Машиностроение 
30.07.2015

Найдет ли «Сколково» нового Николу Тесла для Сергея Когогина?

Тому, кто за два месяца родит КАМАЗу ценную идею для электрического или водородного двигателя, дадут 5 млн. рублей

Конкурс по поиску инновационных решений объявили накануне КАМАЗ и фонд «Сколково». Несмотря на то что Дмитрий Медведев уже прокатился на электробусе от автогиганта, челнинские инженеры называют продукт нишевым, так как пока не взяты барьеры по емкости батарей, морозоустойчивости, цене и безопасности такой техники. Потому и нужны новые идеи. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, как движутся испытания беспилотного грузовика, внедрения которого на КАМАЗе ожидают не раньше 2025 года.

Разработанный КАМАЗом и инжиниринговой компанией Drive Electro прототип электробуса способен проехать без подзарядки целых 100 километров (фото: Instagram Рустама Минниханова)

«ЭЛЕКТРОМОБИЛИ — СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»

О начале приема заявок на конкурс по разработке инновационных технологий по хранению энергии и водородным технологиям объявили вчера КАМАЗ и фонд «Сколково» в московском офисе автогиганта. Предполагается, что это ноу-хау в будущем понадобится для экологически чистых электрогрузовиков. Вице-президент «Сколково» Николай Грачев убежден, что в России есть хороший научный задел, чтобы такие технологии не только создать, но и успешно применять, в том числе встраиваясь в международные технологические цепочки. Отсюда следует задача — поиск и коммерциализация отечественных разработок. Впрочем, Грачев добавил, что несомненным плюсом будет создание успешного бизнеса из тех стартапов, которым удастся победить на конкурсе.

Заявки участников принимаются до 30 сентября. К середине октября отберут финалистов, а 15 декабря объявят победителей. По слова Грачева, их может оказаться несколько. Каждый при этом должен получить 5 млн. рублей. Дальнейшее грантовое финансирование от «Сколково» победителям придется заслужить, доказав перспективность разработок. Гипотеза, что где-то в «гаражах» прячутся российские Кулибины, уже придумавшие водородный двигатель, но стеснявшиеся об этом сказать, может показаться фантастичной, но организаторы полны надежд.

Ирек Гумеров и Николай Грачев
Ирек Гумеров и Николай Грачев

Участие КАМАЗа в этом конкурсе в качестве партнера неслучайно: компания уже занимается разработкой электробусов и развивает направление гибридных автомобилей. «У нас в этой отрасли наработан большой опыт... Нужно дальше развиваться, нужно искать новые решения, новые возможности для того, чтобы их внедрять в наши автомобили. Ни для кого не секрет, что электромобили, гибридные автомобили — это уже не завтрашний, а сегодняшний день», — заявил руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Он убежден, что эта тема сейчас особенно актуальна для грузового транспорта, тогда как с легковыми автомобилями в мире уже многое и многими решено.

«МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПОИСКЕ НОВЫХ ИДЕЙ»

Замгендиректора, директору по развитию ПАО «КАМАЗ» Иреку Гумерову оставалось это только подтвердить. По его словам, определенная динамика в развитии электрических автомобилей есть, но она не такая «бесповоротная», так как есть определенные барьеры. Ключевой из них — источник энергии. Так, в январе прошлого года впервые была представлена модель «КАМАЗ-65206», которая может ездить как на дизтопливе, так и на электричестве. Однако на электрической тяге грузовик на тот момент был способен маневрировать только лишь 5 км, на большее не хватало мощности аккумулятора. Несколько успешнее дела, судя по всему, с пассажирскими перевозками. В конце июня на открытии Иннополиса премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прокатился на разработанном КАМАЗом и инжиниринговой компанией Drive Electro прототипе электробуса, который, судя по заявлениям, способен проехать без подзарядки целых 100 километров.

На открытии Иннополиса премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прокатился на прототипе электробуса (фото: Instagram Рустама Минниханова)

«Сегодня это все же достаточно тяжелые, дорогие и непростые в эксплуатации изделия», — сожалел Гумеров. Тем более есть определенные сложности с учетом российских климатических условий, когда при низких температурах не все источники тока эффективны. Вторым по важности представитель КАМАЗа поставил вопрос безопасности, в качестве примера он привел постоянные сообщения в прессе о взорвавшихся телефонах. Поэтому в разработках электрогрузовиков нужно учитывать и этот фактор. В итоге проблемы, с которыми столкнулся КАМАЗ в работе над автомобилем будущего, увеличили интерес автогиганта к объявленному конкурсу, в рамках которого предприятие надеется найти подходящие решения. «Мы заинтересованы в поиске новых идей, новых решений, которые позволят нам сделать шаг вперед», — заявил Гумеров и пообещал победителям обеспечить участие в реальных проектах.

При этом от ответа на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможных инвестициях со стороны КАМАЗа в создание электрогрузовика Гумеров уклонился. «Мы не очень любим комментировать будущие инвестиции в нашем бизнесе. Поэтому я это комментировать не стану», — безапелляционно заявил он. Однако тут же пообещал уже со следующего года производить партиями электробусы. Впрочем, производство электромобилей, по мнению директора по развитию ПАО «КАМАЗ», пока может быть только нишевым. Например, по его словам, было бы замечательно иметь в таком виде мусоровозы, которые по утрам своим шумом будят горожан. Что касается дальних перевозок, то тут может быть гибридный грузовик. «Массового мы пока не видим, кроме электробусов, троллейбусов, коммунальной техники, пока не будет существенного прорыва по тем барьерам, которые я назвал», — сожалел Гумеров. Этот прорыв, по его же оценкам, случится не ранее 2020 года.

В ходе пресс-конференции затронули и тему беспилотников

ПОЛИГОН ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКОВ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА

Также в ходе пресс-конференции невольно затронули тему беспилотников — еще одного проекта, который облюбовал КАМАЗ. В апреле этого года в СМИ появилась информация, что минпромторг РФ готов инвестировать только в первый этап создания беспилотного грузовика 18 млрд. рублей до 2019 года. Однако в данном случае КАМАЗ выступает только как полигон для опытов, разработку всего оборудования, то есть «мозгов», будет вести IT-компания Cognitive Technologies. По словам Гумерова, до сих пор идут испытания, изделие, если говорить человеческим языком, «учится». «Тот план, который мы наметили на этот сезон, выполнен. Подытожим в сентябре», — пообещал он в беседе с нашим корреспондентом.

Однако и этот проект, который будет осуществляться при участии КАМАЗа, — дело не такого уж ближайшего будущего. К 2017 году на КАМАЗе ожидают разработки такого drive assistant, который сможет держаться хотя бы дорожных полос, но к тому времени беспилотнику будет еще сложно самостоятельно действовать в меняющихся климатических условиях и городской среде. «Прогноз наш и мировой — существенное внедрение за 2025 годом, а реальное внедрение, когда наступит перелом, — 2035 год», — предположил Гумеров.

Однако до этого времени беспилотник предстоит протестировать не сразу на дорогах городов, а на специально созданном полигоне. Гумеров заверил, что его обязательно построят, но, опять же, не без помощи государства. «Это не мы планируем строить, это инфраструктурный проект. Поэтому это зависит от поддержки государства. Если будет поддержка, то в течение ближайших трех лет такой полигон появится», — заявил замгендиректора КАМАЗа нашему корреспонденту.

Что касается стоимости беспилотника, то в автогиганте затруднились назвать конкретные цифры, апеллируя к тому, что новые технологии первоначально всегда дороже. «Тот же газовый грузовик на 15 - 20 процентов дороже, но за счет массовости цена начинает снижаться. То же с электробусами. Сейчас они по мере массовости становятся тоже все дешевле и дешевле. В перспективе они все придут к той оптимальной цене, за которую потребитель будет готов их покупать», — рассуждал Афанасьев.

Впрочем, и беспилотник, и электрогрузовик — дело будущего, а вовсе не временные антикризисные меры. По мнению пресс-секретаря автогиганта, именно новые разработки позволят КАМАЗу и дальше оставаться лидером в России. «Генеральный директор КАМАЗа, когда только начались проблемы с продажами, сказал, что нельзя сейчас останавливаться. Развитие — это наш билет в будущее. Конечно, эти разработки нельзя назвать антикризисными, но они позволят КАМАЗу оставаться и дальше лидером в России. Считаем, что в десятку мировых производителей грузовиков мы будем и дальше входить. А там уже, понятное дело, все идут в этом направлении, мы от них не отстаем», — оптимистично заявил Афанасьев.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.07.2015 08:18

    Азат Д"Камаз" и "Сколково" это гремучая смесь, то есть "черная дыра" а квадрате.

    • Анонимно
      30.07.2015 09:21

      Вы очевидно хотели сказать Черный квадрат. Его аффтор гениальный Малевич...

      • Анонимно
        30.07.2015 10:54

        Азат ДВы видно креатиффный гуманитарий, одухотворённо тыкающий пальцем в айфон.Нет, это именно черная дыра, которая к себе всё притягивает и там пропадает. А здесь тоже самое только помноженное подобное на подобное.

      • Анонимно
        30.07.2015 10:55

        Чёрная дыра, я согласен с предыдущим автором

    • Анонимно
      30.07.2015 10:02

      Согласен, новые транспортные системы в виде беспилотных электромобилей не удалось сделать даже ведущим американским и автомобильным компаниям -Мерседес и BMV, Форд и GM, многие из которых имеют свои филиалы в Силиконовой долине.

      • Анонимно
        30.07.2015 10:55

        Азат Дестественно. В дорожном движении надо позиционирование до сантиметра. И ещё учитывать наше движение. Лучше бы взялись за беспилотные поезда, это более реально.

        • Анонимно
          30.07.2015 16:07

          И в этой области Маск переди планеты всей со своим проектом Гиперпетли, смотрите Solar Powered HyperLoop

  • Анонимно
    30.07.2015 08:51

    Надеюсь все слышали про Элона Маска и его Tesla Motors? Чувак в одиночку смог предложить миру свою автомобиль, способный без под зарядки проехать 400 км., тем самым совершив революцию на этом рынке. Вот где нужно искать идеи и с кем кооперироваться. Хотя не думаю, что КАМАЗ будет интересен Tesla.

    • Анонимно
      30.07.2015 09:38

      Более того, он построил новый автоматизированный завод, где производятся эти электромобили, стоит мощный завод по производству аккумуляторов для солнечных батарей и автозаправочные станции с солнечными батареями и вместе с компанией Google создают инфраструктуры для беспилотных автомобилей. Это инновационные предприниматели 21 века, которые вышли из американских университетских стартапов, и создают свой межотраслевые глобальные компании на базе взаимодействия стартапов, спин-оффов и спин-аутов.

    • Анонимно
      30.07.2015 11:55

      Кооперироваться надо с Государством, Тесла денег не даст. Надеюсь я понятно выразился.

      • Анонимно
        30.07.2015 16:11

        Маск на примере компаний Tesla и SpaceX показывает как надо делать новый бизнес, что не может показать ни государство США, ни РФ.

    • Анонимно
      30.07.2015 13:52

      А как же 5 млн рублей - ведь это почти 100 тыс долларов! Вы думаете "Тесла" не соблазнится ? А чистый воздух, Кама, чак-чак. Разве все это он сможет найти в Америке ?

      • Анонимно
        30.07.2015 14:59

        А Вы знаете, что для Тесла материальный мир не представлял интереса, из материального ему ни чего не надо было он даже себе жилье не покупал, всю жизнь прожил в гостинице, а его окружение на нем зарабатывало миллиарды, а ему ни копейки не надо было!!! Потому, что Тесла не обыкновенный человек, он делал свои открытия, когда его разум входил в особое состояние в котором он видел и чувствовал энергию мира!!! И он все таки нашел способ передавать энергию на расстоянии (ток без проводов) но не стал давать эту технологию людям т.к. с помощью нее можно было легко уничтожить все живое на планете, именно поэтому последние годы своей жизни он мало с кем общался. Так что этими фантиками не имеющими ни какой духовной ценности вы бы его точно не соблазнили!

  • Анонимно
    30.07.2015 08:54

    Такие вещи делаются просто. Есть шустрые люди (к примеру закафедрами каких то вузов), которые что-нибудь напишут, принесут и приподнесут кому надо. Им выделят эти деньги и они довольные будут жить и работать дальше, как прежде, только с улучшенным материальным положением. Причем, конечно, основную часть распределят между ВУЗом, исполнителями, возможно сделают что-то типа прототипа или полезной модели. В общем сделают красиво. Причем там даже не будет ни откатов, ни коррупции, ничего такого противозаконного. Смысл в том, что одни отчитаются о инновациях, а другие подзаработают. Результата не будет, и все это понимают. Так работает система в России. Причем, что самое ужасное, и с той и другой стороны этим будут заниматься вполне нормальные люди.

    • Анонимно
      30.07.2015 09:45

      Полностью согласен, без наличия новых институтов подготовки кадров на основе трансферта современных знаний, новых научно-технологических центров трансферта современных технологий и новых проектных конструкторско-технологических центров для развития инженерных стартапов нам технологии 21 века не освоить.

      • Анонимно
        30.07.2015 18:48

        Вот что два неглупых человека сказали бы по этому поводу1) Не умножайте сущностей без причины ( не надо без нужды усложнять вопрос)2) А вы, друзья, как ни садитесь - всё в музыканты не годитесь.

  • Анонимно
    30.07.2015 09:38

    Для программы "Чистая Россия" с технологией рационального обращения с муниципальным хламом (технология РОМХ), суть которой изложена в изобретении № 2468875, нужны 1,5 тонные экоэлектрогрузовики (возможно - КамАЗы)без гидросистемы с запасом хода до 10 км. Режим работы техники: час -выезд, час - разгрузка с электроподзарядкой батарей.Потребность - от 20 тыс. экоэлектрогрузовиков. КМЛ

    • Анонимно
      30.07.2015 10:07

      Кто будет финансировать, все новые изделия делаются под коммерческий глобальный рынок, посмотрите финансовые показатели компании Tesla. Под заказ 20 тыс. экоэлектрогрузовиков никто не делает новую отрасль.

      • Анонимно
        30.07.2015 11:44

        Экоэлектрогрузовики помогут создать отрасли Системы "Чистая Россия":а) отрасль обращения с муниципальным хламом и отходами, обеспечивающая отбор видов отходов (батарейки, лампы и пр.) и видов вторичных ресурсов;б) отрасль обезвреживания видов отходов;в) отрасль утилизации видов вторичных ресурсов.Реализация принципа "ноль отходов" в России возможна в срок 2-3 года.

        • Анонимно
          30.07.2015 16:15

          Реализацией принципа "ноль отходов" Германия и другие страны занимаются более 10 лет, а проблема отходов остается пока не до конца решенной.

        • Анонимно
          30.07.2015 17:35

          есть организация "Чистый Город". Но автомобилей грязнее этой организации вряд ли сыщешь. К экоэлектрогрузовикам вашим еще надо будет построить в условиях России экомойки. Так что эта отрасль, как вы говорите Чистая Россия, это примерно такого рода как Чистый Город? Вы сами то верите что 2-3 года достаточно, или повторяете чью то шутку?Вся утилизация ТБО сводится сегодня отбору того, что сразу же деньги дает. А всего остального остается еще несколько миллиардов тонн. Ваши абв))) пункты слишком наивная описание решения проблемы. Не так ли

    • Анонимно
      30.07.2015 13:41

      1) 1,5 тонны это не Камаз, а Газель. Грузоподъемность очень маленькая, (справочно в обычный мусоровз влезает 5-10 тонн) а контейнерных площадок много и надо их все очистить. Получается вместо одного Камаза понадобится 5. электрогрузовиков. Дороговато. 2) Отсутствие гидросистемы это минус - контейнер сам в кузов не запрыгнет, а вручную грузить не айс. Современный мусоровоз не только собирает мусор, но и прессует его т.к. полигоны принимают отходы по объему. Коэффициент уплотнения около 4. Без гидравлики прессовать как то затруднительно.3) Часовой простой после часа работы это слишком много. При этом далеко не факт, что машина будет реально работать целый час - мусора много, а грузоподъемности кот наплакал.4) Муниципального хлама в этой стране нет. Есть только отходы, причем не муниципальные/региональные, а отходы производства (промышленные отходы) и отходы потребления (коммунально-бытовые отходы).

      • Анонимно
        30.07.2015 15:17

        То, что Вы считаете преимуществами существующей "системы" - перемешивание, сильное уплотнение с получением месива приводит к показателям утилизации видов вторичных ресурсов в 4-5%. Это недостойно для цивилизованной страны. Технология РОМХ обеспечивает показатели в 90 и более процентов.

        • Анонимно
          30.07.2015 16:59

          Чисто в теории можно и 100% утилизацию мусора реализовать если весь мусор "разбирать" на отдельные атомы/простые молекулы. Но слишком дорого. При текущем уровне развития технологий перерабатывать мусор рентабельно только до определенного уровня. Остальное должно измельчаться, прессоваться и отправляться на полигон для захоронения. Если в будущем появятся другие технологии ничего не мешает взять сырье со свалки.Степень переработки можно повысить если сами жители будут сортировать мусор, но пока с сортировкой не особо продвинулись, да и о какой сортировке мусора может идти речь когда некоторые контейнеры в стабильно переполненном состоянии пребывают, а контейнеры для строительного или иного крупного мусора вообще экзотика.Наличие патента не показатель что технология вообще применима в реальной жизни. Поскольку система не совместима с имеющейся, то поэтапное внедрение невозможно, так что первоначальные затраты будут мама не горюй. Эксплуатационные расходы тоже высоки будут (на 5 газелей надо 5 комплектов шин, батареи имеют дурную привычку деградировать после нескольких сотен циклов заряда-разряда и тд) Жильцы на части порвут изобретателя и чиновников реализовавших этот проект если сумма в графе "Вывоз ТБО" будет превышать все остальные суммы вместе взятые.

          • Анонимно
            31.07.2015 10:51

            К концепции "ноль отходов" переходят все цивилизованные страны. К сожалению, навязываемые евроконтейнеры, месивовозы, сортировочные станции (механические и автоматические)ведут к принципу "ноль вторичных ресурсов".Предлагаемые мешочки для пищевых очисток и остатков, мягкие урны (50л.) и контейнеры (100л), защищенные пункты сбора вместо контейнерных площадок, экоэлектрогрузовики, сортировочные пункты с сортировочными горками позволят максимально отбирать виды отходов и виды вторичных ресурсов.Из Германии получили больше десятка писем с предложениями об оформлении международных патентов. Германия готовится к переходу на подобную нашей технологию.Экоэлектрогрузовики в ближайшие году будут надежными и недорогими.Сейчас по тарифам одинаково платят и богатые и бедные люди, ходя покупают товаров в упаковке с разницей на порядок.Когда услуги по обращению с хламом и отходами будут оплачивать из специального фонда, наполняемого производителями и импортерами товаров, тогда будет социальная справедливость в оплате услуг.Сейчас на все региональные программы по отходам запланированы расходы в 1,5-2 триллиона рублей. При рациональной предлагаемой Системе все региональные программы потребуют от 150 до 200 млрд. рублей. КМЛ

  • Анонимно
    30.07.2015 10:32

    Это скорее крик отчаяния. Интересно, а как патенты будут оформлять, если получиться. Хотя, все понимают, что это будет имитация деятельности, такая же как и новый автомобиль Прохорова "Ё". Потратил почти несколько десятков миллиардов рублей, а на выходе пшик. И все это от неправильной научно-технической политики, которую проводят власти. Элиас

    • Анонимно
      31.07.2015 06:58

      Как это "получится"?С 1917 г. не получалось (кроме военной техники) и вдруг "получится".Чудеса случаются у верующих, а советский ученый должен был доказать, что он воинствующий безбожник (кроме военных ученых).

  • Анонимно
    30.07.2015 10:41

    Маска и программу "Тесла" финансировало правительство США. правда деньги Маск вернул раньше срока. Проект "Тесла" намного шире и многограннее чем принято думать. Речь идет о создании абсолютного новых направлений спроса, о полном изменении структуры автоперевозок, особенно личного автотранспорта. Что стоит только программа обеспечения всей территории Америки сетью бесплатных электрозаправок на солнечной энергии к 2030 году. Маск и США кардинально изменят рынок нефтепродуктов и рынок автомобилей с ДВС.

    • Анонимно
      30.07.2015 16:03

      Согласен. Илон Маск на основе КФС создает новую экономику в США в виде интегрированных межотраслевых комплексов и не только автотранспорте, но и в ракетно-космической отрасли, и скоро в железнодорожном.

  • Анонимно
    30.07.2015 10:56

    троллейбус намного выгодней этого чудовища

  • Анонимно
    30.07.2015 10:59

    Лучше бы КАМАЗ и СКОЛКОВО не позорились со своими 5 млн.рублей. такая идея, которую они хотят, миллиарды рублей стоит. И вообще, во всем мире разработкой инноваций занимаются сами автоконцерны. А тут наши неумелые руководители решили найти "левшу"... Стыдно

    • Анонимно
      30.07.2015 11:59

      Вы хотите сказать что руководители Камаза не компитенты, не могут эффективно управлять предприятием чтобы обеспечить его конкуретноспособность и развитие? Это опасная затея таким путем можно высоко забраться - больно потом падать будет.

      • Анонимно
        30.07.2015 16:04

        Вы прямо в точку попали своими предположениями!! Поздравляю!

    • Анонимно
      30.07.2015 11:59

      Вы хотите сказать что руководители Камаза не компитенты, не могут эффективно управлять предприятием чтобы обеспечить его конкуретноспособность и развитие? Это опасная затея таким путем можно высоко забраться - больно потом падать будет.

    • Анонимно
      30.07.2015 16:14

      Вот прежде чем болтать почитайте через какие финансовые инструменты кто и что финансирует! Автоконцерны это инвесторы 2,3 стадии, а посевные стадии проектов и старт апов финансируют различные венчурные фонды и фонды подобные сколково! Это и назвается ВЫСОКО РИСКОВАННЫЕ инвестиции!

    • Анонимно
      31.07.2015 07:03

      Действительно стыдно за "ученых" и "технологов" из Сколково.За революционную идею предлагают деньги, за которые не купишь ни приличного жилья, ни приличного автомобиля.Получается, что они одно из двух "М" - или Чудаки или Мошенники.Судя по последним сообщениям в СМИ вторая "М" более вероятна.

  • Анонимно
    30.07.2015 11:37

    Из всех обещаний нашего правительства невольно делаю вывод, что страну разграбят к 2030 году окончательно. Кормят всех светлым будущем

  • Анонимно
    30.07.2015 11:37

    Почему то сразу вспомнился Yotaphone) А вообще у нас есть нефть и газ с высокой рентабильностью. Зачем на лезть в технологии, длинные инвестиции, высококонкуретный рынок - там же нужно работать, пахать. На одной удащи там не проедешь.

  • Анонимно
    30.07.2015 11:38

    Чтобы беспилотный Камаз держал полосу надо в России дороги с этими самыми полосами построить. В стране нет нормальных междугородних магистралей. Позор

  • Анонимно
    30.07.2015 12:12

    5 млн? от скольки млрд гос субсидий?щедро!

  • Анонимно
    30.07.2015 16:20

    Складывается впечатление, что Гумеров и Афанасьев сами не знают зачем им нужен беспилотный камаз и электрогрузовик. Бизнес-плана конечно же нет. У них видно есть интуитивное чувство - что под эти псевдопроекты можно получить госденьги.

  • Анонимно
    30.07.2015 16:25

    Очередной блеф, надо же показать, что камазовские топ менеджеры не просто так получают миллионы, но еще и выдумывают как получить у государства денег.

  • Анонимно
    30.07.2015 19:24

    Я просто КамАЗов боюсь ! но если беспилотный ( что он например будет делать, не хочется конечно вспоминать команду по каратэ , что он будет беспилотник делать??? А если трасса загружена куда он поедет? Все это ребятки , сказки по отмыву денег ! И 5 Лямов за решение таких вопросов , которые вы поставили, отдайте чубайсу рыжему , он освоит , ему +, - арбуз , ему простят !!

  • Анонимно
    30.07.2015 22:48

    Вот Гугл сейчас тестирует беспилотники. Там специальная штука следит за дорогой, другими участниками и т.д. В общем хрень полная. Камазу предлагаю идею свою, отечественную. Надо эту дурацкую буржуйскую идеологию отбросить. Все просто. Это не автопилот должен следить за другими автомобилями, это остальные должны следить за Камазом. Тапку в пол и айда. Остальные пусть сами разбегаются, вот он настоящий русский автопилот!

    • Анонимно
      30.07.2015 23:02

      Это Белазу автопилот не нужен )) В любом случае будет плюс - обкатают технологии.

  • Анонимно
    31.07.2015 07:11

    У меня есть идея на 5 млн. рублей: нужно сменить руководство КамАЗа на эффективное.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen