Нефть и нефтехимия 
25.06.2015

Альберт Шигабутдинов замахнулся на триллион

В 2014 году ТАИФу опять не удалось обогнать по выручке «Татнефть», но все к этому идет

Всего 7,4 млрд. рублей не хватило ТАИФу в прошлом году, чтобы со своими 469 млрд. выручки обогнать «Татнефть» и стать, наконец, крупнейшим бизнес-холдингом Татарстана. Однако в результате сегодняшней пресс-конференции по итогам годового общего собрания была анонсирована грандиозная инвестпрограмма на 500 млрд. рублей. Если ее удастся реализовать, то к 2025 году оборот холдинга будет почти как нынешний ВРП Татарстана. Но хватит ли на все это сырья?

Нынешний год юбилейный — 17 сентября исполняется ровно 25 лет со дня создания ВТНПО «Казань», на базе которого 11 августа 1995 года было создано ОАО «ТАИФ»

«ЧИСТО КОММЕРЧЕСКАЯ ТЕМА»

Общегодовое собрание акционеров группы «ТАИФ» традиционно проходило за закрытыми дверями — без прессы и телекамер. Однако в сжатом формате результаты деятельности одного из столпов экономики республики предполагалось преподнести на последующей сразу по окончании собрания пресс-конференции. Отметим, что в пуле приглашенных для диалога СМИ не нашлось места для «БИЗНЕС Online», впрочем, ситуация не нова: на аналогичном мероприятии в прошлом году наше издание также предпочли не приглашать. Однако в распоряжении издания оказалась аудиозапись с пресс-конференции, которая уложилась в 17 минут.

Первый вопрос был задан врио президента РТ Рустаму Минниханову. Его попросили оценить вклад компании за всю ее 25-летнюю деятельность. Отметив, что две группы — «Татнефть» и «ТАИФ» — являются основой экономики республики, врио президента стал перечислять заслуги последней: «Сегодня есть цифры: 470 миллиардов выручки, 83 миллиарда налоговых поступлений, 43 тысячи персонала, которые получают хорошую зарплату и имеют хорошие перспективы в будущем. Почти 40 миллиардов инвестиций, 2,6 миллиарда инвестиций в благотворительные и социальные проекты, строительство жилья для персонала», — с воодушевлением перечислял по памяти Минниханов, одновременно напомнив и про ведущую роль компании на рынке производства каучука и пластмасс.

Позволим себе уточнить данные, приведенные врио президента РТ. По итогам прошлого года сальдированная выручка выросла на 5,8% и превысила 469 млрд. рублей, что является абсолютным рекордом. При этом чистая прибыль группы достигла 45 млрд. рублей (годом ранее — 35 млрд. рублей), а показатель EBITDA — около 68 млрд. рублей (в 2013 году — 57 млрд. рублей). Можно также отметить, что 77% оборота ТАИФа обеспечили нефтегазопереработка, нефтехимия и энергетика.

Интересно, что в последние годы ТАИФ идет ноздря в ноздрю с крупнейшей компанией Татарстана — «Татнефтью». Однако на этот раз неформальное соперничество опять сложилось в пользу Наиля Маганова. Выручка «Татнефти» по МСФО в 2014 году составила 476,4 млрд. рублей, то есть разрыв — всего каких-то 7,4 миллиарда. Правда, о прибыли этого не скажешь. У «Татнефти» — 97,7 млрд. рублей, то есть более чем вдвое больше.

«Сегодня ТАИФ как управляющая компания — она управляет всеми этими крупными производствами, потому что если не консолидировать финансовые ресурсы, если не принимать стратегические решения развития, то реализовать такие задачи невозможно», — оценил масштабы компании врио президента.

Чистая прибыль ГК «ТАИФ» в 2014 году составила около 45 млрд рублей, чистая прибыль ОАО «ТАИФ» — порядка 8 млрд. рублей

Следующий вопрос был адресован генеральному директору компании Альберту Шигабутдинову: у него поинтересовались о суммах инвестиций в ТАИФ-НК, в проект глубокой переработки нефти КГПТО, а также о том, какие банки и на каких условиях готовы предоставить кредиты. В этот момент в зале возникло оживление, Шигабутдинов со смехом произнес, что это «чисто коммерческая тема». Тем не менее он ответил, что предложений от банков много, речь идет о $7 млрд., которые компания выставила на тендер. Предложения банков — в районе 5,5% годовых. Дело осталось за акционерами — именно им предстоит согласовать окончательное решение по выбору кредитной организации. «Я считаю, что вопрос финансирования уже закрыт, в ближайшее время мы его закроем документально», — заверил он.

Здесь, пожалуй, будет уместно процитировать вчерашнее интервью Шигабутдинова «Ведомостям», в котором он оценил предстоящие затраты на дальнейшее перевооружение предприятий ТАИФа. «Готовимся к следующим проектам — на «Нижнекамскнефтехиме», «Казаньоргсинтезе». Нужно создать где-то в районе 70 - 80 миллиардов рублей чистого денежного потока отдельно под эти проекты. Опыт показал, что лучше сразу решить вопросы финансирования. Вплоть до момента, когда новым ключом открываются двери завода, деньги должны быть гарантированно. По проекту ТАИФ-НК мы так и поступили, и сегодня мы готовы поделиться процентами с банками, а свои деньги освободить на следующие проекты», — сообщил он изданию.

Сегодня же было заявлено об изменениях в проекте строительства на площадке ОАО «Нижнекамскнефтехим» комплекса по производству этилена мощностью 1 млн. тонн. По словам Шигабутдинова, с учетом поправок проект будет реализован на двух заводах — мощностью по 600 тыс. т каждый или 1,2 млн. т суммарно. Стоимость проекта — $9 млрд., первая очередь обойдется в $4 миллиарда.

Руслан Шигабутдинов

«НЕ БУДЕТ ГАЗА, ОБОЙДЕМСЯ НАФТОЙ»

Следующий вопрос касался программы развития нефтегазохимического комплекса РТ. В частности, журналисты поинтересовались, почему в программе нет ни слова об источниках сырья для этилена?

Напомним, что самым эффективным сырьем для производства этилена является ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), которой на всех не хватает. Достаточно вспомнить разрешившийся недавно конфликт «Нижнекамскнефтехима» с «Татнефтью». Его причиной стал многомиллионный спор о цене поставок ШФЛУ, о котором писал «БИЗНЕС Online». Вместо ШФЛУ можно использовать и нафту, но себестоимсть получается значительно дороже.

Известно, что большей частью газовое сырье для нефтехимических предприятий Татарстана и Башкортостана находится в Сибири. Однако вопрос доставки ШФЛУ оттуда в Поволжье по сей день не решен. Основные надежды Татарстан возлагал на продуктопровод Ямал — Поволжье. Напомним, что в 2012 году Башкортостан, Татарстан и ЯНАО создали производственно-коммерческую структуру ОАО «Ямал-Поволжье», которой предстояло заниматься реализацией проекта по строительству магистрального трубопровода для транспортировки ШФЛУ в Приволжский нефтегазохимический кластер.

Продуктопровод был запланирован к вводу на октябрь 2019 года, но в мае стало известно, что проект будет пересмотрен. По информации «Интерфакса», из-за того что стоимость «трубы» выросла в 4 раза по сравнению с изначальной суммой в 80 - 120 млрд. рублей. А источник в правительстве Башкортостана заявил, что рассматривается возможность поставок ШФЛУ из Западно-Сибирского региона на экспорт, для предприятий же Волжского нефтегазохимического кластера будет использоваться иная сырьевая база. Косвенное подтверждение этому прозвучало и сегодня.

Айрат Шаймиев, Радик Шаймиев и Камиля Шаймиева

— Сегодня вопрос сырья есть, — подтвердил Минниханов. — Но нам не подходят формы, как его поставляют. Возить вагонами? Это очень дорого и накладно. Нужны новые формы доставки сырья, идет работа по продуктопроводу, есть другие варианты. В конце концов, у нас есть нафта, — ответил Минниханов.

— То есть упор делается на нафту? — уточнила журналист.

— Я вам просто сказал, что у нас есть решение для всех случаев жизни, если у нас не будет газового сырья в достаточном количестве, у нас есть нафта, — довольно резко ответил Минниханов, — нельзя сказать, что мы приняли программу и не просчитали сырьевые возможности. Они просчитаны, просто по возможности доставки сырья есть более эффективные формы. Давайте построим этилен, и чем мы его будем загружать, такой проблемы нет.

Далее мяч оказался на поле Шигабутдинова — его попросили прокомментировать одобрение ФАС на выкуп акций ТАИФом ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт». «Есть предложение о продаже его контрольного пакета. И чтобы начать вести предварительные переговоры, мы обратились с заявлением в ФАС. Но вопрос — купим или не купим — пока не решен», — ответил Шигабутдинов.

Владимир Бусыгин и Рустем Сультеев

Впрочем, источники «БИЗНЕС Online» в «Татнефтепродукте» говорят о том, что заявления ТАИФа о готовности выкупить доли в тех активах, где он присутствует, звучат уже лет 10. И, соответственно, холдинг регулярно обращается за разрешениями от регуляторов на проведение таких сделок. Но пока никаких конкретных предложений по выкупу нет.

Председателю совета директоров ОАО «ТАИФ» Рустему Сультееву выпало ответить на два коротких вопроса: каковы сумма дивидендов и объем чистой прибыли ОАО «ТАИФ» (без учета всей группы компаний). На что он сообщил, что принято решение дивиденды по акциям не выплачивать (масштабные проекты не позволяют распыляться на такие вещи), и также озвучил чистую прибыль компании — 8 млрд. рублей.

«КТО СКАЗАЛ, ЧТО ГОД БЫЛ ТЯЖЕЛЫМ?»

Шигабутдинов признался, что результаты прошлого года были бы гораздо лучше, если бы не сложилась кризисная ситуация. Тем не менее группа смотрит в будущее с большим оптимизмом. ТАИФ намерен инвестировать в свои проекты порядка 500 млрд. рублей до 2025 года. Шигабутдинов выделил четыре основных актива, на которых будет сосредоточено все внимание менеджмента компании. Это ТАИФ-НК, два 600-тысячника по производству этилена на «Нижнекамскнефтехиме», модернизация всех энергетических активов (ТАИФ ведет проект по модернизации Казанской ТЭЦ-3) и, наконец, «Казаньоргсинтез».

Говоря о последнем, гендиректор явно решил заинтриговать собравшихся: «В деталях пока не буду рассказывать. Единственное, что я могу сказать, что мы к 2025 году должны выйти на «Оргсинтезе» на 140 миллиардов рублей годовой выручки, по всей группе — на 1 триллион 200 миллиардов рублей выручки». Планы амбициозные, и это еще мягко сказано: планируемые обороты сравнимы с ВРП всей республики, который, к слову сказать, в прошлом году составил 1,6 трлн. рублей. И, похоже, такие цифры могут снять вопрос о неформальном соперничестве с «Татнефтью», в конце концов, добыча нефти не растет...

Последний вопрос был задан совершенно в духе соцреализма: журналистка попросила Минниханова назвать секреты успеха ТАИФ, который, несмотря на тяжелые времена, все же оказался на высоте.

— Кто сказал, что год был тяжелым? — поинтересовался вдруг Минниханов.

— В пресс-релизе сказано, — не растерялась девушка.

— У нас есть конкурентный продукт, это работа компании — быть готовой к любым вызовам, — ответил в том же духе врио президента. — Если бы не инвестировали, ведь только в прошлом году не проинвестировали 40 миллиардов! Если мы остановимся, конечно, никакого роста не будет, и даже такие рынки, что имеем сегодня, можем потерять. Это залог системной работы.

Предприятия: ТАИФ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (59) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.06.2015 17:02

    Не совсем понял: У «Татнефти» — 97,7 млрд. рублей, то есть более, чем вдвое больше.. Т.е прибыль всей ГКТ составила около 50 млрд, а собственно таифа 8 млрд? Кстати откуда прибыль конкретно ОАО" ТАИФ" они работают как управляющая компания , как держатель акции и получают дивиденды?

  • Анонимно
    25.06.2015 17:07

    а по уплате налогов они тоже Татнефть догоняют? или это не их конек?

    • Анонимно
      25.06.2015 17:44

      да, догоняют почти уже

    • Анонимно
      25.06.2015 17:44

      да, догоняют почти уже

    • Анонимно
      25.06.2015 19:43

      Под разговоры Татнефти о грандиозных планах, тиаф спокойно делает дело и реализует ключевые проекты создающих Лицо Татарстана в мире!

  • Анонимно
    25.06.2015 18:18

    Прибыль показывать полностью невыгодно-с прибыли надо заплатить налоги. Денежные средства выводятся как затраты в другую организацию, а затем обратно, но это уже инвестиции

  • Анонимно
    25.06.2015 18:51

    Вот и все разговоры правительства о развитии экономики: самое ценное сырье пойдет на экспорт, местным производителям довольствоваться более дорогостоящим

  • Анонимно
    25.06.2015 19:24

    А что за проект ТАИФ создает в Орловке? Построили дорогу посреди леса. Интересно дорога частная будет? И за чей счет построена?

    • Анонимно
      25.06.2015 19:38

      Не только дорога. Там забор метра 2,5 высотой огораживает несколько десятков гектаров леса от Орловки до самого берега Волги.

  • Анонимно
    25.06.2015 19:43

    83 млрд руб поступлений в бюджет. Это за 25 лет? Если разделить - 3,3 млрд руб в год? Это меньше 2% от бюджета РТ. Создали, понимаешь, не республику а корпорацию. Хоть бы давали миноритариям на выборах голосовать.

  • Анонимно
    25.06.2015 19:53

    Поедполагаю Китай и экологи на дадут сбыться проектам гиганта и еще Иран и его этиленовым предложением

  • Анонимно
    25.06.2015 19:55

    Нет рынка сбыта кроме внутреннего доя этилена и пэ а на внутреннем рынке доходы падают спроса пл. Рыночной цене нет не надо в долларах надо в рублях брать

  • Анонимно
    25.06.2015 19:57

    Бирегез БИР МИЛЛИАРД......бизге ОА\ТАТМЕДИА\-глядишь бизга БИЗНЕН зарплатлар КУТЯЛЯРЕР....бизнен чиновниклар

  • Анонимно
    26.06.2015 08:46

    Нищенские зарплаты у работников. Только чтоб не умереть с голоду. К примеру в городе Кириши минимум в 2,5 раза выше

    • Анонимно
      26.06.2015 09:19

      Сравните для примера также сами города Казань и Кириши, разницу не видите? За все хорошее надо платить.

    • Анонимно
      26.06.2015 09:46

      Согласен. Зар.плату не индексировали с 2008 года. Вот и считаем и думаем.

      • Анонимно
        26.06.2015 10:04

        Видимо индексация зарплат напрямую связана с погашением долгов Сбербанку и владельцам валютных облигаций, а не с ростом прибыли предприятия. Зарплату своевременно платят, задерживают? Праздничные мероприятия на День Химика устраивают?

        • Анонимно
          26.06.2015 10:17

          Вот бы этот-то опыт и знание тогда, в 2005 году, когда премии на заводе платили огромные. Завод находится в реконструкции, кредиты летят, проценты платит завод. А вместо экономии на всем увеличивают ФОТ выше разумного и хорошо выше среднего по городу. Так я и не понял тогда в чем смысл такой бесполезной для бизнеса щедрости....Но сейчас-то опыт накопили, как папа сказал, лишнего не платят :)

          • Анонимно
            26.06.2015 12:47

            Прав Пушкин: опыт - сын ошибок трудных...Особенно в нашей российской действительности. Все мы становимся грамотными "задним умом", и начинаем других критиковать за их прошлые ошибки с таким запредельным обломбом (от просторечного слова "облом", термин "апломб" к такой ситуации не подходит), что диву даешься, и складывается впечатление, что эти оракулы родились таковыми и никогда не учились на своих ошибках. Все-таки думается, что они свои ошибки учтут, как сказано опыт они накопили, а тыкать их постоянно в эти ошибки, не зная всей подноготной, по меньшей мере "не спортивно". Вы не были на их месте, а потому и не достигли их высот развития и доверия государственной власти, которое у них есть. Так пусть работают и дальше, пусть пишут хвалебные статьи про это: себя не похвалишь - никто не похвалит (а даже наоборот), ведь динамика на лицо. Согласен, вот об эффективности им надо подумать, но они не дураки, всему свое время.

            • Анонимно
              26.06.2015 13:58

              Ну, сошлись наконец-то, что и Таиф ошибки делал :)А почему это "не зная подноготной"? Мы все рядом живем, друг друга знаем, Республика у нас малюсенькая в этом плане. Все все понимаем, откуда ноги растут знаем, почему сделали знаем. Но уж коли кто-то на что-то подписался, так он и отвечать будет. Поэтому тыкать ошибками надо, потому что иначе кто-то может опять расслабиться и начать делать ошибки более крупного масштаба. А так напоминают люди, что может так оказаться, что воспринимаемое ранее как правильное решение может и выйти неправильным через какое-то время, если его на "хотелках" делать, а не сто раз обдуманным расчетом на пессимистичное развитие. С чем не соглашусь, так это с тем, что об эффективности думать потом надо. Это такие огромные резервы денег, которые можно получить, просто подумав о том, что это надо делать. Не надо инвестиций, надо просто этим заняться системно.А потеряв на этой низкой эффективности эти кучи денег, может потом этой соломинки и не хватить в трудной голодной ситуации. Западные компании каждый день ждут кризис и поэтому в тучные годы они зарабатывают сильно много, а в голодные работают в ноль. Поэтому они в голодные годы выживут, а Таиф может и не выжить, потому что не наэкономил, не оптимизировал и кредиты не опустил на безопасный уровень.

      • Анонимно
        26.06.2015 10:11

        Вообще я тут согласен с Таифом, как ни странно будет Простому инженеру. Индексировать на предприятиях Таифа зарплату при просто бесконечно ненужном количество людей это смешно. Тут или людей держать или компенсировать рост зарплат сокращением количества людей. Выработка на человека на Оргсинтезе сравнительно других крупных западных компаний просто бесконечно позорная, даже если принимать во внимание различия в технологических нормах и требованиях охраны труда. Потому что у нас куча административного и вспомогательного персонала, один только ЗППКР чего стоит. Но, имхо, это выбор между социальной стабильностью и эффективностью не в пользу эффективности по воле госвласти.

        • Анонимно
          26.06.2015 13:23

          А Простому инженеру и не странно. Мне вообще импонируем Ваша манера дискутировать. Вы интересны, аргументы ваши жестки, отчасти справедливы, и более весомы, чем у ваших оппонентов или последователей. Другое дело, что "поле" для дискуссии выбрано, на мой взгляд, не подходящее, но видимо в этом и есть ваш расчет.Вот вы утверждаете, что "выработка на человека на Оргсинтезе бесконечно позорная", но можете ли вы дать конкретные показатели в сравнении с "другими крупными западными компаниями", которые, по вашим словам, вы посетили, даже потрудились там, ознакомившись с их опытом работы? И на чем основывается ваша уверенность, что 471 человек, занятые капитальными ремонтами на Оргсинтезе (ЗППКР), "протирают штаны" и их, в ом числе, скорее всего надо будет сократить, чтобы повысить эту самую выработку на чела?

          • Анонимно
            26.06.2015 14:18

            :)Был я как-то у одних корейцев в Ульсане. Компания производит 600 тыс. тонн аморфного полуфабриката (часть на продажу) и 1 млн. тонн конечного полимера. Компания - часть чеболя, что дает возможность сравнивать с Таифом. Выручка при сопоставимой цене 1 тонны конечного продукта в 2 раза выше, чем у Оргсинтеза. Штат - 750 человек вместе с генеральным директором. Да, у них лестницу держит 1 человек и оператор один сидит, а не 2, как у нас положено по нормам Ростехнадзора. Есть там и другие возможности урезать количество людей, но тем не менее думаю, что Оргсинтез легко может опустить количество персонала для начала до 4,5 тыс. А потом лет за 5 сократить еще прилично, чтобы на заводе было столько людей, сколько нужно по операциям. Просто для того, чтобы сокращать, надо пытаться это делать, а не верить, что все заняты делом. А то, что ЗППКР штаны протирает, я знаю. Не буду говорить откуда, но знаю, например, себестоимость 1 тонны металлоконструкций у них и у точно такого же внешнего подрядчика с частным акционером. Я знаю как устроена монтажная организация со своим бюджетом, поэтому могу сделать вывод, что людей там больше нужного, обходится ремонт Оргсинтезу больше внешнего. Что, кстати, подтверждает и вывод таких подразделений на аутсорс всеми, у кого что-то похожее было. Они мало где остались, из крупных я знаю, что Салават вывел из состава завода в дочерний трест. А в общем и целом, видимо, мой профессиональный опыт и мои, да-да, личные ошибки говорят, что нельзя верить убеждениям, надо искать резервы и заниматься этим каждый божий день. Верить себе и своим чувствам, что все у нас хорошо, а не расчетам, статистике и цифрам, - это глубочайшая ошибка в борьбе за эффективность. Поэтому с учетом моей профессиональной деформации личности с креном в сторону бережливого производства и выжимания пота из трудового народа я и критикую дражайший Таиф. С одной стороны не мое, но ведь налоги-то потом на дороги в моем городе идут. Обидно, если потом центры формирования прибыли уедут в Москву или в офшоры.

  • Анонимно
    26.06.2015 09:43

    Чистая прибыль Таифа за 2014 год составила 10,8 млрд. руб., об этом сказано в их бухотчетности на сайте интерфакса и БО (http://www.business-gazeta.ru/article/134225/). Чему верить?

    • Анонимно
      26.06.2015 10:58

      Значит, Сультеев плохо владеет цифрами)) Он действительно сказал о 8 млрд.)

      • Анонимно
        26.06.2015 11:17

        Не может быть. В гениальной супермобильной конторе супертопы не могут говорить неправильных цифр. Это микрофон наврал :)))

  • Анонимно
    26.06.2015 10:24

    Кризис не так уж сильно повлиял на ситуацию благодаря правильному регулированию. В скором будущем Татарстан будет лидером всех регионов в РФ, если будем так же стабильно развиваться

    • Анонимно
      26.06.2015 11:13

      Кризис не так сильно повлиял благодаря:а). Все еще высокой стоимости нефти и связанной со стоимостью нефти стоимостью передела. 60 долларов за баррель - это очень неплохо;б). Падение курса рубля пока еще позволяет финансировать расходы бюджета. А вот если бы цена на нефть и эти продукты упала ближе к 20 долларам за баррель, то тогда здравствуй снова 1992 год.

  • Анонимно
    26.06.2015 22:52

    Триллион это хорошо, главное что бы про экологию не забывали!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen