Общество 
15.07.2015

Владыка Феофан: старый знакомый папы Франциска, герой Беслана и спецпорученец Кирилла

10 фактов из жизни нового митрополита Казанского и Татарстанского

«Меня всегда посылали туда, где трудно», — говорит о себе новый глава РПЦ в Татарстане, у которого и вправду чрезвычайно богатое прошлое. Митрополит Феофан к своим 68 годам успел послужить на благо церкви в самых отдаленных точках земного шара и оказаться в эпицентре трагических событий в Москве-1993 и Беслане-2004. «БИЗНЕС Online» приводит наиболее значимые и любопытные детали биографии иерарха, приходя к выводу, что православную жизнь в Татарстане явно ждут перемены.

1. «СПЕЦПОСЛАННИК» РПЦ

«Никогда не был на легких местах. Находясь в Дамаске, был назначен в Магадан. И совершенно не считал это ссылкой. Построил великолепный кафедральный собор на вечной мерзлоте за два года. А из Магадана, появилась необходимость, меня перебросили на Северный Кавказ. Руководил огромной епархией, которая включала 6 субъектов Федерации, перенес Беслан, Нальчик и многое другое. Провел там 6 лет, но со всем этим справился. Челябинск тоже имеет проблемы. Меня всегда посылали туда, где трудно», — так говорил о себе митрополит Феофан в 2011 году.

С середины 70-х он делает довольно успешную карьеру на церковно-дипломатическом поприще, старт которой был дан в святом городе Иерусалиме, где он нес послушание в составе русской духовной миссии. Далее среди его длительных командировок — Южная Америка, Египет, Сирия. Тележурналист, представитель пресс-службы Симбирской епархии Святогор Богданов вспоминает: «Владыка Феофан действительно очень опытный и тонкий дипломат, много путешествовал по миру, в связи с этим лично знаком с некоторыми известными зарубежными политиками и религиозными деятелями. К примеру, работая в Экзархате Центральной и Южной Америки, он познакомился с нынешним Папой Римским Франциском, который тогда был простым священником. Президента ЮАР Нельсона Манделу Феофан знал еще до его тюремного заключения, а потом встречался с ним после его освобождения. Также он знал известного палестинского лидера Ясира Арафата». Мог ли в советские годы священнослужитель с таким кругом связей не быть связан со спецслужбами, остается только гадать...

Любопытно, что ни на одной из должностей новый митрополит Казанский не задерживался надолго, что, впрочем, не сказывалось на его авторитете в церкви. Это лишний раз наводит на мысль, что в РПЦ он выполняет роль «посланника по особым поручениям». К примеру, сам Феофан так объяснял свое назначение в 2000 году епископом Магаданским и Синегорским: «С распадом СССР в далеком Колымском крае сложилась очень непростая религиозная ситуация. На каноническую землю русской православной церкви обрушилась целая армия проповедников: католиков, протестантов, последователей псевдорелигиозных сект из США, Кореи, Японии. Они развернули бурную деятельность. Край мог стать первым протестантским центром в России. Складывалось впечатление, что для русской православной церкви нет достойного места в своем доме. Такое положение сильно беспокоило Святейшего патриарха и священный синод, и, направляя меня на очередное послушание сюда, они, конечно, учитывали многолетний опыт моего предыдущего служения в условиях многоконфессиональности».

Более того, в 2003 году буквально за несколько дней до начала вторжения США и его союзников в Ирак Феофан возглавлял миротворческую делегацию РПЦ в этой стране. И хотя остановить надвигавшуюся войну и дальнейшее свержение Саддама Хуссейна не удалось, факт говорит о многом.

2. ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

С 1993 по 1999 год Феофан был заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла. Так что знаком он с нынешним патриархом далеко не понаслышке и практически в каждом своем публичном заявлении подчеркивает роль патриарха Кирилла в нынешнем общественном согласии и духовном возрождении.

Многие обратили внимание на то, что в мае этого года глава РПЦ посетил Ульяновск, где служил к тому времени всего лишь год наш главный герой. Можно предположить, что этот визит был неслучайным. Вероятно, именно тогда он и мог получить окончательное предложение возглавить казанскую проблемную кафедру, тем более сам жизненный опыт владыки подсказывал РПЦ подобный выбор.

3. ДРУГ МУСУЛЬМАН

Биография Феофана и вправду располагает к его появлению в Татарстане. В его богатой зарубежно-дипломатической биографии выделяется работа в исламских странах — с 1989 по 1993 год — в качестве экзарха патриарха Московского при патриархе Александрийском и всей Африки (Египет), а в 1999 - 2000 годах — в роли представителя патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока (Сирия). Таким образом, специфика работы ему вполне ясна. Добавьте сюда еще и восьмилетнее служение в качестве архиепископа Ставропольского и Владикавказского.

Будучи митрополитом Челябинским, Феофан во время визита верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина подписал с местным представителем духовного управления мусульман договор о социальном партнерстве, первый подобный документ в России. Его основная задача — «укрепление мира между представителями разных конфессий». Будучи в Уфе на торжественном заседании в честь 225-летия ЦДУМ РФ в 2013 году, Феофан так прокомментировал подписание этого документа: «Наша митрополия подписала соглашение о социальном партнерстве с региональным духовным управлением мусульман Челябинской области. Здесь речь не идет о наших вероисповедательных принципах, догматах, мы не касаемся этого вопроса. Для нас выше общие заботы. Это потеря веры как тех, кто своими корнями принадлежит к исламу, так и православных. Это безнравственное состояние общества, наркомания, пьянство, это, скажем, непонимание ценностей семьи, неправильное отношение к браку. И все это есть, и мы должны с этим совместно бороться, чтобы наши духовные усилия были направлены на чистоту нравственного состояния общества».

4. МИРОТВОРЕЦ ВО ВРЕМЯ РАССТРЕЛА БЕЛОГО ДОМА В 1993 ГОДУ

Новый митрополит Казанский обратил на себя особое внимание более 20 лет назад, когда оказался в эпицентре противостояния между президентом РФ Борисом Ельциным и российским парламентом. Сам Феофан рассказывает о совещаниях, в которых у патриарха Алексия, вызвавшегося стать посредником, участвовали первый зампред правительства Олег Сосковец, мэр Москвы Юрий Лужков, глава администрации президента Сергей Филатов и председатель отдела внешних церковных связей РПЦ Кирилл. Именно будущий патриарх и предложил кандидатуру одного из своих заместителей в качестве парламентера. Феофан вспоминает об этом так: «Понятно было, что исполнительная власть готова к переговорам. Но было не совсем ясно, что думают народные депутаты в Белом доме. Решили, что кто-то должен пойти и провести переговоры с вице-президентом Руцким и депутатами Верховного Совета во главе с Хасбулатовым. Тогда митрополит Кирилл, нынешний патриарх, предложил мою кандидатуру. Дело в том, что я был человеком, не облеченным высшей иерархической властью, однако имел довольно серьезный опыт участия в различных дипломатических переговорах, в том числе международных».

В результате с соответствующими бумагами, позволяющими ему вести переговоры, иерарх несколько раз был в Белом доме, встречаясь и с Русланом Хасбулатовым, и со своим земляком по Курской области Александром Руцким. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» экс-глава Верховного Совета РСФСР Хасбулатов вспомнил о событиях 22-летней давности и о роли в них нашего героя: «Хорошо помню владыку Феофана по событиям октября 1993 года: умный человек, у меня сложилось впечатление, что он сочувствовал нам (защитникам Белого дома прим. ред.). Феофан хотел примирения, встречался по этому поводу со мной и с Руцким (Александр Руцкой, в то время вице-президент Россииприм. ред.), говорил нам: «Мы будем делать все, что в наших силах сделать». Хотя силы у церкви были сравнительно небольшие — помните ведь, как патриарху Алексию II, пытавшемуся воздействовать на ситуацию, один из высокопоставленных российских чиновников сказал: «А ты, поп, не суйся не в свое дело». И, невзирая на это, Феофан занимал активную позицию...»

Один из наших собеседников в окружении владыки считает, что Феофан тогда употребил весь свой дипломатический опыт, чтобы добиться мирного разрешения конфликта или, по крайней мере, не допустить полномасштабных военных действий в центре российской столицы. И ему это удалось — как знать, быть может, если бы не вмешательство владыки, события в России могли бы пойти по сценарию, которым сейчас идет Украина: гражданская война, смута, распад страны...

5. ВЫНОСИЛ РАНЕНЫХ ДЕТЕЙ ИЗ ШКОЛЫ В БЕСЛАНЕ

Богданов рассказал «БИЗНЕС Online»: «Первое, что мне вспоминается из прошлого владыки Феофана, — его героическое поведение во время теракта в Беслане. Получив известие, что бесланская школа захвачена террористами, преосвященный (который тогда занимал пост ректора Ставропольской духовной семинарии) уже через 40 минут был на месте трагедии. Сохранились фотографии, на которых после начала штурма Феофан под пулями выносит из школы раненых детей».

Сам Феофан вспоминал, что все время этой трагедии находился рядом со школой в штабе, отвечавшем за переговоры с террористами. А в одном из телеинтервью он рассказывал о беседах, которые вел в Беслане с подполковником, начальником отделения управления «Вымпел» центра специального назначения ФСБ РФ Дмитрием Разумовским буквально за несколько минут до взрыва, после которого начался штурм учебного заведения. Разумовский, как и еще несколько его коллег, погиб, закрывая собой детей, и посмертно удостоен звания Героя России.

6. 26-ЛЕТНИХ МОНАХ

Родился будущий митрополит Феофан в 1947 году в Курской области РСФСР, в городе Дмитриев-Льговский. Позднее учился в Новотроицке слесарному делу. К церкви владыка пришел еще в конце 60-х во время службы в армии в Ульяновске. Он вспоминал, что однажды самовольно отправился в храм в день Пасхи, был замечен командиром и наказан «губой» (гауптвахтой). После прохождения срочной службы принял решение уйти в монастырь.

В 1973 году в возрасте 26 лет он был пострижен в монашество архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), наместником Троице-Сергиевой лавры, с именем Феофан — в честь преподобного Феофана Исповедника. Обучался в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1976 году со степенью кандидата богословия (кандидатская диссертация была на тему «Догматическое учение Василия Великого»). В 1974 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1979-м — в сан игумена, в 1985-м — архимандрита. В 2000 году он впервые стал епископом, в 2011-м — архиепископом и, наконец, 1 августа 2012 года — митрополитом.

7. «ВСКОЛЫХНУЛ УЛЬЯНОВСКУЮ ОБЛАСТЬ»

«Могу сказать, что за один только год на посту митрополита Симбирского и Новоспасского владыка Феофан так всколыхнул Ульяновскую область и поднял ее духовный уровень, как никому до этого не удавалось. Взаимодействие светской и духовной власти в Ульяновске (губернатор Ульяновской области Сергей Морозов — митрополит Феофан) даже стали ставить в пример как образец сотрудничества государства и церкви. Феофану удалось реанимировать даже самые мертвые проекты, про которые и подумать было нельзя, что им дадут ход. Кроме того, в распоряжение православной церкви вернулись два региональных объекта, которые когда-то были экспроприированы большевиками», — рассказывает Богданов, подводя итог работе митрополита в Ульяновске.

Вообще, где бы Феофан ни служил, везде довольно жестко ставил вопрос о строительстве культовых учреждений, а в Магадане и вовсе был построен один из самых больших православных храмов России — Свято-Троицкий собор, причем ранее это здание было... недостроенным Домом советов. Закладывал православный храм Феофан и в ингушском селе Сунжа.

Заметим, что Феофана в его бытность архиепископом Ставропольским и Владикавказским периодически обвиняли в жизни на широкую ногу, в частности, вспоминая его с размахом отмеченный юбилей. Заступив на кафедру в Челябинске, он так на это отвечал журналистам: «Я построил в Ставрополье и Владикавказе более 100 великолепных храмов, много хороших представительств, но ни метра площади не принадлежит мне лично. Все это — собственность церкви. Если найдете хоть один мой дворец — дарю!» Что касается своего 60-летнего юбилея, то владыка тогда выразил благодарность любящим его народам Кавказа, организовавшим праздник, на который не была потрачена ни одна церковная копейка.

8. ПУБЛИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Феофан, в отличие от своего предшественника в Казани, отнюдь не чурается публичности. На просторах сети можно встретить массу его интервью, он проводил online-конференции и вел собственные телепередачи, к примеру, на канале «Россия-24» или челябинском ОТВ. Такая его открытость вполне естественна для бывшего дипломата и сотрудника отдела внешних церковных связей. Некоторые, однако, обвиняют его в склонности к эпатажу.

«Он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом через церковную кассу эти деньги возвращает себе! Сколько было шуму о том, что будет строить храмы! Где эти храмы? Не может наладить диалог с потенциальными инвесторами, которые могли бы пожертвовать на строительство храма. Уволил весь обслуживающий персонал епархии. Даже полы мыть некому!» — так говорили недоброжелатели в Челябинской области, рассылавшие в СМИ анонимные письма.

В письме говорится, что перед Новым годом в храме Александра Невского владыка снял свой клобук, положил в него крупную сумму и пустил по рядам: «На нужды храмов! Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки!» — рассказывал URA.Ru один из свидетелей.

9. ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Феофан много и охотно говорит в интервью об образовании, подчеркивая при этом, что церковь не претендует на то, чтобы в школах преподавали Закон Божий. Хотя на том же Южном Урале вспоминали, что владыка был очень недоволен, когда узнал, что абсолютное большинство местных учеников предпочли «Основам православной культуры» курс «Основы светской этики».

«Именно Феофану принадлежит инициатива лоббирования в светских школах предмета «Основы православной культуры» — для этого он неоднократно встречался со школьными педагогами и директорами, объяснял им доступным языком, почему, на его взгляд, в этом есть необходимость. И чаще всего убеждал — достаточно сказать, что стараниями Феофана даже на Северном Кавказе курс «Основы православной культуры» был введен в школьную программу. Более того, на том же Кавказе владыка открывал православные детские сады, что для данного региона (с преобладанием мусульманского населения) было совсем уж экзотикой», — говорит Богданов.

10. ПРОТИВНИК ГОМОСЕКСУАЛИЗМА

Новый митрополит Казанский не раз в своих речах касался темы гомосексуализма, актуальной для церкви в нашей республике, вспоминая скандал в духовной семинарии. Феофан не раз подчеркивал свое крайне негативное отношение к этому явлению, называя его «физиологическим извращением». Любопытно, что, работая в нулевые годы в Магадане, он пригласил туда с лекциями популярного диакона Андрея Кураева, который в последние годы заслужил славу одного из борцов с «голубым лобби».

В те же времена Кураев во время одной из лекций высказал допущение, что гомосексуалист вполне может быть православным священником. Феофану пришлось даже выйти на сцену, чтобы резко оборвать своего гостя.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.07.2015 08:20

    Серьёзный товарищ. Толи ещё будет! Владыка Анастасий совершенно другой...

    • Анонимно
      15.07.2015 10:37

      Товарищ или господин? Время покажет.

      • Анонимно
        15.07.2015 17:56

        Если начнутся трения между православными и мусульманами, при новом митрополите, то значит он не на своем месте...

  • Анонимно
    15.07.2015 08:40

    Не летайте в облаках

  • Анонимно
    15.07.2015 09:05

    Разговаривал с верующими в Ульяновске. Они плачут от счастья, что избавились от него...Загадывать не буду, но вряд ли надолго.

    • Анонимно
      15.07.2015 09:41

      Субъективное мнение.Не всяк в храм входящий, верует.За всех, говорить, брать на себя большую ответственность.Поживем увидим.

    • Анонимно
      15.07.2015 11:14

      Верующие в Татарстане приветствуют очищение кафедры, а ульяновцы завидуют и горюют, что владыка их покинул.

  • Анонимно
    15.07.2015 10:06

    Бо, а отправите корреспондента в Ульяновск это же недалеко и сделайте репортаж что оставляет после себя Феофан и сравните куда он приходитЧтобы объективно можно сравнить количество и состояние приходов и самой митрополии там и тут

  • Анонимно
    15.07.2015 10:36

    Какое то ощущение, что недоброе замыслили в РПЦ

  • Анонимно
    15.07.2015 10:45

    В Советской Армии служил, бороду не укорачивает, повидал почти Россию, в молодости грешил.Уже хорошо.Казанская епархия ведет свою историю с монахов Гурия, Германа и Варсонофия, которых молодой царь Иван 1У называл "апостолами" за их подвижническую жизнь.Келья Св.Гурия хорошо известна всем казанцам (и православным, и мусульманам, и иудеям), его труды в 1555-1563 гг. по налаживанию мирной жизни в Казани и Казанском царстве после "гражданской" войны 1547-1555 гг. к сожалению известны лишь узкому кругу специалистов.Именно первый архиепископ Св.Гурий установил в Казани межконфессиональный и межнациональный мир, который продолжается и до сих пор.Св.Гурий, Герман и Варсонофий знали татарский язык, организовывали школы для детей-сирот, в которых учились дети всех народов Поволжья - чуваши, татары, марийцы, башкиры, удмурты и др., брали под свою защиту обездоленных казанцев, защищали обиженных перед светской властью вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.Архиепископ Казанский и Свияжский Св.Герман не побоялся заступится за обиженных, униженных и оскорбленных в 1568 г. перед самим Иваном 1У, который к тому времени уже стал Грозным.Казани необходим памятник Св.Гурию, Герману и Варсонофию.Казанские Святители и Святые протягивают детям Книгу.

    • Анонимно
      15.07.2015 13:59

      Да обращали в православие особенно ретиво новокрещённые, см. архивы.

  • Анонимно
    15.07.2015 10:51

    Основы православия в школы будет проталкивать. Ирек.

    • Анонимно
      15.07.2015 11:13

      Надеюсь здесь он поймет, что мусульмане чтят и любят своего посланника Аллаха Исуса Христа сын Марии, который в Коране упоминается 25 раз. Исус Христос сказал: "Воистину, Аллах- мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь.", Коран 19 сура, 36 аят.И самый лучший способ укрепления межконфессиональных отношений- это принять пророка Мухаммада сгв последним пророком всем христианам и жить по последнему Божьему законодательству, по Корану, который вобрал в себя все законы Исуса Христа, и подтверждает истинность Евангелия.

      • Анонимно
        15.07.2015 12:13

        А если наоборот, призвать мусульман, чтя Пророка и Коран, призвать следовать Христовым заповедям из Четвероевангелия?Это не ради полемики, не надо отвечать. Просто вопрос вслух. Можно и по-другому задать: что, если мусульмане и христиане объединятся в единой сдаче на Волю Всевышнего?

        • Анонимно
          15.07.2015 12:28

          Почему забыли братьев-иудеев?Они тоже чтят Единого Б-га.Братья-единобожники может быть не стоит учить друг друга как славить Творца?А вот учится друг у друга никогда не поздно и не стыдно.

        • Анонимно
          15.07.2015 12:52

          Очень правильно говорите, и для того чтобы уровнять мусульман и христиан в стремлении приблизиться к Богу, надо всех пророков в исламе уровнять с пророками в христианстве, а в христианстве нет только пророка Мухаммада. Следовательно всем христианам надо принять последнего пророка Мухаммада на ряду с теми пророками, которые есть в христианстве, так как все остальные пророки такие как Авраам, Измаил, Ной, Лот, Моисей и Исус Христос в исламе уже есть.

          • Анонимно
            15.07.2015 13:53

            Все люди, исповедующие единоб-жие, равны перед Б-гом - иудеи, христиане, мусульмане.В этом смысле "уравнивать" никого не надо, перед Творцом все равны.То о чем Вы пишите, относится, по-всей видимости, к "социальному равенству", которое придумано людьми.Открою "страшную тайну" - все люди на планете Земля, исповедующие единоб-жие, пророки, посланные Б-гом.В том числе и Вы.Но как мы исполняем заповеди Б-жие? Вот в чем вопрос. Большинство из нас большие грешники и по другому быть не может...Уверен, все истинные иудеи и христиане, абсолютные единоб-жники, считают Мухаммада сгв пророком.Другое дело, что добавить в Тору или Евангелие уже ничего нельзя.Так как ничего нельзя добавить и в КоранКниги даны Б-гом и изменять их нельзя.Это основа веры и иудеев, и христиан, и мусульман.Поздравляю с наступающим праздником Ураза-Байрам.Желаю здоровья, мира и благополучия.

  • Анонимно
    15.07.2015 10:56

    «Меня всегда посылали туда, где трудно», — говорит о себе новый глава РПЦ в Татарстане- а что в Татарстане трудного?Остается надеяться, что новый Митрополит не наломает дров в нашей спокойной республике. И не принесет за собой военные конфликты, которые ходят за ним по пятам.

    • Анонимно
      15.07.2015 14:45

      Мне например все равно кого куда посылают.Хоть епископа,хоть лавочника.Чем меньше о них говорить,тем лучше.Церковь вроде разбогатела до невозможности,церквей стало много,а люди стали только злее и хуже.Каждый второй почти нацист.В Татарстане все хорошо.В других регионах гораздо хуже.

  • Анонимно
    15.07.2015 11:00

    Решение принято, и теперь только время покажет и рассудит...А православным гражданам республики надлежит усердно молиться за владыку Феофана и его успехи на новом поприще...

  • Анонимно
    15.07.2015 11:35

    Как миротворец он мог бы большую пользу принести в ДНР и ЛНР. Опыт то большой.

  • Анонимно
    15.07.2015 11:45

    надеюсь, если начнёт косячить, его столь же быстро и уберут.и, действительно, непонятно, что за пафос "меня всегда посылали туда, где трудно". У нас, наоборот, всё ровно и тихо. Эх, отцы.. Перемудрили((

    • Анонимно
      15.07.2015 14:03

      На Украину миротворцем, там мир актуальней. Или "особая миссия" у него в Татарстане?

  • Анонимно
    15.07.2015 12:15

    Раз Божий Промысл поставил нового Владыку, значит, на то есть Его Воля.Всё будет хорошо.Успокойтесь.

  • Анонимно
    15.07.2015 13:01

    Неужели еще одну эпопею христианизации татар замышляют? Очень похоже...

    • Анонимно
      15.07.2015 13:31

      "Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит свой Свет, даже если это ненавистно неверующим." КОРАН 61:8. Не переживайте, Аллах сохранит веру в истинных верующих.

    • Анонимно
      15.07.2015 13:35

      Интересно откуда Вы это взяли?Или "вычислили"?Или простая провокация?Поделитесь, пожалуйста.

      • Анонимно
        15.07.2015 14:50

        Так почитайте первоисточник, лучше в оригинале.

      • Анонимно
        15.07.2015 15:03

        Провокация, конечно. Среди миллионов русских-то процент верующих, к сожалению, невелик - есть кого приобщать к вере и без татар...Хотя людей, воспитанных родителями атеистами, искренне верящими в социалистические идеалы, уже вряд ли изменишь. Мировоззрение лишь к старости меняется, когда уходит суетность, понимаешь, что материальное это все ерунда, и начинаешь задумываться о том, что светлого за жизнь сделал, и что ещё можно сделать...

    • Анонимно
      15.07.2015 14:24

      Им бы своих православных удержать,разбегаются при первой возможности.100 лет назад сами рушили церкви и убивали священников.Думаю что сейчас количество верующих точно не прибавилось.

  • Анонимно
    15.07.2015 13:20

    Основы православия в школе должны быть, как и ислама. Столько сект и ложных церквей запад нам посылает ужас

    • Анонимно
      15.07.2015 14:47

      "Ужас" -тики не надо по телевизору показывать. Вот там ужас.

    • Анонимно
      15.07.2015 17:33

      Чтобы поддерживать раскол населения по религиозному признаку и со школьной скамьи? Руководство Татарстана именно здесь всё правильно делает. Религии не место в школе, да и в целом в общественном и медийном пространстве её стало неадекватно много. Вера - личное дело каждого, не более.

  • Анонимно
    15.07.2015 13:29

    да усБогойтесь. Приходит, значит есть причина, и скоро она покажется, а там решим как с этим быть, раз уж реальных причин нам не говорят, (я Русский, мне 30, православный, проблем в жизни в Татарстане из-за своей веры и национальности не ощущаю, друзья, соседи все Татары, супруга Татарка), думаю если бы была проблема в РТ на национальной почве или вероисповедании я бы точно заметил.

  • Анонимно
    15.07.2015 13:38

    БО, большое спасибо, что откликнулись на мое замечание.Удачи вам!

  • Анонимно
    15.07.2015 14:00

    думаю местные кураторы РПЦ сформируют и на него папку

  • Анонимно
    15.07.2015 14:12

    Впечатление, что у нас полно, как их называли в старину, пустосвятов вещающих, кто от имени Христа, кто от имени Аллаха.Угомонитесь. Новый митрополит никакой христианизации проводить не будет, сохранит существующее статус кво.Если восстановит духовную академию,и поставит во главе ее нынешнего ректора семинарии, весьма умного человека, это хорошо.Не берусь предвидеть дальнейшие ротации, ибо пути господни неисповедимы, но Феофан был бы хорошим преемником Кирилла, но возраст, да и в Москве есть звезда православия, говорю это без иронии, митрополит Илларион.Не обижен и Анастасий, получил епархию несколько меньшую, но тоже знаковую.Хорошо, что в Казани побудет патриарх Кирилл, думаю ему понравится.Наверное может и Свияжск с Болгаром посетить.

    • Анонимно
      15.07.2015 14:40

      Спасибо Вам "умный вещатель". Просветили. Даже про патриарха "повещали".Кто-то из умных говорил, что многие в глазу у брата и соринку углядят, а в своем глазу и бревно не заметят."Глупый вещатель".

      • Анонимно
        15.07.2015 16:28

        "Глупому вещателю". Пословицы надо знать:" В чужом глазу соломинку он видит.....". Правда некоторые охальники подменяли глаз, другим органом. Что касается патриарха, то сказал, что пути господни, впрочем как и синода, неисповедимы.И не более того господин ГВ.

    • Анонимно
      15.07.2015 14:47

      Вы у него спросите сколько дохода дала торговля спиртным и табаком под видом гуманитарной помощи в 90-е.И как это с верой совмещается.

  • Анонимно
    15.07.2015 15:48

    Как известно Бог один, а вот провайдеры разные и каждый себя хвалит.

  • Анонимно
    15.07.2015 15:53

    Вообще, было бы правильно ограничить роль религии в обществе. В первую очередь, нельзя впускать религию в школу. Школа должна быть светской, дети должны получить научную картину миру, насчёт религии думать с незамутненным сознанием.

  • Анонимно
    15.07.2015 16:23

    - Мог ли в советские годы священнослужитель с таким кругом связей не быть связан со спецслужбами, остается только гадать...- Впечатлило и вселяет надежду

  • Анонимно
    15.07.2015 17:10

    А чего переживаете. Значит наш человек и не зря ему все это доверяли и доверяют.Наверное с докладами сейчас не ходит, но линию ведет правильную.

  • Анонимно
    15.07.2015 22:41

    Просто Симбирскую епархию обьединят с Казанской, но потом.
    Владыка Феофан останется у нас..
    И вся любовь...

  • Alyoka
    16.07.2015 02:21

    поменяли шило на мыло

  • Анонимно
    20.07.2015 12:14

    Наконец - то новый Владыка!

  • Анонимно
    3.08.2015 13:32

    "Религия-опиум для народа!"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen