Машиностроение 
18.09.2015

«Ил-114 – это хорошо, но было бы лучше, если бы пошел Ту-324»

Казанский авиазавод на перепутье: «Туполев» упорно открещивается от самолета, который лоббирует Рустам Минниханов

Крайне недовольным, по данным «БИЗНЕС Online», уехал с Казанского авиазавода на днях замминистра обороны Юрий Борисов. Становится все яснее, что возродить производство стратегического ракетоносца Ту-160 невозможно, если предприятие не накачает мышцы на других проектах. Однако находящийся в высокой степени готовности Ту-324 Москва не видит в упор — на МАКС-2015 его пришлось везти почти контрабандой. Вместо этого КАЗу сватают самолет, некогда выпускавшийся в Ташкенте.

Руководство ОАК заявило, что, возможно, КАЗ стнет выпускать Ил-114
Руководство ОАК заявило, что, возможно, КАЗ станет выпускать Ил-114

ТРЕБУЕТСЯ МАШИНА, «ВЫТЯГИВАЮЩАЯ» АВИАЗАВОД

Коллекция многострадальных гражданских авиапроектов, которые прочили и прочат Казанскому авиазаводу им. Горбунова — филиалу ОАО «Туполев» (КАЗ), пополнилась еще одним самолетом. На предприятии могут развернуть сборку регионального Ил-114, об этом на авиасалоне МАКС-2015 сообщил президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь. По словам главы ОАК, завод-финалист пока определяется, в шорт-листе у нас Казань, Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород.

Двухмоторный турбовинтовой Ил-114 поднялся в воздух еще в 1990 году. Производство развернули на Ташкентском авиазаводе и до его ликвидации в 2012-м выпустили 16 самолетов. С тех пор в России то и дело возникают разговоры о необходимости выпуска Ил-114, но до дела так и не доходит. Очередной всплеск интереса произошел в связи с украинским кризисом и санкциями, ведь ликвидация российско-украинской программы хоть и худо-бедно, но выпускавшегося самолета Ан-140 оставляет Россию без ближнемагистральной турбовинтовой машины. Главным претендентом на финальную сборку Ил-114 всегда считался самарский «Авиакор», строивший Ан-140, иначе с уходом украинского самолета заводу останется лишь ремонт. И вот тут возникает интрига, поскольку предприятие входит не в ОАК, а в холдинг «Русские машины», контролируемый группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Авиастроительной же корпорации, по-видимому, не хочется терять потенциально актуальную работу (а востребованность Ил-114 подтвердил Владимир Путин, поручив правительству просчитать затраты и время, которые необходимы для развертывания серийного производства) — в сообщении Слюсаря на МАКСе Самара вообще не фигурирует.

Но с чего вдруг в «шорт-листе» появилась Казань, которую вообще никогда не связывали с Ил-114? Если принять оптимистическую версию, то руководство ОАК должно осознавать: КАЗу для того, чтобы быть готовым к таким сверхпроектам, как возобновление производства Ту-160 (Ту-160М2) и строительство перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), нужна текущая загрузка. Выпуск двух специальных Ту-214 в год таковой считаться явно не может. В конце концов, так завод может и подрастерять свои компетенции. И тревожные звоночки раздаются. Недаром недавнего визита министра обороны Сергея Шойгу, по данным источника «БИЗНЕС Online», ждали почти с ужасом. Аналогичное настроение, по словам источника, было и перед приездом зама Шойгу Юрия Борисова, 10 сентября проинспектировавшего выполнение гособоронзаказа (ремонт и текущая модернизация Ту-22М3 и Ту-160). По нашим данным, Борисов покидал КАЗ крайне недовольным состоянием дел.

По нашим данным, состояние дел на КАЗе вызывает большую озабоченность у министерства обороны
По нашим данным, состояние дел на КАЗе вызывает большую озабоченность у министерства обороны

«А как может быть иначе, если загрузки нет? — прокомментировал ситуацию на заводе и недовольство Борисова наш источник. — Полтора-два Ту-214 в год — это издевательство! Люди, как говорится, воздух пинают — работы нет». Напомним, в 2014 году КАЗ передал заказчикам два новых борта: Ту-214ОН — минобороны, Ту-214СР — управлению делами президента РФ. Военные рассчитывали на 10 отремонтированных Ту-22М3, но получили только 5 (также был сдан один Ту-160). В этом году от КАЗа ожидают 12 таких машин... На какие еще проекты претендует завод? Гигантская работа по радикальной модернизации Ту-22М3, видимо, только начинается. Судя по отчетности «Туполева», контракт с минобороны на выполнение опытно-конструкторской работы Ту-22М3М подписан только в конце 2014-го и рассчитан на срок до 2018 года. По еще одному потенциально большому заказу — кардинальной модернизации Ту-160 (Ту-160М) — завершен лишь этап эскизно-технического проектирования по ОКР. Запуск Ту-160М2 назначен на 2023 год, и в связи с этим отодвигаются сроки реализации проекта ПАК ДА.

В этой ситуации получение заказа на коммерческую машину могло бы стать едва ли не палочкой-выручалочкой предприятия. «Заводу надо переоснащаться, у него ведь техперевооружение на очень низком уровне, — отметил наш источник. — Нужна какая-то машина, которая бы «вытягивала» КАЗ. Ведь тот же Ту-160 «раскидают» по всем заводам — у нас только фюзеляж оставят и сборку. А коммерческий самолет, тот же Ил-114 — это серия, понадобятся перевооружение, набор людей. Это работа!» На техперевооружение всех кооператоров по Ил-114 потребуется не менее 4 млрд. рублей. Об этом рассказал Слюсарь: «15 миллиардов рублей напрямую на ОКР, плюс порядка 4 миллиардов на техперевооружение предприятий, которые будут принимать участие в изготовлении этого самолета, в том числе на завод-финалист».

«КАЗу какая-то загрузка нужна, потому что все эти большие проекты, о которых сегодня много говорят, могут быть, а могут и не быть, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Но даже если эти заказы будут, для того чтобы они по стоимости не вышли за разумные рамки, нужен и коммерческий продукт». «КАЗу такой самолет не помешает, — высказал «БИЗНЕС Online» свою точку зрения главный редактор отраслевого портала «АвиаРу» Роман Гусаров. — Пойдут ли ему военные контракты, непонятно, да и государственные заказы имеют свойство по насыщении кончаться, а если есть коммерческая машина, это более-менее стабильный спрос».

На МКАКС-2015 материалы о Ту-324 демонстрировались на стенде ЭНИКСа
На МАКС-2015 материалы о Ту-324 демонстрировались на стенде ЭНИКСа

«ТУПОЛЕВ» НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ?

Но намерения ОАК по Ил-114 в Казани (если они есть — вспомним, сколько всего в разное время прочили КАЗу) входят в противоречие с планами Татарстана, который весной напомнил о том, что у него есть такой проект, как Ту-324. Причем напомнил об этом не кто-нибудь, а врио президента РТ Рустам Минниханов.

16 - 17 апреля в Ульяновске проходил второй съезд авиапроизводителей России. В день открытия форума в «Российской газете» вышло развернутое интервью главы РТ, в котором он, проанализировав состояние российского авиастроения, высказал ряд принципиальных предложений по его возрождению. А главной темой интервью стал региональный самолет Ту-324, разработанный в конце 90-х «Туполевым» на средства Татарстана. На вопрос о том, можно ли вернуться к проекту, завершить его освоение и наладить выпуск, Минниханов ответил: «Не только можно, но и нужно. Нельзя больше оставлять региональные линии без такого самолета и продолжать добираться до соседних регионов через Москву, как это делается сейчас. Неслучайно самолетов Ту-134 и Як-40, которые должен заменить Ту-324, суммарно было выпущено более 1800 единиц... Аналоги Ту-324 остаются широко востребованными... Только бразильских и канадских регионалов завезено в Россию уже более 70 единиц». Более того, как рассказал «БИЗНЕС Online» Киреев, заявление Минниханова было с большим энтузиазмом воспринято на казанских предприятиях, которые предполагались соучастниками проекта: «Появилась надежда, что проведенная огромная работа по освоению самолета на авиационном заводе, двигателя — на КМПО (он освоен и выпущен) и авионики — на «Электроприборе» будет завершена». Гендиректор КМПО Дамир Каримуллин и генедиректор «Электроприбора» Павел Шацких подписали письмо президенту республики с поддержкой идеи завершения освоения самолета и начала его производства.

Следующим шагом должно было стать представление Ту-324 на МАКСе-2015. И это было сделано, но не в павильоне «Туполева» (который, казалось бы, должен быть сверхзаинтересованным в проекте) и ОАК, а в экспозиции... «ЭНИКСа» — казанской фирмы, разрабатывающей и производящей беспилотники. «Нами было сделано все, чтобы «Туполев» мог продемонстрировать Ту-324, — прокомментировал ситуацию Киреев. — Разработали два прекрасных буклета, выпустили их тиражом 800 единиц. Разработали и отпечатали 6 больших красочных баннеров. Все это, а также модель самолета были задолго до начала выставки предложены для демонстрации в экспозиции «Туполева». После его отказа включить все это в свою экспозицию и раздавать буклеты мы вынуждены были попросить Валерия Николаевича Побежимова (директор — главный конструктор «ЭНИКСа» прим. авт.) продемонстрировать Ту-324 в экспозиции «ЭНИКСа». Команда предприятия с энтузиазмом провела демонстрацию, за что ей большое спасибо». «Так как Рустам Нургалиевич очень болеет за этот самолет, то просил и его поставить на наш стенд», — пояснил тогда «БИЗНЕС Online» Побежимов.

Объяснил ли «Туполев» свой отказ? «Вразумительного ответа мы не имеем и сейчас. Спросите их об этом сами!» — посоветовал Киреев. Но в «Ту» на запрос «БИЗНЕС Online» не отреагировали.

В этом году Татарстан активно занялся продвижением Ту-324
В этом году Татарстан вновь активно занялся продвижением Ту-324

Более того, по нашим данным, вместе с Каримуллиным и Шацких упомянутое письмо о Ту-324 намеревался подписать и гендиректор «Туполева» и КАЗа Николай Савицких, но, как рассказал Киреев, этого так и не произошло: «По мнению заводчан, подписывать письмо не рекомендовали в ОАК («БИЗНЕС Online» направил в коропорацию запрос с предложением прояснить ситуацию, но пока ответа не получилприм. авт.). Возможно, под предлогом предстоящего важного заказа (имеется в виду Ту-160М2прим. авт.). Возникает вопрос: почему, по мнению ОАК, Ил-114 можно осваивать на заводе, имеющем такой заказ, а Ту-324 — нельзя? По Ту-324 на заводе уже проведена огромная подготовка производства, имеется (в отличие от Ил-114) освоенный (на КМПО) двигатель, есть прекрасная, созданная по заказу республики авионика, которая установлена на самолете Бе-200 и получила в его составе сертификат летной годности по европейским нормам. Заводу обязательно нужно срочно освоить новое изделие. Диктуется это проблемой кадров, которых нужно срочно набрать, обучить и «потренировать» на относительно менее сложном изделии. Начинать этот процесс надо было «вчера» — людей «с улицы» к сложной работе не допустишь».

«Ил-114 — это, конечно, хорошо, — отметил источник «БИЗНЕС Online», — но лучше было бы, если б пошел Ту-334 или Ту-324, но пока не складывается. Не поздновато ли? Заметьте, разговоры об этих машинах то здесь, то там возобновляются». «Если в Казань приведут Ил-114, то доля труда КАЗа и республики в нем будет процентов 20, — разъяснил Киреев. — Если будет Ту-324, доля нашего труда в продукте будет свыше 60 процентов — по двигателям, авионике, планеру. У нас по Ту-324 36 тысяч технологических процессов разработано, 1000 единиц оснастки и деталей сделано. А по Ил-114 конь не валялся». Другой источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме указал на важность определенной преемственности продукции: «Вот если бы говорили о выпуске Ту-334 или Ту-324, то это было бы более близко к темам, которые наш завод традиционно ведет. Ведь никто без великих инвестиций не ставит на поток совершенно новую машину — каждый новый самолет у завода как бы продолжение предыдущих. Поэтому такие заявления (по Ил-114прим. авт.) мне видятся фантастическими. Если бы я не был авиастроителем, то поверил бы, а так...» Источник напомнил о том, какие проекты планировались в Казани: Ту-324, Ту-334, Ан-70, сегодня — Ту-160М2 и ПАК ДА: «Это словно издевательство! Каждый руководитель нам начинает говорить: «привяжем» к вам эту машину, ту, третью, под Ан-70 площадку уже готовили...»

Что думают о возможном приходе Ил-114 на КАЗе? На запрос «БИЗНЕС Online» руководство предприятия не ответило. Зато некоторую ясность внес Гусаров: «На прошедшем МАКСе я вашим землякам с авиазавода пытался объяснить по Ил-114: вот, может быть, шанс, хватайте! Но они к идее отнеслись с явной прохладцей и мне ответили в том духе, что «наше всё» — это Ту-324, в который в свое время вложились».

Ту-324 стал первым российским самолетом, спроектированным в цифре (нажмите, чтобы загрузить картинку полностью)
Ту-324 стал первым российским самолетом, спроектированным «в цифре»
(чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее)

«ХОТЬ БЕРИ КИТАЙСКОЕ...»

Что было сделано по Ту-324? В 1999-м на КАЗ (тогда — КАПО) передали рабочую документацию на планер, на заводе началось изготовление оснастки и инструмента для производства лайнера. Специально под Ту-324 за $15,6 млн. приобрели новейшие клепальные автоматы. По заявлению руководства запорожского АО «Мотор Сич», предприятие совместно с казанским ОАО «КМПО» изготовило для Ту-324 опытные экземпляры двигателя АИ-22. Как утверждало руководство КМПО, предприятие инвестировало в создание АИ-22 (разработчик — украинское ГП «Ивченко-Прогресс», которому двигатели заказало опять-таки правительство Татарстана) немалые средства и готово приступить к его серийному производству. Финансирование проекта велось на деньги, привлеченные Татарстаном. При кабмине РТ сформировали группу управления созданием самолета Ту-324. Республикой и участвовавшими в проекте предприятиями в Ту-324 было вложено в районе $100 миллионов (всего программа разработки оценивалась в $330 миллионов). Минтимер Шаймиев, в то время президент РТ, говорил, что при помощи федерального центра КАПО может начать поставки Ту-324 с 2007 года. А в то время министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов утверждал, что возможности производства позволяют к 2010 году довести выпуск этих самолетов до 35 - 40 единиц. Но к концу 2005-го правительство Татарстана, предлагавшее федералам несколько схем «раскрутки» финансирования проекта, по всей видимости, отчаялось добиться понимания, Шаймиев заявил: «У нас совесть чиста по авиации — сколько могли, столько сделали. Если стране нужна отечественная авиация, то пусть размещают заказы. Бесплатно работать уже не можем. Сейчас опять поднимают вопрос: не хватает самолетов, подержанные «Боинги» надо завозить, снижать таможенные пошлины. Одним словом, это выгодно кому-то... Строительство самолетов одной маленькой республике не под силу».

Нужен ли России Ту-324? Машины такой размерности в российском модельном ряде сейчас нет, но на аналогичных канадских и бразильских лайнерах летает ряд авиакомпаний РФ, в том числе татарстанская «ЮВТ-Аэро». Вот несколько аргументов. «Ту-324 — первый российский самолет, система управления которого, будучи полностью отечественной, позволяет управлять полетом экипажу из двух человек, — говорит Киреев. — Он имеет «стеклянную» кабину, удовлетворяет строгим требования ИКАО по шуму и эмиссии выхлопных газов. Ту-324 — первый отечественный самолет, спроектированный «в цифре». Сразу после защиты проекта на государственной комиссии авиакомпании заказали 60 самолетов. Минтранс России несколькими официальными письмами в правительство и минпромторг России просил освоить именно Ту-324, а не RRJ (тогдашний вариант «Суперджета» на 60 местприм. авт.)». По расчетам, Ту-324 должен был перевозить почти одинаковый с RRJ-60 полезный груз, но при этом был на 7 т легче его и на 29% экономичнее по расходу топлива на пассажиро-километр.

Специально под программу Ту-324 для Туполева и КАПО закупили новое оборудование, например, клепальные автоматы (нажмите, чтобы загрузить картинку полностью)
Специально под программу Ту-324 для «Туполева» и КАПО закупили новое оборудование, например клепальные автоматы
(чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее)

Предполагается ли спрос на Ил-114? «Это машина, которая нужна и коммерческим перевозчикам, и покупателям в лице минобороны, ФСБ и так далее, — говорил на МАКСе-2015 Слюсарь. — Этой машины сейчас на рынке нет. Наверное, по тому графику отхода самолетов антоновской тематики, который мы для себя сделали, спрос на эту машину с течением времени будет только расти. Реально заместить этот спрос сейчас нечем. При существующем курсе рубля покупать импортные машины сложно, и у Ил-114, на мой взгляд, достаточно яркие перспективы. Позиция ОАК заключается в том, что такую машину нужно делать». «Речь идет о том, чтобы сделать на базе Ил-114 совершенно новый самолет, — говорит Гусаров. — И перспективы у него будут. Региональные реактивные самолеты сейчас и в обозримой перспективе сильно проигрывают турбопропам. И ведь дошло до того, что чуть ли не рассматривается вопрос о производстве в России китайских самолетов МА60 — реплики нашего Ан-24! Это было бы смешным, если б этот самолет у китайцев не был в серии и не летал. Пока мы ушами хлопали, они... А теперь нам деваться некуда: украинских самолетов не будет, а других у нас нет — в гражданской авиации такой размерности машина — это только канадский Q400. Словом, хоть бери китайское... Такая машина может быть востребована и за рубежом — если не в Европе, то в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, Индии. Нашей стране необходимо пару сотен таких машин, только минобороны проглотит штук 50. Поскольку сейчас двинулись в Арктику, очень нужен самолет для Северов (напомним, что Ил-114 изначально проектировали с учетом арктической спецификиприм. авт.)». Гусаров оговаривается, что Ил-114 вряд ли будет готов ранее 2020 года. Киреев полагает, что если начать прямо сейчас, то есть шанс поднять Ту-324 к 2018-му.

Отметим, что за «кандидатуру» КАЗа в вопросе выбора места для сборки Ил-114 могут сыграть традиционно хорошие отношения с ильюшинской фирмой. Напомним, КАЗ выпускал дальнемагистральный лайнер Ил-62 (в 1964 - 1998 годах завод построил 281 лайнер), а сегодня ремонтирует оставшиеся на крыле такие самолеты. Плюс в Казани делается хвостовое оперение для запущенного на ульяновском «Авиастаре» военно-транспортного Ил-476. «Хорошие отношения могут сыграть, — полагает источник. — И Новожилов (Генрих Новожилов — бывший генеральный конструктор ильюшинской фирмыприм. авт.) всегда говорил, что казанский завод — один из лучших, с которыми ему приходилось работать. Так-то вотчина «Ильюшина» по большому счету — это Воронеж, но, например, в 90-х годах, когда мы рассматривали вопрос о том, брать или не брать Ту-204, Новожилов приезжал и хотел, чтобы мы Ил-96 делали... Да и с конструкторской точки зрения ильюшинская фирма очень сильная. Ил-62 чисто технологически очень простой самолет — все очень логично. Если туполя какой-нибудь кронштейн сделают, то он такой заумный, что с ума сойдешь, пока его изготовишь, то у ильюшинцев в этом смысле очень сильная школа». Выяснить точку зрения на ситуацию руководства ОАО «Ил» не удалось — в компании не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». По словам, главы представительства «Ил» на казанском авиазаводе Михаила Бежчикова, до него информацию о возможном выпуске на КАЗе Ил-114 никто не доводил.

На КМПО выпустили опытный образец двигателя для Ту-324 (нажмите, чтобы загрузить картинку полностью)

На КМПО выпустили опытный образец двигателя для Ту-324
(чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее)

ТАТАРСТАН СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ?

Временами складывается ощущение, что казанский авиазавод постсоветского времени — это какое-то проклятое место: в полной мере не удалось воплотить ничего из задуманного в эти годы. Версий такого положения дел хоть отбавляй. Некоторые даже указывают на мистические причины — карму: дескать, Андрей Николаевич Туполев нещадно душил конкурентов, пришла пора его главному заводу пожинать плоды. Вторые полагают, что в свое время Москва, испугавшись парада суверенитетов, перенаправила предназначавшиеся Казани авиационные деньги соседям в Ульяновск, который в итоге здорово переоснастился. Третьи обращают внимание на то, что татарстанские власти ставили во главе завода кого угодно, только не авиастроителей, хотя достойные профильные кандидатуры были. Четвертые говорят о бесконечной смене директоров. Пятые (вроде рескома профсоюза трудящихся авиационной промышленности) недовольны тем, что Савицких одновременно еще и гендиректор «Туполева», а управлять наездами — это не очень правильно (по словам наших источников, Савицких и сам не в восторге от такого совмещения). К слову, эту точку зрения, судя по всему, поддерживает и правительство РТ, во всяком случае, премьер-министр Ильдар Халиков на одном из совещаний высказал по этому поводу солидарность с профсоюзом, хотя и отметил, что судить нужно по результатам. Результаты же... По согласному мнению экспертов, туполевская фирма переживает настолько не лучшие времена, что речь идет о самом ее существовании.

Туполев пока в упор не видит Ту-324, который предлагает Татарстан, между тем, по мнению экспертов, коммерческая машина необходима и как подготовка к выпуску ракетоносцев
«Туполев» пока в упор не видит Ту-324, который предлагает Татарстан, между тем, по мнению экспертов, коммерческая машина необходима и как подготовка к выпуску ракетоносцев

Это проиллюстрировал и МАКС-2015. «На выставке я еще раз полюбовался самолетами Ту-95, Ту-144, Ту-154, а также казанскими машинами Ту-22М3, Ту-160 и Ту-214ОН, — рассказал Киреев. — Но на выставках принято показывать и то, что еще не выпускается серийно, а также перспективные наработки. Я о них знаю, но не увидел в экспозиции. Не был представлен Ту-334, время которого все равно придет, ибо в заделе у ОАК ничего нет. Только в модели был представлен прекрасный самолет Ту-204СМ. У «Туполева» есть проект так необходимого минобороны военно-транспортного Ту-330. Уникальность его в том, что в нем используются уже освоенные и серийно производимые системы управления, крылья, оперение, двигатели, которые имеет Ту-214. Ту-330 обошелся бы на порядок дешевле по сравнению со всеми остальными проектами, которые только еще затеваются. Неизвестно, будут ли они реализованы... Посмотрите, для «Туполева» в трех последних редакциях ФЦП по авиастроению не было обозначено ни одной новой темы по гражданской авиации. Вывод такой фирмы из процесса развития этого направления, как показывает сегодняшнее состояние отрасли, приводит к ее ликвидации как базы для обеспечения авиаперевозчиков отечественными самолетами. В условиях процессов, происходящих в мире, это чревато уже для страны по большому счету».

Сегодня КАЗ, преобразившись в филиал «Туполева», де-юре стал «чужим» для республики предприятием. Но стремление Татарстана продвинуть на завод «свой» продукт понять можно — и сил в него было вложено немало, и чисто технические аргументы имеются, и, конечно, политические. И, в конце концов, Минниханов не зря говорит, что всякий раз приезжает на КАЗ с тяжелым сердцем: «Когда я иду сюда, у меня есть некая тяжесть, что мы пока не сумели сделать все, что должны были». КАЗ уже давно настолько неотъемлемая часть жизни Татарстана, что сравнить беспокойство о его судьбе с фантомными болями в отрезанной руке не поворачивается язык.

Достаточно ли сделал Татарстан для сохранения Казанского авиазавода? (18.09.15-19.09.15)
34%Да, завод жив только благодаря республике
28%Нет, было много серьезных промахов, странно, что завод еще жив
15%Лоббистский потенциал РТ был хорошим, но его почему-то не использовали
23%КАЗ – лишь игрушка в политических интригах Москвы и Казани
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (151) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.09.2015 08:19

    Все будет хорошо! В конце концов завод снесут,а на его месте построят торговый центр или жилой комплекс..

  • Анонимно
    18.09.2015 08:26

    Ахахаха ))) и только теперь им "становится яснее". В российскую власть нормальных и здоровых вообще не берут?
    поставьте Васильеву на завод - пусть остатки выгребет

  • Анонимно
    18.09.2015 08:30

    Если ту-324 запроектирован на деньги РТ, то у РТ должны быть права на ту-324. Если москве не нужен этот самолет, может поискать инвесторов в другом месте (Индия, Египет, Мексика, Аргентина и т.д) и создать с ними СП.И во вторых- когда Туполевское КБ в Казань переведут, а то что с этих пенсионеров можно взять.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:11

      Москва не разрешит зайти этим инвесторам. КАЗу не дают развернутся, потому что авиация это престиж! В данном случае престиж Республики, Москва боится давать столько степеней свободы.

    • Анонимно
      18.09.2015 13:43

      Зря КАЗ с Туполевым связался, тормозное бюро какое-то, надо было на Ил ставить, Ил-62 много и успешно выпускали

      • Анонимно
        19.09.2015 23:52

        Собрать в год с десяток самолетов ...? А давайте взглянем на проблему авиационной промышленности другими глазами. К примеру Boeing собирают в американском городе Эверетт и в Рентоне (вблизи Сиэтла). Только в Рентоне собирают 38 самолетов в месяц, 737-х! Всего Boeing производит порядка 600 разномерных самолетов в год. Пока наше правительство, государство не станет думать современными категориями и масштабами вряд ли что-то изменится.

  • Анонимно
    18.09.2015 08:30

    самолет охото хороший

  • Анонимно
    18.09.2015 08:38

    Не страшно будет летать на первых необкатанных моделях?

    • Анонимно
      18.09.2015 11:05

      Первый машины будут опытные. Одна из них будет разломана в ЦАГИ на предельные нагрузки, другая на ресурсные, как минимум три будут летающими лабораториями на которых будут отрабатывать финальное решение конструкции (могут быть изменения на уровне узлов). На основе лётных испытаний примут решение по присвоению сертификата типа. И потом пойдёт первая серия. А если пойдёт, то будут и доработки конструкции, как плановые (заложенные на перспективу), так и по результатам эксплуатации и отзывам/предложениям от организаций занимающихся ТОиР.

    • Анонимно
      19.09.2015 12:15

      Любая модель самолета когда-то была новой и необкатанной. Однако это не повод возвращаться к старой и проверенной телеге с лошадкой.

  • Анонимно
    18.09.2015 08:43

    Удивительно во всей этой истории только то, что все это тянется уже второй десяток лет, а куча экспертов по прежнему рассуждают какой самолет лучше. Ну не будут делать в Казани самолеты, не будут. Скажите это людям честно, чего голову морочить. Хотя, думаю, кто с головой уже сам давно чем то другим занялся.

    • Анонимно
      18.09.2015 09:01

      Я вас хорошо понимаю и поддерживаю вашу логику, но в 1930 году тоже считали, что Казань не будет производить самолету, но они ошиблись. Надо по новой изучить как был разработан и реализован проект Каз мех комбинат (соцгород, КАПО-КМПО-КАИ-Гипропроект-научно-технологические центры).В новом технологическом укладе проектировать и строить самолеты надо совсем по другому, как это делает Илон Маск с ракетами и электромобилями. В настоящее время производственные системы даже Боинг и Эйрбас устарели.Необходимо срочно начинать с создания 10 стартапов и научно-технологического центра их подготовки в данной области.

      • Анонимно
        18.09.2015 09:24

        В 1930 году согнали "унитов" стоить "ресурс". Для "прокачки" "ресурса" использовали золото, полученное от продажи еды для "унитов", многие из них умерли. В RPG такая стратегия работает только в том случае, если удается захватить противника сразу. Не смогли. В итоге "унитов" перевели на "ресурс" зря.

        • Анонимно
          18.09.2015 10:16

          Полный бред, где факты. А факт один СССР сумел перейти в 1930 годы на новый индустриальный уклад экономики, используя технологии США и Германии, но это в мире называется трансферт компетенций и технологий и все страны эти механизмы используют.

          • Анонимно
            18.09.2015 10:38

            Я просто объяснил, как в 30-х годах нищая страна построила завод. А так же из статьи сделал вывод, что завод этот теперь никому не нужен. А народ как был нищий, так им и остался, но ничему не научился. А еще раз такими методами строить всякую фигню нельзя - другие как то без этого вполне обходятся. А когда на индустриальный уклад начал переходить весь мир, Российская Империя делала это вполне успешно, чего советская пропаганда, конечно, не признавала. Например до революции было построено железных дорог больше, чем за все время советской власти. Да и с Германией воевали вполне успешно, без забрасывания трупами.

            • Анонимно
              18.09.2015 11:12

              С этим я полностью согласен. Причем народу не объяснили, что завод проектировали американские или немецкие специалисты, поэтому у нас до сих пор нигде не учатся разработке производственных технологий и систем в целом. А заводы как покупали за границей так и покупают, примеры ВАЗ, КАМАЗ, ТАНЕКО, завод удобрений.

        • Анонимно
          18.09.2015 14:23

          Верно.

  • Анонимно
    18.09.2015 08:53

    этот вопрос надо решать на правительственном уровне страны, надеюсь смогут сами разобраться, без Путина.

    • Анонимно
      18.09.2015 09:22

      Пока в РТ не будет создана система развития навыков и компетенций специалистов и технологических стартапов мирового уровня в области авиации, авто и машиностроении в целом никакое правительство нам не поможет.

  • Анонимно
    18.09.2015 08:57

    Есть знакомые которые у ехали в ульяновск работать на авиционный завод.

  • Анонимно
    18.09.2015 08:58

    Инженер -конструкторИнженер -технолог получают от 15-25 тысяч рублей на предприятиях.Никто ничего проектировать за эти денежки не будет.Скажите спасибо, что они за эти гроши вообще появляются на предприятиях.Сделайте им зарплату как инженерам БОинга по 5-7 тысяч долларов.А ? слабо??Вот будет конкурс на эти места! тогда в инженерных службах заводов начнут работать действительно лучшие люди-а не студенты -зубрилы из КАИ или КХТИ.

    • Анонимно
      18.09.2015 09:40

      Смешной комментарий. Лузерский. Инженер-технолог, получающий 25 т.р., конечно ничего проектировать за такие деньги не будет. Потому, что НЕ СМОЖЕТ. Ему можно дать "стотыщ", но он все-равно не сделает НИЧЕГО. Все просто - тот, кто может, тот не сидит "на зарплате" в 25 тыров, а работает где то в другом месте.

      • Анонимно
        18.09.2015 10:05

        Мой комментарии о том же!Не идут на предприятия лучшие инженеры -из за таких нищенских зарплат!И до тех пора пока не будет конкурентных зарплат ,конкурентных с западными производителями -не будет конкурентной продукции.У нас же любят говорить ,что у Генеральный директора нефтяной компании зарплат такая как у западных директоров,а почему тогда цехах и на буровой не как на западе?Поэтом у толковые инженеры уезжают на запад.Эх ты Лузер

      • Анонимно
        18.09.2015 10:31

        в другой стране

      • Анонимно
        18.09.2015 12:21

        За "стотыщ" его можно в два счета выгнать и взять того кто сможет, а по 25 это болото так и будет тухнуть. Другой вопрос что кадров подготовленных нет и похоже уже не будет

        • Анонимно
          18.09.2015 13:19

          надо просто обычный контракт40т оклад и 60т премия за высокие результаты - это для основного состава, кто уже с опытомесли высоких результатов нетсначала устное предупреждениепотом лишить премиипотом выговор с записью в трудовуюстрогий выговорувольнение (в некоторых случаях со штрафом за причинённый ущерб, по решению суда)молодёжь надо воспитыватьстарикам дать возможность передать опыт молодёжипенсионерам предложить работать по неполной ставкеесли они будут приходить к 9-10 и уходить в 15 - разгрузится пассажиропоток в часы пикОсвобождающееся рабочее место после 15 давать студентам для возможности подзаработать и проникнутся специальностьСоответственно студентам тоже по спец договору работа с 15 до 20 как вариант

    • Анонимно
      18.09.2015 09:49

      а что они за эту зарплату делают? где результат их труда, где конечный продукт? где прибыль от их труда? зарплата в коммерческих структурах платится с прибыли, а какая прибыль у завода, который ничего не выпускает? кругом одно нытьё, типа платят мало... а эти конструктора стоят больше? если они такие крутые спецы, так пусть идут на боинг работать, только вот нужны ли они там? завод это сложный механизм, где важно все, и кадры, и оборудование, и маркетинг, и только когда это все работает слаженно будет результат. и после результата можно уже говорить и о зарплате. а то дайте нам 5 тыщ баксов в месяц и мы будем работать, да не будете! просто потому что никому результат вашей работы не нужен. авиапром в России возродится только тогда, когда придет какой нибудь боинг или локхид со своей системой работы, отбора кадров и построит свой завод, с нуля, в чистом поле, современный, экономичный. капиталисы свои деньги считать умеют, а наши чиновники только болтают и воруют, а вы все с раскрытым ртом ждете, когда вдруг все изменится... никогда не изменится, ждите дальше.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:44

      Мне кажется при такой зарплате все должности сразу будут заняты удащливыми родственниками.

      • Анонимно
        18.09.2015 17:27

        Ошибаетесь. В Москве нормальная зарплата программиста от 100 тысяч. Поверите ли - ни одно "удащливого" программиста нет.Удащливые - они манагерами работают, делают вид что управляют.Инженеру можно и нужно давать нормальную зарплату. Только тогда будет результат.

  • Анонимно
    18.09.2015 09:09

    а ВООБЩЕ КТО ТАКОЙ ЭТОТ ю.бОРИСОВ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ЗАМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ? Ончто бывший летчик специалист по авиационной технике, что он понимает в авиации! 4 звезды на погонах это генерал армии, а кто тогда Шойгу и Герасимов? И где главком ВВС?

    • Анонимно
      19.09.2015 12:32

      Борисов какбэ специалист по радиоэлектронике и большой чин в Военно-промышленной комиссии, которая отвечает за приёмку у промышленности всех вооружений. А тебе кто нужен на заводе, летчик-космонавт?

  • Анонимно
    18.09.2015 09:14

    Тут только Путин сможет помочь.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:36

      Он уже помог - отдал все на откупа воякам. Создал монстра - ОАК. Результат - агония.

    • Анонимно
      18.09.2015 12:26

      да конечно. поручит братьям ротенбергам, тимченко или кому-то еще поднять 22й завод. и мигом все сделают.

    • Анонимно
      19.09.2015 12:33

      Царь хороший, бояре плохие.

  • Анонимно
    18.09.2015 09:32

    Работа по развалу авиационного производства идет с опережением графика.

  • Анонимно
    18.09.2015 09:43

    Даешь ТУ-334! Даешь ТУ-324!

  • Анонимно
    18.09.2015 09:45

    Директора завода видим только по праздникам!

  • Анонимно
    18.09.2015 09:54

    Серьезную статью о серьезной проблеме тут многие стали использовать для пропаганды своих "умных2", а по сути "пропагандистских" целей, ничего не имеющих общего с реальностью, и игнорирующих судьбу авиации и судьбу КАПО. Так вот, на заводе ср. зарплата свыше 25 тыс. рублей. Это раз. Второе: есть разработанный проект самолета, на замену Як-40 и Ту-134, которых было выпущено свыше 1800 единиц. Они работали как лошадки, использовались на полную катушку. Сегодня самолетов ОАК практически не выпускает, а те что на слуху - Суперджет - в штучном варианте. Других самолетов модельного ряда даже не планируют выпускать, а распиаренный МС-21 - весь тоже напичкан западными комплектующими и не имеет материальной базы по выпуску отечественных материалов для него. Боинг же и Эрбас ежегодно выпускают по 650 самолетов каждый. Может попридержать свою желчь и высказаться по сути, т.е. конкретно, как вернуть на завод серийную продукцию, разобраться с причинами - почему не строятся как прежде самолеты массово и всех размерностей. Кто мешает этому.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:21

      Мешает отсутствие вменяемых реформ в стране. Все остальное - игра в бирюльки. А анализировать можно сколько угодно.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:24

      Лехко. Уничтожить ОАК. Выйти в свободное плавание и создать международную кооперацию для создания конкурентоспособного товара. Всё. Никаких вояк - что бы и близко не было! Именно они из-за своего узколобого непрофессионализма нет развития. И не будет.Вы присутствуете при агонии отрасли.И забудьте про свои 25 тысяч. Это не смешно - это позорище. Позорное позорище. Сегодня специалисты такой отрасли - на вес золота - во всем мире. Индустриально-железные материалы - уходят, всё - это вчерашний день, а вот специалисты которые способны заставить летать хоть мыльницу, хоть кирпич - это основная движущая сила развития.

      • Анонимно
        8.09.2016 12:22

        А что, без уничтожения ОАК прям нельзя обойтись?
        Создайте свою компанию и конкурируйте с ОАК, Боинг, Эрбаз и другими.

    • Анонимно
      18.09.2015 10:31

      предлагаю самое простое решение для наших краснобаев. навеки забыть про хай тек в Казани и отдать весь хай тек в Ульяновск Владимир другие города где есть ещё люди. оставить за собой лишь сводный интернациональный отряд из футболистов-миллионеров ну и конечно же сабантуй

    • Анонимно
      18.09.2015 10:49

      вы снова говорите о средней температуре по больнице. Кнкретно скажите сколько получает инженер 3-й категории, начальник техбюро,клепальщик 4 разряда, нач цеха и для контраста первый заместитель завода.И сразу все станет ясно, почему завод стоит.

    • Анонимно
      18.09.2015 11:20

      5тыс+5тыс+5тыс+85тыс/на четверых сотрудников=средняя зарплата 25тыс рублей. Так господин Комаров с доходом в ярд вывел альметьевск на первое место по республике по средней зарплате. Не стоит применять среднее значение по заводам. По вопросу кто и как мешает-смотрите на завод АвтоВАЗ. Что делать? То же самое по аналогии.

    • Анонимно
      19.09.2015 12:28

      Опять вредители, враги и предатели затесались в стройные ряды?

  • Анонимно
    18.09.2015 10:01

    доиграются, что заказы отдадут Ульяновску или Воронежу!

    • Анонимно
      18.09.2015 10:33

      В прошлом году пришлось летать в Питер, около 30 раз. И только 1 раз на отечественном самолете , но почему? Где наши самолеты? Кому в правительстве выгодна такая ситуация? Или не ведают, что творят?

      • Анонимно
        18.09.2015 11:39

        Рано проснулись!!!!

      • Анонимно
        18.09.2015 12:39

        10:33 "Кому в правительстве выгодна такая ситуация?"На этом сайте как-то давно уже обсуждалась прямая материальная заинтересованность членов и аффилированных с ними лиц Международного авиационного комитета в наполнении нашей авиации самолетами иностранного производства. А МАК является главным "авторитетом" в техническом допуске самолетов на наш рынок.

      • Анонимно
        18.09.2015 12:39

        10:33 "Кому в правительстве выгодна такая ситуация?"На этом сайте как-то давно уже обсуждалась прямая материальная заинтересованность членов и аффилированных с ними лиц Международного авиационного комитета в наполнении нашей авиации самолетами иностранного производства. А МАК является главным "авторитетом" в техническом допуске самолетов на наш рынок.

  • Анонимно
    18.09.2015 10:30

    Что бы делать в стране самолеты нужно что бы кто то на них летал. Что бы внуки летали на каникулы к бабушке, а родители запросто на выходные могли смотаться в Сочи (ну или Крым, если кто не против). Что бы полет на самолете был обыденностью. А до тех пор, пока самолет для 95% населения роскошь, нечего фигней страдать.

    • Анонимно
      18.09.2015 11:17

      Согласен. Если инженер-авиастроитель не может себе позволить пользоваться результатами своего труда, то как можно обеспечить надёжность полётов? Мотивация то слабая. Могут, конечно, посадить за халатность которая привела к катастрофе. Но кто в России от тюрьмы зарекается? А вот сознание, что от нашей работы зависит жизнь близких и своя - супер мотивация.

      • Анонимно
        19.09.2015 17:23

        "...Если инженер-авиастроитель не может себе позволить пользоваться результатами своего труда, то как можно обеспечить надёжность полётов?..."- самый важный комментарий. Плюс еще, умышленный развал, и не только в самолетостроении.

    • Анонимно
      19.09.2015 12:19

      Для меня и полёт в космос - роскошь. Предлагает космическую отрасль разогнать?

  • Анонимно
    18.09.2015 10:34

    Многие казанцы еще Камаз пинают с его старой кабиной (особенно вчера), на КАПО посмотрите. Вообще ничего не производит, а если и пытается шевелиться, то по проектам более древним чем камазовская кабина

  • Анонимно
    18.09.2015 10:45

    я зайду с другой позиции и с другой отрасли ... Schlumberger платит в России своим рядовым буровикам и сервисникам от 200 до 400 тысяч рублей в месяц и это не предел!!!! при средней вахтовой нагрузке 3 месяца . почему российские наидичайшие капиталисты на КАЗе не могут предложить такие же адекватные зарплаты???!!!! может быть имеет смысл разогнать к чёртовой бабушке всех этих удащщливых управленцев и отдать все авиа заводы в аренду боингам или айрбасам а ???!!!

    • Анонимно
      19.09.2015 12:19

      Было бы оптимально, но мы ж поднимаемся с колен и чуть ли не с американцами воюем. Так что не возьмет ничего ни Боинг, ни Аирбас, слишком риски высокие.

  • Анонимно
    18.09.2015 10:55

    Завод сохранил, М.Ш.Шаймиев. Теперь нужно обеспечить его заказами, для поддержания "Штанов" и с небольшим заделом на будущее. Надеюсь там остаются еще грамотные инженеры, хотя как пишут спецы уезжают за границу.

    • Анонимно
      18.09.2015 11:17

      у краснобаев были другие цели и задачи, а именно получить максимальную маржу в наикратчайшие сроки и это им удалось , но вот только сгубили весь хай тек другие производства а также сельское хозяйство , потому что эти виды хозяйствования никогда на приносят максимальную маржу в наикратчайшие сроки. теперь вот вам только и остаётся писать тут хвалебные оды а-ля из сказок 1000 и одна ночь...

  • Анонимно
    18.09.2015 10:58

    По поводу Ту-324. Надо менять комерческое название проекту. Например выбрать бренд "КАЗ" и выпускать под ним. Логотипом можно дикого гуся сделать. Объясняю почему. Туполевцы они как и все прочие ревностно относятся к использованию своего имени. Имя это репутация. Тут либо всё, либо ничего. Видимо Туполевцы сейчас загружены своими проблемами и им лишняя головная боль никчему. Поэтому с ним пока разговаривать бесполезно. С ними надо выстроить партнёрско-договорную систему. Так чтобы они за конечный продукт не отвечали, но при этом интелектуальную поддержку дали. На туполевцах зацикливаться не надо. Чем больше партнёров, тем больше интелектуального потенциала и кругозора. Кругозор нужен для своевременного получения доступа к новым технологиям, материалам и решениям. А так же для выяснения с какими проблемами сталкиваются коллеги.Яковлев тоже открестился от МС-21. При получения сертификата типа Яковлевцы не хотят давать гордое имя ЯК-242. И откровенно говоря этот проект сливается. Управление проектом просто безобразное. Его доведут до сертификации, но будущее как у ССЖ - заставят Аэрофлоту "купить" и поставят в парк какой-нибудь дочке как "Победа".Производство самолётов - вопрос в том числе и политический. Нужна воля принять решение и вынести тяжёлый период производства опытных машин и проведения испытаний.Вообщем, если власти Республики готовы взять на себя такую ответственность, я готов вернутся и подключится к интересному проекту. Но мне нужны условия, чтобы не было стыдно перед людьми, что я "инженер".Я хочу чтобы моя семья жила в благоустроенном жилье, с комфортной придомовой территорией. У нас должна быть возможность нормально питаться и одеваться. Если это будут отечественные продукты - то приличного качества. Я хочу чтобы была возможность отдыхать с семьёй: приличный досуг по выходным и возможность путешествовать в отпуск (хотя б Исык Куль, Байкал, Алтай, Китай, Индия). Нужно качественное медицинское обслуживание и я не ОРЗ имею ввиду. Детят - школы, садики и развивающие секции.Вообщем мне нужно полное государственное планирование и я приду не с пустыми руками, готовый работать по выходным и сверх-урочно ради БОЛЬШОЙ МЕЧТЫ.А если таких условий нет возможности создать. Давайте успокоимся и будем выращивать редис и огурцы.

  • Анонимно
    18.09.2015 11:10

    Ровно 25 лет только и слышно: вот-вот начнем выпускать самолеты! Такие-сякие 5-ое 10-е. Ничего не выпускают и сейчас пустая болтовня.

  • Анонимно
    18.09.2015 11:38

    Нет заказов по самолетам - выпускайте то что востребовано. Например лодки, автоприцепы, да много чего можно делать.

  • Анонимно
    18.09.2015 11:44

    А правда ли что Татарстан оплатил разработку Ту-324, двигателя для него и Авионику? Если это так, то для Москвы остается только профинансировать подготовку производства и его сертификацию. На Суперджет, по разным источникам, выделено от 1,7 до 2,7 млрд.долларов, а совсем недавно на покрытие задолженности производителя - еще 100 млрд. рублей. На двигатель тоже выделено около 1 млрд. долларов. А самолета нормального нет! А тут на КАПО проведена подготовка производства, на фото представлен двигатель (значит он есть) и Авионика, уже имеющая европейский сертификат (значит тоже есть). Что еще нужно ОАК чтобы ухватиться за самолет и начать его выпускать?

  • Анонимно
    18.09.2015 11:46

    Для успех необходимы - лоббисткий потенциал(а он есть у республики) и команда которая реализует проект. В данном случае это варяги и от республики все годы был Киреев, вот поэтому что имеем то имеем. Везде и все решают кадры.

  • Анонимно
    18.09.2015 12:26

    Какая-то мутная история. Если самолет действительно так хорош, есть потребность, есть заказы от авиакомпаний, почему не запускают серию? Нужно 30-40 в месяц производить а не в год (Боинг почти 80 делает).Наверное это кому-то не выгодно?Про зарплаты согласен, пока нет условий - голодные работать не будут.

    • Анонимно
      18.09.2015 14:04

      Почему не запускают в серию, если самолет так хорош? Не запускают не только Ту-324 и Ту-334. Из всего модельного ряда, состоящего из самолетов для местных воздушных линий, региональных, ближнемагистральных, среднемагистральных, магистральных и дальних линий выпускается только ближнемагистральный - Суперджет. Здесь спрашивают: почему не выпускают Ту-324. А почему не выпускают остальные??? Ответ: потому, что это невыгодно Погосяну и Ко, которые все деньги бюджета втягивают на Суперджет. Это невыгодно Минпрому, у которого ничего из обещанного не получилось и он хочет для сохранения лица довести хотя бы Суперджет (чтобы его начали покупать). Но авиакомпаниям он не нужен. Первые десять машин Аэрофлот возвратил Погосяну. Остальные взял (сверху приказали), но пытается их спихнуть дочкам на перефирии. Еще потому, что во всем мире авиакомпании берут самолеты в лизинг, зарабатывают деньги и расплачиваются на протяжении многих лет за него. РТ организовала лизинговую компанию, через котрую сбывала Ту-214. Когда лизинговая компания перешла под федеральную опеку, ее чиновники проворовались и компании не стало. И, на закуску: все заводы в стране в 2011 году продали аж... 7 самолетов. Заводов сборочных в полтора раза больше. Почему так обстоят дела? Да потому, что рулят манагеры, а не специалисты! Потому, что они думают больше о привилегиях и своем кармане, а не о стране и авиации.

    • Анонимно
      8.09.2016 12:38

      А есть для этого самолёта обслуживание, сервис как у боинга, а? Вот то-то, в комплексе всё должно быть, а не тяп-ляп, самолёт сделал, а дальше давайте закупайте... тут глотки грызть надо, чтобы на мировой рынок его пропихнуть.

  • Анонимно
    18.09.2015 12:27

    /а что они за эту зарплату делают? где результат их труда, где конечный продукт? где прибыль от их труда? зарплата в коммерческих структурах платится с прибыли, а какая прибыль у завода, который ничего не выпускает?18.09.2015 09:49/ Ну футболисты и другие спортсмены тоже ничего не дают, по крайней в России, а им почему то находят деньги.Вот и надо эту поддержку дать конкурентноспособным инженерам и проектировщикам. Из глав администраций только Кагогин смог стать относитьльно хорошим гендиректором, но плохим проектировщиком. Неужели сейчас нет Королевых или Туполевых? Надо начинать сегодня, а то и через 100 лет не получится. Переманивайте высокой оплатой и возможностями здесь работать тех кто уехал за границу и состоялся. Дайте хорошее финансирование и карт-бланш, как оркестру Сладковского, но после конкурса проектов развития. А то назначают своих пильщиков-менеджеров, чтобы под меньший шум растащить все, а потом удивляются что ничего не производят рабочие и инженеры.

    • Анонимно
      8.09.2016 12:56

      "Неужели сейчас нет Королевых или Туполевых" - именно таких, которые могли ночевать на заводе за идею, а не за деньги, да, уже нет.

  • Анонимно
    18.09.2015 15:56

    Да у нас только болтать могут. Я отработал на КАПО Горбунова более 10 лет. Прошел путь от инженера до заместителя начальника отдела. А уволился потому, что моя зарплата была чуть более 10 тыс.руб. А мне надо было семью содержать. Необходимо комплексно решать вопросы. Крыши цехов текут как решено. Главный корпус построен в 40-ые годы. Новый корпус недостоен. На сегодняшний день КАПО Композит уникальный цех мы продали и сейчас ходим к ним и просим делать детали. Из-за новой дороги, часть территории мы лишились, снесли здания, оборудование. КАПО в свое время делал медицнский кислород для всего Татарстана. Его приобретали все медицинские учреждения. На сегодняшний день мы покупаем кислород из других регионов. Дошли до ручки. Обидно за нашу авиацию.

  • Анонимно
    18.09.2015 15:56

    Предлагаю вернуть Каюмова В.К. на должность директора завода!

  • Анонимно
    18.09.2015 16:22

    Республика имеющая у себя учебные центры КАТ, КАИ (КГТУ), производственные мощности КВЗ, КМПО, КАПО (КАЗ) и другие профильные предприятия и эксплуатирующая зарубежную технику это о чем то говорит. Наше руководство летает на зарубежной технике, республиканская авиакомпания ЮВТ-авиа летает на зарубежной технике. Ну, что еще необхождимо сделать, чтобы мы стали возрождать авиацию. Ведь Россия всегда была первой в этой отрасли.

  • Анонимно
    18.09.2015 16:27

    Сегодня свыше 90 процентов авиаперевозок (!!!) российские авиакомпании осуществляют на зарубежных самолетах. А руководители авиапрома, а теперь и сама фирма Туполева торпедируют усилия республики по загрузке КАПО самолетом, заказанным ею у той же туполевской фирмы. Вы понимаете действия руководства фирмы?

    • Анонимно
      19.09.2015 12:16

      Мы понимаем, что руководство Туполева ничем не руководит и решения не принимает.

  • Анонимно
    18.09.2015 16:42

    Как говорил Генри Форд поставь во главе компании бухгалтера, то он развалит всю компанию

  • Анонимно
    18.09.2015 19:49

    Почитал комментарии. Видна боль читателей за судьбу Казанского авиазавода, авиации России.

  • Анонимно
    18.09.2015 22:47

    Люди, очень хочется увидеть свет в конце туннеля... Пока же там темно и просвета не видно... Будущее России очень сумеречно. Для меня, по крайней мере...
    Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что слезть с сырьевой иглы и заняться серьезными делами - это надо быть реформатором похлеще Петра и Павла... К сожалению, таких пока не наблюдается... Задача властьимущих сейчас одна - нащупать для себя зону комфорта и сохранить ее на какое-то время, а реформами пусть занимаются другие... И так, очевидно, до исчерпания ресурсов, а там уже и посмотрим чем занять народ.
    Прозаик

  • Анонимно
    19.09.2015 12:12

    Странная история с этими туполевскими разработками. Кажется, это эхо каких-то институциональных проблем КБ и завода ещё в 80-х. Всё-таки Ильюшин и Сухой чувствуют себя сейчас лучше.

  • Анонимно
    19.09.2015 23:35

    Так почему же Савицкий запретил выставлять в экспозиции на МАКС-2015 плод большого труда своего коллектива - Ту-324? Почему не выставил самолет Ту-334? Почему не выставил самолет Ту-204СМ? Почему не дал никакой нформации по Ту-330? О чем угодно здесь шел разговор, а о поступке, который крушит фирму на которую он поставлен рукводителем - молчок! Для чего он тогда поставлен - для развития фирмы или для ее удушения?На лабуду о стартапах угроблено два дня дискуссий, а на причину похорон проекта, выполненного в период расцвета фирмы (для умников - в период самого удачного стартапа, когда в отсутствие госфинансирования выполнен проект) - ни слова.Речь идет о будущем завода, освоившем и выпускавшем Ту-4, Ту-104, Ту-16, Ил-62, Ту-22, Ту-22М3, Ту-160 и Ту-214. Этот набор продуктов сделал бы имя любому предприятию в мире.А все подались на обсуждение филипик Османовых и пр. Стыдно, Господа!!!!!

  • Анонимно
    2.06.2017 00:36

    пока не будет расстрела как в китае ни чего не пойдет боинг и пиндосы свое дело делают на отлично и на авиационный рынок мимо них не пройдешь

  • Анонимно
    18.09.2017 22:19

    выпуск одного штурмовика ил-2 в сутки - насмешка над красной армией Сталин

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль