Энергетика 
7.07.2015

Вырвется ли Татарстан из энергетической удавки?

По прогнозу минпромторга РТ, 40% энергомощностей республики скоро придется вывести из эксплуатации

Несмотря на избыток энергетических мощностей, пятую часть необходимой энергии Татарстан закупает извне — так дешевле. Переломить ситуацию, согласно принятой Госсоветом РТ стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года, должны намеченные в республике мегапроекты по модернизации станций. Однако одни эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что в разобщенном виде энергоотрасль Татарстана противостоять федеральным лоббистам не в силах, а другие сомневаются, стоит ли вообще пытаться это делать.

Казанская ТЭЦ-2
Казанская ТЭЦ-2 (фото: tesiaes.ru)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ УТРАЧЕН

Насколько энергосистема Татарстана сегодня самодостаточна? Согласно данным стратегии развития ТЭК до 2030, все четыре энергорайона республики (Казанский, Нижнекамский, Уруссинский и Буинский) являются дефицитными. Наиболее проблемный район — Казань. В пиковые периоды зимнего и летнего времени потребление в прошлом году составило 1299/992 МВт при том, что генерация — 550/171 МВт. То есть зимой она в какой-то момент была в 2,3 раза меньше потребности, а летом — в 5,8 раза. Несколько лучше ситуация в Нижнекамском энергорайоне с его мощной промышленностью (потребление составляет 1715/1433 МВт, генерация — 1473/953 МВт). Уруссинскйй энергорайон потребляет 768/601 МВт, а генерирует — 463/410 МВт. Наконец, в Буинском энергорайоне своей генерации нет вообще, при этом потребителям требуется 82/48 МВт.

К сожалению, в стратегии не нашли отражение данные об объеме энергопотребления в республике, авторы документа указали лишь, что за 5 лет он увеличился на 13% (на 3,3 млрд. кВтч). Искомые цифры обнаружились в итоговом отчете за 2014 год системного оператора единой энергетической системы России. Судя по этим данным, объем потребления в прошлом году составил 27,1 млрд. кВт/ч. При этом, как указано уже в самой стратегии, в республике выработано 21,5 млрд. кВтч, то есть почти на 6 млрд. кВтч меньше, чем республика потребила. Получается, этот объем — порядка 22% от потребления — уже сегодня приходится импортировать извне республики.

Формально общая установленная электрическая мощность в РТ составляет 7056 МВт, и ее хватило бы с избытком. Но, как пояснил «БИЗНЕС Online» директор филиала ОАО «СО ЕЭС» — регионального диспетчерского управления энергосистемы Татарстана Эдуард Галеев, на практике энергетические объекты республики выдают лишь порядка 3 тыс. мегаватт. «Остальные стоят невостребованными, они экономически неэффективные. То есть иметь в наличии мощность и включить эту мощность в работу — разные вещи», — говорит он.

Об этом говорится и в стратегии: из-за снижения конкурентоспособности республиканских станций выработка электроэнергии год от года снижается. Покупатели предпочитают приобретать ценный ресурс на оптовом рынке электроэнергии и мощности, где он обходится дешевле. «Если говорить об энергетической самодостаточности Татарстана, то он не самодостаточен, — прямо говорит Галеев. — Покрыть-то мы свои потребности теоретически можем, но тогда производители электрической и тепловой энергии получат либо нулевую рентабельность, либо станут убыточными. Потому что если дешевле купить, нежели производить самому, то лучше покупать». Примером неэффективности он назвал Уруссинскую ГРЭС: «Оборудования много, а работает всего одна машина, чтобы только поддерживать выработку того же тепла».

«УДАВКА НА ШЕЕ СТАРЫХ ГЕНЕРАТОРОВ»

Но что дальше? В стратегии минпромторг прогнозирует, что потребление электроэнергии в Татарстане к 2020 году увеличится еще на 9,1%, к 2025 году — на 15,8%, а к итоговому по стратегии 2030-му — на 23,2%. Очевидно, что либо Татарстан усугубит зависимость от внешних источников энергии, либо республике надо увеличивать собственные мощности.

Однако, как ни печально, в первую очередь предстоит болезненное расставание с неэффективными объектами генерации. По данным минпромторга, к 2019 году предполагаются к выводу 2804 МВт мощностей, то есть почти 40% имеющихся в Татарстане. Львиная доля — 2610 МВт — приходится на объекты Генерирующей компании, 33 МВт — ОАО «ТГК-16», 161 МВт — ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС».

Раньше их еще удавалось поддерживать в строю за счет федеральных субсидий от системного оператора единой энергосистемы (СО ЕЭС), которые пропорционально оплачивают все потребители. Теперь надежды на эти деньги нет. Напомним, в сентябре 2014 года 5 из 9 татарстанских генераторов не прошли конкурсный отбор мощностей (КОМ). Это две станции Генкомпании (Казанская ТЭЦ-1 и Казанская ТЭЦ-2), Уруссинская ГРЭС, Нижнекамская ТЭЦ-2 (принадлежит ОАО «Татнефть») и Казанская ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-16»).

Нижнекамская ТЭЦ-2
Нижнекамская ТЭЦ-2 (фото: nktec.tatneft.ru)

Результаты отбора оказались шокирующими. По оценке экспертов, генераторы, не получающие оплату за свои мощности на оптовом рынке, теряют в среднем порядка 30% доходов. Как сообщил тогда «БИЗНЕС Online» член рабочей группы совета рынка, первый заместитель генерального директора Генерирующей компании Айрат Сабирзянов, результаты КОМ 2015 года и решение правительственной комиссии по масштабам бедствия и жесткости подходов по сокращению доходов компаний беспрецедентны.

Однако это только начало процесса по затягиванию веревки на шее «старых» генераторов: «По оценкам специалистов, в 2016 году не будет отобрано уже порядка 20 гигаватт мощности, — говорит Сабирзянов. — Цена на электрическую мощность в последующие годы будет не расти, а снижаться. При этом тарифы для потребителей будут неуклонно расти».

Рост цен для потребителей, о котором идет речь, обусловлен пресловутой программой ДПМ (договоров на предоставление мощности), в рамках которой в России до 2030 года планируется ввести 40 ГВт новых мощностей. Напомним, генерации, построенные по этой программе, в КОМ не участвуют, тариф на их мощность оплачивается без всяких условий. Татарстан, как известно, в начале программы ДПМ присоединяться к ней не стал, пожиная горькие плоды этого решения и поныне. Впрочем, в последние годы Генерирующей компании удалось сгладить проблему, договорившись с другими участниками программы перенести в Татарстан целый ряд проектов из других регионов. На них тоже будет распространяться льготный режим.

Айрат Сабирзянов (справа)
Айрат Сабирзянов (справа)

УСПЕХИ ЛОББИСТОВ ГЕНКОМПАНИИ И СЕКРЕТНАЯ СТАНЦИЯ ТАИФА

Авторы стратегии возлагают большие надежды на недавно стартовавшие и планируемые проекты энергетиков. Первый масштабный проект реализовала Генерирующая компания, запустившая в конце 2014 года парогазовую установку 220 МВт на КТЭЦ-2, обновленная станция вышла на оптовый рынок. Второй проект воплощает в жизнь ТГК-16 на КТЭЦ-3: энергетический актив ТАИФа намерен ввести в 2017 году газотурбинную установку на 388,6 МВт. Помимо этого, ТАИФ в ближайшее время проведет тендер на модернизацию свой теплоцентрали в Нижнекамске, по данным источника нашего издания, на Нижнекамской ТЭЦ-1 (филиал ТГК-16) предполагается увеличение мощности в диапазоне от 300 до 400 МВт. Подробности проекта пока не разглашаются. В текущем году ООО «Нижнекамская ТЭЦ», принадлежащая «Татнефти», тоже намерена завершить масштабную модернизацию, которая позволит увеличить ее установленную электрическую мощность с 380 до 730 МВт, при этом выработка электроэнергии увеличится с 1 млрд. 688 млн. до 5 млрд. 55 млн. кВт/ч.

Вполне светлое будущее вырисовывается и у КТЭЦ-1: ее владельцу — Генерирующей компании — удалось не только заключить очередную удачную сделку на вторичном рынке ДПМ, но и получить госгарантии (проект оценивается в 15,6 млрд. рублей, большую часть средств — 11,1 млрд. — на льготных условиях предоставляет Газпромбанк, остальное — средства компании). Компания намерена построить ПГУ на 230 МВт к 2018 году...

С Заинской ГРЭС, впрочем, как и с Уруссинской, перспективы пока неясны. Зато полным ходом развиваются объекты малой генерации: в Альметьевске построены 3 мини-ТЭЦ с электрической мощностью 24 МВт, в Зеленодольском районе процветает энергоцентр «Майский» с совокупной электрической мощностью 54 МВт, тепловой — 110 МВт. Собственные генерирующие объекты имеются на «Нижнекамскнефтехиме», независимости от центрального энергоснабжения жаждет ОАО «Аммоний», который планирует ввести установку мощностью 31 МВт.

КТЭЦ-1
КТЭЦ-1 (фото: ker-holding.ru)

НАЗАД В БУДУЩЕЕ: ВОССОЗДАВАТЬ ЛИ «ТАТЭНЕРГО»?

В результате, как говорится в стратегии, с учетом вывода и ввода генераций установленная мощность в ближайшей перспективе составит 5838 МВт. Это приблизительно на 1,2 тыс. МВт меньше, чем имеется сейчас, но зато это будут намного более конкурентоспособные мощности. Таким образом, Татарстан вернет себе утраченную энергетическую самодостаточность.

То, что у республики после проведения глобальных реконструкций будет достаточно собственных мощностей, подтверждает и Галеев: «У нас установленная мощность будет чуть ниже, а экономически эффективных генераций — больше, поэтому покрытие потребителей республики за счет своих генераций у нас будет выше».

Однако на деле, как считают наши эксперты в энергоотрасли, не все так радужно. Во-первых, не факт, что мощности республики, модернизированные не в рамках ДПМ, смогут на равных конкурировать с аналогичными генераторами, построенными по госпрограмме. Причина — высокая кредитная нагрузка (а введение новых мощностей оценивается в десятки миллиардов рублей).

Во-вторых, нельзя исключать субъективный фактор. Электроэнергетикой России управляют 7 крупнейших компаний, имеющих солидное лобби на федеральном уровне, и они формируют правила игры на рынке электроэнергии. Остальные участники рынка в лучшем случае имеют конкурентные преимущества в узком сегменте. Лишнее подтверждение тому — те же результаты КОМ-2015 года. Характерно, что отбор не прошли не только старые мощности, но и одна из самых эффективных станций Татарстана — Казанская ТЭЦ-3, половина из шести турбин которой теперь работает без оплаты за мощность.

В этих условиях все острее встает третья проблема — электроэнергетика Татарстана разобщена, субъекты отрасли находятся в собственности у групп компаний, которые не могут обеспечить эффективного взаимодействия между собой. Менеджменты госкомпаний также не консолидированы. Об этом, в частности, говорит Сабирзянов: «Потенциал у республиканской электроэнергетики имеется предостаточный. Она уникальна тем, что в ее составе находятся все виды традиционных электростанций (ТЭЦ с мощными промышленными потребителями, крупная конденсационная станция и гидростанция). Если объединить субъекты республиканской электроэнергетики с ее глубокой интеграцией с основными потребителями и высокой долей республиканской собственности, то мы получим крупнейшую региональную энергетическую компанию, которая сможет полноценно конкурировать с федеральными компаниями. Именно эта идеология была отражена в основном программном республиканском документе «Стратегия-2030».

На фоне этих рассуждений в воздухе все отчетливее витает «крамольная» мысль: а не вернуться ли к версии «Татэнерго-2», заново объединив все энергетические активы Татарстана под одно крыло? Впрочем, даже если такая решимость есть, сделать это будет непросто, так как и ТАИФ, и «Татнефть», вкусив энергетической самодостаточности, вряд ли захотят вновь впадать в зависимость от новых инкарнаций Ильшата Фардиева, кто бы и ни был.

Казанская ТЭЦ-3
Казанская ТЭЦ-3 (фото: tesiaes.ru)

«НАИВНО ПОЛАГАТЬ, ЧТО ВЫДАВЛИВАНИЕ С РЫНКА РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИВЕДЕТ К УДЕШЕВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ»

Есть и еще один вариант — отказаться от идеи энергетической самодостаточности Татарстана. По мнению ведущего аналитика УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, точка зрения, что республика должна «быть независимой в обеспечении собственными мощностями», в корне неверна: «Во-первых, это не нужно республике, так как она включена в единую энергосистему страны и может получать электроэнергию из-за ее пределов, собственно, это происходит и сейчас. Во-вторых, решение этой задачи может потребовать значительных средств, но при этом срок окупаемости может быть очень большим, а в худшем случае часть средств может не вернуться инвесторам. В-третьих, такая стратегия не соответствует федеральной политике по укреплению России и равноправному развитию всех регионов, укреплению интеграции между ними. Кроме того, не исключено, что такие действия могут противоречить федеральному законодательству, в том числе отраслевому, определяющему развитие отечественной электроэнергетики».

В конечном итоге, как полагает Баранов, от дальнейшей интеграции энергетического комплекса Татарстана со всей электроэнергетикой страны выиграют потребители.

С ним, однако, не согласен Сабирзянов: «Наивно полагать, что выдавливание с рынка республиканских предприятий более сильными федеральными компаниями приведет к удешевлению электроэнергии, напротив произойдет рост». Более того, по его мнению, одна из особенностей республиканской электроэнергетики в том, что потребители в Татарстане очень специфичны, они нуждаются не только в большом количестве электроэнергии, но и требуют высокого качества энергоснабжения. Именно поэтому в Татарстане электроэнергетика, несмотря на гораздо меньший объем, по значимости не уступает нефтегазохимическому комплексу. «Сбой в электроэнергетике из-за сокращения количества энергетических мощностей в Татарстане может стать сдерживающим фактором для развития нефтехимического комплекса», — мрачно спрогнозировал топ-менеджер Генкомпании.

«БИЗНЕС Online» намерен продолжить анализ «Стратегии развития ТЭК Татарстана до 2030 года».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (176) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.07.2015 08:14

    АЭС надо было в свое время строить, тогда бы таких проблем не было. А что сейчас делать со старыми мощностями, не понятно. Новую ГРЭС Генкомпания, конечно, не потянет, вот и приходится проводить "глубокую модернизацию" существующих мощностей. Но это всё не то...

    • Анонимно
      7.07.2015 08:23

      Построить новую ГРЭС сейчас не в состоянии ни один собственник, они и в своетские времена были стройки всесоюзного значения, но модернизация может продлить срок службы, снизить удельники, это тоже решение....

      • Анонимно
        7.07.2015 08:52

        В развитых странах «частники» умудряются строить даже АЭС. Но там, конечно, разные схемы господдержки обязательны. Например государство гарантирует покупку определенного объема ЭЭ по определенной цене лет на 30. В результате составляется вменяемый бизнес-план. Тогда и инвесторы появляются. Собственнику - бизнес, государству - налоги и рабочие места. Все счастливы. Зато у нас олимпиада.

    • Анонимно
      7.07.2015 16:11

      Вы правы, альтернативы АЭС нет. Всем строительным, монтажным организациям и производственным базам РТ работы лет на 20,а молодежи высокооплачиваемая, интеллектуальная занятость на все времена.

      • Анонимно
        7.07.2015 16:34

        Обалдели ? Фокусима не пример?

        • Анонимно
          7.07.2015 17:36

          Фукусима не пример, там форс-мажор из-за землетрясения произошел, а вот Тримал-Айленд, Чернобыль - показательны, тут уж человеческий фактор "подвел" по полной.

          • Анонимно
            8.07.2015 09:24

            Согласен, человеческим фактором надо везде и всегда очень плотно заниматься, а Чернобыль-плоды Горбачевской вакханалии и вседозволенности.

  • Анонимно
    7.07.2015 08:24

    Правильную идею Сабирзянов поднял. Все более становится очевидно, что при текущей стратегии, Генерирующей компании осталось жить года два-три. Далее-либо выкуп развалин сильно закредитованной компании федеральными игроками (тем же КЭС-ом,на который нынешнее руководство ГК молится), либо ТАИФом или Татнефтью. Альтернативы другой нет. Вопрос только, что более приемлемо для республики и по какой цене.

    • Анонимно
      7.07.2015 08:33

      Займитесь лучше прогнозами погоды, уважаемый, у вас там лучше получится

    • Анонимно
      7.07.2015 09:34

      руководство генкомпании как греки: граждане и предприятия пусть платят а они будут на эти платежи жить и нам же сказки рассказывать, что "дешевая энергия на свободном рынке, она не дешевая она очень дорогая, потому что татарстанским потребителям нужно качество энергоснабжения"

      • Анонимно
        7.07.2015 10:45

        Абсолютно точно. "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.."(с)

    • Анонимно
      7.07.2015 20:31

      Татнефть свои то ГПЭС в Альме толком запустить не может.

  • Анонимно
    7.07.2015 08:31

    Была единая энергосистема в стране-по эффективности не было равных. Сейчас раздербанили по разным собственникам, федеральные, республиканские, ТАИФ, и прочие, прочие. И дерутся из-за куска пирога каждый. У республики избыток мощностей, но использовать ее невыгодно, поэтому закупают на стороне-это же абсурд! Капитализм губителен для экономики, каждый блюдет исключительно свои интересы, отсутствует системное мышление, необходимое для функционирования таких глобальных систем.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:31

      Системное мышление у государства должно быть. Далее, путем субсидий, госгарантий, инвестиций наконец, государство стимулирует развитие тех или иных стратегических направлений. А более эффективного управленца, чем собственник не бывает. Поэтому там, где бизнес, там движуха и перспетивы, где государство, бумажки и болото.

      • Анонимно
        7.07.2015 09:39

        Уважаемый, вы это можете рассказывать тем, кто СССР не застал. Мне есть с чем сравнивать, я вижу нынешних "эффективных собственников", от многих производств одни стены остались, заводы в семинские базары превратили. Сказочки про эффективность собственника в 80е годы прокатывали.

        • Анонимно
          7.07.2015 10:00

          Заводы превратились в базары именно потому, что эти заводы были НИКОМУ НЕ НУЖНЫ. Эти заводы производили не нужную хрень. Те заводы, которые делали что-то полезное, как правило, выжили.

          • Анонимно
            7.07.2015 10:06

            Сами-то себе верите?

            • Анонимно
              7.07.2015 10:13

              Вера тут не причем. Исключительно здравый смысл. Было много неэффективных заводов, производящих не нужную продукцию. А базаров (торговых площадей), кстати, было мало. Так что все правильно.

              • Анонимно
                7.07.2015 10:51

                Скорее наоборот, слепая вера в мифического всесильного и всемогущего "частного собственника", который придет и все наладит. В результате промышленность страны уничтожалась и разворовывалась невиданными темпами.

                • Анонимно
                  7.07.2015 11:12

                  Не устала разворовываться и уничтожаться - за треть века? Может стоить вам, ретроградам, уже сменить пластинку на посовременнее?

                  • Анонимно
                    8.07.2015 12:49

                    А что изменилось то за треть века ? Устали разворовывать ?

          • Анонимно
            7.07.2015 10:15

            Полезным ли был завод "Серп и молот " ? Зачитайте ВЕСЬ список выживших заводов !

            • Анонимно
              7.07.2015 12:35

              Очень полезным был. Сейчас есть проект канатной дороги через Волгу, в Иннополис.Проект есть, а завода, что канатные дороги производил прямо здесь, в Казани - уже нет.А сколько во всех новых торгово-развлекательных центрах эскалаторов? Плюс те, что на станциях метро. Тоже Серп и Молот мог бы сделать.

              • Анонимно
                7.07.2015 13:17

                мог бы. Но базар больше бабок приносит.

              • Анонимно
                7.07.2015 14:31

                И хорошо, что не сделал. Потому как был не под эскалаторы заточен, а под вагонетки с углем. А тут роторные экскаваторы пошли, а торговые центры отсутствовали, как класс. Так и вымер динозавр - с отсталыми технологиями и оборудованием.

                • Анонимно
                  7.07.2015 15:01

                  Это называется "временно потерял заказы".Если человек временно теряет работу, ему надо переучиваться и искать новую, а не продавать квартиру, пропивать деньги и умирать бомжом.Завод - полностью аналогично. Временно потерял заказы - надо искать новые, искать нишу, куда можешь перепрофилироваться. А не распродавать корпуса и оборудование и умирать.Надо понимать, что на коротком горизонте планирования всегда выгодно продать активы и прогулять их.Завод - это иная жизнь, это работа вдолгую. На длинном горизонте планирования выгодно иметь активы, стабильно производящие материальные блага. Пусть это и не дает так много денег в момент, как разовая продажа.Мог завод найти заказы. Мог год-два на господдержке пережить, модернизировать производство и снова встать на ноги. Умереть ему помогли несколько жадных человек, охочих до быстрых денег и до земли рядом с Кремлем.

                  • Анонимно
                    7.07.2015 15:42

                    Азат Д

                    Год два на господдержке пережить? На КАМАЗ посмотрите.

          • Анонимно
            7.07.2015 13:16

            Вы путаете причинно-следственную связь.Не из-за бесполезности заводы банкротили, а для того, чтобы они Семину достались. Ровно такая схема была. А конкурентоспособный завод на самом деле был, или бесполезный - неважно.Просто же: реорганизацию проводим, активы - в дочку, затратные подразделения в головной компании оставляем, а потом опа - она финансово несостоятельная оказывается, и как-то так вдруг в собственности Семина.Так-то у вас квартира тоже "затратное подразделение", но если вы ее продадите и деньги за год спустите на красивую жизнь, то вас почему-то никто умным и рачительным хозяином не назовет. Наоборот скорее.

          • Анонимно
            7.07.2015 15:12

            Эге, да вы экономист, похоже. Или даже менеджер. Тогда для вас будет интересно узнать, что ту ненужную хрень, которую делали на ненужных заводах, теперь мы вынуждены покупать за баксы в разных китаях.

            • Анонимно
              7.07.2015 16:07

              Например? Компьютеры? Смартфоны? Кроссовки? Роботизированные, автоматизированные линии, по производству шмоток?Что именно в СССР производили такого? Если даже не могли наладить производство супердефицита - скороварок? Все товары народного потребления, все станки и механизмы для ВПК СССР закупал за рубежом. О чем спор, что даже США это использовали, запретив поставки компрессоров, для внимание!, газопровода Уренгой-Помары Ужгород. и только сорвав выпуск своих подлодок - СССР наладил их производство. Но это было не для производства нужных товаров, а для распродажи сырья за бесценок и покупки зерна, опять у буржуев!!!

              • Анонимно
                7.07.2015 16:52

                А что же вы в соочественников не верите? Почему считаете, что при умелом руководстве эти заводы не смогли бы перестроиться? Вопрос стоял, а хотят ли руководители действительно работать на страну или только на свой карман?Никогда частник не будет работать в интересах государства, если ему это невыгодно. А государство должно учитывать проблемы всего общества, а не кучки олигархов .

                • Анонимно
                  7.07.2015 18:25

                  То-то все мировые гиганты, являющиеся частными компаниями, работают исключительно на свой карман, не заботясь об экономике своей страны.

    • Анонимно
      7.07.2015 13:10

      //У республики избыток мощностей, но использовать ее невыгодно, поэтому закупают на стороне-это же абсурд! Капитализм губителен для экономики//Капитализм не губителен, в эффективен. Конкуренция заставляет умирать неэффективные производства - приводит к расцвету эффективных производств. Другими словами растёт эффективность производства. Те, кто тратил доходы от своего производства не на модернизацию, а на что-то другое - сейчас оказался со старым неэффективным производством.

      • Анонимно
        7.07.2015 13:45

        То то мы еще уровня последнего социалистического года достигнуть не можем, господа эффективные капиталисты.

    • Анонимно
      7.07.2015 14:02

      Сколько при этой эффективной энергосистеме стоил кВт час то? А сейчас в два раза меньше :) Уважаемый платите за кВт ч 4 рубля и за гигакаллорию 2500 рублей в приведенных к текущим союзных ценах. Тогда и на развитие хватит!

    • Анонимно
      7.07.2015 14:02

      Сколько при этой эффективной энергосистеме стоил кВт час то? А сейчас в два раза меньше :) Уважаемый платите за кВт ч 4 рубля и за гигакаллорию 2500 рублей в приведенных к текущим союзных ценах. Тогда и на развитие хватит!

  • Анонимно
    7.07.2015 08:35

    Все что происходит с энергетикой эта вина нынешнего руководства Генкомпании, бездарное руководство я бы сказал. Они ищут черную кошку в темной комнате идут на ощупь, без какой либо стратегии. Не понимая и не имея лоббистов в Москве пытаются что то сделать . Итог ясен, полная продажа гк Москве и т д, снижение зарплат и соцобеспечения как и в Башкирии . Работник ГК.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:09

      Все, что происходит с энергетикой - это эхо бездействия прежнего руководства. Нынешнее руководство как раз умудряется спасти ситуацию, четко и здраво оценивая все факторы! Они умудряются догнать поезд, сев в последний вагон, еще не все так безнадежно.

      • Анонимно
        7.07.2015 09:29

        При прежнем руководстве работники Гк занимались работой а не борюкратией. А сейчас у нас штат раздут просто до безумия, все знакомые руководства работают в управлении, зам зама догоняет , генеральный не в курсе что делают его замы , противоречат друг другу. Работник ГК.

        • Анонимно
          7.07.2015 09:36

          Скорее всего вы с филиала. Там другой мир, маленький.

          • Анонимно
            7.07.2015 17:35

            При прежнем руководстве ощень удащно газом для тэц торговали .

      • Анонимно
        7.07.2015 09:34

        Все, что происходит с энергетикой - это эхо 90-х. Энергетика слишком долго была "дойной коровой", теперь расхлебываем. Теперь надо вливать огромные ресурсы, а значить повышать тарифы. Сейчас тарифы на ЭЭ (тепло не считал) меньше, чем в Советском Союзе, это просто смешно. Нынешние тарифы развиваться не позволят!

        • Анонимно
          7.07.2015 09:51

          "Сейчас тарифы на ЭЭ меньше, чем в Советском Союзе..." - уж так откровенно врать не надо, люди еще помнят стоимость ЭЭ в Союзе. Жадность свою поумерьте, вместе с тарифами.

          • Анонимно
            7.07.2015 10:11

            СССР: 3 коп. квт*ч. Проезд в трамвае те же 3 коп. Значит д.б. сейчас 20 копеек. Хлеб - тоже самое. Даже если в водке считать и то, дешевле получается (хотя водка сейчас сказочно дешева). Цена ЭЭ минимум в два раза меньше сейчас, чем во времена СССР.

            • Анонимно
              7.07.2015 12:01

              Надо не в водке и не в трамваях считать, а по отношению к среднему доходу.

              • Анонимно
                7.07.2015 12:16

                Так на подобных лукавых ньюансах вся современная статистика держится. По статистике все растет и всюду подъем, а как смотришь на натурные показатели-плакать хочется. Так и здесь-с бутылкой сравнивать, так ну очень все дешево, прям в разы дешевле.

                • Анонимно
                  7.07.2015 13:04

                  Да что вы говорите? А Россия в СССР зерно экспортировала или импортировала?

                  • Анонимно
                    7.07.2015 13:52

                    К чему вопрос? Хотите сказать мы стали жить богаче чем раньше?

                    • Анонимно
                      7.07.2015 14:33

                      Это не я говорю, а Организация экономического сотрудничества и развития говорит. А так же полтора десятка автоконцернов наладивших здесь своё производство. И ещё много кем говорится.

                      • Анонимно
                        7.07.2015 14:43

                        Вот я и говорю, смотря как считать. Всякие организации голову ломают, как посчитать, чтобы стремительное обнищание населения и катастрофу в экономике скрыть за цифрами статистики.

              • Анонимно
                7.07.2015 15:32

                Средняя зарплата по Казани 30000 руб. Получаем 30 000 / 3 = 10000 кВтч можно купить на среднюю зарплату.СССР: среднюю не знаю, но 150руб была типовая в нашем тогдашнем кругу. Получаем 150/0.03 = 5000 кВтч на зарплату. Вот и вся математика. Два раза как раз и получилось.

                • Анонимно
                  10.07.2015 12:12

                  В 2014 году средняя начисленная заработная плата в Татарстане достигла25 182 рублей, сообщили 30 января на итоговой коллегии минтруда РТ.Наиболее высокая средняя зарплата в Лаишевском районе республики - 30252 рублей,далее Альметьевский район - 29 944 рублей, В Казани средняя зарплата составила 28482 рублей.Нижнекамский район – 27796 рублей.А вот самые низкие зарплаты в Балтасинском, Атнинском, Алькеевском, Дрожжановском, Аксубаевском и Апастовском районах Татарстана.Там средняя заработная плата составила от 15 до 16 тысяч рублей, что почти на 40% ниже среднереспубликанского уровня.Республика Башкортостан - 20498 руб.Самарская область -21294 руб.Тюменская область - 28682 руб.

        • Анонимно
          7.07.2015 10:03

          Не лукавте,для населения цены на электроэнергию одинаковы,что в 80 годы,что сейчас.А вот на тепло и коммуналку в разы больше ныне.

        • Анонимно
          7.07.2015 10:12

          Вот с этого места поподробнее - для кого "..энергетика слишком долго была "дойной коровой"... и для кого надо теперь повышать тарифы ? ( какое необычное , оригинальное решение всех проблем ) А тарифы на тепло посчитайте обязательно . И где сейчас эл.энергия дешевле чем в Союзе ? Расскажите - вместе посмеемся !

  • Анонимно
    7.07.2015 08:40

    Очень жаль, что были упущены возможности в последние десятилетия сохранить эту отрасль. Надо было заниматься модернизацией станций, а не строить крупнейший в России птицекомплекс и кабельный завод.

  • Анонимно
    7.07.2015 08:47

    Энергетика это не только электроэнергия и тепло, это в первую очередь люди, в Заинске и Уруссы другой работы просто нет.Энергетика это товарная продукция которая обладает великолепной логистикой ей не нужно складов, а стоимость линий электропередач на порядок ниже стоимости газо и нефте проводов.Россия будет сильна и независима только, если ее регионы будут сильны и независимы.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:27

      Население Заинска более 40 тыс. человек. Сколько работает на ГРЭС, тысячи полторы? Так что ля-ля не надо.

      • Анонимно
        7.07.2015 15:27

        Закроют ЗГРЭС - что с городишкой станет..? Думай голова, думай..

  • Анонимно
    7.07.2015 09:03

    Будущее видается печальное, закрытие 2-х ГРЭС, КТЭЦ-1,2 3-скорее всего останется в связи промышленной нагрузкой КОС. Причина даже несколько управленцев татарстана сколько центра. Основная ошибка стройка ДПМ не в тех местах и не в том количестве.(ведь по сути этим строительством хотели снизить цену э/э или сохранить на прежнем уровне при растущей цене газа на деле получили то что получили). Второе энергетики Башкортостана и оренбурга всегда будут работать в более выгодных условиях так как они ближе к газовым источникам (газ тежелее передавать на расстояние чем э/э) соответствеено могут ставить более низкие ценовые заявки. проблема глобальна у центра нет понимание масштаба и желание тоже нет. На деле получится следующее они захотят вывести "дорогую" генерацию, тем самым понизив надежность. А как все энергетики понимают главный параметр это надежнеость, а не экономичность вспомним тот период когда взорвался трансформатор в Москве, сколько убытков он причинил? Я считаю что все ТЭЦ надо вывести с рынка и сделать так чтоб их электрика оплачивалась потребителями их тепла. тоесть чем больше тепла потребил тем дешевле для тебя э/э. А на рынке оставить все КЭС у них как правило дешевая мощность и дорогая э/э. тогда можно будет сохранить рентабельноть.(кроме не жителей города у них пойдет увеличение стоимости)

    • Анонимно
      7.07.2015 09:40

      Первый здравый комментарий!

    • Анонимно
      7.07.2015 21:15

      (газ тежелее передавать на расстояние чем э/э)Интересно чего ЭЭ сразу на севере не вырабатывать и тащить на запад, в том числе и в Европу? Закрыть Заинскую и Уруссинскую ГРЭС первым делом и экономить на потерях газа, кои из трубы не исчезают, как ЭЭ нагревая провода.

      • Анонимно
        8.07.2015 18:04

        а газ самотеком в трубах идет , компрессоров совсем не требует .

  • Анонимно
    7.07.2015 09:07

    Тема животрепещущая! ждем комментариев!

  • Анонимно
    7.07.2015 09:15

    Без собственной генерации развитие экономики Татарстана под большим вопросом. Когда принималось решение о строительстве авиазавода в Казани Сталин спросил у татар примерно следующее: "А где будете брать энергию? У Вас ведь только старая маломощная станция на Булаке?" Пришлось строить ТЭЦ-2 вместе с 22-м заводом.Предполагаю наличие дефицита электроэнергии по всему Поволжью. Пока "спасает" кризис в экономике. Как только его пройдем будет взлет энергопотребления и нам будет доставаться по принципу остатков. Помню еще из детства объявления из репродукторов: "режим энергопотребления для предприятий в Казани №2".Варианты развития генерации в РТ:1. Не далеко от куста газоперекачивающих станций Газпрома в районе Шемордана или Сабов ставить газовую ТЭС на 1,2ГВт. Рядовой простой проект. Даст ли Газпром?2. Атомная станция. Даже писать страшно.3. Угольная станция в районе юго-востока республики с новой железной дорогой до Оренбурга там есть путь до углей Экибастуза. Нужно смотреть резервы ж/д по доставке угля из Кемерово. 4. Был в 80-е проект ЭГЭС на каскаде Волги в том числе в районе правобережья Куйбышевского водохранилища.5. Косметические меры: мусоросжигательные заводы с генерацией по австрийской технологии, установки по сжиганию ила очистных, ветряки на Волге и т.п.Во всех вариантах нужны деньги. 1. Газпром вряд ли даст.2. Росатом даст, возьмем ли мы? Если уж строить то не в сейсмической зоне Закамья, а в районе границы с Чувашией. Логистика энергии перспективнее.3. Говорят арабы хотят 10 млрд. $ России дать, нужно бежать становится в очередь. Пусть дают единоверцам в РТ на генерацию энергии. Р.К.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:43

      Арабы хотят не подарить, а дать с возвратом и процентами.

      • Анонимно
        7.07.2015 16:04

        Исламом проценты запрещены. Мы же деньги не подарить просим. А помогаем саудитам обменять зеленую американскую бумагу, которой у них полно на реальный физический объект, который будет десятилетия генерировать энергию (настоящие деньги).Арабы уже скупили множество объектов, (например, ИКЕА) - пытаются спасти свои капиталы.Р.К.

    • Анонимно
      7.07.2015 13:54

      //Когда принималось решение о строительстве авиазавода в Казани Сталин спросил у татар примерно следующее: "А где будете брать энергию? У Вас ведь только старая маломощная станция на Булаке?"//Надо же, Сталин даже про Булак знал!

      • Анонимно
        7.07.2015 15:20

        А где у нас была маломощная станция на Булаке?

        • Анонимно
          7.07.2015 22:50

          Теперь на этом месте Камаловский театр стоит. Рядом и Татэнерго расположилось.

    • Азат Д
      7.07.2015 18:42

      В стране ведётся программа энергосбережения. Новые здания с утеплителями и светодиодным освещением, на порядок меньше расходуют электроэнергии. А промышленность тоже вынуждена будет экономить, так как иначе их товар будет не конкурентен.

      • Анонимно
        8.07.2015 12:53

        Это называется на водке пропить - на спичках экономить .

    • Анонимно
      7.07.2015 20:52

      По п.1. Центр питания= центру потребления, значит строить близ Казани. Плюс на охлаждение нужно много воды. Берег Волги.Остальные проекты практически не окупаемы.

  • Анонимно
    7.07.2015 09:17

    Вырвется, если:1. Будут планомерно внедряться энергоффективные технологии.2. Будут внедряться альтернативные источники энергии.3. Будут проводиться мероприятия по энергосбережению.

    • Анонимно
      7.07.2015 10:01

      В первую очередь нужно уменьшить штат сотрудников в управлении.

      • Анонимно
        7.07.2015 10:57

        Это уже зависит, как ни странно, от самих сотрудников штата управления. Зависит от их желания или не желания получать материальные ценности за, то чем они занимаются.

        • Анонимно
          7.07.2015 11:20

          Это зависит от руководства! А не от сотрудников , сотрудник который просто занимается ксерокопией бумажек представит вам целый отсчет о проделанной его великолепной работе.

  • Анонимно
    7.07.2015 09:24

    Мечта Хазиева о возрождении Татэнерго....))))

  • Анонимно
    7.07.2015 09:28

    Руководство ТАИФ давно говорит о том что гк проблему обостряет. И если гк будет передана в управление ему, то вопросов не будет. Увязывать модернизацию только при условии федеральной поддержки тактика не правильная, при этом потенциальные частные инвесторы ген компанией даже не рассматриваются.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:40

      Расскажу секрет что в нижнекамске таиф готов давать тепло по 800 рублей но так как владелец ГК теплосетей то цена 1500. Жители нижнекамска добейтесь снижения это в ваших силах.

      • Анонимно
        7.07.2015 10:23

        таиф хочет 800 рублей сделать итоговой ценой??? это все таки цена за тепло, а есть цена за доставку, так что у таифа тоже будет общая цена в горячей воде около 1500 рублей.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:41

      А почему в статье не спросили мнение Татнефти, ТАИФа, КАМАЗа, Казани? Их видение ситуации с ГК. Получается производитель умно рассуждает, как ему жить, не спрашивая потребителей.

      • Анонимно
        7.07.2015 12:11

        Статья-то заказной пахнет...как раз Генкомпания и заказчик! В последнее время уж постоянно пестрят в новостях прессы! Фардиев один из немногих в системе кто адекватно расценивает все плюсы и минусы ну и Сбыт нормально деньги собирает,хоть долгов как в других регионах нет.

    • Анонимно
      7.07.2015 09:45

      даже по статье видно что аргументы генкомпании слабенькие

  • Анонимно
    7.07.2015 09:46

    Энергетика - это другой мир со своими законами. Ее институты устарели.

  • Анонимно
    7.07.2015 10:31

    Комментарий Баранова адекватен, его действительно можно рассматривать как эксперта, так как он независим. Сабирзянова как эксперта рассматривать нельзя, т.к. он топ-менеджер Ген. компании и напрямую заинтересован в сценарии развития собственной республиканской генерации, так как это усиливает статус компании и его собственный.

    • Анонимно
      7.07.2015 11:01

      Вы себе как трёхмиллионную промышленно развитую республику представляете без собственной генерации??? Тепло вырабатывать всё-равно предёться..

      • Анонимно
        7.07.2015 11:34

        а разве в статье кто-то предлагал отказаться республике от своей генерации? самая не понятная политика у генкомпании она активно ставит гту на новых станциях игнорируя вопросы производства тепла для потребителей, при этом пытается забрать управление отраслью себе.

        • Анонимно
          7.07.2015 11:53

          Казань недостаточно производит тепла? А электроэнергии..?

      • Анонимно
        7.07.2015 14:03

        //Вы себе как трёхмиллионную промышленно развитую республику представляете без собственной генерации???//Если экономика Татарстана будет получать более дешёвую электроэнергию из-вне, чем со своих устаревших генерирующих мощностей - то экономка Татарстана только выиграет от дешёвой электроэнергии.Но вообще, такой "региональный" подход к энергетике - неправильный. Здесь конкурируют не регионы, а генерирующие компании, как внутри Татарстана, так и по всей России. Не все энергетические мощности Татарстана неэффективные, есть и эффективные. Теоретически, эффективные генерирующие компании Татарстана должны наращивать своё производства, раз у них получается сейчас выживать в рыночных условиях.

        • Анонимно
          7.07.2015 15:32

          А ведь можно ещё хлеб самому не печь - покупать из вне, кирпичи не производить - покупать дешёвые из вне.. Только в этом случае и покупать всё это вы не сможете - работы у вас не будет - а вследствии и денег.. Вас такими в институтах делают?

          • Анонимно
            7.07.2015 16:13

            Хлеб должен печь - пекарь, а сапоги тачать- сапожник. Вы себе одежду сами прядете и шьете - или все-так доверяете тем у кого лучше получается? Если у вас все плохо получается - уйдите. Ну не можете вы.

            • Анонимно
              8.07.2015 18:28

              Если экономика Татарстана будет получать дешевую электроэнергию извне - это хорошо . Но нет ответа на вопрос откуда население Татарстана будет получать дешевое тепло когда загнутся свои ТЭЦ ?

  • Анонимно
    7.07.2015 10:47

    Проблема надумана. Это не проблема республики. Это проблема волка, прикинувшегося овцой. Надеюсь ТАИФ и Татнефть сумеют с волчарой справиться.

  • Анонимно
    7.07.2015 10:49

    КТЭЦ-3 новую мощность (390 МВт!!!) вводит без всяких ваших ДПМ-ов, что соответственно, никак не может привести к удорожанию тарифов для населения. Принадлежа КТЭЦ-3 Генерирующей компании, она и мечтать о подобном не могла бы. Сабирзянов - красавчик: "пресловутый ДПМ приводит к удорожанию тарифов... вот и мы второй выбиваем для Татарстана" - умудряется подобные вещи представлять в удобном ракурсе.

    • Анонимно
      8.07.2015 15:41

      Все объекты ДПМ уже давно (на стадии формирования) уже включены в тарифы на годы вперёд и Татарстан несколько лет платит за мощности, которые вводятся в других регионах России. Так что от переноса ДПМ в Казань выигрывают Казанцы. А что касается ТАИФа, то они ничего бесплатно не делают никогда! Интересно, за чей счёт будут деньги отбивать? ТАИФ не благотворительная организация!

  • Анонимно
    7.07.2015 11:00

    КТЭЦ-3 новую мощность (390 МВт!!!) вводит без всяких ваших ДПМ-ов, что соответственно, никак не может привести к удорожанию тарифов для населения. Принадлежа КТЭЦ-3 Генерирующей компании, она и мечтать о подобном не могла бы. Сабирзянов - красавчик: "пресловутый ДПМ приводит к удорожанию тарифов... вот и мы второй выбиваем для Татарстана" - умудряется подобные вещи представлять в удобном ракурсе.

    • Анонимно
      7.07.2015 11:31

      Вы и вправду полагаете что ТАИФ кредитов не берёт?

      • Анонимно
        7.07.2015 12:06

        генкомпания забирая ДПМ у других регионов, выравнивает дисбалансы энергосистемы страны, а таиф кроме как взять кредит в своем же аверсе, на свою ТЭЦ-3 для поставок тепла на свой же казаньоргсинтез, вносит мифический вклад в развитие отрасли.

        • Анонимно
          7.07.2015 12:37

          интересно пишите, ГТУ для поставок тепла. Она же практически чисто на электрику.

          • Анонимно
            7.07.2015 13:08

            Дешёвая электрика нужна-поэтому ГТУ. Или без электричества проживём?)))

          • Анонимно
            7.07.2015 20:58

            ГТУ как раз на тепло, электрический КПД не выше 33-36%.

            • Анонимно
              7.07.2015 22:22

              В каком месте гту на тепло?? Даже с учетом котла утилизатора и небольшой турбины с теплофикационным отбором, получается мизер

  • Анонимно
    7.07.2015 11:41

    Вы и вправду полагаете что ТАИФ кредитов не берёт?

  • Анонимно
    7.07.2015 11:52

    Все мысли об объединении энергетики исходят от ГК, у нее нет крупных потребителей, которых можно заставить переплачивать, в том числе за тепловую энергию. Остальных приходится снабжать теплом по более менее обоснованным тарифам, на оптовом рынке электроэнергии тоже конкуренция. То, что с КОМа вылетели неэффективные генераторы, означает, что потребители не будут оплачивать электроэнергию по их тарифам, потому что, особенности рынка таковы, что рыночной ценой считается цена самой дорогой энергии

    • Анонимно
      7.07.2015 12:23

      Хорошо что управление энергетикой в Татарстане доверено грамотным специалистам, а не случайным людям, малопонимающим в этой отрасли..

    • Анонимно
      7.07.2015 12:34

      С КОМ вылетели не только станции ГК, но и Татнефти, и ТГК-16. Читайте внимательно, здесь на БО уже была статья на эту тему.

  • Анонимно
    7.07.2015 12:08

    Хорошая идея у господина Сабирзянова. Тариф на тепло для конечных потребителей (население) у Генерирующей компании 1500 руб. у ТГК-16 800руб. Конечно надо объединить все ген. объекты по Республике. У всех тариф будет 1500руб.За время прихода Сабирзянова в руководство генкомпании тарифы на тепло только растут. я лично пока у него успехов в работе никаких не вижу.

  • Анонимно
    7.07.2015 12:10

    Даешь солнечные батареи !)

    • Анонимно
      7.07.2015 21:01

      Ставь себе, потом посмеемся. Сниму шляпу, если 1 кВтч обойдётся меньше 8 руб на протяжении 5 лет.

    • Анонимно
      7.07.2015 21:18

      Сними розовые очки!

  • Robert
    7.07.2015 13:31

    ...точка зрения, что республика должна «быть независимой в обеспечении собственными мощностями», в корне неверна: «Во-первых, это не нужно республике,..------------------------это совершенно неправильное заключение. И вот почему. Да энергетика республики включена в единую российскую, да средства федеральные нужны. Но данную сложившуюся, уникально выгодную для Татарстана ситуацию, требующую с одной стороны выключения вообще ряда генерирующих объектов, а с другой требующую огромных вливаний для модернизации генерирующих станций, нельзя упускать. Что нужно сделать? Нужно республику позиционировать как модельный регион по сплошному переходу на нетрадиционную энергетику. Развитие этого направления предусмотрено всеми последними ФЗ, а у Татарстана есть даже Постановление Правительства от 2010 года по развитию своей биогазовой отрасли. У нас миллионы тонн навозной жижи, десятки миллионов тонн ТБО, других биоотходов, и их количество только прибавляется. Если республика будет свою энергетику в этом направлении будет развивать население, да и промышленность только выиграют. К тому же парогазовая генерация- вчерашний день, сегодня требуется везде внедрять когенерацию с КПД 65-80%. О преимуществах которой с/з Майский уже давно трубит. Как модельный регион можно привлечь сумасшедшие деньги, в т.ч. федеральные, зарубежные, частные. А о том что старые ТЭЦ могут закрыться не нужно переживать, они своё отслужили и достойно. Нужно вырваться из круга предубеждений и рваться к прогрессу, коим весь цивилизованный мир идет. Созданию солнечной/ ветро энергетик, энергетики на основе использования биогаза/биомасс - вот куда надо стремиться

    • Анонимно
      7.07.2015 13:46

      "К тому же парогазовая генерация- вчерашний день, сегодня требуется везде внедрять когенерацию с КПД 65-80%. О преимуществах которой с/з Майский уже давно трубит."-иди почитай учебник найди ошибку и исправь.

      • Robert
        7.07.2015 14:29

        назовите учебник, мне он неизвестен

        • Анонимно
          7.07.2015 15:29

          Не читал учебники не пиши ерунду или не пиши того чего не знаешь! Справочник по ТЭС АЭС Григорьев зорин тебе в помощь.

      • Анонимно
        7.07.2015 15:01

        С/х Майский трубит под аккомпанемент своего собственника Фардиева, это ведь ему нужно.

      • Анонимно
        7.07.2015 21:06

        Когенерация вчерашний день, тригенерация работает в челнах 4-й год. ТЦ Эссен. КПД выше 90%.

        • Robert
          8.07.2015 16:28

          может еще и четыре контура есть? Вы ше 90 согласен. И откуда же берется третья или ворона на хвосте принесла?

    • Анонимно
      7.07.2015 14:06

      Стесняюсь спросить а ТЭЦ по вашему не в когенерационном режиме работают, или у Вас другое понятие когенерация :)

      • Robert
        7.07.2015 16:48

        вы простите меня, ну это же чересчур: КПД на ТЭЦ вырабатывающих пар для генерации электричества с помощью паровой турбины максимально 37%, немецкие современные могут дать 40%. А при когенерации вырабатывается электричество, а тепловая вообще не вырабатывается она выпадает как дармовая, тем что отбор идет тепла вырабатываемой при генерации электрической. Вот и складывайте две почти равные величины, и сколько же получится термическая мощность?

    • Анонимно
      7.07.2015 14:08

      Для начала биомассу выкиньте из головы. Нетрадиционные источники энергии в германии не окупаются, даже при дотациях государства и при их стоимости электро и теплоэнергии из традиционных источников.

    • Анонимно
      7.07.2015 14:30

      Да будь у нас хоть тыс тонн навоза, все равно энергия будет дорогая, а пгу это дешевая энергия . Так что не говори ерунды диванный коментатор. Субсидии никто не даст. Сейчас себестоимость на ТЭЦ где то около 1,20 руб. Тепло где то 600 р.

    • Анонимно
      7.07.2015 14:55

      Robert реально морозишь, ошибок море надо точно уровень знаний повысить

  • Анонимно
    7.07.2015 14:28

    Все гонятся за выработкой и реализацией ЭЭ, совершенно забывая про тепло! А ведь самая эффективная выработка ЭЭ только при комбинированном цикле. А зима скоро придет!

    • Анонимно
      7.07.2015 15:13

      Разве не в этом назначение ТЭЦ? Производство тепла и электроэнергии когенеративно..

  • Анонимно
    7.07.2015 15:07

    правильной ли была реформа отрасли в России, стране, в которой 3 месяца готовятся к зиме, а все остальное - зима. Где электроэнергия и тепло вырабатываются одновременно, и этот товар разделили для обращения на разных рынках. Нельзя было брать европейские модели рынка энергии без учета климатической специфики страны и исторического наличия централизованного отопления.

    • Анонимно
      7.07.2015 15:36

      Это очевидно любому мало-мальски грамотному специалисту. Жаль что решения в отраслях у нас принимают профаны, совершенно не разбирающиеся в вопросе. Это касается всех отраслей.

      • Анонимно
        7.07.2015 16:10

        А мало-мальски грамотным специалистам остается только их критиковать на страницах БО. Идите по власть, грамотные, в министерства и организации, принимающие решения, в компании их реализующие, зачем себя растрачивать на малозначащих постах?Вот уж воистину, перефразируя известное выражение: если ты грамотный, то почему не принимаешь жизненно важные решения?

        • Анонимно
          8.07.2015 13:03

          Так ты подвинься из власти ,министерств и организаций .. Трактором же не вытащишь !

          • Анонимно
            8.07.2015 15:13

            А слабо проявить свою грамотность и подвинуть без трактора? Тогда не надо кичиться грамотностью, она слишком мало-мальская.

            • Анонимно
              8.07.2015 18:17

              Вопрос начался с правильности реформ отрасли .Я так понимаю , вам по теме сказать нечего ?Но критику мы не любим , да ?А техническая и экономическая грамотность и принятие властных решений чаще всего не взаимосвязаны .Разделение выработки тепла и эл.энергии - тому пример.

              • Анонимно
                8.07.2015 23:07

                Вернёмся к истокам Чубайсовских реформ. Энергетика России на конец жизни СССР была одним огромным монолитом с оборудованием 60 годов. Но денег у страны на модернизацию в конце 90 не было. Где их было взять? Нарезать энергетику на кусочки и передать собственникам? Но без возможности зарабатывать, без рынка э/э большая энергетика никому была не интересна. Страну ждал дифицит мощностей. Чубайс за короткий срок такую глыбу оживил. Другое дело что реформы до конца довести не дали. Но! В стране ввели с тех пор уже не один десяток гигаватт новых, современных мощностей. Деньги потекли в энергетику. Собственники вкладываются в мощности. И это гланое! И кстати - рынок э/э заработал. На нём появилась дешёвая э/э. Она вытесняет малоэффективную генерацию. Именно благодаря этому и остался не у дел ЗайГРЭС. Ну а то что нарушен принцип когенеративной генерации на тэц - это уже второй вопрос..

                • Анонимно
                  9.07.2015 17:49

                  Это хорошо что Чубайсу реформы до конца не дали довести .Плохо что уголовные дела поздно начали заводить.http://www.business-gazeta.ru/article/136266/

      • Анонимно
        7.07.2015 16:10

        Конечно не правильной. Надо было сначала уничтожить региональных монополистов, в виде привлечения иностранных компаний для производства тепла и э/э. Захихикали вы уже, своим отстоем.

  • Анонимно
    7.07.2015 15:58

    Фардиева надо вернуть он там порядок наведет!

    • Анонимно
      7.07.2015 16:34

      Точно

    • Анонимно
      7.07.2015 17:04

      Хватит ему Сетевой, понаводил уже "порядок".

      • Анонимно
        7.07.2015 18:16

        А что вы имеете против Фардиева когда он управлял генерацией у нас зарплата увеличивалась а не уменьшалась при прежнем руководстве.

        • Анонимно
          7.07.2015 19:25

          А за счет чего она увеличивалась? За счет роста энерготарифов, которые вы потом оплачивали из этой самой зарплаты. За счет предприятий, которые компенсировали эти тарифы путем перекрестного субсидирования, при этом вынуждены были учитывать затраты в себестоимости выпускаемой продукции, которая и без того в большинстве своем неконкурентоспособна, да еще и дорогой оказывалась.

          • Анонимно
            7.07.2015 19:37

            Сейчас тарифы тоже на месте не стоят, но жить стало лучше только наверху

            • Анонимно
              7.07.2015 19:52

              Но и жизнь не стоит на месте, и инфляция, и конкуренция, и прочие факторы. А наверху всегда хорошо жилось и живется, при любом политическом строе и любой экономической ситуации.

  • Анонимно
    7.07.2015 17:54

    Казань вечно проблемная

  • Анонимно
    7.07.2015 17:55

    сколько бла бла бла перед повышением цены

  • Анонимно
    7.07.2015 18:42

    В 18:10. Вы утверждаете, что все города проблемные, тогда почему только в один город всё вкладывают? Это же нелогично

    • Анонимно
      7.07.2015 19:05

      Я не утверждаю, но это так и есть, у каждого города есть свои проблемы, в том числе энергетические. А в Казань вкладывают больше, потому что это столица, и это логично.

  • Анонимно
    7.07.2015 20:03

    ИЛЬШАТ НАРОД ТАТАРСТАНА С ВАМИ !!!!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      8.07.2015 12:11

      И где этот народ живёт? Я смотрю вокруг и не вижу таких.

  • Анонимно
    7.07.2015 22:25

    ФИШ понаводил порядок когда-то, теперь расхлёбывать...

    • Анонимно
      8.07.2015 09:27

      Это так, любой настоящий энергетик подтвердит.

      • Анонимно
        8.07.2015 09:44

        любой настоящий энергетик подтвердит, что расхлебывать приходится немерено после его "наведения порядка"?

    • Анонимно
      8.07.2015 10:24

      бред люди в курсе кто такой ФИШ

      • Анонимно
        20.07.2015 09:52

        Ну и кто такой ФИШ? Не смешите ,что он энергетик. Он деньги собирал с народа,а работает коллектив. Если был он в этой области проработал лет 20,начиная с рядового электрика. Тогда еще можно было о чем то говорить. А два года электриком в птичнике - это не специалист.

  • Анонимно
    7.07.2015 22:52

    Хочу напомнить некоторым ,,електрограмотеям"",что закон Ома и правила Киргофа еще некто не отменял.Цена электроэнергии зависит от его себестоимости(для генерации это в первую очередь удельные затраты топлива на 1 кВт эл.энергии), а для потребителя-это цена э.э. на оптовом рынке и плюс сетевые затраты на транспортировку с доплатой на технические потери при транспортировке.Чем дальше генерация от центров нагрузки ,тем больше потерь э.э. и сетевых расходов.А стоимость сетей немалая ,например стоимость пс-500кВ.Щелоков составляет около10 млрд.руб,а стоимость ЛЭП-110 кВ. в кабельном исполнении порядка 50 млн. р. Поэтому сбалансированное развитие генерации в центрах нагрузки - это наиболее оптимальный путь!

    • Robert
      8.07.2015 20:43

      Справочник по ТЭС АЭС Григорьев зорин не читал и не буду читать. Но позвольте от имени некоторых "електрограмотеев" возразить вам. То что вы цепляетесь за законы ома и прочия, это защитная ваша реакция. Потому что ничего нового вы не знаете и видимо уже поздно вникать. Так вот. Альтернативная энергетика- это станции возводимые на месте потребления генерируемых на станциях электричества/ тепловой энергии. Хотя когенерация - это тоже альтернативная энергетика, т.к. имеют существенно высокий КПД, ведет к экономии топлива, и соответственно меньше выбросов в атмосферу, вклад в защиту окружающей среды. Правда строительство любой когенерирующей установки(КУ) должен иметь концепцию использования тепловой энергии образующийся при производстве электрической. Тогда все ОК. Установленная мощность КУ, как правило не выше 25МВт, так что они не работают на оптовом рынке. Для КУ не требуются воздушные линии передачи эл. энергии. Так что не надо пугать нас своими расчетами. Используя генерацию с помощью КУ может изменяться система теплоснабжения городов, промпредприятий. Да это страшно неприятно для генерирующей компании - когда начнут уходить его потребители. Это им будет неприятно и больно. Но так будет как бы они не сопротивлялись.

  • Анонимно
    8.07.2015 12:13

    Вот статья достаточно интересная :http://newtariffs.ru/news/teplo-dorogoi-tovar-pochemuОтдельные места :Источник многих нынешних проблем в отечественном теплоснабжении сформировался в период всеобщей неразберихи, возникшей после распада СССР. Советская энергетика, построенная на максимальном использовании когенерации - самого эффективного метода использования энергии топлива, когда электричество и тепло вырабатываются одновременно на тепловых электрических станциях (ТЭЦ), - была принесена в жертву политическим интересам. В 1995 году на фоне обнищания населения, кризиса неплатежей и предстоящих выборов президента РФ надо было любой ценой удержать низкий тариф на тепло для населения. Решено было увеличить отпуск тепла ТЭЦ за счет выработки электроэнергии, резко повысить его стоимость для предприятий. Так сложился порочный круг перекрестного субсидирования в отрасли.......нужно было снизить топливную составляющую в тарифе на тепло - это была экономическая задача, а не техническая или научная, ее выполнил коллектив фирмы ОРГРЭС (отсюда и название метода). Это были результаты, исходящие из реалий того времени, под которые нужно было подвести технологию расчета", - рассказали в Центре по нормированию и экономическим методам управления в энергетике..... Переход на ОРГРЭС не помог достигнуть желаемых целей. Рост тарифов на тепло за последние десять лет составил 280-300 процентов.....Главной причиной эксперты считают появление федерального оптового рынка электроэнергии. "При использовании метода ОРГРЭС российские ТЭЦ продают тепло на локальном рынке по регулируемому и заниженному тарифу в убыток. А работа на оптовом рынке электроэнергии становится для них невозможной, так как они не проходят конкурентный отбор мощностей, их электроэнергия получается дороже, чем у ГРЭС, не имеющих тепловой нагрузки", - поясняет генеральный директор ООО "ЦНЭК" Максим Калмыков.Если процесс не остановить и не повернуть вспять, рано или поздно ТЭЦ - наиболее эффективные с экономической точки зрения объекты генерации - массово начнут выводиться из эксплуатации. Проще построить рядом котельную, а ТЭЦ перевести в режим, который будет вырабатывать только электричество. В этом случае собственнику станции будет хорошо - ОРГРЭС больше его не касается, удельный расход на выработку электроэнергии снизится до 300 кг на кВт/час. Плохо станет потребителям, так как тепло они будут покупать согласно местным тарифам для котельных по 2000-3000 руб/гкал, а не по 600-800 руб/гкал, как раньше для ТЭЦ. Оказалось, такое абстрактное понятие, как метод расчета топливных затрат, больно бьет по кошельку обывателя. Без ТЭЦ цены на услуги ЖКХ для населения можно будет удержать только административными методами, ведь стоимость выработки тепла когенерацией остается в разы ниже, чем у котельных, и после перехода на физметод. Однако сегодня именно ТЭЦ уходят с рынка, а потребитель лишается дешевого тепла, оказывается не защищен от произвола местных энергетических "микроцарьков"....

    • Анонимно
      8.07.2015 15:38

      Было бы очень хорошо, если бы автор сего творения, кроме критики, предложил бы свой вариант как привлечь инвестора в энергетику и не развалить её..

      • Анонимно
        8.07.2015 17:59

        Чубайс же справился без инвестора )

      • Robert
        9.07.2015 09:23

        Слушайте. Будущее-за децентрализовонной энергетикой. Дания, Швеция - северные страны. В них децентрализация до 85-90%. Это выгодно, поэтому такой результат. И кто раньше возьмется за это у нас, тот окажется в выигрыше. Найдите предприятие в городе предприятие имеющего отходы(убоя, пищевые отходы, или отходы производства пищевой промышленности (спирта, пива, сахара, зернопродуктов и т.д.)). Эти -ценное сырьё для производства биогаза - а это в свою очередь: электричество, теплоноситель, минерально-органические удобрения. Или заинтересуйте хозяев свино- или КРС комплекса. Найдите в прилегающем селе фермера(ов) которые имеют пашню или пастбище. Организуйте вместе с ними ООО, и действуйте. В интернете найдете людей которые помогут Вам рассчитать установку. Все энергии вырабатываемые на месте нужно здесь же в замкнутом цикле использовать - это условие долгожительности проекта!

        • Анонимно
          9.07.2015 14:05

          Доля централизованного отопления в Дании самая высокая в мире.

        • Анонимно
          9.07.2015 17:42

          Поставте у себя в квартире печку-буржуйку , топите ее пищевыми отходами и коровьим навозом , не забудте зарегистрировать ООО и заплатить налоги.Чертеж буржуйки найдете в интернете.Это выгодно !Хорош уже употреблять запрещеные в стране медикаменты.

  • Анонимно
    9.07.2015 07:17

    Сейчас отдадут наш Татэнерго москвичам ссылаясь что у республики нет денег на модернизацию

    • Анонимно
      9.07.2015 10:29

      А москвичам убыточный хлам на что..?

      • Robert
        9.07.2015 11:17

        а зачем думаете Ростех забрал под свою крышу мусороуборку Казани?Чтобы регион не вырывался вперед и в зависимость поставить. Вот и всё

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen