Общество 
25.07.2015

Рафаэль Хакимов: «Единый учебник по истории неделимой России – это шаг отчаяния»

Как школьный учебник, вокруг которого разворачиваются дискуссии, искусственно отделяет российскую историю от всемирных процессов

Концепция единого учебника истории не дает конкретных предписаний окончательному варианту учебника, она многие сюжеты формулирует весьма лапидарно, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Например, записано «Куликовская битва» — и точка. В свете последних политических настроений учебник, считает автор «БИЗНЕС Online», будет выдержан в сугубо патриотическом тоне. Нетрудно догадаться, чему будем учить детей: гордости за русских, победивших якобы злых татар.

Snimok_ekrana_2013-07-10_v_.jpg

ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ЕДИНОЙ РОССИИ

Мерю степь единой мерою,
Бегом быстрого коня.
Прах взмету, как тучу серую.
Где мой враг? Лови меня.

Степь — моя. И если встретится
Скифу житель чуждых стран,
Кровью грудь его отметится,
Пал — и строй себе курган.

У меня — броня старинная,
Мечь прямой и два копья,
Тетива на луке длинная,
Стрел довольно. Степь — моя.

Лик коня, прикрытый бляхами,
Блеском грифов, птиц и змей,
Ослепит огнем и страхами
Всех врагов меты моей.

А мета моя — высокая
Византийская княжна,
Черноокая, далекая,
Будет мне мечом дана.

Полетим как два мы сокола.
Звон бубенчиков, трезвонь.
Кто вдали там? Кто здесь около?
Прочь с пути! Огонь не тронь.

Константин Бальмонт. Скиф

На последней сессии Госсовета Татарстана прозвучала обеспокоенность по ряду проблем, в том числе и по единому учебнику истории. Под «единым» имеется в виду вся линейка учебников для всех классов и вузов. Вряд ли надо обманываться возможностью написания альтернативных учебников и пособий — альтернативы будут вокруг единых требований с вариациями методики преподнесения материала. Есть сведения, что учебники уже написаны, из них отобрали те, которые наиболее отвечают современной ситуации. Так что время выступлений закончилось, наступила пора действий.

Институт истории им. Марджани сделал все, что в его силах, добившись внесения существенных изменений в концепцию, однако мы можем только предлагать и не можем влиять на окончательное принятие решений. Следующий этап — дело политиков, депутатов, администрации. Когда я работал советником президента, то мог отслеживать оба этапа, именно так удалось предотвратить принятие Дня победы на Куликовом поле в качестве национального праздника России. Все документы были готовы, памятник в Тульской области покрасили, деньги были выделены, историки свои фантазии оформили в качестве великой победы русских над татарами, но... Этот облом мне долго поминали...

Концепция единого учебника истории не дает конкретных предписаний окончательному варианту учебника, она многие сюжеты формулирует весьма лапидарно, в общей форме. Например, записано: «Куликовская битва» — и точка. Никак не расшифровываются характер битвы, участники, результаты, иначе говоря, автор может произвольно описывать саму битву. В свете последних политических настроений учебник, надо полагать, будет выдержан в сугубо патриотическом тоне, тем более Куликовская битва не исключена из реестра побед русского оружия. Нетрудно догадаться, чему будем учить детей: гордости за русских, победивших якобы злых татар-завоевателей Святой Руси.

917d140bcadd.jpg
«Чему будем учить детей: гордости за русских, победивших якобы злых татар-завоевателей Святой Руси»

Перманентное возвращение к теме Куликовской битвы стало каким-то наваждением для официальных органов, будто наступило время реванша за несбывшуюся победу. В многочисленных официозных трудах, фильмах, царских, советских, современных учебниках пыталась сконструировать настоящую победу русских над татарами в то время, как на самом деле шло политическое соперничество за власть и, в частности, борьба за доступ к московскому рынку. С одной стороны выступила законная власть во главе с ханом Тохтамышем в союзе с Дмитрием Донским, с другой — узурпатор Мамай, объединивший татар, литовцев и западных русских на генуэзские деньги. Битва была между двумя влиятельными кланами, а не между русскими и татарами, причем Дмитрий Донской вообще возглавлял ордынские войска, состоявшие из русских, литовцев и татар (в то время любая конница, с любой стороны была татарской). Не было никакой победы русских над татарами просто потому, что она не предполагалась, такой задачи не ставилось, а были обычные (говоря сегодняшним языком) разборки. В этом вопросе надо просто успокоиться и не пытаться с помощью административного ресурса симулировать победу. Если бы произошла реальная победа, аналогичная Полтавской, то ее вспоминали бы так же редко, как шведское поражение, и не пытались возводить в ранг общенационального праздника.

Проблема единого учебника истории заключается в общей весьма ущербной установке на возникновение русской государственности у западных границ, т. е. на Украине и ее экспансии до Татарского пролива, в то время как всемирная история шла в обратном направлении с востока на запад. Учебник искусственно отделяет российскую историю от всемирных процессов, при этом нерусские народы выступают предметом покорения, а лучшие из них (т. е. немусульмане) в качестве добровольно присоединившихся. Задача состоит в исключении татарского фактора как государствообразующего в пользу эфемерного влияния дряхлой Византии. Даже сегодня идея Третьего Рима подспудно остается в подсознании авторов учебников, собственно, у них выбор невелик: или выстроить воображаемые истоки из некогда великой Византии, или признать ордынскую основу государства. На второе никто в ближайшие годы не решится. Татары еще надолго останутся в статусе основных врагов, хотя в реальной истории антагонистического русско-татарского противостояния не было. Даже межконфессиональное противостояние было относительно недолгим: между указами Петра I о христианизации и указом Екатерины II о веротерпимости. Последующая миссионерская деятельность не принесла видимых успехов. Относительная либерализация законодательства привела к так называемому «отпадению» татар, т. е. возвращению крестившихся под сень полумесяца.

В ходе выработки концепции единого учебника наблюдалось редкое равнодушие со стороны республик. Ощущалась общая инерция субъектов, полностью полагавшихся на вертикаль власти. Поступило немало предложений от частных лиц, кое-что было явно красиво организовано. В дискуссии многие участвовали скорее по долгу службы, нежели по зову сердца. Полемика в прессе больше касалась Отечественной войны, отношения к Сталину как победителю фашизма, необходимости прославления царей, православия. Когда мы работали над концепцией, в комиссии были сотрудники РАН, московских вузов и Института истории им. Марджани, а также наблюдатель из Башкортостана. И всё!

ПРЯТАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЕ

Патриотизм портит мировую историю.

Иоганн Вольфганг Гете

Уверен, что в учебнике все будет подчинено патриотическому воспитанию. Вроде бы этому трудно возражать, однако существует одно существенное НО. Невозможно заставить людей любить всю Россию в ущерб своей малой родине. Люди воспринимают патриотизм и историю сквозь призму своего рода, семейных корней, своей деревни, города, республики, иначе они становятся частью маргинальной среды. Никакой народ не смирится с унижением своих предков, языка и культуры, если даже при этом внешне проявит лояльность, то внутри затаит недовольство властью.

Сегодня прятать историческую правду становится все труднее. Я сам веду лекции и семинары в Казанском университете по курсу «Управление обществом» и вижу, как студенты готовятся к занятиям — они все ответы ищут в интернете, они не могут оторваться от своих iPhone даже во время лекций. Они сжились с интернетом, они живут в интернете. Конечно, с помощью экзаменов и ЕГЭ можно внедрить некие стереотипы. Школьное образование остается на всю жизнь ориентиром. Однако у людей неизбежно возникает масса вопросов по истории, когда они обнаруживают иную версию. Новый взгляд на, казалось бы, незыблемые факты формирует недоверие к официальной историографии. Сегодня трудно, как в советское время, контролировать идеологию. Нет соответствующих органов для цензуры, Российская академия наук потеряла свою координирующую функцию и с каждым годом теряет авторитет. Интерес ученых к татарской истории даже среди нетатар растет в геометрической прогрессии. Все это очень скоро вырвется наружу в виде популярных книг, блокбастеров, комиксов. Совсем недавно в разных странах были отсняты сериалы о Чингисхане, настал черед его потомков. И тогда учебники придут в прямое столкновение с массовой информацией об истории, общественное сознание окажется шизофренически расколотым. Власть потеряет свое происхождение.

11367.jpg
«Совсем недавно в разных странах были отсняты сериалы о Чингисхане. Учебники придут в прямое столкновение с массовой информацией об истории, общественное сознание окажется шизофренически расколотым»

Самая опасная ложь — это истины, слегка извращенные.

Георг Лихтенберг

При значительном различии официальных учебников от реальной истории со временем возникнет ситуация, когда экзамены по истории будут восприниматься как лицемерие. Подчинить этот процесс цензуре практически невозможно — для этого надо отключить интернет, спутниковое телевидение, закрыть границы, т. е. вернуться к сталинско-брежневскому режиму. Для того чтобы установить сталинский режим, для начала надо быть Сталиным, а не его бледной тенью. Террор Сталина уже не вернуть, такой идеологии, которая появилась на волне революции, уже никогда не воспроизвести. Патриотизм «НАШИХ» не идеология, а отчаянное желание победить какого-нибудь врага. Если нет истинных врагов, то их изобретают, но надуманные враги — плохой объект для мобилизации масс. Когда у патриотизма исчезнет объект для борьбы, он обернется против власти, он призовет к власти фашизм, конечно, не в нацистской форме, а по типу итальянского — без концлагерей, с символикой Третьего Рима, в мягкой русифицированной оболочке.

Конструктивизм поможет патриотам нарисовать события, символы побед, образы героев, даже придумает новые «традиции». Когда-то конструктивизм отражал реальность и пытался ее подправить, это было время наивных утопистов. К ХХ веку их время прошло, появился другой конструктивизм, наукообразный, принявший маску реальности. В форме революционной практики он был не так уж безобиден. Сегодня конструктивизм вообще не имеет отношения к какой-либо реальности, он формирует свою ирреальность в чистом виде, как симуляцию действительности. Было бы недальновидно относиться к конструктивизму как упражнению философского ума. Конструктивизм, соединенный с властью, становится опасной политической игрой. На примере изобретения «советского народа», «югославского народа» мы видели, чем это может закончиться.

Патриотизм, насыщенный историческими образами, в руках конструктивистов может стать новой доктриной с догмами по типу советского тоталитаризма. Приведем пример конструктивизма на первый взгляд безобидного, но с опасными последствиями. Известный теоретик национальной политики Валерий Тишков занимал не последнюю должность в правительстве и, будучи директором ведущего и весьма авторитетного Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, выступал как идеолог нациостроительства, ратовал за создание «российской нации». Для него нация — семантико-метафорическая категория, которая «обрела в современной истории эмоциональную и политическую легитимность, но не стала и не может быть научной дефиницией» (Тишков В. А. Этнология и политика. — М., 2001. — С. 240). Говоря человеческим языком, для него народы, доросшие до современной высокой культуры, — это конструкции, созданные политиками, идеологами, государством. Тишков с сожалением констатировал: «Российская перепись населения 2002 года не выполнила свою основную миссию — создать народ для государства» (Тишков В. А. Реквием по этносу. М., 2003. — С. 226). Получается, что народы (в понимании автора это этнические общности) — итог работы политиков, но история говорит об обратном, государство всего лишь одна из форм жизнедеятельности народов. Поскольку для конструктивистов все народы являются изобретением политиков и идеологов, постольку вопрос решает административная власть по своему усмотрению, она национальную политику подстраивает под свои интересы, например, поставив цель создать «российскую нацию», что уже озвучили руководители страны. Как далеко это может зайти?

Для сравнения обратимся к высказываниям Бенито Муссолини, который писал в тех же выражениях, в тех же понятиях, что и современные конструктивисты: «Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, служившее базой для публицистики национальных государств XIX века. Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а, следовательно, действительное существование, народу, сознающему собственное моральное единство» (Бенито Муссолини. Доктрина фашизма с приложением Хартии труда. — Париж, 1938. — С. 15). Пока конструктивизм пребывает в лоне утопии, он безобиден, но как только он становится идеологией, соединенной с мощью государства и экономики, он может стать силой, опасной для общества.

Под словами Муссолини легко подписался бы Сталин. Муссолини пишет: «Государство невозможно ограничить задачами порядка и охраны, как этого хотел либерализм. Это не простой механизм, разграничивающий сферы предполагаемых индивидуальных свобод. Государство есть внутренняя форма и норма, дисциплинирующая всю личность и охватывающая как волю ее, так и разум. Его основное начало, главное вдохновение человеческой личности, живущей в гражданском обществе, проникает в глубину, внедряется в сердце действующего человека, будь он мыслитель, артист, ученый: это душа души». Ради этих задач фашизм, по доктрине Муссолини, «стремится к дисциплине и авторитету, проникающему в дух человека и там бесспорно властвующему». У Муссолини было достаточно исторических параллелей с тем, чтобы вдохновить народ на великие победы, он черпал материал из истории Римской империи. В речи перед депутатами 26 мая 1927 года Муссолини сформулировал свой известный принцип: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Доктрина фашизма в итальянской версии может показаться чистенькой, но на практике она приводит к известным результатам нацизма. Однажды встав на путь превращения патриотизма в идеологию, можно легко впасть в прославление надуманной миссии государствообразующей нации.

ФЕТИШИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ИНДИФФЕРЕНТНОЙ ЭПОХЕ

История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий.

Алексис де Токвиль

Фетишизированная история вполне соответствует нашей индифферентной эпохе, времени замещения великих свершений симуляциями, миражами подлинных событий. Перестройка была попыткой с помощью новой революции трансформировать СССР в «Новую Россию», но она застряла на простом разграблении собственности, став лишь тенью подлинных революций. Сегодня уже нет ни возвращения к революции, ни контрреволюции, сегодня торжествует ТЕНЬ тени. Хрущев разоблачил Сталина на ХХ съезде КПСС, но не довел дело до конца, вслед за этим свергли Хрущева, но не вернулись к Сталину, а Ленина не поняли, наступил «застой». Сегодня избрали путь «застоя» с имитацией космической эры, но без первого полета спутника, первого полета человека в космос, без прорывных технологий, с имитацией спортивных достижений с купленными спортсменами, имитацией главного участника международных отношений в якобы многополярном мире с добротным ПИАРом, но без Громыко и Косыгина.

Чем можно размахивать сегодня? Во времена «застоя» хорошо срабатывают экскурсии в героическую историю, появляется ностальгия по легендарному прошлому, входит в моду ретро. Механизм такой тяги заключается в сопереживании реальным событиям, отсутствующим в настоящее время. Прошлое замещает настоящее благодаря своему напряжению, страстности, жестокости. Так, противостояние с США похоже на холодную войну, но без угрозы возникновения ядерной катастрофы. Возвращение Крыма напоминает времена Екатерины II, но без столетней войны за выход России к югу. Временный союз с Китаем напоминает эпоху торжества социализма во всем мире. Миражи исторических событий воспроизводятся с тем, чтобы впрыснуть адреналин в дряхлеющее тело, чтобы воскресить время, в котором были судьбоносные события, порой с революционным террором или сталинским насилием, но с реальной ставкой: жизнь или смерть. Вся предшествующая история воскрешается в беспорядке, как одна сплошная ностальгия: война, Сталин, фашизм, роскошь царской эпохи, дворцовые перевороты гвардейцев и революционная борьба — все эквивалентно нынешнему настроению и перемешивается с унылой восторженностью, в ослеплении фетишизированного ретро — все годится, только бы ускользнуть от этой застойной пустоты, от вымывания всяких ценностей под сурдинку патриотизма. Медиа с каждым днем повышает градус экшен, вся надежда на СМИ.

Однако медиа — это даже не театральная сцена, где хоть что-то разыгрывается, медиа — это лента, полоса, флешка, и мы не являемся больше даже зрителями всего этого: мы потребители информации. Мы живем в эру событий без причин и последствий, теорий без практики, имитации экспансии на краю воображаемой бездны. Нет больше даже руин знаний и культуры — сами развалины мертвы. Университеты — тени настоящих университетов. Религия десакрализована, она потеряла основное свое ядро — веру — и стала элементом сферы обслуживания, бизнесом в прямом смысле слова, а церковь просто «крышует». Вокруг нас лишь манекены персонажей былой сильной власти. Управление идет по инерции. Раньше союзниками Большой России — СССР были страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Куба, сегодня ими стали непризнанные территории вроде Абхазии, Северной Осетии, Приднестровья, ДНР и ЛНР — тени каких-то государств. Ничего не доведено до логического конца, все лишь намек: на настоящую войну, на реальный суверенитет, на федерализм, на демократию, на рыночную экономику. Даже патриотизм стал без внутренней энергии, без Корчагиных, хотя с всеобщей поддержкой тех, кто лежит на диване и участвует в дискуссиях в интернете. «Лежачий» патриотизм нуждается в ожесточенной борьбе и громких победах, но без личного участия, с тем, чтобы война была где-то там, трагедия была локализованной и частной, не задевающей диванный уют. Жестокость революционной борьбы, жестокость сталинских репрессий, жестокость эксплуатации, жестокость власти и политического строя — это хорошо! Это ярко! Помогает вырабатывать адреналин... Сегодня этого не хватает, и это остро чувствуется! Но все должно происходить с кем-то и где-то, как в театре теней за экраном.

Сегодня повсюду торжествует искусственная историческая память, стирающая реальную память людей и стирающая людей из их собственной памяти. Единый учебник по истории неделимой России — это шаг отчаяния, когда нет надежды выработать позитивную идеологию. В этой грустной картине очень хочется надеяться, что есть просвет в лице Татарстана, который помнит правдивую историю, занимается настоящей экономикой, возрождает подлинную культуру, а не идет по пути подражания китчу — тени ТЕНЕЙ.

О Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят, —
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..

Дмитрий Мережковский. «Бог»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (187) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.07.2015 11:46

    Мне понравилось !

    • Анонимно
      25.07.2015 11:56

      В Вас тоже чувствуется тень незакончености. Вы что-то хотели вполне конкретное сказать -но не договорили.

    • Анонимно
      25.07.2015 12:06

      Анонимно поддерживаю, господин Аноним ) Мне тоже понравилось. Особенно пассажи о современной пустоте событий, заполняемой "градусом экшна" в СМИ и курсом на героику прошлого. Так оно и есть.

  • Анонимно
    25.07.2015 11:50

    Автору пора перестать разжигать национальную рознь. Мы с трудом пережили 90-е. Давайте жить в мире и согласии и не забывать, что в республике чуть менее половины русскоязычных, а следовательно чуть более половины татар, а уж про межнациональные браки и говорить не стоит.

    • Анонимно
      25.07.2015 13:08

      Вы статью читали? Нет, правда, читали? Непохоже. Объясните, что значат ваши слова "в республике чуть менее половины русскоязычных"? Объясните, почему обвиняя другого в разжигании, вы САМИ противопоставляете татарам русскоязычных? Скажите, а татары - не русскоязычные? Скажите, русскоязычные это все кроме татар? Скажите, а чувашей, мордву, удмуртов, комичей и всех остальных вы сознательно татарам противопоставляете? Скажите, почему вы написали "русскоязычные", а не просто "русские"? Прежде чем открыть рот или положить пальцы на клавиатуру - подумайте, что и как вы хотите сказать. Подумайте, а не придумайте.В ваших словах и выражениях просматриваются явные признаки состава преступления, карающегося согласно ч.1 ст.282 УК РФ.

    • Анонимно
      25.07.2015 13:38

      Национальную рознь разжигают те,кто выставляет героями завоевателей и убийц.Яркий пример-Ермак.Бандит и убийца,грабивший купцов,нанятый промушленниками для грабежа Сибири.И его 400 лет славят как героя и покорителя Сибири.Вообще-то этот покоритель даже погибнуть не смог в бою,бежал и утоп.Войско разбежалось.Вот это и есть разжигание розни.Может не надо бандитов в святые записывать?Тогда и розни не будет,а будет дружба.Странно,что есть люди,которые удивляются тому,что татарам такая история не нравится.А вы хотели,чтобы татары убийц своих предков славили?По-моему это похоже на психическую болезнь.Так мы еще сто лет будем врать и выкручиваться.Есть общие победы,есть и плохие примеры в истории.Надо честно говорить обо всем,тогда будет все по-другому.

      • Анонимно
        25.07.2015 14:50

        Сиразин говорил, что Ермак сам татарин. Кому из вас верить?

        • Анонимно
          25.07.2015 15:29

          В 16 веке не было особых различий между "казаками" и "татарами". Это разные названия конного войска, служилого сословия, в мирное время занимавшегося своим хозяйством. И те и другие знали и "татарский" и "русский" языки. Как впрочем и другие племена Восточной Европы той эпохи.

          • Анонимно
            25.07.2015 16:29

            Не надо глупости говорить.Основу казаков составили беглые холопы или просто искатели лучшей доли..После перемешались с народами,на землях которых они жили.Если знали татарский,то это не значит что они татары.

            • Анонимно
              25.07.2015 17:08

              "...беглые холопы..." С вами не согласится ни один из признанных историков казачества.

            • Анонимно
              25.07.2015 20:28

              Основу казаков изначально составляли служилые татары, к которым приходили беглые холопы. Об этом говорят все историки российского казачества.

              • Анонимно
                26.07.2015 09:01

                Вот так и говорите. А не так, как во втором предложении 25.07.2015 16:29 !

            • Тенгрианец
              25.07.2015 22:37

              "Слово "казак" - тюркского происхождения и означает "беглый" (качак, качгак). Бежав из России на ее окраины, казаки жили по соседству с татарами, находясь в самых тесных взаимоотношениях с народом, от которого восприняли свое название34-1." (ХАДИ АТЛАСИ "ИСТОРИЯ СИБИРИ") http://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/SibHis8.html#08

              • Анонимно
                26.07.2015 21:54

                Если казак-это кацак(качак), то ясно дело-так называли тех, кто удирал от крепостничества. А крепостничество появилось через влияние Запада, через христианизацию населения. Появились крепости-монастыри, которым потребовались раб.сила, и пошло прошение за прошением к царю , чтобы был указ прикрепить крестьяна(ранее наемного) за крепостью того или иного монастыря. Ну, прошение получено, и пошло крепостничество.Так появился крепостной крестьянин.А ведь в Золотой Орде крепостничества не было.

        • Анонимно
          25.07.2015 16:26

          Никому не верьте на слово.Просто не называйте бандитов и грабителей любой национальности героями и не записывайте их в святые.Ермака церковные иерархи называют национальным героем.Если бы вдруг мусульманские лидеры назвали героем какого-нибудь хана,сжигавшего русские города и убивавшего и грабившего мирных граждан,вы что бы об этом сказали?А если бы татары начали ставить памятники людям,уничтожавшим русский народ?Вам бы это понравилось?Почему приходится разжевывать простые вещи,которые даже ребенок понимать должен?Дикость какая-то.

          • Анонимно
            25.07.2015 19:54

            Почему приходится разжевывать простые вещи,которые даже ребенок понимать должен?Дикость какая-то.======У вас здоровые нервы ,завидую вам что у вас хватает терпения объяснять взрослым людям элементарные вещи . Но боюсь большинство не понимает или скорее не принимает этого . Видимо поймут когда сами окажутся на месте татар . Буре .

        • Анонимно
          25.07.2015 17:03

          Личность Ермака очень мифологизирована, или "легендирована", выражаясь сленгом современных "продвинутых". А само имя действительно в современном татарском переводится как канава, промоина, овражек, балка.

          • Тенгрианец
            25.07.2015 23:05

            "Позже, когда он с казаками разбойничал на Волге, его назначили кашеваром. Отсюда якобы и прозвище Ермак, что на древнетатарском языке означает "котел"" (ХАДИ АТЛАСИ "ИСТОРИЯ СИБИРИ") http://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/SibHis8.html#08

            • Анонимно
              26.07.2015 09:53

              А вы не путаете кошевого с кашеваром? Кошевой атаман - это командир казаков, причем довольно большой.

              • Тенгрианец
                26.07.2015 10:29

                Это цитата из книги. Ссылку я дал в своём комментарии. Почитайте сами.Могу ещё раз повторить ссылку - http://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/SibHis8.html#08

                • Анонимно
                  26.07.2015 22:03

                  Смешно давать ссылку на художественную литературу,в качестве подтверждения многовековой давности истории.Детям свойственно ссылаться на детские учебники,но для взрослого это позор.Пикуля еще в историки запишите.

                  • Тенгрианец
                    26.07.2015 22:58

                    Если ссылка на исторический труд: "Себер тарихы" ("История Сибири") историка и просветителя Хади Атласи для Вас художественная литература, то слов больше нет.

                  • Тенгрианец
                    26.07.2015 23:00

                    ?АДЫЙ АТЛАСИ(Хади Атласи)ХАДИ МИФТАХУТДИНОВИЧ АТЛАСОВ(1876-1938)(?адый Мифт?х улы Атласов)Историк, религиозный и общественный деятель, Депутат 2-й Государственной думы и Миллэт Меджлиси, Действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете

        • Анонимно
          27.07.2015 11:07

          Сиразин сам не знает кто он на самом деле.

    • Анонимно
      25.07.2015 15:57

      Автор не разжигает межнациональную рознь. Он всего лишь хочет, чтобы история была правдивой, а не обслуживала концепцию о руководящей и направляющей роли русского народа (вместо партии). Русские не хуже и не лучше других народов. Они такие же. А возвеличивание русских за счет остальных как раз и приводит к большинству межнациональных конфликтов. Национализм - это плохо. Но большинство национализмов на постсоветском пространстве - следствие шовинизма и навязывания русского языка и культуры, как якобы самых развитых и передовых. Если бы не было этого навязывания, то не было бы потом и такого отторжения. Хотя, конечно, сам русский язык ни в чем не виноват. Отвратительно, когда его делают инструментом в политике.

  • Анонимно
    25.07.2015 11:57

    Хорошая, интересная статья - "будит" мысль и заставляет задуматься.Да, во все времена (с "библейских времен") шла борьба за умы и души людей.В 20 веке "схлестнулись" "не на жизнь, а на смерь" капитализм, коммунизм и фашизм (и его "подвид" - нацизм (национал-социализм)).Вернее идеологии капитализма, коммунизма и фашизма (и его "подвида" нацизма).И главным оружием в борьбе за умы были ШКОЛЬНЫЕ учебники.Идеология капитализма породила в своих "недрах" сперва идеологию коммунизма, а затем и фашизма (и, как крайнюю его степень - идеологию нацизма)Победила в жесточайшей борьбе, унесшей жизни многих десятков (а может и сотен) миллионов человеческих жизней (и исковеркавшей миллиарды человеческих душ) идеология капитализма.Надо признаться, что идеология капитализма для человечества наиболее безвредна по сравнению с идеологиями коммунизма и фашизма.Если можно так сказать - скорость уничтожения людей и человечности при капитализме значительно ниже, чем при коммунизме и фашизме (или гремучей смеси двух последних - По Пот тому свидетель, который за несколько лет уничтожил более половины населения своей страны).В настоящее время на планете Земля доминирует и "правит бал" идеология капитализма. Хотя в конституциях большинства стран слово "идеология" и не присутствует."Разбуженная" мысль приходит к банальностям. Извините, читатель (если "пропустит" модератор БО), но это на "совести" уважаемого академика Р.С.Хакимова, написавшего интересную статью.Идеология капитализма (не вдаваясь в его "подвиды" и классификацию и очень коротко) заключается в культе денег и наслаждений за деньги.И ничего нового человечество, надо признаться, лучше идеологии капитализма не придумало.Все талибаны, ИГИЛы и прочие "новые христиане и иудеи" лишь жалкая пародия на коммунистов и фашистов.Ответственность за ежедневную смерть и гибель людей лежит на господствующей идеологии.Но все предлагаемые "новые" идеологии лишь ускоряют процесс уничтожения людей и человечности.Есть ли лучшая идеология, чем капиталистическая или надо "улучшать" последнюю?Вот в чем вопрос.Кто знает ответьте.Решение "главный" вопроса, даст ответ и на вопрос "Каким должен быть учебник истории?".

    • Анонимно
      25.07.2015 13:15

      Капиталистическая идеология не предполагает правдивой, "истинной" истории.Историческая истина для капиталиста эта такой взгляд на историю, который помогает увеличивать продажи того или иного продукта - начиная от "нового" школьного учебника истории и кончая "исторической национальной одеждой".Почему, например, капиталистические историки до сих пор не издали Свод всех письменных источников истории человечества?Кстати, какой письменный источник на территории современной России самый древний? Какого он года?Простой, детский вопрос.Но уверен, абсолютное большинство и коммунистических и капиталистических историков на этот "детский" вопрос не ответит.Почему?Потому что капиталистической идеологии не выгодно ничего постоянного - от моды на одежду и мебель до еды и знаний.Иначе как "сделаешь бизнес"?

      • Анонимно
        25.07.2015 13:44

        Да, уважаемый, кстати - какой письменный источник на территории современной "капиталистической территории" самый древний? Какого он года?И, да, кстати - описываемые факты какого из источников многократно подтверждены описанием в других древнейших и, зачастую, оппозиционных, а кроме того географически и цивилизационно уделенных, источниках?

        • Анонимно
          25.07.2015 14:11

          Уважаемый историк.Вы классически уклонились от вопроса и попытались перевести "диалог" в другую плоскость.Всем совершенно очевидно, что ВСЕ письменные источники представляют собой чисто субъективные тексты.Даже протоколы заседаний ЦК и Политбюро КПСС.А уж "воспоминания" и "размышления" различных путешественников, военных и политических деятелей и т.д. и т.п. субъективны по определению.Можно написать изначально фальшивый текст, дезинформацию и т.д.Но от этого эти "лживые" письменные источники все-равно останутся "письменными источниками".Вас спрашивали не о КРИТИКЕ письменных источников - установлении их "истинности", "лживости", подлинности или поддельности.Вам задали простой "детский" вопрос какой письменный источник самый "старый". Год его написания.Не список, а подлинник.Вот и все.О его "правдивости" не спрашивали...

    • Анонимно
      25.07.2015 13:16

      Уважаемый 11.57.Во многом согласен с вами. Но нельзя писать такие большие портянки.

      • Анонимно
        25.07.2015 13:47

        Извините.Делать нечего.Бездельничаю.Скоро старуха доделает обед и выгонит меня на огород собирать колорадских жуков.Писать и перестану...Хотя можно писать, и не отправлять...Но слаб человек - так и хочется поделиться с человечеством "гениальными" мыслями... возникшими вследствие безделья...Еще раз извините за "длинность".Вы написали "портянки" и сразу вспомнил давние времена, службу в Советской армии, портянки зимние, и портянки летние, и запах ваксы для кирзовых сапог...Все кончаю думать и писать.А вдруг есть еще бездельник-читатель?Да вопросы, сплошные вопросы...

        • Анонимно
          25.07.2015 14:08

          13.47.Принимаю к сведению Ваш остроумный ответ.Тоже вспомнил нашу советскую армию, но мы уже не надевали кирзу, а ботинки. Хотя старшие офицеры начавшие службу рядовыми, говорили, что сапоги с портянками были благом, ибо до них носили ботинки с обмотками, и считали сколько километров надо намотать до дембеля. Много получалось, служили они от 3 до 5 лет.

  • Анонимно
    25.07.2015 12:17

    Рафаэль Сибгатович, Вы правы в векторе исторической справедливости. Позицию надо подтверждать делом. Надо издать альтернативный учебник истории России, и продвигать его используя потенциал людей, чья обязанность перед народом, предками, детьми не только в том, чтобы "осваивать" чемпионаты.

  • Анонимно
    25.07.2015 12:18

    Хакимов ! Успокойся наконец! Татар не было у Чингизхана. Это придумали большевики, и ты об этом знаешь

    • Анонимно
      27.07.2016 15:35

      Молодец Рафаэль Хакимов.Надо поднимать эти вопросы.ВКТ ничего не делает,кроме организации сабантуев.

  • Анонимно
    25.07.2015 12:22

    Рафаэль абый, спасибо за статью. Если каждый гражданин России чувствовал бы себя патриотом, и жил с Богом в душе, мы бы не разгребали бесконечно дерьмо. Вместо созидания, ведем борьбу друг с другом, перекручиваем и переиначиваем все, везде и вокруг.

  • Анонимно
    25.07.2015 12:22

    "...просвет в лице Татарстана" был в эпоху М.Ш.Шаймиева, теперь банальный косметический муляж. Законы истории неумолимы- все искусственные формации исчезают со временем-общество это знает,ждет,не хочет насилия. Результатом революций итд, всегда пользуются худшая часть и не было еще исключений(приблизились к ожидаемому- большевики). Но человечество жив стремлением к справедливости и в этом есть надежда и вера.

  • Анонимно
    25.07.2015 12:27

    Говорим, что Хакимов разжигает национализм, но не торопимся ли мы выводами. Например: в книге истории. Для седьмого класса было написано, что 1380 году русские разгромили монгола- татар, а через два года почему то эти разгромленные монголы дотла сожгли Москву, где логика если разгромили, а они сожгли город , видимо, они не на конях, а самолетах летали

  • Анонимно
    25.07.2015 12:57

    у господина Хакимова своя альтернативная история... Кстати, чтобы сжечь город, необязательно было летать на самолетах над городом, а пустить огненные стрелы, например...

    • Анонимно
      25.07.2015 13:01

      Чтоб пустить огненные стрелы разгромленных нужно было собрать войска и добраться до Москвы. Вам не кажется тут что то не соответствует Еще в книге об разгромлении монгола- татар была целая страница, а о том что 1382 году через два года о последнем только один маленький обзац из двух строчек.

      • Анонимно
        25.07.2015 18:17

        А простой отряд этого сделать по-вашему не мог? ??? Учите не только историю сударь, а еще и азы военного дела...

        • Анонимно
          27.07.2015 02:54

          Я не сударь, а сударыня!

          • Анонимно
            27.07.2015 11:05

            В этой реплике - вся женская психология.))) Я не из этого диалога, так просто, мимо проходил.

    • Анонимно
      25.07.2015 13:30

      Точно!Разгромленные монголы пустили горящие стрелы из Монголии прямиком в Москву.У них были баллистические стрелы и луки.Шут с ними со стрелами...В официальной истории описываются несметные полчища монголов.Вообще-то это маленький народ.Их даже сейчас миллионов 5-6 всего.А в то время было всего 100-150 тысяч.На Куликовом поле откуда-то взялось 300 тысяч монголо-татарских воинов!Даже все азиатские страны того времени не собрали бы столько.Тогда 5 тысяч воинов считалось огромным войском.Гораздо позже король Карл с 15 тысячами разгромил половину армий Европы,пока Петр 1 его не наказал.Это не история ,это смехопанорама.

      • Анонимно
        25.07.2015 14:07

        Монголов в то время вообще не было,они официально появились только в 19 веке,переселенцы с тибета.Куликово поле -вымышленный образ возможно,ведь его официально до сих пор не нашли историки-копатели.

    • Анонимно
      25.07.2015 13:38

      " у господина Хакимова своя альтернативная история..."А вы уж только генеральной линии придерживаетесь, куда нас агитируют со всех каналов и пытаются затолкать принудительно законодательством и действиями госорганов. Шаг влево, шаг вправо - теперь "мыслепреступление"?И по военным технологиям вы спец. На коне-то скакали когда-нибудь?Все у вас по полочкам разложено и все заранее известно, потому что авторитеты так сказали. А они не могут ошибаться7

    • Анонимно
      25.07.2015 14:08

      Еще один пример попроще.Российская империя платила дань Крымскому Ханству,осколку Орды,до конца 17 века!Даже Петр 1 поначалу платил дань,а значит юридически был вассалом Крымского Хана.В учебниках говорят об этом?Нет.Это ведь не патриотично и как-то не влазит в историю государства.Я уже не говорю про смутное время.Тогда казаки вместо того,чтобы биться с поляками,шли к ним служить,убили руководителя первого ополчения Ляпунова.Вместие с поляками казаки захватили например Пронск.Уже после побуды над поляками,казаки грабили города,захватили например Астрахань.Пожарскому пришлось долго их вышибать отовсюду.Почему не говорят про это?Казаки обидятся?Они ведь в истории всегда герои.А татар значит обливать грязью можно?Кстати,в Отечественную войну столько предателей,одевших фашистскую форму сколько казаки,не было ни в одном репрессированном народе.Один 15 казачий корпус СС насчитывал до 50 тысяч.А орути все про крымских татар.Среди крымских тарар и сотой доли таких не было.

      • Анонимно
        25.07.2015 14:39

        Убийцами Ляпунова возможно, были переодетые казаками иезуиты-они в те времена заполонили уже Московскую область.

        • Анонимно
          25.07.2015 15:38

          Ага.Атаман Заруцкий наверное еврей или вообще папуас,а не казак.Перестаньте чушь писать.Это исторический факт и никакие иезуиты там не шлялись.

      • Анонимно
        25.07.2015 17:34

        Верно замечено!!!Этот факт был до сих пор остается незамеченным.

  • Анонимно
    25.07.2015 13:28

    Мой комментарий не касается хакимоской статьи прямо.Просто хочу сказать, что исторический стеб сейчас ползуясь свободой слова допускают и серьезные издания.Прочитал в приложении к КП следующее, цитата:"перед штуромов Казани в 1552 году войска Казани

  • Анонимно
    25.07.2015 13:40

    Ну вот,в этом он академик,а знаниями об Исламе на ученика медресе не тянет.

    • Анонимно
      25.07.2015 13:57

      Извините, но все знать нельзя.Хотя знать основы мировых религий обязан каждый образованный человек.Но все сложно.Один православный митрополит получил "по полной программе" за свое желание, чтобы образованные люди знали основы православия.Ведь совершенно очевидно, что образованный человек должен, обязан знать основы язычества, иудаизма, христианства, ислама, буддизма и др.ведь большая часть жизни человечества была связана с религией.Из религий вышли искусство, наука, право и т.д. Но современная капиталистическая идеология против всех религий, так как они (иудаизм, христианство, ислам, буддизм и др.) сдерживают потребности человека и, следовательно, ограничивают прибыль капиталистов.Отсюда идет разгул современной антирелигиозной пропаганды и разгул сатанизма, призывающего ни в чем себя не ограничивать и не сдерживать.

  • Анонимно
    25.07.2015 13:47

    Мой коммент не касается прямо хакимовской статьи но по теме.В респектабельной газете опубликовано следующее историческое "ноу -хау":"Перед штурмом Казани в 1552 году войска Ивана Грозного провели столь интенсивное бомбометание осажденных продуктами собственной жизнедеятельности, что при штурме крепости сами стрельцы и казаки были вынуждены атаковать,укутавшись от нестерпимой вони бабьими платами (платками)до самых глаз".Интересно войдет это новый метод взятия города в единый учебник? Читал Худякова и его современных эпигонов, но ничего такого не встретил.Поневоле встречая такое вспомнишь поэта шестидесятника:"История, история гулящая ты.....".Причем это не стеб, а цитата из большой статьи о современном вооружении.

    • Анонимно
      25.07.2015 14:11

      Это сколько же они гадили?Ужас,а не воины.))))

    • Анонимно
      25.07.2015 14:44

      Явно не клеится : Иван 4 взял Казань, а Казанское ханство существовало до конца 17 века! Золотая Орда(федерация ханств) стала разрушаться внешними силами. Ясно, какими.

      • Анонимно
        25.07.2015 15:08

        Что за чушь,а выражаясь языком популярного блогера БО , хрень пишете.После взятия Казани ханству,прошу извинения у читателей, за тавтологигю, хана пришла.Никакой Золотой Орды давно не было в помине. Единственный реликт татарских ханств, Крымское, дожившее до века Екатерины.

      • Анонимно
        25.07.2015 21:32

        Смотрите "Фрагментов карты Гийома Делиля «Тартария» 1706г.

  • Анонимно
    25.07.2015 14:28

    У нас когда о народах думали?Думаю и сечас особо не думают.Крым везде называют русским.НЕ российским,а русским.Севастополь-русский город.Опять не российский.То есть татары и греки в русском Крыму вроде как гости.И это сегодня.О 13 веке вообще говорить не стоит.Про 1990-е уже спорят,у каждого своя история перестройки 80-х и лихих 90-х.Да что там 90-е...Про украинские события у каждого свое мнение.Скоро врать начнут наперебой.Вернее уже врут.Кто кого переврет,тот и в дамках.

  • Анонимно
    25.07.2015 14:57

    самая непредсказуемая наука в россии это история сегодня не знаешь кого поднимут на щит завтра сегодня он преступник завтра он спаситель отечества очень опасно для общества когда на потребу этих вот диванных и не только диванных борцолв с фашистами бандеровцами пиндосами этих в духовном плане самых низких людей губят души людей которые могли бы стать цветом народа заставляя их в молодом возрасте изучать все эти бредовые теории о величии русской нации и врагах которые хотят ее уничтожить это обыкновенно кончается либо 1917г либо 1991г когда именно такие люди зомбированные этими идеологами историками и бизнесменами от истории повели народ на штурм сначала проклятого царско- капиталистического строя потом на штурм коммунистического строя что они будут дальше штурмовать и вообще сохранится ли эта общность которая до 1991г была 1/6 частью суши сейчас 1/8 частью суши потому что когда власть начинает делать идеологию и историю на потребу односельчан чапаева а также простых русских баб мужем битых врагами стреляных а потом на потребу тех особ женского пола которые называли себя с гордостью бабами стервами и мужского пола которые в подростковом возрасте не учились а бегали с кастетами и битами в молодом возрасте стали считать себя видными бизнесменами а сейчас элитой русского народа то настоящих людей которые могут стать элитой ждет духовная смерть

  • Анонимно
    25.07.2015 15:29

    Историю пишут придворные летописцы во все времена, в том числе и в наше время, так настоящую историю (объективную) вы никогда не узнаете. До сих пор многие архивы второй мировой войны закрыты - потому что кому то не хочется чтобы народ знал всю правду...

    • Анонимно
      25.07.2015 15:55

      "Настоящей", "объективной" истории просто не может быть.Существует только "субъективная" история Геродота, Карамзина, Марджани и т.д.Простое событие - два казанца столкнулись лбами на пешеходном переходе, перебегая дорогу на красный свет.Уверяю Вас это простейшая "история" будет рассказана дома столкнувшимися совершенно по-разному, возникнет две совершенно непохожие истории.Водитель велосипеда, наблюдавшего "лобовое" столкновение создаст третью, собственную историю...Что уж говорить об истории Мировых войн...Кстати, почему Вы верите, что в архивах хранится только "правда"? А не ложь и дезинформация?

      • Анонимно
        25.07.2015 16:53

        А я и не веру что там 100%ная правда, но допускаю что в архивах второй мировой фактического (объективного) материала будет поболее чем в иных рукотворных источниках.

  • Анонимно
    25.07.2015 15:54

    Мы конечно идеализируем летописцев, якобы добру и злу внимавших равнодушно, то есть объективно смотревший на события. Любой летописец, будь то княжеский или монастырский выполнял "заказ".Свой князь причислялся к лику святых, а его сосед - супостат, ходил в отродьях дьявола.Это специфика истории и ничего с ней не поделаешь. История это политика обращенная в прошлое давно сказано.

  • Анонимно
    25.07.2015 15:58

    Нет большей глупости, чем изучать историю по официальным учебникам.

  • Анонимно
    25.07.2015 16:14

    Аплодирую стоя Рафаиль Сибгатович! История -вот Ваш конек. Только прошу не пишите больше об Исламе - здесь у Вас ляп на ляпе. Даже как-то неудобно становится за академика.

    • Анонимно
      25.07.2015 17:19

      "Только прошу не пишите больше об Исламе..."Ну, что уж вы так. Его риски - не ваша забота, наверное. А так, лучше не будем запрещать друг другу высказываться по животрепещущим вопросам, затрагивающим нашу уже и повседневную жизнь. Иначе пар в закрытом котле будет копиться...

      • Анонимно
        25.07.2015 20:13

        У нас в республике достаточно людей изучавшие Ислам в университетах Мекки,Мидины,Эрриада,Турции...Пусть историки пишут про историю,ветеринары про ветеринарию.

        • Анонимно
          25.07.2015 20:46

          А про что должны писать не состоявшиеся физики и вчерашние "научные коммунисты"?

        • Анонимно
          26.07.2015 09:36

          25.07.2015 20:13 Поскольку конфессии стали реальностью (часто весьма навязчивой, довлеющей и притесняющей людей там, где не нужно) в нашем отечестве, каждый гражданин должен иметь право выразить свое мнение (в том числе и в СМИ, и даже нелицеприятно) по актуальным вопросам места и роли религии и её исповедающих. Религиоведение и знания о вере и её истории - не монополия религиозных функционеров. А заинтересованные клирики всех конфессий далеко не всегда являются образцом эрудиции и моральной чистоты. Тем более, что соотношение церкви и государства вполне определенно записано в конституции.

  • Анонимно
    25.07.2015 18:47

    Правильно пишет и очень мягко и дипломатично еще, теряет позиции страна по всем направлениям :"Сегодня избрали путь «застоя» с имитацией космической эры, но без первого полета спутника, первого полета человека в космос, без прорывных технологий, с имитацией спортивных достижений с купленными спортсменами, имитацией главного участника международных отношений в якобы многополярном мире с добротным ПИАРом, но без Громыко и Косыгина."

  • Анонимно
    25.07.2015 18:52

    Так и есть " Единый учебник по истории неделимой России — это шаг отчаяния..."

  • Анонимно
    25.07.2015 20:02

    Татарстан- луч света в темном царстве! Бла- бла-бла. Огласите, пож. процентное соотношение национальностей во властных структурах и в общем составе населения.

    • Анонимно
      25.07.2015 20:50

      Какое значение имеет "процентное соотношение национальностей во властных структурах и в общем составе населения", если Татарстан является самым успешным регионом страны? Очевидно, азарт, честолюбие, татарстанский патриотизм здешнего народа играют в этом не последнюю роль.

  • Анонимно
    25.07.2015 20:17

    Реально Им не чем заняться, верните учебник Советской школы и все, а 90-е пишите как хотите. У нас получается споры за древние времена, оспаривайте нынешнее время, зачем ворошить старое, тем более не документально!!!!!

  • Анонимно
    25.07.2015 20:54

    На мой взгляд лучшая статья Хакимова.Мало воды.Много конкретики.Куликовская битва даже на картинах изображена правдиво.И с той и с этой стороны много схожих воинов и флагов.Это по моему мнению было нечто похожее на разборки лихих 90-х годов.Примерно то же самое можно сказать о монголо-татарском "иге".По моему мнению это был монголо-татарский протекторат.Упрощенно как бы плати дань кажется в 10% за спокойствие и защиту или за спокойствие.Опять много схожего с 90-ми годами.

    • Анонимно
      25.07.2015 23:04

      \\Много конкретики.Куликовская битва даже на картинах изображена правдиво.И с той и с этой стороны много схожих воинов и флагов\\ - А какие художники видели т.н. Куликовскую битву? Все это фантазии постфактум современных живописцев на тему события, которое то ли было, то ли нет. На здешней картине изображен стяг с иконой Христа. Вряд ли на татарской стороне ходили с такими знаменами. Тогда какие могли быть "схожие воины и флаги"?

      • Тенгрианец
        25.07.2015 23:20

        Это тенгианские знамёна с ликом и равносторонним крестом. Обратите внимание на мой аватар, там знамя с тенгрианским крестом. А тенгрианство было в Орде самой основной религией, до принятия ислама.

        • Анонимно
          26.07.2015 13:31

          Ну так, здесь приведен рисунок, посвященный Куликовской битве, тогда Золотая Орда была уже мусульманской. Между прочим, это как раз та эпоха, когда из Европы шли крестовые походы на Иерусалим, а мусульмане-мамлюки (тюрки, выходцы из Золотой Орды) им противостояли.

          • Тенгрианец
            26.07.2015 15:24

            Когда Иван Грозный взял Казань, то по его приказу уничтожили главный тенгрианский собор в Казанском Кремле, а его точную копию возвели в Москве на Красной Площади и сейчас он называется - Собор Покрова Пресвятой Богородицы или Собор Василия Блаженного. Так вот этот якобы христианский храм в котором не было ни одной церковной службы. Там по большому счёту её и негде проводить , так как в тенгрианских храмах принято было входить только священнослужителю. И много в нём тенгрианского, начиная с построения фундамента.

            • Анонимно
              26.07.2015 16:42

              Достали уже своим "тенгрианом", я не нуждаюсь ни в каких священнослужителях и храмах, а потому выбираю Ислам. В Исламе нет ни священников, ни храмов.

              • Тенгрианец
                26.07.2015 17:32

                Кстати на стягах кресты равносторонние - тенгрианские!

              • Тенгрианец
                26.07.2015 17:38

                И в тенгрианстве которое Вас достало, каждый сам обязан обращаться к создателю, напрямую, без посредников. А в храм это место бога в данном случае Тенгри и священник туда заходит очень редко и только для того чтобы навести там порядок. И если мы общаемся по русски и по правилам русского языка, то в исламе священник это харзрат, имам и т.д., а храм это мечеть!

              • Тенгрианец
                26.07.2015 18:09

                И ещё, есть такое крылатое выражение:"Юпитер, ты сердишься - значит ты не прав".

                • Анонимно
                  27.07.2015 03:01

                  Есть и другое выражение: "Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку!". Ты явно не Юпитер, решай сам на кого тянешь. Впрочем, одно насекомое сидело на роге быка и твердило: "Мы пахали".

            • Анонимно
              27.07.2015 13:00

              У этого псевдо тенгрианца совсем крыша едет. Какой тенгрианский собор - капище в Казани? Разрушили и сожгли, или "пометали" по тогдашней терминологии все мечети в Казани и в округе.

              • Тенгрианец
                27.07.2015 14:34

                Как промыли вам мозги... Сначала греки во времена Никона, потом латиниане по поручению Папы Римского, а у уж в конце семиты. Хлебайте дальше из этого чана...

          • Тенгрианец
            26.07.2015 15:37

            Не забывайте что тогда была старая вера. А в следующем комментарии я даю ссылку на фото староверского креста. Кроме этого на стороне Москвы наряду с Казанскими были ещё Касимовские и Темниковские татары, которые не принимали ислам. А на стороне Мамая были мишаре, литовские татары и Московская знать.Вся это история вообще настолько мутная. Там Москва билась с Рязанью, Крымский хан бился с Белой Ордой, Казанские были сначала на одной стороне, потом на другой. В итоге на Куликовом поле Бились одни москвичи с другими и соответственно татары одни с другими. Это так популярно на современный лад))).

          • Тенгрианец
            26.07.2015 16:06

            Кстати на стягах кресты равносторонние - тенгрианские!

      • Тенгрианец
        26.07.2015 09:36

        В дополнение к написанному мной ранее:Вот ссылка на изображение христианского креста староверов - http://gallery.ykt.ru/galleries/Komuzalar/2013/11/21/1405790_0.jpgот ссылка на изображение тенгрианской стороны христианского креста староверов - http://usiter.com/uploads/20120709/kresti+3684172143.jpg вот здесь ссылка на древнейшее изображение Бога творца и равностороннего креста - http://today.kz/media/pages/2011/03/329110.jpg

        • Анонимно
          26.07.2015 20:53

          Только Раис Сулейманов исчез,тенгрианцы появились...

          • Анонимно
            27.07.2015 03:07

            "Тигранцы" такие доставучие, что поневоле захочешь, чтобы Сулейманов вернулся, лишь бы этих "тигриянов" не было. Если какой-нибудь барыга настойчиво втюхивает тебе свое барахло, 100 процентов гарантии, что товар у него гнилой.

  • Анонимно
    25.07.2015 21:08

    Единственная по моему мнению чистая военная победа над серьезным противником это победа СССР в ВОВ.Германия использовала экономическую мощь союзников и СССР использовал экономическую мощь союзников.И то это случилось при коммунистах.Ни Москву,ни Ленинград,ни Сталинград не смогла тогда гитлеровская коалиция взять.Правда Сталинград на две трети взяли но это нельзя считать взятием города.

  • Анонимно
    25.07.2015 21:24

    Не о том спорите, господа хорошие! Не проспорьте всё на свете! Я же как считал, татар-мусульман и русских (русскоязычных) татар одним разделённым и не ведающим это народом, так и считаю!

  • Анонимно
    25.07.2015 21:39

    Мы не спорим.Мы обсуждаем статью Хакимова.Не соглашусь с вами.Татарский народ по моему мнению не разделен а наоборот все больше сплачивается в силу разных факторов.Не знаю хорошо это или плохо имеется ввиду ползучий медленный крен к моноэтничности в составе федерации в условиях усиления роли религии.

    • Анонимно
      25.07.2015 22:34

      Статья уважаемого академика вообще-то посвящена единому школьному учебнику истории.А мы рассказываем друг другу "исторические" анекдоты.Хорошо, если только смешные, а то еще и злобные.

    • Анонимно
      26.07.2015 00:37

      Вы неправильно понимаете истинный татаризм, пришедший к нам из дохристианской эпохи, сейчас он выглядит причудливо и несуразно ......по уму, так в нём не должно быть ни этнической (включая языковую!), ни конфессиональной составляющих! Не надо наступать на украинские грабли! История я вижу вас не учит!

      • Анонимно
        26.07.2015 12:10

        У нас уже давно наступили на русские грабли. Дошло до того, что молоденькая смазливая новоиспеченная прокурорша посылает запрос о незаконности отречения и отмены монархии в России, а не признанные даже своими "родственниками" члены "дома Романовых" пытаются получить официальную резиденцию в Москве... Через век после Великой Октябрьской революции нам предлагают реставрировать полностью обанкротившийся в политическом, военном и нравственном отношении режим правления. Надо полагать - под конкретного заказчика.

        • Анонимно
          26.07.2015 13:09

          Вы бы не путали "российские" грабли с "русскими" - это 2 совершенно разных концепции, они не тождественны! ... про монархию! а что "демократия" у нас не обанкротилась?? .. она что, не выродилась разве в технократический феодализм (и была ли на самом деле эта "демократия"?)??? Что касается т. Поклонской, то это её профессиональная обязанность поднимать, те или иные вопросы! Есть преступления, не имеющие срока давности ... как к примеру распад СССР. Полагаю, что её действия, тем или иным образом связаны с тем вопросам, что я озвучил! К примеру взять Украину - это часть моей большой Родины ..почему я должен быть там гостем, на своей-то Родине??? Тем более, есть результаты референдума о сохранении СССР! ... тут для Прокуратуры море работы! Так что, для Натальи Владимировны ещё как много работы! ... Гогенцоллерны по вашему заказчики? Мария? ..вряд ли! ..ею могут только пытаться устрашать!

          • Анонимно
            27.07.2015 16:47

            слушай а еще немножко раньше весь мир был под властью рима и что ж нам в римскую прокуратуру подавать петицию о том что не признавать распад римской империи в каир древнеегипетской империи а в прокуратуру шумерли древнешумерской империи а по поводу вашего пассажа что у нас не получилось не имперского правления не коммунистического не демократического возникает вопрос а может китайцев пригласить править у них вот все получается

  • Анонимно
    25.07.2015 21:39

    За эту статью автору можно многое простить. Он поднялся на недосягаемый для большинства уровень, уровень мыслителя.

  • Анонимно
    25.07.2015 22:52

    ребята!от нас и зависит,начнут войну или остынут

  • Анонимно
    26.07.2015 08:36

    Наивному 22.50. Ничего ни от тебя ни от меня не зависти.Любое решение принимается руководством, будь то царь, генсек или президент.И так во всех странах.Что в США на референдуме решили вторгаться в Афганистан, Ирак, поддерживать анти асадовские банды или бомбить ИГИЛ.К сожалению они его и сами создали - цепочка -талибы - душманы, или как говорит Кадыров, шайтаны - Аль Кайда и теперь монстр ИГИЛ.За, что боролись, на то они и напоролись.

  • Анонимно
    26.07.2015 10:54

    Пан как всегда излагает занимательную историю с элементами конспирологии.Жалко, что истории считают такие доводы чушью. Наверное завидуют свободному полету исторической мысли пана.Кстати его выдумки давно опередили М.Задорнов, Акунини и особенно С.Кравченко в книге "Кривая империя. История Государства Российского. Краткий курс".Советую пану почитать их, особенно С.Кравченко.

  • Анонимно
    26.07.2015 11:17

    Сиразина в очередной раз поставили на место. Мурат Галиевич, ну сколько можно писать ерунду. То Вы могилу татарина Ермака нашли в Сибири не выезжая с Шеланги, то бараний жир застывает прямо в кровеносных сосудах. Еще раньше Вы писали о чеченце Магомаеве и венгре Марко Поло. Эта клоунада вызывает всеобщий смех, но БО не цирк и Вы человек серьезный. Может пора разработать, как советнику министра, программу возрождения сельского хозяйства и это будет реальным делом?

  • Добрый день Татарстанцы!!!!"Нельзя вдоволь надивится тому,как люди не стараются узнать те истины,знание которых для них всегда важнее.И мы можем быть уверены в ДРЕМУЧЕМ НЕВЕЖЕСТВЕННОСТИ,ибос некоторых пор считают не требующим доказательств,что не существует никаких АБСОЛЮТНЫХ ПРИНЦИПОВ"Этот СОФИЗМ как нельзя подходит к официальному историческому мироощещениюРоссийских исторических реалий.НЕТ никаких АБСОЛЮТНЫХ ПРИНЦИПОВ для написания Российской ИСТОРИИ!!!!!!История превращена в ПАТРИТИЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ БЕСТССЕЛЕР написаннйРУЧНЫМИ ИСТОРИКАМИ которые получили за это как то;Хорошие Дома,Ордена,автомашины,ЗВАНИЯ АКАДЕМИКОВ.А на РЕАЛЬНУЮ ИСТОРИЯ им НАПЛЕВАТЬ!"НЕ ИСТИНА им дороже им ИДЕОЛОГА-НАЩАЛЬНИКА указания ДОРОЖЕ".АААА! что удивляться они все ОДИНАКОВЫ ВРУНГЕЛИ, что КРЕЩЁНЫЙ ТАТАРИН Царский историк КАРАМЗИН НИГМАТУЛЛА(Николай при КРЕЩЕНИИ),что Академик РУЧНОЙ Советско-Российский ИСТОРИК Cахаров,ЦИНИЧНЫЙ ЛЖЕЦ заявляющий о том ЧТО ВСЕ ТРУПЫ Русских ВОИНОВ,а это около 100-150 тыс. вывезли на ТЕЛЕГАХc ЛЖЕКУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ для похорон в Москву.ВИДИМО ТРУПЫ ГЕРОЕВ ХОРОНИЛИ с ПОЧЕСТЯМИ,с САЛЮТАМИи ВОИНСКИМИ ОРКЕСТРАМИ в ТЕЧЕНИИ 2-3 недель.(простите меня за МОЙ САРКАЗМ)А то что была ЖАРА не было ХОЛОДИЛЬНИКОВ и МОРГОВ а от ЛЖЕКУЛИКОВСКОГО ПОЛЯ до Москвы 350 км. по не АСФАЛЬТИРОВАННОЙ дороге это не в СЧЁТ.Ну дело такое СВЯТОЕ в таком ДЕЛЕ ТРУПЫ не РАЗЛАГАЮТСЯ!!!!!А ДЕЛИКАТНОСТЬ то КАКАЯ,ВЫВЕЗЛИ всех ДО ЕДИНОГО ТРУПА!!!К сведению На Лже-Куликовском ПОЛЕ до сих пор не нашли ни одной КОСТОЧКИ ГЕРОЕВ,ни одной УЗДЕЧКИ,ни ОДНОГО шлема,а про ПОДКОВЫ и говорить нечего!!Всё до чиста выгребли и вывезли,работники ЖКХ России УЧИТЕСЬ берите пример!По данным ЛЖЕ-ИСТОРИКОВ на ПОЛЕ КУЛИКОВОМ встретились с МЕЧАМИ и САБЛЯМИне менее 300 тыс с обоих сторон.Так врать даже Геббельс не отаважился БЫЫЫЫЫЫ!Да!!! Написанная история России при Царизме и в СССР не следует реальным ПРИНЦИПАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ реальной ФАКТОЛОГИИ!Но!! однако времена меняются и я согласен полностью с Рафаэлем в том чтоСКРЫВАТЬ реальную ИСТОРИЮ России всё СЛОЖНЕЕ и СЛОЖНЕЕ.Нет уже тех СЛОЁВ Российского ЛАПОТНОГО или КЕРЗОВО-САПОЖНОГО БЕЗГРАМОТНОГО населения погружённого в КОЛОДЕЦ НЕВЕЖЕСТВА и вдобавок ЗАЖАТОЕ для НАДЁЖНОСТИ ТИСКАМИ догм РПЦ которая ооох как запачкана СОТРУДНИЧЕСТВОМ с Ханами Золотой Орды.Да!!! кстати "Золотая ОРДА" это и МАТЬ и ОТЕЦ РПЦ, МАТЬ и ОТЕЦ всех возникающихкак ГРИБЫ после дождя в 13-15 веке МОНАСТЫРЕЙ и ХРАМОВ в России,это был ЗОЛОТОЙ период строительства и развития ИНФРАСТРУКТУРЫ РПЦ!!!ТРЕНД РПЦ благодаря ХАНАМ Золотой орды был настолько динамичен что Царь Иван Грозный даже был помешан на ВЕРЕ!!!Но!!! про Отца и МАТЬ надо забыть ей РПЦ нужна ПРОПАГАНДА для ОТМЫВКИ ГРЯЗИ СОТРУДНИЧЕСТВА и ПОДЛАКИРОВАТЬ свой ИМИДЖ ПОД главного БОРЦА против Золотой Орды.Думаю главные ПРОТИВНИКИ АННУЛИРОВАНИЯ ЛЖЕ-ДАТЫ ЛЖЕ-КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ этопредставители РПЦ,так как потом куда ДЕВАТЬ лже-ОСЛЯБУ,лже-Пересветаи самое ГЛАВНОЕ ЛЖЕ-Сергия Радонежского????А так ври да ври с надеждой на то что может всё таки отстанут ДОТОШНЫЕ правдолюбцыРусской ИСТОРИИ выходцы и из Русского и Татарского и других народов России,А ро ЛЖЕ-НЕВСКУЮ битву и КОЛОБОРЦИОНИСТА Сашки Невского я ещё и не начинал!!Как Вы думаете Татарстанцы и да и все ДОРОГИЕ Россияне?????

  • Анонимно
    26.07.2015 13:44

    Управление идет по инерции. Раньше союзниками Большой России — СССР были страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Куба, сегодня ими стали непризнанные территории вроде Абхазии, Северной Осетии, Приднестровья, ДНР и ЛНР — тени каких-то государств."Порадовала" Северная Осетия. Двойки вместе со своим "политолухом" поставьте себе!

  • Анонимно
    26.07.2015 14:17

    Уважаемые читатели не надо реагировать на это "недержание речи и словесный понос" большими буквами тапросвета.Причем этот самозванец считает, себя в праве просвещать татарский народ.Вот такие придурки сеют вражду.Особенно впечатляет его за панибратский термин Саша Невский.Был предшественни у него, который хлопал по плечу Пушикана. Хлестаков его фамилия. Существо бессмертное как видим из чуши этого просвета.

  • Анонимно
    26.07.2015 14:51

    Да никакой он не просветитель , а темнота кромешная и невежа. Как вам Сашка Невский который во всем виноват?

  • Анонимно
    26.07.2015 15:12

    Али.

    Хорошая статья.
    Спасибо Автору что просвещает нас.

  • Анонимно
    26.07.2015 15:32

    тени Теней.Потрясающее на мой взгляд определение.Какая глубина.Первое слово с маленькой буквы а второе слово с большой.Какой гениальный скрытый смысл.Талант.

  • Тенгрианец
    26.07.2015 17:32

    Храм вообще от слова ХАРАМ - запрет, запретное место.

  • Анонимно
    26.07.2015 19:37

    Читаю всю эту , по выражению фермера, хрень, в том числе и его самого и особенно самозванца - тенгрианца и думаю, сколько у нас бездельников не желающих, или не умеющих заниматься своим делом.Никто же из истриков не учит фермера как доить коз, а он их поучает и должности придумывает.Спасибо Хакимову, что при таком количестве стебунов пасущихся в инетских пампасах, он еще пишет статьи в БО.А ведь может и перестать перестать.Давайте уважительней, относится к труду специалистов. А то все стали муллами , по татарской пословице, а лошади сена дать некому.

    • Тенгрианец
      26.07.2015 20:42

      А почему Вы обзываете читателей Бизнес Online бездельниками, которые в свой выходной день её читают и комментируют, то что считают необходимым?И почему Вы считаете что читатели и комментаторы газеты не желают и не умеют заниматься своим делом?Они что должны были Вами поделиться информацией или результатами своего труда?В таком случае Вы то кого и чего из себя представляете?!!!

      • Тов.Модератор!!!На хера тебе печатать выпады Тенгрианца?Я тут пишу правду ты не пропускаешь.Мои статьи люди читают взахлёб и просвещаются вникают в ПРАВДУ Русскую.А эта постоянная Тенгрианская ГРЫЗНЯ-ПРОПАГАНДА кому она интересна???? Хотя я уважаю выбор Тенгрианца.

        • Тенгрианец
          27.07.2015 10:33

          Уважаемый Просветитель, это Вы ещё в соцсетях в казахских группах не общались. Вот там пропаганда и грызня, мама не горюй))).И ещё просьба, из уважения к другим читателям, не выделять слова прописными буквами. Спасибо!

    • Тенгрианец
      26.07.2015 21:13

      "Ну,наглая,в магазине тебе хамят,придешь на рынок отдохнуть,здесь то же самое-...("Вокзал для двоих")"

  • Анонимно
    26.07.2015 21:06

    Дядя Стеба, здесь люди только обсуждают тему и не претендуют на авторство учебников, не надо им рот затыкать. Страшно подумать, чтобы было, если бы учебник истории доверили писать фермеру. Он бы не выходя из Шеланги нашел могилу татарина Ермака в Сибири, объявил Магомаева и Марко Поло - чеченцем и венгром. Вот такой, как он сам выражается "дураТский" учебник получился бы. Не согласен, что Хакимова отодвинули от кормушки. Он работает в 3 местах: институт, академия и еще в совете директоров КМИЗ. Доход позволяет жить на госдаче в Боровом и еженедельно выплескивать в БО сокращенные рукой-владыкой труды коллектива собственного института

    • Анонимно
      27.07.2015 13:57

      \\...еженедельно выплескивать в БО сокращенные рукой-владыкой труды коллектива собственного института\\ - В этом не было бы большой беды, если бы он еще не причесывал труды института под собственные мифологические концепты типа "в действительности всё было не так, как на самом деле".

  • Анонимно
    27.07.2015 11:48

    Да...Если, все что тут мы понаписали, внести в "единый учебник истории", то наши дети станут шизофрениками, как минимум...Как быть-то?Может быть попросить все "противоборствующие" и "союзничающие" стороны написать небольшую книжицу под условным названием "Куликовская битва".Можно даже не издавать эти труды, а попросить уважаемый БО опубликовать их на своем сайте.Провести обсуждение - общественное и научное.В качестве авторов предлагаю попросить выступить блогеров, комментаторов и читателей БО. Это:Р.С.Хаимов, М.Сиразин,Просветитель татарского народа,Тенгрианец,Институт истории АН РТ,кафедру отечественной истории КПФУ.Может кто-то захочет и еще принять участие в этом проекте.Всем разрешить.Ограничить труд 7 (семью) страницами (не забывать, что будут читать дети).Похоже, что все забыли про детей, пока писали комментарии.

    • Тенгрианец
      27.07.2015 12:31

      Была бы возможность ставить лайки, как это делается в соц сетях, точно бы поставил +++

      • Друзья!!!Никого не хочу обидеть.Но!!! тов. Тенгрианец давайте не будем уподобляться КАЗАХСКИМ соц.сетямКто хочет пусть выбирает себе НАПРАВЛЕНИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ у нас в России демократия.Если человек верит значит он по умолчанию ПОРЯДОЧНЫЙ человек.Можно восхвалить то как любите Вы свою ВЕРУ, но зачем навязывать??? Мы Татары народ культурный и зачем заниматься ПИКИРОВАНИЕМ друг против друга.А то получается как у ГЕРОЯ ЛЖЕ-НЕВСКОЙбитвы "ИДУ мол на ТЫ" то есть против.....Это он говорил МИФИЧЕСКИМ ВРАГАМ в фильме сказке где ПРОДЮСЕР фильма был тов.Сталин Иосиф а по его приказу СЦЕНАРИСТ в КАМЕРЕ на ЛУБЯНКЕ сочинял СЦЕНАРИЙ фильма "Александр Невский" Там в фильме ему Князю ЮНОШЕ создавали ГЕРОЙСКИЙ вид с МЕЧОМ.Ещё придумал сценарист такое высказывание"Кто с МЕЧОМ к нам пришёл тот от него и погибнет" Да дорогой к сожалению так и на скорую руку с идеологическим соображениями связанными с борьбой с ФАШИСТАМИ-НЕМЦАМИ писали Российскую ИСТОРИЮ.Так с помощью КИНЕМАТОГРАФА ГНОБИЛИ ФАШИСТСКУЮ гадину.Только не пойму при чём здесь Российская ИСТОРИЯ????Как Вы думаете Татарстанцы?????/

        • Тенгрианец
          27.07.2015 17:35

          Уже который год на поле просвещения масс, трудились сотрудники Татполитпросвета.Многие не выдерживали этой изнуряющей работы, хуже всех дела шли у просветителя татарского народа.Как он не бился с мечём за умы Татарстанцев, ничего не получалось.Массы не велись...В самый ответственный момент Caps Lock предательски залипал, нарушая ровный поток мысли.

  • Анонимно
    27.07.2015 16:17

    ПростоЧелПросвет, не подскажете, кто из сценаристов фильма "Александр Невский" сидел в камере на Лубянке?

    • Анонимно
      27.07.2015 18:32

      ПростооЧелПросвет не будет подсказывать. Обращайтесь к нему только прописными буквами.

      • Друзья!!!Вы я вижу так влюблены в "Простого человека"?????Ходите ТАБУНАМИ кругами,требуете где мол он? намекаете,даааааа соскучились безтакого видимо замечательного ЧЕЛОВЕКА, бросили Академика историка,бросили обсуждать Историю России и требуете его.Меня путаете с ним.Ребята правда не знаю кто это!Мне то конечно приятно.А кто это "Простой человек" хоть бы знатькто этот замечательный человек,хоть бы ГЛАЗКОМ увидеть ЕГО?Полюбоваться!!!!Даже Тенгрианец и тот бросил Тенгрианство и спрашивает меня.Видимо ребятам комментёрам и Татарстану пришелся по вкусу П.Ч.ЭЭЭЭХ встретить бы его и рассказать емупро любовь народную.

  • Анонимно
    27.07.2015 21:33

    Единый учебник воспитывать должен единозомбие.

  • Анонимно
    28.07.2015 00:12

    Вы правы. Конечно свободный полет исторической мысли приводит к выводу, что все народы произошли от укоров , а в Р. Т. Могут их опровергнуть, что от татар.

  • Анонимно
    28.07.2015 01:36

    Есть несколько комментариев по делу. Но обсуждение превратилось в неприличную клоунаду известных стебунов - фермера и тенгрианца, при активному участии простопросветчела. Полагаю, что представление идет к завершению. Выскались все основные комментаторы , включая главного конспиролога пана.

  • Анонимно
    28.07.2015 19:21

    В 90 -х, начале нулевых годов была издана целая линейка пособий по истории Татарстана.Полагаю, что их надо переиздать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль