Общество 
29.07.2015

«Средний класс и VIP как летали, так и летают – им тяжело отказаться от отдыха!»

Холодное лето-2015: татарстанцы проводят отпуск за границей вдвое реже, причем в основном просели самые дешевые туры

Сейчас очень много отелей на Анталийском побережье «на стопе», а то и в «овербуке», говорят участники туррынка. Именно туда, в четырех-пятизвездочные отели Турции, устремились те, кому стала не по карману Европа. Те же, кто победнее, остались дома. Как выяснил «БИЗНЕС Online», падение выездного туризма фиксируют и банкиры с мобильными операторами: этим летом «пластиком» и роумингом за границей пользуется на треть меньше татарстанцев. Впрочем, больше всего они тратят в «дорогих» ОАЭ, Италии и Германии.

ТУНИС, ЕГИПЕТ И ГРЕЦИЯ ТЕРЯЮТ РОССИЯН

На 40% с начала 2015 года упал поток российских туристов, выезжающих за рубеж, сообщил на днях глава Ростуризма Олег Сафонов. Кризис отрасли, больше похожий на обвал, не обошел стороной и Татарстан. Вместе с представителями туристических компаний Казани, банками и сотовыми операторами газета «БИЗНЕС Online» подводит предварительные итоги туристического сезона «весна-лето 2015 года». Опрошенные представители турагентств говорят, что по республике цифры спада выездного туризма даже выше общероссийских — минус 50%.

В ассоциации «Турпомощь» на запрос нашей газеты сообщили, что если в 2014 году по Казани работали 11 туроператоров, то в 2015 году — 6. В госкомитете РТ по туризму нам подтвердили, что на сегодня в Татарстане осуществляют деятельность только те туроператоры, которые входят в ассоциацию «Турпомощь», а также находятся в федеральном реестре. Это ООО «Юнайтед Трэвел», ООО «Стен», ООО «Туроператор Легенда», ООО «Музенидис Трэвел-Казань», ООО «Пегас Казань» И ООО «ТДМ». На количестве посредников-турагентств кризис сказался не так сильно, поскольку их финансовые риски минимальны. Как рассказала нам руководитель службы по связям с общественностью управляющей компании 2ГИС Наталья Рыжкова, число туристических агентств в Казани сократилось всего на 3% — с 548 в июле 2014 года до 533 в июле 2015 года.

Этим летом обошлось без громких банкротств туроператоров, однако произошло несколько событий, повлиявших на снижение турпотока. Например, пресс-секретарь российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина на днях сообщила, что продажи путевок в Тунис после атаки террориста на один из отелей, произошедшей 26 июня, упали примерно на 40 - 50% по сравнению с теми показателями, что были до теракта. В начале июля ассоциация российских туроператоров (АТОР) также сообщила о падении спроса примерно на 40% на туры в Тунис после теракта. «Тунис отпал из-за терактов, да и раньше туда не было рейсов из Казани. По Египту тоже непонятная ситуация. Мы своим туристам стараемся не рекомендовать эту страну. В этом году данное направление проседает, спрос туда меньше. В Грецию кто-то побоялся ехать из-за непонятных экономических и политических моментов, хотя на курортах там проблем особо нет, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по продажам «Салават Lufthansa City Center» Рустем Тарзиманов. — Многие в такой ситуации переориентировались на Турцию. Путевки в этом году из-за роста курсов валют выросли в цене в полтора раза. Вместо Египта сейчас пользуются спросом Эмираты и Оман, который мы рассматриваем как очень интересное и безопасное направление».

Поток российских туристов в Грецию упал на 62%. Правда, это данные до начала летнего сезона. За январь-май 2015 года число россиян, съездивших в Грецию, сократилось до 56 тыс. человек. Об этом сообщают сами греки — подробный анализ по въезжающим туристам есть на сайте Центрального банка Греции. Всего за этот период россияне потратили в стране 50 млн. евро (падение на 50% по сравнению с прошлым годом).

Что касается Египта, в середине июля на отраслевом портале kazan.turprofi.ru появилась информация о том, что в августе рейсов из Казани в Египет станет меньше. Так, с 30 июля полетную программу в Хургаду прорежает Tez Tour: вместо двух вылетов в неделю — по понедельникам и четвергам — рейсы будут всего один раз в 10 дней. Также будет отменен рейс 27 июля. Программа подверглась корректировке в соответствии с реальным потребительским спросом. Меньше рейсов будет и в Шарм-эль-Шейх: программу оптимизировал Pegas Touristik. Вместо трех рейсов в неделю, заявленных в начале сезона, туроператор оставляет вылеты по понедельникам.

ГОРЯЩИЕ ПУТЕВКИ ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ

Мы поинтересовались у читателей «БИЗНЕС Online», где они отдохнули или отдохнут этой весной-летом, выложив опрос в официальном аккаунте газеты и автора статьи в Twitter. Читатели ответили, что отдыхали/отдохнут и в России (деревня; Крым; Краснодарский край; Ростовская область), и за рубежом (Турция, Египет, Чехия, Грузия, Финляндия, Италия, Абхазия, Испания, Кипр, Болгария).

Некоторые читатели один раз в этом году отдохнули на российских курортах, но вторую поездку планируют совершить обязательно за границу. Кто-то категорически против отдыха в России. «Отдых — только за границей — там и сервис, и доступно! Если с детьми — Турция или Эмираты, с друзьями — Германия или Италия. Если где мне нравится — Америка», — ответил в микроблоге генеральный директор группы компаний «Русский фейерверк» Расул Садриев. Кто-то решил вообще обойтись без отдыха.

Говоря о том, что вдвое упал поток туристов за границу, необходимо отметить, что речь идет о фактическом сворачивании сегмента дешевых туров, то есть от отдыха этим летом отказались те, кто обычно весь год копил на отпуск в дешевых Турции или Египте. Об этом нашей газете сообщили все опрошенные представители турагентств.

«Видимо, перестали летать из категории тех, кто первый раз выезжает за границу. Если раньше, по моим ощущениям, летом на рейсах бывало 40 - 60 процентов тех, кто выезжает за границу впервые — в Анталию, которая наиболее удобна из Казани, то сейчас люди почувствовали на себе кризис, — говорит Тарзиманов. — Те, кто работал в сегменте дешевых туров — до 70 тысяч рублей на семью, очень сильно недополучили клиентов. Мы работаем на рынке 25 лет, и у нас есть много клиентов среднего класса и VIP, а они как летали, так и летают — им тяжело отказаться от отдыха».

«Существенно изменилась структура спроса: вымываются дешевые туры, а количество туров с ценой выше средней практически не изменилось. Траты в валюте остались на прежнем уровне. Трудности возникают у тех, кто отдыхал в недорогих отелях, — подтверждает и генеральный директор компании «СТЕН» Леонид Пресс. — Такой отдых вырос по стоимости пропорционально росту курса валют, а значительное сокращение московскими туроператорами чартерных программ из Казани практически обнулило количество горящих туров».

«Люди стали часто самостоятельно путешествовать в Европу, поэтому есть снижение туда запросов по турам. И определенно все начали скрупулезнее считать свои расходы», — согласен с коллегами генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.

ТУРИСТЫ МЕНЬШЕ ТРАТЯТ В ДОЛЛАРАХ И ЕВРО, НО БОЛЬШЕ В РУБЛЯХ

Для полноты картины об отдыхе татарстанцев за рубежом мы изучили, сколько денег они потратили в этом году. По нашей просьбе банк «ВТБ24» подсчитал, как изменились траты татарстанцев за рубежом.

«По нашим данным, средний объем трат на человека (держателя нашей карты) за рубежом сократился в иностранной валюте, но вырос в рублях. Держатели наших карт потратили 53,5 тысячи рублей в мае-июне этого года на человека против 47 тысяч рублей в прошлом году. В долларах объем трат составил немногим более 1000 долларов против 1350 долларов в прошлом году, — говорит и. о. управляющего банка «ВТБ24» в Татарстане Александр Михалицын. — В то же время количество держателей карт, осуществляющих транзакции за рубежом, снизилось. Если в мае-июне прошлого года транзакции за рубежом совершали около 200 тысяч наших клиентов, то в мае-июне этого года — около 150 тысяч».

Интересна статистика ВТБ24 по распределению трат в конкретных странах (данные за май-июнь). «Больше всего клиенты потратили (Топ-5 по объему транзакций) в Италии, Испании, Франции, США и Турции. В прошлом году — в Италии, Испании, Германии, Франции, Турции. Это данные в среднем по России, — сообщил Михалицын. — Что касается держателей карт в Татарстане, то здесь мы видим тенденции, которые противоречат общему тренду. Топ-5 стран по объему трат в прошлом году выглядел так: Турция, Италия, Германия, Израиль, Франция, а в этом году на первом месте ОАЭ, затем Германия, Италия, Турция и Великобритания. При этом разница между тремя станами-лидерами в этом году минимальна». По всем направлениям сумма трат держателей карт в рублях несколько уменьшилась — с 67 млн. рублей до 65 миллионов.

По словам и. о. управляющего банка, есть направления, по которым объем трат жителей республики значительно увеличился. Так, в ОАЭ траты выросли по сравнению с прошлым годом почти в два раза — с 4 до 7 млн. рублей. Объем трат в Германии вырос с 6 до более 7 млн. рублей, в Великобритании — с 3 до почти 5 млн. рублей. А в Турции, например, сократился значительно — с 9 до 6 млн. рублей. В Италии упал, но незначительно — почти с 8 до чуть более 7 млн. рублей.

При этом в банке отмечают, что не все покупки туристы совершают, расплачиваясь картой или снимая деньги со своего «пластика» на отдыхе, но тем не менее общую тенденцию понять можно.

ТРЕНД СЕЗОНА — ОТПУСК В РОССИИ

Еще более ясный показатель состояния туристического рынка — уровень потребления услуг связи абонентами в международном роуминге. Опрошенные операторы в один голос говорят о том, что татарстанцы этим летом предпочитают путешествовать внутри России.

«По сравнению с летом 2014 года нынешний май и июнь отмечены новым трендом — все больше абонентов предпочитают проводить отпуска в России. По данным нашей компании, количество поездок за пределы России сократилось на 19 процентов, а объем внутреннего туризма вырос на 6 - 7 процентов. Если говорить о международном роуминге, то здесь мы наблюдаем рост интернет-трафика на одного абонента. Учитывая тот факт, что «МегаФон» является лидером по количеству стран, где доступен LTE-роуминг (52 страны), у 4G-пользователей оператора есть возможность пользоваться привычным высокоскоростным интернетом и за границей, — говорит директор регионального отделения компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников. — В поездках по России наиболее популярным видом связи были и остаются голосовые услуги (одинаково популярны как входящие, так и исходящие вызовы). При этом за последний год заметно выросло пользование мобильным интернетом, что связано с ростом количества мобильных устройств, а также с выводом специальных предложений и роуминговых опций».

«В первые месяцы весенне-летнего туристического сезона мы наблюдаем общую тенденцию снижения количества абонентов, выезжающих в зарубежные страны и отдающих предпочтение путешествиям по стране. Число пользователей международного роуминга за этот период сократилось на 20 процентов по сравнению с маем-июнем 2014 года. За этот же период объем потребления услуг в международном роуминге среди абонентов МТС в Татарстане сократился на 30 процентов, — рассказал директор МТС в Татарстане Марат Шакиров. — Средняя цена вызова сократилась за год на 7 процентов. Мы снизили цены на международный роуминг до 70 процентов по ряду популярных туристических направлений. В мае-июне абоненты МТС в Татарстане в путешествиях по России стали использовать мобильную связь на 10 процентов активнее, чем годом ранее».

По словам Шакирова, в число наиболее популярных зарубежных направлений среди татарстанских абонентов МТС традиционно вошли Турция, Египет, Греция, Италия, Кипр, Германия, Испания, Абхазия, ОАЭ. «В целом с мая этого года татарстанцы смогли посетить более 120 стран, в том числе такие экзотические, как Макао, Камерун, Танзания, Бахрейн, Гренландия», — уточнил он.

Отметим, что, по данным МТС на корпоративном сайте, в Топ-10 городов по количеству татарстанских абонентов, путешествующих по России, вошли Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Уфа, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийский АО, Екатеринбург, Казань и Челябинск.

«Традиционно с началом сезона отпусков роуминговая активность абонентов растет. Так, за период с 1 мая по 1 июля более 32 тысяч абонентов воспользовались услугой роуминга. Прирост в финансовых показателях составил порядка 50 процентов по сравнению с первым кварталом текущего года», — сообщил коммерческий директор казанского филиала Tele2 Ринат Ибрагимов.

«КЛИЕНТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ, А РУБЛЕВАЯ ВЫРУЧКА ДАЖЕ БОЛЬШЕ»

Игроки рынка поделились с газетой «БИЗНЕС Online» первыми итогами летнего туристического сезона, а также рассказали о перспективах въездного и внутреннего туризма.

Рустем Тарзиманов — директор по продажам «Салават Lufthansa City Center»:

— Туристический поток можно отследить по количеству рейсов из Казани. Число чартерных рейсов в этом году сократилось на 30 - 50 процентов. Как минимум в той же пропорции сократилось и количество туристов. Но мы были удивлены тенденцией по Турции. Сейчас очень много отелей на Анталийском побережье «на стопе». Это означает, что они полностью проданы. У нас даже были сложные моменты, когда был овербукинг — люди приезжали, а им не хватало мест в отелях, их переселяли в другие. Мы начали анализировать, почему так произошло, ведь в прошлом году летало отдыхать гораздо больше людей, а таких ситуаций было меньше. Пришли к выводу, что сейчас стоят незагруженными отели категории ниже среднего — «три, четыре звезды», а все более-менее хорошие пятизвездочные отели по адекватной для среднего класса цене как раз и заняты нашими гражданами.

По Европе этим летом было очень мало Италии и Испании, по крайней мере у нас. В этом году хорошо идут круизные туры по Средиземноморью. Топ-3 пляжного отдыха — Турция, Греция и Кипр.

Что касается финансовой стороны, если рассматривать туроператоров, то после череды банкротств в прошлом году многие пересмотрели свою экономическую модель, перестроили бизнес-план, ушли от рискованных схем. Поэтому логично, что туроператоры сократили количество направлений. Вполне возможно, что в этом году они понесли даже меньше убытков, чем в предыдущие годы, когда много рисковали, играя на высоком спросе. Что касается туристических агентств, вряд ли они будут работать себе в минус. То, что их стало меньше, — это однозначно. По количеству клиентов стало меньше, а рублевая выручка даже немного выросла.

Въездной туризм имеет определенную специфику. Есть смысл этим заниматься, потому что Казань — интересный город. На мой взгляд, в первую очередь въездной туризм в Казань нужно развивать не для иностранцев, а для граждан России, прежде всего для жителей Татарстана. Если своим туристам тут будет хорошо, то и иностранцы начнут со временем приезжать.

По России люди много путешествуют дикарем — сами покупают билеты, бронируют отели. И очень редко берут турпакет с экскурсиями. Питер — интересное направление, туда как летали, так и летают. В Москву также часто едут самостоятельно. В Сочи в этом году ехали, но у нас не такой большой поток, как говорят в СМИ. Крым у нас почти не спрашивали.

Леонид Пресс — генеральный директор компании «СТЕН»:

— Если оценивать турпоток по количеству отправленных туристов, то в нашей туристической фирме по итогам 7 месяцев (январь-июль) он составляет по сравнению с прошлым годом минус 20 процентов. Учитывая, что из-за роста курсов валют туры стали дороже примерно на 70 процентов, то бизнес по-прежнему рентабельный, финансовые рублевые показатели даже лучше, чем в предыдущие годы. Спрос на июль, август и сентябрь хороший. Значительно увеличилась доля туров, которые мы делаем как туроператоры.

Я не считаю, что нашу туриндустрию нужно спасать. Произойдет естественный процесс укрупнения и операторского, и агентского бизнеса, сократится количество активно работающих турфирм, и в этом нет ничего страшного.

Въездной туризм намного сложнее выездного, полноценно им заниматься смогут очень немногие, так как этот бизнес значительно затратнее и менее рентабелен в пересчете на одного туриста. Кроме того, отмечая значительное увеличение потока туристов в Казань, следует сказать, что лишь незначительная их часть пользуется услугами местных принимающих туристических фирм.

Из направлений внутреннего туризма у нас наибольшим спросом пользуются курорты Краснодарского края, Питер и российские лечебные санатории высокого уровня.

Азамат Сабиров, генеральный директор компании AVT:

— Общее сокращение турпотока по нашей информации — где-то минус 40 процентов, прогноз аналитиков Сбербанка о падении курса рубля к концу года не добавляет оптимизма. Но радует развитие Сочи как курорта, надеюсь, Крым подтянется по качеству.

Въездной туризм тоже находится в интересном состоянии, ибо не дает особого роста доходов местным компаниям из-за того, что иногородние туркомпании сами организуют тут туры, так как нет языкового, валютного барьера и нюансов законодательства. Но уверен, что увеличение турпотока, который активно развивается усилиями госкомитета и, что для меня удивительно, комплексом «Ривьера», подарит всем достаточный доход.

По внутреннему туризму у татарстанцев популярны Крым, Питер, Москва и Краснодарский край.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (92) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.07.2015 08:28

    "много клиентов среднего класса и VIP, а они как летали, так и летают, — им тяжело отказаться от отдыха» - скорее "им ничего не стоит не отказываться от отпуска".

    • Анонимно
      29.07.2015 12:24

      да-да, согласен. Смешно читать))) "тяжело отказаться от отдыха" прям анекдот в одной фразе

  • Анонимно
    29.07.2015 08:47

    Ездят во сносном чиновники и их дети, если учесть что у нас нет среднего класса. И что такое средний класс кто может мне объяснить?

    • Пять копеек
      29.07.2015 09:43

      средний класс - это часть общества, которое имеет резко позитивные настроения в сытые годы, и резко негативные настроения в кризисные. Остальные либо чиновники у которых все стабильно хорошо в любое время, либо рабочии, у которых все стабильно не очень в любое время

    • Timirgal
      29.07.2015 11:47

      давайте Все станем чиновниками

    • Анонимно
      29.07.2015 11:59

      средний класс это:1. отдых 2 раза в год за рубежом2. замена автомобиля раз в 3-4 года3. способность оплатить обучение детям в хорошем вузе

      • Анонимно
        29.07.2015 12:13

        правильное определение среднего класса это не градация по доходам, а это активный и мобильный слой населения страны, который способен активно изменяться в меняющихся экономических условиях путем повышения квалификации, переобучения, смена рода деятельности на более выгодную и актуальную.Такой средний класс как правило и является довольно обеспеченным и стает опорой страны, двигает ее вверх. Т.е. высокие доходы среднего класса это следствие их высокой востребованности.У нас же при градации среднего класса по доходам в него основном попадают чиновники, военные, полиция и т.д. Т.е. движущей силой и опорой является фактически люди которые привыкли только получать из бюджета (их нужность и полезность не оспаривается конечно). В результате имеем такой опорный иждивенческий слой и иждивенческие настроения в стране. И надежда только что придет добрый царь, исправит плохих бояр

      • Анонимно
        30.07.2015 13:34

        Прошу прощения. Это мы и почти все наши друзья отдыхают за границей 2 раза в год и меняют иномарку раз в 3-4 года. Ни у кого из них дети не учатся платно. Более того, обучение в коммерческих вузах или на платных отделениях считается позором. Ну вот ни одного знакомого нет чтобы платно учился.

  • Анонимно
    29.07.2015 08:55

    то, что происходит подобное, я считаю положительным моментом. хватит кататься по этим трущобным отелям в турции и египте, есть помои, ловить на себе косые взгляды европейцев и обслуживающего персонала. езжайте в крым и сочи в частный сектор. дёшево и сердито. билетами обеспокойтесь с зимы, как и было раньше. но насколько это было запоминающееся событие, вкусно, по домашнему. прививайте своим детям любовь к родным курортам. конечно, если имеется возможность, можно отдыхать за рубежом, но отдыхать надо качественно.за последние 5 лет мы с семьёй объехали очень много стран. только в этом году мы были на мальдивах, в тайланде, в турции. но везде отдых был не просто 5 звёзд, а в истинном смысле 5 звезд, не рисованные, которые втуливают нашим гражданам и они потом едят соевые субпродукты и довольствуются дешёвым и некачественным отдыхом. теперь, с учётом кризисных явлений, наша семья решила отдыхать только в россии. плюс ко всему всё-таки отдых за границей даже в качественных отелях не отвечает нашим потребностям. хочется своего и родного. планируем будущий год посетить абхазию крым краснодарский край. однако в голове своей не исключаем время от времени посещение азии, но своими силами без турагенств, путём снятия виллы на длительный период с последующим выкупом. такой подход считаю наиболее верным и грамотным.

    • Анонимно
      29.07.2015 09:17

      Хорошая у Вас семья,с хорошими потребностями. Не кризис мировой скорей всего виноват, а вас от кормушки казенной подвинули!!!После Мальдив в Абхазию!!!!

    • Анонимно
      29.07.2015 09:26

      Ваш пост непоследователен и противоречив. Скорее всего, он не соответствует действительности.

    • Анонимно
      29.07.2015 09:34

      Не похожи Вы на человека который живет в отелях ультра класса. Как говорится, деревня может выехать в столицу, но деревня из головы никогда.

      • Анонимно
        29.07.2015 09:40

        это вам ваша голова видимо подсказала! хватит комплексовать и писать общими фразами, пытаясь обидеть кого то. займитесь делом и всё у вас получится. у нас ни все при кормушках. некоторые просто двигаются по жизни и зарабатывают, а не сидят на печи и завидуют другим. перестаньте комплексовать, призываю вас. работайте.

        • Анонимно
          29.07.2015 10:08

          Я Вам завидую? Вот умора))) Вчера только забронировал Италию на две недели, Флоренция, Рим, Венеция, крсота... А вы жуйте деревянный шашлык в Абхазии и пейте дешевую алкашку в Крыму)

        • Анонимно
          29.07.2015 14:37

          обналом занимаетесь? раз так много свободного времяни..... или бюджет пилите?

        • Анонимно
          29.07.2015 15:26

          Комплексуетесь именно Вы, т.к. не можете как раньше со своей семьей летать на Мальдивы! Завидуйте молча тем ,кто все еще способен путешествовать по миру!!!

    • Анонимно
      29.07.2015 09:49

      Вы сами прочитали , что написали???? Ну да .... Крым явно круче , чем Мальдивы))))). Вы хотя бы спросите у людей, кто в этом году побывал в Крыме . Я вот лично, не хочу ни в Крым, ни в какой либо наш курорт, побывав во многих других странах. Еще скажите , что в наших отелях все очень вежливые, все дешево, море лучше, пляжи.... белый песок... кораллы...

      • Анонимно
        29.07.2015 22:26

        А не надо нервничать. Кому халва а кому свиной хрящик. Я был и Европе и Египте. Пишу сейчас из Мармариса. А скажу Вам Крым ПРЕКРАСЕн, но это не говорит что НПО Всем иВсегда ездить Только туда.

      • Анонимно
        30.07.2015 13:35

        В Крыме???

    • Строитель
      29.07.2015 09:55

      Какой Крым, какие Сочи? С детьми летаем в Турцию, а сами стараемся в ЮВ Азию или в Европу!Есть отели в Турции, до которых нашим расти и расти, и не дорасти!

    • Анонимно
      29.07.2015 10:08

      Похоже вы брехун. Во-первых европейцы очень хорошо относятся к простым россиянам. Во-вторых обслуживающий персонал всегда рад россиянам, т.к. они очень щедры. В-третьих противоречите сами себе, хотите качественного отдыха, но в то время хочется родного.. Чего? нашего сервиса, грязного черного моря особенно после Мальдив, цены взятые из потолка? Тогда вперед на курорты краснодарского края!Сам отношу себя к среднему классу. В сентябре летим в Турцию, на 3-х (годовалый ребенок) 150 т.р. средняя пятерка. Цены реально кусаются. Раньше до повышения доллара летали за эти деньги в Доминикану.

      • Анонимно
        29.07.2015 10:29

        Да, года 3 назад хорошие Карибы на все включено стоили всего 130 тыс. ( и не скучная Доминикана, а Куба или Мексика.

    • Анонимно
      29.07.2015 10:38

      Такой вы фантазер. Действительно, деревню из головы не выкинуть.

    • Анонимно
      29.07.2015 10:41

      Вы стали невыездным? )

    • Анонимно
      29.07.2015 10:44

      создается впечатление что ты никогда не был заграницей как можно сравнивать сочи и например анталью??? был и там и там, это небо и земля... в сочи больше ни ногой!!!

    • Анонимно
      29.07.2015 11:15

      Вы наверно из тех, кто выше среднего звена, и может позволить за год посещение 3 и более стран) но думаю что такие не будут выпендриваться и писать тут, поэтому считаю что вы брехун и пишете, то, что хотели бы, но не получается) поэтому останется деревянный шашлык ( как тут написали) и дешевая алкашка ( тоже отсюда) . Сам был во многих странах и сейчас большую часть года проживаю в Турции, был и в Крыму и в абхазии. Поверьте СЕРВИС это все! А в "деревне" этого слова похоже не знают!!!

      • Анонимно
        29.07.2015 22:32

        Я люблю байдарку и ваш сервис мне не нужен. А одиознось Ваших заявлений больше говорит о Вас и Вашем окружение. Будте добрее. Поверьте на слово - люди они разные

  • Анонимно
    29.07.2015 09:03

    в Тунис - в тот же отель где произошла резня! самое безопасное место ,на сегодняшний день!!!

  • Анонимно
    29.07.2015 09:07

    Средним классом принято считать людей, которые не смотрят на цены в продуктовом магазине. Они видят только " итого".

    • Тагир
      29.07.2015 11:00

      Средний класс - те кто тратят на продукты не больше 20% своего дохода. Мне такое определение нравится.Цены смотрят все, особенно в азбуке вкуса.

      • Анонимно
        29.07.2015 11:21

        В казани есть азбука вкуса?

        • Анонимно
          29.07.2015 11:42

          в казани бахетле есть. зачем нам азбука вкуса?!:)

          • Анонимно
            29.07.2015 11:51

            к сожалению, Бэкстл уже Пятёрочка по качеству (применительно к ценам и ожиданиям)

      • Анонимно
        29.07.2015 13:55

        А по моему средний класс это когда не смотришь на цену и на сумму итого в продуктовом супермаркете, а смотришь только на список продуктов, которые нужно купить.

  • Анонимно
    29.07.2015 09:20

    Уже в пятый раз еду в Абхазию! Почти, как на Родине (в моей-то памяти как часть нашего бывшего Советского Союза), принимают, как родных, и еда хорошая. Чем не отдых? Подруга в третий раз едет поправлять здоровье в Соль-Илецк. На дорогие курорты денег у нас, пенсионеров, нет. Не подумайте, что мы жалуемся!!!

  • Анонимно
    29.07.2015 09:36

    Надо просто ездить отдых самостоятельно, за границей 40-50% людей сами планируют и бронируют свой отпуск. Тогда и цена будет приемлемая. У всех практически авиакомпаний бывают распродажи. С женой в июне были на Филиппинах. Летели турками ИЗ КАЗАНИ. 2 дня в Стамбуле + 1 день в Маниле + 8 дней на райском Боракае. В общей сложности на 2их обошлось так же как съездить в Крым или Сочи. Виз не надо.

    • Анонимно
      29.07.2015 15:32

      Согласен, если грамотно забронировать и поиграть датами, можно хорошо сэкономить. Сами так делаем

    • Анонимно
      29.07.2015 17:39

      Народ начал самостоятельно в Турции отдыхать. Арендуют квартирку в Алании недалеко от моря за 1000 евро на целый месяц и проводят отпуск всей семьей.

      • Анонимно
        30.07.2015 13:39

        Мы никогда не выкупали пакетные туры. Там, как правило, предлагают дурацкие шумные отели с матерящейся публикой. Всегда ездим в Турцию индивидуально, сами бронируем один и тот же отель вот уже 12 лет и всегда довольны отдыхом.

    • Анонимно
      30.07.2015 00:33

      Крым 2 недели на самолете примерно 80 руб плюс минус 10р на двоих получается. Вряд ли с нынешним курсом получится съездить в Азию на такой же период... Хотя за границу отдыхать почему -то хочется больше чем к нам.

  • Анонимно
    29.07.2015 10:11

    Нужно просто найти хорошего туроператора, тогда и Европа будет по карману любому. Мы с семьей были в этом году на Кипре: получилось дешевле, чем съездить в Турцию. При этом уровень сервиса намного лучше и впечатлений намного больше осталось.

  • Анонимно
    29.07.2015 10:20

    особенно фотка топлесс в статье порадовала

  • Анонимно
    29.07.2015 10:32

    Да, отдых заграницей не сравнишь с нашим. Так, из-за кризиса пришлось ребенка в этом году отправить в Анапу с бабушкой, так там вода в море 22 градуса да при этом цветет еще вся, ветра, вобщем вдоволь в море не покупаешься((. Турцию и Египет сто раз вспомнишь! а по деньгам тоже не скажу, что дешево, продукты все дороже чем у нас, жилье тоже не из дешевых.Вобщем, пусть лечше на недельку, но заграницу, зато можно вдоволь насладится чистым и теплым морем и хорошим сервисом.

    • Анонимно
      30.07.2015 13:41

      Да уж, Вы правы. Я отдыхаю в Кемере в сентябре. Воздух +30 -33, вода + 30, причем даже ночью (обожаю ночное купание). В 28 градусов я в море мерзну, почки болят. А что в +22 реально можно купаться? Если меня в такую воду засунуть, я потом полгода буду болеть.

  • Анонимно
    29.07.2015 10:47

    Крым, Балтика и Байкал!

    • Пять копеек
      29.07.2015 11:08

      Куркачи, Балтаси, Бавлы!!!

    • Анонимно
      29.07.2015 11:09

      Ямал, Сахалин и Чукотка!

      • Анонимно
        29.07.2015 14:01

        Зачем же так то. Есть ведь действительно Камчатка, Байкал, Алтай. Но очень дорогая дорога и либо нет инфраструктуры, либо она стоит безумно дорого. И в итоге получается, что дешевле слетать в Европу. Просто нужно научиться самому бронировать отели и покупать билеты.

      • Анонимно
        29.07.2015 22:36

        Чукотка это фантастика. Там в конце полярного дня такие закаты!!!!!! Ни один экспрессионист не переплюнет!!!!
        Эх молодость

    • Анонимно
      29.07.2015 13:26

      Яльчик форева

  • инженер
    29.07.2015 11:13

    отдыхал в Анапе в августе! На городском пляже ноге ступить негде,море очень грязное и цветет. Рядом, на Джемете пляжи получше и море более чистое, однако температура воды была 18гр (в августе!), заходил в море как в прорубь, удовольствия мало.Санатории гораздо дороже Турции, дикарем постоянно надо искать себе пропитание и подешевле, чем-то занять себя вечерами и во время штормов. Фрукты дороже чем в Турции. Так что извините,я уж лучше буду отдыхать в Турции и Египте. Южное побережье Европы может ещё лучше, однако накладно.

    • Анонимно
      30.07.2015 13:43

      Купаться в + 18 это самоубийство. Отдых в Крыму и Краснодарском крае может негативно сказаться на демографии. У женщин будут массовые воспаления придатков, а у мужчин-простатиты

    • Анонимно
      30.07.2015 13:44

      В Анапе купание это забежал-выбежал, в Турции и Египте можно в море часами бултыхаться и не замерзнешь

  • Тагир
    29.07.2015 11:15

    Многие мои знакомые стали больше отдыхать по России, это просто тренд сейчас. И это не дешевле, совершенно. Например, Камчатка обошлась в 400 тысяч. Посмотреть природу новозелландии обошлась бы дешевле.

    • Анонимно
      29.07.2015 12:23

      ну и дураки,что не в новую зеландию поехали, а на камчатку

      • Тагир
        29.07.2015 16:04

        Одно другого не исключает. Камчатка была в моем списке, НЗ тоже. Просто НЗ - это туризм на джипе, а Камчатка - на вертолете + рыбалка + охота. Совершенно другие ощущения.PS: вы сами дурак

  • Анонимно
    29.07.2015 11:36

    был и в Крыму (когда относился Украине),и в Европе и в Азии (таиланд пхукет).По-своему везде хорошо интересно. Сравнить нельзя.Не был только в Сочи и ближайшее побережье.Если же взять море природу пески, то для меня Тайланд. В этом году на двоих 10 дней на все вышло 150 тыс.

  • Анонимно
    29.07.2015 13:01

    на три месяца отправил семью в Германию, отдыхают активно, языковые курсы, посещение достопримечательностей. Цель- получить сертификаты знания языка по окончании действия визы и просто чтобы отдохнули. Не знаю, называть ли нас средним классом.

  • Анонимно
    29.07.2015 13:09

    Съездили в июне в круиз вниз по Волге, в июле - в паломническую поездку по монастырям Москвы и Подмосковья, в августе едем в круиз вверх по Волге, а в сентябре, наверное, в Питер. Как говорится, не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна".

    • Анонимно
      29.07.2015 14:26

      Ни чего себе у вас отпуск! Или не работаете вовсе?

      • Анонимно
        29.07.2015 15:29

        Беру отпуск по неделям. Всем удобно. И мне, и шефу, что дело надолго не бросаю. А второй человек - уже на пенсии.

        • Анонимно
          30.07.2015 13:00

          Счастливый вы человек. Я в отпуске не был лет 6, и просто не могу понять, что значит удобно? Я реально не могу себе позволить хотя-бы на неделю не работать. Если уж вообще край приперает, то либо на длинные праздники ( в моем понимании это 3 дня) или на субботу воскресенье на денек к морю-океану слетаешь. Дальше Это не Вам, в продолжении темы обсуждения.А при выборе отдыха,я считаю смешно показывать пижонство, отдыхаешь ведь для себя. Иногда вполне достаточно просто ни чего не делать, к примеру на пляже в Лаишево полежать и уже вроде не все плохо. Мне всегда было трудно понять людей которые на последние деньги покупают дорогие машины или тот же самый отдых, что бы потом весь год ходить в драных носках и питаться кое как. Я считаю что кризис в головах людей, тогда когда средний бухгалтер с зарплатой 30-50 т.р. покупает манто за 400 т.р. или едет отдыхать за 50-70 т.р. Зачем работать на отдых, и как надо так устать, что бы отдать в 1,5-2 раза больше месячной зарплаты?

  • Анонимно
    29.07.2015 13:25

    Камчатку нельзя сравнить с Новой Зеландией. Это разные вещи. Камчатка - это дикая природа, а второй вариант- пешеходная зона для туристов из азии

  • Анонимно
    29.07.2015 13:38

    За фотографию спасибо

  • Анонимно
    29.07.2015 14:19

    Летание на отдых это тяжёлый и изнурительный труд.

  • Анонимно
    29.07.2015 15:07

    спорить друг с другом по очевидным вопросам не надоело?ясно, что доллар вырос и расходы вырослиясно, что в цивилизованных странах лучше, чем в разрушенной Аб-зии просто вас тут разводят и заводят, а вы ведетесь,не заводитесь на посты с очевидным бредом типа "всю жизнь отдыхали в Италии, так надоело, что теперь будем ездить только в Крым и Абхазию"

  • Анонимно
    29.07.2015 15:38

    По моему тут пишут одни мажоры, у нас судя по постам средний класс это класс проваровавшихся чиновников. У меня у отца своя строительная фирма пашет по 12 часов отпуск уже лет 5 не брал . Налоги платит и людей кормит, как же у вас получается в отпуск уезжать поделитесь?

    • Анонимно
      29.07.2015 22:40

      вот не надо ля ля. Зачем противопоставлять? И кажеться мне, что Вы скажем так свист те. Мой жизненный опыт говорит,что люди умеющие хорошо работать умеют и хорошо отдыхать.

      • Анонимно
        29.07.2015 23:26

        Сами вы свистите. Мой отец тоже руководитель, работа круглый год, никогда не был ни в Турции, ни где-либо. А про эффективность его работы, если сравнивать показатели по честному - распиаренный Красный Восток - полный ноль, нет... минус. А отдыхать он правда не умеет, отдых у него - работа.

  • Анонимно
    29.07.2015 16:11

    Нахожусь в данный момент в Грузии,Батуми. Прекрасная страна,прекрасные люди,изумительная еда,а цены-сказка.Завтра поедем в Турцию,Трабзон.Зачем нужны турфирмы?

  • Анонимно
    29.07.2015 16:30

    А мы во еще до Крыма и обвала рубля купили квартиру в Аланье и уже второй год ездим туда надолго. И деньги спасли, и на отдыхе экономим, причем не в ущерб качеству.

  • Анонимно
    29.07.2015 16:31

    Можно ездить и Грузию (Батуми), Абхазию, Азербайджан, много таких бывших союзных государств где и климат и природа и цены доступные, но авиаперелет перебивает все желание и возможность летать туда получается в тридорога чем съездить по путевке в ту же турцию, египет.

  • Анонимно
    29.07.2015 16:33

    Отдыхать тоже надо, а не только работать без отпусков. Жизнь все-таки не каторга. И всегда можно найти, куда съездить, и даже за небольшие деньги. Хотя бы по Татарстану, тут тебе и Билярск с Девичьей горой, и Елабуга с Чертовым городищем, и Тетюши с Долгой поляной. Жизнь - это путешествие...

  • Анонимно
    29.07.2015 16:36

    Похоже, что люди не ценят, что живут на Волге, а ведь это великая река!

  • Анонимно
    29.07.2015 16:36

    в штаты летайте сущие копейки.билет в лас анджелес туда обратно 22000р.

    • Анонимно
      29.07.2015 21:41

      Очень интересно на какие даты вы смотрите и авиакомпанию? Последний месяц смотрю предложения по Лос-анжелес, планируем поездку с семьей, дешевле 29000 на одного нет. И то это цена на осень/зиму.

  • Анонимно
    29.07.2015 17:10

    За 22000р на человека можно отдохнуть съездить по горящей путевке в нашу любимую турцию и египет не то что слетать

    • Анонимно
      29.07.2015 18:01

      ну ну, если только на 3 дня с одним завтраком и в 2-х звездочном хостеле

  • Анонимно
    29.07.2015 22:46

    Если человек не может заработать 90 килодеревянных на отдых семьи то это НЕ мужик а нытик. И ЭТО еще мягко и любя

    • Анонимно
      29.07.2015 23:28

      почему вы такой глюпый и такой богатый? откройте секрет, пож. на второе.

  • Анонимно
    30.07.2015 09:01

    Средний класс в РФ? А есть ли "мальчик"?!

  • Анонимно
    30.07.2015 11:56

    скажу так, я не из богатых и даже не из средних, можно сказать чернь по сравнению с теми кто тут писал, мне 30 лет, получаю выше среднего заработка по официальным меркам РТ (40), родители мне ничего не дали и дать не могут, все тащу сам, был за рубежом на отдыхе несколько раз. В целом если честно лично я не ощутил столько радости от этих поездок как тут описывают, съездить бы хотел если только голопом по европе, типа быстрой экскурсии, по каким нить красивым местам в мире. Водопадам каньенам, просто увидеть, А отдых этот нужен больше женщинам от быта отдохнуть, от посуды и стирки, мне лично, отлично купается и загарается и на нашей волге или каме, отдыхается на рыбалке или охоте в кругу друзей, или в бане, это пафасы все, да я там отдохнул, да я там отдохнул, отдохнуть можно хорошо даже просто на диване дома, вы просто путешествуете и Вам нравиться шик, нравиться когда все блестит, и за вами все делают. Я лично после своего отдыха в турции и египте еще бы отдохнул недельку, утомляют меня все эти перелеты, сборы, распаковки. С семьей тем более отдыха никакого не будет. Одним словом у меня лично отдохнуть за бугром не получается, утомляет меня быстро там все, делать нечего, как зомби таскаться и восхищаться зданиями я не могу, или лежать на пляже, рыбалка там привлекла на некоторое время, в диковинку ловить морских гадов, но через час отпустило, делать там с ними негде и нечего было, опять разочарование, короче глаза там только мазолить, и от сервиса кайфовать. Никакого толка я от поездок не ощутил, ничего кроме красоты в глазах мне не дало. Я если и поеду то только ради жены, а еще лучше если её с мамой отправлю а сам здесь потусю неделю на 50 рублей отлично, запишусь на массажи, съезжу куда нить на рыбалку, охоту, с друзьями отдохну так что в конце отпуска на работу проситься начну. А Вы "Князи" дуйте за бугор, и не надо о среднем классе говорить, его нет, и не было.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль