Общество 
26.07.2015

«Героическая история о панфиловцах была нужна, но пора говорить правду»

О художественном вымысле, засекреченных документах и национальной идеологии

Большой скандал спровоцировал Государственный архив РФ, опубликовав документ, который развенчал легенду о героическом подвиге «28 панфиловцев». В нем в числе прочего один из якобы убитых бойцов признался, что добровольно сдался в плен и поступил на службу к фашистам. Как рассказал начальник главного архивного управления при кабмине РТ Данил Ибрагимов, то, что сегодня хранится под грифом секретности, давно не является тайной. Об этом его статья, написанная специально для «БИЗНЕС Online».

ТАКИХ ИСТОРИЙ БЫЛО МНОГО — ЛЮДЕЙ НАДО БЫЛО МОБИЛИЗОВАТЬ ПРОТИВ ВРАГА

Народ должен знать правду, какой бы горькой она ни была. Что касается истории о «28 панфиловцах» — уже известно, что их было не 28. Там была целая дивизия, но судьба ее бойцов отлична от того, что придумал корреспондент «Красной звезды». Здесь, наверное, надо говорить не о «28 героях-панфиловцах», а просто «о героях-панфиловцах», которые сражались под Москвой. К тому же в засекреченном в советское время докладе главного военного прокурора Николая Афанасьева, в официальной версии подвига «28 панфиловцев» много неточностей. Как известно, их подвиг в годы войны сыграл огромную мобилизующую роль. И таких моментов в истории Великой Отечественной войны было много, потому что народ надо было мобилизовать против врага. Возьмем Зою Космодемьянскую — Героя Советского Союза — таких подвигов совершалось немало, но именно ее сделали героем и примером для всех. Булат Окуджава очень тонко подметил: «И, значит, нам нужна одна победа, одна на всех — мы за ценой не постоим». То есть человеческая жизнь была не на первом месте.

Достаточно вспомнить интересный факт, когда наши войска подошли к Берлину, а вокруг все было заминировано. Наш главнокомандующий приказал не останавливаться. Американские генералы удивились — уже конец войны, зачем толкать людей на мины, если можно сначала разминировать, а потом уже брать город. Но, видимо, в этом решении советского руководства была именно политическая подоплека, потому что американцы могли первыми войти и записать взятие Рейхстага на себя.

Потом еще один момент — письма на фронт. В 1942 - 1943 годах прошла кампания по написанию и публикации писем-наказов, написанных от имени разных народов СССР своим соплеменникам на фронте. Эти документы публиковались в центральных газетах («Правде» и «Известиях»), в республиканских изданиях и фронтовых газетах. В ряду таких посланий в числе первых появилось и «Письмо татарского народа фронтовикам-татарам», несколько вариантов которого было опубликовано в изданном нами сборнике документов «Письмо татарского народа фронтовикам-татарам» и ответы на него». Основная задача этих «писем» заключалась в максимальной мобилизации народов СССР на отпор врагу. Она решалась путем осторожной игры «авторов» писем на национальных чувствах народов. И пропаганда давала свои плоды.

Это видно по письмам, опубликованным в изданном нами сборнике «Письма с фронта. 1941 - 1945 гг.». В государственных архивах республики хранится более 3 тыс. таких писем. В этих письмах столько позитива и оптимизма — солдаты искренне выражали уверенность в неминуемости Победы. Хотя, конечно, люди знали, что действует военная цензура, и, наверное, писали не все, что хотели. Во время войны была организована перлюстрация писем, то есть тайное вскрытие с целью пресечения утечки через переписку информации, составляющей военную тайну, и составление обзоров о морально-психологическом состоянии и настроении войск, причем информация поступала в основном в контрразведку и карательные органы. В людях воспитывали чувство патриотизма. В советское время сделать это было легче, потому что равенства было больше — не было такого сильного расслоения, как сейчас.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МЫ РАССЕКРЕТИЛИ УЖЕ 90% ДОКУМЕНТОВ

Пропагандистская работа велась во всех направлениях. Был использован и религиозный фактор. Например, возьмем встречу Сталина с духовенством в сентябре 1943 года. Говорят, что сделать это посоветовали американцы. В условиях войны советская власть и церковь осознали необходимость объединения усилий в борьбе с фашизмом. В свою очередь, это было начало возрождения русской православной церкви в СССР.

Люди должны знать историческую правду. Поэтому у нас работает республиканская межведомственная экспертная комиссия по рассекречиванию архивных документов. Состав комиссии утверждается кабинетом министров Республики Татарстан. В нее входят представители кабмина, ФСБ, МВД, военного комиссариата республики и наши специалисты. Мы собираемся два раза в год. В прошлом году рассекретили 987 документов. В основном это партийные документы.

Раньше как было? Все основные решения принимались обкомом КПСС. В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (бывший партархив) собрана богатейшая коллекция партийных документов, без которой историю республики в XX веке невозможно представить. Почти на всех документах стоит гриф секретности: «секретно», «совершенно секретно», «особая папка». Засекречивали любой партийный документ, но с точки зрения современных критериев они никакой государственной тайны не содержат. В то же время мы не должны забывать, что многие документы в партийном архиве содержат тайну личной жизни и не могут быть доступны в течение 75 лет. Например, протоколы парткомиссий, разбиравшие какие-то проступки, — это очень деликатная информация. Также мы соблюдаем правила по защите права интеллектуальной собственности на содержание документов.

Одним из первых указов Бориса Ельцина, когда он стал президентом России, был указ о передаче архивов КГБ и партийных архивов в систему государственных архивов. Но когда все архивы открыли, журналисты и писатели стали вытаскивать оттуда жареные факты. Там есть архивно-следственные и фильтрационно-проверочные дела, и то, что там содержится, — это страшно. Потом их решением правительства России закрыли, и эти документы мы даем только родственникам, а для научных исследований — с разрешения ФСБ. Мы рассекречиваем документы по истечении 30 лет. В некоторых странах это делают через 40, а в странах Скандинавии, например, через 20 лет. Но мы рассекречиваем только то, что не касается государственной тайны (это государственная безопасность, оборона и внешние связи). И из документов, которые находятся у нас в секретных отделах, мы уже более 90% рассекретили. Иногда мы рассекречиваем полностью документ, а иногда — только частично.

Сейчас мы часто говорим о том, что необходимо воспитывать в людях чувство патриотизма. Патриотизм, как известно, — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Появляются предложения начать учебный день в школах с обязательного исполнения гимна России. И такую практику минобрнауки России может предложить сделать повсеместно. Принесет ли это желаемый эффект? Поспособствует ли, например, сохранению и развитию национальных языков в сфере школьного образования исключение национального компонента из государственного стандарта образования? Усилит ли чувство патриотизма недавняя инициатива федеральных законодателей о введении в школах единого перечня учебников без учета регионального компонента?

Мы все помним, как в советское время старались создать новую историческую общность «советский народ» — не получилось. А сейчас хотим создать такую же историческую общность «российский народ», без внятной национальной политики и без идеологии, соответствующей нашей сегодняшней жизни.

Данил Ибрагимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (82) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.07.2015 09:57

    Если сейчас начать развенчивать все мифы ВОВ то откроется много разного потому что война это не приглаженная картинка для пионеров и квасных истерящих патриотов а реальная жизнь со всеми своими перепитиями и сложностями НО сейчас когда маятник качнулся наоборот в обратную сторону и кругом все хором повторяют заученные мантры мифы будут только множиться потому что это та самая одна но железобетонная скрепа

    • Анонимно
      26.07.2015 23:12

      Такое впечатление, что здесь все коментаторы первый день интернет включили и что такое "информационная война" понятия не имеют. По мнению таких знатаков гебельская пропаганда - это тоже миф, наверное святой он был.

      • Анонимно
        27.07.2015 22:13

        И голливудской пропаганды тоже нет? Обратите внимание, что с прошлого года в каждом боевике у них появился русский злодей

  • Анонимно
    26.07.2015 09:59

    Правильно сделали в Украине что сняли гриф секретности со всех документов до 1991г. Сколько можно врать и жить во лжи? Страшно правде в глаза смотреть и оправдываться перед собственным народом?

    • Анонимно
      26.07.2015 10:08

      очень часто люди искренне хотят жить во лжи и заменить реальность нарисованным очагом потому что иначе рухнет с таким трудом выстроенный смысл жизни и ценности- все же на одном гвозде висит

      • Regnum
        27.07.2015 09:38

        Полностью согласен. Люди как правило хотят жить и живут во лжи. Для того, чтобы смотреть правде в глаза, нужна немалая отвага, а она мало у кого есть. И не надо возможность жить во лжи у людей отбирать, им так легче. Что касается панфиловцев - да плевать, что это было вранье. Войну-то выиграли. Цель достигнута, это главное.

        • Анонимно
          27.07.2015 10:54

          Азат Д«Цель достигнута, это главное.»Не всегда. Это для тех кто в штабе, а потом награды получают и на трибуне парады принимают.А стоить ли цель, победа любой ценой? Вот и слали красные командиры войска в лобовую атаку и их крошили, вместо того чтобы сманеврировать. Кутузов яркий пример грамотного ведение войны. Японцы в Цусимском сражении примерно так же действовали, по частям уничтожили мощную российскую эскадру.Поэтому и нужна, правда о войне.

    • Стрелец
      27.07.2015 14:54

      А сейчас они не во лжи живут?

  • Анонимно
    26.07.2015 10:22

    Хорошая статья. Архивы РТ существенно подняли уровень работы и доступность после прихода автора на эту должность.Человек который отрицает Катынь и считает что документы сфальцифицированы лжет.К сожалению в псевдо исторической литературе пасется целая группа лгунов типа Мухина, Прудниковой, Брезгуна, с псевднимом Кремлев, Раззакова и им подобных. Чего стоит бестселлер Прудникововой: " Берия -последний рыцарь Сталина".Комментировать подобные книги, как и читать их не стоит.Отдаю должное личному мужеству Мироненко.

  • Анонимно
    26.07.2015 10:37

    Очередной плевок в прошлое? Рассекретили архивы, и, якобы правду обнародовали? Да эти архивы ельцинская банда давно подредактировала в нужную сторону, им доверия нет. Архивы меняют в угоду политическому курсу начиная с Хрущева, который свои грешки на Сталина начал сваливать. И чисто случайно эти "вопиющие факты" появляются когда до выборов пару месяцев осталась.Ну а Катынь-слишком грубая фальшивка. Все кто интересуется темой знают, что там куча нестыковок и следов фальсификации. Но признать вину-решение было политическое, значит все документы тотчас чудесным образом нашлись в архивах.

    • Стрелец
      27.07.2015 14:56

      Еще какой плевок. Чтоб отрезвиться, лучше почитать некоторым авторам "Блокадную книгу" Даниила Гранина.

  • Анонимно
    26.07.2015 10:44

    Да какая разница. Ну не было одного героя, зато были тысячи других. Оставьте уже людей в покое и память о них. Займитесь лучше обустройством своей жизни, своего двора, города, страны, наконец.

    • Анонимно
      26.07.2015 11:08

      То есть вы не видите разницы в том, что тот кто значился героем панфиловцем на самом деле перешел на сторону врага и воевал за фашистов? Тогда лучше стирайте носки чем тут писать

  • Анонимно
    26.07.2015 11:20

    Данил Ибрагимов скажите пожалуйста ваш отец или дед воевали?

  • Анонимно
    26.07.2015 11:21

    это глава архива каждый день выступает вечером по одному из каналов и чернит советскую истрорию..на этой неделе "всем открыл глаза" что это СССР оказывается виноват в том что японцы захватили советские сопки на озере хасан ..и они нам якобы совсем были не нужны....его вывод о том что мы там не победили основывается на том что победа не в результате боев и в результате массированного наступления советских войск а из-за того что японский министр в москве запросил мира на наших условиях!!!\\представляете как одебиливают нашу молодежь!

  • Анонимно
    26.07.2015 11:26

    эти г.историки на полном серьезе проталкивают мысль что алекспндр мотросов подскользнулся и нечаянно упал на амбразуру и спас тем самым наступление и тысячи жизней ..а зоя космодемьяская якобы воровала колбасу а не воевала с фасшисткими захватчиками...кроме мата деятельность этих архивных крыс ничего не вызывает ..

  • Анонимно
    26.07.2015 11:30

    так смешно что постоянно пишут не про героев войны, а выискивают черные пятна победы - если у людей есть мозги то они поймут для чего все это делается!кто вспомнит когда последний раз нам из архива выкопали какой-нибудь подвиг советского солдата о котором раньше не знали ..нет только тонны ззловоний которые потом опровергутся но непрятный осадок в умах незрылых обывателей обязательно оставят ..на это и расчет!

    • Анонимно
      26.07.2015 12:03

      почитайте воспоминания участников вов!
      там не всегда все приятно и патриотично.
      Ещё я недавно посмотрел немецкий документальный фильм где дают интервью бывшие солдаты и офицеры вермахта воевавшие на восточном фронте.
      Тоже очень интересно, они кстати много примеров геройства советских солдат приводили.

  • Анонимно
    26.07.2015 11:44

    В перестройку тоже вывалили на людей море "разоблачений" и прочей чернухи. Неокрепшие в духе и незакалённые советские люди в растерянности всё "скушали".И получили, что получили. Дикий капитализм в колониальном варианте.Сейчас опять под шумок пытаются оболванить людей.В том числе через такую лже-историческую пропаганду.Те же грабли подсовывают российскому теперь уже народу.

    • Анонимно
      26.07.2015 12:19

      Это что за "неокрепшие в духе и незакалённые советские люди"? Это вы про нынешних руководителей страны?

  • Анонимно
    26.07.2015 11:51

    На западе нашу победу давно вычеркнули из истории. Теперь хотят вычеркнуть из истории нашей страны. И начинается это с таких вот "архивных документов". Расчет идет в основном на молодое поколение, их источники информации-такие вот "архивы" и псевдохудожественное и якобы документальное кино. А живых свидетелей скоро совсем не останется, и в памяти останутся только такие грязные факты. Позор таким "правдоискателям".

    • Анонимно
      26.07.2015 12:08

      кто вам сказал что на западе, что то вычеркнули??

      • Анонимно
        27.07.2015 07:32

        Поговорите с молодым европейским поколением, возможно вам удастся открыть им глаза, что, оказывается Гитлера победил СССР, а не США. А если поговорите об этом в самих США, то они сильно удивятся, что СССР в войне вообще учавствовал. Идет целенаправленная политика, нацеленная на стирание из памяти людей роли нашей страны в победе.

    • Анонимно
      26.07.2015 12:11

      Причем тут Запад когда речь идет о наших архивах? Вам приятнее верить в сказки пропаганды чем смотреть правде в глаза?

      • Анонимно
        27.07.2015 07:38

        Для вас правдой является то, что сказали по телевизору? Архив-всего лишь хранилище, набитое кучей документов. Какие там документы, кто их туда положил, в какое время и с какой целью-нам неизвестно. Давно известно, что архивы многократно чистились и редактировались, подделывались, откровенно говоря. Почему я должен верить, что этот вброс-не фальшивка?

        • Анонимно
          27.07.2015 08:35

          Не знаю, насколько это фальшивка. Но в этом году уже второй крупный "вброс". Первый про знамя над Рейхстагом, второй вот этот. Что-то много всего и сразу.

    • Анонимно
      27.07.2015 00:33

      У каждой страны свои памятные даты, и многим странам нет дела до событий на чужих территориях, особенно если эти события их не затрагивали. Вот у нас разве отмечают капитуляцию Японии? А в США и в некоторых странах Вост.Азии отмечают.

  • Анонимно
    26.07.2015 12:49

    Статья ни о чем. Вот что хотел ей сказать автор? Что есть правда , а есть пропаганда -так это банальные вещи, ничего нового он не сказал. Предложил ли автор "А давайте не будем открывать архивы, лучше пусть остаются патриотические мифы"? Вроде под конец статьи он намекает на это, но сам же против этого, потому что считает, что все-таки правду надо знать. А последний абзац вообще непонятно к чему: как вывод всего текста он не годится.

  • Анонимно
    26.07.2015 13:12

    В любой войне, и та и другая сторона пользуются дезинформацией для подъема духа населения и войск.Если прикинуть потери немцев по сводкам совиформбюро, то к началу 1944 г. мы могли спокойно войти в Берлин под маршами, ибо все немецкие солдаты и офицеры были уже перебиты.Что касается подвига Матросова, то почитайте мемуары командующего фронтом Еременко, как это было.Что касается слов произносимых героями перед гибелью, большинство из них выдумка журналистов.По войне лжи было немало о помощи союзников, котрую сводили к тушенке и яичному порошку. Эти продукты конечно были, порошок в народе называли "яйца Рузвельта", но было многое другое. Особенно важны поставки автотехники - знаменитые студеры и авиационной - Бостоны и Аэрокобры.Кстати именно на этом истрбителе Покрышкин получил вторую и третью геройскую звезду.По воздушному пути от Аляски до Красноярска перегнали 8 тысяч самолетов. Недавно в городе Фербэнксе, где американские экипажи сменяли советские установили памятник -два пилота, американский и советский, обнявшись всматриваются в небо.Так, что не надо удивляться когда документы раскрывают новое и непривычное иногда и неприятное.А по Катыни к сожалению правда, расстреливали еще в двух лагерях. В 1991 г. генерал Д.С. Токарев,до войны начальник управления НКВД по Калининской области, а в 1948 -53 гг. - министр ГБ Татарии, подробно рассказывал журналистам как это было.Не надеясь только на местных чекистов, из Москвы прислали расстрельную группу из 5 человек.Его водитель которого включили в эту группу покончил вскоре самоубийством, нервы не выдержали.

    • Анонимно
      27.07.2015 07:43

      Вы правы, в мирное время для очернения неугодных фактов, лиц или событий, тоже крайне широко используется дезинформация, с применением любых средств. Включая подделку архивов.

      • Анонимно
        27.07.2015 10:11

        Человек очевидно никогда не работал в архиве.Подделать документ невозможно. А вот придержать его от глаз широкого круга исследователей, а иногда и просто изъять, вполне возможно.Особенно это широко практиковалось до 1953 года.Вполне могли быть такие случай и до 1992 г. Сейчас открыты все архивы, за исключением спецслужб, что вполне законно и практикуется во всех государствах.А также фонды гос. учреждений и предприятий содержащие государственные тайны и отдельные дела содержащие детали личной жизни граждан, неприкосновенность которой охраняется законом.

        • Анонимно
          27.07.2015 12:02

          Человек очевидно никогда не работал в спецслужбах, раз утверждает что невозможно подделать документ. Любой.

  • Анонимно
    26.07.2015 15:08

    Хватит заниматься эксгумацией, сильно попахивает фальшивкой, если считаете себя достойными лучшего , выбирайте достойных руководителей и спрашивайте с них а не устраивайте заседание кухонного ОБКОМА

  • Анонимно
    26.07.2015 16:57

    Что за бред! какая разница был подвиг или нет? Все равно там стояли насмерть советские люди,и не про пустили нацистов! Или вы все думаете,что немцы отказались бы пройти в этом месте в Москву?

  • Азат Д
    26.07.2015 19:13

    А сколько советских людей, героически погибли и о них не узнали.Немцы (а это они всё заварили) получили по рогам - это факт.

    • dralexsys
      27.07.2015 12:19

      Так нас давно уже стараются убедить, что Сталин виноват если не больше, то чуть меньше Гитлера. Что оставалось несколько дней до выдвижения советских войск на вермахт и что план "Барбаросса" был вынужденной превентивной мерой Гитлера, правда забывают упомянуть о том что он был разработан еще в 1940 году.

  • Анонимно
    26.07.2015 20:04

    Хорошие стихи прочитал я на памятнике погибшим ополченцам: "Не надо слов про доблесть и отвагу.Слова всего лишь навсего слова.Мы здесь стояли и назад ни шагу.Мы здесь лежим, зато стоит Москва".

  • Анонимно
    27.07.2015 07:47

    Собственно, что есть в Архивах? А на каждое событие там две бумаги. Первая, это доклад начальника вышестоящим, какой он гениальный и предусмотрительный. Второй документ- это донос в Контору, что на самом деле вышеупомянутый начальник всё провалил, в докладе наврал и вообще, давно нуждается в расстреле. Второе предоставят только родственнику Доносчика. Главное то, что искать правду о событиях в этих двух документах ПОЧТИ бесполезно!

  • Анонимно
    27.07.2015 08:00

    Против утреннего гимна в школах, иначе молодые люди возненавидят эту песню. Оставьте это каклам, в продолжающейся истерике они свою щеневмерлу готовы петь на завтрак обед и ужин. Ничего хорошего из этого не выйдет.

  • Анонимно
    27.07.2015 08:38

    Господа почитайте. Архивные документы не опровергают подвиг панфиловцев http://ria.ru/society/20150713/1126386918.html

  • Анонимно
    27.07.2015 08:41

    Всю правду о подвигах наших солдат в ВОВ мы никогда не узнаем. То, что дошло до нас, возможно и приукрашено военными журналистами тех лет, но сколько фактов истинного героизма осталось безвестными одному богу известно. Ирек.

  • Анонимно
    27.07.2015 08:56

    Заставлять петь гимн России по утрам, когда очень много наших сограждан живут за чертой бедности - прямой путь стать копией северной кореи

  • Анонимно
    27.07.2015 09:45

    На сайте НА РТ написан призыв о сдачи на хранение семейных писем и документов периода ВОВ. Теперь понятно для чего этот призыв... Для очередных порций гадостей и извращения правды написанных в этих письмах, оболванивания молодого поколения с целью внушения ненависти ко всему советскому!

    • Анонимно
      27.07.2015 10:00

      Азат ДЕрунду не пишите.В чем искажение, если эти письма опубликуют?Факт тот, что коммунистическое правительство, во главе со Сталиным оказалось не готова к войне , при огромных вложения в армию, что в 41 многое потеряли. И благодаря неимоверным усилиям всей страны - народом, организаторам и ленд -лизу, победили лютого врага. Ещё финская война, которую развязал СССР, показала что мы не готовы к войне.Тошнит уже, от этого представления войны, в лубочной форме - война это смерь, калеки, трагидия в каждую семью, лишения, кровь, грязь - вот поэтому у нас граждане, так легко играются словами, как война, давайте с Западом воевать и всё такое. Думают это их не коснётся, как в компьютерную игрушку поиграть, поиграл, надоело пошёл лег поспать, а на следующий день тоже самое.

      • Анонимно
        27.07.2015 10:14

        Факт тот, что царское правительство во главе с Николаем II оказалось не готово к ПМВ. Ещё японская война, которую также развязала Российская империя, показала что мы не готовы к войне. И несмотря на неимоверные усилия всей страны не смогли победить.

      • Анонимно
        27.07.2015 10:14

        Факт тот, что царское правительство во главе с Николаем II оказалось не готово к ПМВ. Ещё японская война, которую также развязала Российская империя, показала что мы не готовы к войне. И несмотря на неимоверные усилия всей страны не смогли победить.

        • Анонимно
          27.07.2015 10:27

          Ну ну. Победили не благодаря руководству, а вопреки-хватит уже этот бред тиражировать, пора бы начать головой думать.

        • Анонимно
          27.07.2015 10:56

          Азат ДПравильно. Поэтому и нечего сейчас на весь мир оружием бряцать.

    • Анонимно
      27.07.2015 10:47

      Шила в мешке не утаишь . Правда всегда выгодна .

  • Анонимно
    27.07.2015 10:49

    По обоим войнам. На войну с Японией, косвенно повлиял и личный фактор не главный но достаточно весомый. Когда он был наследником и посетил страну, какой то японский отморозок ударил его мечом по голове, но по касательной и особого ущерба не причинил,обошлось перевязкой и йодом. Но боль и стыд за такой позор остались. Что касается ПМВ, здесь хороший человек и семьянин Николай, оказался плохим политиком и попал в ловушку, поставленную англичанами, которые его руками хотели убрать конкурента, быстро становящуюся глобальной державой Германию. Что получилось все знают.

  • Анонимно
    27.07.2015 10:53

    И что все так всполошились с историей о героях-панфиловцах? Что нового открыли архивы в этом деле? Журнал "Новый мир" опубликовал материалы проверки военной прокуратуры еще в 1966 году! В середине 90-х материалы также были опубликованы (не беру в расчет измышления Резуна). И теперь очередной "вброс". И очередные "сенсации". Я согласен, что 28 человек не было. Было больше героев, которые отдали жизни и остановили врага под Москвой. Пусть так и остается жить легенда о 28 героях-панфиловцах. Как символ. 300 спартанцев - тоже легенда, жа только никто не шумит про это.

    • Анонимно
      27.07.2015 12:09

      Хороший комментарий.Присоединяюсь:"Я согласен, что 28 человек не было. Было больше героев, которые отдали жизни и остановили врага под Москвой. Пусть так и остается жить легенда о 28 героях-панфиловцах".

    • Анонимно
      27.07.2015 12:24

      Приятно, что есть еще думающие, читающие, а главное понимающие люди, способные проводить исторический анализ и правильные аналогии. Спасибо Вам.

  • Анонимно
    27.07.2015 11:00

    Правду не утаишь. А вам хотелось бы узнать к примеру, что ваш прадед писал доносы в 1937 г., расстреливал невинных людей в те же годы или открывал свинарники в мечетях, и взрывал церкви? Конечно правнук за давно ушедшего из жизни прадеда не отвечает. Но все же, все же.Знаю несколько таких случаев.

  • Анонимно
    27.07.2015 12:51

    Да такие, и еще более разительные примеры были. Одна, очевидно неадекватная, родственница известного писателя, в запале борьбы с недругом, опубликовала его письмо в Москву в 1937 году, почему то назвав его "объяснительной запиской, хотя по тогдашнему его статусу никто объяснений от него не требовал.Оно является фактическим доносов на татарских писателей, под названием "О ликвидации вредительства в татарской советской литературе". Кстати, в негативном плане, упомянут и Муса Джалиль, правда врагом народа как многие другие не назван. О нем пренебрежительно сказано: " Человек имеет партбилет, числится членом ССП, но почти ничего не пишет".Так, что автор статьи права, некоторые фонды и особенно материалы парткомиссий, по рассмотрению персональных дел, пока делать доступными для любителей "сенсаций и жареных фактов" рано.

  • Анонимно
    27.07.2015 14:32

    Может быть не было конкретных 28 панфиловцев.
    Но были сотни тысяч и миллионы героев, которые отдали свои жизни за нашу свободу.
    Дед моей жены погиб в декабре 1941 г. в контрнаступлении под Москвой. А панфиловец он был или нет я думаю не так важно.

  • Анонимно
    27.07.2015 16:19

    На войне всякое бывает. Генерал А.Власов, наравне с Рокоссовским был полководцем отстоявшим Москву, получил за это орден.Не случайно И.В.Сталин поставил его во главе 2 - й Ударной армии для деблокирования Ленинграда.Что случилось дальше все помнят - в конце карьеры позорная смерть на виселице, которую пришлось переделывать, был долговязый и ноги на обычной доставали до земли. Мало кто знает, что в РОА были эскадрильи которыми командовали два Героя Советского Союза попавших в плен. Не знаю их судьбу. Возможно избежали суда и сумели улететь на запад.Так, что война всякое преподносила.И не надо назойливо твердить , что победил народ, а не Сталин и его команда. Без руководства - народ превращается в толпу бросающую оружие. Что мы и видели в трагические месяцы начала войны. Но Сталин сумел переломить ход событий.И два ордена Победы получил заслуженно.

    • Анонимно
      27.07.2015 16:47

      Война была по сути и гражданской тоже. Почему в плену оказалось 5 млн советский солдат? Почему немцы так легко разбили превосходящую в разы Красную армию в 1941? Ответ на поверхности. Страна разделилась. Половина была против советской власти. Против Сталина. Поэтому так все получилось. В нормальной ситуации Красная армия разбила бы немецкую за полгода, думаю.

      • Анонимно
        27.07.2015 18:26

        О за полгода разбили бы.. Руставели, который Шота, писал : "Каждый мнит себя стратегом. Видя бой со стороны". Вот так то товарищ "диванный маршал".

        • Анонимно
          27.07.2015 20:21

          Да за полгода. А если бы успели первыми начать, то за три месяца.

    • Азат Д
      27.07.2015 22:05

      Кстати, 2 ударная армия не сдалась от предательства самой армии, как у нас представляют, она билась наступала вперед и довольно успешно, потом когда ударная сила иссякла её не поддержали, в том числе и с флангов, её окружили и только тогда она сдалась, часть пробивалась к своим и много погибло. По большому счёту , гибель 2 ударно не на Власове, а на командовании фронтом.Насколько я знаю, во 2 ударной много казахов было. Она формировалась в Поволжье, не зря там Джалиль был.

  • Анонимно
    27.07.2015 22:33

    Кто-то спорит, что была целая дивизия? Александр Бек целую книгу о ней написал в советские годы. А по поводу 28-ми вопрос был поднят ещё в 1948 г. и там не все так однозначно

  • Анонимно
    27.07.2015 23:51

    Финская , как писал о ней Твардовский , не знаменитая война , привела к серьезным реформам в армии. До сих пор идут споры об их эффективности , но случилось то, что произошло. Все было не так как планировалось в шапкозакидтельском фильме " Если завтра война ", а с точностью до наоборот . Но вспомним, что случилось с лучшей в Европе французской армией и дюнкеркский позор английской. А ведь еще недавно они угрожали и нам во время финской. Отдадим должное советскому руководству, что оно сумело быстро отправится от шока блицкрига. Смешно читать рассуждения диванного маршала, что могли победить за три месяца. Это плагиат с резуновских фантазий.

  • Алексей К.
    28.07.2015 09:23

    Автор понял, что он написал? Дескать,в людях воспитывали патриотизм тем, что перлюстрировали письма с фронта и за недостаточный патриотизм можно было получить "десять лет без права переписки"*очень грустный смайлик*

  • Анонимно
    28.07.2015 09:40

    Думаю, не автор , а Алексей №1 не понял. Письма с фронта были всегда правильные, тем более военная цензура существовала.А потом много было искренних патриотов. Так, что письма надо собирать и издавать наиболее интересные. Мой прадед, проездом из госпиталя встретился с дочерью, моей бабушкой на вокзале и потом погиб на Курской дуге, командир эскадрона кавполка. Пожалуй передам его письма, но они написаны арабской графикой.

    • Алексей К.
      28.07.2015 11:38

      А вот тут очень тонкий нюанс! Являлся ли идейный власовец, любящий Россию, но ненавидящий режим Сталина, ПАТРИОТОМ? Или патриотизм это прежде всего верность Режиму и уже только потом Стране?

      • Анонимно
        28.07.2015 12:27

        Вот тут основная загвоздка у россиян. Они путают родину и главу государства. Это генетически что ли. И даже если вождь уполовинит граждан (Петр I, Джугашвили), мнение не меняется у половины, и тогда 2 половины в результате гражданской войны просто еще больше уничтожают себя.Короче, хана всем.

      • Анонимно
        28.07.2015 12:37

        Алексею №1. Где вы нашли идейных власовцев?Шкурники спасавшие жизнь свою и надеявшиеся на "сладкие пряники" в случае победы фашистов.Еще мягко поступили со многими, повесив только главарей. Кстати за предательство и французы некоторых своих "власовцев" казнили и посадили.Да и в других странах предателей служивших фашистам не жаловали.

      • Анонимно
        28.07.2015 12:51

        Азат Д

        Тут нет не каких нюансов. Да, патриот.

        А кто воюет с оружием в руках против Сталина и за врага, тот предатель, стреляющих в своих братьев защищающие Родину от оккупантов - те предатели. В отличие от тех же бандеровцев, они против всех своих врагов воевали, за себя.

        • Алексей К.
          29.07.2015 13:37

          С бандеровцами не всё так просто! Если у бандеровца в биографии призыв в РККА и полицайство в Третьем Рейхе ... хоть где-то, да ПРЕДАТЕЛЬ! ;)

  • Анонимно
    28.07.2015 10:11

    Арабской графикой не примут - это подрывает устои государство. Это ведь тоже скрывается.

    • Анонимно
      28.07.2015 10:29

      Позавчера купил книгу "Татарский язык в восточной дипломатии России" - почти на каждой странице арабская графика. Целые страницы написаны по татарски арабской графикой.Уважаемый, читайте больше, а не занимайтесь провокациями.Уверен, Вы не знаете арабского языка и арабскую азбуку (алфавит).

  • Анонимно
    29.07.2015 14:08

    Бандеролюбу Алексею и его подпевале. Почитайте документы, сколько мирных жителей бандеровцы вырезали. Мой дед служи в арили после войны во Львове рассказывал, что они творили. Во всяком случае намного хуже чем солдаты вермахта .

    • Алексей К.
      30.07.2015 09:37

      Анонимно 29.07.2015 14:08, вы знаете, сравнивать бандеровцев и солдат вермахта некорректно. Вот с эсэовцами- вполне пожалуйста!Потому как не стоит смешивать солдат, выполняющих достаточно преступные приказы, и маньяков, получающих от этого удовольствие....Тут к чему все разговоры о патриотизме и конкретном режиме! К немалой группе лиц, уверяющих, что Россия воюет с Украиной и, при этом, они поддерживают Украину. По всей логике, получается, что они ПРЕДАТЕЛИ!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль