Общество 
21.06.2015

«Не питайте иллюзий, что мигранты поработают и уедут, многие из них останутся здесь»

Как России не повторить ошибок Германии в сфере социальной адаптации и интеграции мигрантов

Кто они — гастарбайтеры, все чаще встречающиеся нам во дворах, магазинах и даже элитных пригородах Казани, наши помощники или новое явление, набирающее силу и готовое вскоре диктовать свои правила игры? В своей статье для «БИЗНЕС Online» доктор медицинских наук, директор АБНО «Новый век» и член Общественной палаты РТ Лилия Таишева рассказывает о своих наблюдениях и тенденциях в миграционной сфере, положении тысяч мигрантов, работающих в республике.


По разным данным, стоимость входа на рынок труда в республике для мигранта стартует с официальных платежей в 17,5 тыс. рублей (экзамены, медосмотры, страховки, патент) и доходит до 30 - 40 тыс. рублей с учетом плат посредникам и «на жизнь» (фото: an-tat.ru)

«МУЖЧИНЫ В РАСЦВЕТЕ СИЛ»

Загляните за высокие заборы шикарных домов или строящихся коттеджей где-нибудь в Боровом Матюшино или Алтане. За каждым вторым или третьим — семьи мигрантов: обслуга этих домов или разнорабочие, чей труд особо востребован с весны по осень. Бери больше, бросай дальше, пока летит — отдыхай! Девиз самых трудолюбивых и полюбившихся нашим строителям и домохозяйствам мигрантов. Они неприхотливы в быту, нетребовательны к еде, они фантастически мотивированы и могут работать почти круглосуточно с небольшим перерывом на сон, и они (внимание!) не курят и не пьют в основной своей массе.

Кто и откуда они? «Мужчины в расцвете сил» от 20 до 45 лет, семьи которых остались на их родине — в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Кыргызстане. Обычно это сезонные рабочие, но тенденция говорит о том, что обращений на временное проживание становится все больше. Многие из них, поработав летом, к осени уже думают, как закрепиться в Татарстане. Интересные цифры: только в 2014 году было выдано 6,5 тыс. разрешений на временное проживание и видов на жительство, а 2 тыс. человек оформили гражданство. И это процесс закономерный, экономически обусловленный. В любом случае, как говорят сами мигранты, цель получения этих разрешений — облегчить себе жизнь и процесс зарабатывания денег в России.

Кто эти люди для экономики республики — востребованные рабочие руки или лишние рты? Здесь не все так однозначно. В прошедшем 2014 году 44 тыс. иностранцев оформили патенты и разрешения на работу. По оценкам специалистов, трудовые мигранты составляют 0,8% от числа работающего населения. Капля в море, скажете вы. С каплей согласна, только бы не «ложка дегтя в бочке меда». Что самое интересное — поверишь тут в нумерологию, по иронии число безработных в РТ в последние годы сопоставимо с этой цифрой от 0,8 до 0,9% от экономически активного населения. Но у нас, как водится, на бирже труда сплошь юристы и экономисты. Перекос в профориентации на высшее образование как декларируемый пропуск в беззаботную жизнь дает о себе знать. А рынок неумолимо каждый день требует рабочих рук и в последнее время не только разнорабочих, а еще и квалифицированных работников за станком.

ПРИНЦИП САРАФАННОГО РАДИО НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

В прошлом году тяжеловес в правительстве Республики Татарстан Равиль Муратов, покидая его, с совершенно понятными благими намерениями сократил число квот на иностранных рабочих до минимума (до 8,4 тыс. против 23 - 25 тыс. в предыдущие годы), надеясь, что местным безработным найдется больше рабочих мест. Но не пошло, уже к началу лета буквально взвыли крупные предприятия Татарстана — некому работать, а квоты все выбрали. Пришлось в срочном порядке писать запрос в федеральное министерство труда и социальной защиты и просить дополнительные квоты для республики. В результате все равно по итогам года для Татарстана остановились на квоте в 18 тыс. разрешений на работу.

По словам Маруфа Ходжиева, директора центра по трудоустройству и адаптации мигрантов, кстати, кандидата физико-математических наук, он никогда не думал, что откроется дверь в его кабинет и войдет топ-менеджер крупнейшего в республике предприятия в РТ с запросом на рабочих. Его агентство работает по цивилизованным правилам не один год: отбирает в стране исхода, привозит, помогает оформить документы мигрантам и, вот здесь начинается самое главное, обучает их специальностям, мотивируя вкладывать в этих людей работодателей и ориентируя их на долгосрочную работу. И, как говорится, потребитель, а в нашем случае директора и «владельцы заводов, газет и пароходов» голосуют за такой подход. В год центр трудоустраивает 200 - 250 человек на долгосрочной основе на литейное производство в Набережных Челнах и фанерный завод в Зеленодольске (основные клиенты). Многие приезжают семьями, обжившись, зовут родственников и знакомых. В общем, принцип сарафанного радио никто не отменял.

Новое законодательство (357-ФЗ (поправки в 115-ФЗ), 407-ФЗ, 409-ФЗ), резко стартовавшее в конце 2014 года, внесло некий переполох и новую расстановку в миграционной политике. Наконец-то свершилось — пришли к универсальным патентам, квоты остались только для граждан стран с визовым режимом пребывания. Упростили процесс для работодателя, но, с другой стороны, без перекосов не обошлось. Скажите, кто из вас, граждан России, может назвать 17 важнейших исторических дат и более 50 известных деятелей, включая военных, поэтов, писателей и современных политиков. Ну вот честно, навскидку могу сказать, что даже не каждый третий из россиян. А мигрант, который будет класть кирпич на стройке или махать метлой в вашем дворе, должен! Законодателю нужно было все-таки дифференцировать требования в зависимости от продолжительности и характера работы. Собрался быть бригадиром в ЖКХ — язык, историю и законодательство должен знать. А разнорабочему, на три месяца заехавшему на подработку, зачем — вопрос пока открытый.

НЕ МОЖЕШЬ СДАТЬ ЭКЗАМЕН — ПЛАТИ!

По разным данным, стоимость входа на рынок труда в республике для мигранта стартует с официальных платежей в 17,5 тыс. рублей (экзамены, медосмотры, страховки, патент) и доходит до 30 - 40 тыс. рублей с учетом плат посредникам и «на жизнь». Просто поесть и где-то переночевать, пока за отведенные 30 дней оформляются документы, тоже нужно. Это сумма, с которой мигрант должен приехать в страну, а если не сдал экзамен с первого раза и в срок, то приготовить еще 10 тыс. на штраф. Для одних экзамен стал преградой для работы в России и способом дохода для других. Как это часто бывает, неоправданное ужесточение законодательства прокладывает дорогу коррупции. Уже сегодня, по словам мигрантов, посредники предлагают купить сертификат о сдаче экзамена за 15 тыс. рублей. Не можешь сдать — плати! Не случайно к свежепринятому закону уже разработан пакет поправок в части проведения комплексного экзамена, который в конце июня этого года выходит на общественные слушания в Общественной палате России.

Если глобально — новое законодательство смещает акцент на приоритет в формировании миграционной политики на уровень региона. Нужны ли рабочие-мигранты, сколько патентов выдать и по какой специальности, сколько он будет стоить — решает сама республика. Вот, например, самый дорогой платеж за патент установила Якутия — 7056 рублей. Большим плюсом идет то, что все доходы от патентов теперь остаются в регионе. По заявлениям, сделанным в начале года УФМС России по РТ, планируется выдать 35 тыс. патентов. По самым скромным подсчетам, если взять только три месяца работы каждого патентника и умножить на ежемесячный авансовый платеж, установленный в Татарстане на уровне 2838,8 рубля, бюджет получит доход от 300 млн. рублей. Все отлично, все довольны — предприятия получат ожидаемых работников, бюджет — так нужные в момент кризиса миллионы рублей.

«В ИТОГЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ ДВА ПОКОЛЕНИЯ МИГРАНТОВ»

Но стоит только дойти до жизненной ситуации, до «социалки» — тут начинаются вопросы без ответов. У нас даже нет какого-то ответственного органа власти, который формирует комплексный подход к миграционной политике в республике. УФМС России по РТ четко говорит, что наше дело — регистрировать, отслеживать законность пребывания иностранных граждан и выдавать патенты. Минтрудсоцзащиты РТ курирует в целом вопросы трудовой миграции. Минкультуры РТ — национальную политику, где кусочками вставлено обучение долгосрочных мигрантов и формирование толерантности населения к людям различных национальностей (индикатор стартует с 57% и растет по 0,5% в год!). Ассамблея народов Татарстана — культурными потребностями уже осевших мигрантов, читай жителей республики.

В реальности же, если какая нештатная ситуация или даже бытовая проблема, то кроме как к уполномоченному по правам человека в РТ мигранту и податься некуда. Хорошо, что хоть в cтратегии по правам человека в РТ появился раздел об этих самых правах в сфере миграционных отношений. Ну нет такого в государственной структуре, чтобы кто-то в ежедневном режиме занимался этими людьми, тысячами живущими у нас в Татарстане. Некоторые надежды подает недавно созданное и планирующее открыть региональные подразделения федеральное агентство по делам национальностей, но, как водится, федералы больше ориентированы на надзор, чем на решение проблем территории.

В прошлом году в составе рабочей группы от Татарстана мы знакомились с опытом Германии в сфере социальной адаптации и интеграции мигрантов. Все знают, что даже слово «гастарбайтер» (гостевой рабочий) немецкого происхождения послевоенных 50-х годов, когда на большую восстановительную стройку приехало пол-Европы и Турция «в первых рядах». После пары дней пребывания нашим любимым вопросом, который мы задавали при встречах, стал вопрос о самой главной ошибке в миграционной политике Германии. Почему? Потому что везде и всегда был принципиально один ответ: «Мы думали, трудовая миграция — это временное явление, мы не занимались ими, их социальной адаптацией. В итоге мы потеряли два поколения мигрантов для интеграции в наше общество, получили анклавы и социальные проблемы. Не питайте иллюзий что мигранты поработают и уедут. Многие из них останутся в вашей стране навсегда».

Продолжение следует.

P.S. 25 июня 2015 года в Общественной палате России состоятся общественные слушания по вопросу внесения изменений в законодательство (115-ФЗ) в части проведения для мигрантов комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Буду участвовать от нашей Общественной палаты. Всем, кому тема небезразлична и есть конкретные предложения, предлагаю высказаться в комментариях. Было бы интересно обобщить мнение читателей «БИЗНЕС Online», среди которых, я уверена, много людей «в теме», и озвучить их в ходе слушаний.

Лилия Таишева

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (118) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.06.2015 10:05

    Германии было некуда деваться в 50-е и 60-е годы. Рабочих рук не хватало - многие погибли на войне. Некому было работать на восстановленных заводах и фабриках - вот и приглашали мигрантов.

    • Анонимно
      21.06.2015 10:18

      Ну так и татарским мурзам не хватает рабочих рук,за их зарплаты ни татары,ни руские не хотят работать.Хана татарам в недалеком будущем с такой политикой.

      • Анонимно
        21.06.2015 11:47

        Согласен на все 100. Вечером выйдите на детскую площадку на ул. Глушко 22 В. Половина девочек 6-10 лет в платочках, половина мальчиков очень смуглые. Речь только таджикская. Русских и татарских детей не подпускают играть в футбол, гонят из своего круга. Еще 3 года назад этого не было, а сейчас не дворы, а сплошной Таджикистан. Опыт межнациональных скандалов имевших место в районах Татарстана видать ни чему не научил наших руководителей. Завтра эти дети сядут за парты в наших школах. И когда в классе будет 4-5 мальчиков и 4-5 девочек из средней Азии, то войны начнутся в школах. Дети вырастут с этой ненавистью. И если это не остановить, то когда им будет 18-20 лет мы получим настоящие межнациональные войны как в других странах.__________________________________ Есть еще одна проблема: пользуясь мягкими законами и тем что азиаты жили в СССР, многие из них оформив двойное гражданство получают пенсии в РФ , а живут в Узбекистане и Таджикистане. У них пенсия 50 долларов , а у нас 300. И таких уже миллионы. И они считаются гражданами РФ, а мы на свои налоги должны их содержать! И нам же за это еще и пенсионный возраст хотят поднять. Так что дорогие президенты, министры, ФМС поймите наконец, что черта терпимости к мигрантам осталась давно позади. Меры принимать надо сейчас, что бы потом в Татарстане не было войн. Один переехавший азиат потом за собой привезет весь кишлак. И разрешения и квоты на въезд им дают не Мамамджоевы и Бабаджоевы, а Вы дорогие чиновники!

        • Анонимно
          21.06.2015 13:02

          Все татарстанцы согласятся с вашим мнением. Надо заставлять работать своих людей. А не приглашать таджиков и узбеков и других. На самом деле последствия могут быть попозже. Мы не хотим этого. Где родился , там пригодился, пусть у себя работают.

          • Анонимно
            21.06.2015 13:45

            Заставлять нельзя. Результат будет плачевный. А наши братья из союзных республик действительно молодцы. Мне дом сейчас пятеро строят. И никто из них с октября здесь оставаться не хочет. Семьи не перевозят. Работают, копят деньги и строят дома у себя на родине. Глупые выводы в статье. Вообще анализ нулевой, оперируют плюшевыми цифрами а реальности не знают. Ни за что бы не взял к себе на стройку русских и татар. Бездельники. Жрут много, спят много и денег хотят много. А ребята из средней Азии день и ночь пашут, работают на ура, и цены на их услуги не на много но ниже. Нечего тут пропагандировать что нашим нужна работа. Наши тунеядцы и работать в принципе не хотят. Гнать в шею надо наших строителей.

            • Анонимно
              21.06.2015 15:53

              Ты дочку свою замуж за них выдай. Потом и поговорим.

            • Анонимно
              21.06.2015 18:29

              То-то я смотрю после небесдельников приглашают бездельников всё переделывать.Пока хозяин стоит над душой работают,отвернулся уже сидят пьют чай.Насмотрелся на небесдельников,квалификации никакой,только мусор убирать под присмотром,да в охрану..

            • Анонимно
              22.06.2015 11:36

              Только потом почему-то Вы Все начинаете искать бригады со славянской внешностью, чтобы кривые стены выровнять, и сделать КАЧЕСТВЕННО.P.S. Уважаемая БО: в Москве это уже проходили, там бригады едут из Татарстана, Марийки,Чувашии. И везде в объявлениях-требуется бригада со славянской внешностью, а многие комментаторы наступают на те же грабли.Да не уедут они никуда-лапшу с ушей снимать надо.

          • Анонимно
            21.06.2015 13:45

            в смысле заставлять?
            просто таджики готовы работать за15 тысяч + их можно кинуть или утопить в проруби, поэтому работодатели их так любят.
            а русские и татары за 30 то не всегда придут пахать.
            так что все вопросы работодателям

            • Анонимно
              22.06.2015 09:47

              В том-то и дело, что местные аристократы и за 70 тыс. работать не хотят. Почему-то высокий размера платы начинает приводить их к парадоксальному выводу, что хозяин лох и надо из него побольше вынуть.

        • Анонимно
          21.06.2015 13:27

          Мы с ними в одном государстве с 19-го века жили. И ничего, во времена СССР тоже все ок было. Прошло-то со времен этих чуток больше 20 лет, а кто-то их уже как инопланетян воспринимает. Странно и глупо.

          • Анонимно
            21.06.2015 15:14

            высокопарно, но недальновидно. Европа задыхается. А в Союзе все жили по своим нац.квартирам и поэтому это было органично и мирно. Брейвики не просто так появляются. Толерантность хорошо, но в меру.

            • Анонимно
              21.06.2015 21:51

              Ага, Камаз и БАМ строили местные. В Артеке жили белые ооспода, а нацменов из сопредельных союзных республик селили в трудовых детлагерях.. Не надо путать арабов из колоний и бывших граждан СССР, которые по одним с нами стандартам учились в средней школе, где прививают стандарты мышления.

              • Анонимно
                22.06.2015 03:03

                К сожалению, и тут и там все это были колонии, только по разному назывались и идеологией замазывались.

                • Анонимно
                  22.06.2015 09:38

                  Не совсем. Колонии прежде всего это источник дохода, в метрополию идут доходы, там остается ничего. В СССР было наоборот - метрополия развивала окраины со снижением расходов на метрополию. Подход разный и в этом отличие от колониальных империй, которые были в 19 и 20 веках.

                  • Анонимно
                    22.06.2015 14:41

                    Зачем тогда нужно было завоевывать Кавказ и Центральную Азию?

                    • Анонимно
                      22.06.2015 15:39

                      У царей спросите. Или почитайте сами. В советские времена как буферные зоны центральных промрайонов от недружественных стран и источник урана как Казахстан, например.

        • Анонимно
          21.06.2015 20:59

          Учились в нашей школе азербайджанцы.Никаких межэтнических конфликтов не было.

          • Анонимно
            22.06.2015 09:49

            У нас в универе чеченцы учились. У меня с ними уважительные отношения были. А кто пытался их задирать, свое получили сразу. Отсюда вывод: с каждым надо себя вести правильно, свое не отдавать и других не задевать. Тогда будет уважение и конструктивное сотрудничество.

  • Анонимно
    21.06.2015 10:53

    Я считаю экзамен далеко не лишним. Конечно, цена на него какая-то завышенная, но знать основы языка, истории и культуры страны, куда ты едешь - необходимо. Ужасно например коробят кондукторы, двух слов не способные связать...

    • Анонимно
      21.06.2015 14:54

      Всех на Родину ,и кондукторов и водил-убийц и лихачей,они тут не нужны.

  • Анонимно
    21.06.2015 11:47

    Зря засоряем республику...Придет время,наплачемся...Проще лучше платить за эту работу местным...

    • Анонимно
      21.06.2015 12:10

      В ЖКХ дворники , уборщицы сплошь азиаты. Живут в подвалах , зарплату получают наличкой. Кто экономит на налогах, обналичивает, разницу кладет себе в карман. Вот наши и не идут на такие нищенские зарплаты ! А для них 7,5 т.р. за участок-это бешеные деньги. Но они через 3 года станут гражданами России.,вернуться им будет некуда . Вот тогда все и начнет вылезать наружу.... Ох наплачемся....в Душанбе строили баррикады, когда горные кулябы пришли в город. Резня была такая, что трупы с улиц не успевали убирать. А мы сами их в гости зовем, квоты открываем....

  • Анонимно
    21.06.2015 13:01

    приезжие только в первом поколении более-менее тихие и то не всегда. со второго поколения всё, туши свет!: "мы тут родились!" так глупо сдаём позиции и создаём себе головную боль. я водитель с большим стажем. самый наглый пешеход-нарушитель (на красный)очень часто приезжий и это лишь маленький показатель. ..реально наплачемся ещё. а власть живёт в охраняемых посёлках. про дворы тоже согласен, напряжение уже ощутимо нарастает.

  • Анонимно
    21.06.2015 13:11

    Не вооруженным глазом видно ,что своё население мельчает.Это политика обожравшихся чиновников ,приведет к краху республику.

  • Анонимно
    21.06.2015 13:25

    Странные сравнения. Мы с этими людьми несколько столетий жили в одном государстве, учились по одной школьной программе, были гражданами одного государства. Это как переживать, что Татарстан заполонят выходцы из Пензы или Забайкальского края.....

    • Анонимно
      21.06.2015 13:38

      Не смешивайте территорию одной страны - Пенза и Забайкалье - с другими государствами. Они отделились и живут по своим законам. Сейчас для нас это иностранные граждане с другим менталитетом. И обязательно надо ограничивать их въезд на нашу территорию. Вопрос к нашим чиновникам - много ли русских , татар, чувашей, марийцев занимают руководящие должности в Армении , Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане? Мне кажется это специально создаются облегченные условия для въезда мигрантов. Это, чтобы потом мы с ними выясняли отношения, отвлекаясь от того,что творит власть.

      • Анонимно
        21.06.2015 14:24

        Вот так Союз и развалилмся. Сначала жили дружно всей страной, были равными. А потом нас поделили и они стали чурками, а мы белыми господами.А если дальше пойти и поделить Россию, то потом и пензяки будут третьим сортом в нашем нефтяном крае.Я сам татарин, но задам вопрос не про Армению, Азербайджан и прочие страны - а назовите мне все русские или чувашские или марийские или иные нетатарские фамилии в Кабмине РТ. Много их там? Или наоборот, много нерусских фамилий или лиц без русских предков в Правительстве РФ? Сколько нерусских в правительстве Кировской области, где живет достаточно много удмуртов или чувашей?

        • Анонимно
          21.06.2015 15:54

          Вы правы. Давно назрел вопрос о процентном представительстве коренных наций в правительствах регионов и федерации. Явно несправедливое представительство. Пора поднять этот вопрос на федеральном уровне.

        • Анонимно
          21.06.2015 22:12

          Мы и сейчас равные. Я, например, не ставлю их ниже себя или выше. Просто у них другая культура, не говорю, что хуже моей, но другая, и мне она не нравится. Пока их мало это не заметно, но их уже много.

          • Анонимно
            22.06.2015 12:45

            Кино такое было, с Угольниковым, "Шырли-Мырли". Там фраза такая была у одного из главных героев в одном лице: "Не то, чтобы я негров не люблю. Но все-таки они какие-то не такие, как мы, белые люди".

      • Анонимно
        22.06.2015 08:32

        а у нас все участковые азера.потом своих и крышуют

    • Анонимно
      21.06.2015 14:52

      Пензенские ребята меня не волнуют,они баранов во дворе многоэтажек не режут при детях и не качают права тут,так же я знаю,меня татарина отлично примут в Забайкалье,а вот товарищам из нероссии прошу передать-домой ребятки,домой,Вам тут не рады и делать уже нечего,своих работяг найдём.

    • Анонимно
      21.06.2015 15:07

      несколько столетий мы жили у себя, а они у себя.а теперь они хотят жить именно у нас.Вы правда не улавливаете разницу?

      • Анонимно
        21.06.2015 21:48

        Нет. Потому что Камаз строили всем СССР. И старшие предки этих неграждан РФ тоже его строили. Только тогда друг друга уважали,а теперь есть чурки и те, кто в РФ живет... Национал-патриотизм глупого разлива.

        • Анонимно
          22.06.2015 08:49

          Камаз строило во основном местная сельская молодежь куда их почти насильно сгоняла партия. Многие села опустели после строительства Камаза.

          • Анонимно
            22.06.2015 09:45

            В Челнах было 30 тыс. населения, стало 450 тыс. Откуда в Татарстане найти 420 тыс. местной молодежи? И это не считая приезжих трестов.

  • Анонимно
    21.06.2015 13:46

    Молодцы азиаты. Надо дать им полный карт-бланш. Бойкот нашим бездельникам

    • Анонимно
      21.06.2015 22:13

      Есть страны, где их больше, чем у нас. Таджикистан, Узбекистан. Вы оттуда посты пишете?

  • Анонимно
    21.06.2015 14:02

    Тема похоже задевает многих, но знаете, мы наверное сейчас немного не о том говорим. Приглашать мигрантов или нет вопрос уже не стоит - они здесь, они работают, потому что местные не хотят на тяжелых работах и не престижных специальностях работать. Местным проще пойти в офисные работники. Если завтра уедут все мигранты встанет ЖКХ, производство, стройка, в прошлом году уже пробовали квоты сокращать...Нам нужно думать о том как перевести трудовую миграцию и пребывание мигрантов в Татарстане в цивилизованное русло. Этими людьми нужно предметно заниматься, давать им доступ к элементарным социальным услугам и очень внимательно отслеживать то, что происходит в этой среде. А про экзамен - да он конечно нужен, но наверное сроки его сдачи должны быть более разумные - за 30 дней к нему ( особенно к русскому языку) не подготовиться мигранту. Может просто им отсрочку давать до 2-х месяцев, чтобы работали и учились параллельно.

  • Анонимно
    21.06.2015 14:31

    Властям Татарстана настоятельно бы хотелось рекомендовать обратить внимание на вышеописанное-нам не нужны гастеры тут,мне как частнику легче людей из марийки набрать,и совесть чище и делают отлично,хватит пригревать тут тех,кто потом начнёт тут права свои азиатские качать,они с радостью гнали русских,жёстко гнали,были совсем далеко не против отьезда татар,даже,кстати,узбеки ,оттуда.Так что препятствуйте их тут пусканию корней,пусть дома живут....именно-дома,а не тут.

  • Анонимно
    21.06.2015 15:07

    Это просто ужас! Прочитал коменты, слава Богу у нас в Воронеже таких проблем с таджиками, узбеками нет, хотя они у нас так же есть, но ведут себя очень тихо! Видимо Татарстан они облюбовали не просто так!

    • Анонимно
      21.06.2015 16:31

      Вот потому мы и просим власти сделать всё для спокойного и благополучного отьезда этих товарищей на родину в долины и горы под тенёчек карагачей к родным семьям.И пусть эти товарищи не думают,что мы забыли,что они делали с нашими там у себя.Они,пока их мало "язык непонимай",как только их чуток поболе они "жёстко" права свои заявляют.

    • Анонимно
      21.06.2015 21:52

      Тут их вообще нет по сравнению с Екатом, например. И ведут себя они тихо и вежливо.И работают хорошо.

  • Анонимно
    21.06.2015 15:58

    Гоните в шею бездельников обратно в Азию! У меня на предприятии работает сотня россиян, даром узбеков не надо

    • Анонимно
      21.06.2015 16:33

      Поддерживаю,у меня сейчас дом ребята с марийки поднимают,работяги и адекватны,говорят,что кто пить любил уже на погосте отдыхают давно.А эти с руками и желанием работать.

  • Анонимно
    21.06.2015 16:07

    Они умеют договариваться в тиши, преподносить взятки, подкупать и пр. Кто поставляет всю зелень в наши сетевые ритейлеры?Узбек! Кто занят на стройках, как пишет автор, на укладке тротуарной плитки на участках? И кто с самым нахальным видом, с презрением к нам, торгует на оптовых рынках?Жириновский правильно говорит, что к 2050 году вся Россия будет такой, как ныне наши рынки. Надо что-то делать, пока они нам полыхающий Париж не устроят. К детской площадке на Глушко могу добавит площадку во дворе за гостиницей Гольфстрим, там и мечеть для них, и двор с азиатскими детишками.

  • Анонимно
    21.06.2015 16:55

    Развели тут мигрантофобию. Да, пусть еще учат татарский язык и историю Татарстана)

    • Анонимно
      21.06.2015 22:17

      Этот пунктик, язык и история, это все десятое дело. Вы посмотрите лет на 30 вперед и поймете, что вам придется учить их язык и их историю.

  • Анонимно
    21.06.2015 17:12

    Власти Татарстана закрывают глаза на этот безудержный наплыв семей таджиков с узбеками.

    • Анонимно
      22.06.2015 14:45

      Причем тут власти Татарстана, процессы миграции регулируются федеральными властями.

  • Анонимно
    21.06.2015 17:55

    Что предлагаете делать, те кто написал что гнать всех надо обратно в Азию? Сами пойдете работать или тысяч 20 марийцев думаете приедет к нам с радостью в ЖКХ, строительство и на заводы? Реально - какие мысли, предложения?Знаю, что был опыт, когда окрывался Солерс в Елабуге искали рабочих по деревням близлежащим, чтобы вахтовым методом возить на производство. Ничего не вышло....

    • Анонимно
      21.06.2015 18:37

      Все деревенские давно в городах в охране сидят,там больше платят и пахать не надо за гроши.

    • Анонимно
      21.06.2015 18:47

      Когда через лет 5-7 твои дети будут приходить из школы и двора со слезами и соплями,что их побили дети ни бе,ни ме,ни кукареку по-русски,и потом тебе же по шапке навешают человек 20 (меньше они не нападают),уверен,ты запоёшь по другому...Иж чего просчитал,хочешь сюда тысяч 20 пригласить? Если такой кардебалет,ехай сам туда и попробуй там пожить и поработать,там тебя махом научат Россию любить,и поймёшь ,что люди из марийки самые милые и добрые наши соседи.

    • Анонимно
      21.06.2015 19:08

      а зп поднять не пробовали??

    • Анонимно
      21.06.2015 19:34

      зарплату повышать

  • Анонимно
    21.06.2015 17:58

    Где родился там и пригодился. Наши предки в Булгаре приезжих в город не пускали, а только на окраину города. Ага Базар и все. Вот какие традиции нужно возрождать.

    • Анонимно
      21.06.2015 18:35

      Самое опасное сюда запустить китайцев и турков. Тогда вообще надо будет бежать из Татарстана.

      • Анонимно
        22.06.2015 09:47

        Турки уже все, нету их. Дружбу с ними переросли местные беи.

  • Анонимно
    21.06.2015 19:22

    То как ведут себя мигранты, ясно говорит, что необходимо максимально ограничить приток мигрантов, ввести строгие законы и выдворение из страны за незаконное пребывание, если мы не хотим чтобы через лет 10-20 в стране были анклавы "кишлаков" с преступностью...Нужны принять тот факт, что мигранты в основной массе своей не ассимилируются, не принимают и не уважают наше мировоззрение, нравы и правила поведения. Принимаемые меры со стороны государства по адаптации и ассимиляции мигрантов явно недостаточны...Еще хочется сказать..почему наши не горят желанием работать за 15-20 т.р. да потому что ясно что прожить на эти деньги сейчас, сделать какие то накопления явно невозможно...Многие мигранты идут работать за эти деньги потому что у себя на родине очень и очень неплохо живут на сэкономленные и отправленные к себе на родину деньги...Мигрантов необходимо отправлять к себе на родину...Власти не поймут этого пока их близких, членов семей не коснется данная проблема в самом неприятном виде (пока по голове не дадут ночью).

  • Анонимно
    21.06.2015 19:23

    кто приехал 10-15 лет назад, обжились, права качают, работать не хотят, все падай им принеси, иллюзии остались у тех кто с ними не сталкивался, или видел мигрантов из окна авто

  • Анонимно
    21.06.2015 19:47

    Среднеазиатские гастарбайтеры очень быстро усваивают татарский язык и общаются на нем с коренным населением, также как например все татары в Средней Азии говорят на узбекском, таджикском и т.д. в отличие от многих тех кто здесь родился, но за всю жизнь так и не может связать и двух слов на татарском. Это их конкурентное преимущество.

  • Анонимно
    21.06.2015 19:49

    Импорт всегда зло, как товаров так и ресурсов, включая трудовые. Не можем сами себя обеспечить, привести в порядок свою территорию? Предприятия плачут что работать не кому? Так сделайте престижной работу ни на словах, а на деле. В так нелюбимых многими США профессия мусорщика почетна и очень высокооплачиваема, рабочий в Германии может позволить себе купить жилье, в СССР передовики производства были обеспечены очень замечательно, никто не рвался в офисах сидеть бумажки перекладывать. И теперь вспоминаем все публикации о "заслугах" удащливых руководителей предприятий, о покупках инфинитей и тд. Огромные перекосы в доходах прихватизаторов, с обманутыми гражданами. А ноют ишь ты к ним никто не хочет идти на 15 тыс. руб., давайте марийцев позовем, узбеков и кого угодно. Вот и получим не Татарстан, а филиал Таджикистана у себя.

  • Анонимно
    21.06.2015 19:54

    Я обычная татарка средних лет. Платочек не ношу, одеваюсь по-европейски. Тип внешности - европейски. По делам мне приходится бывать в Азино и на ул. Карима Тимчурина. Когда бы я там не проходила, как бы ни была одета (в длинной юбке, в блузке с длинными рукавами) всегда встречается банда темнокожих слегка усатых девушек в платочках, которые либо злобно шипят мне вслед, либо на одном из среднеазиатских языков ругаются, оскорбительно отзываются обо мне, как о женщине. Не думайте, что они изменят свой менталитет. Они агрессивно навязывают свой. Раньше я редко, но заглядывала в мечеть. Сейчас не хочу: там эти наглые гастарбайтерши. Почему у себя на родине я должна следовать их традициям? Я не хочу ходить в платочке! Понимаете? Пусть идут к чертям и устанавливают свои правила у себя на родине! Моя знакомая - дочь пожилых людей, в свое время все (дом, машину, роскошный сад) бросивших и бежавших в Россию! За ней гналась толпа мужчин, она в последний момент успела запрыгнуть в поезд! Вы забыли, что они сделали с татарами и русскими? Въехали в квартиры бывших соседей, пользовались их мебелью, одеждой, ценностями!

    • Анонимно
      21.06.2015 20:17

      Мы тоже татары - соблюдающие мусульмане, дочери и жена в платках. Также платок в обязательном порядке носили наши бабушки. Это не их традиции, это общие исламские традиции, так же одеваются в Турции, Индонезии, Боснии и т.д. Не хотите одевать платок - никто ведь вас не заставляет, Бог Вам судья.Кстати, у нас замечательные отношения с нашими друзьями и братьями из Узбекистана и Таджикистана.

      • Анонимно
        21.06.2015 20:33

        В национальном костюме татар нет тех платочков, которые сейчас повязывают мусульманки. Нет таких жестких требований и в Коране. Это традиции жителей пустынь и стран с жарким климатом - для защиты от солнца. И вообще - у татар евроислам. Татарин.

        • Анонимно
          21.06.2015 20:58

          Как историк скажу Вам, что каких только костюмов у татарок не было, были и вообще сродни паранджи, были и татарки с калфаком, поверх которого повязывали шаль. Смысл не в этом, а в том чтобы прикрывать гаурат - запрещенные части тела для посторонних мужчин. Время меняется и весь исламский мир давно перешел на почти единообразный хиджаб, и не только в пустыне - так носят его и у нас, и мусульманки Канады, США, Франции,Германии и т.д.P.S. Вы можете придумывать для себя какой угодно Ислам, но Он в принципе один. Я вот тоже татарин, но и как мой прадед и дед считаю себя кадимистом-традиционалистом. Не надо на всех татар натягивать маску мифического Евроислама.

        • Анонимно
          21.06.2015 21:53

          Это ислам суфисткого толка называется.

      • Анонимно
        21.06.2015 21:39

        Нас скоро догонит исламизация не характерная коренным татарам. И заносится она мигрантами из Турции, стран Азии и теми религиозными деятелями кто учился за рубежом в странах Востока.
        Моя аби была красавицей и рассматривая ее фото в молодости платков и хиджабов не вижу, хотя была она мусульманкой и намаз читала . Платок появился только в старости и то она провязывала его совсем по другому, открывая лицо полностью .
        Навязыварие нам чуждой культуры идет каждый день, исподволь и постепенно покрывая наше жизненное пространство.

        • Анонимно
          21.06.2015 23:38

          Меньше смотрите телевизор, там много "культур" навязывается. А ислам - для татар и большинства тюрков - религия предков, они в походы по насильному навязыванию своей идеологии не ходили и никому платки не повязывали, разве что оренбургские пуховые и то от мороза. Люби свою религию, уважай другие, всего делов то.

        • Анонимно
          22.06.2015 03:21

          \\Нас скоро догонит исламизация не характерная коренным татарам\\ - "Татары большею частию весьма набожны, даже фанатичны и крепко держатся исполнения обрядовъ своей веры. Каждое дело начинается и оканчивается у нихъ краткою молитвою: „Бисмилляги ррахмани ррахимъ", во имя Бога милостиваго, милосердаго. Намазы аккуратно совершаются почти всеми татарами". П. Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910Петр Васильевич Знаменский (1836-1917) - историк, доктор богословия. В 1862-1897 годах преподавал в Казанской духовной академии.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Znam_KazTat.php

    • Анонимно
      21.06.2015 21:33

      Вашей знакомой повезло больше чем моей. Ее убили в Намангане из за трехкомнатной квартиры! Молоденькую девушку не пожалели. Если защитники таджиков, узбеков думают, что с тех пор сознание этих людей поменялось, то на мой взгляд, это глубокое заблуждение. При определенных обстоятельствах, можем опять столкнуться с их жестокостью и алчностью. Не дай Бог!

      • Анонимно
        21.06.2015 22:23

        Есть такая штука-статистика. Она говорит, что везде и всегда в % от общего населения происходчт одни и те же вещи. Кого-то из узбечек и таждичек убили в Иркутске или Омске русские парни. Статистика....

        • Анонимно
          21.06.2015 23:55

          Я про другое, про массовые убийства и резню в Намангане. К сожалению не помню точно в каком году, в девяностые, когда узбеки прогоняли русских, татар и всех, кто не узбеки, обратно и занимали их дома. Это уже не относится к статистике, это события, довольно регулярно происходившие в Узбекистане. В каком российском городе произошли националистические погромы?

          • Анонимно
            22.06.2015 11:11

            Действия российской армии в первую и вторую чеченскую войну. Мои знакомые-призывники рассказывали всякие нехорошие истории, в которых они были участниками.

      • Анонимно
        21.06.2015 23:25

        Может иллюзии у Вас? У меня строили дом из Средней Азии, трудяги, не пьют и не курят. На соседнем участке работали из соседней республики, алкаши и матерщинники, качали права, что им мало платят. Разница? И большая.Спасибо им, что выполняют самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы, куда не идут "щелкунчики по клавам". А шовинисты везде против других, обычные эгоисты.

  • Анонимно
    21.06.2015 20:55

    Если уж без них не обойтись,пусть будут недогражданами без пенсий и социальных гарантий поколений пять,а там посмотрим.ну нельзя же их равнять.

  • Азат Д
    21.06.2015 21:07

    Что за стенания.Нужны законы - пусть депутаты принимают. А имеющиеся, пусть компетентные службы исполняют.А мигранты ведут себя здесь так, как мы им позволяем.Если по нашим законам живут и работают - то пожалуйста. А если барагозят - за хобот и пинком обратно.Но, если они изначально сюда едут, чтобы воду мутить, надо закрыть с ними границу и всё, пока не одумаются.Но скажу одно. Они в основном на стройке работают, разнорабочими и штукатурами, а это очень тяжёлая работа, за 10 лет там здоровье можно оставить, в старика превратится.Тут проблема не в самих мигрантах, а наших чиновниках, кто разрешает и контролирует.

  • Анонимно
    21.06.2015 21:39

    "В национальном костюме татар нет тех платочков" ВЫ ПРАВЫ!!! ЕСЛИ СХОДИТЕ В МУЗЕЙ ИСЛАМА В КУЛ ШАРИФЕ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ С ЖЕНЩИНАМИ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧИЛИШ, НА НИХ НЕТ НИКАКИХ ХИДЖАБОВ!

  • Анонимно
    21.06.2015 22:18

    Мда, почитал комментарии и ужаснулся. Какие же вы животные, честное слово. Я сам татарин, живу в Узбекистане. И каждый день живу среди узбеков и таджиков, езжу вокруг них, работаю непосредственно с ними. И, о Аллах, даже прослужил в узбекской армии, вся часть была чисто узбекской. И НИ РАЗУ я не слышал плохого слова в свой адрес по поводу национальности. И тем более не испытывал какие-то преграды по работе по нац.признаку. Всегда только доброжелательное отношение. Вы там себя кем возомнили? Белой расой? Ребята, если там гастреры что-то позволяют себе, то где ваши мужчины чтобы поставить их на место? Или в Татарстане мужиков уже не осталось? Одни бабы в мужских штанах? И еще, никто из Узбекистана (за Таджикистан отвечать не буду) не собирается оставаться в России, едут просто заработать. Даже я, татарин, не хочу жить в России. Почему? Потому, что вы там оторвались от жизни, перечитайте свои комментарии, вы все полны желчи и злобы. Все российское общество полно желчи, вы этого сами не замечаете, потому, что вы никогда не жили в другом обществе. У нас на дороге человек упадет, то все остановятся и помогут. У вас в России человек упадет - все пройдут мимо, скажут, что алкаш. У нас в Узбекистане ситуация, какая произошла в бабушкой в Магните - не может в принципе произойти, а у вас неуважение к старикам - это норма. Я не хочу жить в таком обществе зомби. Вы не можете поставить на место своих чиновников и выплескиваете свою злобу на менее слабых и незащищенных - безправных гастреров, которые пашут на благо экономики России. А те кто говорит ПошлиВонИзРоссии - вы сами возьмете метлу и пойдете работать дворником или думаете, что за вас и гастеров кто-то другой подметать будет?

    • Анонимно
      21.06.2015 23:54

      что то не встречал в Казани дворников гастеров, а торгующих наркотой встречал. Если у вас там рай, зачем к нам едите? Вы можете поставить на место своих чиновников? Тогда почему из Казахстана к нам не едут, им и так хорошо живется а от вас едут? Уважение к старикам тоже особо не замечал от ваших, нездоровое внимание к нашим женщинам встречал.20 лет назад обходились без вас, и подметали и кормили и строили а вы своими подачками нашим чиновникам , полиции развратили их. Езжайте к себе домой и требуйте зарплаты как в России,ставьте на место свою власть, зачем вам среди нашей желчи мучаться?

    • Анонимно
      22.06.2015 00:08

      Я сам татарин, живу в Узбекистане. К вам вопрос. Как вас не в 90е не выгнали? У кого прятались? Или помогали выгонять и за это разрешили остаться?

    • Анонимно
      22.06.2015 10:06

      Азат Д«Потому, что вы там оторвались от жизни, перечитайте свои комментарии, вы все полны желчи и злобы. Все российское общество полно желчи, вы этого сами не замечаете, потому, что вы никогда не жили в другом обществе.» - у нас в отличие от вас свободное общество, поэтому здесь возможно критиковать власть. У вас попробуй баю что то против сказать, наверняка в канаве с перерезанным горлом окажешся. Поэтому у вас все там улыбаются.Как то остался с узбеками, которые отделку делали на одном объекте, а мне там надо было кое что сделать и я там остался один среди них, и нутром почувствовал их ненависть, хотя они мне не одного плохого слова не сказали и до этого всем улыбались.

    • Азат Д
      23.06.2015 06:44

      "Ребята, если там гастреры что-то позволяют себе, то где ваши мужчины чтобы поставить их на место? Или в Татарстане мужиков уже не осталось?" - а зачем их тогда сюда пускать? Я хочу у себя дома жить спокойно, мне не нужны средневековые разборки с дикарями, у нас здесь по своим законам живут, «мужик с мужиком» - нет необходимости разбираться, другой уровень культуры . Здесь у нас годами, между людьми отношения выровнялись, по своим правилам, все на своих местах, всё ровно, спокойно, а тут приезжают и с ними надо отношения выяснять.

  • Анонимно
    21.06.2015 22:19

    Смотри-ка. начинает проясняться в головах. Года два назад тон комментариев был другой, лучшие друзья и т.п. Видать реально доставать начинает такой порядок

  • Анонимно
    21.06.2015 22:43

    Надо признать, что мигранты на сегодняшний день выполняют тяжёлую работу, которую никто из нас выполнять не будет. Поэтому надо создавать условия, чтобы мигранты имели возможность приспособиться к нашему укладу жизни, а для этого необходимо обеспечить доступ к необходимым услугам, к изучению миграционного законодательства, прав и обязанностей, а также культурных традиций, принятых в нашем обществе и контролировать весь процесс

  • Анонимно
    21.06.2015 23:02

    У многих среднеазиатских народов до сих пор в порядке вещей жениться на 12-13-летних девчонках! То есть ваша дочь-пятиклассница, возвращающаяся с занятий в школе, для гастарбайтера это взрослая женщина, с которой можно вступить в интимные отношения!

  • Анонимно
    22.06.2015 00:24

    ...«Не питайте иллюзий, что мигранты поработают и уедут, многие из них останутся здесь»,так действительно и обстоят дела.То что с каждым годом переселенцев , неважно законно или незаконно, становится все больше и больше все мы с вами ощутили и это явление мало кого устраивает Не в коем случае не призываю к национальной ненависти но факты говорят сами за себя .Республика миролюбивая но надо и меру знать, лицо своих коренных народов потеряем и скоро будет поздно.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:44

      Все правильно. Обратите только внимание на торговцев на рынке,как они себя ведут? Они "хозяева" жизни ,Вот и весь ответ.

  • Анонимно
    22.06.2015 00:38

    В договоре с китайцами о передаче им 115 тысяч гектаров забайкальских земель предусмотрено смягчение пограничного режима для тех китайцев, которые идут работать на этих землях (почти безвизовый въезд). При успешной реализации этой программы через год Россия обязалась передать китайцам еще 230 тысяч га земель. А один депутат Госдумы вообще призывал заселить все российские деревни китайцами, выдавать им все наши пустующие земли. Так что, годиков через десять китайцев у нас будет минимум миллионов пятьдесят.

  • Анонимно
    22.06.2015 01:00

    ..«Не питайте иллюзий, что мигранты поработают и уедут, многие из них останутся здесь»,так действительно и обстоят дела.То что с каждым годом переселенцев , неважно законно или незаконно, становится все больше и больше все мы с вами ощутили и это явление мало кого устраивает Не в коем случае не призываю к национальной ненависти но факты говорят сами за себя .Республика миролюбивая но надо и меру знать, лицо своих коренных народов потеряем и скоро будет поздно.

  • Анонимно
    22.06.2015 03:37

    Никаких проблем от наших гостей-мигрантов я никогда не испытывал. Мне стыдно за соплеменников, которые, вслед за шовинистами, несут всякий постыдный бред о наших братьях по вере и общему тюркскому происхождению. В свое время Средняя Азия приютила и накормила тысячи наших татар, спасибо братьям за это. А теперь иные наши соплеменники проявляют какое-то мелкое жлобство, вовсе не характерное нашему народу. У татар во все времена гость-путник воспринимается как посланник Аллаха (несмотря на то, званый он или незваный!) и ему всегда найдется место, еда и ночлег в нашем доме. Иншалла, так будет всегда, иначе мы перестанем быть татарами. На все воля Аллаха.

    • Анонимно
      22.06.2015 22:57

      Ты бы интересовался, как живут татары на башкирском Зауралье. На Сибае, на Баймаке например. Легко ли им там живется? Сколько татар были вынуждены уехать оттуда оставив все нажитое за копейки?А ведь это происходит сейчас, в нынешнее время.

  • Анонимно
    22.06.2015 07:35

    22.18.Татарин, живущий в Узбекистане, а как в Фергане в 90-е сбрасывали татар, русских, киргизов с крыш 5-этажек-ты забыл? Как татары уезжали, даже не успевали продать свои квартиры, отдавая задарма своим злобным соседям,как в России приняли закон о помощи вынужденным беженцам, выдавали средства на приобретение жилья - знаешь об этом? И если здесь не был, не суди, а нам порядком уже поднадоели назойливые гасты, грязные. Вот у нас есть бани общественные, они чистые, а где моются мусульмане в Узбекистане? Даже вода подается в квартиры по 2-3 часа с перерывами. А во что превратился Ташкент, рядом с отелем в арыке гуси, грязь! Навердите порядок в своей стране, поднимите экономику, чтоб народ не уезжал сюда на заработки. А пока конечно рубль у вас на вес золота, на разнице курсов рубля-доллара и вашей деньги хорошо можно навариться, за одну командировку до 15 тысяч рублей можно сделать.

    • Анонимно
      22.06.2015 09:39

      У меня татарские родственники до сих пор в Алмалыке живут.

    • Анонимно
      22.06.2015 10:20

      У вас каша в голове. Никто не резал в Фергане никого. В фергане в то время начался антиправительственный бунт и многие русскоязычные испугались и уехали, т.к. никто не знал последствий. Какие гуси? Нет там гусей и все чисто. Вода подается в Ташкенте постоянно, а областях у всех скважины. Плевать здесь хотели на ваш рубль, все ценят только доллар.

      • Анонимно
        22.06.2015 10:33

        Мой почтенный знакомый (татарин)из Ферганской области переехал сюда,нашли слабое место-дети,на улице и в школе стало невыносимо,хотя с кем работал,говорит проблем не было.

      • Анонимно
        5.07.2015 10:57

        ...ага, объективности ради, хочу добавить, что с водой

  • Анонимно
    22.06.2015 08:27

    Я служил в стройбате в советское время...2 года мы не сколько служили,сколько занимались межнациональными разборками...Правда,когда увольнялись,обнимались...2 года в одной казарме,это не шутка....По своему опыту скажу:нельзя их приглашать на постоянное место жительство....Одно дело к нам переезжают русские-татары,другое азиаты....Проблемы будут...

  • Анонимно
    22.06.2015 09:46

    Я каждый день общаюсь в мигрантами, по роду деятельности своей работы...не хочу их защищать, займу нейтральную позицию...но могу сказать, они очень плохо проинформированы органами ФМС. прошу обратить на это внимание

  • Анонимно
    22.06.2015 10:55

    Мой ребенок пол года ходил в детский сад рядом с колхозным рынком (по месту прописки), так на мой вопрос: "Почему воспитатели толком не занимаются с детьми, не читают им, не учат буквы?", воспитатель ответила: "Так в группе из 25 ребят, всего 5 русских и татар, остальные толком не понимают, что от них хотят. Все дети торговцев с рынка: азербайджанцы, таджики, вьетнамцы". Зато мест в садах не хватает.

  • Анонимно
    22.06.2015 11:06

    Для 22.18. Нельзя судить о всех по комментариям. По работе часто имел дело с представителями стран Средней Азии. Отношение - нормальное. А большинство авторов негативных комментариев раздражает сам факт того, что кто-то может говорить на другом языке (татарский не исключение), молиться по другому, одеваться по другому и при этом быть равноправным. Ирек.

    • Анонимно
      22.06.2015 11:24

      В точку. Со мной например в Узбекистане в армии служил один узбек, он работает в Казани в автосервисе. Нормальный парень, выучил татарский, семья в Узбекистане. Читая комментарии, я просто подумал, а если узбеки тут включат ответку местным татарам - типа наших там бьют, а мы ваших здесь будет бить? Но такого пока нет - при всем вашем там российском призрительном отношении к гостям из Средней Азии, в Средней Азии к гостям из Поволжья отношение нормальное.

      • Анонимно
        22.06.2015 11:49

        Если без гастарбайтеров не обойтись, то можно приглашать их только по квотам. И ни в коем случае не давать гражданство ни через год, ни через 2,5,10... Почему обязательно давать им право здесь остаться? Ясно же ,что это всегда "мина замедленного действия". Поработали и - домой на историческую родину.

    • Анонимно
      22.06.2015 11:27

      Просто местячковые не были в Москве.

  • Анонимно
    22.06.2015 12:20

    уважаемые, я член кпсс, я интернационалист, все люди братья, ругать надо не простых людей неважно какой национальности, а капитализм, читайте и перечитывайте в.и.ленина

  • Анонимно
    22.06.2015 13:43

    Иные комментаторы хотят вбить клин между татарами и другими тюркскими народами. Обычно они же противники татарского языка и ислама в Татарстане. На бытовом уровне тюрки понимают друг друга, в том числе государственный татарский язык, корни у нас одни. Служил и работал с ними, отлично относятся к татарам и другим, если сам не подлец. Многонациональный веками и даже тысячелетиями наша родина не должна стать рассадником шовинизма и фашизма, тем более против родственных народов. А подонки у всех есть, они не в счёт.А для кладки кирпича знать культуру и историю РФ не надо, достаточно знать язык на бытовом уровне и элементарные законы. Есть мировой опыт работы с мигрантами, на него и опираться, не изобретая велосипед, с учётом вышесказанного. Тан.

  • Анонимно
    22.06.2015 14:28

    Мировой опыт работы с мигрантами показывает, что только полное породнение с новой родиной, через впитывание в себя новой культуры, обычаев, правил и исчезновение комплекса чужака позволяет грамотно и комплексно включить в себя новых членов общества. К сведению встречающих - и Татнефть, и Нижнеккамск, и Набережные челны строила вся страна. И ничего - как-то справились.

    • Анонимно
      22.06.2015 15:26

      Мировой опыт показывает, что недовольство приехавшими чужаками с другим менталитетом будет всегда. Думаете в Европе к приезжим относятся по-другому? Разница только в том, что там не выставляют свое негативное отношение напоказ. И то периодически терпение лопается. Сами приезжие ,на своей исторической родине как относятся к чужакам? Точно также . Они их терпят пока инородцы не требуют слишком многого и не выпячивают свои нвциональные особенности.Не надо давать гражданство иностанцам, кроме беженцев и соотечественников .Кстати, если страна строила Наб.Челны, Нижнекамск, то и пользовалась их продукцией тоже вся страна, а нам оставалась испорченная экология, и отсутствующее благоустройство.

  • Анонимно
    22.06.2015 22:42

    В последнее время узбеки дорогие стали, требовательны

  • Анонимно
    22.06.2015 22:47

    Как в ОАЭ , никаких гражданств, женился или вышла замуж, автоматом лишение. Посмотрите сколько преступлений совершается.

  • Анонимно
    23.06.2015 07:47

    Арабские Эмираты богатейшая страна там не платят налоги нефтяные деньги поддерживают граждан своих родился ребенок на счет приходят деньги .А Россия коррумпирована с ног до головы. Узбеки приезжают к нам в страну не только быть рабочим открывают мгазины ,кафе, рестораны и тянут собой родственников а наши граждане работают на них .

    • Анонимно
      5.07.2015 11:12

      ...ага, именно шулай....Надо пару "филантропов" туда отправить: пусть кафе откроют, бизнес замутят...гы-ы-ы...А потом "прозревших" домой...м-хм-м-м...

  • Анонимно
    5.07.2015 11:10

    ...ага, объективности ради, хочу заметить, что с водой в Ташкенте-полный порядок, город продвинутый и очень развитый. Свадьбы они играют по 500-600 человек гостей, меньше-это считается "так себе", стрёмненько...Цивилизация, так сказать...В Ташкенте, ещё более менее, культур-мультур, а вот там где кончается Ташкент, можно напороться на "зулусов"...м-хм-м-м...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль