Общество 
19.08.2015

«О каком идеале советского таксиста идет речь? О том, который водку продавал ночью?»

Работникам баранки предпишут этический кодекс на основе образца 1972 года — пока же татарстанцы оценивают их работу на троечку

Сегодня стало известно о том, что Общественная палата РФ взялась за создание кодекса поведения таксистов на основе советской брошюры. Газета «БИЗНЕС Online», раздобыв исторический документ, узнала: водителям прописано быть гладко выбритыми, аккуратно одетыми, не обращаться к клиенту на ты и не заводить без необходимости беседы на далекие от поездки темы. Участники татарстанского рынка считают инициативу полезной, но при этом отмечают, что уже контролируют таксистов своими силами.

ТАКСИСТАМ ПРОПИШУТ КОДЕКС

Общественная палата занялась разработкой кодекса поведения для таксистов на основе советской «Памятки по культуре обслуживания пассажиров» от 1972 года.

«Таксисты — это лицо любого города, и по их обслуживанию гости судят о нем. Впереди у нас чемпионат мира по футболу, который пройдет в столице и ряде других городов», — рассказал газете «Известия» автор инициативы Дмитрий Галочкин.

По его словам, советскую брошюру можно было бы выдавать при оформлении на работу. Разработка нового документа вскоре будет обсуждаться в Общественной палате с представителями таксопарков и профсоюзов таксистов.

Регулирование коммуникаций между таксистами и их клиентами для Татарстана актуально. За несколько лет произошло сразу несколько резонансных скандалов. Причем инициаторами конфликта могли выступать как водители, так и их пассажиры. Бывали и трагические случаи. В 2013 году в Казани был убит таксист Вячеслав Будылин — его на глазах у своих товарищей убил клиент 18-летний Артем Симаков. По его словам, водитель сам его спровоцировал тем, что долго ехал (хотя с момента заказа такси прошло всего 10 минут) и не открыл перед ним дверь.

В пресс-службе министерства транспорта РТ не видят ничего плохого в том, что такой документ может быть разработан. В республике максимально облегчили получение разрешения на право работы такси, чтобы вывести из тени как можно больше нелегальных перевозчиков. «Если примут этический кодекс, если он будет способствовать дальнейшему упорядочиванию на рынке, мы не будем против», — резюмировала пресс-секретарь ведомства Наиля Клевлеева. По данным минтранса РТ на 15 августа, в республике выдано 11 912 разрешений на работу такси, хотя наличие бумаги еще не означает, что все получатели работают на рынке, ведь некоторые могли и уйти, пояснила пресс-секретарь.

Любопытно, что республиканский минтранс не так давно проводил социологический опрос с целью узнать, как жители Татарстана оценивают качество услуг таксомоторных служб. Большинство (46%) оценило качество на твердую троечку. Лишь 5% опрошенных поставили таксистам высшую оценку. Подавляющее большинство считает, что государство должно принимать участие в регулировании качества услуг такси, хотя при этом признается, что пользуется услугами таксистов примерно один-два раза в месяц. Это понятно — люди хотят быть уверены в своей безопасности. Жители республики отдают предпочтение услугам таксомоторных компаний, имеющих диспетчерскую службу.

Между тем на общественном транспорте Казани также действует нечто похожее на этический кодекс, хотя документ так и не называется. Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, к договору, который исполком заключает с перевозчиком, прилагаются правила обслуживания пассажиров. В результате они обязательны как для муниципальных предприятий, так и для частных компаний, поскольку «привязаны» к условиям тендеров на городские перевозки. Правила эти содержат требования по внешнему виду, культуре обслуживания как для водителей, так и для кондукторов — это, по сути, должностные инструкции. «На предприятиях проводится инструктаж для персонала подвижного состава, содержание должностных инструкций обязательно доводится до исполнителей, — добавил Абдулхаков. — Хотя, конечно, как и в любом деле, здесь есть свои двоечники и отличники, есть проблема текучести кадров. Но в целом документ работает».

ЧЕМУ УЧИЛИ ТАКСИСТОВ В 1972 ГОДУ: ОТУТЮЖЕННЫЙ КОСТЮМ И УТРЕНЯЯ ГИМНАСТИКА

Газета «БИЗНЕС Online» отыскала памятку для таксистов от 1972 года. Во вступительной части авторы сообщают водителям о происхождении французского слова «этикет» и объясняют: «С любым из своих клиентов вы должны обменяться несколькими фразами даже в самой непродолжительной поездке».

В памятке указано, что работа у таксиста действительно сложная — случай сталкивает их с людьми самого разного воспитания, водители могут испытывать при этом нервную нагрузку. Разумеется, в первом параграфе авторы просят таксистов исключить употребление алкогольных напитков («алкоголь, принятый даже в незначительных дозах, и на другой день в той или иной степени притупляет реакцию, вызывает вялость и раздражительность»). Немаловажно, согласно памятке, привести в порядок свою рабочую одежду («костюм должен быть тщательно вычищен и отутюжен») и с вечера приготовить форменный головной убор с кокардой. В нынешних условиях сложно представить таксистов в кепках, которые носили их советские предшественники.

«И еще одно. Перед выездом на линию обязательно хорошенько выспитесь. Утром не поленитесь сделать гимнастику, примите душ и непременно побрейтесь», — указано в инструкции.

Рабочий день таксистов в 1972 году просили начинать с проверки технического состояния автомобиля — в первую очередь тормозной системы, рулевого управления и приборов освещения.

«Следите за тем, чтобы в салоне вашей машины всегда было чисто, — гласит памятка. — Вообще, неряшливый человек, как правило, не вызывает доверия. Если он не содержит в порядке свое рабочее место, то как рассчитывать на порядок в порученном ему деле? Не допускайте, чтобы в вашей машине находились вещи, способные ухудшать внутренний вид салона».

Водителей предупреждают: недопустимы панибратское обращение к пассажиру на ты, грубая манера разговаривать, назойливость. Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики, когда вместо того, чтобы приветливо открыть перед пассажиром дверцу машины, пренебрежительно спрашивает: «Тебе куда?»

«Какое бы ни было у вас настроение, гость с первой минуты должен почувствовать, что его присутствию рады. Включите таксометр. Откройте дверь и багажное отделение, после погрузки вещей проверьте, хорошо ли закрыты двери. И когда пассажир устроится в салоне, вежливо спросите у него пункт назначения. Ваш профессиональный долг — доставить пассажира в указанное им место кратчайшим путем. Но, разумеется, если гость предложит свой вариант маршрута, вы должны исполнить его желание».

Еще несколько предписаний: не курить в салоне в присутствии пассажира без его разрешения, не открывать окна, не получив одобрения клиента, не принимать пищу за рулем и не брать попутчиков, не спросив пассажира, который первым занял машину.

Еще один любопытный момент, которым грешат многие современные таксисты: «Вы совершите профессиональную бестактность, если по собственной инициативе вступите с пассажиром в разговор, не имеющий непосредственного отношения к поездке, но на возможные вопросы клиента постарайтесь ответить и помочь ему чем сможете. Если у вас с пассажиром произойдет конфликт, вы сумеете корректно разрешить его, предложив ознакомиться с «Правилами пользования легковыми автомобилями-такси».

Заканчивается советская памятка, разумеется, цитатой классика. «Если человек трудится только для себя, он, пожалуй, может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком», — приводят составители мысль Карла Маркса.

«ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ КОДЕКС НЕ ИЗМЕНИТ СОЦИУМ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ ПО СВОИМ НЕПИСАНЫМ ПРАВИЛАМ»

Нужен ли такой этический кодекс водителям такси, улучшится ли работа служб и что вы включили бы в кодекс? Такие вопросы «БИЗНЕС Online» адресовал участникам рынка.

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Общие правила поведения для таксистов могли действовать только в советских условиях, когда были государственные таксопарки, могла существовать единая система контроля и отсутствовала конкуренция как условие улучшения качества услуг. Однако же не действовали. О каком идеале таксиста в советское время идет речь? О том, который водку продавал ночью? Который два счетчика брал? Отдельно взятый кодекс не изменит социум, который живет по своим неписаным правилам. В настоящее время рыночная ситуация иная. На рынке в основном работают частные перевозчики, которые являются индивидуальными предпринимателями, работают сами на себя, а не по найму на чужой машине, которую не имеет смысла беречь. Они-то как раз более ориентированы на клиента ввиду конкурентной обстановки.

У многих крупных компаний, в частности службы заказа такси «Максим», уже существуют собственные системы обучения и контроля водителей, нацеленные на улучшение качества услуг. Их создание обусловлено как раз конкуренцией, борьбой за клиента, стремлением стать лучше. У нас действует обратная связь с клиентами через операторов, сайт taximaxim.ru и мобильное приложение «Максим: заказ такси», в которое добавлена возможность оценить поездку и водителя, ведется мониторинг публикаций в СМИ. Если нам становится известно, что водитель нагрубил, совершил противоправные или еще какие-то негативные действия, мы незамедлительно проводим служебную проверку и оказываем полное содействие правоохранительным органам, по результатам можем применить штрафные санкции вплоть до прекращения сотрудничества с водителем. Точно так же, как и в случае противоправных действий со стороны клиента, потому что водитель должен чувствовать уважение и рассчитывать на справедливое решение.

Сергей Валишев — владелец такси «5 девяток», Набережные Челны:

— Я думаю, что полагаться на старый опыт, конечно же, нужно, но сегодня жизнь ставит перед нами новые приоритеты и задачи. Все меняется. Сегодня люди, например, работают не только на машинах таксопарка, но и на своих. Соответственно, это вносит определенные коррективы. Но я полностью поддерживаю инициативу по созданию кодекса таксиста, потому что сегодня от его работы зависит выживание всех остальных служб компании. От того, насколько водитель будет корректен, учтив, эффективен в обслуживании клиента, зависит будущее компании. Его хорошая работа — это практически госзаказ для компании на будущее.

Лично я считаю, что в кодексе должно быть отмечено, что таксист отвечает за то, насколько клиенту удобно использовать данную службу такси, за то, насколько он грамотно общается и грамотно применяет технологию предоставления услуги. Ну и его профессиональные качества здесь тоже очень важны.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Кодекс чести для таксистов? Почему бы и нет? Такой кодекс для любой сферы деятельности — вещь нужная. Я бы обязательно включил в этот документ пункты о вежливости с пассажирами, об аккуратном внешнем виде. Причем нужно отметить, чтобы не только водитель, но и сам автомобиль выглядел аккуратно, опрятно. Требовать от водителей, чтобы они ездили в костюмах и галстуках, наверное, перебор, но вот пункт о белой рубашке я бы сюда включил. Может быть, нужно ввести какую-нибудь единую форменную одежду для таксистов?

Если же говорить о профессиональных качествах таксиста, я думаю, для него необходим непрерывный стаж вождения автомобиля не менее пяти лет. Знание языков тоже важно. Лучше, чтобы водитель мог говорить не только на русском языке. У нас тут почти ежегодно проходят какие-то международные форумы, соревнования, так что знание английского не помешает. Чтобы хотя бы довезти пассажира-иностранца туда, куда ему надо. Из районов Татарстана тоже приезжает много людей. На русском они, может быть, и не очень хорошо изъясняются, но таксист должен их понять.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.08.2015 15:29

    водку они продавали всегда! А НЕ ТОЛЬКО В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА!сейчас они это делают точно также

  • Анонимно
    19.08.2015 15:52

    А давайте придумаем закон, чтобы исполнялись все законы. Хватит уже комитету по транспорту "работу работать", пора делом заниматься. Проверять машины такси на тех.состояние, смотреть отметки медиков в путевых листах, смотреть сколько человек часов работает подряд (в нарушении графика или нет) и должностные инструкции есть давно, если есть жалоба надо её проверять, а то будет как роспотребнадзоре книга жалоб есть, пишешь туда, а толку "0", вообще никакой реакции. Чиновники должны работать. А не писать новые "кодексы чести", да еще за эту писанину отдавать бюджетные деньги. Все законы уже давно написаны, их исполнять надо.

    • Анонимно
      19.08.2015 15:58

      Абсолютно согласен. В Европе водитель туристического автобуса с места не тронется пока пассажиры не пристегнутся, а в Турции нынч наш водитель еще из Антальи не выехал, а 5 красных светофоров проехал не тормозив.

    • Анонимно
      19.08.2015 16:24

      Правила игры должны быть одинаковые и для таксистов и для чиновников, вот тогда будет порядок в стране. Сколько у нас хороших законов, а кто их в первую очередь нарушают... Нарушать не надо.

    • Анонимно
      19.08.2015 16:44

      В татарке работает порядка 15000 машин. как ты собрался их перед каждой сменой проверять? Особенно на медиков.

      • Азат Д
        19.08.2015 20:14

        Достаточно реальной, не формальной выборочной проверки.

        • Анонимно
          19.08.2015 21:38

          Ты мне технически объясни как это сделать. Если в 7 утра смену открывают порядка 5000 человек ежедневно.

          • Анонимно
            20.08.2015 10:38

            На угад из 5000, человек 10-30 достаточно, что бы остальных держать в тонусе...

            • Анонимно
              20.08.2015 12:34

              Как эти пять тысяч человек потом будут каждое утро проходить этот медосмотр? Ну проверят 10 человек страху нагонят. А как потом то? И сколько будет стоить этот ежедневный медосмотр? Вы видимо не в курсе как такси сейчас работает

  • Анонимно
    19.08.2015 16:05

    пользуюсь такси нечасто, в семье 3 машины, если есть возможность и время не поджимает предпочту автобус, потому что тупо страшно сидеть рядом с этими безбашенными наездниками. каждый день вижу их хамское поведение на дорогах, проехать на красный, подрезать, или поставить свое корыто поперек проезда или на зебру и включить аварийку, типа клиента жду - обычное дело. понятно, что в такси идут работать не от хорошей жизни, но регламентировать их деятельность нужно жестко, в их руках жизни пассажиров.

    • Анонимно
      19.08.2015 16:35

      у него значит корыто.а у тебя 3 хорошие машины))))

    • Анонимно
      19.08.2015 17:28

      А в автобусе с среднеазиатом за рулем в разы безопаснее, да?

    • Анонимно
      19.08.2015 18:50

      Также имею свою машину, но иногда пользуюсь услугами "Татарстан". Честно скажу, всегда были адекватные водители и чистые машины.

      • Анонимно
        19.08.2015 19:45

        Согласен с Вами. Такси Татарстан приезжает быстро, и обслуживание на высоте. Один раз вызвал Везет, пожалел. Сейчас только Татарстан

    • Анонимно
      20.08.2015 10:59

      Таксисты и автобусники самые бесбашенные водители! Их нужно наказывать по полной программе, сами то ладно, еще ведь людей везут

  • Анонимно
    19.08.2015 16:14

    в Казани, Татарстане и РФ в целом, нет такси как такового. есть толпа не проходящих медосвидетельствование водителей и сервис по передаче заявок. таксопарки как структуры несущие ответственность за выпуск на линию здорового водителя на исправном авто давно прекратили свое существование. так что все эти мероприятия, это надувание щек и приятное времяперпровождение

    • Timirgal
      19.08.2015 19:32

      прекратили, потому что не выдержили конкуренции. потребитель проголосовал рублем за \"дикий\" сервис. легальные такси, типа белый барс - банкноты.

  • Анонимно
    19.08.2015 16:20

    В российском футболе несколько лет назад тоже принимали кодекс чести. От этого ничего не поменялось в лучшую сторону. Отменили.

  • Анонимно
    19.08.2015 16:33

    В русне , кодекс чести???? Уморили.

  • Анонимно
    19.08.2015 16:42

    Если бы они видели кого мы возим(я таксист). А каком на вы и добрый день они говорят. Люди вползают иногда к тебе в машину. Довозишь до адреса а он бежать из машины не заплатив. От введения кодекса чести общество не станет вмиг честнее и здоровее. Мы таксисты те же люди что и вы обычные пассажиры. Только мы видим вас разными.

    • Анонимно
      20.08.2015 10:13

      это точно....проклятье таксиста - пьяная женщина (девушкой такое назвать язык не поворачивается)одна у меня умудрилась на милениуме ручник дернуть... хорошо что суппорты не сорвало и потока небыло...про домагивающихся вообще молчу... она только что чуть ли не в луже валялась а теперь "за натуру подвези"...а что оставляют в машине.... какого только мусора не встречал...

  • Анонимно
    19.08.2015 16:48

    Вообще удивляюсь народу, одно слово - зажрались. За сущие копейки -70-150р (любой школьник может себе позволить) вас от подъезда до подъезда возят на хороших иномарках в любую погоду и в любое время суток, а они еще и недовольны. Может вам еще и чашечку кофе подавать и массаж делать? лично мне всегда адекватные нормальные таксисты попадались. И если уж сравнивать с 1972г, то тогда к таксистам и другое отношение было, и другие цены на проезд были. Были бы сейчас цены аналогичные 1972 году - сидели бы дома и ездили бы на такси только по праздникам, и то только по большим.

  • Анонимно
    19.08.2015 16:56

    Сам Дмитрий Галочкин что-то не гладко выбрит! Может, таксист бородатый, и что? И пусть Галочкин покрутит весь день баранку в костюме!!!

  • Анонимно
    19.08.2015 17:21

    Такси пользуясь давно и очень удобно.
    Такси Татарстан вызываю т.к. они быстро приезжают. Лично мне никогда никто не грубил,часто за рулём девушки попадаются и они профессионально водят,в машине чисто. Мужчины водители вежливые и всегда на Вы обращаются. Был один случай когда водитель мне про коммунистов и коммунизм все уши прожжужал но был он на плохенькой кабине,в спортивке и больше не попадался.
    Труд таксиста очень тяжёлый и нервный.
    Спасибо Вам таксисты что Вы такие хорошие и вообще Вы существует. Терпения и здоровья.

  • Анонимно
    19.08.2015 17:39

    Мне все равно, выбрит он или нет, и какого цвета у него рубашка. Он весь день за рулем, пусть одевается как ему удобно.И пусть покажут мне таксиста со знанием английского. Самим не смешно такое говорить? У нас в такси идут не от хорошей жизни.

  • Анонимно
    19.08.2015 18:17

    Я не понял - вы какое качество ожидаете за 2 с половиной доллара средний чек? Я вон в Англии в аэропорт ехал 30 минут - 67 фунтов заплатил ( 6500 рублей). Да, сервис выше. Но и цена, как видите, не 500 рублей, как у нас до аэропорта.

    • Анонимно
      19.08.2015 18:41

      Посмотрите в странах поближе, их чек каким у нас. Но все на достойном уровне.

  • Анонимно
    19.08.2015 18:28

    Давно пора порядок навести! Таксисты, большинство, превратились в сообщество низкой культуры. Абсолютно потеряли доверие как в области мастерства вождения так и знания города, не говорю про безопасность. Есть города в России, где машины чистые, таксисты в форме, которых не надо просить открыть багажник, они сами с благодарностью все делают. Таким и чаевых не жалко. А на наших некоторых посмотришь, быдло...тьфу.

  • Анонимно
    19.08.2015 18:46

    Однажды летом приехал из такси "Татарстан" таксист в спортивных трусах красного цвета и с голым торсом!

    • Анонимно
      19.08.2015 21:57

      К нам приехал мальчик, из этой же фирмы, в салоне грязь, после начала движения закурил))) я его попросил выбросить сигарету, он так огорчился, начал жаловаться на клиентов)

  • Анонимно
    19.08.2015 19:23

    Лучше бы Галочкин реальными проблемами занялся например вывозом мусора из пригородных дачных участков , а так же река Меша вся в мусоре и никому дела нет за что деньги получают в Минэкологии и Водной прокуратуре? А кодексы во всех такси есть, потому что все частники и дорожат клиентами, но в семье не без урода таксисты такие же граждане живут с нами в одном городе и дышат одним воздухом, а для пьяных и грубых клиентов тоже будем кодексы выдумывать? По статистике их гораздо больше чем плохих таксистов

  • Анонимно
    19.08.2015 19:28

    Все такие важные. В "Татарстане" всегда можно заказать машину бизнес класса, что я обычно и делаю, когда девушку ужинаю.Вот вам и комфорт. Ненамного дороже получается. Да и зачем в семье по три машины. Когда пробег меньше 10000 км в год, может дешевле на такси? напокупают понтов в кредит, а тачка стоит и обесценивается.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:27

    Таксисты ПДД то не соблюдают, а вы о кодексе каком то говорите.

  • Анонимно
    20.08.2015 09:28

    Лучше бы водителями красных автобусов занялись...

    • Анонимно
      20.08.2015 09:53

      О советских таксистах: я родила первенца в 1983г., роды начались в час ночи, мама поймала такси, которое уже возвращалось в парк, замечательный дядька был за рулем: вез очень осторожно, все шутил, вот так мол не давно и свою дочь вез до роддома. Дождался мою маму и отвез ее обратно домой, это от Советской площади до Татарстана. Мама хотела дать ему сверурочные, но он не взял. Да были люди в наше время!

  • Анонимно
    20.08.2015 17:30

    Сколько можно обливать грязью наше прошлое?Оно - наше, какое бы оно не было. Я не страдаю ностальгией по тем годам, но скажу одно, тогда порядка было намного больше, во всяком случае чиновники миллиардами не воровали.

  • Анонимно
    23.08.2015 17:51

    Опять люди ерундой на бюджетной зарплате занимаются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen