Общество 
30.08.2015

«Запад сделал все, чтобы взорвать Татарстан, как Чечню. Но народ и элиты устояли...»

Опрос недели: как вы с позиции 2015 года оцениваете итоги принятия Декларации о суверенитете Татарстана?

Четверть века прошло с того 30 августа 1990 года, когда депутаты Верховного Совета нашей республики проголосовали за Декларацию. Обсуждение ее проекта сопровождалось взрывами эмоций и в зале парламента, и на площади Свободы татарстанской столицы. Стоило ли оно того? 25 лет спустя на этот вопрос «БИЗНЕС Online» отвечают предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов, бывший вице-президент РФ Александр Руцкой, депутаты принявшего Декларацию парламента Рафгат Алтынбаев, Фаузия Байрамова, Валентин Михайлов, Фандас Сафиуллин, политики, ученые...


«МЫ НЕ ПОШЛИ НА ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ЧЕРЕЗ РЕФЕРЕНДУМ»

Фандас Сафиуллин — депутат парламента РТ (с 1990 года), депутат Госдумы РФ третьего созыва (с 1999 года):

— Принятие Декларации о суверенитете оцениваю как незабываемое, достойное гордости историческое событие в жизни Татарстана и татарского народа в короткий период очередной оттепели бессрочной политической зимы в России... Долгожданная и запоздалая перестройка раскрепостила чувство национального достоинства народов, ущемленных в правах рамками куцых «автономий», подняла их на борьбу за равноправие в едином Союзе. В Верховном Совете Татарской АССР, избранном весной 1990 года, большинство составили те, кто шел на выборы с лозунгом о союзном статусе автономной республики. Пятилетний срок этого созыва — это первая и единственная в Татарстане пятилетка торжества парламентской демократии, единства законодательной власти и народа, свободы слова и мысли, высокой культуры политической борьбы. На счету этого созыва Декларация о государственном суверенитете Татарстана, успешное ее подтверждение через референдум и закрепление Конституцией, принятие государственной символики, закон о языках, решение о создании Татарского государственного национального университета и многое другое. Единогласное принятие Декларации о государственном суверенитете стало проявлением концентрированной единой воли народа и власти Татарстана.

Никто в Верховном Совете ТАССР напрямую не возражал против необходимости повышения прав и полномочий республики. Но не все депутаты были готовы поддержать провозглашение Верховным Советом ТАССР государственного суверенитета республики. Настороженное отношение значительной части депутатов к идее суверенитета было выражением настороженного отношения к нему в основном русскоязычного населения Татарстана. Оно понятно и не заслуживает каких-либо упреков. Нельзя было не учесть, что русский народ объективно и субъективно менее заинтересован и в статусах национальных автономий, и в федеративном устройстве России. Для русского народа эти категории означают лишь форму государственного устройства и являются лишь предметом спора — лучше она или хуже других форм. А для татарского и многих других народов это вопрос национально-культурного выживания. Судьбу республики нельзя было решать только простым большинством, голосами только тех, кто напрямую заинтересован в повышении статуса республики. Общее согласие всего многонационального народа республики было первейшим условием продвижения к развитию государственности Татарстана. Таков был наш политический принцип... Мы не пошли на принятие Декларации через референдум. Не сомневались в успехе, но опасались политических спекуляций и раскола населения по национальному признаку.

Упущенные нами самими возможности и отступления — их тоже, к горькому сожалению, немало. Самая болезненная для меня потерянная возможность — срыв постановления Верховного Совета о создании Татарского государственного национального университета...

Значение принятой 30 августа 1990 года Декларации в условиях современного Татарстана вижу в пробуждении воли народа к свободе и равноправию, в политическом раскрепощении и в уверенности в самом себе. А в судьбе России Татарстан с его Декларацией стал в основном сдерживающим фактором в ее движении к худшим картинам жизни прошлого. Не стану расшифровывать.

«ЗАПАД СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТОБЫ ВЗОРВАТЬ ТАТАРСТАН, КАК ЧЕЧНЮ»

Виктор Минин — политтехнолог:

— Я активно участвовал в этом процессе. Я был зампредом комитета по безопасности Верховного Совета СССР, лично приезжал и вел переговоры с Шаймиевым и Мухаметшиным на тему запуска переговоров федерального центра и Татарстана. Потом сопровождал этот процесс до выборов Шаймиева. Могу сказать, что татары больше всех выиграли и меньше всех потеряли от распада СССР благодаря мудрости Шаймиева, действующего президента, и народа. По большому счету отделились, не отделяясь, и теперь потихоньку уступают центру через торговлю. Уступают центру и обменивают свой псевдосуверенитет на политические, финансовые и материальные выгоды, доли в компаниях «КАМАЗ», «Казаньоргсинтеза» и так далее, часть финансовых потоков (вот зашел, несмотря на нежелание президента, Сбербанк), а также за политические дивиденды, например, название «президент». За название бьются серьезно. Может, это последний внешний признак тех достижений.

Запад сделал все, чтобы взорвать Татарстан, как Чечню. Но народ и элита устояли, хотя напугали Москву так, что сначала ничего федерального не было в Татарстане, была чисто неформальная устная договоренность между Ельциным и Шаймиевым, которая была потом формализована в договор. Они чуть ли не каждый месяц встречались, выпивали немного винца-водочки и гармонизировали все накопившиеся дисгармонии, которые вносились окружением как с той, так и с другой стороны. Так удержалось единство России, так устояла хитрость татарская, которая принесла серьезные дивиденды татарской элите.

Но время и жизнь взяли свое. Татарстан вместо сепаратистов стал лидером среди регионов и не только не ушел, но еще и помогает Путину собирать русские земли. Татарстан сейчас является для Запада геополитическим ресурсом в борьбе за развал России. В этом смысле надо сказать, что главное противоречие сейчас — это идеология либерализма. Она выгодна элите Татарстана, но она уже не национальна, это уже бизнес-элита, имеющая все признаки компрадорской. При всей своей внешней и довольно успешной имитации борьбы за национальные интересы она все-таки очень неустойчива и паразитична, как и везде. Идет мягкая смена старой бизнес-элиты на современную, которая еще более отмороженная, ее интересуют только деньги. Разрыв между богатыми и бедными нарастает.

Вашему президенту, на мой взгляд, пора начать новый поиск формы жизнеустройства, именно этого от него ждут как от настоящего лидера Татарстана. В этом смысле вашего президента я могу сравнить с Путиным. Минниханов действительно национальный лидер, действительно переживает, в отличие от других, за интересы татарского народа. В этом смысле вам очень повезло. У вас все есть, чтобы начать новую форму жизнеустройства, то есть начать поиск материализации новой идеологии, новые правила жизни в интересах большинства. Иначе противоречия будут нарастать, и этот ресурс обязательно Западом будет использован, дестабилизация будет нарастать. Он и так пытается раскачать ситуацию у вас через разные события, связанные с силовиками. Это даст вам новый импульс развития. Но у вашего лидера, к сожалению, современное финансовое мышление, он ищет новации только в области экономики, финансов и техники. А это хорошее вчера.

Татарстан достаточно разумно потратил энергию. Только в этом регионе была самая большая пассионарность, связанная с тюркским народом. Русский народ с 1992 года как бы ноль, он как бы белое сознание, он не активен, поэтому никаких революций, войн не было и пока не будет. А вот Татарстан был более активен даже с точки зрения взрывоопасного потенциала, нежели Чечня. Но здесь высокий духовный уровень, может, как раз правильно понимаемая религия ислама и отношения между русскими и татарами, христианами и мусульманами позволили сохранить этот мир. Но с точки зрения взрывоопасности именно Татарстан опасен, так как есть две конфессии ровно пополам, два основных народа ровно пополам. Здесь элита, которая имеет денег столько, что может по пять майданов проводить в Москве и в Казани, и уже сложилась невидимая сеть ваххабизма. Татарстан легче всего взорвать, но элиты устояли. Это говорит о зрелости народа и о том, что Татарстан стал точкой сборки российского народа. Это показал Крым и то, что лидер Татарстана стал неформальным помощником Путина в тюркском и исламском мире.

«ЧТО КАСАЕТСЯ ТАТАРСТАНА, ТО ОН ВРЯД ЛИ МОГ УЙТИ ИЗ СОСТАВА РОССИИ»

Дмитрий Язов — предпоследний министр обороны СССР, маршал Советского Союза, член ГКЧП:

— Я был в те годы — за Советский Союз. Надеюсь, что и многие тоже были за СССР. Получилось так, что те, кто отвечал за суверенность советских республик, вдруг хором стали твердить, что реального суверенитета никакого нет. Все это организовал Александр Яковлев (член политбюро ЦК КПСС, «архитектор перестройки»прим. ред.). Когда Борис Ельцин сказал, что каждый собственник способен накормить страну, особенно в сфере сельского хозяйства, это была ложная установка. Как известно, в результате мы потеряли сельское хозяйство на годы. То же самое в сфере суверенитетов.

Помните, что Горький в романе «Мать» говорил: «Мы — социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов...» Суверенитеты тоже чуть не разъединили и не поссорили страну. Хотя Россию никто никогда не кормил: она всегда сама себя питала. Зато советские республики вовсю пользовались российской помощью: Украина, которая производила меньше, чем потребляла, Прибалтика... Я имею в виду не только продовольствие, но и электроснабжение, республиканские бюджеты и так далее. Так что говорить, что Россия в случае распада на суверенитеты что-то бы в материальном плане потеряла, не приходится. Но политически она, конечно же, теряла.

О суверенных государствах в составе РФ помимо Яковлева говорили Горбачев, Шеварднадзе, Ельцин. Но ведь никто не мог быть по-настоящему суверенным, если в течение 60 - 70 лет республики жили в тесной кооперации, между ними складывались экономические и культурные связи, предприятия работали как единый промышленный комплекс. И я говорил Горбачеву в самые первые дни, когда зарождалась эта идея суверенитетов, что не будет ничего этого. Что каждая республика, дай ей волю, будет тащить одеяло на себя, и даже армии у государства не останется общей. Каждой республике захочется иметь свою армию, свой почетный караул, свои границы. Все так и вышло, как мы видим на примере Прибалтики, Беларуси... И при этом был потерян потенциал «суверенных государств», входивших когда-то в СССР. Разве в Латвии и Литве сейчас лучше живут, чем при СССР? Мне так не кажется.

Что касается Татарстана, то он вряд ли мог уйти из состава РФ — он ведь в окружении России находится. Как можно было выйти, но остаться при этом внутри страны? Тогда бы вышли и Чувашия, Мордовия, Башкортостан... Это что же получилось бы? Россия потеряла бы берега Волги, которые еще Иван Грозный завоевывал? Нет, этого не могло быть.

Я сам родом из Омской области, в которой и татары, и монголы жили еще до образования императорской России. Жили мы с ними в советское время всегда дружно — чего нам делить? Так что Татарстан выбрал в 1990-е годы правильную стратегию, взяв себе максимум суверенитета, но при этом сохранив себя как часть большой страны.

«ВОЗНИКЛА ИДИОТСКАЯ ИДЕЯ У ГОРБАЧЕВА ДАТЬ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ РСФСР»

Сергей Бабурин — заместитель председателя Госдумы РФ II и IV созывов, доктор юридических наук:

— Это уже давно забытые темы. Для Татарстана, может быть, нет, а для меня эта тема давно забытая.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Слава богу, что эта Декларация не привела к тому, о чем думали организовывавшие ее принятие, и не завершилась разрушением нашей страны. Как раз тогда шел парад суверенитетов. На самом деле Горбачев хотел, чтобы ряд республик в составе РФ подписывали союзный договор наравне с республиками Советского Союза. Дело шло на самом деле к распаду РСФСР тоже. Слава богу, что этого не произошло, потому что если бы это случилось, у нас не было бы ни России, ни Татарстана.

Александр Руцкой — бывший вице-президент РФ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, доктор экономических наук:

— Помните новоогаревский процесс 1991 года — подготовку нового союзного договора между республиками СССР? Так вот, именно там возникла идиотская идея у Горбачева дать суверенитет республикам, входящим в состав РСФСР, чтобы они тоже стали подписантами новой редакции союзного договора. И тогда же Борис Николаевич Ельцин объявил всем республикам и автономиям РСФСР: берите суверенитета, сколько сможете унести.

К чему это могло привести? Вначале от Советского Союза откололись пять республик: Молдавия, Грузия, Латвия, Литва и Эстония. Это знаменовало собой развал СССР. Далее по этому же сценарию мог произойти распад РСФСР.

Кстати, деньги РСФСР по-прежнему распиливались между всеми республиками — как вышедшими, так и не вышедшими. Так что когда мы приступили к формированию бюджета РФ, получалась дырка от бублика. Всем все разделили, всем все раздали, а России досталась фигура из трех пальцев. Как будто в Российской Федерации нет населения, нет социальных проблем, нет проблем развития экономики... При том, что даже после выхода первых пяти республик из состава Советского Союза основная часть их бюджетов формировалась за счет РСФСР.

Сегодня пытаются передернуть — в основном из фракции КПРФ — что суверенитет России привел к развалу СССР. Причем здесь все это? В наделении суверенитетами политическая цель не преследовалась, а преследовалась чисто экономическая цель. Хотели независимо от союзного центра распределять финансовые материальные ресурсы, в первую очередь в интересах населения Российской Федерации. Поэтому, как мне кажется, то решение было совершенно правильным, и оно оправдало себя в конечном итоге. Если бы этого тогда не было, не знаю, как бы повернулась история. Особенно, если бы мы пошли на поводу у Горбачева и предоставили статус суверенных государств республикам и автономиям, входящим в состав РСФСР.

Когда на Верховном Совете ратифицировали Беловежское соглашение, которое я называю сговором, я в присутствии президента России и президента СССР обратился к депутатам и сказал: «Нельзя голосовать за этот документ!» Что вы думаете — меня поддержали всего 7 депутатов...

Почему Татарстан и Чечня по примеру прибалтийских стран не вышли из состава России — известно. В 2000 году президентом России стал Владимир Путин, который в первую очередь накрутил гайку на голову всем, мечтающим о суверенитете. Вспомните: Татарстан даже хотел на латиницу перейти! Так что единственное, что правильно сделал Ельцин за всю свою политическую биографию, — это остановил свой выбор на Путине.

Кто рассчитался со всеми за внешние долги России? Путин. Кто остановил этот идиотский парад суверенитетов? Путин. Кто выбил из системы власти олигархическую прослойку, которая туда внедрилась и пыталась управлять? Путин. А мы видим, чем это закончилось на Украине.

Сегодня многие хотят от России совсем каких-то сумасшедших результатов. Но я как экономист вам могу сказать: для того, чтобы выйти из того тупика, в котором была страна в 2000 году (а я хорошо знаю, в каком состоянии была тогда Россия), необходимо как минимум 25 лет. А прошло всего 15 лет.

«В ГОД НА 60 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ Я ПОЛУЧАЛ 6 ЛЕГКОВЫХ МАШИН И 3 ТЕЛЕВИЗОРА»

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Декларация о суверенитете — это по тем временам было делом нужным. И Татарстан тем самым обратил на себя особое внимание. Поэтому и некоторые проблемы решались попроще. Но жизнь вносит свои коррективы. И, разумеется, в том виде, в котором Декларация была принята, она, конечно, не осуществилась. Например, никаких особых преференций с точки зрения управления ресурсами мы не получили. И сегодня, будучи субъектом Федерации, говорить о полном суверенитете или какой-то степени суверенитета уже неактуально. Суверенитет для нас можно подразумевать только в том, что мы стали экономически самодостаточными, мы обрели свою культуру и язык. Вот в этом смысле нам суверенитет многое дал.

Конечно, эта дата важна для нас и сегодня, хотя бы для общего понимания исторического развития. Но я даже не знаю, например, отмечается ли эта дата в этом году на государственном уровне? Будет ли какое-то торжественное собрание?

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Принятие Декларации сыграло огромную роль и в политике, и в экономике, и в социальной сфере. Мы, конечно, порой недовольны развитием, сегодняшним состоянием экономики. Я уже человек, как говорится, древний. Нашему поколению повезло, что мы прошли без войны пока. Татарстан сделал такой большой рывок за последние 25 лет. Если сравнивать с 25 годами до 1990 года и после, то это небо и земля. Если бы не было правильной политики Татарстана во главе с Шаймиевым Минтимером Шариповичем в связи с этим суверенитетом, то Россия могла бы распасться. Сохранили. Пока еще общество не оценивает заслуги Бориса Ельцина, в каком состоянии он принял страну — в экономическом, политическом отношении. Думаю, в будущем оценят его вклад, что мы без единого выстрела перешли обратно от социализма к капитализму, к рыночной экономике. Не было такого опыта в истории человечества без гражданской войны. Единая Россия осталась и двигается вперед.

А Татарстан семимильными шагами идет. Можно сколько угодно перечислять положительные изменения. В прежние времена у нас и одежда была одинаковая, и денег не надо было много, как сегодня. Я был первый секретарь Мамадышского райкома партии, в год на 60 тысяч населения получал 6 легковых машин и 3 телевизора. Если сравнивать с прошлым, то видно огромный рост сознания народа. Это очень важно.

С любой плоскости можно смотреть, но это был огромный скачок и благополучие в отношении Татарстана. Даже продолжительность жизни увеличилась. Тогда даже представить было невозможно то, что мы сейчас имеем.

c38b62f4be3ccb40679c0fbee18.jpg

СУВЕРЕНИТЕТ — ЭТО ЕЩЕ И УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— Если бы мы 25 лет назад не заявили о суверенитете, может, успехов у нашей республики было бы гораздо меньше, чем сейчас. Большие полномочия наложили на руководителей республики и особую ответственность. Ведь мы же не небо, не границы делили тогда. Это означало, что мы за свой народ, за его благосостояние отвечаем сами. Не полагались на то, что центр даст, центр поможет, что пойдем с поклоном и нас наверху поддержат. Это воспитало чувство ответственности. Ну и потом за четверть века мы поняли, что суверенитет — это еще и умение договариваться. А это самое главное сегодня. Мы в XXI веке не хотим друг друга слышать, находить решения, не ущемляя интересы народа. Правильно сказал классик: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Из заявленного в Декларации мы сумели сохранить родной язык, хорошие взаимоотношения между представителями всех национальностей. Мы сумели статус языка поднять на государственный уровень. Наверное, результатами его изучения еще не можем похвастать, но это уже дело соответствующих ведомств и самих людей. А язык — это корни, значит, мы друг к другу сумели лицом повернуться. Это самое главное из того, что мы декларировали. А не получилось, наверное, добиться полной свободы от федерального центра. Понятно, что это сложно, да и на данном этапе глобализации, может, в этом нет уже необходимости.

ДЕКЛАРАЦИЯ ИЗМЕНИЛА ПСИХОЛОГИЮ НЕ ТОЛЬКО ТАТАРСТАНЦЕВ, НО И ВСЕГО ТАТАРСКОГО НАРОДА

Ринат Закиров — председатель исполкома всемирного конгресса татар, депутат Госсовета РТ:

— Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан явилось важнейшим событием в новейшей истории татарского народа. В последнее время много высказываний относительно этой Декларации. Не секрет, татары у себя в стране были поставлены в положение третьесортного народа. Народ, который в своей многовековой истории имел могущественные государства, вынужден был жить в очень стесненных условиях. Большая часть татарского народа, проживающая за пределами республики, как в стране, так и за рубежом, была лишена возможности удовлетворять свои потребности в сфере образования и культуры. И вот Декларация изменила психологию не только татарстанцев, но и всего татарского народа, проживающего в большей части за пределами Татарстана. Это была совершенно новая ситуация, с такой самостоятельностью мы никогда не имели дела, все приходилось осваивать заново. Так появился бесценный опыт самостоятельного управления государством.

Сегодняшние успехи Татарстана берут начало именно оттуда. Главное — раскрепостился народ. Взять хотя бы сферу образования, о котором перед началом учебного года много разговоров. Сколько новых татарских школ, гимназий открылось в Казани, городах и районах республики, более того, и в крупных областных центрах страны. Среди них Москва, Самара, Саратов, Уфа, Ижевск... Возрождается духовность народа, тысячи мечетей построены не только в Татарстане, но и по всей стране... Что касается успехов Татарстана в экономике, то корни их берут начало тоже в Декларации о суверенитете. Сами подумайте, добывая более 100 миллионов тонн нефти ежегодно, республика была лишена возможностей перерабатывать ее у себя. Это ставило Татарстан в очень сложное положение. А самостоятельность республики позволила решить этот вопрос, нынче четвертая часть добываемой нефти перерабатывается у нас, на месте. А в перспективе ставится задача самостоятельной переработки половины добываемой нефти.

Реальные изменения мы видим в нашей повседневной жизни. За эти годы в Казани протянули линию метро через весь город, построены мосты через Волгу и Каму, тысячи километров дорог, наконец, республика избавилась от тяжелого наследия пошлого — вечного дефицита жилья, сотни тысяч семей обрели новые дома и квартиры. Трудом наших людей Казань сегодня стала одним из красивейших городов страны и туристическим центром международного масштаба. Даже проведение грандиозных международных соревнований, в результате которых Казань становится узнаваемой во всем мире, я связываю с принятием Декларации о суверенитете. Мы не боимся брать на себя ответственность проводить крупномасштабные международные мероприятия при поддержке федеральных органов власти и руководства страны. Проведение каждого такого мероприятия дает нам огромный опыт и уверенность в своих силах.

Сегодня Татарстан подает пример всей стране, как надо возрождать объекты исторического наследия. Не случайно за эти годы Казанский кремль и древний город Болгар включены в список исторических объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Такая же работа ведется по возрождению исторических объектов острова Свияжск. Самостоятельность республики дала нам возможность открытия собственной Академии наук, издания национальной энциклопедии, выпуска 7-томного академического издания «История татар». Таких примеров в жизни республики сотни. Татарстан своими новаторскими шагами в деле государственного строительства развернул Россию в сторону федеративного развития...

ДЕКЛАРАЦИЯ ДАЛА НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЧТО МЫ И ДЕЛАЛИ

Салихзян Гайниев — депутат горсовета Набережных Челнов, советник гендиректора ОАО «Камгэсэнергострой»:

— Безусловно, принятие Декларации положительно сказалось на нашей республике. Благодаря этому документу, в том числе, мы вышли в самые передовые среди других регионов Российской Федерации. Декларация о суверенитете дала нам возможность определенные решения принимать самостоятельно. Что мы и делали. Свободное планирование в производстве у нас тогда появилось, например, исходя из возможностей нашей республики. По сравнению с другими регионами, также у нас лучше развито сельское хозяйство. Каждый год мы хорошие урожаи получаем. Да, потери бывают в неблагополучные годы, но все равно у нас ситуация всегда лучше, чем в других республиках. По культуре, по спорту, по политике у нас тоже есть возможности самим многое решать. И благодаря тому, что практически всегда принимаются правильные решения, мы имеем поддержку и со стороны руководства Российской Федерации.

Да, конечно, у нас есть проблемы. КАМАЗ, например, не так реализовывает свои автомобили, как хотелось бы. Но это не только у нас такая ситуация, это по всей стране происходит. Еще могу сказать, что не очень достойное внимание у нас уделяется социальной политике. Я ведь как депутат социальные дела вел и знаю ситуацию. Конечно, делается очень много, но хотелось бы, чтобы эта работа еще усилилась. Инвалидам все-таки, я считаю, не в таком объеме уделяется внимание, малоимущим. В общем, весь социальный блок надо усиливать в республике.

ПОТЕРЯННОЕ ЗА ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ТАТАРСКИМ НАРОДОМ НЕЛЬЗЯ ВОССТАНОВИТЬ ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Фаузия Байрамова — председатель милли меджлиса татарского народа, депутат Верховного Совета республики 1990 - 1995 годов:

— Важнейшим итогом принятия Декларации и с позицией сегодняшнего дня является реализация неотъемлемого права татарского народа на самоопределение, поэтому Декларация является столетиями выстраданным и отвечающим чаяниям и стремлениям татарского народа документом. Вторым важным итогом принятия Декларации является закрепление ее основополагающих принципов референдумом по статусу республики, Конституцией и другими законодательными актами, определяющими новый государственный статус Республики Татарстан.

25 лет тому назад мы мирным, парламентским путем сумели принять Декларацию о государственном суверенитете, объявили всему миру о праве татарской нации и народов республики на свободу. Это был исторический шанс, и мы использовали его достойно и грамотно. В этом огромная заслуга татарского народа, татарского национального движения, которые месяцами держали майдан на площади Свободы, и заслуга руководителей республики, которые вовремя и правильно поняли требования народа...

Многие позиции, провозглашенные в Декларации, выполняются, но не все получилось выполнить из декларированного. Например, по государственному статусу татарского языка, который по сей день надлежащим образом не используется в органах государственной власти и управления, в системе высшего и среднего образования. Естественно, все потерянное за пять столетий татарским народом нельзя восстановить за два с половиной десятилетия. Это трудный и долгий процесс, но я верю в это. Так же под большим вопросом 2-й пункт Декларации, который гласит, что «земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа». Все знают, что это не так, декларировано, но принадлежит не народу, а отдельным олигархам и компаниям. В 5-м пункте Декларации написано, что «Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР». На самом деле это не так, везде верховенствуют законы Российской Федерации. Еще в преамбуле Декларации написано, что Верховный Совет ТАССР, «...стремясь создать демократическое правовое государство», провозглашает государственный суверенитет Республики Татарстан. К сожалению, нам еще далеко и до демократии, и до правового государства. Но все это поправимо, многое зависит и от самого народа, надо быть гражданским активным обществом, как в те годы, и все у нас получится, потому что есть основа.

Декларация сыграла большую роль, и ее значение в условиях современного Татарстана не переоценить. Если сегодня Татарстан является передовым по всем позициям политического, социально-экономического и культурно-спортивного развития, то основанием этому является Декларация, определившая на многие десятилетия поступательное развитие республики. Политические изменения в начале 90-х годов в Татарстане, в том числе и принятие Декларации, итоги референдума о государственном статусе Татарстана сохранили Россию как федеративную республику, не дали ей превратиться в авторитарную империю. Наша Декларация — это не только история, а политический документ для будущего. На основе этой Декларации и итогов референдума новое поколение будет строить новый правовой, демократический, суверенный Татарстан. Я верю в это.

НЕ СМОГЛИ СОЗДАТЬ ПОЛНОЦЕННЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Фриль Ахметов — экс-начальник главного управления капитального строительства при мэрии Набережных Челнов, депутат Госсовета РТ в 1995 - 2004 годах:

— 90-е годы — это было тяжелое время: мы зарплату не могли платить, цена на нефть резко упала — баррель стоил около 8 долларов. Потому суверенитет для нашей республики стал определенным скачком вперед. Мы в этом амплуа как нация себя проявили, доказали, что мы есть, мы существуем. После принятия Декларации о суверенитете у нас шли большие дебаты — мы даже были вынуждены принять решение об одноканальном бюджете, чтобы свой народ обеспечить зарплатой, поддерживать инфраструктуру. В это время в других регионах наблюдался сильный упадок, а для нас это послужило мощным стимулом роста. Не скажу, что вся промышленность в гору пошла, потому что большинство объектов промышленности были федеральными, но объемы строительства стали расти, благосостояние населения резко повысилось.

Что не получилось реализовать? Ну тут не только у нас не получилось. Не смогли создать полноценный средний класс, не смогли создать разумный баланс в распределении народных богатств, природных ресурсов, хотя мы тогда и приняли в Декларации пункт о том, что недра принадлежат народу. Ведь все это создавалось в течение 70 лет усилиями всего народа.

Но отрадно, что мы статус языка подняли, приняли свою Конституцию, налаживаем взаимоотношения с другими странами. И тот упадок, который сейчас наблюдается, мы переживем. Нашествие иностранного капитала народ немного разучило думать. Но при наших богатствах, ресурсах, огромной территории надежда на лучшее есть.

ПОЛУЧИЛОСЬ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВСЕ ФИНАНСОВЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ПОТОКИ В РУКАХ УЗКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ

Валентин Михайлов — депутат Верховного Совета РТ в 1990 - 1995 годах, один из координаторов депутатской группы «Народовластие», депутат Госдумы РФ первого созыва (1994 - 1995):

— Как представляется сейчас, основной целью, которая должна была стоять перед Россией в 1990 году, являлось необратимое движение к демократическому целостному государству. Принятие деклараций о суверенитетах республиками в составе РФ этому не помогало, наоборот, создавало препятствия. В последующие годы Россия потратила много сил, чтобы договориться с элитами республик. Суверенитеты в республиках способствовали созданию авторитарной, сильно централизованной власти, которая отторгала любые демократические и правовые начинания, сопротивлялась созданию правового государства. Это стало плохим, но заразительным примером для других регионов.

В преамбуле Декларации было заявлено о стремлении к демократическому правовому государству. Однако на практике эта цель с самого начала была отброшена. В то же время заявки на суверенитет и правовое обособление оказались несостоятельными. Это — что не получилось.

Получилось консолидировать все финансовые и бюджетные потоки в руках узкой группы лиц, близкой к первому президенту, вырастить новую элиту супербогатых менеджеров-собственников. Создать систему имитации выборов, при которой любой человек не из «системы» имеет минимальные шансы на то, чтобы быть выдвинутым, и нулевые — чтобы быть избранным (в вышедшей в 2004 году книге Валентина Михайлова «Республика Татарстан: демократия или суверенитет?» показано, что к 2004 году республика не достигла ни демократии, ни суверенитетаприм. ред.).

Негативная роль Декларации проявилась в частности в том, что в республике долгое время федеральные законы не были главенствующими, что создавало благоприятные условия для укрепления власти местной элитой и обособления республики. Это было преодолено лишь в начале 2000-х, после приведения местных законов в соответствие федеральным. Манипуляции на выборах, как позорное для республики явление, стали возможными благодаря апелляции к суверенитету, провозглашенному Декларацией.

МЫ НАМНОГО ВПЕРЕДИ ВСЕХ И ПО НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ, И ПО НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ, И ПО МАШИНОСТРОЕНИЮ

Наким Галимов — гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс», руководитель ассоциации мебельщиков Набережных Челнов:

— Наверное, если бы 25 лет назад не была принята Декларация о суверенитете РТ, Татарстан сегодня не развивался бы такими серьезными темпами. Так что положительное влияние этот факт оказал на республику. В результате Татарстан сейчас является регионом-лидером в России. Мы намного впереди всех и по нефтяной отрасли, и по нефтехимической, и по машиностроению, пытаемся и деревообработку, и мебельное производство поднять.

Когда развалился Советский Союз, пошла ведь волна движений независимости. Парад суверенитетов, так называемый. И если бы Татарстан не вышел с такой инициативой — принять Декларацию именно в таком формате: независимость, но в составе государства, наверное, и Россия бы развалилась. Но наше руководство приняло очень грамотное с политической точки зрения решение. Я считаю, что Россия сохранила свою целостность в том числе и потому, что в Татарстане был найден этот оптимальный вариант суверенитета. Наша республика была пионером в этом вопросе. Мы всем показали пример, которому потом последовали и другие регионы. Такой вариант сотрудничества оказался очень плодотворным.

ОБЩАЯ ДИНАМИКА ТАТАРСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВЕРШЕННО НЕ ВДОХНОВЛЯЕТ

Дамир Исхаков — руководитель центра этнологического мониторинга Института истории АН РТ, доктор исторических наук:

— Итоги принятия Декларации о суверенитете РТ с сегодняшних позиций не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, было много положительных сдвигов, в первую очередь в социально-экономическом развитии республики. Если бы не этот документ 1990 года, то этих успехов наверняка было бы значительно меньше. Но с другой стороны, этот суверенитет оказался временным и в особенности применительно к татарской части татарстанцев — национальное образование дышит на ладан, национально-региональный компонент школьного образования утерян, татарский язык реально не стал государственным. Не удалось создать и Национальный университет. Татарский дух (идентичность) укрепился, но не получил простора для развития — для этого нет демократии и свободы. Социальное расслоение оказалось чрезмерным, а нувориши татарские не исключение — оказались крайне примитивными и недалекими, абсолютно не способными понять реальные проблемы нашего общества. Общая динамика татарстанского общества, жестко привязанного к российским реалиям, совершенно не вдохновляет.

Практически за прошедший период были выполнены те задачи, которые ставились в первой программе ТОЦ 1989 года. Не более того. Но ни одна из ключевых задач перспективного развития республики и татарского народа на сегодня не решена. Корень проблемы — отсутствие реальной демократии и ее социальной базы. Отчетливо видно сползание Татарстана к традиционализму, политической системе, сходной с авторитарными режимами. Культура татар качественно не возродилась, гуманитарная сфера все сужается, верх берет примитивизм (взгляните на нашу Академию наук). Историческая наука, развивающаяся в республике, по татарскому направлению достигла некоторых успехов, но мы и тут продвинулись не так основательно, как хотелось бы. В сфере исторической науки опять возобладал дух умалчивания и мелкого подхалимажа (применительно к современности), а в трактовке более ранних периодов истории татар слишком много вторичности. Да и в сфере гуманитарной науки республики демократии и плюрализма не получилось. Видимо, давит окружение.

Но роль Декларации в судьбе республики огромна — она обозначила путь к демократии и равенству, внутреннему реформированию советской системы в рамках Татарстана. А для России данный документ важен потому, что на его основе удалось решить часть накопившихся за предыдущие годы национальных проблем татар, всего татарстанского общества без потрясения и кровопролития.

Для современного Татарстана Декларация является исходной базой его нового политического статуса и основой, на которой была выстроена вся современная реальность республики. Это было заявление о намерениях, достаточно взвешенное и продуманное, но политически дальновидное, правда, не вписывающееся в нынешние политические процессы, происходящие в РФ.

Справка

Декларация Верховного Совета Республики Татарстан
от 30 августа 1990 г. N334-XII
«О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики»

Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,

— сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Российскую Федерацию и Союз Советских Социалистических Республик;

— отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа;

— реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение;

— стремясь создать демократическое правовое государство.

1. Провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан.

2. Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

3. Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей.

4. Впредь в качестве официального наименования государства в Конституции, других правовых нормативных актах, в государственной жизни употреблять «Татарская Советская Социалистическая Республика» («Татарская ССР», либо «Республика Татарстан»). Высший орган государственной власти республики именовать «Верховный Совет Татарской Советской Социалистической Республики», а принимаемые им акты — актами Верховного Совета Татарской Советской Социалистической Республики.

5. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками, вынесения наиболее важных вопросов государственного строительства Татарской ССР и ее отношений с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками на обсуждение народа.

Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР.

6. До принятия новой Конституции Татарской ССР, других законов и нормативных актов Татарской ССР на территории Татарской ССР продолжают действовать законы и подзаконные акты Татарской ССР, РСФСР и Союза ССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР.

Настоящая Декларация вступает в силу с момента ее принятия.

Председатель Верховного Совета Татарской
Советской Социалистической Республики
М.Ш.Шаймиев
г. Казань, 30 августа 1990 года, N334-XII

Что для вас означает нынешнее 30 августа? (30.08.15-31.08.15)
18%Мне не понятно, что отмечаем: государственности нет, а праздник есть
42%Это юбилей исторического события, без которого Татарстан не достиг бы нынешних успехов
11%Просто праздник с шариками-фонариками без какого-либо содержания
19%Дополнительный выходной – не более
10%Это просто повод испытать гордость за свой город и республику
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (193) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.08.2015 09:22

    Спасибо Бабаю,что отменил поход боевиков с Нихнекамска на Казань.Интересно,чем его так ФСБ сумело убедить,наверное хорошим куском в прихватизации

  • Анонимно
    30.08.2015 09:26

    бред, все было совсем иначе. современник

  • Анонимно
    30.08.2015 09:34

    Точно! во всем пиндосы виноваты а еще хохлы!

  • Анонимно
    30.08.2015 09:35

    Братья-татары не забывайте,что завоевать суверенитет Татарстана Вам помогли русские, поддержавшие Вас весной 1990 г. голосованием за суверенитет республики.С праздником!

    • Анонимно
      30.08.2015 11:03

      Кроме братьев-русских еще и братья-чуваши, братья-удмурты и много других братьев. Именно эта сплоченность и мирное созидательное сосуществование многих народов на территории Республики Татарстан способствует его развитию и процветанию!

      • Анонимно
        30.08.2015 22:18

        До сих пор благодарен нашим соседям и братьям за поддержку чаяний татского народа.

      • Анонимно
        10.05.2016 18:55

        много других братьев....зто - чукчи. нанайцы ненцы что ли? не надо муму гнать, да не видели и не знали они каких-то братьев-татар вообще!

    • Анонимно
      31.08.2015 09:29

      Спасибо Вам! Но вы не прогадали. В Татарстане весь народ в 90-е по- сравнению с остальной Россией жил при "коммунизме". И это главное.

  • Анонимно
    30.08.2015 09:36

    Оказывается западу хотелось что взорвать в Татарстане! Или глупы эти комментаторы или действительно, все происходит у нас по велению запада.

  • Анонимно
    30.08.2015 09:36

    ))) смешная версия про запад.
    подняло настроение с утра.

  • Анонимно
    30.08.2015 09:40

    Руцкой вообще неадекват, говорит что прибалтика вышла из состава россии.

  • Анонимно
    30.08.2015 09:40

    Даже читать не стал, заголовка хватило, отбили желание. Опять Запад во всем виноват? Ну хватит уже! Взрослые же люди, некоторые даже умные. Хотя найти внешнего врага - это основная черта коррумпированных элит. Отвлекает население от мыслей о собственных далеко не идеальных правителях. В общем, с праздником всех! А читать не буду.

    • Анонимно
      30.08.2015 09:44

      Если бы не Шаймиев, все могло пойти по кровавому пути. Русские тоже молодцы- поддержали Бабая.

      • Анонимно
        30.08.2015 10:41

        Правильнее говорить-еслиб не спецслужбы бывшей СССР,Бабай вместе с Байрамовой нехило разжигали.

    • Анонимно
      30.08.2015 10:36

      тут читать нечего и говорить не о чем- просто белый шум для отвлечения

  • Анонимно
    30.08.2015 09:44

    Я помню то время. Народ голосовал за мифический суверенитет исключительно из меркантильных соображений - у нас нефть, центр всё забирает, сами мы будем жить лучше. Среди татар "ЗА" было больше, но и остальные голосовали часто "ЗА" именно из-за этих соображений. Помню при Шаймиеве засилье татар на руководящих должностях. В той сфере, где тогда работал (энергетика) доходило до 80%. Тотально кумовство повсюду. Дети тогдашних руководителей республики - вот кто выиграл больше всех от "суверенитета". В общем позорная страница - ради личных выгод народ тогда проголосовал фактически за разделение России. Считаю, что нам сильно повезло, что у РТ нет внешних границ. А что было бы если бы республика граничила, к примеру, с Турцией?

    • Анонимно
      30.08.2015 11:03

      Согласна. Нам повезло, что у нас нет внешних границ и гор , как в Чечне.А то сожгли бы свою землю сами ради власти и денег.

    • Анонимно
      30.08.2015 21:34

      Уже в наше время, татары, переезжающие из других регионов в республику на ПМЖ, так же удивляются, тому, как в РТ развито кумовство.

      • Анонимно
        30.08.2015 23:51

        я татарка, переехавшая в Казань из другого региона, соседнего. Поверьте,кумовства там не меньше.

      • Анонимно
        31.08.2015 00:48

        Да, да! Неприятный сюрприз))
        Барыжничество деноминирует любой суверенитет и культуру родной земли

  • Анонимно
    30.08.2015 09:55

    Ужас весь в том, что люди,политики, противостоявшие Татарстану в 90-е годы остались на тех же позициях. Жизнь ничего не поменяла в их закостеневшем мозгу. И Язов, и Руцкой и Бабурин - история видимо не зря выбросила их на периферию политики. 1. Язов, родившийся в Омске, заявляет о монголах живущих там?!? Маршал, в 1991 году от страха спрятавшийся от вооружённых сил.2. Руцкой, яро сражавшийся за развал Союза ради свой приставки - Вице-президент суверенной России, которого в 1993 не поддержал ни один однополчанин-лётчик.3. Делягин, прекрасно пересидевший 90-е года в администрациях президента России и правительства. И сейчас исходящий желчью к истории новейшей России.

  • Анонимно
    30.08.2015 09:58

    А те, кто голосовал тогда за суверенитет, они все сегодня патриоты России?

  • Анонимно
    30.08.2015 09:59

    Все нормально ,время работает на нас . Если не будет нормальной федерации тогда не будет и России в ее нынешних границах .Буре .

  • Анонимно
    30.08.2015 10:06

    На счёт "элиты",это такая щютка,да?

  • Азат Д
    30.08.2015 10:11

    "Запад сделал все, чтобы взорвать Татарстан, как Чечню. Но народ и элиты устояли..."Тогда почему наша "элита" принимала чеченские делегации? Когда они были явными сепаратистами.http://www.kommersant.ru/doc/178075

  • Анонимно
    30.08.2015 10:15

    Правящий клан использовал лозунги о суверенитете и местных националистов для того, чтобы подгрести под себя практически всю собственность республики. И им это удалось. Так появились удащливые. Остальные стали неудащливыми. С праздником.

    • Анонимно
      30.08.2015 10:38

      зато какой классный сказка для ширнармасса придумали))

  • Азат Д
    30.08.2015 10:17

    Россия - федерация, внешняя политика , оборона должна быть общая, а регионы должны быть максимально свободны в рамках федерации, как и города с районами в рамках республики, соблюдая общечеловеческие мировые законы и немного общих основных федеральных. Мэры городов, районов и регионов должны избраться прямыми выборами, чтобы народ тоже нёс ответственность в происходящее и мог влиять не эти процессы, как источник власти.

  • Анонимно
    30.08.2015 10:19

    Валентин Михайлов очень верно сказал о "достижениях" суверенитета. Пожинаем плоды принятия Декларации о суверенитете...

    • Анонимно
      30.08.2015 16:33

      В.В.Путин: "Посмотрите, может быть, не все были в Татарстане, я любуюсь тем, как Татарстан развивается. Он же у нас лидер по очень многим направлениям развития, лидер по сравнению с другими регионами страны".http://ipad.intertat.ru/ru/obschestvo/item/30102-vladimir-putin-ya-lyubuyus-tem-kak-tatarstan-razvivaetsya.html

  • Анонимно
    30.08.2015 10:20

    малые народы России это резервуары для улучшения генотипа русского народа.

  • Анонимно
    30.08.2015 10:33

    Вот благодаря таким добреньким возникают из власти долларовые миллиардеры

  • Анонимно
    30.08.2015 10:51

    Из всех высказываний , близки к истине,высказывания Фатых Саубаныча.Именно он подчеркнул,истинное значения для территории под названием Республика Татарстан,наличие договора о разграничения полномочий.Заключив этот договор ,руководство Республики -М.Ш.Шамиев,реле звал идею плавного перехода от одной формы хозяйствования к другой,сохраняя сельхозпредприятия,именно его центристские взгляды позволили сохранить мир и спокойствие,а однокональная система бюджета,позволила развитию Республики более быстрыми темпами,чем другие территории России. А что касается голосов,-...Что татар как то прижимают в России,глупее не придумаешь ,т.к. на 30% Каждый россиянин имеет татарской кровь.И не кто иной как наши предки создали Москву , с централизованной системой сбора налогов.

  • Анонимно
    30.08.2015 10:58

    Суверинетет я подразумеваю списком Форбса для избранных...

  • Анонимно
    30.08.2015 11:01

    самое нужное дело тогдашнего президента это новый ипподромБО! поинтересуйтесь на какие деньги строился и сколько стоит его содержание сегодня

  • Анонимно
    30.08.2015 11:11

    Куча оправдывающихся дегенератов.А главный (а возможно и единственный) бенефициар суверенитета, тактично промолчал:)

  • Анонимно
    30.08.2015 11:15

    Парад суверенитетов вот вот уже по новой начнется,но не так как было в 90,а совсем по другому.Это предсказывают многие эксперты и аналитики.

  • Анонимно
    30.08.2015 11:17

    Шаймиев был слаб в политическом смысле,вот и сдал под давлением федералов свободу и независимость Татаристана.

    • Анонимно
      30.08.2015 13:29

      Если бы у Татарии была хотя бы малейшая возможность отделиться, мы бы так легко тогда не отделались. Какой, нафиг, суверенитет в центре России? Естественно это не возможно. Естественно Шаймиев это понимал. В результате и себя не обидел и считается теперь политиком "федерального масштаба". Его любят и уважают. Смешно, если честно.

      • Анонимно
        30.08.2015 16:39

        "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам"."There are more things in heaven and earth, Horatio, than are dreamt of in your philosophy".Никогда не говори "никогда"!

  • Анонимно
    30.08.2015 11:24

    про Запад очень смешно. Западу меньше всего нужен развал и хаос в ядерной стране. если б на западе хотели, то в 90-е развалили бы. а вот в связи с нынешней политикой РФ, я уже не уверен что коллективный Запад заинтересован в существовании государства, угрожающего ядерным пеплом, и посягающего на сложившийся миропорядок.

  • Анонимно
    30.08.2015 11:31

    Страшное было время между прочим.

    • Анонимно
      30.08.2015 16:45

      30 августа 1990 года стоял такой же дождливый день, как сегодня. Я весь день простоял с народом на площади Свободы и промок до нитки. Вечером в 22 часа объявили о принятии Декларации, на всю площадь грянул марш Салиха Сайдашева. Это был самый счастливый день в моей жизни!

      • Анонимно
        30.08.2015 17:46

        Тогдашнее голосование за "суверенитет" для меня так же за гранью разумного, как сегодня голосование за Путина. И то и другое, по моему мнению, абсолютная глупость.

  • Анонимно
    30.08.2015 11:47

    суверенитет ради кучки бабаев- а нам говорят ради республики- и что мы получили кроме обнищания -детских садов за 5 тыс-отсутствия педиаторов в больницах-клановой системы-колхозного управления городом-разорения крестьян!

    • Анонимно
      30.08.2015 15:05

      Езжайте в Самару, Владимир, Саратов. Там все великолепно. Там небыло суверенитета и нет, не дорог, не жилья, не больниц, нечего. Работать нужно, а вы все скулите, да при раздаче богатства многие получили незаслуженно, но полные ничтожество уже разорились и сошли со сцены, и многие поднялись.

      • Анонимно
        30.08.2015 15:58

        Пр Самару знаю точно, что уровень жизни там выше. Причем существенно. Сам оттуда.

        • Анонимно
          30.08.2015 16:50

          Я самарский, люблю свой город, но про "уровень жизни выше" не надо, особенно по сравнению с татарами и Казанью.

        • Анонимно
          30.08.2015 17:16

          Да ладно сказки рассказывать, я тоже из Самары, здесь полный депресняк.

          • Анонимно
            30.08.2015 21:26

            на днях разговаривал с женщиной,татаркой кстати,переехала с Самары в Челны.Сын уговорил переехать. Буквально со слезами на глазах-на фига я в этот Татарстан приехала..

      • Анонимно
        30.08.2015 17:45

        все хорошо там, и с больницами и с дорогами, зря вы так.

        • Анонимно
          30.08.2015 21:16

          А еще средняя зарплата в Самаре выше, чем в Казани. И жилье дороже стоит и нефти у них нет. Вот так.

          • Анонимно
            31.08.2015 14:18

            С чего это зарплата в Самаре будет выше, если валовой региональный продукт на душу в Тарстане - 404 тыс руб, а Самаре - 324 тыс. Зарплата напрямую зависит от произведенного продукта, его из воздуха не возьмешь.https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_субъектов_Российской_Федерации_по_ВРП_на_душу_населения

  • Анонимно
    30.08.2015 11:52

    Я например, положительно оцениваю итогов суверенитета.Я не говорю, что шик и блеск!Но...1980 году в Альмете в сентябре стояла длинная очередь на улице за хлебом.В магазинах только соя с томатом, и все.При этом город праздновал выкачку 2.5 миллиард тонн нефти!В моем сельхозрайоне ни газа, ни дорог, ни воды! А теперь? В аулах газ, вода, асфальт! Шикарные школы(правда, детей мало), в райцентре бассейн, ледовый дворец, современная поликлиника и больница, дом творчества для детей! Облик аулов, райцентра ну неузнаваем! Молодцы, все молодцы! Жить в ауле - в радость, вон, Сиразин не даст соврать!

    • Анонимно
      30.08.2015 12:28

      У вас как то странно причинно-следственная связь выстроена.С таким же успехом все это можно привязать к репрессиям 1936-37. Ведь до них голод был, а потом - вуаля!

      • Анонимно
        30.08.2015 12:59

        ...ничего странного , для меня как коренного жителя нашей республики ничего не изменилось.Вы видимо ощень много приобрели в связи с приобретением суверенитета???

    • Анонимно
      30.08.2015 12:37

      Жить в ауле в радость,если в кармане миллион!График выбывания сельского населения за 20 лет посмотреть бы!знакум

      • Анонимно
        30.08.2015 13:00

        Тем, кто хочет в селе реализовать свои "амбиции" правительство Татарстана выработала хорошую программу. Нади их найти и прочитать. Поддержка есть, как минимум субсидируют средства производста.Мурат эфенде, ну зачем так опошлять прошлое нашей страны? Типа "немытая коммунистическая Россия"? Вовсе не так.Да, дорог не было, воды, газа, но все равно качество нашей жизни было иное - в лучшую сторону. Я знала, учебу закончу, ждет работа, а там квартиру дают, молодым специалистам. Зарплата не ахти, но на Крым с семьей хватало.В любом городе скорая помошь могла подобрать, если что, положить в больницу и лечить, не требуя полиса.Бесплатная учеба, да стипендия всем давали, если не на трояк учился. Мы не были заражены вещизмом. Стройотряды, романтика. Наоборот, мы чувствовали себя строителями лучшей жизни.Прекрасно представляли, как далась Победа, через лишения, считали, что по сравнению с с старшим поколением, мы живем в раю, и сейчас я считаю, что жили тогда в раю.Теперь из нас пытаются получить армию потребителей. Одна критика, направо и налево.А то, что своими руками создаешь, и это в кайф-мало кого интересует. Детей отучают от созидательного труда. Это плохо.Ведь вы не променяете свои козы, двор на коттедж с бассейном, с камином и с кучей книг, вам сама жизнь в деревне интересна.Или я ошибаюсь?

        • Анонимно
          30.08.2015 13:52

          Я поддерживаю Вас!

        • Анонимно
          30.08.2015 16:32

          ...летом 2013 года собственноручно "тянул" газопровод" для всей улицы, нынче при таком же финансировании "протягул" водопровод.Писал в" НКонтроль" ответили что вопрос неформатный и свободен, делай как хочешь а не хочешь готовь дрова и коромысло.Уличное освещение обещали до 01.08.2015 года пока никого не видать видимо шутка юмора такая у нынешной власти.А вообще руководитель исполкома сказал что наши улицы в аренде у казанского представителя и 2 лимона ему перечислены за наши коммуникации, но у нас с этим представителем как-то никаких отношений нет.ВОПРОС=что изменилось с приобретением суверенитета.???

  • инженер
    30.08.2015 12:06

    Идиотское название статьи.Западу в абсолютном большинстве было начхать на Татарстан, к реформам начала девяностых у Запада было преимущественно позитивное отношение.Татарстан в то время добивался просто реального федерализма, сторонников полного отделения было мало.

    • Анонимно
      30.08.2015 14:11

      Запад и сейчас с трудом знает что такое РТ и где он находится

      • Анонимно
        30.08.2015 19:27

        Кому надо, все знают про Татарстан. В 1997 году Шаймиев выступал с лекцией "Модель Татарстана" в Гарварде. Из постсоветской России такой чести удостаивались лишь Ельцин и Горбачев.

        • Анонимно
          30.08.2015 22:20

          Запад всегда поддерживал целостность России. Не просто так конечно, просто они понимали, что так лучше для всех. И гуманитарку возили и кредиты давали. И, сейчас мало кто помнит, когда мы бомбили Грозный, ни о каких санкциях даже речи не было. Тогда только всякие правозащитники шумели. Весь мир считал что мы в своем праве. А там и референдум был, а мы всё снесли в ноль со всеми жителями.

      • Казанская К.
        31.08.2015 01:27

        Америка хорошо знает. Х. Клинтон в Казани была, а недавно и Теффт.

  • Анонимно
    30.08.2015 12:09

    Не будь Шаймиева, никакой возни бы даже не возникло по вопросу "отделения". А в итоге он же еще и герой. О, страна! Нечего на зеркало пенять. А то - зааапад, заааапад.

  • Анонимно
    30.08.2015 12:30

    Сиразину в Республике скучновато, размах не тот, надо ближе к дочке Гайдара, вот где размах, с чистого листа как говорится, и козам раздолье и демократии валом, и отдельная страна, да и попов и мулл там гоняют, все в тему, глядишь и улицу на старость назовут именем Сиразина, рахат лукум.

    • Анонимно
      30.08.2015 13:45

      ну почему же так?я очень с интересом слушаю Мурат абы,как непосредственного участника тех событий.и я ему доверяю.вот мне тогда было 16 лет,я был пацаном..мы жили около пл Свободы и бегали смотреть на всё происходящее.как на цирк..не понимая и не задаваясь вопросами .а кто же мутит воду?кто заставляет с виду разумную вроде бы женщину с остервенением призывать избавляться от детей от смешанных браков,устраивать показушные голодовки,будоражить веками устоявшееся взаимное уважение русского и татарского народов..это сейчас они утверждают ,что ничего не было,а я .как свидетель подтверждаю это..я видел автобусы с этими нациками,которых свозили со всей республики,я видел,что это было за быдло..и мне,мальчишке стало страшно,реально страшно и родители запретили нам ходить,даже временно переехал к бабушке на Павлюхина..я не берусь судить тех,кто раскачивал тогда лодку,не берусь их судить в силу возраста..но я,теперь уже 40-летний мужик,могу видеть плоды этого суверенитета...вы обратили ,как общественное восхищение Бабаем накладывается на ненависть к его сыновьям-миллиардерам?это же массовый политический когнитивный диссонанс,..который позволяет отдельным силам извне манипулировать общественным мнением..я поверю в успех суверенитета,когда всё "сохранённое"богатство республики будет вновь вложено в неё,в собственный народ,вот тогда да-это наше общее политическое завоевание,которое Шаймиев пронёс через лихолетия,не пустил в Татарстан акул отечественного бизнеса и вернул татарам самоуважение..а пока всё это смахивает на полукриминальную игру в чапаевцев на шахматной доске,игру в одни ворота..как то так.А Гареев.

      • Анонимно
        30.08.2015 17:21

        Некоторых "бадминтонщиков" турнули с теплых насестов, и правильно сделали, неприлично гадить там, где кушаешь. Вот и остается изливать здесь желчь.

    • Анонимно
      1.09.2015 20:17

      У Аркадия Гайдара детей не было. Это все самозванцы, прикормленные США

  • Анонимно
    30.08.2015 13:08

    Спасибо Мурату Сиразину за комментарии. Они ценны тем, что он был в 1990-1995 гг депутатом Верховного Совета, активным участником тех событий. Благодаря депутатским группам - демократической "Народовластие" и, можно сказать, промышленной, где были русские гендиректора, "Согласие" - Татарстан не пошел по пути Чечни. Жаль, что в Чечне не было таких, как Сиразин и как его коллеги по этим депутатским группам. У Мурата заслуги не только в прошлом, но и сегодняшние - мы видим по "БИЗНЕС Online", как он бьется за татарстанское и российское село. Спасибо! С праздником, Мурат Галиевич!

  • Анонимно
    30.08.2015 13:25

    Его именем надо назвать казанский цирк или театр юного зрителя, никак в старшую группу перейти не может. Слабые места фермера: история, криминал и политика. Хотя сам себя считает отцом татарстанской демократии и особой, приближенной к министру сельского хозяйства

    • Анонимно
      30.08.2015 14:19

      Мурат никогда себя политиком,историком,и криминологом не считал и советником его министр сам назначил и президент всегда рад встречам с ним. и его познания во многих областях науки вполне достаточные для простого фермер в отличия от многих , которые ему тут завидуют,критикуют и лягают почем зря!

  • Анонимно
    30.08.2015 13:43

    нравятся комментаторы говорящие от имени простого народа. я вот тоже не очень сложный, и мне абсолютно наплевать кто там из местных в "простонародье" удаЩливых какое состояние сколотил, по другому быть не могло, время такое. они хотя бы живут здесь, а не в Москве, хотя бы потому что они связывают свое будущее с республикой им не наплевать. это нисколько не обесценивает принятие декларации о государственном суверенитете, и тех возможностях которое оно дало, прежде всего не материальных, не нужно все деньгами мерить. что бы не говорили, но за 25 лет республика добилась многого, ошибаясь, спотыкаясь, но тем не менее, без ошибок нельзя. были перегибы, вызванные головокружением от появившихся возможностей и отсутствием опыта. не нужно общероссийские проблемы приписывать исключительно республике и подменять понятия. всегда с подозрением относился к людям любящим поразглагольствовать от имени "простого народа".

    • Анонимно
      30.08.2015 14:10

      живут они тут только потому что тут в Республике они князьки и могут творить что хочется - как говорится большие кулики в маленьком болоте а уехав в Мск придется себя ограничивать в чем то и уже не будешь ощущать себя всемогущим

    • Анонимно
      30.08.2015 14:17

      война дворцам и виллам в боровом матюшино!!! мир полуразвалившемся хрущёвкам!! заводы и фабрики рабочим( тем кто действительно создаёт продукт с добавочной стоимостью) !!! землю крестьянам , а не временщикам агробаронам!!! природную ренту всем гражданам Татарстана , а не как сейчас нескольким ну ощщинь удащщливым семьям!!!! и ещё очень много требований к этому наидичайшему режиму !!!

  • Анонимно
    30.08.2015 14:03

    " Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа". Если верить словам декларации, то количество татарстанского народа человек десять не более, ну +- родственнички, а мы с вами инопланетяне!Вот теперь и судите кому выгодно было затевать всю эту шумиху, а мне и без суверенитета при советско власти по цене газа 4 коп. не плохо жилось! Так что праздник нашей многонациональной семьи- это День 7 ноября!

    • Анонимно
      30.08.2015 16:23

      Земля и недра действительно принадлежат народу. Бизнесу принадлежат средства добычи и транспортировки. Не путайте.

      • Анонимно
        31.08.2015 01:12

        А по факту? Первое принадлежит тем, кто владеет вторым

  • Анонимно
    30.08.2015 14:50

    Я бы сказал УСЛОВНО или ОГРАНИЧЕННО годен ;-)

  • Анонимно
    30.08.2015 15:00

    Было бы интересно так же почитать комментарий Владимира Беляева по поводу тех событий

  • Анонимно
    30.08.2015 15:39

    Да,мудрость конечно у наших руководителей республики есть.И у бывших и у настоящих.Сумели сохранить республику,уберечь от падения в пропасть,в 90-х.На сегодняшний день все у нас ровно и относительно стабильно.Но потихоньку,на фоне общих успехов в республике русские,исторические улицы под различными предлогами переименовывают в улицы с татарскими названиями.На гос.службе в Татарстане на руководящих,ключевых должностях только татарские фамилии.Только их дети сразу после ВУЗов (даже без службы в армии РФ,опыта работы) сразу-же идут в гос.аппарат.Акции и доходы самых мощных предприятий республики Татарстан находятся под крылом нескольких известных фамилий..Что и говорить,мощная однако команда!

  • Анонимно
    30.08.2015 15:46

    Мурат Сиразин не понимает всего,понятно он злой на власть,так как его тогда еще отодвинули также как и Алтынбаева! Не злитесь господин Сиразин,вы бы смотрели свое хозяйство и платили бы налог с прибыли.

  • Анонимно
    30.08.2015 15:56

    Мне тоже не нравиться его постоянные негативные комментарии,Мурат Абый вам совет:"не суди людей,сам судим не будешь""))

    • Анонимно
      30.08.2015 17:19

      Один негатив в БО от фермера, мой знакомый перестал его продукты покупать из-за этого, да и цены кусаются у Сиразина

  • Анонимно
    30.08.2015 16:10

    Ну сейчас-то уже наверно многие понимают кому выгодно, вернее нужно было национальное движение. Если бы не было национального движения Шаймиев был бы в глазах Москвы ярым националистом. А так он стал центристом и давил на Москву, пугая национализмом. Для Шаймиева было выгодно острота и массовость национального движения. Поэтому сверху и шло указание о выделении автобусов для перевозки молдодежи с Челнов и Нижнекамска. Поэтому лично Байрамову я всегда считал ставленником Шаймиева. Обратите внимание, все время болтаясь на площадях она выучила своих детей в Турции, сейчас, говорят в США. Когда националисты выполнили свою задачу, их, извиняюсь за выражение, выкинули.

    • Анонимно
      30.08.2015 18:15

      Так и есть, Байрамова ездила по всему Татарстану, раскачивала ситуацию,это было нужно только Шаймиеву для давления на Москву. А так татары с русскими всегда мирно, дружно жили рядом,много было смешанных браков.

  • Анонимно
    30.08.2015 17:01

    Что за привычка во всем винить запад? Суверенитет был нужен татарам, поскольку политика советов довела татар к состоянию кода терпеть дальше нельзя.

    • Анонимно
      30.08.2015 18:34

      Мне татарке не нужен был суверенитет, ущемленной себя никогда не чувствовала и сейчас, хвала Аллаху , и тогда. Националистически настроенную часть татар бессовестно использовали для запугивания Центра и для личного обогащения. Фамилии перечислять не буду, все они на слуху. Шамиева благодарить и боготворить не собираюсь, ни один бы стоящий у станка татарин не пошел бы убивать такого же работягу русского или чувашина, все это полный бред!

      • Анонимно
        30.08.2015 20:03

        Будет вам желчью изливаться, посмотрите на сегодняшнее голосование читателей БО, 52 процента ответивших высоко ценят суверенитет Татарстана.

      • Анонимно
        31.08.2015 03:03

        Я сама татарка, дочь татарина, всё не однозначно

        • Анонимно
          31.08.2015 09:40

          а вам надо пожить в марийке или какой-нибудь Костроме и сразу почувствуете разницу

          • Анонимно
            31.08.2015 13:56

            А почему не в Гвинее-Бисау? И что там такого ужасного в Костроме? Прекратите истошничать. Ваша оппонентка всё правильно сказала. Ни татары, ни иные национальности - ни законодательно, ни институционально не притеснялись. И не могли быть притясняемы - потому что они были субъектами правоотношений, на любом уровне: региональном, муниципальном, гражданско-правовом. Никто же не требовал что-то давать, а вот если татарин ( удмурт, карел, якут и т.д.), то ему ничего не давать. А про уровень жизни - а что было бы, если бы была иная модель развития - как в Ханты-Мансийске&Тюмени? Что-то подсказывает - что эффективность развития была бы гораздо выше.

            • Анонимно
              31.08.2015 17:11

              Вам лучше в КНДР, там иные модели нужны, модель вернее там другая и уровень другой. Планки, правда, разные.

  • Анонимно
    30.08.2015 17:14

    Ч то значит не судим будешь , надо осуждать.А Сиразин недалеко от истины...

  • Анонимно
    30.08.2015 18:09

    депопуляция села и деревни а особенно депопуляция среди молодёжи в Татарстане благодаря суверенитету достигла астрономических величин , которых не было даже в СССР . эти краснобаи решили что выращивание скота и сельскохозяйственных культур можно отдать на аутсорсинг...

    • Анонимно
      30.08.2015 20:48

      это естественный процесс, не надо его суверенитету приписывать

  • Анонимно
    30.08.2015 18:29

    Реагировать на пустую критику некоторых комментаторов глупо, мир изменился, каждому свое, кому то коз пасти, а кому то миром править. Это как у Бодо Шефера: "Иногда в жизни всё гораздо проще, чем мы думаем. Вор - ворует, Лгун - врет, Критик - критикует, а Насмешник - насмехается. Цель жизни Вредины - вредность. Нужно знать свою цель и идти к ней, несмотря ни на что. Ранят не критика или насмешки, а Ваша реакция на них"

    • Анонимно
      31.08.2015 17:00

      Роли распределены, каждый играет свою. Или меняй театр. Все мы актёры. -"Но зритель мало платит, черт возьми, и аплодисментов мало".

  • Анонимно
    30.08.2015 19:58

    Слава суверенной Республике Татарстан!!!

  • Анонимно
    30.08.2015 20:02

    Провел небольшой соцопрос среди своих знакомых. Не большой конечно, но очень интересный. Так вот, те, кто голосовал тогда за суверенитет, практически один в один сейчас поддерживают нынешнюю власть. И наоборот. Это поразительно!

    • Анонимно
      31.08.2015 00:23

      Как раз ничего удивительного, по-моему - люди мыслящие и разумные не станут восхищаться же нынешней властью...

      • Анонимно
        1.09.2015 00:48

        Причем тут нынешняя власть, идея суверенитета Татарстана - на века!

  • Анонимно
    30.08.2015 21:44

    Совсем недавно щи лаптем хлебали,а сейчас элита !!!

    • Анонимно
      30.08.2015 22:12

      Это как раз не плохо. Ни то, ни другое не зазорно. Плохо то, что в мозгах ничего не поменялось у остальных.

    • Анонимно
      31.08.2015 09:32

      Абрамович - был простой еврейский сирота, детдомовец", а сейчас САМЫЙ БОГАТЫЙ И САМЫЙ ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ЧЕЛОВЕК!

  • Анонимно
    31.08.2015 02:09

    Когда начинают обсуждать Татарстан, какая бы тема не была, все переходят к обсуждению татарстанских олигархов или элиту, как тут называют. Неужели все эти люди думают или хотят сказать, что Татарстан чем то отличается по наличию прихватизатор. В любом российском регионе найдется свои "олигарх" и своя "элита" ничем не отличающаяся от татарстанского. Нищая Россия занимает первые места в мировых списках по количеству миллиардеров. Миллиардеры не ноу хау Татарстана, они образ жизни страны в целом. К великому сожалению.

    • Азат Д
      31.08.2015 08:50

      Т.е. Татарстан не отличается от остальной России? Тогда зачем это суверенная мишура?

      • Анонимно
        31.08.2015 16:53

        Ну, батенька, Вы спрашиваете "зачем шуба зимой", когда и в ДНР знают об этом.

      • Анонимно
        2.09.2015 14:29

        Дустым, Татарстан ещё как отличается от других регионов РФ.Поживи-поработай в других местах, и громко заявляй везде о том, что ты Татар и знаешь родной язык, а ещё хлеще, если мусульманин. Очень много поймёшь через некоторое время.Особенно если посчастливится пожить где-то в Рязани, Ярославле...

    • Анонимно
      31.08.2015 16:48

      Такая у них задача, всех "озадачить", ссылаясь на отсутствие очков или на безграмотность.

  • Анонимно
    31.08.2015 05:57

    Суверенные бараны тоже блеют ура волку- не всех с\"ел

    • Анонимно
      31.08.2015 16:44

      Одни по ошибке, волка принимают за собаку, обычная близорукость, другие - умышленно, вводят в заблуждение. У каждого своя "маленькая политика".

  • Анонимно
    31.08.2015 08:20

    ТУТ МНОГО ПИШУТ ПРО ПРИВАТИЗАЦИЮ ТАТАРСКИМИ ЭЛИТАМИ, чуть ли не единственным "достижением" от суверинитета. Хорошо, теперь подскажите альтернативу- как вы все видите иной вариант! В существовавших реалиях альтернативный вариант- СОБСТВЕННОСТЬ ДОСТАЛАСЬ БЫ МОСКОВСКИМ!От этого легче? Пример Башнефти вам не показателен? Бабаю в заслугу уже одно то что он в 90-е чуйкой понял ситуацию и во все деревня газ провёл! Татарстан первый егион России где прошла 100%ная газификация!По ещё мизерным по сегодняшним меркам затратам!Разве местные "удащливые" не вкладывают прибыль в развитие? Тот же ТАИФ, Танэко. Разве не построила татнефть чуть ли не 40 ледовых дворцов?не говоря о других спортсооружениях по райцентрам! ЗАЧЕМ ВСЁ ЧЁРНЫМ КРАСИТЕ??? Сравните изменения в соседних регионах! вы рассуждая о Татарстане, забываете что республика живёт как часть России и по "правилам" вертикали власти! Президентские майские указы по социалке легли нагрузкой на местные бюджеты! В этих реалиях, когда шаг вправо-шаг влево подобен демаршу против вертикали, вы каких подвигов ждёте от местных властей? ВСЕ ЭТО РАЗГОВОРЫ ДЛЯ БЕДНЫХ! на уровне колхозной курилки...

    • Анонимно
      31.08.2015 16:37

      Так это специально и делается, видно же невооружённым глазом, и варианты им известны, Вы правы.

  • Анонимно
    31.08.2015 09:03

    Пугали Москву суверенитетом и националистами, и под шумок семьи первых лиц приватизировали и экономику и власть. И дети их "достойно" продолжают родительские "традиции", только папы им не успели объяснить, что времена изменились...

    • Анонимно
      31.08.2015 16:33

      Много было организованных "чудес", начиная от дефицита продуктов, кончая "НЛО".

  • Анонимно
    31.08.2015 09:26

    Прожив всю свою сознательную жизнь за пределами Татарстана могу сказать, что ОСНОВНОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ Суверенитета Татарстана, это то, что татары, живущие за пределами Татарстана, из безмолвной рабочей скотины "без роду и племени" второго, точнее третьего/четвертого сорта, после русских, русскоязычных и кавказцев, получили шанс не только почувствовать, он и стать нормальными ЛЮДЬМИ!!!! В советское время, за свою долгую жизнь я не видел ни одного татарина, который был бы на предприятии или властной структуре (партийном органе/исполкоме) на ПЕРВОЙ позиции. Максимум - это главный инженер или какой нибудь н-ый секретарь. А сейчас даже в российском правительстве есть ТАТАРЫ.

  • Анонимно
    31.08.2015 09:34

    Валентин Россель в Екатеринбурге, тоже из многодетной семьи сосланных из Родины (Энгельс) саратовских немцев, а сейчас тоже один из богатейших людей Урала и России.

  • Анонимно
    31.08.2015 11:57

    Щас всех вас примирюА то читаю уже второй месяц - одни и те же комментаторы, одни и те же аргументыОдни говорят, что хорошо жили при коммунистах, а сейчас все плохоДругие - что раньше было плохо, а вот сейчас стало лучшеНеужели обе стороны "монеты" не понимают, что монета одна?Одни и те же люди во власти тогда и сейчасОдин и тот же стиль и метод управления тогда и сейчас - народ всегда был бесправен и жил трудно, а руководство ВСЕГДА для себя создавало лучшие условия и не во что не ставило народ. Сначала обкомовские дома, дачи, санатории у моря, хорошая зарплата. Теперь - у них собственность на всю землю и все полезные ископаемые.И в обоих случаях - бесстыдная пропаганда с призывами потерпеть и ненавидеть АмерикуНеужели вы не видите, что мы никуда не идем и никуда не пришли. Меняются техника и технологии, но жизнь нашего народа беспросветна как при царе, так и при коммунистах, так и сейчас при... приватизаторах общенародного добра.

    • Анонимно
      31.08.2015 16:12

      Да просто у нас был высокий уровень технологий: серп и молот превратились в птицу. Не верь чудесам после этого. Куда Америке до нас.

    • Анонимно
      2.09.2015 14:57

      Всё верно. Только нас это не примирит.

  • Анонимно
    31.08.2015 12:05

    Неужели было только 2 варианта - приватизнуть общенародную собственность местным царькам или приватизнуть ее московским?был и третий вариантоставить все природные богатства страны в собственности народа и по контракту и по конкурсу передать в разработку крупным нефтедобытчикам, например, а доход - 100% в гос бюджетВам правда такое даже в голову не приходит и норвегия, или кто там, вам не пример?

    • Анонимно
      31.08.2015 16:23

      3-й вариант противоречил первым двум вариантам. Двое, всё таки, против одного. Одолели. Жаль, право, что нет такого права.

  • Анонимно
    31.08.2015 13:17

    Летом съездили в Ростов-на-Дону, Новороссийск,... Вдоль дорог - процветающие станицы, ухоженные поля, аккуратно подстриженные обочины дорог... А разметка! Такого и казани не снилось.В маленьких станицах картодромы (!), футбольные поля. В Ростове, Новороссийске - аккуратно, чисто, парки, скверы. Наш парк Горького (или Шурале) рядом с ним не стоял - доступно и по деньгам и для детишек масса развлечений. Никто не пыжится и не хвалится при открытии какого-то объекта (а у нас открытие детского сада - уже республиканское событие).Хватит дурить народ информацией, что в Татарстане всё самое лучшее - оставьте это для тех, кто дальше Сабов не выезжал и не стремиться узнать ничего большего!

    • Анонимно
      31.08.2015 16:18

      Верим, верим, только не нервничайте. И поп Гопону верили, и царям, и генсекам, и СМИ сейчас верим. Успокойтесь. Мы - верующие на 146%.

    • Анонимно
      31.08.2015 19:08

      Жаль деятелей и некоторых комментаторов, которых взрастила, дала звания, чины, должности СССР и они же сегодня оплевывают и обливают грязью свою бывшую Родину, выдают себя за спасателей РФ, сменив "погоны", лозунги и т. д. Развалил и привёл к нищете народ в 90-е не сам же народ. Он трудился и верил руководству. А всю свою вину, Руководству всех рангов(КПСС), надо же свалить на кого то(Запад), и оправдать своё обогащение. Об этом было сказано ещё в 90-е, зачем теперь песенка "...бери мыло и мочало, начинай сначала". Работать надо , не забывая нужды народа, не отрываясь от него, не отгораживаясь заборами. И уменьшить разрыв, чтоб он не стал неприличным.

  • Анонимно
    31.08.2015 18:14

    Все эксперты как один выдали истинную цель суверенитета:он нужен был для татарского народа.Спрашиваю: татарский народ, что ты поимел с суверенитета?Шиш без масла?А, вот, весьма узкая кучка татар - поимела , но в целом не татарский народ остался в стороне.Про русских РТ - промолчу.

    • Анонимно
      31.08.2015 19:33

      Ты что-нибудь выше своего пупка способен видеть? Мне плевать, что кто-то что-то отхватил, у моего народа из поколения в поколение живет великая идея - возрождение национальной государственности. Декларация о государственном суверенитете Татарстана была выдающимся шагом в реализации этой великой идеи. Такие шаги остаются в истории, а о ползучих пресмыкающихся с их истерическими стенаниями никто и не вспомнит.

  • Анонимно
    31.08.2015 22:20

    Все, кто не понимает, что суверенитет, какой бы он ни был это огромный задел на будущее, те дураки.

  • Анонимно
    31.08.2015 22:47

    Этот Муразин работает вообще, когда успевает? На любую тему,каждый день коменты строчит. Такой умный, блин! Вам Уважаемый, в любом случае, очень далеко до МШШ, подымайте лучше свое хозяйство!

    • Анонимно
      2.09.2015 01:19

      Ему не нужно поднимать хозяйство - козье молоко расходится хорошо да и его друг породистый козел Беня доход приносит.А постоянно строчить на клаве это уже его профессия, в которой он преуспел больше чем в других. Так, что пусть себе строчит.

  • Анонимно
    1.09.2015 11:50

    Мы отстоим свободу татарстана! Смерть американским оккупантам!

  • Анонимно
    1.09.2015 12:53

    Шаймиева, тогда поддержали все, кроме нациков. В поддержку президента выступили люди всех национальностей Республики и люди всех вероисповеданий и мусульмане и христиане и католики и иудеи (атеисты тоже за). Нацики в основном. по большому счёту подогревались деньгами пиндосии и их рабов западников. Даже криминал и тот восстал против нациков, поскольку понимал что и в их коллективе жестокий разлад может возникнуть. В ОПГ ребята всех национальностей были единой силой. Опять же г-н Шашурин байрамову придушил со своей стороны, чтоб не вносила смуту и не мешала со своим разладом перекраивать рынки. В тот момент весь народ РТ объединился не важно кем они себя ощущали и кем были простыми работягами или чинушами, законопослушными гражданами или бандитами, какй бы веры они не были - все ОБЪЕДИНИЛИСЬ против нацизма. потому и выжили, потому и чемпионаты с универсиадами сейчас проводим, потому и просто ЖИВЫЕ остались. Всем низкий поклон, мир Вашему дому все мы вместе отстояли самих себя и своё потомство, свою Республику от нациков и пиндосии. И как тут не вспомнить в сотый раз притчу про веник и его прутики, про пальцы и кулак - по отдельности всех нагнут рано или поздно,а в единении - пусть шавки гавкают ВЕЛИКИЙ НАРОД ТАТАРСТАНА НЕ СЛОМИТЬ!

    • Анонимно
      1.09.2015 14:10

      Теперь лозунгам и пропаганде не верят. Было уже

      • Анонимно
        1.09.2015 16:37

        а тогда чему верят? и чего за многовековую историю человечества ещё не было?

  • Анонимно
    1.09.2015 17:31

    Категорически против холуйского коммента 12.53. ставящего знак равенства между бандитами и честными людьми, они мол один и тот же великий народ.Кстати слово нацики из вашего жаргона подпевал манкуртов. Было и есть национальное движение татарского и других народов России и только "фашики" могут так пренебрежительно называть его своим жаргонным словечком.

  • Анонимно
    2.09.2015 10:34

    Прозвище "нацики" запустили дерьмократы - гайдаровцы в услужении которых был и небезивестный фермер -энцикопедист.

  • Анонимно
    2.09.2015 10:50

    Понятно для Русских суверенитет Татарстана как кость в горле, от осознания того, что без них что-то может происходить в мире.Для Татар суверенитет это отдушина, но не более.

  • Анонимно
    2.09.2015 16:01

    К вопросу о языке и косвенно суверенитете, который очень беспокоит дерьмкратов вроде фермера.Всегда Испания казалась мне единой страной, ну где то на севере воду мутили баски и то вроде бы притихли.Недавно был в Барселоне, столице, именно так она именуется, Каталонии.Везде рядом с испанским каталонский флаг, парламент говорит в основном на каталонском, в школах тоже преподают каталонский язык, обязательный для всех , наряду с испанским. И вообще нет большей обиды для коренного жителя Барселоны, если его назовут испанцем , а не каталонцем.Не говорю уж о музыке и других атрибутах культуры. Вот так живет гордая, и не такая уж маленькая, Каталония. Правда призывы о выходе из Испании пока не собрали большинства голосов, но все впереди. Языки испанский и каталонский отличаются немногим больше чем татарский от башкирского.Так, что язык как и восток дело тонкое.И дерьмократским термином "Нацики", говоря об активистах татарского национального движения шутить не надо.В Татарстане все сейчас спокойно, но раскачивать "лодку" не надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль