Машиностроение 
9.07.2015

«Каратели» колесят по дорогам Челнов

«Не снилось и Джеймсам Бондам»: что связывает команду «КАМАЗ-Мастер» и спецслужбы

Стихийная рекламная кампания КАМАЗа продолжается на просторах интернета. Десятки тысяч просмотров набирают видеокадры с предположительно имеющими отношение к челнинскому автогиганту броневиками «Каратель» и «Викинг». Уголька в топку общественного интереса накануне подкинул известный военно-промышленный блог bmpd, опубликовав новую порцию фото с футуристического вида машинами. «БИЗНЕС Online» попытался понять, как следует воспринимать «засветы» далеко не цивильной техники.

Предположительно, сегодня есть четыре прототипа того, что принято называть Карателем
Предположительно, сегодня есть четыре прототипа того, что принято называть «Карателем»

«БЭТМОБИЛЬ», «КАМАЗ» И ЧАГИН

Очередные виды загадочной красоты машин выложил накануне блог bmpd, созданный по инициативе центра анализа стратегий технологий (ЦАСТ).

Один броневик известен под шифром «Каратель». Впервые он засветился на просторах сети весной 2012 года. Сообщалось, что крайне необычный по виду (типа «бэтмобиля») прототип некоей бронированной машины российской разработки проходит испытания на Дмитровском полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ». Шасси машины, предположительно, создано на базе раллийного «КАМАЗа». Автор первого публичного фото машины в подписи к нему был лаконичен: «Дмитровский полигон. Т.С. тестирует Чагин. Есть идеи, что это?» Семикратный победитель в классе грузовиков ралли «Париж — Дакар» Владимир Чагин был упомянут не зря. Спортивную карьеру он начинал как водитель-испытатель камазовского отдела специальной техники департамента развития и внедрения новых разработок. Не раз сообщалось о его конструкторской работе, например, как начальника бюро организации процессов производства департамента специализированной техники научно-технического центра КАМАЗа. Утверждали, что прославленный пилот непосредственно участвует в создании машин — от проектирования до сборки и испытаний.

По данным bmpd, на нынешних фото — прототипы бронированой машины, создаваемой по теме «Каратель» московским ЗАО «Форт Технология». Как утверждают авторы блога, компания связана с ФСБ России, а машина предназначена для центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. Отметим, что принадлежность к спецслужбам особо и не скрывается. Например, «Карателя» можно увидеть в ролике от ФСБ (см. ниже, машина появляется на 16-й секунде). Судя по свежим видеоматериалам, к настоящему времени в металле имеются минимум четыре прототипа, сообщается в блоге. Авторы подмечают, что новые образцы несколько отличаются от первого макетного с «коротким носом» и надписью «ЦСН».

Проект бронемашины с 2008 года разрабатывался на ЗИЛе под руководством дизайнера Святослава Саакяна. В деле также участвовала «Форт Технология», занимавшаяся производством элементов конструктивной защиты в соответствии с ТТЗ, выданным еще в 2002 году ряду предприятий министерством обороны. На ЗиЛе проект проходил под названием «КЛОП» и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 т, пишет bmpd. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к «Форт Технологии», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип. Получившая название «Фалькатус» (Falcatus) машина именуется «защищенным автомобилем для ЦСН» и имеет боевую массу не менее 12 тонн. Сегодня работы ведутся совместно с КАМАЗом, пишет bmpd, но в чем именно заключается роль челнинского завода, не сообщается. Вчера на КАМАЗе не стали комментировать эту тему.

Отметим, что информация, связанная с темой «Карателя», чрезвычайно запутана и отделить правду от вымысла на данном этапе вряд ли представляется возможным. Главный редактор журнала «Автокаталог» и известный ВПК-блогер Александр Привалов напомнил «БИЗНЕС Online», что минобороны тоже ведет работу под шифром «Каратель», точнее, ОКР «Каратель-1»: «В рамках этой работы сотрудники ООО «ВПК» (АМЗ, Завод корпусов, ВИЦ и другие) создают семейство автомобилей многоцелевого назначения и защищенных автомобилей под шифром «Волк». Об этой работе информация иногда просачивается (первый показ был пять лет назад в Жуковском). К сожалению, ОКР «Каратель-1» подзатянулась. Возможно, именно поэтому надо чем-то взбудоражить публику, вот и появился очередной вброс про «монстра»... Я не утверждаю, что коллеги что-то опубликовали неверно, но ведь всегда есть причины появления такой информации на публике, не так ли?»

Добавим, что вместе с «Фалькатусом» в Набережных Челнах была замечена бронированная машина «Викинг». Автором конструкции bmpd называет все ту же «Форт Технологию», эта бронемашина также создана на базе «КАМАЗ-4911» на основе разработанного Московским государственным техническим университетом им. Баумана проекта БКМ-49111. Источник «БИЗНЕС Online» в ОПК отметил, что КАМАЗ имеет дело с «Викингом» как минимум три года и не исключено, что перед нами экспортный заказ.

Викинг не менее загадочен, чем Каратель
«Викинг» не менее загадочен, чем «Каратель»

ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ СОБЛЮДАЮТСЯ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ДОЛЖНЫ ВМЕШАТЬСЯ СПЕЦСЛУЖБЫ

Как расценивать то, что пока еще не принятые на снабжение и нигде публично не выставлявшиеся машины раскатывают по Набережным Челнам и их может сфотографировать любой желающий? Да и вообще, не многовато ли в последнее время происходит «сливов» разных картинок из разряда «не для всех». Припомним недавнее появление карточки с камазовской же «Платформой О» или буквально вчерашнее видео, предположительно, с беспилотным грузовиком. Недавно немало шума наделал полет построенного в Казани разведчика Ту-214Р у границ Украины — маршрут отследил вполне себе гражданский интернет-сервис, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением находящихся в воздухе самолетов. Или, может быть, мы имеем дело с изощренными рекламными кампаниями производителей? Или попросту бытовая техника достигла такого уровня, что такие вещи, как облик военной техники, скрыть в принципе невозможно? С этими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к военно-промышленным экспертам.

Андрей Фролов — главный редактор журнала «Экспорт вооружений» (орган ЦАСТ):

— Для КАМАЗа, во всяком случае, эти новости хорошие — вновь не обошлось без участия завода. Но раз бронемашины спокойно ехали средь бела дня по городской дороге, думаю, о секретности сильно не переживали — было понятно, что кто-нибудь заснимет. Значит, все идет как надо... Обычно при посещении военного производства как бывает? Приводят в цех, в котором делают что-то интересное. Это «что-то» легко можно прикрыть, но считают, что все присутствующие люди вменяемые и прекрасно понимают, что можно фотографировать, а что нет. Причем обычно все всё равно фотографируют, но снимки никуда не выкладывают — джентльменские соглашения соблюдаются... А в плане намеренных «сливов» хорошо преуспели китайцы. Да и сегодня довольно трудно скрывать внешний вид какого-либо изделия от общественности — споттеры кругом проникнут. Впрочем, «Армату» удавалось долго прятать. И то машину все же «засекли» до парада Победы на тагильском переезде. Сейчас у каждого в кармане фотоаппарат.

Похоже на съемки фильма о суровом постапокалиптияческом мире
Похоже на съемки фильма о суровом постапокалиптическом мире

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:

— «Карателя» трудно отнести к секретной технике — не та ниша. Но надо отметить, что даже если внешний облик машины не имеет отношения к обороноспособности страны, предприятия до последнего момента стараются его не афишировать, это справедливо и по отношению к чисто гражданской технике... Но в условиях глобальной сети и миллионов камер в телефонах сохранить секретность, как правило, нереально. Например, первые полеты самолетов сразу становятся достоянием общественности. Хотя надо отдать должное Уралвагонзаводу, который сумел долго прятать «Армату», и только при следовании по дорогам общего пользования машина попала в объективы... Словом, думаю, в нынешних условиях секретить облик военной техники бессмысленно.

Игорь Коротченко — директор центра анализа мировой торговли оружием:

— До определенного этапа разработки, на стадии концептуальной проработки проекта, внешний вид — охраняемый параметр. Но когда начинаются испытания опытных образцов, очевидно, надо рассекречивать, поскольку таить такие вещи уже невозможно. Однако если предприятия сами что-то в этой области делают, для «рекламы», ими ФСБ должна заниматься, поскольку все вопросы в этой области жестко регламентированы соответствующими документами.

Александр Привалов — главный редактор журнала «Автокаталог», блогер autocatalogue:

— О том, чем занимается ФСБ, лучше помалкивать. И вообще, лучше помалкивать о любых проводимых операциях спецназа — как ФСБ, так и МВД, и минобороны, и СВР, и других силовиков. Весьма часто они заказывают у промышленности уникальные автомобили, по которым информация, как правило, нигде не «светится». Могу лишь сказать: очень мало что появляется из таких разработок на публике: если враг будет знать кое-какие тонкости, то сорвутся спецоперации, которые проводятся в настоящее время. Разве это нам нужно? Мне иногда рассказывают о разных разработках, но с одним условием — чтобы я нигде не трепался о том, что конкретно узнал и увидел. Пока у меня проколов по этой части не было. Могу лишь ответственно заявить: некоторые образцы даже Джеймсам Бондам не снились. И в этом контексте КАМАЗ не исключение. Впрочем, все и без меня знают: работы ведут, в том числе, в команде «КАМАЗ-Мастер», и небезуспешно. Несколько лет назад некоторое количество машин модели 4911 (из серии в 15 единиц, которую необходимо было изготовить согласно спортивному регламенту перед гонкой) поступило в ФСБ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.07.2015 08:42

    Вот я дожил, в России делают автомобиль и называют его гордо "Каратель". Следом пойдут "Палач", "Насильник", "Мучитель" и "Истязатель"?Творческих узбеков, родному автогиганту.Папа Джонс

    • Анонимно
      9.07.2015 09:47

      В стране в котором помощь больным детям ищут через СМИ,тратить бюджетные деньги на игрушки грешно.

    • Regnum
      9.07.2015 16:56

      Товарищ, вы обратите внимание, что Минобороны, как правило, дает оружию миролюбивые или нейтральные имена (Точка, Тополь, Аметист). А вот НАТО их потом называет хищно (тот же Тополь получил прозвище Sickle). И вообще на Западе оружие имеет агрессивные прозвища (Javelin, Raptor). В этом плане я Запад полностью поддерживаю, поскольку называть гранатомет, условно, "Васильком" - это как-то нелепо.В общем, в чем ваша претензия, я не понимаю.

      • Анонимно
        9.07.2015 22:14

        А как же знаменитая "катюша" времен ВОВ? Как говорят ветераны женское имя ласкало слух наших бойцов.

      • Анонимно
        12.07.2015 09:39

        ...ага, в "ласковых" названиях для оружия-есть своя дополнительная сила. Сила спокойная, уверенная в себе, созидательная...Красиво!...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    9.07.2015 08:47

    Название "Каратель", конечно, доставляет.Для подавления бунтов, надо полагать, эта сладкая парочка - автозак и машина сопровождения.

  • Анонимно
    9.07.2015 09:40

    Игрушка мотоциклиста "хэрурга"

  • Анонимно
    9.07.2015 10:07

    "Защитником" нельзя назвать?Надо обязательно "Каратель".Приплыли. Что и требовалось доказать

  • Анонимно
    9.07.2015 10:10

    футуристичный автомобиль

  • Анонимно
    9.07.2015 10:35

    А как незарегистрированное транспортное средство передвигается по дорогам общего пользования, страховок нет - сплошное нарушение закона, поймать и на штрафстоянку

  • Анонимно
    9.07.2015 11:20

    Эк совки распрыгались. Просто любо дорого смотреть.В словарь конечно никто не догадался заглянуть.// Каратель. Тот, кто карает. Каратель беззакония.dic.academic.ru › Толковый словарь Ушакова //Попрыгунчики, почему ЭТО Обязательно должно быть направленно против своего населения?Или правильнее спрашивать - а кто Ваши друзья, что эти боевые машины вызвали такое возбуждение?

    • Анонимно
      9.07.2015 12:54

      Весело: "Диалог с попрыгунчиками". Отравление грибами детектед.

    • Анонимно
      12.07.2015 09:51

      ...ага, а толковый словарь Ушакова не поясняет различия между миром преступным и миром уголовным?...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    9.07.2015 11:31

    можно ещё "Убийца", "Наёмник"

  • Анонимно
    9.07.2015 11:33

    Название с фашистами ассоциируется. Додуматься нужно так назвать.

  • Анонимно
    9.07.2015 12:33

    Название идеально подходит этому футуристическому аппарату

  • Анонимно
    9.07.2015 13:00

    Машина напоминает декорации для фильма, а с военной техникой ничего общего. По-моему это гнилой маркетинг и вброс.

  • Анонимно
    9.07.2015 13:24

    Крутяк, а где продается? Я куплю две..

  • Анонимно
    9.07.2015 15:14

    Если по грязи поедет, то как быть с крыльями над колесами. Забьются же моментально!

  • Анонимно
    9.07.2015 17:31

    На самом деле - зачем называть машину "карателем"? Получается, что те кто ею управляют тоже каратели?

    • Regnum
      9.07.2015 18:28

      Да, давайте назовем военный броневик "Пушистик", "Зайчик" или "Солнышко". Тогда к тем, кто в нем сидит, точно претензий не будет с такой прямой, как палка, логикой.

      • Random
        10.07.2015 13:46

        Ну уж зайчиком то не надо!Уши не те...)Но можно было бы назвать как нибудь по типу назначения: "Стена", "гранит", "Барьер" и т.д.Но не Каратель же! Мы же не укропы )))

  • Анонимно
    9.07.2015 17:37

    Такая техника уже своим видом подавит врага

    • Анонимно
      12.07.2015 09:41

      ...ага, это мы, что-ли враги?.. Кого напугаешь такой "дурилкой картонной"? Митингующих? Или оператора беспилотного средства?...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    9.07.2015 20:25

    Ничего кроме эффектного внешнего вида. Понты и только, броня очень слабая и конструктивно машина уступает большинству конкурентов

    • Анонимно
      9.07.2015 21:27

      Машина вообще ни о чем - для реального применения вообще не подходит. Она даже ко мне на дачу не доедет, правда. Грязь с травой забьются под эти крылья, ни один омоновец не выковыряет.

  • Анонимно
    9.07.2015 23:01

    По "Карателю" больше интересно большое лобовое бронестекло, замена которого будет явно не дешевой.

    • Анонимно
      12.07.2015 09:59

      ...ага, это если в него водородная бомба попадет...Из пистика его не прошибешь...м-хм-м-м-м...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль