Машиностроение 
21.08.2015

«Нижнекамскшина» выехала из первого полугодия с лучшим результатом за 4 года

Итоги 6 месяцев для шинников Наиля Маганова: более 200 млн. прибыли, плюс 250 тыс. шин и минус 600 работников

Несмотря на падение авторынка, «Нижнекамскшина» получила в январе-июне 207 млн. рублей чистой прибыли, в отличие от первого полугодия 2014-го, которое принесло ей лишь убытки. Помогли «дочке» «Татнефти» не только переписанные ценники на «автообувь», но и рост производства: завод выпустил на 250 тыс. шин больше, чем годом ранее. Также аналитический центр «БИЗНЕС Online» выяснил, что менеджмент предприятия, оптимизируя расходы, за год сократил более 600 сотрудников и избавляется от посредников.

«Нижнекамскшина» наторговала на 1 млрд. больше, чем год назад: выручка выросла на 15,5% до 7,6 млрд. рублей (фото: http://shinakama.tatneft.ru/)

АВТОПРОИЗВОДСТВО ПАДАЕТ, ВЫПУСК ШИН РАСТЕТ

Пока автоконцерны в унынии подсчитывают потери на российском рынке, для некоторых их смежников кризис обернулся дополнительными барышами. Речь идет прежде всего о производителях автомобильной «обуви», включая флагмана отрасли — татарстанское ПАО «Нижнекамскшина». Как следует из опубликованной на днях квартальной отчетности по РСБУ, подопечные Наиля Маганова в первом полугодии получили 207 млн. рублей чистой прибыли (против 72,5 млн. убытка за аналогичный период 2014-го). Это лучший результат полугодия с момента выделения из структуры компании столь эффективного подразделения, как Нижнекамский завод шин ЦМК.

При этом шинники «Татнефти» наторговали на 1 млрд. больше, чем год назад: их выручка выросла на 15,5% до 7,6 млрд. рублей.

Но за счет чего вырос оборот компании? Ведь производство легковушек в России за это время упало на четверть, до 679 тыс. машин, а основной объем продукции «Нижнекамскшины» (85%) составляют именно легковые шины.

«Первичная комплектация серьезно упала. К примеру, спад спроса у КАМАЗа составил 43 процента. Текущий рост выручки обусловлен увеличением сбыта на вторичном рынке, за счет которого удалось улучшить продажи на 8,1 процента», — сообщил «БИЗНЕС Online» директор управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов. Именно «вторичка» помогла предприятию нарастить производство: в первом квартале в штуках оно увеличилось в годовом разрезе на 6,5%, во втором — на 5%. В результате за полугодие прирост составил 5,7% (или 250,2 тыс. шин), всего же с конвейеров «Нижнекамскшины» сошло более 4,6 млн. единиц «автообуви». Как заявляет менеджмент «Татнефти», оживлению продаж в немалой степени поспособствовала новая система дистрибуции, запущенная во второй половине 2014 года. Она позволила увеличить реализацию шин на внутреннем рынке на 10%, а на карте продаж появились новые страны — на нижнекамских шинах теперь колесят по дорогам Бельгии, Германии, Италии, в странах Балтии и Балканского полуострова.

Тем не менее пока компания не укладывается в оптимистичный прогноз ее исполнительного директора Радия Бурганова. В марте он заявил, что в этом году завод увеличит производство на 12,6% до 10,6 млн. шин, но чтобы оправдать эти ожидания, с июля нижнекамцы должны штамповать в среднем по миллиону шин в месяц. «Производить мы можем больше и на 15 процентов, но все зависит от спроса», — констатирует Вахитов.

Напомним, по итогам прошлого года производство «Нижнекамскшины» в натуральном выражении сократилось на 12%: тогда компания выпустила без малого 9 млн. шин. Такое падение было обусловлено снижением рыночного спроса, а также переносом производства грузовых шин на Нижнекамский завод грузовых шин.

ЮАНЬ, ВОНА И ЙЕНА «ПОДВЕЛИ» ИМПОРТЕРОВ

Однако более весомый вклад в увеличение выручки внес все-таки ценовой фактор. Переписать ценники нижнекамцам позволил родной деревянный, который в январе-июне подешевел к доллару на 64,5%, а к евро — на 33,7%. Конечно, на некоторых конкурентов «Нижнекамскшины» также влияют их слабеющие валюты — китайский юань (на КНР приходится наибольшая доля импорта), корейская вона и японская иена. Однако валюты эти нервно курили в сторонке, наблюдая за чемпионским нырком рубля, превратившим для отечественных шинников импортозамещение из абстрактного понятия в реальность. Ибо при падении реальных доходов населения в 2015 году структура спроса просто обязана была сместиться в сторону более дешевой продукции.

В результате выпуск шин, покрышек и резиновых камер в стране в первом полугодии, по данным Росстата, увеличился на 9,9% до 27,7 млн. штук. Как и в случае с автоконцернами, в выигрыше оказались те, кто локализовал производство на территории РФ. Кроме «Нижнекамскшины» фору получили ООО «Мишлен русская компания по производству шин» (Michelin), ООО «Нокиан Шина» (Nokian Tyres), ООО «Йокохама Рус» и ООО «Йокохама Р.П.З.» (представительство Yokohama Russia), «Э-Волюшн Тайр» (Pirelli), Continental AG и ряд других компаний. А вот импортеры типа Bridgestone, Goodyear, Hankook, Kumho оказались в затруднительном положении.

В числе конкурентных преимуществ «Нижнекамскшины» — и почти «шаговая доступность» сырья. Ведь ПАО «Нижнекамскнефтехим» — один из крупнейших мировых производителей синтетических каучуков, а техуглерод предприятие получает непосредственно от структур, объединенных родственными связями по группе компаний «Татнефть». Да и главный снабженец завода — ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», на которое приходится 99% всех поставок.

БОРЬБА С ИЗДЕРЖКАМИ: «ПОД НОЖ» ПОШЛИ ПОСРЕДНИКИ И ШТАТЫ

Отстав по динамике от выручки, себестоимость продукции «Нижнекамскшины» увеличилась только на 13,2%, что позволило нарастить валовую прибыль на 212,5 млн. рублей до 651 миллиона. Так что другой прогноз господина Бурганова, согласно которому себестоимость на шинных заводах РФ из-за девальвации рубля в этом году увеличится на 20 - 30%, пока тоже не реализовался. Разве что российская валюта выкинет очередное коленце, запустив инфляцию по новому кругу.

Ожидая удорожания производства и сокращения потребления на 15 - 20%, компания уже в начале года вознамерилась резать расходы: как заявил в конце февраля Вахитов, в очередь на сокращение попали 144 работника «Нижнекамскшины». Сравним эти планы с опубликованной отчетностью. Согласно документу среднесписочная численность персонала компании в первом полугодии составила 3 065 человек, в то время как по итогам первого квартала на предприятии были заняты 3 125 работников. Несложные вычисления показывают, что во втором квартале завод «дал вольную» 120 сотрудникам. Впрочем, основная волна сокращений прошла раньше: если сравнить среднесписочные штаты первых 6 месяцев 2014 и 2015 годов, выясняется, что за прошедшее время под сокращение попали 608 человек. «По поводу оптимизации персонала стоит отметить, что в прошлом году мы вели сокращение численности в мягком режиме, аналогичную политику намерены проводить и в текущем году, — рассказал Вахитов. — Плавное снижение численности будет происходить за счет естественной убыли: выхода на пенсию, снижения до минимума приема новых сотрудников. На сегодня у нас действует программа повышения производительности труда, штат будет сокращаться даже при росте объемов производства».

Оптимизация персонала позволила «Нижнекамскшине» сократить в январе-июне фонд оплаты труда в годовом выражении на 71,1 млн. рублей до 606,2 миллиона. При этом средний заработок на предприятии все же подрос на 7,5% до 33 тыс. рублей. Такая индексация даже наполовину не компенсировала инфляцию (15,3% по итогам июня в годовом выражении), но уровень зарплат шинников превышает средний по республике. По данным Татарстанстата, средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-июне составила 28,64 тыс. рублей.

Работа со штатами, конечно, помогла несколько уменьшить цену татарстанских шин. Однако сильнее всего на их себестоимость влияют затраты на сырье и материалы — 53,4% (в первом полугодии 2014 года — 48,2%), а также производственные работы и услуги, переданные «на сторону», — 14,8% (годом ранее — 15,2%). Как пояснил нашему изданию Вахитов, с падением курса рубля ситуация в плане издержек ухудшилась, так как цены на основное сырье — химикаты, каучук СКИ-3, натуральный каучук, металлокорд, текстильные корда — привязаны к курсу доллара. «Но нам удалось сдержать рост издержек за счет снижения числа посредников, — подчеркнул директор УК «Татнефть-Нефтехим». — Хочется добавить, что это очень кропотливая работа. Так как сырье, полученное от нового поставщика, нуждается в омологации, т. е. необходимо провести полный анализ, производственный цикл, выпустить пробную партию и получить обратную связь уже от конечного потребителя. А сегодня мы работаем с такими серьезными заказчиками, как Ford, Volkswagen, Continental, и другими именитыми партнерами».

Такая оптимизация издержек вкупе с увеличением производства и наценки на готовую продукцию позволила менеджменту основательно улучшить ключевые показатели эффективности. Скажем, операционная прибыль компании за 6 месяцев выросла в 3,76 раза до 377,5 млн. рублей.

«ТАТНЕФТЬ» НЕ ПОЖАДНИЧАЛА С КРЕДИТАМИ

Что касается других расходов, то при миллиардных займах «Нижнекамскшина» в виде процентов выплатила всего 24,4 млн. рублей — на 6,3 млн. меньше, чем годом ранее. Сам же кредитный портфель шинников похудел на 130 млн. рублей и на 30 июня оценивался в 2,8 миллиарда. При этом завод может особо не беспокоиться о своей долговой нагрузке: кредитные ресурсы ему любезно предоставляет материнская компания — «Татнефть». Ставка по большей доле займов носит чисто символический характер — 0,01%, лишь пятую часть «Нижнекамскшина» оформила под 8% годовых. Большинство заемщиков могут лишь мечтать о таких условиях, учитывая, что даже ключевая ставка ЦБ лишь недавно снизилась до 11%.

«РАДУЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВ НЕТ»

Если видимые перспективы авторынка по-прежнему сомнительны, то шинников могут поддержать хорошие продажи авто в 2011 - 2013 годах и, как следствие, необходимость «переобуть» их в ближайшее время. Да и в целом вторичный рынок — основной канал сбыта легковых шин в России, занимает порядка 80% общего объема. По итогам 2014 года 46% летних и 47% зимних шин на «вторичке» принадлежало российским производителям, надо полагать, они смогут увеличить свою рыночную долю.

Однако в целом менеджмент «Татнефти» оптимизма не испытывает. «Что касается прогнозов на второе полугодие, улучшения ситуации не ожидаю, — констатировал Вахитов. — Цена нефти продолжает снижаться, курс доллара вновь приближается к 66 рублям. Радужных перспектив нет, скорее всего, пройдет очередной раунд подорожания сырья, а цены на шины мы также быстро поднять не можем. Хотя будем делать все возможное для балансировки ситуации, чтобы не допустить резкого роста себестоимости».

Основные экономические показатели ПАО «Нижнекамскшина» Основные экономические показатели ПАО «Нижнекамскшина», 1 полугодие 2015
Наименование показателя 6 мес. 2014 6 мес. 2015 Абсолютное изменение 2015 к 2014 Изменение в %
Выручка от реализации, млн. руб. 6601 7625 1024 15.5
Себестоимость, млн. руб. 6162 6974 812 13.2
Затраты на 1 рубль продукции, руб. 0.933 0.915 -0.019 -2
Валовая прибыль, млн. руб. 438.5 651 212.5 48.5
Управленческие расходы, млн. руб. 338.1 273.5 -64.6 -19.1
Операционная прибыль, млн. руб. 100.4 377.5 277.1 276
Проценты к уплате, млн. руб. 30.7 24.4 -6.3 -20.5
Прочие доходы, млн. руб. 105.2 199.7 94.5 89.8
Прочие расходы, млн. руб. 240.4 270.3 29.9 12.4
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. -72.5 206.7 279.2 -

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Предприятия: Нижнекамскшина
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.08.2015 08:44

    долю китайцев наши забирают. Китаю Штаты не дают юань опускать, а России дали рубль свой удешевить - это фора от Обамы на годик другой. Вот Путин и говорит, что времени не так много для импортозамещения.

  • Анонимно
    21.08.2015 10:07

    «Но нам удалось сдержать рост издержек за счет снижения числа посредников, — подчеркнул директор УК „Татнефть-Нефтехим“. — Хочется добавить, что это очень кропотливая работа. Так как сырье, полученное от нового поставщика, нуждается в омологации...».Причем тут исключение посредников и омологация? Сырье же не меняется. Исключается чья-то кормушка. Вот и все.А по-поводу прибыли. Писали же как-то давно, что НКШ входит в холдинг и центром прибыли не является. Если только когда попиариться надо.Похоже надо смотреть другие предприятия группы. Там убыток должен быть огого.

    • Анонимно
      21.08.2015 15:55

      понятно, что весь каучук идет с Нижнекамскнефтехима. Братки просто так слезать с кормушки не хотят. Помните историю с Камазом, когда убирали посредников по металлу и разным запчастям.

  • Анонимно
    21.08.2015 11:44

    Им надо модельный ряд обновлять, тогда продажи легковых шин сильно подскочат

    • Анонимно
      21.08.2015 13:55

      имя на вторичке зарабатывается с помощью поставок на конвейер.цены для конвейера подняли-ушли с конвейера - через год упадет и вторичка.аксиома.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль