Машиностроение 
21.07.2015

КАМАЗ дал по газам и получил полмиллиарда

Камский автогигант ждет почти пятую часть из 3 млрд. рублей, отпущенных регионам на закупку газомоторной техники

Титанические усилия Татарстана по продвижению газомоторной тематики увенчались очередным тактическим успехом. Накануне стало известно, что республика получит 554 млн. рублей, то есть львиную долю федеральных субсидий регионам на закупку газомоторной техники. Причем, как выяснил «БИЗНЕС Online», вся сумма пойдет на КАМАЗ, решивший оттеснить от муниципальных заказов даже своих стратегических партнеров. Между тем автогиганту светят не только деньги РТ, но и соседнего Башкортостана, а это еще 322 миллиона.

На закупку муниципалитетами газомоторной техники Татарстан получит 554 млн. рублей федеральных субсидий
На закупку муниципалитетами газомоторной техники Татарстан получит 554 млн. рублей федеральных субсидий

ЛЮБОЙ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К КАМАЗУ

Почти пятую часть федеральных субсидий этого года на закупку муниципалитетами газомоторной техники получит Татарстан — 554 млн. рублей из 3 миллиардов. Об этом накануне сообщила пресс-служба камбина России, опубликовав данные о субсидировании регионов по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ближайшие по объему субсидий регионы — Крым (365,2 млн. рублей), Башкортостан (322,4 млн.) и Самарская область (301,9 миллиона). Всего в списке 23 региона.

Конечный получатель денег для Татарстана — ПАО «КАМАЗ»: именно у автогиганта и его нефтекамской «дочки» — НЕФАЗа — муниципалитеты республики закупят все необходимые им по предварителльной заявке 338 единиц газомоторной техники, сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Это 229 единиц спецтехники для сферы ЖКХ, 71 автобус «НЕФАЗ» и 38 грузовиков.

Полмиллиарда с гаком — сама по себе сумма красивая, но очень может быть, что будет и бонус. Если вспомнить о том, что в Башкортостане кроме НЕФАЗа других автопроизводителей нет, а республика подала заявку на 200 единиц техники, башкирские 322,4 млн. рублей вряд ли пройдут мимо него. А это уже 876 млн. для камазовской группы. На единственном же автопредприятии Башкортостана о своих потенциальных продажах для муниципалитетов пока не распространяются. По сути, любой из 23 регионов-участников может освоить свои деньги на КАМАЗе, но в целом по России в игру вступают и другие участники рынка — группа «ГАЗ», например. «Средства выделяются муниципалитетам и будут осваиваться на основе конкурсов, — напомнил «БИЗНЕС Online» гендиректор ОАО «НЕФАЗ» Николай Пронин, — поэтому на сегодня пока не берусь прогнозировать, кому уйдут муниципальные заказы».

2.jpg
Николай Пронин (фото: kamaz.ru)

ТЫ МНЕ ХОТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР, НО...

Хотя сегодня вся газомоторная тема РТ так или иначе завязана на КАМАЗ, поставщик он, строго говоря, не единственный: коммунальную технику продают смежные предприятия, в частности, челнинские же компании, которые закупают у КАМАЗа шасси и ставят на них свои надстройки, например, стратегический партнер автогиганта по теме газомоторной грузовой техники ООО «РариТЭК». Гендиректор компании Рафаэль Батыршин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сделал раскладку по муниципальным закупкам.

Львиную долю, по мнению Батыршина, у КАМАЗа заберут Набережные Челны — это естественно, поскольку взаимозависимость города и завода в нынешних экономических условиях только усилилась. По данным «РариТЭКа», родной муниципалитет заберет у автогиганта 26 пригородных автобусов и 29 единиц коммунальной техники. При этом Батыршин закладывает в челнинскую закупку и те 190 городских автобусов, на которые еще в марте подписался исполком Челнов. Тогда от этих «НЕФАЗов» отказались казанские перевозчики, и автоград взялся выручить градообразующее предприятие. Первый замруководителя исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин рассказывал «БИЗНЕС Online», что новые автобусы появятся на улицах ко Дню города, то есть к 10 августа. Однако очевидно, что в 71 автобус, финансируемый, по словам Афанасьева, из полученной нынче суммы, эти 190 «НЕФАЗов» никак не вписываются, следовательно, они либо уже оплачены, либо будут оплачиваться параллельно... Аппетиты остальных субсидируемых муниципалитетов скромнее. По словам Батыршина, 3 единицы техники закупит Черемшанский район, 5 — Альметьевский, 6 — Буинский, 20 — Зеленодольский, 10 — Нижнекамский, 15 — Бугульминский. Данные эти не окончательные, однако картина распределения субсидий в целом понятна. Отметим, что в 2013 - 2014 годах Татарстан уже получил таких субсидий на 1,8 млрд. рублей.

Но хотя покупателей шасси для производства спецтехники у КАМАЗа немало, никому из них от этого пирога не достанется. Как стало известно «БИЗНЕС Online» из информированных источников, как только обозначились гарантированные закупки, от мунзаказа был оттеснен даже стратегический партнер «РариТЭК». Батыршин на тему участия своей компании в субсидированных продажах говорить не захотел, заявив, что пока неясно, сколько техники поставит КАМАЗ и сколько — «РариТЭК». С другой стороны, он обозначил, что компания как минимум будет занята в поставках НЕФАЗа, поскольку «РариТЭК» ставит газобаллонное оборудование и на автобусы. «Пока на подряде у НЕФАЗа стоим мы, — сообщил Батыршин. — Это касается всех поставляемых Нефтекамском автобусов».

О скором распределении субсидии сообщил, будучи в автограде, Денис Мантуров
О скором распределении субсидии сообщил, будучи в автограде, Денис Мантуров

ПОБЕДИТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН — КАМАЗ

Безусловно, КАМАЗу сегодня покупатели нужны как воздух — падение производства за первые полгода составило 40%, продаж — 53%. Из-за этого страдают и все многочисленные поставщики и партнеры автогиганта, включая «РаритТЭК». Недаром руководители завода и республики предпринимают титанические усилия по развитию программы газомоторной техники и собирают на своей территории федеральных министров и глав регионов. На последнем таком собрании, состоявшемся в прошлую пятницу и посвященном развитию рынка газомоторного топлива в Приволжском федеральном округе, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин показал федеральным министрам торговли, энергетики и транспорта новую линию по производству газомоторных грузовиков мощностью до 8 тыс. машин в год. Тогда же стало ясно, что Татарстан снова получит на программу больше всех. Именно на той встрече министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что 3 млрд. рублей, отпущенные субъектам для закупок газомоторной техники, будут распределены уже на днях. Вопрос, по словам, Манутрова, требовал оперативности, поскольку муниципалитеты должны сейчас как можно быстрее завершить свои конкурсы на закупку спецтехники и автобусов. При этом совершенно очевидно, что конкурсы эти как минимум в РТ весьма формальны, поскольку победитель в них может быть только один — камский автогигант.

Отметим, что в 2014 году КАМАЗ в общей сложности реализовал 1,2 тыс. единиц газомоторной техники, а на этот год гарантированным пакетом в апреле указывалась реализация 1,8 тыс. единиц с учетом «НЕФАЗов». «На чисто коммерческий рынок планируем выпустить еще порядка 200 автомобилей, то есть в целом на этот год намечена поставка около 2 тысяч автомобилей», — говорил в апреле Пронин, подтверждая тем самым, что почти 90% всей газомоторной техники КАМАЗа на сегодня закупается муниципалитетами и «Газпромом», с которым КАМАЗ в паре работает над развитием газомоторной инфраструктуры и который намерен перевести на газ 50% собственного автопарка. Таким образом, коммерческие предприятия закупают не более 10% газомоторной техники КАМАЗа — она на сегодня слишком дорога по сравнению с традиционной (разница в цене — порядка 20%), да и заправок для нее слишком мало.

В апреле Сергей Когогин презентовал новую линию по производству газомоторной техники
В апреле Сергей Когогин презентовал новую линию по производству газомоторной техники

При этом увеличивать количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) тоже проблематично, поскольку их мощности не загружаются. Как сообщил на совещании министр энергетики РФ Александр Новак, несмотря на приличные темпы роста загрузки АГНКС, общий уровень остается низким — всего 14% мощностей. «Поэтому, максимально быстро строя новые станции, нам все-таки нужно помнить, что они должны быть окупаемыми, — указывал Новак. — Нужна синхронизация по загрузке действующих и строительству новых станций. Это сложнейший вопрос в условиях рыночной экономики». Сложность Новак пояснял тем, что с одной стороны здесь стоят интересы автопроизводителей, с другой — расторопность муниципалитетов в вопросах выделения земельных участков, с третьей — расчеты самих инвесторов заправок. Эту же проблему обозначал и врио президента РТ Рустам Минниханов. Он отмечал, что сейчас в Татарстане используется уже 2,9 тыс. единиц транспорта на компримированном природном газе и реализация этого топлива выросла за прошлый год на 48%, а за первое полугодие 2015-го — на 14,6%. В республике работают 10 заправок, в этом году будут введены в эксплуатацию АНГКС в Нижнекамске, Зеленодольске и Бугульме, плюс реконструируется законсервированная станция в Челнах. 12 АГНКС будут построены в республике в следующие два года. «Тем не менее АГНКС пока не загружены», — констатировал Минниханов и грозился в этой связи перевести на газ к 2023 году 50% парка общественного транспорта и по 30% коммунальной и строительной техники, а это минимум 15 тыс. машин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.07.2015 16:09

    О распределении государственных субсидий пишут как о завоевании республики и топ менеджмента ПАО КАМАЗ, а кто лоббировал выделение этих средств в антикризисной программе зимой 2015 года??? ещё тогда все было решено, кому госсубсидии достануться....

    • Анонимно
      23.07.2015 13:40

      Лоббировал лично Когогин и команда ответственных товарищей. Но это обычная работа генерального директора. Хорошо, что субсидии есть, они формируют хоть и не большой, но рынок газомоторных автомобилей.

  • Анонимно
    21.07.2015 20:12

    в штуках не так уж и много выйдет. если считать ,что 338 единиц -это цельные камазы , то это 2 смены работы конвеера. Родную камазовскую спецтехнику на Нефазе делают. Так что , по этой программе, сам камаз будет в основном выпускать только шасси.3 млрд/1,5 млн=2000 шасси камаза. 3 недели загрузки для всего завода.

    • Анонимно
      22.07.2015 09:45

      Что в принципе тоже неплохо.

    • Анонимно
      23.07.2015 13:43

      В штуках получится даже меньше, не все субсидии попадут к нам (Есть еще группа ГАЗ с ПАЗиками, ЛИАЗами и газелями). Но Вы представьте, что каждый второй автобус НЕФАЗ - это газовый автобус (!), а это уже загрузка целого производства в г. Нефтекамск.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen