Общество 
25.06.2015

Самолет-разведчик из Казани засекли «разглядывающим» Украину

До этого на его перехват поднимались истребители сил самообороны Японии

Насыщенную жизнь ведут еще не сданные Казанским авиазаводом самолеты. В ночь с 17 на 18 июня один из построенных им Ту-214Р прошел впритирку к восточным рубежам Украины. Между тем эти машины способны получать разведданные из приграничной полосы чужого государства без пересечения его государственной границы. По словам экспертов «БИЗНЕС Online», на сегодня Ту-214Р — самый совершенный российский воздушный разведчик.

Ту-214Р над Казанью
Ту-214Р над Казанью

«С ТЩАТЕЛЬНЫМ ОГИБАНИЕМ» ГРАНИЦЫ УКРАИНЫ

Интернет-сервис flightradar24, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением находящихся в воздухе самолетов, в ночь с 17 на 18 июня «засек» любопытный полет самолета Ту-214Р, построенного в Казани для главного разведывательного управления генштаба министерства обороны России. На сайте сообщается, что это был борт с регистрацией RA-64514. Под этим «именем» значится построенный на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) самолет комплексной разведки Ту-214Р. С конца прошлого года его частенько видят в небе над столицей РТ.

Flightradar24 фиксировал полет, начиная примерно с Арского района Татарстана. Далее прослеживается такой маршрут: Спасский район — Чистополь — Вятские Поляны — граница Кировской области и Марий Эл — Спасский район — Пенза — Брянск. Не долетев до Беларуси, самолет пошел вдоль границы Украины («с ее тщательным огибанием», уточняет выложивший информацию блог центра анализа стратегий и технологий), над Азовским морем, Крымом и, развернувшись над Черным морем, лег на обратный курс, который flightradar24 «потерял» где-то в районе Лаишевского района РТ.

Маршрут борта RA-64514 в ночь с 17 на 18 июня
Маршрут борта RA-64514 в ночь с 17 на 18 июня
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

ВСКРЫТИЕ РАДИЛОКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕХВАТ СИГНАЛОВ...

Два самолета Ту-214Р (также упоминаются как «изделия 411», опытно-конструкторская работа «Фракция») строились по контракту министерства обороны с «Туполевым» и КАПО (прежнее название КАЗа) от 29 ноября 2002 года. Машина создана на базе пассажирского Ту-214. Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным «нашлепкам» (головной разработчик бортового разведывательного комплекса — концерн радиостроения «Вега»).

Предположительно, Ту-214Р — замена разведчику Ил-20М (военный вариант гражданского Ил-18), который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов. С 60-х годов Ил-20 был одним из наиболее секретных советских самолетов. Оно и понятно, ведь его назначение — комплексная разведка приграничной полосы без пересечения государственной границы. Создание Ил-20 было ответом на американские разработки. После того как 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский высотный разведчик U-2, в США решили добывать информацию иным путем — при помощи самолетов, способных получать разведданные, не вторгаясь на территорию других стран. Так, на базе пассажирского Boeing 707-320 создали «шпион» RC-135. Противодействовать RC-135 было сложно, ведь формально он не нарушал границ.

Ту-214Р неподялеку от Японских островов. Фото с борта перехватчика
Ту-214Р неподалеку от Японских островов. Фото с борта перехватчика

ПЕРЕХВАТ НАД ЯПОНСКИМ МОРЕМ

Пара Ту-214Р должна была быть готова к ноябрю 2008 года, но головная машина совершила первый полет только 24 декабря 2009-го и до сих пор не передана заказчику. Герой нашей публикации впервые взлетел в конце 2014 года. Отметим, что срыв сроков контракта стоимостью 3,4 млрд. рублей даже стал предметом разбирательства в суде. В январе 2013 года военные потребовали выплаты пеней за задержку. Сначала претензии предъявили «Туполеву», значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО — изготовитель). Но фирма возложила вину на завод, который, по словам туполевцев, сорвал сроки строительства. В свою очередь, на КАПО указывали, что сроки зависели от финансирования, а оно шло не в полном объеме; кроме того, «Туполев» постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию.

Впрочем, технической стороной дела военные, судя по их скупым высказываниям, были удовлетворены. А в декабре 2012 года большой пиар самолету устроили японцы. Истребители ВВС сил самообороны этой страны были подняты на перехват воздушного судна, летевшего над Японским морем. Пилоты перехватчиков увидели борт с регистрационным номером RA-64511, другие опознавательные знаки отсутствовали. По данным министерства обороны Японии, нарушителем спокойствия оказался новый российский самолет-разведчик Ту-214Р. Это было его первое появление «на публике», и информация о разведчике была растиражирована многими иностранными СМИ.

ПОХОДЫ «ЗА УГОЛ»

Полет над Японским морем, скорее всего, проводился в рамках программы испытаний комплекса бортового оборудования. По всей видимости, с чем-то подобным мы имеем дело и в случае с Украиной. «Самые хорошие испытания — проверка в реальных условиях, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — Нас интересует ситуация на Украине. Поэтому если в процессе испытательных полетов борт еще и ведет разведку, это надо только приветствовать». «Абсолютно точно — текущая разведывательная работа, — уверен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Мы регулярно летаем вдоль границ с прибалтийскими республиками, вокруг Японских островов, вдоль границ с некоторыми другими нашими соседями на Дальнем Востоке. Это плановые полеты, которые обязана совершать разведывательная авиация». «Ту-214Р изначально у Японских островов летал, забирался между Камчаткой и Аляской — «ходил за угол», как говорят дальники, — напомнил «БИЗНЕС Online» бывший гендиректор КАПО Васил Каюмов, при котором сдавалась первая машина. — Ведь надо понять, как все работает, потому что это самолет очень насыщенный по аппаратуре. Во многом поэтому программа тяжело шла, особенно с изготовителями спецаппаратуры проблемы были. И учтите, что многое зависит и от подготовки ее операторов. На крайней машине — 16 рабочих мест. То есть уровень специалистов соответствующим должен быть». «По оборудованию это наш самый совершенный разведчик», — уточнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мураховский.

Предположительно, на КАЗе должны быть построены и другие Ту-214Р, об этом «БИЗНЕС Online» рассказывал президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев: «Это сложнейшая машина! И я понимаю, что она будет тиражирована, поскольку по показанным на испытаниях результатам превзошла предъявленные к ней требования». «Думаю, хорошо бы самолетов 30 таких иметь, — говорит Коротченко. — Но будет ли столько? Наверное, нет. Но можно рассчитывать на то, что будет заказана хотя бы средняя по объему серия. Такие машины нужны, поскольку именно на данных разведки основываются многие важные решения».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.06.2015 08:37

    надо было еще поближе к Америки прокатиться

  • Анонимно
    25.06.2015 08:41

    Молодцы казанцы!Построили хороший самолет.

  • Анонимно
    25.06.2015 08:46

    Молодцы наши! Не разучились строить))

  • Анонимно
    25.06.2015 08:46

    еще бы гражданские двухсотчетырнадцатые были....

  • Анонимно
    25.06.2015 09:06

    А вы замечали что этот самолет вылетал из Авиастроительного района в облачную погоду или пасмурную погоду, чтобы не засекли спутники США.

    • Анонимно
      25.06.2015 09:44

      Вы не всё увидели, над ним ещё был прикреплён прямоугольный серый, под цвет неба зонтик, что бы амэриканские спутники его вобще не разглядели.

      • Анонимно
        25.06.2015 17:52

        Не выдумывайте! У самолета не бывает зонтиков, они же будут мешать его полету. Просто на этом самолете для невидимости предусмотрено создавать невидимое поле. Оно то и скрывает его от невидимых глаз.Над Казанью это невидимое поле не создается. От кого здесь-то скрываться.

        • Анонимно
          25.06.2015 19:52

          Я не выдумываю, это такое ноу-хау современное в авиации. Этот серый зонтик к тому же создаёт дополнительную подъёмную силу для самолёта. И в дождь и в снег тоже хорошо-экономия противообледенительных реагентов, так как влага почти не попадает на самолёт.

          • Анонимно
            25.06.2015 20:17

            А по рельсам еще экономичней... по шпалам, по шпалам...

    • Анонимно
      25.06.2015 20:17

      Он летит над облаками, вообще-то.

  • Анонимно
    25.06.2015 10:11

    так-то небо обычно голубое, но у нас в России народ привык видеть его серым ;-)

  • Анонимно
    25.06.2015 10:56

    Бред полный! Летает в любую погоду!

    • Анонимно
      25.06.2015 12:57

      Не знаете-не говорите. Там ишо специальных птиц выводят, которые при взлёте самолёта стаями над ним летают и от спутников прикрывают.

  • Анонимно
    25.06.2015 12:04

    Плохо, что полёт данного самолёта может отследить любой гражданский. А может это было сделано специально?

  • Анонимно
    25.06.2015 12:59

    Все самолеты огибают восток Украины, там запрещено летать. Посмотрите тот же ФлайРадар24. Он кстати показывает только гражданские рейсы.

  • Анонимно
    25.06.2015 22:06

    В ходе операции НАТО в Югославии , за 78 дней авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет. В том числе, американцами 218 крылатых ракет морского базирования по 66 целям и 60 крылатых ракет воздушного базирования, Британия с подводной лодки — 20 .По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. серьёзно ранены. Без воды остались около 1 млн человек, 500 тыс. человек остались без работы, тысячи — без крыши над головой. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых — сербы. НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обедненный уран .Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал недавно спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята.Казак Поволжья

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen