Банки 
21.07.2015

«АК БАРС» испытает на прочность стену западных санкций

Крупнейший банк Татарстана готовит выпуск евробондов на $400 млн. — первым в России за год

О начале подготовки займа «АК БАРС» Банка объемом в $400 млн. по ставке до 8,5% и сроком до трех лет стало известно накануне. Если размещение пройдет успешно, это станет важным прецедентом для всего банковского рынка страны. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что новым займом «АК БАРС» пытается заместить долг в $500 млн., который ему предстоит гасить в ноябре, однако в самом банке заявляют, что деньги нужны для «финансирования клиентов».

РАЗВЕДКА БОЕМ ОТ «АК БАРСА»

Накануне «АК БАРС» Банк объявил о том, что его совет директоров одобрил договор займа с собственной SPV-структурой — AK BARS Luxembourg S.A. — на сумму в пределах $400 млн. под не более чем 8,5% годовых. Срок займа — не более трех лет. В пресс-центре банка «БИЗНЕС Online» пояснили, что речь идет о стандартном выпуске еврооблигаций, конкретные параметры которого будут определяться по итогам проходящего road show. По данным «Интерфакса», встречи с инвесторами стартовали со вчерашнего дня, их организаторами выступают банки Credit Suisse и UBS, что, отметим, свидетельствует о рыночном характере размещения. Комиссия за организацию сделки по привлечению займа, вознаграждение за юридические, аудиторские и прочие услуги, как сообщается, не превысят $2 миллионов.

В самом банке решение выйти на международный рынок заимствований «БИЗНЕС Online» объяснили так: «В целом ситуация продолжает оставаться непростой для российской банковской системы. Однако по сравнению с началом года условия для размещения на рынке в моменте рассматриваются более позитивно, предполагая приемлемые условия как для эмитента, так и для инвестора».

У экспертов, впрочем, есть и другие объяснения. Например, генеральный директор инвестиционной компании «КапиталЪ Управление активами» Андрей Гриценко предполагает, что «АК БАРС» пытался получить финансирование на рынках капитала стран Ближнего Востока, однако условия (прежде всего размер ставки) там оказались хуже, чем на рынке евробондов. При этом «АК БАРС» не входит в санкционный список, в котором оказались крупнейшие российские банки, и потому рынок западного капитала для него формально открыт. Остается проверить, так ли это на практике.

По мнению главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, заявка «АК БАРСа» на 400-миллионные заимствования — это своеобразная разведка боем. «После второго квартала 2014 года рыночных размещений облигаций российских банков не было, — пояснила она нашему изданию. — Пропало понимание, где находится рынок. Непонятно, какую доходность наши банки должны предлагать инвесторам. При этом на фоне нулевых или отрицательных доходностей в мире долговые бумаги российских эмитентов с учетом в целом неплохих макроэкономических показателей нашей страны, очевидно, являются привлекательными».

С тем, что иностранные инвесторы вновь могут заинтересоваться российским долговым рынком, согласен и аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. По его словам, косвенным свидетельством тому может служить размещение ОФЗ (облигации федерального займа — рублевые бумаги минфина) с купонным процентом, привязанным к уровню инфляции. «По некоторым оценкам, доля нерезидентов составила 20 процентов, что существенно больше, чем в среднем в течение последнего года на долговом рынке», — отметил эксперт в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Роберт Миннегалиев и Валерий Сорокин (фото: tatarstan.ru)

ДЕНЬГИ — ДОРОЖЕ, УСЛОВИЯ — ЖЕСТЧЕ

Насколько выгодны условия, на которых татарстанский банк предполагает вернуться на западный рынок капитала? В ноябре 2012 года, когда ни санкциями, ни кризисом не пахло, «АК БАРС» разместил трехлетние бумаги на сумму $500 млн. с доходностью 8,75% годовых — так что получается, на этот раз банк хочет еще и снизить стоимость заимствований.

Впрочем, эксперты считают предложение вполне адекватным. Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова отмечает: «Ставка, предлагаемая «АК БАРСом», должна составлять от 7,5 до 8,5 процентов годовых, в идеале — ниже, но такие условия найти более чем проблематично. В этом году деньги, безусловно, дороже, а условия их предоставления — жестче. «АК БАРС» ищет средние рыночные рамки. Рыночная конъюнктура в середине лета 2015 года не самая спокойная, но ситуация однозначно лучше, чем была в первом квартале».

На условиях анонимности ряд экспертов отметили, что уровень ставки, предлагаемый «АК БАРСом», вполне адекватен нынешней конъюнктуре (с учетом платы за политические риски) и является выгодным для самого банка.

Также эксперты отмечают, что до недавнего времени в условиях нестабильности курсов кредиты за рубежом отчасти замещал ЦБ, проводя валютные аукционы. Однако с недавних пор предоставление валютной ликвидности сроком на год было свернуто, и банкам волей-неволей пришлось задуматься о возвращении на западный рынок. «АК БАРС» стал первым, кто попробует этот сделать.

ЗАЙМ НА БОРЬБУ С КРИЗИСОМ?

Принципиальный вопрос: зачем крупнейшему банку РТ нужны $400 миллионов? «Скорее всего, деньги нужны банку в рамках реструктуризации предыдущих задолженностей. На это указывает и достаточно короткий срок размещения — не более трех лет», — считает Бодрова из «Альпари».

Эта версия выглядит наиболее очевидной, ведь вышеупомянутый займ в $500 млн. банку гасить уже ноябре этого года. Всего же по евробондам «АК БАРС», напомним, должен $1,1 миллиарда. Второй выпуск облигаций на $600 млн., слава Богу, погашать предстоит нескоро — в 2022 году.

Однако в самом банке причины нового размещения евробондов объясняют задачами расширения бизнеса. «Объем текущей ликвидности позволяет погасить долг по еврооблигациям «АК БАРС» Банка в полном объеме. Также следует отметить, что еврооблигации банка практически на протяжении всего периода своего обращения уверенно торгуются по близкой к номиналу цене, что говорит о высоком уровне доверия инвесторов и наличии постоянного биржевого спроса на ценные бумаги банка», — сказано в ответе пресс-центра «АК БАРС» Банка на запрос «БИЗНЕС Online».

По версии «АК БАРСа», цель нынешней сделки — «дальнейшее финансирование клиентов банка». Иными словами, речь идет о расширении кредитного портфеля и дополнительных вливаниях в экономику Татарстана, которые в условиях кризиса в любом случае будут нелишними.

УСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕТ — СПАСИБО ТАЛГАТУ АБДУЛЛИНУ И ЦБ

Успешному размещению займа должно способствовать и упрочившееся в последнее время финансовое положение «АК БАРСа». 3 апреля на внеочередном собрании акционеры «АК БАРСа» приняли решение об увеличении уставного капитала на 9,8 млрд. рублей за счет выпуска дополнительных акций. В конце мая федеральная антимонопольная служба сообщила, что удовлетворила ходатайство Госжилфонда при президенте Республики Татарстан о покупке 25,77% голосующих акций банка.

Это, в свою очередь, позволило банку выполнить условия получения федеральной помощи. Уже в первой половине июня «АК БАРС» получил от агентства по страхованию вкладов 12,1 млрд. рублей в виде ОФЗ для пополнения собственного капитала. В результате на 1 июля собственный капитал банка (по форме 123) достиг 55,5 млрд. рублей, что на 19,9% (9,2 млрд. рублей) больше, чем на 1 июня.

Несколько огорчает, правда, динамика финансового результата. Так, чистый убыток банка за последний месяц вырос вдвое: с 1,88 млрд. рублей на 1 июня до 3,9 млрд. рублей на 1 июля 2015 года. Так что если и выходит на рынок займом, то именно «в моменте», пока эффект от докапитализации благотворно влияет на показатели устойчивости.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.07.2015 09:15

    Это полный абсурд. В стране есть стабфонд, фонд национального благосостояния, который хранится в облигациях стран США и Евросоюза по 3% - 4% годовых, а мы хотим взять кредит за рубежом и платить им 8,5%. В этом есть смысл?

    • Анонимно
      21.07.2015 09:27

      Азат Д

      "Спасибо" Кудрину, которого любят сюда приглашать.

    • Анонимно
      21.07.2015 09:28

      Азат Д

      А зачем всяким , бестолковым, нерадивым деятелям стабфонд давать? Так они его быстро разбазарят.

    • Анонимно
      21.07.2015 09:33

      Никакие евробонды народ брать не будет-нет денег.

      • Анонимно
        21.07.2015 10:58

        Народ? Где видели, чтобы евробонды среди народа размещались? Это же не "народное IPO ВТБ". К тому же вряд ли иностранцев будут нанимать, чтобы разместить среди наших

    • Анонимно
      21.07.2015 10:19

      у стабфонда есть свои функции и правила управления средствами. Ему бы смочь покрыть дефицит пенсонного фонда. Так что абсурд - это предлагать банкам брать деньги из него

    • Анонимно
      21.07.2015 12:06

      Еще нехватало стабфонд, фнб банкам раздавать для «финансирования клиентов».Это деньги бюджетников и пенсионеров. На социальнозначимые расходы пусть раздают. А не банкам под формальные заявления.

  • Анонимно
    21.07.2015 09:52

    На западном рынке ставка 8.5% годовых может показаться очень высокой. Посмотрите на ЛИБОР или европейские ставки. Там и 4% могли бы посчитать за благо. Возможно, что принимаются во внимание риски и другие факторы.

    • Анонимно
      21.07.2015 10:43

      Пока санкции не снимут, никто не сможет разместиться на более выгодных условиях, даже ТОПыНе забывайте, что это первое размещение после пика кризиса

    • Анонимно
      21.07.2015 11:00

      европейские ставки - для европейских банков

  • Анонимно
    21.07.2015 10:12

    Для каких западных банков?) выкупят облигации структуры СИНХа и подобные им. Очевидно, что выпуск связан с реструктуризацией имеющейся задолженности банка.

  • Анонимно
    21.07.2015 10:19

    Зачем привлекать бонды - ясно дело рефинансировать старый. 500 млн баксов осенью вынь и положи? Откуда деньги и есть ли они вообще? Про кредитование клиентов - это бред. Назовите клиентов. Кто будет брать на себя валютный риск? А вот банк \"молодец\" - взял. Интересно, а когда курс будет за 100 в 2018 чем отдавать будете? Долг в 2 раза вырастит. Совокупный составит 600*100+400*100=100 млрд руб. Нормально? Нужно не размещать банды, а закрывать их.

    • Анонимно
      21.07.2015 11:21

      "а когда курс будет за 100 в 2018..." - а почему не 200?

    • Анонимно
      21.07.2015 11:22

      у банка денег достаточно - текущие бонды сами погашают С ликвидностью проблем нет

    • Анонимно
      21.07.2015 14:10

      так, к слову о рефинансировании, Fitch прокомментировали Ведомостям, что ликвидности для погашения на балансе достаточно

  • Анонимно
    21.07.2015 10:32

    Купят бонды без проблем, если, конечно, политика не вмешается

  • Анонимно
    21.07.2015 10:47

    Действительно, интересно, а валютный риск захеджирован?

  • Анонимно
    21.07.2015 10:55

    8.5% в валюте - это удавка на шее банка. Видать , совсем плохи дела, если вынуждены брать деньги под такие грабительские%%%.

    • Анонимно
      21.07.2015 11:09

      1. Взять под 8.5% в валюте2. Разместить под 8.5% + маржа (в рублях, баксах - неважно, засвопует, захеджирует)3. ???4. Profit!

      • Анонимно
        21.07.2015 11:28

        В валюте сейчас мало кто будет брать-если только импортеры....а банку размещать привлеченную валюту в рубли-неразумно, переоценку можно словить ого-го...итак из убытков никак не выберутся. Так что этот займ - банальное латание дыр

        • Анонимно
          21.07.2015 11:58

          так-то еще и экспортеры есть. о неразумности - см. пункт 2.

          • Анонимно
            21.07.2015 13:43

            Вы думаете, они хеджируют? Вряд ли, судя по фин.результату. Да и не бесплатное это удовольствие

        • Анонимно
          21.07.2015 16:17

          Ну так написали же, что это нужно для возврата кредита на 500 млн. баксов осенью.

  • Анонимно
    21.07.2015 11:41

    Ак Барс банку надо увеличивать прибыль и повышать рентабельность. Консервативная политика в купе с плохой работай по взысканию долгов, не приносят свой результат. Примером для подрожания можно взять \"Альфа банк\".

    • Анонимно
      21.07.2015 12:13

      Разве в кризис не выигрывают консервативные игроки?

    • Анонимно
      21.07.2015 12:15

      только лишь прибыль не является показателем стабильности. банк мог бы не отчислять ничего в резервы и получать свою прибыль. вот это вы считаете современной результативной политикой?

      • Анонимно
        21.07.2015 12:41

        Вы про какие созданные резервы говорите?

        • Анонимно
          21.07.2015 14:11

          банки обязаны создавать резервы под рисковые активы. консервативность резервирования определяется на местах

      • Анонимно
        21.07.2015 12:49

        согласен. в кризис - тем более не показатель. почти у всех топовых банков убытки. ситуация стабилизируется как только ЦБ нормальную ключевую ставку установит

    • Анонимно
      21.07.2015 12:47

      Очень хороший пример для подражания, у которого активы в 2015 году схлопнулись на более чем 50%

      • Анонимно
        21.07.2015 13:41

        Для справки за полгода (с 01.01.2015 по 01.07.2015) активы Альфы упали на 17%. С 01.07.2014 выросли на те же 17%. Вы про какие 50%.

        • Анонимно
          21.07.2015 14:04

          высоколиквидные активы 234 млрд на 01.01.15, 111 млрд на 01.07.15

          • Анонимно
            21.07.2015 17:21

            Ну вот а вы выше пишете о другом - про активы. а с 01.07.2014 они упали всего на 4,4% (ВЛА). ВЛА это не показатель, это просто квази кэш, если в нем нет необходимости их разгружают в менее ликвидные, но более доходные активы.

    • Анонимно
      21.07.2015 13:02

      "Ак Барс банку надо увеличивать прибыль и повышать рентабельность".Наверное, уже повышают. Как всегда за счет мелких клиентов-физлиц. Одно повышение комиссии до 100 руб. по приему наличности "впечатляет". Особенно пенсионеров и т.д. Да, это главный "социально-ориентированный" банк республики. :)(:

      • Анонимно
        21.07.2015 13:51

        а вы просто наличность не носите) 21 век, безналичная оплата, IT-технологии... и все такое. Не зря же целый Иннополис открыли))

    • Анонимно
      21.07.2015 14:14

      У Альфа-банка просрочка 7,5% в кредитном портфеле, у Ак барса - 2%. Вначале подумай, потом пиши

  • Анонимно
    21.07.2015 12:37

    Как физ лицу поучаствовать в покупке? Таких ставок в депозитах уже не найти.

    • Анонимно
      21.07.2015 13:08

      вам прямо на поле чудес- оставьте ваши деньги в лунке и призодите через год пожинать плоды денежного дерева!

      • Анонимно
        21.07.2015 18:43

        Благодарю за ценный совет, а Вы как приумножаете свои сбережения? )))

    • Анонимно
      21.07.2015 13:28

      если есть временно свободные от $500 тысяч, обратитесь к брокерам, может организуют вам участие в похожих размещениях. Тут имхо будет выкупать пул крупных банков, фондов.

      • Анонимно
        21.07.2015 14:45

        Никому их евробонды не нужны. Особенно опасно там, где участвует Сорокин.

  • Анонимно
    21.07.2015 19:49

    свои пять копеек----новые инфляц-офз по сути бакс с евродоходностью (может появиться спред-инфляцию статистика считать умеет)----тут хоть срок и меньше все равно выглядит неадекватно-----пока все два случая выглядят как парковка для своих средств (аналогия выигрывания строительных тендеров)

  • Анонимно
    22.07.2015 08:17

    Деньги нужно размещать на фондовом рынке.по второму полугодию.на нефтяном секторе и в акцияхсбера. Остальные инвестидеи для тех кто готов расстаться со своими деньгами. На года 3 -5.всем нужны дешевые деньги!

  • Анонимно
    22.07.2015 20:36

    под 8.5 не дадут , под 9.5 -11 , все равно возьмут видимо денег нет длинных, гасить бонды, а короткая ликвидность ни о чем не говорит, сейчас прибыль ушла на второй план наверное , раз валютные обязательства не гасят

  • Анонимно
    23.07.2015 08:02

    то есть хотите сказать что усиленно начал пирамидиться под раздачу рубля

  • Анонимно
    23.07.2015 12:44

    куда пирамидиться? сейчас риски в экономике намного выше чем раньше, сейчас главное самим себя вытащить из такой ситуации 500 млн долл это 30 ярдов вынь да отдай, активы большинство проблемные , раз убытки такие , это еще наверное натянутый минус, отсюда следует откуда деньги взять минимум трехлетние, можно конечно текущую ликвидность использовать занять на очень короткий срок на день на месяц там вариантов много, но это не то, банк станет уязвимым,поэтому лучше рефинансировать и надеется что западные партнеры ubs в частности найдут покупателей на новые бонды

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль