Общество 
7.08.2015

Александр Груничев взялся вскрыть заговор сахарных королей России

В прицел УФАС попали все 76 заводов страны, которым грозят штрафы на 700 млн. рублей за синхронное повышение цен

Полномочия на проверку всех производителей сахара получило от Москвы татарстанское УФАС. О серьезности угрозы говорит то, что накануне на очередное заседание по делу в Казань прилетело руководство «Союзроссахара» и ИКАР — отраслевого института, который, по мнению антимонопольщиков, и выступает «дирижером» симфонии резкого взлета сахарных цен. Его представители, впрочем, заявили «БИЗНЕС Online», что «на зеркало нечего пенять».

Александр Груничев
Александр Груничев

УФАС ПО РТ ВЗЯЛОСЬ ЗА ДЕЛО РОССИЙСКОГО МАСШТАБА

«Я надеюсь, это же не уголовное дело?» — с настороженного вопроса сотрудника одного из татарстанских сахарных заводов продолжилось рассмотрение «сахарного дела» в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ. На это антимонопольщики его сначала успокоили, что «оно не уголовное», а потом заместитель руководителя УФАС по РТ Павел Ко́зел сделал сенсационное заявление — от ФАС России татарстанское управление получило полномочия на рассмотрение дела в отношении всех сахарных заводов на территории России. Таким образом, ведомство Александра Груничева, заручившись поддержкой на федеральном уровне, дело, начавшееся с трех татарстанских заводов — Буинского, Заинского и Нурлатского, увеличивает до 76 заводов, производящих сахар на всей территории России.

Антимонопольный орган интересует, не было ли между ними соглашения, которое привело к взлету цен на сахар в конце прошлого года. Тогда в ряде СМИ сообщалось, что в Татарстане отпускные цены на сахарный песок выросли вдвое — в среднем до 30 рублей за килограмм. Затем началось удорожание продукта в рознице, в отдельных случаях до 60 рублей за кило. УФАС, которое тогда раскручивало громкую проверку цен на гречку, взялось и за сахар.

ЭФФЕКТ «ИКАРА» НА РЫНОК

Как сообщили «БИЗНЕС Online» представители УФАС, сначала они «грешили» на розничные сети, но в итоге выяснилось, что первопричина — повышение отпускных цен производителями сахара. По результатам изучения полученных от производителей документов установлено, что заводы поднимали цену в одном и том же временном интервале. В сентябре 2014 года сахар продавался оптовикам по 24 - 27 рублей, а уже в декабре — по 37 - 39 рублей, в январе — более 40 рублей за килограмм. По версии УФАС, обусловлено это «согласованной моделью поведения» производителей.

На интернет-конференции «БИЗНЕС Online» руководитель УФАС по РТ Груничев заявил, что «к ответственности надо привлекать все сахарные заводы страны и московский Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)». «По всем параметрам есть признаки сговора», — отмечал он. Груничев рассказал, что существуют определенные признаки координации со стороны ИКАР: заводы, производящие сахар, выставляют те цены, которые институт указывает в своей аналитике.

Ранее то же самое рассказали и вызванные в УФАС представители татарстанских заводов, однако они отрицали сам сговор: ИКАР ежедневно представляет им сведения по городам России «по ценам на сахар в виде информационного бюллетеня, эти данные используются при формировании цен. ИКАР необходим для того, чтобы знать рыночную стоимость из официальных источников, чтобы платить налоги и не нарушать налоговое законодательство». В ответ на заседаниях антимонопольщики вопрошали: «Вы же сахар не на бирже продаете? А метод ценообразования Налоговым кодексом исходя из себестоимости затрат никак не принимается? То есть он запрещен?»

По словам Груничева, признание сговора грозит заводам списанием незаконно полученной прибыли в федеральный бюджет. «Дело пока не закончено, но, думаю, речь идет о суммах до 10 миллионов рублей с каждого завода. Если факты подтвердятся, то к концу лета это дело мы должны завершить». Таким образом, максимально сахарному бизнесу России дело татарстанского УФАС может влететь более чем в 700 млн. рублей.

Само заседание выдалось недолгим: ввиду увеличения масштабов дела объявлен перерыв.

ИКАР: МЫ ТОЛЬКО ЗЕРКАЛО

В Казань на заседание УФАС прибыл и генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько, на компанию которого оказались переведены все стрелки. Он дал эксклюзивный комментарий корреспонденту «БИЗНЕС Online», где заявил, что они только отслеживают уже существующие цены на рынке. Про высказывания татарстанских заводов он выразился образно: «Мы являемся зеркалом. И нечего на него пенять, коли...» Вместе с тем он подтвердил, что местные производители ориентируются на ИКАР из-за того, что последний обладает видением состояния общенационального рынка и понимает, что творится по всей стране. «А по всей стране одно и то же — цены то падают, то растут. Вот и все. Мы показываем индикацию. Все смотрят на самом деле не на нас, а на юг России, где формируется основная база цены. Потому что там находится основная база сахара».

В числе причин, обусловивших рост цены на сахар, Рылько назвал влияние рыночной экономики. Сильно повлияло то, что на стоимости сказываются и будущие затраты. «Уже в декабре авансировать свеклосахарную кампанию следующего года нужно по гораздо более высоким ценам на удобрения». Повлиял и рост цен на сельхозтехнику и запчасти, которые также являются в большинстве своем импортными. На цене отражается и привлечение кредитных ресурсов. «Поэтому странно ожидать от отрасли, которая видит, что у них меняются цены на все покупные ресурсы, любого поведения, кроме как роста цены».

Также ИКАР обращает внимание, что в течение многих периодов цены на сахар падали, иногда даже в течении полугода. «Почему тогда не вызывали? А не всем было хорошо, что они падали, многие заводы даже банкротились».

НЕЗАМЕТНЫЕ УШИ СЕТЕЙ

О масштабе сгущающихся туч над отраслью свидетельствует присутствие на заседании и председателя правления союза сахаропроизводителей России «Союзроссахар» Андрея Бодина (представляет интересы российских сахарных производителей), который уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на территории России есть 76 заводов, из которых часть находится в стадии банкротства. Среди них 6 заводов в Краснодаре, 1 — в Курске, 1 — в Туле. К такому плачевному результату привело то, что «не было соответствующего уровня цены, а уровень заимствований и обязательств заводов, в том числе и на покупку оборудования, привел к тому, что предприятия не смогли оперативно покрыть свои расходы».

Отметим, что три производителя сахара в Татарстане — «Буинский сахар», «Заинский сахар» и «Нурлатский сахар» — занимают на полках торговых сетей в республике около 45%. Обращает на себя внимание тот факт, что ООО «Буинский сахарный завод» в июне Арбитражным судом РТ было признано банкротом, что свидетельствует как минимум о непростой ситуации для производителей сахара. Тем более что работа, судя по всему, у них сезонная — в Татарстане производство сахара за первое полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило мизерные 2,6%. Производители для переработки ждут сырье — свеклу. Впрочем, на заводе Буинска есть несколько юрлиц, и УФАС ведет дело в отношении ООО «Буинский сахар».

Интересно, что, в отличие от «гречневого дела», в «сахарное» не были привлечены торговые сети, т. к. УФАС не нашло признаков их вины. Однако Бодин заявил «БИЗНЕС Online», что у сетей разница между оптовой и розничной ценой в период, рассматриваемый УФАС по РТ, доходила до 100%, в то время как 30% является у сетей «разумной рыночной». У производителей сахара рентабельность же составляет «максимум 2 - 3%». «Мы не выдерживаем обоснованной научной рентабельности, которая указана в программе минсельхоза. Вообще, чтобы вернуть 8-летний кредит, нужно минимум 15 процентов иметь».

Расходы заводов предправления проиллюстрировал стоимостью комбайнов для сахарной свеклы — от 500 до 550 тыс. евро.

В то же время Бодин подчеркнул, что по климатическим условиям Татарстана сахарная свекла как никогда сегодня показала устойчивость и помогает сельхозпроизводителям поддерживать уровень рентабельности производства. Засуха негативно повлияла на зерновые, но сахарная свекла сегодня действительно вытягивает предприятия из тяжелого состояния. И в условиях курса на импортозамещение нужно поддерживать производителей, а не заводить дела. Бодин также заявил, что в других антимонопольных ведомствах схожие дела были закрыты, так как «коллеги признали факты разумности действий хозяйствующих субъектов, но в Татарстане продолжается дело, сколько надо, столько и будем объяснять».

«НАДО НАЧИНАТЬ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ЦЕПОЧКИ»

Ситуацию для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Дмитрий Льговский — руководитель управления по связям с общественными организациями и СМИ группы «Разгуляй»:

— Это не первая волна подобной «продуктовой» активности. Могу сказать, что часто контролирующие органы не учитывают множества нюансов, которые влияют на рост того или иного продукта. Это происходит не потому, что производителям захотелось и они без видимых на то причин повысили цены. Повышается, например, стоимость логистики продукции, в том числе и произведенной ранее. Это тоже сказывается на стоимости конечного продукта на полке. Иначе производитель должен этот рост брать на себя и получать убыток. Кроме того, есть и другие факторы — и подорожание комплектующих, оборудования, которое часто импортное, и увеличение роста цен на селекцию, на семена, которые завозятся из-за рубежа, из-за чего многие производители вынуждены переходить на отечественные аналоги, но они, к сожалению, пока по многим параметрам уступают зарубежным.

Нужно объективно смотреть на те факторы, которые влияют на рост цены. Это далеко не каприз производителей. Тут вопросы больше к сетям, потому что мы не продаем напрямую продукцию конечным потребителям, мы поставляем ее крупным дистрибьюторам, которые, в свою очередь, закладывают свою маржу и продают сетям. Цена на полке существенно отличается от той цены, по которой продает производитель. Он может поднять цены на рубль, а на полке она станет выше на 20 рублей. Мне кажется, что надо начинать с другой стороны цепочки.

Что касается вопросов к ИКАР, на мой взгляд, надо отдать должное институту за титанический труд. Те объемы информации, которые они обрабатывают, колоссальны. К ним стекаются данные от всех производителей, это постоянно обновляющаяся информация, которую нужно постоянно мониторить. ИКАР является индикатором рынка для производителей. Безусловно, на него могут ориентироваться производители, продавцы, дилеры, но основная задача ИКАР — мониторинг отрасли.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— Ситуация с опережающим ростом цен на сахар в прошлом году была достаточно резонансной. Сахар входит в продуктовую корзину большинства россиян, рост цен на него был наиболее заметен. Конечно, в значительной мере рост цен был обусловлен девальвацией национальной валюты. Тем не менее одновременно с этим наблюдался существенный разрыв в динамике оптовых и потребительских цен на сахар. Подобное различие иногда свидетельствует о ценовом сговоре на рынке определенного вида товаров.

Как и все производители продукции с низкой добавленной стоимостью, производители сахара довольствуются низкой маржой. Таким образом, из-за сложной экономической конъюнктуры сейчас они вынуждены активно сокращать издержки, чтобы избежать банкротства.

Александр Осин — директор аналитического департамента компании Savements:

— Внутренние цены на сахар в РФ достаточно устойчиво положительно коррелируют с ценами на сахар в мире с поправкой на курс рубля. С этой точки зрения в декабре 2014 года никаких существенных дисбалансов и перекосов, дающих основания предполагать искусственное завышение цен, не было. Цены внутренние на сахар выросли на 67,9 процента (г/г), мировые цены на сахар с поправкой на курс рубля выросли на 92,8 процента (г/г). Предположу, что подобное давление на производителей со стороны регуляторов делается в целях дальнейшего административного сдерживания цен. Примерно такая же практика в отношении игроков рынка сырьевых и процентных производных инструментов, курсы которых традиционно сильно влияют на инфляцию, проводится в США и ЕС в последние несколько лет. Полагаю, что несколько «показательных» процессов все же возможно в связи со сказанным выше. Представленные мной цифры — это усредненная картина. Отдельные производители, не исключено, могли воспользоваться ситуацией на рынке в свою пользу, в том числе совершая деяния, нарушающие регулятивные, законодательные нормы.

В июне 2015 года рост цен составил 29,6 процента. Это высокий показатель, который с учетом господдержки АПК предполагает высокую с точки зрения среднесрочного и долгосрочного периода рентабельность производителей. Важно, по моему мнению, чтобы эта позитивная ситуация была, так сказать, не за счет коллег с других сегментов производства продуктов питания. Производители шоколада отмечают в последнее время резкое снижение продаж из-за роста цен на сырье, ослабления рубля и падения спроса на конфеты.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.08.2015 12:19

    Картельный сговор. Безусловно. И при чем тут мировые цены? Патриоты - что-то вас не слышно))) Вы обещали дешево и со вкусом. Ещё год назад. В результате - дорого и безвкусно. От того, что кофе или какао дорожает - венесуэльские бабушки шоколад и кофе не перестают делать для внучков. У них они - по своей цене так и стоит - дешево.

    • Анонимно
      7.08.2015 15:20

      Он уже разбирался и НЕ единожды с ценами на бензин. Ему показали его место - взялся за гречку, ну и теперь за сахар

      • Анонимно
        7.08.2015 17:19

        Человек борется, это главное. Делает все, что от него зависит! Это достойно большого уважения.

        • Анонимно
          7.08.2015 17:44

          Не смешите. Обычное популистское мероприятие, коих фас провёл не мало. Легкийи реверанс в сторону населения массово перебирающего мелочь в кошельках, и как обычно никакого реального результата

  • Анонимно
    7.08.2015 13:16

    недавно на рынке хотел купить сахар. стоил 50руб не фасованный. Спрашиваю почему так дорого, мне отвечают. Внимание! Так раньше сырье покупали по 30 руб за доллар, а сейчас за 60 руб. Я выпал в осадок. При том что Россия на 100% обеспечивает себя сахарной свеклой и девальвация влиять на цену не может.

    • Анонимно
      7.08.2015 13:34

      На мировом рынке сахар стоит ,оптово ,38р кг ,у нас в розницу ,при том ,что в Татарстане свои свекла и заводы 50,5На 32 % !!!! дороже мировой цены . Это просто ГРАБЁЖ!!!

    • Анонимно
      7.08.2015 13:36

      Так и есть. Основная часть заводов работает на импортном тростниковом сырье. А что касается сахарной свеклы, так там семена, удобрение и техника: все покупается в евро и долларах.

      • Анонимно
        7.08.2015 13:48

        Санкционные товары. Сжечь. Немедленно. Это что ещё за нарушение указа?И семена, и удобрение, и технику и тростник. В огонь.P.S. Вы сами поняли, что написали?

      • Анонимно
        7.08.2015 18:39

        Основная часть заводов работает на свекле. Не вводите в заблуждение.

  • Анонимно
    7.08.2015 13:51

    Ценообразование должно исходить от себестоимости плюс 20% торговая наценка, а когда себестоимость 100 рублей, а вам продают за 1000 рублей, это самая настоящая спекуляция!

    • Анонимно
      7.08.2015 14:01

      Ценообразование никому, ничего не должно. Цена выступает производным от стоимости, а стоимость определяется спросом. Себестоимость к цене не имеет никакого отношения. Все, что не так - грабеж и мошенничество. В особо крупных размерах. Под защитой печей для сжигания продуктов.

      • Анонимно
        7.08.2015 14:39

        только не в монополии на необходимое

        • Анонимно
          7.08.2015 14:51

          Монополии создаются разными способами. И главный из них - политический. Государственный монополизм - это единственный вид монополизма существовавший и существующий в России.

        • Анонимно
          7.08.2015 15:00

          сахар - жизненно необходимое?

  • Анонимно
    7.08.2015 14:04

    Пиар Груничева и больше ничего.

  • Анонимно
    7.08.2015 14:08

    Ну вот пусть Груничев их оштрафует на 700 лямов, тогда и посмотрим, из чего должно исходить ценообразование! Если следовать такой логики, то у нас каждый будет устанавливать свои цены, и драть последнее с народа. Сажать надо за спекуляцию лет на 10, тогда порядок будет!

  • Анонимно
    7.08.2015 14:11

    Что там с бензином? цена на нефть упала в 2 раза - бензин как? Может уже нефтяников раскручивать надо?

  • Анонимно
    7.08.2015 14:15

    Не надо нам про спрос говорить только! Когда все разом цены подняли, причём тут спрос? Это сговор. И не надо нам тут лапшу на уши вешать что спрос определяет ценообразование, себестоимость как раз и является основой ценообразования, или по крайней мере должна являться. А пока этого нет и цена не привязана к себестоимости, цены будут расти в разы! Это в называется спекуляция! В свое время ЧК этим занималась!https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийская_чрезвычайная_комиссия_по_борьбе_с_контрреволюцией_и_саботажем_при_СНК_РСФСРя_комиссия_по_борьбе_с_контрреволюцией_и_саботажем_при_СНК_РСФСР

  • Анонимно
    7.08.2015 14:17

    "справедливая" цена столько, за сколько покупают. всех поцриотов, регуляторов, груничеманов - в овраг. конкуренция - единственный выход. как возможна достаточная конкуренция в государстве, где открыть производство - подвиг и это ни для кого не секрет. об этом подумайте, пиарщики-контролеры от государства.

    • Анонимно
      7.08.2015 16:04

      верно. не бывает правильной или справедливой цены. цена может образовываться только в свободных рыночных условиях - магической рукой рынка. все другие идеи являются утопическими и коммунистическими и являются подрывными для любого государства. что и доказал опыт ссср и еще несколько десятков его последователей по всему миру. сегодня можно понаблюдать за венесуэлой, кндр, сирией, ливией, сомали, Зимбабве, Нигерией, анголой, рф.RG

  • Анонимно
    7.08.2015 14:20

    Не надо нам про спрос говорить только! Когда все разом цены подняли, причём тут спрос? Это сговор. И не надо нам тут лапшу на уши вешать что спрос определяет ценообразование, себестоимость как раз и является основой ценообразования, или по крайней мере должна являться. А пока этого нет и цена не привязана к себестоимости, цены будут расти в разы! Это в называется спекуляция! В свое время ЧК этим занималась

  • Анонимно
    7.08.2015 14:20

    Буинский завод, вот уже несколько лет, практически банкрот. Руководство завода разгребает последствия владения заводом депутата ГД Губайдуллина! Который в залог имущества завода, брал огромные кредиты и ложил себе в карман.

    • Анонимно
      8.08.2015 07:25

      Сил и удачи Буинскому заводу. Тяжело сейчас многим, а им тем более . Выживать и еще гасить кредиты и даже не за издержки завода,а за расточительную жизнь бывших хозяев.
      Наверное, покупая снохе БМВ для поездок по магазинчикам вряд ли думали о рабочих,долгах по кредитам... В Алексеевске до сих пор удивлены,какой щедрый муж оказался у их земляки,и не удивляются, почему то,что это за счет рабочих и нынешних хозяев завода было:). Кому кредиты платить,а кому и роскошь,хотя критерий ее у всех разный. Вот только у всех одна жизнь,здоровье и у всех дети хотят кушать. И как бы это нам всем не забывать. Чувство меры не терять,а искать в себе доброту и сочувствие к окружающим,может,так и выживем. А разговоры о ценах,да и сама цена на сахар не так уж и важна.

  • Анонимно
    7.08.2015 14:26

    Обычный ежегодный сговор производителей и продавцов сахара на фоне сезонных заготовок домашних хозяйств. Многие еще варят варенья и солят соленья. Правда, особо опытные запасаются сахаром в начале лета, до ежегодного подорожания.

  • Анонимно
    7.08.2015 14:27

    если бы строили не стадионы а сахарные заводы тогда бы я вас послушал. а так - идите на свои соревнования и горлопаньте там. а я пока сахара по 46 рублей прикуплю

    • Анонимно
      7.08.2015 15:06

      Кто по вашему должен строить сахарные заводы? Ну кто? Государство? Управлять оно этим как будет, сбыт, эксплуатация, стратегия, маркетинг?...Да никак, плохо. Кто будет покрывать убытки таких "упражнений"? - бюджет конечно. Так что не в "бабине" дело. Ваше предложение похоже на лозунг, не более и понравится, только "червяку"-наблюдателю, никогда не выстраивавшему производство. От государства нужны условия, в идеале наименьшего вмешательства, а не его управленческий "талант".

      • Анонимно
        7.08.2015 15:12

        абсолютно точно.

        • Анонимно
          7.08.2015 22:44

          ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАНО СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОДУКТОВОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ И ОБЕСЕЧЕНИЯ НАРОДА тем же сахаром. для этого руководство должно делать так что бы строились те же заводы.Нехрен на коммерсантов свои ошибки и недоработки сливать.Медальку за пустозвон себе, работу на стройку с директорскими креслами - родне, а кто виноват сразу в толпу типа сами должны думать ? Может нам самим вообще этот сахар выращивать ? На эти универсиады и олемпияды только в этом регионе потрачено более 3 миллиардов миллиардов доллларов - сумма фантастическая. так что не парьте себе мозг что будет дальше при нефти по 15$ и таким подходом к делу.Валюты еще в 2013 году купил, теперь за сахаром в магаз. на ваши лозунги и передачи по первому ТВ сыт не будешь

      • Анонимно
        7.08.2015 16:06

        верно.

  • Анонимно
    7.08.2015 15:14

    Хорошо устроились. Производители цену завышают, ФАС бюджет наполняет. Страдает только потребитель. Что с бензином, что с сотовой связью, что с ОСАГО. Это такая форма налога.

    • Анонимно
      8.08.2015 11:03

      а что с сотовой связью? меня устраивает все, со своим номером старым перешел к новому оператору и цены приемлемые! что не так?

  • Анонимно
    7.08.2015 15:26

    Вы хотите сказать что все 76 сахарных заводов в России построены после 1991 г.? Что-то я сомневаюсь, что сегодняшние капиталисты сахарные заводы за свой счет строили. Скорее всего эти сахарные заводы еще советские, приватизированные. Другой вопрос, что государство не занималось, да и сейчас не особо занимается промышленной политикой. Раньше были отраслевые министерства, которые отвечали, за состояние дел в отрасли, финансировали эти предприятия. А потом пришел дикий рынок, стали закупать все импортное, естественно, что свое производство загнулось. Ведь понятие импортозамещение, это не только производить свои продукты, это целые отрасли. Этим нужно заниматься комплексно. А у нас все превращается в компанию. Я тоже не одобряю уничтожение продуктов. Лучше было бы их отправлять в тот же Донбасс. Мы ведь им гумконвои отправляем, а кто оплачивает, эти гумконвои, в конечном итоге мы с вами. Вот пусть бы эти продукты туда бы и отправляли. Хамон, устрицы, вина, сыры, мясо! Вы представляете как зажил бы Донбасс! Вся Украина вошла бы в состав Донбасса, когда бы увидели какое там изобилие!!!

    • Анонимно
      7.08.2015 15:42

      Ещё ни одного килограмма хамона не уничтожено. Все, что уничтожено - цены ниже наших.Так что - государство занимается. И ещё как занимается. Уничтожая продукты, что бы тут росли цены. А уж как занимается тарифообразованием, не подкопаешься - денно и нощно: от ж/д и бензина до лампочки в подъезде. Рост цен только ускоряется. В разы. Так что, не надо тут выгораживать тех, кто устраивает себе фуршеты, с ухой из стерляди.

  • Анонимно
    7.08.2015 16:59

    Всегда ориентировались на мониторинг ИКАР, они много чего отслеживают - муку, зерно и проч., но они не устанавливают цены. В чем сговор? Чтобы получать результаты их мониторинга с ними нужно заключить договор, оплачивать подписку, все открыто... А вот Минсельхоз разослал рекомендуемые цены на зерно,которые являются обязательными при расчетах с 2-мя компаниями. Тут нет ограничения конкуренции?

  • Robert
    7.08.2015 17:27

    дело здесь как мне кажется в Союзроссахаре, который возможно хочет всех поголовно загнать в свою конюшню, и заставить их золотыми монетами навозить.Сейчас с СРС никто особо видимо не считается, хозяева заводов Разгуляй, Росагро, Сюкден, и даже мелкие сошки как татарстанские сахарные заводы ничего им не отстёгивают? Вот и наступил час Х - укрощение строптивых

  • Анонимно
    8.08.2015 05:38

    Спрос всегда рождает предложение:не хапайте сахар впрок.Он вреден и грозит диабетом.

  • Анонимно
    8.08.2015 12:57

    если продавцы сахара сговорились, то почему покупатели сахара (гражданское общество) не может сговориться между собой и не покупать сахар по такой цене, например, в течение недели? Цена снизится. Рядовые граждане своими паническими действиями по скупке сахара большими объемами способствуют повышению цены (то же касается и гречки, соли и прочее).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль