Общество 
1.08.2015

Рафаэль Хакимов: «Греция – это урок для Татарстана»

Гиперрынок как современное толкование старой идеи суверенитета республики

Пример Греции и ее нынешних экономических проблем весьма поучителен для нашей республики, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Татарстан не сможет укрыться от экономических бурь за спиной России, поскольку уже давно находится в авангарде, а не в арьергарде и наряду с Москвой и Петербургом представляет лицо страны. И основная задача, по мнению автора «БИЗНЕС Online», состоит в том, чтобы поставить рыночные условия, определяющие лицо экономики, на службу республике.


В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЕ

О Греция, восстань!
Сиянье древней славы
Борцов зовет на брань,
На подвиг величавый.

К оружию! К победам!
Героям страх неведом.
Пускай за нами следом
Течет тиранов кровь.

Пусть доблестные тени
Героев и вождей
Увидят возрожденье
Эллады прежних дней.

...

Лорд Байрон. Песня греческих повстанцев. 1810

В Греции есть все, кроме денег. В комментариях о ситуации в этой стране нет недостатка. Основной пафос московских СМИ строится вокруг защиты интересов греков, которых душит германский монстр. В России все наперебой стоят за права греков против диктатуры Евросоюза, но денег не дают, а грекам нужны не моральное сочувствие и православная солидарность, а наличность для спасения банковского сектора. Экономика в целом давным-давно в глубочайшем кризисе, и вывести ее на путь нормального развития невозможно с помощью полумер. Депутаты Госдумы предлагают отменить российские санкции на ввоз греческого продовольствия, но правительство не идет даже на такой, кстати говоря, выгодный для России шаг.

Весьма любопытно наблюдать за политикой Алексиса Ципраса. Конечно, Греция считается родиной демократии, но в ее настроениях порой преобладают анархические и коммунистические идеалы, Греции также не был чужд фашизм, православие признается Конституцией в качестве официальной религии. Самое интересное, что порой все эти противоречивые тенденции смешиваются в такой коктейль, что трудно становится понять, какого цвета партия. Нынешний премьер-министр пришел к власти как левый радикал, а в итоге нашел поддержку у либералов. Он явно похож на Троянского коня, засланного правыми в левое крыло политической арены. Выступая с оголтелыми антиевропейскими лозунгами, заведя переговоры с тройкой кредиторов по внешнему долгу в тупик, он провел абсолютно никчемный референдум, который имел результатом только одно: показал, что премьер-министр способен манипулировать толпой.

В бюллетене на референдуме был предложен заведомо запутанный вопрос: «Принять ли проект соглашения, который был представлен Европейской комиссией, Европейским центральным банком и международным валютным фондом на Еврогруппе 25.06.2015 и который состоит из двух документов, составляющих единое предложение?» Мало кто понял, что все это означает. Греки ненавидят кредиторов, но не хотят выходить из еврозоны. Одно исключает другое: или платишь и остаешься, или не платишь по долгам и выходишь из еврозоны. Иного не дано. Ципрас утверждает, что ему ненавистны драконовские меры, предложенные Брюсселем, но он вынужден подписывать документы ради единства Европы. Причем именно из-за провала его предвыборной риторики он не хочет уходить со своего поста. К какому крылу он принадлежит, видно по голосованию в парламенте — правые поддержали, левые раскололись. Греция подписалась под условия много тяжелее, нежели предлагал Евросоюз до референдума. Политолог, пытающийся логически понять греческую политику, рискует сильно ошибиться.

МИНИСТР ФИНАНСОВ С ШАРФОМ ЗА 500 ДОЛЛАРОВ

Когда герои покидают сцену, появляются клоуны.

Генрих Гейне

Переговоры с европейцами от имени Греции вел профессор Техасского университета, министр финансов Янис Варуфакис. Внешне Варуфакис выглядел как рок-звезда, ездил скромно на мотоцикле, но жил в фешенебельной квартире, только один его шарф стоил $500. Он как никто другой хорошо знает реальную экономику. Его книга «Глобальный минотавр», где он сравнил роль экономики США с минотавром, стала бестселлером. Он конкретный экономист, а не прожектер. И он понимал, что Греция находится во взаимосвязанном мире и она не может жить как изолированный остров, но своей конкретной политикой Варуфакис противопоставил страну всей Европе — не только банкиров, но и простых европейцев, не желающих перекладывать долги Греции на свои плечи. Пойти навстречу грекам — это значит подарить им миллиарды. С какой стати? Как Ангела Меркель, кого ненавидят греки в первую очередь, может такое объяснить своим гражданам... К тому же кредиторы были возмущены фальсификацией отчетности по состоянию экономики. По словам Варуфакиса, «кредиторы вынудили Грецию закрыть банки, чтобы внушить людям страх, и именно такой феномен называют терроризмом». Это было за пределами всяких приличий. Называть кредиторов, не желающих списывать долги за счет налогоплательщиков, террористами было явной провокацией.

Если бы Греция вернулась к драхме, то была бы вынуждена заказывать свою валюту в другой стране, поскольку у нее нет печатных станков, но главное в другом: драхму надо привязывать к курсу евро или доллара — третьего не дано. Поскольку министр финансов выступал как разрушитель еврозоны и готовил введение драхмы, то, надо полагать, его ориентиром выступал доллар. Варуфакис отношения с кредиторами испортил до предела, получил поддержку своей политики на референдуме и ушел в отставку. Как это понимать? Он довел Грецию до состояния выхода из еврозоны и укатил в Техас...

Зададимся вопросом: кому выгоден раскол Евросоюза? Конечно же, США, ведь экономический конкурент, посмевший покуситься на монополию доллара, явно ослабнет, блок НАТО при этом не пострадает. Соединенным Штатам не нужна сильная Европа. России же по большому счету раскол невыгоден, но она очень хочет навредить Евросоюзу в отместку за санкции, непризнание Крыма, укрепление своих границ на востоке. В ней кипит антиевропейский патриотизм. В России, как и в Греции, политику определяют эмоции, а не железная логика. В СМИ проглядывает злорадство по поводу раскола в рядах Евросоюза, возможности распада единой Европы и ослабления евро. По большому счету России надо бы держаться ближе к Европе, поскольку основной гегемон в мире все же не Германия, а США, да и Китай нельзя считать надежным союзником. Россия без Европы останется в одиночестве перед лицом, с одной стороны, США, с другой — Китая. Китаю нужен не союзник, а российская энергия, военная технология и огромный рынок. В Казани уже тюбетейки, сделанные в Китае, стоят дешевле местных. Дальше — больше. Китайцы нас и оденут, и разденут. А Евразия — слабый союзник, пока что это рыхлое пространство, где только начал складываться экономический и политический альянс.

Новое греческое руководство пыталось шантажировать Евросоюз своим возможным выходом. Это не прошло и не могло пройти. Кое-кто в Европе боится, что Греция может выступить детонатором, но этот сюжет не смертельный. Проблемы с Грецией, Португалией, Ирландией, Испанией — результат излишне быстрой интеграции европейских стран в единую валютную зону. Здесь можно было бы обвинить Германию в гегемонии, но вопрос гораздо сложнее, нежели субъективное желание немцев подмять под себя остальных. Достаточно вспомнить вступление Латвии в Евросоюз именно в тот момент, когда усилились евроскептики. Страна явно рисковала, она знала, что присоединение к еврозоне ей грозит повышением цен и недовольством населения, но она пошла на этот шаг, поскольку не могла развиваться без инвестиций, а их гораздо легче получить, находясь в Европе, подчиняясь общим правилам, нежели сохраняя пограничные барьеры.

На самом деле, у Греции нет другого выхода, кроме как подчиниться требованиям кредиторов. Для любого мало-мальски грамотного политика очевидно, что из таких долгов, в которых оказалась страна, выйти за счет шантажа Евросоюза невозможно. В этом Германия с ее жесткими требованиями не виновата. Выход Греции из еврозоны только усугубит ее проблемы. От того, что она останется со своей суверенной драхмой, уровень жизни населения не поднимется. Кстати, он не такой уж низкий, как передают российские СМИ. ВВП на душу населения в Греции составляет $25,800, в то время как в Польше — 24,000, в Латвии — 23,900. Поляки и латыши не собираются покидать Европу. Греки возмущены повышением НДС под давлением Еврогруппы с 13% до 23%. Для Европы это не исключение. В Венгрии НДС составляет 27%, а самая низкая ставка в Европе — 17%. И при чем здесь свободолюбие греков? В условиях ухудшения уровня жизни, громадной безработицы (27%) левые настроения всегда преобладают, но левые всегда призывают поделить по справедливости, в то время как проблема заключается в том, чтобы научиться зарабатывать. Сохраняя в неизменном виде госаппарат, высокий уровень коррупции и неэффективную экономику, невозможно рассчитывать на преодоление Грецией кризиса.

В ГРЕЦИИ ЗАСТОЙ — ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели.

Джордж Бернард Шоу

Легко играть словами о свободолюбии греков, можно и Байрона вспомнить, вдохновлявшего греческих вождей на борьбу с турецким игом. Можно освободиться от «диктатуры» Евросоюза и стать суверенной страной, примкнуть к ШОС, но вопросы экономики никуда не денутся. Ты будешь свободен в выработке собственной экономической политики, но в современном мире с международным разделением труда любой связан обязательствами с партнерами, кредиторами, фондами, банками, ВТО и т. д. Нужно не только научиться производить, но и продавать, а до этого суметь довести товар до рынка. Хороший климат Греции обманчив. Греция со своей драхмой, действительно, жила лучше, но ситуация поменялась не под давлением Брюсселя, а потому что жизнь двигалась вперед, в то время как страна топталась на месте. В Греции застой — вот в чем проблема.

Можно было бы забыть Грецию и вспоминать ее только в сезон отпусков, но ее пример весьма поучителен для Татарстана. Нам только кажется, что мы отделены от Европы, от той же Германии, рублевой зоной, границей, таможней. Иллюзия. Пока нас спасает нефтяная подушка, которая с каждым годом становится тоньше и жестче. Переработка нефти компенсирует снижение цены на нефть, впрочем, Татарстану от сырой нефти достаются крохи, где-то в районе 7%. Россия для Татарстана — спасение в смысле рынка сбыта, но создает проблемы из-за неустойчивой валюты. Россия может уповать на суверенную валюту, может ввести новую валюту «алтын» для ШОС — это всего лишь вопрос матрицы для станка, суть останется прежней — привязка к доллару или евро. Пока экономика не станет сопоставимой с развитыми странами, никакого реального суверенитета не будет.

Предположим, Греция без проблем вышла из зоны евро и окунулась в суверенную драхму, допустим, кредиторы по христианской натуре простили все долги, а греческое правительство отменило все жесткие меры Еврогруппы. Будет ли это означать решение проблем экономики страны? На второй день после этой счастливой минуты возникнет вопрос пополнения бюджета. Климат — вещь замечательная, а хороший климат — вдвойне. Но в любом случае надо что-то производить и куда-то продавать. Допустим, Греция может прокормить себя, а куда сможет продать излишки, чтобы завезти товары, не производимые в стране? В Европу? Никто их там не ждет. В православную Россию? Сомнительно, Россия провозгласила импортозамещение. Православие православием, а денежки врозь. Зададим главный для экономики вопрос: что в принципе может предложить Греция мировому рынку? Продукцию машиностроения? Нет. IT-технологии? Нет. Судостроение встречается с жесткой конкуренцией европейцев, турков, японцев, корейцев, на подходе китайцы. В какой сектор, грубо говоря, влезть грекам? Остается два сектора, где греки могут быть конкурентоспособными на мировом уровне: туризм и производство оливкового масла. Оба товара связаны с хорошим климатом. Конечно, в Испании, Италии, Турции оливкового масла достаточно, чтобы завалить мировой рынок, но греческое масло очень качественное, это мировой стандарт. Тут греков трудно переплюнуть. Туризм привлекателен в силу климата, истории, музеев, хорошего сервиса, свежих овощей, добротного вина.

Греция — это урок для Татарстана. Мы не сможем укрыться от экономических бурь за спиной России, поскольку уже давно в авангарде, а не в арьергарде, и наряду с Москвой и Петербургом представляем лицо страны. Перед нами стоят те же самые проблемы, что и перед Грецией: сокращение и повышение эффективности государственного аппарата, борьба с коррупцией, оптимизация налогового режима, выход на мировой рынок со своим конкурентоспособным товаром. Татарстану Германия ничего не диктует, но на рынке (внешнем, внутреннем, каком угодно) основными конкурентами окажутся качественные немецкие товары и дешевая китайская продукция. В отличие от китайцев немецкий партнер — поставщик технологий, чего от китайцев ждать нельзя — они делают те же «КАМАЗы» по лицензии и продают нам же. Мы находимся далеко от еврозоны, но посмотрите, какие машины едут по дорогам республики. На трассе преимущество европейских тягачей заметно невооруженным глазом. Сегодня иногда попадаются старые камазовские тягачи, доживающие свой век. Конечно, существует закрытый российский рынок в виде поставок армии грузовиков и бронетранспортеров, но это не спасение — вся надежда на новый модельный ряд, который будет подражать и конкурировать с Daimler, Volvo, Scania. Непритязательный российский рынок готов покупать татарстанские шины, холодильники, другую продукцию. Эту продукцию купят и в Средней Азии. Для экспорта в развитые страны у нас есть, конечно же, каучук, полиэтилен, но это сырье, а не изделия. Покупают наши вертолеты, но пока в небольшом количестве. Основная проблема для Татарстана в глобализации своей экономики. Любой продукт должен оцениваться с точки зрения основного конкурента в мире. Мы научились кое-что производить, теперь надо завоевать свою долю на мировом рынке.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ТАТАРСТАНА НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Сократ

Татарстан не может использовать климат в свою пользу, как Греция, но он может воспользоваться преимуществом географического местоположения (кстати, как сделал Сингапур) и создать региональный гиперрынок, а на его основе превратиться в агломерацию, выходящую за рамки Казани и Камской зоны. Прорваться на внешние рынки очень сложно, но можно попытаться его перенести ближе к территории республики, создав концентрацию интересов производителей и покупателей вокруг узла коммуникаций, логистики и сферы услуг. Гиперрынок как непрерывная ярмарка, концентрация брендов, сетевых магазинов, гигантских складов и парка тягачей может стать центром притяжения мировых покупателей и продавцов, а вместе с тем местом концентрации финансовых потоков. Гиперрынок — это целый образ жизни, опирающийся на баланс интересов, понимание потребностей производителей и покупателей. Для гиперрынка не существует понятия города и села, он нивелирует различия, поскольку строится не по принципу города. Для него нет понятия монопольного завода или узкой специализации, он нивелирует монополизацию, ибо его успех зависит от предоставления равных условий для работы на рынке. В сегодняшней мировой экономике не город определяет условия работы рынка, и не завод, и не университет, а рынок диктует свои условия. Задача состоит в том, чтобы его поставить на службу республике, а не тащиться у него в хвосте, надеясь на небольшой кусочек пирога.

Гиперрынок — это конвейер, который учитывает многообразие интересов. В Италии мне довелось наблюдать работу небольшой фабрики по изготовлению окон и дверей. С конвейера сходили разные окна и разные двери небольшими партиями по вкусу заказчика. Прежний конвейер Форда, когда производилось много одинаковых автомобилей, в наши дни дополнился другим конвейером, производящим много разнообразной продукции. Гиперрынок как конвейер, ориентированный на многообразие вкусов, а не их унификацию, и есть будущая стратегия. По такому принципу работают интернет-магазины, но они ориентированы на потребительские товары и ограничены возможностями почты, а гиперрынок не имеет таких ограничений, если, конечно, существуют необходимые дороги. Это первое условие. Второе условие — опять-таки дороги. Третье условие — мозги, логистика, качественные услуги. При наличии воли можно изрядную часть российского рынка перетащить на территорию Татарстана вместе с финансовыми потоками. Мы предоставляем услуги, они платят деньги, часть налогов остается в республике.

Гиперрынок как ядро современной экономики Татарстана позволит создать экономическую самостоятельность, не подверженную конъюнктуре рынка. По сути дела, это современное толкование старой идеи суверенитета республики. Идеология суверенитета оказалась очень плодотворной, она обеспечила нам выработку экономической модели, более выигрышной, нежели общероссийская стратегия. У политической части этой идеи была активная фаза, которая завершилась подписанием двух договоров 1994 и 2007 годов. Остался не до конца решенным вопрос о разграничении полномочий и бюджетном федерализме. Очень скоро, когда пройдет патриотическая волна, Москва будет вынуждена сама инициировать оптимизацию разграничения полномочий, иначе она задохнется под тяжестью вертикали коррупции. Громадную территорию России в принципе невозможно проконтролировать из единого центра, каким бы крутым ни был руководитель, а многочисленные конторы федеральных служб и соглядатаев порождают вертикаль не власти, а коррупции. Как показывает практика, территории размерами с Татарстан вполне поддаются эффективному контролю, а значит, эти функции и надо передавать в регионы, освобождая центральные органы от мелочной опеки. Но пока Москва думу думает, для Татарстана на повестке дня стоит более важный вопрос: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ.

Обычно суверенитет понимают как определенные отношения с внешним миром, а в России и вовсе правовая культура застряла в начале ХIХ века и трактует суверенитет как абсолютную власть — вертикальную и неделимую. Современное понимание суверенитета, появившееся за последние четверть века, больше связано не с источником права, а источниками формирования реальной власти. Сегодня государства, несмотря ни на какой государственный суверенитет, зависят от экономических гегемонов, а границы легко преодолеваются механизмами глобализации. Безопасность обеспечивается не армией, следящей за нерушимостью границ, а военными блоками. Чего стоил суверенитет Кувейта, когда его захватил Ирак? А чего стоил суверенитет Ирака, когда туда вошел американский контингент? И чего стоит суверенитет Сирии, Ирака, Ливии, когда там бесчинствует ИГИЛ? Чего стоит суверенитет Греции с ее суверенными долгами?! Она сейчас за бесценок будет распродавать свои острова любому, кто даст денег.

По факту в России действует принцип: у кого деньги — у того право. Поэтому юристам надо искать источник права в экономике, а не в демократических процедурах, которые всего лишь размалеванные декорации в погорелом театре. Реальная, а не дутая независимость — вопрос умения встроиться в международные отношения, куда не пускают со своими правилами игры, каким бы крутым ты сам себе ни казался.

Пример Греции весьма поучителен...

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой... ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок — глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Ты был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу — но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний.

...

Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, —
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!

Лорд Байрон. Прометей. 1816.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.08.2015 12:08

    Кстати, во всем мире деньги определяют право, а не только в Росси. Я не понял одного. Причем тут Греция, если он хочет говорить о Татарстане? Я обратил внимание, что многие здесь хотят все время РТ сравнивать с прибалтийскими и другими государствами. Уважаемые, мы часть государства, одна из его областей и не надо, поэтому делать подобные провокационные сравнения. Успокойтесь и равняйтесь на какую нибудь провинцию Турции, например. А сравнения Казани с Москвой и Перербургом возможны только за кухонным столом.

    • Марат Ш
      1.08.2015 12:54

      Сравнивать Казань и Москву некорректно. Это все равно что ставить в одну категорию ишака и породистого арабского скакуна.

    • Анонимно
      2.08.2015 12:22

      Читайте Конституцию РТ, чем бормотать про "область"...

    • Анонимно
      3.08.2015 15:15

      \\Успокойтесь и равняйтесь на какую нибудь провинцию Турции, например\\ - А что плохого, если татары устанавливают для себя планку по максимуму? У нашего народа всегда так было, сравнивать себя с другими нациями и государствами. Это можно найти даже в трудах Марджани.

  • Анонимно
    1.08.2015 12:10

    академик хорошо описал нью сингапур а заодно написал что для этого нужны мозги а вот с этим и в татарстане и в россии в целом очень большие проблемы потому что жизнь в россии такая что на ум приходит поговорка если ты такой умный то почему такой бедный или как мне сказал один шофер из деревни с 8 класным образованием еще четверть века назад вы инженеры народ глупый в отличие от нас шоферов из деревни мы знаем куда пойти и с кем договориться вот и вся жизнь наша строится на этих успешных менеджеров деревенских шоферах с 8 классным образованием но бизнес деревеньки на улице петербургской на их основе создать можно а вот нью сингапур нет тут инженера нужны а они у нас уже более чем полвека не в почете

  • Марат Ш
    1.08.2015 12:50

    Коли заговорили про Грецию, так тут же вспомнил, как наш любимец Ципрас, этот самоотверженный борец с поработителями из Евросоюза, едва вернувшись домой из Москвы, где его всего облабызали, тихонечко проголосовал за продление санкций против России.

    • Анонимно
      1.08.2015 12:55

      Да уж.

    • Анонимно
      1.08.2015 13:25

      Да он потому и проголосовал, что кроме лобызаний и слов поддержки ничего существенного (того, что сам хотел) не получил. Денег он хотел, а денег не дали. Максимум на что пошла Москва, на договоренности по Турецкому потоку, который, если будет реализован, выгоден как России, так и Греции(тут взаимный интерес). Однако в односторонней помощи Греции за счет России Москва отказала. Вот и проявил Ципрас солидарность с ЕС. Удивляться тут нечему.

      • Анонимно
        2.08.2015 12:24

        Все продается, в том числе и совесть, значыт.

      • Анонимно
        2.08.2015 12:26

        Не пойму плач...Наши пенсионеры получают 8-9 тыс. пенсию, грек-пенсионер 50-60 тыс.рублей, еще им подавай помощь...

  • Анонимно
    1.08.2015 13:01

    Очень точное определение-"...московские СМИ". Есть еще "питерские". Пока не появятся "наши СМИ", интерес и вера в информацию останутся неосуществимыми. Низкие зарплата, доходы домохозяйств,пенсии не дают никаких перспектив для Татарстана стать эк.суверенным. А так,статья показывает поиск выходов из настоящего регресса.

  • Анонимно
    1.08.2015 13:11

    Отличная статья! Поучительная!

  • Анонимно
    1.08.2015 13:18

    Все-таки Р. Хакимов как был антироссийски настроенным товарищем, так и остался. По его мнению, все что делает Россия, все не так. Умилила фраза, что //В России, как и в Греции, политику определяют эмоции, а не железная логика. В СМИ проглядывает злорадство по поводу раскола в рядах Евросоюза, возможности распада единой Европы и ослабления евро.// В наших СМИ, конечно же, злорадство есть, как есть оно и в западных СМИ, когда дело доходит до обсуждения каких-то российских проблем. Нужно же понимать, что мы живем в эпоху информационных войн, когда СМИ (а имею в виду мейнстрим) уже давно утратили свою классическую функцию информирования, превратившись в солдат на информационном поле сражения. А вот что касается эмоциональности российского правительства при принятии решений, то это бред. Если бы Россия руководствовалась православной солидарностью с греками и прочими эмоциями, то дала бы грекам 10 миллиардов долларов на печатание драхмы, которые просил в Москве Ципрас. Россия отказала, более того Путин говорил с главой МВФ о поддержке Греции, чтобы та не выходила из еврозоны. Так что в этом решении очевиден твердый расчет. Это не означает, что Москва любит ЕС, просто крах Греции ослабляет возможности влияния России на ЕС. Москва твердо отстаивает свой интерес, и выход Греции из еврозоны принесет больше вреда, чем пользы. Но Хакимов, видимо, считает, если Москва будет слепо следовать за Германией, даже вопреки своим интересам, это и будет разумным решением. Это разумно для лайт-русофоба Хакимова, но не для России.

  • Азат Д
    1.08.2015 13:31

    Почему наш местный академик, не упомянул про проведённую в Греции Олимпиаду 2004, в том числе и она потянула ее в низ. Как и нет экономической пользы от олимпиады Китаю http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/9-izviestnykh-zabroshiennykh-olimpiiskikh-obiektov.html . А мы собрались идти по пути Греции, подав заявку на Олимпиаду http://www.business-gazeta.ru/article/137834/ , при том уже имея республиканский госдолг в 105 млрд. и он всё увеличивается.Зачем нужны эти «академики» , которые дальше своего носа и сегодняшнего дня не видят ?

    • Анонимно
      1.08.2015 15:22

      Олимпиада-2004 стоила копейки в сравнении с сочинской Олимпиадой-2014. Олимпиада обошлась грекам в 9 млрд евро, а долг Греции приближается уже к 350 млрд евро. Долг в 105 млрд рублей, в евро не достигает 2 целых, по нынешним временам, это смешная сумма. Кроме того Татарстан - не самостоятельное государство, при любых долгах регион останется в рублевой зоне российского государства, его же не выставят из РФ. Я еще не видел, чтобы банкротили какой-либо регион, спишут, куда денутся.

    • Анонимно
      2.08.2015 00:13

      Зачем нужны эти "академики"...? Чтобы тебя просветлять темный

  • Анонимно
    1.08.2015 13:56

    Удивительно, но эта статья как раз ничем не интересна. Надо перестать рассматривать РТ какой то особой территорией, которой дали какие то суверенные права. Спасибо мудрому МШШ, который понял- лучше постоянно просить деньги и налаживать типа теплых отношений с Москвой любыми путями. В итоге у нас немного больше денег чем в других территориях. Ни о каком ином флагманстве в России и речи быть не может. Ни один серьезный завод не работает, кроме тех, кто валюту приносил и при советской власти и сейчас, но они не для всех.

    • Анонимно
      3.08.2015 15:22

      \\Надо перестать рассматривать РТ какой то особой территорией, которой дали какие то суверенные права\\ - А вот я люблю рассматривать Татарстан, как особую территорию. И кто мне может это запретить? Поэтому свои "хотелки" лучше при себе держать и не досаждать других своими претензиями.

  • Анонимно
    1.08.2015 14:03

    Вроде академик РТ, а сравнения некорректные себе позволяет. Татарстан у него как Греция, а Россия получается как Евросоюз. А в финале откровение, по сути - приоритет общака над демократией в мировозрении академика переносится на всех нас. Причем, уже вместо "Татарстан" используется "Россия", т.е. это "у них".

    • Анонимно
      1.08.2015 15:36

      \\Вроде академик РТ, а сравнения некорректные себе позволяет. Татарстан у него как Греция, а Россия получается как Евросоюз\\ - Я тоже прямую аналогию вижу с парой Евросоюз-Греция. Но в отличие от Греции, Татарстан является регионом-донором, коих в РФ очень немного. Почему-то здешние демагоги забывают сказать, что бюджет России обеспечивают такие регионы, как Республика Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Вот я не понял смысл ваших претензий в словах "А в финале откровение, по сути - приоритет общака над демократией в мировозрении академика переносится на всех нас. Причем, уже вместо "Татарстан" используется "Россия", т.е. это "у них". Не могли бы вы подробнее раскрыть содержание ваших претензий?

      • Анонимно
        1.08.2015 21:10

        Претензии у академика Хакимова. Он не видит то, что дала Россия региону. Какой то дальтонизм. Или черная неблагодарность. А все проблемы автор видит хронически только от России. Вот уж демагог профессиональный, лишенный совести.

        • Анонимно
          1.08.2015 22:24

          Ну так, я вас и прошу подробно рассказать, что дала Россия региону, будьте любезны.

          • Анонимно
            2.08.2015 10:48

            Для подробного изложения данная площадка не расчитана. Поэтому кратко. Россия, особенно в период СССР, как государство дала региону основополагающие блоки самосознания (образование Татарской АССР) и социального развития, электрификации и энергетики, промышленности, науки и образования, здравоохранения. И сегодня государством выделяются беспрецедентные средства, которые, хочется надеяться все идут на развитие региона, а значит и всей страны. Благодарю Вас за возможность напомнить об этом тем, кто этого не хочет видеть.

            • Анонимно
              2.08.2015 11:35

              Россия также обеспечивает защиту региона и обороноспособность.

              • Анонимно
                2.08.2015 11:52

                Ответьте ,пожалуйста на один вопрос. Все ,что вы перечислили - это подарили республике? То есть к нам приехали ,нам все строили неместные, на полях и фермах работали приезжие и т.д. По -вашему получается, что жители Татарстана палец о палец не ударили, чтобы все перечисленное заработало. Откуда такое самомнение и гордыня?Кстати, при Золотой Орде на защиту регионов-улусов и обороноспособность собирали всего 10%. А какой вой стоит до сх пор ,что Орда обложила Русь огромной данью.Как расценивать тогда 75% отправляемых в центр из регионов сейчас?Кстати ,и государственность своя у татар была до 1552года. Так что не надо из себя благодетелей строить. А надо только историю лучше знать и не по советско-российским учебникам, где обозначается роль только одной нации.

              • Анонимно
                2.08.2015 12:30

                Также без регионов нет РФ.

  • Анонимно
    1.08.2015 15:33

    в России и Татарстане в частности из месяца в месяц будет нарастать классовая вражда, потому что 99 процентов народа России знают откуда возникли те миллиарды и прочие куршевели и супердорогие европейские шопинги у того 1 процента... сравнение с Грецией более чем некорректно и я уже начинаю сомневаться что не подставляют ли нашего академика двоечники студенты публикуя такие в высшей степени непрофессиональные статьи...

    • Анонимно
      1.08.2015 16:24

      Ну надоело уже слышать эти глупости про классовую вражду и ненависть 99% народа против 1%. Республика несмотря ни на что развивается и международные мероприятия нам только в плюс, идет развитие инфраструктуры, а то что полно долгов набрали так это ерунда, как было написано раньше Россия не будет банкротить свои регионы и в итоге спишут долги, не куда не денутся.

  • Анонимно
    1.08.2015 16:33

    Местные академики не породили из своей среды ни одного нобелевского лауреата и не родили ни одной работающей идеи по развитию экономики республики. Но апломб, какой апломб! И всё-то знают как надо и готовы всех учить летая в облаках теории. И про православие вспомнят и про Грецию и про Китай с Америкой. И при случае пнут какого-нибудь царя или Столыпина с Распутиным. А деревни гибнут, а заводы закрываются, а фермерства фактически нет . Шить разучились - тряпки из Китая, Турции и Иваново. Носки и трусы из Чебоксар. Обувь - из Челябинска. Колбаса без вкуса, пельмени непонятно с чем, жкх на откупе и в прикупе. Курс на торговлю чужим добром, на посреднические функции в гиперрынке, на сабантуй, на чак-чак, на олимпийские игры в Казани и на чтение и написание новой лапши про суверенное светлое будущее на фоне разбитого и униженного собственного производителя, на фоне пустых разговоров о коррупции, импортной картошки и майонеза из соседнего региона, на фоне бла бла о том, как вертикаль власти мешает выращивать редиску.

    • Марат Ш
      1.08.2015 17:05

      Я вот тоже не припомню, кроме истории Татарстана, наши "академики" вообще еще чем-нибудь блеснули?

      • Анонимно
        1.08.2015 22:06

        Так блесните дельным предложением в какой либо отрасли, лучше с трибуны ГД в Москве. Станете "блестящим академиком" и мы будем гордиться вами. Статья познавательная и полезная; сравнительный анализ и есть поиск путей выхода из трудных(кризисных) ситуаций.

      • Анонимно
        2.08.2015 00:10

        А вы сами то, что сделали для татарского народа, чтобы позволять себе так некрасиво говорить о глубокоуважаемом академике? Ваше "кроме истории Татарстана" говорит о том что вы вообще не понимаете ценность и огромный труд проделанный Хакимовым вместе со своей командой .

    • Анонимно
      1.08.2015 17:05

      А вам чем помогает "вертикаль власти"? Она хорошо помогает только Москве, которая купается в деньгах регионов. Остальным остаются крошки. Почему все скрывают во сколько раз зарплата бюджетников Москвы больше их зарплаты в регионах? Чем правительство оправдывает эту несправедливость?

    • Анонимно
      1.08.2015 18:06

      Ну вот, "на колу мочало, начинай сначала", как обрыдла эта демагогия. Я очень критически отношусь к научному творчеству академика Хакимова, но в данном случае согласен с ним во многом. Да, нынче реалии таковы, что нужно вписываться в мировой рынок, учиться конкурировать и, да, пользоваться благами глобализации. Зачем мне обувь из Челябинска, когда я уже лет 20 ношу только мировые бренды высокого качества ECCO, Sioux, Clarks. И белье из Чебоксар мне нужно, в магазине H&M можно купить за такую же цену во сто крат лучше. Текстиль из IKEA намного превосходит ивановские ткани. Между прочим, все мировые бренды высокого качества производятся в Бангладеш, Индонезии, Вьетнаме, Малайзии, Китае, на которых российские обыватели смотрят свысока, дескать, "а мы Протоны запускаем". Спросите тут на сайте БО, 90 процентов посетителей ответят, что всегда предпочтут иномарку, отечественной "Ладе". Пусть, Чебоксары, Иваново и Челябинск в производстве шмоток выходят на мировой уровень, тогда IKEA, H&M и ECCO будут размещать заказы у них, а не в Таиланде. А Хакимов про то и говорит, что Татарстану нужно находить свою нишу в мировой глобальной экономике. Что в этом неправильного?

    • Анонимно
      1.08.2015 23:11

      (На комент от 16:23) Это Вы весьма здорово прошлись по неуемному апломбу уважаемого академика и его команды. Действительно, давайте вспомним для начала как нужно правильно пришивать пуговки к костюму, да вырастить редиску, а не балоболить... Суверенитет вдруг вспомнился! А опустится на грешную землю слабо? В каком суверенитете нуждается наша республика по мнению академика - я так и не понял. Сравнение с Грецией, это извините. вообще "в огороде бузина ..." Вот скажите, какие виды деятельности в Татарстане запрещает федеральный центр? (Для сведения: Греции запретили производство морских судов (есть другие в ЕС), потребовали сократить производство цитрусовых (в ЕС есть Испания и Португалия), и ещё много чего советовали прекратить в производстве. Экономика ЕС - это по сути плановое хозяйство, а у нас в РТ вроде как рынок, который в силу многих факторов, включая коррупцию мы проигрывает как соседям, так и зарубежным производителям.

      • Анонимно
        2.08.2015 11:57

        Какой рынок, если из того ,что заработала республика себе остается только 15%. Не занимайесь неуемной демагогией и очернением Татарстана , а порадутесь,,что при таком несправедливом отношении , республика еще пытается что -то сделать. А могла бы ,как все сесть на шею Москве и просить дотации ,как 70 регионов страны. Про коррупцию в прокуратуру обращайтесь ,а здесь нечего пустословием заниматься.

    • Анонимно
      2.08.2015 08:31

      молодец.поддерживаю

  • Анонимно
    1.08.2015 17:32

    Молодец Хакимов все грамотно,слегка намеком все что думал изложил.

  • Анонимно
    1.08.2015 18:22

    Абсолютно верно! " Громадную территорию России в принципе невозможно проконтролировать из единого центра, каким бы крутым ни был руководитель, а многочисленные конторы федеральных служб и соглядатаев порождают вертикаль не власти, а коррупции. "

  • Анонимно
    1.08.2015 18:28

    Так пусть пишет про то, как надо развиваться Татарстану! Причем тут Греция? Именно, что в Татарстане ничего не производится и говорить о том, что РТ является флагманом России и развивает бурными темпами экономику- глупости разводить. Причем иномарки, обувь и Татарстан? Татарстану надо бы вписываться для начала хотя бы уверенно в экономику России, а уж потом и в мировую. Пока у нас вся мощь паровых котлов уходит в свисток! Да, свисток мощный, на всю Россию!

    • Анонимно
      1.08.2015 18:49

      А в чем Татарстан не вписывается в российскую экономику? Сегодня это бесспорный лидер среди регионов РФ, в том числе в экономической области. Не случайно глава российского государства президент В.В.Путин говорит: "Я любуюсь Татарстаном!". Только что вы сами писали, что обувь производят в Челябинске, белье в Чебоксарах, ткани в Иваново, а теперь с наивным видом вопрошаете: "Причем иномарки, обувь и Татарстан?". Вот за вашей фразой "Пока у нас вся мощь паровых котлов уходит в свисток! Да, свисток мощный, на всю Россию!", действительно, нет абсолютно никакого содержания. Это просто демагогия.

      • Анонимно
        1.08.2015 22:22

        Не всем вельможным нравится лидерство Татарстана. А должниками управлять легче и проще."Долг - это вожжи, можно рулить и понукать, держать в узде и даже спалить лошадь"- говорил знакомый конюх. Однако, "Ашаган ат - эшли, ашамаган - тешли", говорит народная мудрость. Тан.

  • Анонимно
    1.08.2015 19:57

    Не для Татарстана, - а для России.Татарстан как-никак живет за счет того, что сам производит, а Россия в целом - живет за счет того, что продает свои природные богатства, проедает новосполнимые ресурсы, сейчас уже наши земли начали китайцам продавать.

    • Анонимно
      1.08.2015 20:28

      то ,что Татарстан производит-производят и многие другие регионы России, и производят более качественно и в больших объемах!! а что ,кстати такого фантастического производит Татарстан? химия-нефтехимия, нефть,камаз в вечном кризисе, сельское хозяйство обанкроченное, ВПК -так это государственные заказы пока они есть. иннаполисы,айти парки, Алабуги всякие так они только убытки генирируют.

      • Анонимно
        1.08.2015 21:35

        \\то ,что Татарстан производит-производят и многие другие регионы России, и производят более качественно и в больших объемах!! а что ,кстати такого фантастического производит Татарстан?\\ - Я еще раз повторяю, бюджет Российской Федерации обеспечивают регионы-доноры: Республика Татарстан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа. Какие такие "многие другие регионы" вы можете в список добавить?

        • Анонимно
          2.08.2015 07:52

          сам Татарстан ни чего не отчисляет в бюджет России-он же не юридическое лицо. в бюджет в виде налогов и сборов отчисляют предприятия и организации республики. так как и в остальных субъектах федерации.и ни кто там не плачет о каких-то мифических потерях.нефть, нефтихимию,камаз кто построил в республике, на какие деньги??? на бюджете ТАССР что-ли построили?? если бы не ресурсы и народ советского союза сюда приехавший поднимать промышленность, то местные так бы и дальше занимались сельским хозяйством.в зоне рискованного земледелия)))

          • Анонимно
            2.08.2015 12:05

            Так строили не только в Татарстане. Чего же тогда эти предприятия все порушили, продали, обанкротили? А сейчас чего же 70 регионов живут на дотации? Если ,как вы пишите , все там работящие и нам все строили? И сельское хозяйство почему-то там не завалило страну своей продукцией, а сдалось без боя импортным конкурентам.Бюджет ТАССР был в таком состоянии, что Россиии должно быть стыдно. Так как качая из республики нефть, Татария жила много хуже той же Прибалтики и никогда неработающей Грузии.

            • Анонимно
              2.08.2015 13:09

              Да что, Прибалтика и Грузия, выезжая в соседнюю Кировскую область, в близлежащие города Малмыж и Вятские Поляны, я удивлялся превосходству тамошних прилавков над татарскими (АССР) магазинами. У нас практически ничего не было, а кировчане с гордостью говорили: "У нас московское снабжение". Так что, Татарскую АССР обирали по полной программе.

  • Анонимно
    1.08.2015 20:51

    Хотелось бы, чтобы была максимальная, математическая точность в таких глобально-стратегических вопросах. Россия не православное государство, хотя большая часть -православные. Не надо вводить в заблуждение и искушение греков, сербов. Российская Федерация имеет порядка 20 млн. мусульман, вклад которых огромен.

  • Анонимно
    1.08.2015 20:57

    Плохо когда целую страну обзывают рынком,еще не весь народ болен денежной болезнью

  • Анонимно
    1.08.2015 23:56

    Вертикаль власти стала вертикалью коррупции - как точно сказано.Думайте господа, думайте - хорошо что есть такой академик Хакимов Р.С. , который будит наши спящие мозги и дает им работу.

  • Анонимно
    2.08.2015 09:14

    Ну никак Хакимов не наестся рыночной экономикой, а? Для всех адекватных людей уже понятно, что этот путь тупиковый, что капиталисту кроме барышей ничто не интересно. Положение плачевное во всех странах, бесконечные кризисы этих "ущёных на всю голову" ничему не учат? Недавно провели опрос аудитории, где по результатам обсуждения выявилось следующее, преобладающее среди разных слоёв населения мнение: "Голосование- Плановая экономика: путь в тупик или эффективный механизм развития?- Путь в тупик - (7%)- Эффективный механизм развития - (93%)

  • Анонимно
    2.08.2015 10:47

    А вот мнение членкора АН Константина Сивкова:"Я считаю, что проблему не решить без национализации."...( очень интересное высказывание, полностью не привожу, кому интересно может сам найти)Но самое главное даже не это. Я считаю, что проблему не решить без национализации ключевых стратегических объектов и отраслей. Конечно, в экономике должен быть бизнес, но мелкий, и уж точно, его нельзя допускать на стратегически важные объекты.

    • Анонимно
      2.08.2015 12:08

      Это уже поняла большая часть народа. Только тем ,кто устроил переворот в 1991 этого очень не хочется. И сами менять они ничего не будут.

  • Друзья Земляки!!Почитал измышления Академика и подумалось.Моё мнение Рафаэль заехал не в свои ПЕНАТЫ.Политика и рассуждения про интересы США и Европы это не про нашего Академика.Во первых хочу спросить Академика? Что для США выгодна единая и находящаяся в узде послушная ЕВРОПА или США надо разобщить Европу????Аааа!!!! для того что-бы легко было управлять разобщённой Европой.Аааа!!! оказывается России выгодна ЕДИНАЯ ЕВРОПА!!!Россия тогда может ЛЕГКО управлять единой Европой.Например Европа единая легко принимает санкции против России.Легко изгоняет из ОБСЕ конечно ЕДИНАЯ ЕВРОПА.Легко Единая Европа расширяет возможностивраждебной для России НАТО.И всё это оказывается выгодно России потому что России выгодно иметь с единойЕвропой. Тут надо как то определятся.Ещё одна не корректность.1.Татары не похожи на РАЗЛОЖИВШИХСЯ от НЕГИ,от рыбалки и больших пенсийбездельников Греков.2.Татары не похожи на Греков и по вероисповеданию,Татары мусульмане в своей основе.Греки ПРАВОСЛАВНЫЕ.А как известно из основоположений ПРАВОСЛАВИЯ там в почёте ежедневная ПРАЗДНОСТЬ.Поэтому почти все ПРАВОСЛАВНЫЕ страны живут в БЕДНОСТИ и нищете.В России например мужики православные много пьют и плохо работают.Они почти каждый день празднуют.Нет я не против Православия!!!!Я уважаю Православных за их выбор,это их выбор.Я константирую ФАКТ.3.Татары не похожи на Греков и по своему трудолюбию.Какой Греческий фермер будет работать успешно без поддержки ГОСУДАРСТВА.А наши Татарские фермеры даже процветают.Например Сиразин Мурат и многие другие.Итак я могу продолжить но как то чувствую что могу обидеть.Всё таки не туда забрёл наш земляк СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ Историк.

    • Анонимно
      2.08.2015 15:17

      Ты не просветитель, ты - темнитель татарского народа. Пудришь тут мозги.

    • Анонимно
      2.08.2015 16:41

      Простой человек! По моему, вы уже все рамки перешагнули! Я по поводу православия. Вы не забыли, что страна, гражданином которой вы являетесь, является в большей степени православной, ввиду того, что титульная нация нашей страны - русский народ?

  • Анонимно
    2.08.2015 16:12

    Интересная публикация. Но ведь, по сути, геополитики в РФ нет, а есть корпоративные (личные) интересы. И поэтому стратегии и долгосрочные проекты практически невозможны. Пока человек (группа, семья) у власти и есть возможность заработать - он зарабатывает и выводит заработанное за границу для последующих поколений (часть которого будет жить уже не в России).

  • Анонимно
    3.08.2015 22:54

    Гиперрынок это реальная перспектива.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль