Общество 
12.09.2015

«Война любителей приставать к пассажирам в аэропорту с криками «Такси! Недорого!» проиграна»

От чего отельные сети Казани сильно напряглись и почему традиционный рынок услуг ждет смерть?

Современные реалии диктуют моду на сервисы по совместному пользованию ресурсами: от междугородних перевозок до выгула собак. На днях на рынок Казани пришла калифорнийская компания, создавшая мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Соучредитель сети Wok&Go Марат Багаутдинов в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», размышляет о популярности шейринговых сервисов и рассказывает о том, что ждет Казань в ближайшее время.

Марат Багаутдинов
Марат Багаутдинов

ВОЙНА ПРОИГРАНА, НО ТАК ЛИ ЭТО ПЛОХО?

На прошлой неделе в Казани начал работать калифорнийский сервис такси Uber и вызвал своим появлением активное бурление на пару дней в СМИ. Сначала, казалось, все обсуждали, что забыла певица Эльмира Калимуллина на открытии high tech компании в городе, потом плавно перекинулись на низкие цены оператора, массовые волнения в Париже, связанные с появлением Uber, и ожидание аналогичных беспорядков в Казани. В прошлую пятницу вечером на встрече с друзьями в ресторане, куда, к слову, несколько участников встречи уже приехали на Uber, тональность была примерно той же. Было заметно, что те, кто когда-то пользовался данным сервисом за границей, уже не слезут с него и моментально станут адептами казанской новинки. Это то же самое, что пересесть с автоматической коробки передач на ручную: можно, только если вы профессиональный гонщик. В остальном будет все тот же извечный вопрос каждый день: а зачем это вообще надо?

Между тем «ИТ-такси-гигант» без единой машины в парке и капитализацией с парочку нефтяных компаний, у которых на балансе целое месторождение и куча heavy assets, уже завоевал сердца жителей сотен городов по всей планете. Где-то этому вяло сопротивляются, ведя законодательные войны, где-то более активно, сжигая машины конкурента. Но в общем понятно, что война любителей поприставать к пассажирам в аэропорту с криками «Такси до города! Недорого!» давно проиграна. Объясню почему.

Шейринговый сервис AirBnB.com по сдаче квартир зашел в Казань гораздо раньше Uber и сейчас имеет сотни апартаментов, выставленных под сдачу гостям города. С этого года сервис начал играть еще на поле luxury и напрямую угрожать пятизвездочным отелям. Буквально за считанные годы AirBnB.com отгрыз себе несколько процентов от мирового гостиничного рынка и нарушил конфигурацию, которая складывалась десятилетиями. Пока не слышал, чтобы сотрудники Hilton и Hayat гонялись с битами за пользователями этого сервиса, но слышал, что отельные сети сильно напряглись.

Шейринговый сервис AirBnB.com по сдаче квартир зашел в Казань гораздо раньше Uber и сейчас имеет сотни апартаментов, выставленных под сдачу гостям города
Шейринговый сервис AirBnB.com по сдаче квартир зашел в Казань гораздо раньше Uber и сейчас имеет сотни апартаментов, выставленных под сдачу гостям города

Шейринговый сервис Bla-Bla-Car уже достаточно популярен в Казани и методично убивает рынок междугородних перевозок. После того, как я доехал из Казани до Челнов за 300 рублей на новом Porsche Cayenne с кремовым кожаным салоном, мне это стало совершенно понятно. К слову, средняя цена поездки в душном автобусе — 400 рублей. В результате ІТ-платформа, не имеющая ни одной машины в парке и ни одного водителя в штате, делает то же, что и Uber, только на межгороде. И рвет традиционный рынок.

БЕЗОБЛАЧНОЕ БУДУЩЕЕ ЗА СОВМЕСТНЫМ ПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСАМИ

Пару лет назад о слиянии объявили две крупнейшие в мире фриланс платформы — Elance и Odesk, что по сути тот же шейринговый сервис, только в данном случае объектом являются человеческие ресурсы. Новый мегамонстр аккумулирует миллионы фрилансеров по всему миру и уже угрожает традиционному кадровому рынку в развитых странах. Компании все чаще привлекают к работе временных сотрудников, которые и сами-то особенно не спешат на постоянную работу в душный офис.

Сервис по совместному пользованию автомобилями RelayRides и еще парочка его аналогов уже угрожают традиционному рынку аренды авто, занятому не один десяток лет Hertz, Budget, Europcar и так далее. В некоторых странах арендовать машину у соседа или жителя одного с тобой района стало вполне привычным делом. То же самое, кстати, обстоит и с велосипедами.

В мае 2014 года мне довелось побывать на конференции Share в Сан-Франциско, где собрались несколько сотен представителей шейринговой (от слова share — с английского языка «делиться») индустрии. Все в один голос твердили, что бездумная трата ресурсов угрожает планете и совместное пользование ими и есть единственный выход и залог безоблачного развития. Приводились убийственные цифры: 70% своей жизни машина простаивает на парковке. Свои платформы презентовали компании, предлагающие поделиться парковками (www.parkcirca.com), гаражами, квартирами, машинами, лодками (www.weareonaboat.com), частными самолетами (www.jet-share.ca), музыкальными инструментами (www.gignroll.com/), местом в машине на дальние поездки, но больше всего мне понравился мой сосед по столу за обедом — он создал сервис... по совместному выгулу собак. Американцы немного «повернуты» на четвероногих и содержат их в огромных количествах, поэтому парень решил, что по утрам соседи могут объединяться по интернету и выгуливать своих собак по очереди по 6 - 8 штук на поводке.

Война проиграна во многом еще и потому, что калифорнийская ІТ-мафия очень сплоченная и сможет продавить любой свой каприз в любой точке мира. Нерды, возглавляющие компании ІТ-гигантов, уже на равных общаются с президентами и руководителями государств, а влияние их на общество огромно. Вспомните, сколько времени вы проводите в социальных сетях, а ведь это тоже по сути шейринговые сервисы по обмену информацией. Любые протестные явления — это лишь временная реакция на новинку, сравнимая с тем как традиционные художники выступали в XX веке против фотографии.

Марат Багаутдинов

Справка

Марат Дамирович Багаутдинов — соучредитель сети Wok&Go

Дата и место рождения — 11 февраля 1983 года, Набережные Челны, Татарстан.

Образование — МГИМО(У) МИД России, бакалавриат факультета международных отношений, Bodo Graduate School of Business (Норвегия), магистратура по направлению International Business.

Семейное положение — женат, двое детей

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.09.2015 10:22

    Большое спасибо. Весьма познавательно.

  • Анонимно
    12.09.2015 10:35

    Умно написал, действительно, к счастью ли, либо к обратному, но интеллектуальные сервисы вытеснят как людей, так и ( как польза) многие компании - "прокладки" в осуществлении широкого спектра деятельности разнообразной .

  • Анонимно
    12.09.2015 10:45

    Хорошая статья, еще раз укрепил себя в своих действиях.Сергей.

  • Анонимно
    12.09.2015 11:54

    Не все так просто и безоблачно. Водители машин никем не проверяются и не контролируются, вероятность , что Вас повезет наркоман, человек с неустойчивой психикой или просто маньяк вполне реальная.У нас ведь все до первого случая, как что-то случится, так всех начнут проверять, закрывать и т.д.Вообще, все подобные on-line системы ориентированы на очень специфический и узкий сегмент пользователей: это или очень небогатые люди, которые экономят каждую копейку, или маниакальные оптимизаторы. Рентабельны эти системы могут быть только внедряясь в огромное число городов и стран, чем они , собственно, и занимаются.

    • Анонимно
      12.09.2015 12:29

      "Рентабельны эти системы могут быть только внедряясь в огромное число городов и стран, чем они , собственно, и занимаются." - ну, и у них это вполне успешно получается, так что скепсис Ваш здесь не уместен.

    • Анонимно
      12.09.2015 13:29

      Водители таких автомобилей зарабатывают хорошие деньги. И если у тебя в машины будет грязно или плохо пахнуть, или просто водитель грубиян, ставь ему не пять звезд а одну и его автоматом выкидывают из системы , после чего он лишается заработка на несколько месяцев. А для некоторых этот заработок основной!!!!

  • Анонимно
    12.09.2015 12:18

    новый порш кайен с кремовым кожанным салоном за 300р через блаблакар - это что-то из категории невероятного, давно пользуюсь этим сервисом, но такого никогда не видел. Возможно, но крайне маловероятно.

    • Анонимно
      12.09.2015 13:04

      кредитный порш )

    • Анонимно
      12.09.2015 13:05

      Может быть вполне, хотя крайне редко, но хозяину люксового автомобиля. возможно охота скоротать время в разговоре по дороге, либо хоть немного "отбить" затраты на бензин. Сам ездил на такси пойманном "с руки" лэнд - ровере, несколько км, всего ... за 100 рублей.

    • Анонимно
      12.09.2015 13:23

      Может в Казани это пока маловероятно, по после того как я прожила некоторое время в Америке и пользовалась постоянно uber , я поняла что очень даже вероятно когда приезжают за тобой машины разного уровня- и крутые иномарки с кожаными салонами и простые машинешки.

    • Анонимно
      12.09.2015 17:48

      Водитель какого-нибудь челнинского бизнесмена, улетевшего на отдых или по делам... вполне допустимо

  • Анонимно
    12.09.2015 13:33

    Где же найдут достаточное количество водителей, желающих работать на постоянной основе за копейки? С такими тарифами затраты на топливо,амортизацию,стоянку, парковку, мойку, интернет, штрафы и т.д. не отобьешь. Плюс надо учитывать наш российский менталитет, что хорошо у них, не обязательно будет хорошо у нас. Время покажет...

    • Анонимно
      14.09.2015 17:42

      В uber копейки платят? Ну если в месяц 70-80 это копейки, то тогда не знаю, кто пойдет на такое.

  • Анонимно
    12.09.2015 13:44

    Автор слишком увлекся приложениями, теперь думает, что они захватили мир. Это не так. По поводу поездки на старом Порше. Минусы здесь очевидны: ехал он точно не один, фактор безопасности его не волнует, видимо. Я, к примеру, только по этому езжу на больших автобусах. По поводу авто, которые якобы простаивают 70% времени. Вы хотите, чтобы они всегда были в движении? У вас там и так пробки и загазованность.

  • Анонимно
    12.09.2015 13:59

    Р. К.

    Молодцы.
    В Астане , пользовался такси..., им далеко до Казани в подобных услугах.

  • Анонимно
    12.09.2015 15:26

    к сожалению, Uber в Казани никак не дешевле такси ТатарстанКроме того, Татарстану потребовалось 2-3 года чтобы уйти от раздолбанных девяток с пацанами в трениках. Это ведь шлифуется не в один день Плюс у Татарстана давно уже есть заказ с телефона/планшета и ты выбираешь машину сам, а потом видишь где она и когда придет. Uber соберет тех, кто боится такси (ой скока-скока, а я думал на рупь дешевле) и пользуется им редко.А что касается случайно оказаться в дорогой машине с непрофессиональным водителем и доехать за копейки. Так там другая проблема - его придется всю дорогу слушать. То есть если вас везет дорогое авто, то это либо водитель калымит на авто хозяина и возьмет он недорого, либо это сам хозяин, но в обоих случаях вам придется слушать и того, и другого всю дорогу. Я так в Москве каталась в начале 2000х. Мне надо было за 2-3 дня объехать 15-20 фирм. И да, я не пользовалась ни метро, ни общ транспортом. Боялась их, да и сейчас боюсь. Ловила машину, но поднимала руку только перед дорогими машинами и выслушала много историй почти за бесплатно. Многие даже говорили, может вас еще куда довести - я еще не все рассказалP.S. для идиотов - я только слушала и да я - порядочный человек Не привычно?

    • Анонимно
      14.09.2015 10:16

      не соглашусь, когда нужно такси вызываю только Татарстан, и точно уж не могу сказать что там одни профессионалы, попадаются и пацанчики (просто они пересели с девяток на кредитные шавроле) которые гоняют, и болтуны. А год назад сами лично вызывали Гаишников для водителя такси Татарстан (обклеенная фирменная машина) который в абсолютно невменяемом состоянии стоял на встречке и двух слов связать не мог и это в 9 утра!

  • Анонимно
    12.09.2015 18:50

    Убер так и подал мне машину. Не удобный сервис. Тап такси - исправно работает. И у нас и в башкирии.

  • Анонимно
    12.09.2015 21:00

    У нас все будет спокойно. Татарстан же работает с нелегалами и эти начнут. Закон как бы есть, но его вроде нет.

  • Анонимно
    12.09.2015 21:07

    Все эти диспетчерские службы - не такси. Пользуются брешью в законодательстве и не желанием власти навести в этой сфере порядок. Да, не спорю многим приятно и удобно когда есть такие левые службы в которых работают люди как рабы на галерах.

  • Анонимно
    13.09.2015 23:00

    А лапша у него невкусная

  • Тагир
    14.09.2015 02:39

    Описательная вводная понятна, а сказать-то что хотел? Что воки будут доставлять на убере? Или что еду будут заказывать не в ресторанах, а у тысяч домохозяек, которые готовят каждая у себя дома?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль