Общество 
5.07.2015

«Самая лучшая змея для еды – это гадюка»

Где находятся татарские джунгли?

Устали от кризиса? Идите в лес! Так считает руководитель группы «Походы выходных дней» Михаил Авдеев. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает о последнем походе в марийскую тайгу, о том, что толкнуло его на то, чтобы отправиться на три дня в глухую чащу, взяв с собой только набор грибника, а также почему не стоит бояться медведя.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НУЖНО БЫЛО ОТСЕЯТЬ НЕНУЖНЫХ ЛЮДЕЙ

На самом деле наш последний поход был прогулкой по детскому саду, если почитать о том, в каких условиях выживают люди, отправляясь в тайгу на значительно более долгий срок, нежели это сделали мы. В лесу выживает тот, кто силен духом. Вне зависимости от того, что у него с собой есть. Эта вылазка была новой для нас, но мы даже близко не подошли к граням возможностей.

В какой-то момент мне просто окончательно надоело ходить в тщательно спланированные, организованные походы с кучей снаряжения, где, что называется, все включено. Я понял, что мне срочно надо от этого отдохнуть. Мне нужна была какая-то встряска, чтобы почувствовать себя человеком. И я ее получил.

Обычно в походы народ надо зазывать, а тут был тот случай, когда, наоборот, от людей надо было избавляться. Потому что «левые» и неподготовленные люди в тайге мне были не нужны. Надо было максимально их запугать, потому что в группе в «ВКонтакте» желание идти выявили 32 человек, еще почти 160 было возможных участников, а в итоге на встречу кроме меня в назначенное время пришло всего 4 человека. Было две девочки, три мальчика. Обязанности были распределены сразу: мальчики занимаются лесом, а девочки добывали еду. У одной были обширные познания в ботанике, у другой чуть меньше. Они занимались мелкой подготовкой лагеря. Моя задача была провести маршрут так, как надо. Потому что дорог было много. Карта нас очень выручила. Она была самописной — комбинированной, она была сделана на основе нескольких карт — советских и современных.

Я сразу обговорил, что у нас не будет с собой палаток, бензопил, машин и всяких благ цивилизации. Моей целью было остаться наедине с лесом и проверить, на что мы способны при таком раскладе сил и возможностей.

Мы доехали до Йошкар-Олы, а там местным автобусом добрались до Кучкинских садов. Дальше в лес. Нашей задачей было прорваться на юг до чебоксарской трассы. Когда встал вопрос, а что в таком случае брать с собой, я предложил ребятам представить себе, что мы идем за грибами в лес, искренне надеясь вечером вернуться домой. То есть с собой достаточно было иметь маленький рюкзак, перочинный нож, а вместо лукошка — емкость для приготовления или приема пищи. Взяли документы, деньги на дорогу и пошли. Еще у нас была цепная двуручная пила новомодная. Но она тоже нам не пригодилась. Толку от нее мало, а сил тратится много, потому что пилить ею неудобно. Была саперная лопатка и топорик. Один член похода специально не брал ложку и делал их на месте. Принципиально важного никто ничего не брал.

Как ходят коренные жители Сибири в тайгу? Они берут с собой нож, котелок, топорик, ружье и уходят. Больше им ничего не надо. Мы пошли примерно по такому же принципу — взяли то, с помощью чего можно бы было заготовить лес, и то, в чем можно было бы сварить еду. И нам было нормально.

НЕ ПОЛУЧИТСЯ СРАЗУ УЙТИ БЕЗ ВСЕГО

На самом деле все и сразу усложнить не получится — не получится сразу уйти без всего. Например, в данном случае общий переход за 3 дня составил примерно 65 километров. Это не то, чтобы много, но с учетом трудозатрат весьма прилично. Кто ходил в походы, тот знает.

Если бы мы за эти 65 км в марийской тайге, где полно дорог, ведущих в разные стороны, еще занимались и ориентированием, даже по карте с компасом, мы бы просто не вышли в срок, а там бы и остались. Нужно было чем-то жертвовать. Мы чуть-чуть облегчили себе задачу тем, что взяли с собой два трехметровых тента. И тем не менее даже с учетом такой радости сил и времени толком ни на что не оставалось. Потому что помимо того, что нужно было пройти дневной километраж порядка 20 - 25 км, надо было еще заниматься добычей еды. Ну и самая главная трудозатрата — это установка лагеря. Тент сильно облегчает дело и бережет лес. Потому что для постройки навеса для пятерых человек леса ушло бы прилично.

Все были постоянно чем-то заняты. Обычно в походе как происходит? За несколько минут раскинул палатку и все — ложишься спать. Здесь же где-то часа по три-четыре уходило только на постройку убежища. Необходимо было сделать костер, так называемую сибирскую нодью. У нас, конечно, нодья была попроще — трехбревенная, все-таки не зима, да и не Сибирь. Для нодьи нужны толстые бревна — три штуки. Их нужно где-то найти, распилить, притащить. Из необходимых предметов я взял с собой полуметровую ножовку — она пригодилась, хотя это далеко не бензопила. Потом надо было сделать из жердей кровати, а для мягкости укрыть лапником.

По поводу еды в лесу. Вообще, июнь считается достаточно голодным месяцем, потому что ничего еще толком не успело созреть и распуститься. Но у нас все-таки были длинные переходы, и нам это помогло. Одно дело, если бы мы топтались на клочке в 5 - 10 км, а проходя за день больше 20 км, у нас постоянно менялся ландшафт местности. Скажем, в каких-то местах грибы еще до середины июля не вылезут, а в каких-то местах они есть уже.

Мы с удивлением для себя добыли полный семилитровый котел огромных подберезовиков, нашли одну очень удачную поляну, где набрали вдоволь земляники. И чтобы из всех этих грибов сварить суп, надо было добыть еще какой-нибудь травы. В ход шел щавель, крапива и сныть. С нами были две девушки, которые прекрасно разбираются в травах. Получилось очень вкусно. Главное, что у нас было великое счастье — соль.

Местность дала грибы, но не дала, к сожалению, в нормальном количестве ни лягушек, ни змей. В последний день удалось наловить немного рыбы, но пришлось ее всю отпустить, потому что не было времени готовить, нужно было делать последний финальный переход.

ЛЯГУШКА — ЛЕГКОДОСТУПНОЕ МЯСО

Лягушка чем хороша? Это крайне легкодоступное мясо. Был такой научный эксперимент: щуку сажали в огромный аквариум, в котором плавала только мелкая рыбешка. Ее было огромное количество, но щука в итоге эксперимента погибла от истощения. Это связано с тем, что энергозатрата, которая необходима щуке, чтобы поймать одну маленькую рыбку, не покрывалась пищевой ценностью этой рыбки. Поэтому, конечно, можно мечтать, что мы будем ловить рябчиков, зайцев и кабанов, но на самом деле, чтобы восполнить энергетические потери, еда должна быть максимально легкодоступной. Поэтому лягушка в хорошем месте — это самая идеальная лесная еда. Поймать за один раз можно сразу много штук. Да, в еду идут только лапки, хотя в ряде азиатских стран их употребляют целиком. И даже кожу как чипсы поджаривают.

Со змеей все еще проще. В наших лесах, честно скажу, змей всего две, вернее, две с половиной. У нас есть уж обыкновенный, у нас есть гадюка, и она бывает разной расцветки от черной до немного пятнистой, еще у нас есть безногая ящерица — веретеница. Но ее отличить достаточно легко. Если схватить ее за хвост, то хвост останется в руках. Веретениц я лично никогда не убивал — они редко встречаются, и мне, честно говоря, их жалко.

Самая лучшая змея для еды — это гадюка. Во-первых, потому что они вырастают приличных размеров. Во-вторых, она ядовитая, и это очень хорошо. Потому что уж, вот он не ядовитый, зараза. А как-то защищаться надо от хищников. Поэтому уж для защиты выбрасывает из клоаки специальную жидкость. Она крайне неприятно пахнет. И если эта жидкость попадет на одежду, запах не отстирается и после пяти стирок. Очень специфический запах.

Если ужа убить поздно, он может выпустить эту свою отвратительно пахнущую жидкость, и мясо все пропахнет. Или если выпотрошить ужа неправильно — будет то же самое. Это как с желчным пузырем у зверей. Поэтому с гадюками намного проще, чем с ужами. А из ее кожи потом можно сделать отличную веревку.

Со змеями все очень просто. Берется раздвоенная палка, чтобы ее поймать. Главное — отрубить змее голову. И все — кожа стягивается как чулок. Кишки потрошатся как у рыбы. Слабонервным лучше, конечно, этот процесс не видеть. Потому что змея еще минут 10 после отрубания головы продолжает извиваться — мышцы сокращаются. Можно мясо немного вымочить: полчаса-час — и все, мясо становится мягким, и его можно добавлять в суп или поджаривать на палочках как шашлык. По вкусу мясо змеи похоже на мясо курицы.

В 18 ЛЕТ Я НА МЕСЯЦ УШЕЛ В ТАЙГУ

Тайга не страшна вообще. Она всегда дружелюбная. Поскольку у нас были достаточно большие переходы, ходили только по дорогам. Наши леса рубят, поэтому лесовозные дороги есть. Состояние лесов очень разное. Есть где-то очень хороший сосновый лес, есть смешанный, а где-то сплошной горельник и местность представляет из себя пустыню, которая постепенно покрывается болотами. Следы деятельности человека видны в наших лесах всегда. Я больше скажу, даже в глухих сибирских лесах они видны всегда. Потому что, как говорится, любой скаут обязан в любой глухой тайге как минимум три пластиковые бутылки найти. И он их найдет всегда. Потому что антропогенный фактор никто не отменит, к сожалению.

Для галочки мы встретили один медвежий след, маленький — 1,5 - 2 года. Это, очевидно, был медвежонок, но уже самостоятельный. Звери же тоже не дураки напролом по тайге пробираться — они выходят иногда на человеческую дорогу. Вообще, медведя бояться не стоит. Медведь сам вряд ли подойдет к человеку летом — нет причин. Могут быть исключения, такие как медведица с медвежатами, но на такие уж совсем гипотетические случаи у нас была с собой небольшая ракетница. Это сигнал охотника. Он дает сильных хлопок и много дыма. Зверю здоровому хватает.

Скорее всего, я скоро так и сделаю — отправлюсь в тайгу без всего. Потому что такой формат мне понравился. Есть идея заброситься в одно место, никуда особо не идти, а просто выживать. А потом с чьей-нибудь помощью выброситься обратно. Мы как раз сейчас готовим транспорт для этого дела. Было бы интересно. Я думаю осуществить это в Марий Эл. В Татарстане с глухим лесом, честно скажу, не очень хорошо дело обстоит. У нас есть один участок — это Щучьи горы на границе с Ульяновской областью, но там своя специфика, и к ней тоже надо привыкать. Там лес чисто лиственный, и это такие татарские джунгли. В Марий Эл проще, в 150 км к западу от Йошкар-Олы начинается настоящая глушь.

Лет в 18 или в 19 я с подругой уходил в западную Марийку почти на месяц. Это был мой первый серьезный поход. Там была не полная автономка — продукты докупались по маршруту — в деревнях. Было мало опыта, и было весело. И та вылазка дала мне понять, как делать не надо. Сейчас мы строили маршрут и выбирали условия исходя из времени. Выходной день 12 июня подарил нам возможность пойти в такой поход. Потому что все мы люди работающие и впереди еще не скоро будет следующая возможность уйти куда-то больше, чем на два дня.

Профессии участников нашего похода я не спрашивал. Лично у меня нет профессии, и это не мешает мне жить. Я это игнорирую. Все люди были, в общем-то, опытные, «хоженые». Но мы как-то поломали парадигму для себя. Мы выяснили и утвердили подсознательно, что все это барахло можно было и не брать, что можно легко обойтись без этих тяжелых спальных принадлежностей. Мы ходили в достаточно скудных в плане еды местах и легко обошлись бы там без дополнительной еды. Я вообще не знаю, что кризис на дворе. Я не смотрю телевизор, не читаю газет, и мне очень хорошо. Еще один вывод этого похода: совершенно нет никаких помех для полного автономного проживания в лесу. Когда мне надо, я ухожу в лес и достаточно комфортно там живу.

Михаил Авдеев

Фотографии из публичного аккаунта Михаила Авдеева в соцсети «ВКонтакте»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2015 09:22

    Лучше не надо чтоб народ в лес ходил, не умеют себя вести, замусорят, да ещё, не дай бог пожар.

    • Анонимно
      7.07.2015 11:35

      Дали трибуну какому-то маргиналу, кто он, что он - профессии у него нет - захочу в лес уйду на месяц еще и других подстрекает, да у него за душой не копейки, живет то на что? не бойсь на шее у мамы сидит, в компьютер играет, когда его выгоняют из дома со скандалом - в лес уходит. красавец. Только БО, причем тут бизнес?

      • Анонимно
        9.07.2015 09:59

        Не путайте понятия "работа", "образование" и "профессия". Профессия - это когда работа вытекает из полученного образования, все остальные случаи не попадают под это определение. Кстати, в статье нигде не указано, что он безработный. Человек людей в походы водит, а вы говорите, дома без дела сидит. Смешно вас читать, ей-богу :)))

  • Анонимно
    5.07.2015 09:36

    Да. к сожалению мы в Татарстане свои леса не ценим, вырубаем, засоряем, уничтожаем! У нет в них такого разнообразия природных видов. А в Марий Эл реально местами девственная природа и очень замечательные живые леса .

    • Анонимно
      5.07.2015 10:57

      Улыбнуло- "Марийская тайга". Можно ещё -"Мамадышская чаща".

    • Анонимно
      6.07.2015 12:41

      В Агрызском районе на границе с Удмуртией есть чаща непролазная, где нога человека не ступала

  • Азат Д
    5.07.2015 09:55

    Я так понимаю, эта статья не спроста. Противостояние с Западом а вместе стем и кризис долго продлится. Промышленности как таковой нет, с сельским хозяйством - караул, вся надежда на подножный корм.Но народу нравится, рейтинги власти растут.

    • Анонимно
      5.07.2015 11:02

      Если внимательно посмотреть на предысторию нынешней ситуации, то можно увидеть, что начало было минимум в 2012 году. И разговоры ВВП про "национализацию" элиты, и возврат денег из-за рубежа. Последний яркий пример- увеличение в 2 раза доходов группе чиновников класса А в течении лета 2014 года.

      • Анонимно
        5.07.2015 11:28

        Прежде чем делать такие выводы посмотрите где живут дети нашей элиты и гражданами каких стран они уже являются.

        • Анонимно
          6.07.2015 14:55

          да умрите уже вы от своей зависти.один комментарий на все...если они отправляют своих детей зарубеж, то это их выбор. я родился тут, живу тут и своих детей растить буду тут, если же они захотят уехать, это будет только их выбор, пусть он мне ненравится но они сами сделают свой выбор. и я невижу смысла мусолить одну и туже тему.Ваша злоба и зацыкленность может иметь только одну причину: вашу лень. от которой вы считаете себя ущемленными и вследствии чего озлобленными.

        • Анонимно
          7.07.2015 11:40

          когда до критической точки дойдет - оин 3ю мировую начнут и сами под шумок к детишкам по программа воссоединения семьи прееметнуться на виллы в каннах. А тут оставят радиоктивную воронку в 1\8 часть суши.Так нам и надо я считаю, если мы все вместе это допустили. они творят это пока мы позволяем, а мы позволяем и где-то даже с удовольствием.

  • Анонимно
    5.07.2015 11:02

    Это не наша еда, ботен шакшыны ашаган кеше кем була ул?Видимо дальше все хуже будет, поэтому нас подготовливают к худшему.. Не будет еды, если денег на еду не хватит, у нас непонятно что начнется..

  • Анонимно
    5.07.2015 12:12

    змея - это харам, ее нельзя употребить в пищуа вот саранчу можно

  • Анонимно
    5.07.2015 12:17

    словосочетание "Лягушка - легкодоступное мясо" укладывается в ряд позитивных программ:"Жилье - молодым", "Бэлэкэч", "Едим дома", "Доступное образование" и тдА на самом деле - лягушка не легкодоступное мясо. Потому что мне довелось увидеть, как выращивают лягушек. Там тоже надо трудиться

    • Анонимно
      5.07.2015 12:49

      Как раздражают комментарии тех, кто прочитал только заголовки и уже мнит, что в курсе дела. Автор, если вы прочитаете, говорит о том, что лягушка - легкодоступное мясо В ЛЕСУ! В лесу, а не в сельском хозяйстве, в магазине или ресторане. Какое еще мясо вы без оружия и специальных навыков сможете раздобыть в лесу? А вот лягушку или ужа может поймать и подросток.

  • Анонимно
    5.07.2015 13:33

    Зачем куда то ездить??!!! Высокая гора,п.дачное во дворе змеи ползают,ЛИСЫ бегают!одна лиса к нам в подъезд забегала,вилами закололи,другая у магазина сидела,никого не боится,видимо бешеная .рядом школа садик,страшно детей не выпускаем.змеи в каждом кустике. Что делать,куда звонить,что происходит? Видимо пока человека не сожрут,не будет реакции

    • Анонимно
      5.07.2015 14:56

      Там у вас лес уж весь для турков в елабуге вырубили,скоро ни лис ни змей ни птичек не останется

  • Анонимно
    5.07.2015 13:34

    п.дачное 7-8 км от Казани

  • Анонимно
    5.07.2015 14:21

    Дауншифтинг в Марийке всегда был в моде. Прежде чем выводить группу или идти в одиночку в марийку - хорошо бы поставить в известность родственников и МЧС о маршруте, о предполагаемой дате возвращения. Может все случится. Необходима служба спасения тех, кто идет в походы.

    • Анонимно
      6.07.2015 15:29

      У ребят же своя группа в соц.сети имеется (vk.com/truepvd), и в мероприятиях обычно расписаны даты старта-возвращения, хронометраж, карты местности прилагаются периодически. Люди вроде толковые, подготовленные.

  • Анонимно
    5.07.2015 14:34

    Деньги Богаченко искали.

  • Автоном на несколько дней - это не не полный автоном. Автоном на 3 недели - вот это сильно, т.к. несколько дней и на подкожном жире жить можно легко.

  • Анонимно
    5.07.2015 20:26

    Примерную нитку маршрута на карте нарисовал бы, а так написать каждый может. Да и зверей диких трогать нехорошо, неужто на грибах и ягодах не протянули бы, гадюка-то вам что плохого сделала?

    • Анонимно
      6.07.2015 00:22

      Сама обожаю ходить в лес. Конечно, у нас в лаишевском районе не тайга, но тоже неплохо,особенно когда уйдешь километров на 20-30 от деревни. Могу и шалаш сделать, и "перину" из мха, и костер, но в последнее время не делаю, жалко лес рубить да жечь. в середине мая мне удалось увидеть как ящерица-веретеница, о которой пишет автор, меняет кожу, даже сфотографировала. В начале мая несколько раз слышала брачную песнь зеленой жабы, в конце мая наблюдала брачные игры ежей. В подростковом возрасте поймала ужонка голыми руками и принесла домой, бабушка очень испугалась, а дедушка велел мне его обратно в лес унести. В саду у нас живет серая земляная жаба, у нее чудесные золотистые глаза, она очень доверчивая, дает себя в руки взять и погладить. Кстати, жабы и змеи на ощупь совсем не холодные и не скользские,а теплые и шершавые. убить их я бы ни за что не смогла-жалко.

      • Анонимно
        6.07.2015 22:22

        Вот хороший человек, сразу видно по тексту. :)

      • Анонимно
        7.07.2015 18:34

        Не знаю, хороший я человек или нет, но природу люблю и стараюсь ей не вредить. Последнее время даже цветы рвать перестала, стараюсь фотографировать. Правда, грибы и ягоды все таки рву и ем:)))) заколоть вилами лису ни за что не смогла бы и людей, кто так поступает, не уважаю. Правда, на молодого человека, который при мне швырнул в кошку кирпичом замахнулась лопатой и пригрозила что ударю если он немедленно не свалит из поселка. Насчет поселка не знаю,не проверяла, а с нашей улицы он ретировался за несколько минут. И еще один раз кинула чем-то тяжелым в лайку, напавшую на мою собачку. Вот и все. Больше ни разу ни к кому агрессию не проявляла.

  • Анонимно
    5.07.2015 23:05

    В комментариях сплошной негатив, Миша молодец. Надо отвлекать молодежь от наркотиков, алкоголя, поднимать их тельце от компов. Мишу приглашаю пройти ежегодный маршрут 100 км за 24 часа по марийке.

    • Анонимно
      7.07.2015 19:50

      Кстати, я очень уважаю Михаила за то, что он устраивает походы в тайгу без спиртного и сигарет. А то у нас в Лаишевском районе полно таких, въезжают в лес по широкой дороге на машине,ломая кусты, зажигают посреди поляны костер достают пиво и водку и бухают и курят. Потом уезжают, оставляя за собой дымящиеся угли, обьедки, обертки, окурки и бутылки. Ну зачем ради этого на природу ехать? Какой свежий воздух? Какая польза для здоровья?

  • Анонимно
    6.07.2015 00:37

    А на грибах протянуть точно можно, по крайней мере, несколько дней, они очень сытные, недаром их в старину называли "лесное мясо". Кстати, съедобных грибов гораздо больше, чем городские жители привыкли считать. Мало кто знает, что огромные серые чешуйчатые грибы-зонтики-это не поганки, а съедобные, причем исключительно вкусные грибы, они не требуют отваривание, в жареном виде напоминают оладьи, так же можно есть строчки и сморчки (после 30-минутного отваривания и слива получившегося бульона или же высушивания), что сыроежки действительно можно есть сырыми, причем особенно вкусны некрасивые серо-зеленые сыроежки, их даже называют столовыми, правда, их легко перепутать с поганками, поэтому нужно иметь при себе определитель грибов или же быть очень опытным грибником. А есть еще белый шаровидный гриб-дождевик, оранжевый, похожий на коралл,Магриб-рогатик, похожий на подберёзовик, но исходящий на изломе пугающим чернильно-синим соком гриб-дубовик. А из растений в наших татарстанских лесах можно есть молодую крапиву, листья одуванчика, щавель, молодые весенние побеги папоротника-орляка, черемшу, дикий чеснок, дикую морковь, сныть, дикую горчицу, листья очитка (тн "заячьей капусты"). В качестве приправ неплохо подойдут душица, зверобой, молодые листья лесной земляники, дикой малины, смородины, ежевики. Для профилактики авитаминоза нужно жевать сосновые и еловые иголки.

  • Анонимно
    6.07.2015 09:36

    Ну, пару дней я вообще без еды могу обойтись - лишь бы вода была. Если есть ягоды, то ещё пару дней протяну точно. А с грибами можно и месяц запросто в лесу прожить. Также можно найти всякую съедобную зелень, типа корня лопуха, листья одуванчиков и т.д.Но это всё только ЛЕТОМ !!!

    • Анонимно
      6.07.2015 15:08

      В самом начале лета грибы, как правило, редкость - и участникам похода вообще крупно повезло, что они их нашли.Автор комментария, а вы бы смогли три дня обходиться без еды при ежедневном дневном переходе по 20-25 км? В условиях жары, кучи комаров и полной непредсказуемости с дорогами? Сильно сомневаюсь.

      • Анонимно
        6.07.2015 15:56

        Лично я без проблем прохожу в день 25 км по лесу, правда, обрызганная от комаров и на сытном питании. На вареных, а лучше жареных грибах пройду без проблем. Если питаться одними ягодами-можно запросто получить гастрит, а то и язву желудка. Питаться лесной земляникой нельзя и по другой причине-она очень сильный аллерген. Лично я могу съесть не больше ложки, кто-то - не больше кружки, но если есть ее килограммами-можно получить от банальной красной сыпи до отека Квинке и анафилатического шока. Грибы в лесу есть уже в мае, это строчки и сморчки. Первые строчки я собираю в первомайские праздники. Это деликатесные грибы, но нужно уметь их правильно готовить-либо отваривать полчаса и обязательно сливать воду и промывать их чистой водой (после этого их можно поджарить или запечь) или высушить при большой температуре. В июне практически всегда есть ранние маслята. Кстати, маслята я собираю с июня по начало ноября. Без грибов, на одной траве, выжить сложно, все таки организму нужен белок.

        • Анонимно
          6.07.2015 21:39

          Кроме строчков и сморчков в начале мая появляется другое лакомство-молодые побеги орляка, очень вкусно и сплошные витамины. И еще черемша и гусиный лук. Много их, конечно не съешь, слишком острые, но для пикантности, вместо лука и чеснока, можно.

  • Анонимно
    6.07.2015 11:49

    Маргинал какой-то. В лес мы всегда успеем уйти и выживем - это природа человека: быстро привыкать к окружающей среде. Для этого большого ума не надо.В целом, отдых на природе - лучший. Кайф получаю. Главное, мусора после себя не оставлять.

    • Анонимно
      6.07.2015 22:25

      Точно, судя по // Лично у меня нет профессии, и это не мешает мне жить. Я это игнорирую.//Главное, что человек себя нашёл.

  • Анонимно
    6.07.2015 12:00

    Жалко ужа. Его-то за что? Он полезный!

    • Анонимно
      6.07.2015 13:42

      Вот хороший коммент.Гадюк тоже жалко. Выживать в лесу - это не в ресторан ходить, выбирая что повкуснее.

  • Анонимно
    6.07.2015 21:46

    Съедобные грибы, встречающиеся в РТ: маслята, белые грибы, подберезовики, лисички, рыжики сосновые и еловые, шампиньоны, сыроежки серые, желтые, розовые, красные, дождевики, зонтики, дубовики, моховики, козляки, подосиновики, грузди белые, желтые, серые, черные, подгруздки, подорешины, волнушки розовые и белые, рогатик, опята липовые, дубовые, березовые, строчки, сморчки, в принципе, после длительного отваривания и отжимания можно есть и свинушки. Иногда в нашей республике можно даже черный трюфель встретить, но очень-очень редко.

  • Анонимно
    7.07.2015 00:33

    Ребята, спасибо за добрые ответы! В этом сезоне скорее всего повторим, чуть в другом формате. Про негативные - скажу словами классика:"Все почти с ума свихнулись, даже кто безумен был, и тогда, главврач Маргулис, телевизор, запретил" (В. Высоцкий).Товарищ Авдеев.

    • Анонимно
      7.07.2015 18:24

      Михаил, советую Вам подробно изучить съедобные грибы. Расширение ассортимента съедобных грибов повысит качество Вашей жизни в тайге и спасет жизнь несчастным амфибиям и рептилиям:)))а то Вы меня прямо расстроили тем, что в июне нет съедобных грибов:)))

      • Анонимно
        9.07.2015 00:41

        Да знаю я, что почти круглый год есть съедобные грибы. Сам в октябре-декабре опята зимние с деревьев топором рубил, а чуть ранее грузди мороженные добывал. Просто пока детально не изучил. Знаю, что трубчатые грибы, за исключением желчного и сатанинского (которые не так просто встретить в наших краях) - съедобны все, без вышеуказанных исключений. С пластинчатыми чуть сложнее, но самые популярные выучить несложно. На изучение остальных, пока не сил не желания нет. Но если как-нибудь пойду в лес с опытным грибником - обязательно узнаю :)Авдеев.

  • Анонимно
    7.07.2015 10:51

    Михаил, как с комарами боретесь?

    • Анонимно
      7.07.2015 16:23

      Обычно, от комаров помогает репеллент с максимальной концентрацией активного вещества (обычно ДЭТа). Лучший на рынке - красный гардекс ультра экстрим, в маленьком красном баллончике с предохранителем. Там ее 50%, больше я не наблюдал.Если говорить о добыче репеллента в лесных условиях, при наличии трех консервных банок, ножа, и берез - можно добыть березовый деготь.Убойная вещь от любого гнуса. Смочить полотенце и накинуть на плечи. Старый сибирский рецепт. Но и минус есть - запах от него тоже убойный ))Авдеев.

      • Анонимно
        7.07.2015 18:18

        Я тоже использую Гардекс в маленькой красной банке, он защищает от комаров на 8 часов, но в условиях леса, часов на 5. Насчет березового дегтя не знала. Значит, мазь Вишневского тоже отпугивает комаров, она же из березового дегтя делается и воняет не слабее чем чистый деготь? А умывание дегтярным мылом помогает??все таки не хочется брызгать лицо какой-то химией. Раньше мы, девчонки, перед тем как пойти в лес по грибы-по ягоды (особенно на болото за черникой) обливались одеколоном "Горная лаванда" (был такой в СССР), он пах приятно, но при применении в таких количествах от нас тоже пахло лавандой за километр. правда, за целый день в лесу он выветривался и мы возвращались домой благоухающие горной лавандой.

  • Анонимно
    7.07.2015 11:32

    Тааак, а причем тут бизнес?

  • Анонимно
    9.07.2015 00:44

    Репелент защищает не на то время, которое указано на банке, а в зависимости от погодных условий. Если жарко - вы потеете, он быстрее смывается потом.Если ветер - он выдувается.Если прохладно и штиль (не надейтесь что на 2-3 дня так будет :), он будет работать _почти_ так как указано на банке.

  • Анонимно
    9.07.2015 00:54

    Насчет мази Вишневского и дегтярного мыла - не знаю, не пробовал. Про азь вроде писали, что помогает.Авдеев.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль