чистополю развивать и событийный туризм. Заведующая отделом экспертизы и методологии Санкт-Петербургского института культурных программ Валерия Козлова отметила, что бичом многих регионов и крупных городов, включая раскрученный мегаполис на Неве, является отсутствие четкого календаря событий: «Почему-то многие недооценивают этот инструмент, который позволяет туристической индустрии планировать сезон заранее. Это снижает интерес к месту и возможность продвижения в течении долгого времени». В пример участники семинара приводили опыт европейских музыкальных фестивалей, количество зрителей на которых превышает количество местных жителей городков вдвое.

К слову, на семинаре стало известно, что в Казани 21 - 22 октября состоится финал национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, а также премии «Маршрут года». Кстати, в прошлом году первый фестиваль исторической реконструкции «Великий Болгар» был отмечен премией первой степени, а это мероприятие и есть не что иное, как пример событийного туризма. На недавней пресс-конференции, презентуя второй по счету «Великий Болгар», который состоится в августе, председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов как раз и указывал на недосток подобных мероприятий в древнем городе и желание властей его исправить.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2015 14:50

    В Чистополе реально сохранился антураж уездного города 18-19 века. Если всё это умело обыграют, так, чтобы, въехав в него, ты как будто попадал бы в царскую Россию, да с красивой набережной, да с кофе, круассанами и извозчиками - я окончательно влюблюсь в этот город.

    Известный поклонник описанного времени - Б.Акунин. Если привлечь его, заманив идеей воссоздания эпохи - будет туристическая бомба федерального масштаба

  • Анонимно
    20.06.2015 15:45

    Удачная идея и выгодное вложение.Молодцы

  • Анонимно
    20.06.2015 16:07

    В Чистополе ничего делать не надо. Пустить повозки с лошадьми - и сейчас будто в средневековье попадаешь. Дорог нет, грязно, работы нет, все уже аутентично.

    • Анонимно
      20.06.2015 17:48

      Ждите.Все будет.

    • Анонимно
      22.06.2015 10:13

      Уважаемый, Вы откуда вещаете? Где Вы видели отсутствие дорог и грязь? Работу при наличии желания работать найти можно. Как легко все обгадить, сравнять с грязью и отправить в средневековье!

  • Анонимно
    20.06.2015 17:32

    Только Столыпина нам и не хватало.Он - кровавый палач российского народа. Причем он был отьявленным татарофобом, шовинистом. Народ помнит его по "столыпинским галстукам" (петли для повешивания недовольных, он прославился тем, что повесил днсятки тысяч российских крестьян прямо на ихних воротах и причем без всякого суда и следствия – читайте Толстого; по столыпинским вагонам (скотские вагоны на которых отправляли на каторгу российских крестьян на каторгу, треть отправленных умирали прямо на дороге). Столыпин - самый великий злодей не только в истории Росссии, но и в истории всего человечества. Его можно сравнить разве что с Нероном.

    • Анонимно
      20.06.2015 18:08

      Вот-вот, про "столыпинские галстуки" вовремя напомнили.А то некоторые не то что не помнят, совсем про них не знают.Кстати, современный Столыпин - это Чубайс.

    • Анонимно
      20.06.2015 21:45

      В России не привыкать к столыпинам или Сталина, какая то настольгия по жестокости.

    • Анонимно
      22.06.2015 07:53

      Это Хакимов вам про Столыпина рассказывал? Тогда понятно.

      • Анонимно
        22.06.2015 09:44

        Хисамов.

        • Анонимно
          22.06.2015 14:32

          Так и в советской школе ,в учебниках по истории про "столыпинские галстуки " рассказывали. А советское образование было одним из лучших.

  • Анонимно
    20.06.2015 18:08

    Это зачем же трехметровый памятник? Чтобы со всех концов города было видно? Пастернак был бы резко против, для тех, кто не знает его творчества - БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО,,,

    • Анонимно
      21.06.2015 10:26

      Излищество. Самый настоящий памятник - его творчество и память о нем + музей, носящий его имя в Чистополе. Коломенская верста (3 метра)- это очередной перегиб местной власти.

  • Анонимно
    20.06.2015 18:19

    Незаслуженно забыт писатель, правозащитник, последний политзаключенный СССР Анатолий Марченко, погибший от голодовки в 1986 году в Чистопольской тюрьме. http://www.civitas.ru/news.php?code=1402Жители Казани, партии и общественные организации обращались к городским властям с просьбой назвать улицу в Казани имени Марченко, но просьба была отклонена.

    • Анонимно
      21.06.2015 09:56

      Князева В.А.Руслан Абдрахманович Галимов тоже пока находится в забвении. Писатель, поэт. К сожалению, рано ушедший в мир иной. В Чистополе после смерти писателя (при Хайруллине А.Х., при нем был открыт и музей Б.Л.Пастернака) издана одна маленькая книжечка "Меня не вызовут на бис", выпущены сборники его стихов в Челнах.

    • Анонимно
      25.06.2015 20:29

      Анатолий Марченко такой же писатель, как Остап Бендер - балерина. Не трите то, что не знаете.

  • Анонимно
    20.06.2015 20:38

    Всегда нравился этот городок - тихий, зеленый, уютный. А какие интересные собеседники старожилы.

    • Анонимно
      21.06.2015 09:52

      Вот-вот, ключевое слово СТАРОЖИЛЫ, потому что молодежь из города давно уже уехала.

      • Анонимно
        21.06.2015 22:06

        да, работы совсем нет, почти все работают в Казани, в выходные городок немного оживает-приезжают с работы чистопольцы(

  • Анонимно
    20.06.2015 22:36

    Слов нет, в последние годы похорошел и может стать привлекательным городом-музеем. По поводу тюрьмы (там часто приходится бывать по работе) - парковки нет, нормального тротуара нет, весной -осенью грязь по уши....Жильцы частных домов вокруг тюрьмы очень недовольны стоянкой чужих автомобилей. УФСИН РТ - внесите свой вклад в благоустройство города

  • Анонимно
    20.06.2015 22:51

    Да и добраться до Чистополя иначе кроме как на лошади и бензоповозке уже не получится - аэропорт уже сдали инвесторам: посреди ВВП гордо высится масложировой заводик. Теперь очередь за Елабугой - на полосе а/п Северный пока лишь ковыль, до мусор вперемешку с мотобайкерами... Боюсь дойдут руки инвесторов и до этого объекта траспортной инфраструктуры...

  • Анонимно
    21.06.2015 00:21

    А в чистопольской тюрьме нельзя ночку провести в одиночестве? Можно и заплатить за такое удовольствие.

  • Рамиль
    21.06.2015 06:22

    Аквапарк для начала постройте..

  • Анонимно
    21.06.2015 07:36

    В Чистополе на улице Бебеля жил Виктор Боков который возможно в этом уютном месте написал или задумал "Оренбурский пуховый платок", почему пишу потому что в наших с Вами годах 2006-2010 год дом в котором он жил был разрушен и сейчас там чудествная лужайка на нее и будем любоватся.

    • Анонимно
      21.06.2015 08:51

      А можете на Гугл карте это место показать? Я сам на Бебеля вырос...

    • Анонимно
      21.06.2015 09:25

      Дом Исаковского тоже снесли.

      • Анонимно
        21.06.2015 10:23

        До сих пор настораживает судьба Александровской ночлежки. Опять аукцион по продаже. Неужели в рамках этой программы город не может выкупить у чеченца Хашиева уникальное историческое здание и довести его до ума, тем более, что он находится в самом центре исторической части города.

  • Анонимно
    21.06.2015 07:45

    Странно, что не все видят положит движение в Чистополе. Дороги, благодаря заповеднику и местной власти вовсю делаются. От Казани 1,5 часа. Панорама города великолепная. Жаль, что новодел начал выпирать в парках и скверах. Эти тенденции нужно останавливать. А так это один из уникальных городов страны, у к-го яркое будущее. И рабочие места будут расти как грибы, молодежи будет где проявить инициативу. Мы верим в расцвет родного города и все сделаем, чтобы он стал краше.

    • Анонимно
      21.06.2015 09:51

      Что ж вы анонимно верите и радуетесь в светлое будущее родного города? А про рабочие места, которые будут расти, как грибы после дождя, вы изрядно загнули!!! Мы это уже слышали, когда такие же обещания направо-налево раздавались с высоких трибун во времена программы моногорода? На миллиарды построили котельную за пределами города. А рабочих мест, как не было, так и нет. Чистопольцы называют территорию возле "золотой кочегарки" "полем чудес".Чтобы выделенные деньги шли туда, куда нужно, а не уходили на сторону, надо ужесточить контроль за их использованием. А то в последнее время в Чистополе заводятся одно за другим громкие уголовные дела на руководителей от партии "ЕР". Кто обжегся на молоке, на воду дует.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:18

      Мы видим совсем другое, а вы видите то, что хотят видеть те, у кого вы служите.

  • Анонимно
    21.06.2015 09:26

    Посмотрите на фото: где 200 гостей? В зал согнали из школ города и района учителей. которые сразу же слиняли после перерыва.

  • Анонимно
    21.06.2015 09:30

    Князева В.А., Чистополь, депутат Чистопольского городского Совета (постоянная комиссия по культуре, образованию, здравоохранению)."Хлеба и зрелищ" - извечный вопрос. Конечно, было бы здорово, чтобы было 50% на 50%. Но пока, к сожалению, в Чистополе так не получается. Красивый ролик "Чистополь 2020" на сегодняшний день так и остался "журавлем в небе". Что сейчас важнее для чистопольцев: парки и скверы, музеи и рабочие места? Для тех, у кого есть стабильный заработок и постоянная зарплата - "зрелищ". Для тех, кому после окончания вуза не приготовили сердобольные родственники-чиновники тепленькие места руководителей, для тех, кто уехал на сторону для того, чтобы прокормить свою семью, а таких в Чистополе сейчас очень много, - почти все трудоспособное мужское население, конечно же, - "хлеба". Ведь еще дедушка И.А.Крылов сказал: "И кому же в ум придет на желудок ПЕТЬ голодный". Сейчас нашему руководству надо строить новые гостиницы, вот тогда появятся новые рабочие места, когда город станет "привлекательным" для туристов и гостей города. Надо развивать транспорт, пищевой сервис и т.д. Про промышленность вообще молчу. Если бы наши плановики из администрации доказали руководству РТ, что городу необходим небольшой кирпичный завод, ведь старый-то разрушили, вот вам еще рабочие места. Если бы не душили предпринимателей налогами, постоянными "добровольными" поборами на нужды города, тогда, кроме аптек, парикмахерских, банков, в городе появились бы еще предприятия, которые, действительно, нужны городу. Альтернативные медицинские учреждения по оказанию дополнительных услуг населению: массаж, косметические салоны, ЛФК и т.д., НЕЗАВИСИМЫЕ юридические консультации, адвокатуры. Про голубых раков молчу. Это пока всем непонятно.Все мы очень хотим, чтобы наш город стал, наконец-то, процветающим и самодостаточным, чтобы люди гордились им, не уезжали из него. Город-музей - это здорово, но сколько еще нужно пройти, чтобы все это осуществилось. Глаза боятся, руки делают. Хорошо, чтобы эти руки ДЕЛАЛИ, а НЕ ВОРОВАЛИ, да еще, чтобы голова хорошо соображала. Поэтому надо комплексный план развития города не превращать в лоскутное одеяло, которое по очереди перетягивают то в одну, то в другую сторону. Надо сто раз отмерить, прежде чем отрезать. Хлеба? Зрелищ?И сейчас не прожить без хлеба,Хлеб, как прежде, основа жизни…И сейчас не прожить без хлеба,Как и тысячу лет назад.И сейчас не прожить без зрелищ,Всё сильней стадионов рокот.И сейчас не прожить без зрелищ,Как и много веков назад.И сейчас не прожить без пушек,Каждый держит в руках оружье,Только вместо пищалей древнихВек придумал страшнее смерть.Нынче можно прожить без Бога,И хоть жить без него труднее,Всё же можно прожить без БогаИ без древних святых молитв.Можно даже прожить без счастья,Счастья просто на всех не хватит,И не каждый находит счастье,И не всякий найдёт любовь.Но сейчас не прожить без правды,Правда людям нужнее хлеба,И когда-нибудь мир решитсяПравду Богом своим избрать!Н.Добронравов

    • Анонимно
      30.06.2015 22:12

      князева абсолютно безграмотный человек. Как же задушишь предпринимателей, уходят от налогов только в путь, и еще плачутся все.А князева ни причем абсолютно, и только все уничижает

  • Анонимно
    21.06.2015 09:33

    Надо срочно прекратить "уничтожать" исторический центр города новоделами: для этого есть новые микрорайоны. Стройте, сколько угодно мечети. Их и так уже более чем достаточно. В шаговой доступности от исторических памятников культуры нельзя строить подделки под старину!!!

  • Анонимно
    21.06.2015 10:20

    Новое руководство старается. Иванов, Пещеров, Кашапова - молодые руководители, у них нет еще опыта работы. Им нужны единомышленники, соратники,наставники, а не те, кто ежечасно готовит им прокрустово ложе. Наверное, через 3-4 года, если они не уедут после чистопольского трамплина в Казань или Москву, из них вырастут руководители, которых заслуживает Чистополь. А пока им нужны мудрые и опытные советники, которых у них нет. Советник Иванова еще моложе его и без опыта работы.

    • Анонимно
      21.06.2015 13:13

      В администрацию Чистополя нужны новые вливания, только не смыковщина, нужны грамотные, эрудированные, уважаемые и авторитетные в городе люди, а не альметьевцы и выходцы из села.

    • Анонимно
      21.06.2015 13:15

      Да, согласен, нужны поумнее и пограмотнее. Но где их взять? Умных и грамотных всех в Чистае уничтожили и истребили.

      • Анонимно
        21.06.2015 14:40

        А никто таких и не ищет. На кого сверху пальцем ткнут, того и поставят. Сват, брат, друг, любовница - вот из кого выбирают и назначают в Чистополе на руководящие посты! А Вы еще о каком-то грамотном советнике толкуете.

      • Анонимно
        24.06.2015 09:23

        Да уж, те кто сидят в чистопольской администрации, явно интеллектом не блещут. Даже автор статьи прикольнулся по поводу фамилии некоторых известных чистопольцев, озвученных в докладе самого главного чистопольца.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:58

      А кто этих "молодых" назначил в Чистополь? За какие заслуги?

      • Анонимно
        24.06.2015 09:21

        Знамо, за какие. Один родственник депутата-миллионера, другой помощник того же депутата Госсовета РТ, другая - дочь бывшего заместителя главы исполкома, который отсидел в местах не столь отдаленных и не потянул за собой тех, кто должен был сесть с ним рядом.

  • Анонимно
    21.06.2015 19:20

    Тетюши и Биляр не забывайте! Потрясающие места!!!

  • Анонимно
    21.06.2015 21:21

    "А сколько было сидельцев в местной тюрьме!» Риторический вопрос автора статьи не подразумевает ответа, но он напрашивается сам собой. Скольких нечистоплотных на руку чистопольских чиновников там могло оказаться, если бы не это пресловутый административный ресурс. Одного бы посадили, тогда и другие бы не воровали, тогда и Чистополь был бы процветающим городом.

    • Анонимно
      21.06.2015 22:44

      Тогда бы точно мест в чистопольской тюрьме на всех не хватило бы, каждого второго с Бебеля 129 надо туда отправить.

      • Анонимно
        22.06.2015 09:21

        Да уж, тогда не на одну ночку придется некоторым переночевать там.

  • Анонимно
    21.06.2015 22:37

    Прокачают опять миллиарды через него, как уже было не раз. А жителям ничего не будет как всегда.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:20

      Побольше молчите, чистопольцы, тогда и будет, как всегда.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:33

      В Москве против одного чистопольца, который сейчас служит у Собянина, даже митинги интеллигенция проводила, т.к. он уничтожал памятники истории и культуры (сносил, продавал землю), потом и своего братца двоюродного в Совет федерации протащил, чтобы сподручнее было свои дела проворачивать. А вы, чистопольцы, все радуетесь. Обведут вас вокруг пальца в очередной раз. У всех меркантильные интересы, альтруистов нет: кто вырубает вековые деревья и садит взамен елочки, весь город синими крышами покрывает, уничтожая историческую часть города нелепыми новоделами; кто свои незаконным путем приобретенные раритеты старается Чистополю за приличные суммы пропихнуть, т.к. складировать уже негде; кто спит и видит себя в Белом доме; кто, угождая всем без изъятья, подольше хочет продержаться на пенсии в теплом местечке, - у каждого свои тараканы в голове. После Г.Г.Полющенкова в Чистополе не было настоящего хозяйственника, одни временщики и полуфабрикаты, неспрообные принимать решения, а только выполняющие команды сверху, сбоку, даже издалека.

      • Анонимно
        25.06.2015 20:34

        При Г.Г.Полющенкове чистопольский район вырастил 1 млн. тонн зерна, за это Полющенков стал героем соц.труда. В последние годы даже вся республика не выращивает 4 млн. тонн зерна. Так что вспоминать его нужно скорее добрым словом.

        • Анонимно
          29.06.2015 18:52

          В Чистополе одна из улиц в новом микрорайоне названа в честь Полющенкова Григория Григорьевича.

  • Анонимно
    22.06.2015 08:23

    Почему все таки не была построена железная дорога Казань-Чистополь-Нурлат?

  • Анонимно
    22.06.2015 15:55

    А заводик то часовой уже окончательно подох?))судоремонтный тож вроде был...и чёт ещё...

    • Анонимно
      22.06.2015 18:35

      ЧЧЗ - это не заводик. Это флагман чистопольской промышленности прошлого века. А то, что его нет, обанкротили, это факт.

  • Анонимно
    23.06.2015 15:09

    А чистополец Н.Валеев стал вице-президентом АН РТ?

    • Анонимно
      24.06.2015 08:18

      Выдают желаемое за реальное. Все в прошлом: бывший ректор ЕГПИ, бывший министр образования РТ, бывший депутат Госсовета РТ.

      • Анонимно
        24.06.2015 11:10

        Валеев не вице-президент. Он секретарь гуманитарного отделения. См. сайт АН РТ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen