Культура 
2.08.2015

Рустам Надыршин, театр танца «Искушение»: «Я очень жалею, что не знаю татарского языка»

Каждый вечер в казанском парке ФИНА на сцену выливают тонну воды

О театре танца «Искушение» из Санкт-Петербурга уже узнали многие казанцы. Хедлайнеры культурной программы парка ФИНА выходят на сцену ежедневно в девять часов вечера, чтобы порадовать тысячи зрителей своим знаменитым шоу под дождем. Руководитель питерцев Рустам Надыршин поведал «БИЗНЕС Online» о том, как ему, татарину из Бишкека, пришла в голову идея о танцах под струями воды, объяснил, почему всегда хотел создать чисто мужской театр, и рассказал о своем тернистом пути к успеху.

«У НАС ЕСТЬ СВОЯ АЛЛА ДУХОВА — ЭТО Я»

— Рустам, для начала хотелось бы понять, чем «Искушение» отличается от других подобных танцевальных коллективов, скажем, от знаменитого шоу-балета «Тодес» Аллы Духовой?

— На самом деле, не люблю, когда нас называют шоу-балетом, мы театр танца. У нас есть свои полноценные спектакли, где использована не только хореография, а также слова, драматургия. Поэтому я считаю, что мы санкт-петербургский театр танца. Правда, к вам в Казань мы не привезли наши театральные постановки, зато покажем лучшее из танцевальных номеров. Вырванные из спектаклей, они, естественно, идут не по фабуле, а просто один за другим, как концертная программа.

Что касается отличий, то мы не работаем на технику танца, мы больше трудимся над тем, чтобы передать те чувства и то состояние души, которое у нас внутри. И с помощью пластики тела мы с удовольствием это делаем. Нам, честно, очень нравится работать, нравится танцевать на сцене. И особенно круто, просто нереально драйвово, когда мы танцуем на сцене под дождем. Это просто нечто! Не знаю, как зрителям, им, наверное, тоже нравится, но нам нравится безумно.

— Как появился ваш театр? Была ли какая-то модель для подражания?

— Не знаю. Я, пожалуй, всегда мечтал, чтобы у меня был свой коллектив. Меня как в детстве, в шесть лет, родители отдали на танцы, так до сих пор и не забрали (смеется). Кстати, да, сейчас «Тодес» является самым знаменитым танцевальным коллективом в России. По крайней мере на данный момент они единственные, кого все знают.

Хотя в России очень много танцевальных трупп ничуть не хуже «Тодеса». Но, к сожалению, они мало кому известны, потому что, помимо того, чтобы выступить хорошо, сделать интересную программу, нужно ее еще и продать. Это, наверное, даже прежде всего. То есть, грубо говоря, есть хороший товар, но его никто не реализует, никому это не нужно. «Тодес» же — действительно очень хороший товар, очень профессиональный, качественный и очень хорошо реализуемый. Ну и все его с удовольствием кушают.

— Каждому коллективу нужна своя Алла Духова?

— Обязательно. И у нас есть своя Алла Духова — это я (смеется). Два-три года назад я ко всем обращался, искал спонсоров, продюсеров, думал: «Ну что, куда?» На телевидение обращался, ходил туда-сюда...

Слава богу, у нас сейчас все хорошо, я давно забил на все эти поиски. Сейчас, наоборот, к нам все приходят, продюсеры предлагают заключить контракт на несколько лет, а я отвечаю, что не хочу с ними работать, лучше сам. Так что я, получается, сам себе и режиссер, и продюсер, и все остальные должности.

«МЫ НЕ ЛЮБИМ ТУ ЭРОТИКУ, КОТОРУЮ ВКЛАДЫВАЮТ В НАЗВАНИЕ «ИСКУШЕНИЕ»

— А название «Искушение» — это потому что вы в одном из уже полюбившихся казанской публике номеров без маек танцуете, искушая женскую аудиторию?

— Честно скажу, мне это название не очень нравится. Да, иногда оно весьма в тему, многие говорят, что наши танцы — это действительно искушение. Пожалуй, в этом что-то есть, какая-то доля правды. Но мне оно не очень по душе, потому что, когда говоришь с людьми, особенно из департаментов и исполкомов, если это какие-то городские мероприятия, может возникнуть недопонимание. Честно признаться, я даже не знаю, как нас в Казань взяли на такое мероприятие. Хотя здесь в основном молодые работают, и они, оценив ситуацию, сказали: «Классно, берем». А вот где повзрослее люди трудятся, там говорят: «Как это «Искушение», вы что, это эротическое что-то?» Поэтому иногда мы просто называем себя санкт-петербургский театр танца, без «Искушения».

— У нас все-таки мусульманский регион, не было недовольств со стороны высшего руководства?

— Такого не было. Тем более что помимо танцев без маек у нас есть веселые номера, где мы и в трусах работаем (улыбается). Но там не то что бы секс, эротика, там больше стеба, позитива, приколов. Мы не любим ту эротику, которую вкладывают в название «Искушение». У нас, повторю, все это в плане позитива, но и серьезные номера, конечно, тоже есть.

— К вам в труппу приходят уже сложившиеся профессионалы или вы берете артистов, что называется, «с улицы» и учите? И почему коллектив чисто мужской?

— У нас изначально был костяк 6 человек, мы работали в спектакле «Искушение» у Юрия Горошевского. Потом мы решили сделать что-то свое, никому не принадлежащее, лично наше. И на то время мы не могли придумать название нашему коллективу и решили позаимствовать его у того спектакля «Искушение». Я думал, сделаю сейчас спектакль, как он назовется, так и назовем труппу. Первый наш спектакль назывался «Только ты». А театр танца «Только ты» звучит как-то не очень. Потом, думаю, ладно, на втором спектакле переименуемся. Второй спектакль называется «Между мной и тобой». Театр танца «Между мной и тобой» — тоже не очень... Если честно, я до сих пор ищу название нашему коллективу, чтобы оно было ох какое... В общем, у меня болит голова на эту тему уже 7-й год...

Что касается того, почему одни ребята у нас, то девчонки в зале сидят, мы для них работаем. Да и с девушками очень много избитых коллективов. Мы хотели чисто мужской театр. Сейчас у нас 11 танцоров, световик, звуковик, есть актер, но в казанских программах он не участвует.

— Кстати, раз уж мы поднимали тему «Тодеса». Говорят, что Алла Духова свой коллектив держит в ежовых рукавицах. У них действует система солидных денежных штрафов — за опоздание, за лишний вес. А за появление человека в нетрезвом виде, даже на репетиции, не говоря о спектакле, могут уволить. У вас есть что-то подобное?

— Если честно, как раз с мужчинами гораздо легче, я это точно знаю, так как работал и с девчонками тоже. Но, действительно, штраф — это лучшее дисциплинарное наказание. Когда парней штрафуешь, говоришь: «Ты опоздал, плати 500 рублей». Они говорят: «Ну пожалуйста, я больше не буду опаздывать». И они больше не опаздывают. А если девушку оштрафовать: «Ой, ну и штрафуй меня, господи». Все, обиды, деньги ей не важны, штраф не штраф. Так что штрафы у нас есть, за лишний вес тоже есть. Но это отдельные разговоры, с весом бороться приходится, потому что поесть мы любим. У нас, например, в июне был перерыв, было мало работы и все как-то поднабрали. И вот сейчас приехали в Казань худеть.

3 ПРОГРАММЫ ПО 15 НОМЕРОВ

— Давайте поговорим о ваших выступлениях в Казани. Номера из каких спектаклей вы исполняете и еще исполните здесь до середины августа?

— Мы берем номера из нашего первого спектакля «Только ты», из спектаклей «Между мной и тобой», «Дышу тобой» и из нового «Только для женщин», премьера которого пройдет в Казани в декабре. Плюс есть дополнительные номера, очень интересные, которые мы придумали. И таких номеров много. Я подсчитал, что в целом у нас сейчас 3 программы по 15 номеров, то есть мы привезли 45 номеров. Плюс порядка 12 номеров в запасе. Еще есть около 30 - 40 номеров, но на этой сцене их невозможно исполнить технически.

— Вы придумываете отдельные номера, из которых потом «склеиваете» спектакль или видите его сразу целиком, а потом подгоняете под него танцевальные номера?

— Обычно я все танцы подгоняю под наши спектакли. Я всегда записываю себе в телефон какие-то казусы, которые в жизни со мной происходят, или то, что кто-то мне рассказывает, делится. В основном эти моменты касаются отношений между мужчиной и женщиной. Бывает, что просто что-то в голову приходит, думаю: «О, прикольно». Иногда что-то вижу по телеку и тоже записываю. Потом это все я компоную, составляю такой скелет сценария и думаю, вот здесь нужен такой танец, это сюда, это туда. Потом у нас в каждом спектакле есть хореографы, это наши ребята и я лично. И я им говорю: нужно придумать то-то, вот здесь нужно подумать, как бы сделать вот так. То есть совместная работа получается. Но, скажем так, 70 процентов танцевальных номеров придумываю лично я.

Кстати, однажды мы летели в Москву, и в аэропорту я придумал новый танец, который в основном состоит из импровизаций. Рассказал ребятам, что делать, и говорю: «Все, завтра танцуем этот номер». Они мне: «Да ладно, как так?» Я говорю: «Все нормально, ты первый выходишь, ты второй... ты последний, потом все вместе — и ба-бах». В итоге этот танец оказался одним из лучших, его так любят, что постоянно просят исполнить.

— Кстати, вы ведь в Казани уже бывали и выступали.

Да, бывали. Первый раз зимой — было жутко холодно. Приехали мы, по-моему, на автобусе, на что-то посмотрели из окошка, выступили, сели обратно и уехали в другой город. То есть Казань толком не посмотрели. А сейчас... Город шикарный. Пацаны уже в Instagram выложили, как они катаются по ночной Казани и возле Кремля.

— И как вас принимает нынешняя казанская публика?

На самом деле хорошо. Если посмотреть фотографии, которые выложены на основном нашем сайте, там есть несколько снимков, где среди зрителей одни мужчины. Да и вообще было такое, что мужчины кричат: «Давай! Молодцы!»

Наш мужской коллектив — он именно для женщин, и хочется, чтобы нам жали руки и мужики. Пару лет назад был лучший для меня комплимент — в Санкт-Петербурге один мужчина, уже в возрасте, сказал: «Вот если бы «Зенит» работал так же, как и вы, все бы кубки были наши!» Вот это мне очень понравилось.

ТАТАРСКОГО ТАНЦА В РЕПЕРТУАРЕ ПОКА НЕТ

— Полное ваше имя Рустам Шавкатович Надыршин. Как ни крути, вас нельзя не заподозрить в татарском происхождении.

— Ну я татарин, да (улыбается). У меня и мама, и папа — татары. Мама из Омска, папа из Таджикистана. Встретились они в Бишкеке, когда учились в университете, потом поженились, там и я родился. Родители, кстати, до сих пор там живут. Я как раз ездил к ним в Бишкек, они праздновали Ураза-байрам. Прикупил там для наших выступлений маек, которые мы рвем на себе, чтобы по карману сильно не било. Там же рядом граница с Китаем, а китайские майки подешевле. Когда мама узнала, что мы их рвем и выкидываем, была в шоке. До сих пор мне звонит и говорит: «Может быть, вы будете их зашивать? Ну что это такое? Как так можно рвать и выкидывать?»

— За танцы топлес они вас не ругают?

— Ну ругают иногда. Но я рассказываю, что это работа, творчество. Они видели наши выступления два раза, когда приезжали Питер, собираются еще в августе приехать. Все-таки они понимают, что все это по-доброму и в этом нет ничего такого, нет стриптиза. В целом, к этому относятся нормально.

— Кстати, татарский язык вы знаете?

— До десяти могу посчитать. На самом деле, родители меня заставляли учить его в детстве, но я был в русской школе, не получилось выучить. Сейчас я очень жалею, что не знаю татарского языка, мне очень стыдно. Это в любом случае помогло бы мне. Но у меня есть несколько недель в Казани, может, удастся его выучить.

— А в ваших танцах есть татарские мотивы?

— Надо будет что-то привнести. До сих пор еще не было. У нас четыре народных танца пока: русский — ложки, испанский, финская полька, цыганский танец. А вот татарского, к сожалению, пока нет.

«НАМ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИХОДИЛОСЬ УБИРАТЬ ЖИДКОСТЬ СО СЦЕНЫ»

— Как возникла идея танцевать под дождем?

— Рассказываю, как это было. Шел я по вечернему Питеру, светило солнце, было очень красиво. Люди куда-то спешили, хмурые, а мне было очень хорошо, позитивно, я топал по лужам и подумал, что это очень здорово — танцевать под дождем. Коллектив на тот момент уже существовал, и я стал думать, как сделать так, чтобы во время шоу на нас лилась вода. И придумал. А впервые систему льющегося дождя мы использовали на третий год нашего существования во втором спектакле «Между мной и тобой».

— У вас еще и инженерные таланты есть?

— У меня папа — инженер, видимо, и мне передалось.

— И какое количество воды используется для шоу?

— Около тонны. После этого на полу образуется 10 - 15 сантиметров воды, которые теперь без проблем выкачиваются со сцены. Мой папа недавно придумал насос, который будет выкачивать эту самую воду, что очень здорово. Сам я не нашел такой, который бы выкачивал именно тонкий слой воды. Ведь если насос хапает воздух, то вода больше не идет. До этого нам самостоятельно приходилось убирать жидкость со сцены в цистерну с помощью совочков и ведерочек. Конечно, очень забавно наблюдать за тем, как пацаны отработали, оттанцевали — все, драйв, и... Зрители ушли, и они идут с совочками, с ведрами убирать воду. Слава богу, отец придумал такой классный насос.

— В одном интервью вы говорили, что пол на площадке, несмотря на воду, остается сухим благодаря чудо-линолеуму. Это как?

— Действительно, на сцене раскатан специальный линолеум, мы проклеиваем его скотчем, и получается, что вода, идущая сверху, остается на этом линолеуме. Потом мы ее всю выкачиваем, собираем линолеум — и готово. А заказываем мы его из Италии, он специфический, нескользящий. Хотя как нескользящий, относительно не скользящий. Травмы, к сожалению, все равно бывают. Наш танцор Алексей Назаренко недавно вернулся из Казани домой. В феврале мы выступали в Рязани, и там он очень сильно ушибся, порвал сухожилие, зашивали, все серьезно. Прошло пять месяцев, и рана дала о себе знать.

«Я ГОТОВ ОТРАБОТАТЬ В МИНУС ТОЛЬКО РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЕХАТЬ НА СВОЮ РОДИНУ»

— Как обстоит дело с финансовой стороной ваших спектаклей. Удается зарабатывать на этом?

— Скажу так, первые три года я работал в минус. Как говорит наш художник по свету, правда, не знаю, откуда он взял эти слова, все хочу загуглить, посмотреть, но он говорит: «Рисовать картину — это работа. А продать картину — это уже искусство». Действительно, в начале интервью мы говорили о том, что у нас очень мало известных коллективов, потому что продать то, что ты делаешь, очень сложно, нужно найти покупателя и т. д. Так вот я в течение трех лет работал только в минус. Все наши спектакли в Питере, все гастроли, которых и было-то очень мало, так как нас никто не звал, проходили в минус.

Например, в Великом Новгороде за 15 - 20 выступлений за все 6 лет нам удалось заработать один раз — на последнем выступлении. Все остальное было в минус. То кто-то обманывал, то мы не собирали полный зал, а имеющиеся средства уходили на его аренду, на проценты за проданные билеты, на рекламу и на все остальное. Просто огромный список, куда уходили деньги. Мы стали зарабатывать последние два года. Слава богу, хорошо зарабатывать. У нас аншлаги, зритель идет.

— Для вас это основной заработок?

— Да, для всех ребят, для меня это основной заработок. Я не знаю, сколько раз за три первых года приходила мысль бросить это все, это же невозможно. У меня такие долги были, просто нереальные. Я даже родителям не говорил о них, говорил, что у меня все хорошо, а у самого долги сумасшедшие. Причем мне банки не давали деньги, я не знаю почему, просто не давали. Мне приходилось брать их под залог в 60 процентов. И каждый месяц я отдавал по 300 - 400 тысяч рублей просто так, чтобы погасить проценты. Это сумасшедшие деньги! Сейчас все это в прошлом, но в памяти пока это осталось. Можно сказать, что это приятные воспоминания, потому что мне даже радостно вспоминать, что я это прошел и иду дальше.

Гастроли все расписаны до мая 2016 года, после Казани поедем в Берлин, потом будет Франция. Недавно звонили, подтвердили, что мы на три дня едем в Израиль, в три их главных города, потом Эстония в марте. Но ехать туда или нет, пока не знаю. С этой политикой не хочется.

— Личные какие-то мотивы?

— Лично-политические, я бы сказал. Очень ревностно отношусь к политике и не понимаю тех, кто относится иначе. Так что посмотрим, у нас очень много предложений, может, поедем, может, нет. Сейчас мы можем это себе позволить.

Самое главное, что я хочу реализовать, — это отвезти ребят в Бишкек. За 6 лет мы ни разу там не выступали. Во-первых, это очень далеко, нашу систему дождя, линолеум далеко везти. Во-вторых, недавно узнал, что звезды, которые там выступают, точнее, билеты на их выступления очень дешевые, дешевле, чем у нас в Питере на «не звезд», просто потому, что кто-то богатый их выкупает. И я думаю, что если мы туда приедем и будем стоить дороже, чем звезды, на нас там никто не пойдет. Скажут: «Ни фига себе, мы тут на звезду ходили, а вы тут непонятно кто». Хотя, если честно, я готов отработать в минус только ради того, чтобы приехать на свою родину, показать, чего я добился.

Справка

Рустам Надыршин — художественный руководитель, режиссер, хореограф-постановщик, артист санкт-петербургского театра танца «Искушение».

Дата рождения: 27 сентября.

10 июня 2009 года под руководством Рустама открылся санкт-петербургский театр танца «Искушение».

Надыршин является автором уникальных постановок, аналогов которым нет в России. Шоу пользуется огромной популярностью и собирает полные залы как в Северной столице, так и более чем в 80 городах России, Беларуси и Германии, куда театр приезжал в рамках гастрольного тура.

Каждая постановка обладает индивидуальностью, стилем, эмоциональностью, зрелищностью и уникальными авторскими находками. Хореограф придерживается позиции никогда не копировать чужие работы и не показывать зрителю шаблоны, от которых многие уже устали.

Помимо работы в театре Рустама активно приглашают в качестве хореографа-постановщика на различные массовые мероприятия и флешмобы. Одними из самых запоминающихся стали: «Красота на Неве. Шоу невест», «Шоу от Бакарди», флешмоб на воде «Алые паруса» (600 человек), «День города» в Санкт-Петербурге, шоу для детей «Русалочка» и «Русалочка 2» Марии Киселевой и многие другие.

По итогам народного голосования на федеральном портале о танцах вошел в пятерку лучших хореографов России; лауреат премии «Лучшие проекты России»; признан одним из 20 самых успешных людей Санкт-Петербурга 2011 года по версии журнала Fine.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.08.2015 10:04

    Круто, необычно, незамыленно. Достижений Рустаму.

  • Анонимно
    2.08.2015 10:33

    Мне стыдно за татар, которые через сми кричат что они не знают родного языка.

    • Анонимно
      2.08.2015 13:44

      Они таким образом выдают уровень своей безграмотности.

      • Анонимно
        2.08.2015 17:20

        С чего это?) Вам бы так хотелось? Есть какая-то существенная информация, которую можно получить только на татарском?) Если уж говорить абстрактно, достаточный уровень образованности может быть только при совершенном владении русским языком, т.к. послешкольное образование происходит именно на нем. Ломаный русский с акцентом всегда ставит под вопрос реальность всяких дипломов (исключение естественно зарубежное образование, но там тоже никак не татарский нужен для повышения грамотности), так что уж про безграмотность помолчите.

        • Анонимно
          2.08.2015 21:43

          Для того чтобы знать много недостаточно знать русского,нужен язык Шекспира.

        • Анонимно
          3.08.2015 14:01

          Татарский язык до бытового языка довела целенаправленная политика России по искоренению и ассимиляции не русских народов. Раньше образование в средней Азии получали через татарский язык, так как учителя были татары. Татарский язык поменял три письменности арабскую, латиницу и кириллицу. Уровень грамотности в сельской местности был выше 90% (так как почти все на селе умели читать и писать, в отличии от русских деревень).

      • Анонимно
        2.08.2015 22:28

        С каких пор степень грамотности человека определяет только знание родного языка? Вы тут договоритесь..... Хорошо знать свой родной язык, не спорю, татарка, татарскую школу в деревне закончила на отлично, но разве это определяет грамотность человека?

    • Анонимно
      2.08.2015 23:00

      Родился в Смоленске и более 20 лет жил на Брянщине, где татар было мало. Но мы всегда тянулись к друг другу и своей исторической Родине Татарстану. У меня была проблема с языком, но я его освоил, приехав в Татарстан. Рустама понимаю, сам был в этом положении. Сейчас с удовольствием со своей супругой говорим на родном языке и воспитываем на родном языке двоих малышей.Рустам, унышлар телибез!

  • Анонимно
    2.08.2015 11:17

    А что мешает ?

    • Анонимно
      2.08.2015 11:49

      Он ему в жизни не нужен. А видимо скоро и русский станет не нужен :)

  • Анонимно
    2.08.2015 12:43

    Молодец Рустам! Все татары должны кричать о том, что стыдно не знать родного языка.

  • Анонимно
    2.08.2015 13:32

    1.Язык танца понятен всем.2.Это уже Рустаму. Торговля - это древнее искусство. Были времена, когда татары в этом искусстве преуспевали.3.Татары - лучшие танцоры, именно мужчины, успехов Вам в деле продолжения традиций. Только это не танцы советского времени, более менее ее передал Моисеев в половецких плясках. Откройте свои гены, услышьте их зов...

  • Анонимно
    2.08.2015 21:28

    Не растраивайся Рустам,2/3 татар незнают своего родного-татарского языка,кому он нужен.

    • Анонимно
      2.08.2015 22:42

      Мне нужен. Прекрасно понимаю Рустама, потому что сам в этом нелепом состоянии. Я также родился во Фрунзе - сейчас Бишкек и у нас практически не было возможности говорить на родном татарском. Если бы я свободно говорил на татарском многие свои планы легче было бы осуществить. Говорю на татарском , читаю хуже. Но я его выучу, у меня много сторонников и мы вместе будем общаться. Рамиль

    • Анонимно
      3.08.2015 00:31

      Ты неправ друг. Язык это история. Языкэто жизнь. Язык это будущее. Кто не знает своего языка у того нет будущего

    • Анонимно
      3.08.2015 07:42

      согласен!Он нужен только людям на должностях- деньги отмывать и создавать вид национальных проблем с тем же смыслом -хапнуть побольше...

  • Анонимно
    3.08.2015 00:09

    Я тоже плохо знаю татарский. Хотя национальность - татарин. И стыдиться за это не буду. Любят у нас свое превосходство подчеркивать знанием татарского языка. Если Вам стыдно за татар ну и стыдитесь всю жизнь молча. А еще поражают слова таких людей: " как она мусульманка и два слова по-татарски не знает". Как будто все мусульмане мира должны на татарском говорить. Статья то вообще не об этом...Молодец Рустам, успехов Вам и вашему коллективу.

    • Анонимно
      3.08.2015 14:04

      Вот и за таких как вы, татары и потеряли свою гордость и величие.

  • starr
    3.08.2015 08:23

    А вот мне выступление коллектива не понравилось совершенно. "Не зацепило". Я уже не говорю о том, что технически выступление было "так себе" - никакой слаженности в движениях, ни четкости, ни пластики. Так, раздетые до пояса небритые самцы трясут своим тестостероном перед самками, коих набралось первых 5 рядов перед сценой.

    • Анонимно
      3.08.2015 12:03

      поднакачайся, приведи тело в форму. завидовать перестанешь

  • Анонимно
    3.08.2015 08:40

    И сюда умудрились вплести и про язык, и про мусульманский регион! Достали уже своим нытьем. Что-нибудь новенькое придумайте.А парень реално талантливый! Успехов ему!

    • Анонимно
      3.08.2015 14:08

      Не вам нас учить, что и где писать и о чем говорить. Написали бы на татарском, вы бы даже и не поняли. А так как написано на русском, вы считаете себя обязанным влезть в разговор и показать свое недовольство.

      • Анонимно
        3.08.2015 14:42

        "Написали бы на татарском, вы бы даже и не поняли." а вы не стесняйтесь, пишите на каком хотите языке, кому надо тот поймёт.

        • Анонимно
          3.08.2015 18:03

          Считаю что все жители Татарстана должны сдавать ЕГЭ по татарскому,тогда все вопросыпо сохранению языка , отпадут,И Татары должны перейти на татарский ,тогда остальные задумаються.В первую очередь чиновники должны показать ,что татарский язык не умер.

  • Анонимно
    7.08.2015 23:34

    Не дай Бог ЕГЭ еще сдавать ,

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль