Машиностроение 
25.09.2015

Ольга Ускова, Cognitive Technologies: «Без КАМАЗа наши технологии стояли бы безымянно на какой-нибудь немецкой марке»

Беспилотники КАМАЗа и «КАМА-авторобот» тренируются на российском бездорожье, чтобы потом покорить дороги Евразии

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин принял участие в тест-драйве первого беспилотного «КАМАЗа». Так что скоро все жители Татарстана увидят на улицах «КАМАЗы» с надписями «авторобот». На это очень надеется Ольга Ускова — президент Cognitive Technologies, которая занимается разработкой «мозга» для беспилотных грузовиков. В эксклюзивном интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» она рассказала, чем ее поразили Сергей Когогин и Рустам Минниханов, а также почему компания предпочла КАМАЗ немецкому автопрому.

«У НАС ПО КОРИДОРАМ ЕЗДИЛА УМНАЯ МАШИНА И ИГРАЛА В ФУТБОЛ»

— С чем, по вашему мнению, сегодня связан ажиотаж в мире вокруг робототехнических разработок?

— Ажиотаж обусловлен экономической ситуацией и экономическими законами, в основе которых лежит циклический характер развития. Каждый этап нового экономического роста начинается после очередной научно-технической революции, которая приводит к изменению структуры потребления. Циклы всегда связаны с некой инновационной ситуацией, которая меняет мировую экономику. Примерами такого рода структурных изменений является, например, появление интернета, переход от стационарных систем связи к мобильным.

Несколько лет назад стало очевидным, что мировая экономика подошла к своей экстремальной точке и мы находимся в начале нового цикла. Налицо был кризис перепотребления, вскоре стоит ожидать появления принципиально новых видов товаров, основанных на иных технологиях. Основу такого подъема в наше время и составляют роботизация и искусственный интеллект.

— Когда и как вы начали заниматься искусственным интеллектом вообще и направлением компьютерного зрения в частности?

— Россия всегда славилась своей школой искусственного интеллекта, и мы, созданные на базе ИСА РАН, были одной из базовых площадок еще с советских времен. Так что этой проблемой мы занимаемся исторически. Сотрудники компании принимали участие в создании многих известных во всем мире систем, например, первого чемпиона мира по шахматам среди компьютеров — программы КАИССА.

Когда к 2000 году компания Cognitive Technologies уже стала крупным холдингом и у нас появились свободные финансовые ресурсы для внутренних инвестиционных проектов, мы начали серьезно вкладываться в новые, на наш взгляд, перспективные направления искусственного интеллекта. К ним в первую очередь относится тема, связанная с моделированием человеческого разума. И во всех случаях, когда мы пытались строить модели, описывающие процессы поступления информации в мозг, ее обработки и выдачи поведенческих рекомендаций, было понятно, что ключевым моментом является зрение и распознавание образов.

— Вы заранее прогнозировали, что компьютерное зрение через 10 лет станет востребованным?

— Исследования и разработки — рисковое направление. Из всех проектов, связанных с этой сложной инновационной темой, способны выстрелить менее процента. Грубо говоря, если из 100 проектов один дает результат, то это уже хороший показатель. Поэтому я не могу сказать, что мы 10 лет назад знали, что будет такой тренд в мировой экономике, у нас не было такого прогноза. Мы просто этим занимались. Однажды наши ученые сделали опытный образец авторобота. У нас по коридорам здания ездила умная машинка и играла в футбол, то есть сама обнаруживала мячик, догоняла и пинала его.

Все это было прикольно, но с точки зрения добавленной стоимости не давало ничего, что в итоге меня очень раздражало. Я даже могу сказать, что когда начался кризис 2008 года, то я, честно говоря, даже попыталась прикрыть эту дорогостоящую научную деятельность, но благодаря тому, что стратегические решения в компании принимаются дирекцией коллегиально, меня коллеги всякий раз отводили от крайней меры.

— Когда научно-экспериментальная деятельность переросла в серьезный бизнес-проект?

— В 2011 году неожиданно мы получили очень мощный практический результат, соответствующий или даже превосходящий мировой уровень разработок. Нас стали приглашать на представительные международные конференции и другие статусные площадки. Вскоре к разработкам компании серьезный интерес проявил немецкий автопром. У Cognitive Technologies есть достаточно большой опыт работы с ведущими мировыми компаниями, у нас были крупные сделки. Поэтому, когда начались переговоры о закупке наших изобретений для использования в немецком автопроме для создания беспилотных легковых автомобилей, мы понимали, что продадим один раз — и все. Кроме того, неизвестно, насколько в итоге оказалась бы для нас финансово выгодной эта сделка. Переговоры с немцами всегда сложные, там торговля не на жизнь, а на смерть.

В этот момент неожиданно (это было еще до военной ситуации на Украине) от руководства страны пришел вопрос: «Ребята, а не хотите ли быть патриотами?» Нам предлагалось поучаствовать в создании системы компьютерного зрения для отечественного грузового автомобиля. Мы, честно говоря, тогда совершенно забыли про этот сегмент и не рассматривали его в качестве объекта возможного приложения наших решений. Понимали только, что с нашими легковыми автомобилями ловить нечего.

— Почему? Чем грузовик лучше?

— Потому что проекты такого уровня должны проецироваться на глобальные рынки, а у нас в стране нет признанного бренда в легковом сегменте. С прорывной технологией нельзя выходить на партнере, который непонятен миру. Кроме того, сама машина должна быть готова к принятию «мозга» в свой салон. У нее должна быть полная электроника, электрический руль, электрические тормоза и т. п. На тот период (не знаю, как сейчас) АвтоВАЗ этому уровню никак не соответствовал. Но мы его и не рассматривали.

— Он и сам не просился?

— Нет. Это, видимо, был взаимный процесс нежелания.

«БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОВИКИ — ЭТО MUST HAVE, ОНИ РАБОТАЮТ ТРИ СМЕНЫ В ДЕНЬ»

— Как началось сотрудничество с КАМАЗом?

— После обращения руководства страны где-то через месяц появился КАМАЗ. Вообще, разговоры были примерно в одно и то же время. Нам очень понравилась команда КАМАЗа. Она поразила нас, мы даже не ожидали увидеть в России менеджмент такого класса. Компания четкая, прорывная, с очень правильными, невзирая на какие-то экономические нюансы, организационными устоями, прозрачная насквозь, с очень жесткой системой контроля. Плюс состояние автомобиля, где есть вся электроника.

К тому же, когда мы посмотрели на проблему создания беспилотного транспортного средства на базе грузового автомобиля, у нас, наконец, начала складываться экономическая модель, зачем все это надо. Это другая экономика.

Стоит сказать, что на этапах смены экономических укладов и перехода к товарным группам, основанным на новых технологиях, государство всегда играет важную роль, как бы это внешне ни выглядело. За этим трендом всегда стоит огромный госзаказ. Кстати, если брать Google Mobile, то там же тоже государство на первых ролях. Американские разработчики сразу искали господдержку в направлениях, связанных с соцпрограммами, работой с пожилыми людьми, инвалидами, позиционируя свой продукт как безопасное и удобное для них средство передвижения в условиях города.

В России другое состояние экономики и другая ментальность. Мы сейчас находимся в стадии восстановления экономики, нам надо заниматься реальными проблемами, поэтому нам не до жиру. Так вот для реальной, а не маркетинговой экономики беспилотные грузовики — это must have: четко понятный самодвижущийся грузопоток, не зависящий от субъективного фактора, который наземную перевозку грузов переводит в крайне выгодный режим. Это машины, которые работают три смены в день и очень просто диспетчиризуются. Их окупаемость наступает просто от эксплуатации, не говоря уже о более сложных схемах — продажи этих машин и их интеллектуальных узлов за рубеж, взаимодействия с другими производителями и т. д.

— Давайте вернемся к отказу от сотрудничества с немецким автопромом. Вы расстались так просто?

— Не так просто. Нам удалось получить целый ряд прорывных результатов, которых нет ни у них, ни у американцев. А немцам была нужна лишь одна их часть.

«НЕМЦЫ КАК БЫ ХМЫКНУЛИ: «И УМРЕТЕ ВЫ В СВОЕЙ РОССИИ»

— В чем суть полученных вами результатов?

— Дело в том, что американцы и немцы тренируются на специальных, четко размеченных и снабженных всевозможными датчиками трассах. Они ставят это как задачу и считают, что в будущем выставят такое требование государству — ездить по таким «умным» дорогам. У нас даже идеи не было ставить такое требование. Мы понимали, в каком состоянии у нас находится вся эта инфраструктура, и изначально тренировались на тех дорогах, какие есть в стране, а это отсутствие разметки, краев дороги, соответствующе качество покрытия, погодные условия и т. д. У них это называется бездорожьем. Но для того, чтобы создать систему компьютерного зрения, способную промышленно работать в подобных условиях, нам пришлось разработать куда более сложные математические модели. Мы получили мощнейший результат по ряду направлений — то, чего зарубежные коллеги вообще не делали, так как не ставили такой задачи.

Но вот что интересно. Когда у них начались реальные дорожные испытания, как бы ни была прекрасна Германия, но и в этой стране есть дорожки второго назначения, у них возникла реальная необходимость решать те задачи, с которыми мы уже справились. Поэтому они у нас покупали не все, а только несколько прорывных библиотек. Нам светило один раз продать и заняться чем-нибудь другим.

— Какие в этом смысле преимущества у проекта с КАМАЗом?

— В данном случае мы строим, долгоиграющий бизнес, по сути, новую отрасль промышленности. В рамках проекта мы с КАМАЗом создаем новое предприятие — «КАМА-авторобот», которое будет заниматься выпуском интеллектуальных узлов в первую очередь для КАМАЗа, а также и других покупателей. Для нас это уже долгая история, рассчитанная до 2035 года. В проект мы вошли собственными инвестициями, куда также вложились государство и КАМАЗ.

Интересно, что когда мы с немцами расстались, то они как бы хмыкнули, серьезно к этому не отнеслись типа: «И умрете вы в своей России». Но сейчас они поняли, что фактически потеряли этот рынок и могут потерять часть международного рынка, если мы дадим лучше результаты, чем они. Активность того же Bosch этим летом вокруг нас, КАМАЗа и вообще России по этой тематике беспрецедентна. Размеченных хороших дорог в мире, наверное, меньше одной седьмой части. А во всех развивающихся рынках, куда интересно продавать беспилотники, дорог тоже нет. Россия здесь не уникальна. Поэтому мы реально чувствуем высокий уровень конкурентности. Мы уже столкнулись со случаями промышленного шпионажа, попытками каких-то взломов и т. д. Я думаю, будет серьезная борьба за вхождение в глобальные компании шестого технологического уклада. Мы сейчас говорим фактически о том, что КАМАЗ и «КАМА-авторобот» — это претензия на формирование на международном рынке нового глобального игрока, потому что мы умеем делать то, что не умеют делать в других местах. Это даже не амбиции, это некоторый расчет, то есть нормальный промышленный план.

— Какие государственные структуры участвуют в этом процессе?

— Основные этапы этого плана воплощены в национально-технологической инициативе. На протяжении последнего года идет параллельная работа с госорганами через агентство стратегических инициатив. Генеральный директор КАМАЗа Сергей Анатольевич Когогин как раз является руководителем отраслевой рабочей группы. Всего в АСИ 9 национальных стратегических инициатив, одна из них называется AutoNet, она и занимается вопросами формирования новой промышленной группы в России по беспилотным автопроизводителям.

Для того чтобы создать глобального игрока, глобального лидера, ресурсов одной-двух (пусть и крупнейших) компаний недостаточно. Нужна консолидация усилий целого ряда профильных министерств, ведомств и других институтов. Например, от минтранса нужна подготовка инфраструктуры, соответствующих дорог, от Думы и минюста — изменения законодательной базы. Также есть острейшие вопросы, связанные с созданием испытательных полигонов, потому что для перехода от опытных образцов авторобота к промышленным надо накатывать миллионы и миллионы километров.

«ТОЛЬКО РУСТАМ МИННИХАНОВ С ЕГО ЭНЕРГИЕЙ МОЖЕТ СЕЙЧАС «ВЫЖАТЬ» ПОЛИГОН»

— Как обстоит дело с полигонами?

— В России сегодня такая испытательная база практически отсутствует. Отдельные этапы тестирования беспилотников проводятся на дорогах с ограниченным движением. Когда необходима отработка ситуаций, которые с точки зрения безопасности целесообразно проводить на полигонах, возникают организационные сложности. Для решения этой проблемы Татарстан уже сделал заявку на строительство такой площадки. Ее рабочее название — «Долина роботов».

Если мы сейчас создадим правильно организованную, удобную для обкатки новейших инновационных машин полигонную площадку со всеми необходимыми элементами «умного» города, где быстро моделируются всякие краш-ситуации, то это может быть востребовано не только участниками конкретного проекта, но и в глобальном плане. Сюда смогут свободно приезжать тренироваться и соревноваться с нами разработчики из других стран. Это нормальная общемировая практика. И здесь мы рассчитываем на Рустама Нургалиевича Минниханова, потому что только с его энергией можно сейчас «выжать» полигон.

— Когда можно ожидать такого решения?

— Думаю, до конца года. Конечно, сейчас внешняя и внутренняя экономическая ситуации не самые спокойные. Но мне кажется, что для нашей страны это время даже более выгодно. Такие ситуации дают серьезнейший стимул для развития собственных прорывных проектов, реализация которых в более благоприятные периоды была бы маловероятной. Я думаю, это понимает и Минниханов. По моим представлениям, он один из самых инновационных глав регионов в правительственной команде. Сейчас крайне важно не сидеть и не ждать, когда цены на нефть опять будут расти, как бы этого ни хотелось, а предложить принципиально иной, опережающий вариант развития экономики, соответствующий новому технологическому укладу. И в этом смысле проект, связанный с созданием беспилотных транспортных средств, роботизацией, со строительством «умных» дорог, — реальная заявка на новую экономику.

— На какой стадии сейчас находятся испытания? Читала, что скорости уже достигли 60 километров в час, а при желании — и 80.

— Сейчас были отработаны режимы детекции границы дороги, участников движения, дорожных знаков, объезда, остановки перед препятствием, движения в колонне и другие. Что касается скорости, то рабочий поток должен быть 80 километров в час, и это для нас важная задача. Хотя и 60 километров в час — не самый плохой результат с учетом того, что это КАМАЗ и какие у нас дороги.

«В БЕСПИЛОТНОМ АВТО МОЖНО РАБОТАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ, А МАШИНА БУДЕТ ДВИГАТЬСЯ САМА»

— Уже сегодня слышны опасения скептиков, что беспилотные автомобили могут представлять опасность на дорогах как для участников движения, так и для пешеходов. Как вы для себя отвечаете на этот вопрос?

— В последнее время рост трагических случаев на дорогах идет в экспоненциальной прогрессии. Всего на дорогах мира за последний год погибли 1 миллион 600 человек — это на два порядка больше, чем в авиакатастрофах. Но почему-то все боятся летать, но никто не боится ездить. Причем больше всего людей страдают из-за ошибок в вождении, дураков-водителей, которые ездят по интуиции и сильно беспокоятся по поводу того, что в один прекрасный момент появятся машины, которые будут ездить по правилам.

У беспилотников есть целый спектр функций, отвечающих за безопасность движения, многие из которых дублируют друг друга. Например, есть такое понятие, как скорость принятия решения о торможении. В машинах с искусственным интеллектом это на два порядка эффективнее, чем у человека. Идет безэмоциональный анализ сцены, дорожного полотна. В систему заложены различные поведенческие модели, которые отрабатывают безопасный сценарий. Уровень безопасности на дорогах с беспилотными автомобилями в очень короткий срок вырастет в несколько раз.

Хочу сказать, что само наличие ездящих по правилам машин, особенно размеров «КАМАЗа», будет дисциплинировать участников движения, все-таки есть страх за свою жизнь. Думаю, что желающих встроиться перед роботизированным «КАМАЗом» будет немного.

— Будет какое-то обозначение, что это роботизированный грузовик?

— Естественно. Я просто хочу сказать, что, как только возникнет новый порядок движения на дорогах, помимо роста показателей безопасности вырастет и эффективность этого вида транспорта. Я даже не говорю про личное время. Например, чем вы занимаетесь в пробке? Ничем. А в беспилотном авто будет возможность работать на компьютере, а машина при этом будет двигаться сама.

Кроме того, зачастую само возникновение пробок и происходит из-за ездящих по интуиции водителей. Американцы провели не одно исследование и четко показали, что при переходе на беспилотники, которые будут ездить по правилам, не нужно будет строить новые дороги, потому что разгрузятся старые.

С этой технологией в жизнь придет очень много серьезных позитивных изменений. Они естественным образом повлекут за собой целый спектр новых вопросов, связанных с изменением законодательства, системы страхования, уголовной ответственности и т. д. Кто виноват, если с роботом возникла авария: разработчик искусственного интеллекта Ольга Ускова, производитель КАМАЗа или кто-то еще?

— Вы уже работаете над изменениями в законодательной базе?

— Мы начали работу с минпромторгом. Большой блок задач решается в национальной технологической инициативе. Запланированы обсуждения в рамках комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем.

Но если по уровню развития технологий мы опережаем наших зарубежных коллег, то по вопросам законодательства от Европы отстаем года на 2, а от Америки — на все 5. В такой ситуации необходимо быстрое и эффективное решение. Его удачный вариант — сделать Татарстан пилотным регионом по этому инновационному направлению. Принимая во внимание высокие деловые качества руководителя региона, на такой площадке в короткий срок вполне реально отработать необходимые юридические процедуры, которые дальше можно будет распространить на весь федеральный блок.

«У РОССИИ УНИКАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ХАБА»

— А вы чувствуете поддержку государства в работе над вашим проектом?

— Максимальная поддержка на сегодняшний момент идет от минобрнауки. Я лично очень благодарна министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Когда мы к нему в первый раз пришли два с половиной года назад с этой идеей, создание беспилотников было абсолютно футуристичной темой. Это сейчас все соревнуются, кто быстрее поддержит инициативы в сфере робототехники. Тогда для чиновника это был подвиг.

Работа с минобрнауки мегаэффективна. Министерство в этом плане функционирует как часы, очень жестко нас держит: постоянные экспертизы, мониторинги. У меня целая группа сидит на отработку всех регламентов с министерством. Это трудоемкая деятельность, но я считаю, что она необходима. Совместными усилиями мы подошли к созданию единого центра роботизации на базе университета МИСиС, возможно, со сколковскими ребятами, в котором под одной крышей будут объединены все основные компетенции в области робототехники от разработки систем искусственного интеллекта до создания перспективных металлических соединений и сплавов для изготовления различных элементов роботов нового поколения. Сейчас уже есть предварительные договоры с 7 международными вузами о совместном участии в этом проекте. Роль этой площадки в проекте будет огромнейшей.

— Насколько активны другие ведомства?

— Минпромторг — это более поздняя стадия, с ним сейчас более плотно работает КАМАЗ. Министерство должно оказать поддержку проекту на стадии предпромышленного выпуска. Пока наше сотрудничество идет по плану.

Я даже не могу пожаловаться на минфин. Он занимает экономически продвинутую позицию. Все достаточно оперативно и четко работают по этому направлению. Кстати, интересная позиция у минтранса. Они в параллель нам начали двигаться в направлении роботизации дорог.

— В этом плане у вас уже есть какие-либо совместные активности с транспортной отраслью?

— Идет плотная работа с ГК «Автодор». Чтобы грузоперевозки были экономически выгодны, дорога должна быть подготовлена. У России в этом смысле уникальное положение евразийского хаба: наша территория дает нам возможность связывать Китай с европейскими центрами. Если это будет дорога с правильными инновационными качествами, с возможностью движения по ней беспилотников, с соответствующими сервисами, то мы сразу получим конкурентное преимущество. Европейцы и китайцы будут пользоваться нашим хабом, потому что он соответствует последним требованиям, у нас не будет конкуренции.

ГК «Автодор» эффективно и достаточно интенсивно движется по своей тематике. Поэтому нет разрыва в том, что автопроизводители занялись, а дорожники только чешутся. Все идет слаженно.

«У МАШИНЫ СВОЙ МОЗГ, ИЗ ОБЪЕКТА ОНА СТАНОВИТСЯ СУБЪЕКТОМ»

— О необходимости создания госсистемы навигации на дорогах, на которых смогут применяться беспилотники, шла речь на ПМЭФ. Ваши беспилотники будут с ГЛОНАСС ездить?

— Нам пока другой системы не предлагали, работаем с ГЛОНАСС. Это важный правительственный проект. Мы считаем, что базовые вложения в систему уже сделаны и теперь ее надо встраивать в инфраструктуру. Нам важно четкое позиционирование автомобиля в момент движения. Есть определенные международные нормы. Плюс-минус 2 метра не годится, надо плюс-минус 10 - 20 сантиметров. Но поскольку мы работаем, исходя из парадигмы, что у машины свой «мозг» — когда водитель едет, он не обвешивается какими-то датчиками, основное у него — это глаза и руки, мы исходим из того, что машина все равно должна двигаться нормально, даже если ничего нет и спутник не прилетел.

— Подходы зарубежных компаний, в том числе Google, предполагают использование в своей основе активных (излучающих сигнал) устройств. Вы их используете?

— Мы используем радары и лидары как источники дополнительной информации. Но они в нашей модели служат лишь дополнением к основному, пассивному принципу организации компьютерного зрения. В его основе у нас лежит искусственный интеллект — анализ видеопотока, получаемого с видеокамер. По аналогичному принципу действует и человек. Машина из объекта становится субъектом — это важный переход в принципиально другое качество.

Тем более что в реальных условиях движения датчики начинают конфликтовать друг с другом, спутниковая связь бывает доступной не во всех районах и т. д. Мы уже становились свидетелями подобных происшествий с зарубежными беспилотниками. Запад уже начал чесать голову по этому поводу.

Кроме того, важен еще вопрос стоимости беспилотной машины. Вы можете ее обвесить всю, как Google Car, радарами и лидарами, стоимость которых в итоге может превысить стоимость самой машины, но это никогда не станет коммерческим вариантом.

— Есть ли какая-нибудь авторитетная экспертиза ваших научных достижений?

— Недавно порядка 30 ведущих мировых ученых проголосовали именно за российский проект. Среди них профессор Кембриджского университета (Великобритания) Гарри Бхадешиа, директор центра нанотехнологий Университета Торонто (Канада) Гарри Руда, профессор Рейн-Вестфальского технического университета (Германия) Вольфганг Блек, профессор кафедры электротехники и вычислительной техники Технологического университета штата Айова (США) Джозеф Шинар. В организации и проведении такой экспертизы нам серьезно помогло минобрнауки, обладающее инструментами оперативного взаимодействия с представителями международного научного сообщества. Это очень важно для развития бизнесовой части проекта. Когда ты приходишь и начинаешь всем объяснять, какой ты хороший, — это одно, а когда у тебя за плечами экспертиза экспертов из Стэнфорда, Кэмбриджа, МТИ и других научных центров — это уже совершенно другой разговор.

«СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ВЫРАСТЕТ ВСЕГО НА 15 ПРОЦЕНТОВ»

— Насколько возрастет стоимость беспилотного «КАМАЗа»?

— Сейчас по стоимости я боюсь окончательно заявлять. Совместно с КАМАЗом мы определили порядка 8 внутрироссийских поставщиков, которые готовы делать определенные детали для стереозрения и искусственного интеллекта. На мелкосерийных испытаниях они показывают очень хороший результат. Если и на промышленных испытаниях они подтвердят заявленные качества, то стоимость автомобиля вырастет всего на 15 процентов.

Вообще, скоро работа с экономической базой выйдет на первый уровень. При выходе на новые рынки стоимость по важности становится вторым параметром после качества. По стоимости нам придется драться, к этому надо готовиться.

— Столько вообще стоит разработка беспилотника? Я читала про 18 - 19 миллиардов...

— Да, но это не разработка, а переход в промышленную стадию, плюс полигон в Татарстане, он тоже входит в эту сумму. Так что получается где-то около 20 миллиардов. Не исключено, что будет какая-то коррекция, но, судя по поведению минфина, она не будет критичной.

— Какова структура финансирования проекта? Сколько вкладывает в него сам КАМАЗ, сколько — государство, может, даже Татарстан?

— Республика пока не вкладывается. И мы не знаем, будет ли она участвовать в проекте. Наши инвестиции на протяжении предыдущих двух лет составили порядка 20 процентов от объема государственного финансирования, КАМАЗа — около 30 процентов.

«ПЕРЕХОД ПРОЕКТА В ПРОМЫШЛЕННУЮ СТАДИЮ — ЗАСЛУГА КОГОГИНА И МИННИХАНОВА»

— Давайте подробнее остановимся на КАМАЗе. Какова роль самого Сергея Когогина в этом процессе?

— Сергей Когогин для меня просто супергерой. В конечном счете успех прорывного проекта зависит от конкретного человека. Если бы не было Курчатова или Королева, то мы бы не создали в срок атомную бомбу и не полетели бы в космос раньше американцев. В экономической истории роль личности крайне высока. Проект такого уровня всегда собирается вокруг конкретного человека. И если говорить про нашу команду, то мы не промышленники, без Когогина, вполне возможно, наши технологии стояли бы безымянно на какой-нибудь немецкой марке, мы были бы просто уважаемыми людьми, но в другом месте.

«Рустам Нургалиевич является влиятельным и уважаемым в международном сообществе руководителем, и мы понимаем, что если поедем продвигать проект с ним, то весь мир купит у нас КАМАЗы»
«Рустам Нургалиевич является влиятельным и уважаемым в международном сообществе руководителем. Мы понимаем, что если поедем продвигать проект с ним, то весь мир купит у нас «КАМАЗы»

Я в какой-то момент поняла, что Сергей Анатольевич видит ситуацию производства и экономическую модель развития предприятия на последующие 15 лет. У меня как у женщины — примерно пятилетие, а дальше все, дальше только интуиция.

У него есть харизма. Если сравнивать его со мной по характеру, то я гораздо более несдержанная, от меня больше народа плачет. А Сергей Анатольевич умеет тихим голосом решать сложнейшие вопросы, чего я достигаю криками и прочими безобразиями. Поэтому я могу сказать, что переход проекта в промышленную стадию — во многом заслуга Когогина и, наверное, Минниханова.

Я пришла к уверенности, что беспилотные грузовики обязательно поедут по дороге еще в ноябре прошлого года, когда мы Рустаму Нургалиевичу показывали в закрытом режиме всю эту красоту. Человек видел это в первый раз, но, когда он разложил ситуацию в течение пяти минут по всем самым важным точкам и потом фактически с ходу изложил план действий, я увидела мужика в доме. Почему мы так ратуем сейчас за Татарстан? Потому что, на наш взгляд, республика обладает всей необходимой инфраструктурой для старта проекта. Уже создан «Иннополис», оптимизировано налоговое законодательство. Есть эффективная промышленная группа в лице КАМАЗа, которая тоже является точкой роста, есть нормальная энергетическая ситуация для быстрого производства.

Кроме того, Рустам Нургалиевич сам является влиятельным и уважаемым в международном сообществе руководителем. Мы понимаем, что если поедем продвигать проект с ним, то весь мир купит у нас «КАМАЗы». Для меня это крайне важно. При наличии такой команды у нас нет шансов проиграть.

«БУДУТ НЕПЬЮЩИЕ ТРАКТОРА»

— Вы недавно заявили, что беспилотник может выйти в серийное производство на два года раньше — в 2023-м, а не в 2025 году.

— Мы планировали 2025 год, когда еще не прошли полигонные испытания. Сейчас ряд вопросов, которые нам казались более сложными, мы успешно решили. Отчасти пришлось поволноваться за проблему распознавания пешеходов и велосипедистов, поскольку они не имеют на дороге определенной формы. Сейчас мы вышли на 90-процентное распознавание, а это высокий процент. Может быть, я рано заявила про опережение на два года, так как у нас еще нет уличных испытаний. А для этого нам, конечно, нужно получить соответствующее разрешение. Мы рассчитываем, что очень скоро жители Татарстана смогут увидеть у себя грузовики с надписями «авторобот». Нам надо набирать статистику.

— А это разрешение на каком уровне надо получать?

— Я думаю, что это должно быть на уровне руководства республики. С одной стороны, это, конечно, большая ответственность, но с другой — все-таки все риски сведены к минимуму. Авторобот не будет одиноко ездить, в кабине всегда будут сидеть специалисты, которые, если что, схватятся за руль.

— Вы говорили про 2023 год. К тому моменту уже будет готов сам беспилотник. А будут ли готовы рынок и люди?

— Рынком мы уже сейчас занимаемся, и у нас уже достаточно большой объем предзаказа. Есть целый ряд предложений, связанных с сельским хозяйством и ЖКХ. Собственно, при обработке сельхозземель вообще не нужны люди, это значительно более простая задача, чем в случае с движением по дорогам общего пользования. Трактора ездят по выделенной территории, где нет ни других участников движения, ни пешеходов. Такого рода проекты мы просматриваем на некоторых площадках, в том числе в Татарстане. Надеюсь, что уже через два года вопрос будет решен. Если вы смотрели «Интерстеллар», то там в начале фильма трактора съезжаются на диспетчерский пункт после обработки поля. У нас ровно такая же технология, и это не фантастика, а реальность. В числе наших заказчиков есть и российские структуры и даже два иностранных бренда.

— В таком случае что будут делать те люди, которые сейчас на тракторах, комбайнах, в конце концов, дальнобойщики?

— Дальнобойщиков никто не отменяет, они будут присутствовать в кабине, но чем-то другим заниматься. А с тракторами, наоборот, есть острейшая нехватка кадров, и в этом смысле мы, скорее, будем помогать решению проблемы. Плюс будут непьющие трактора.

— Технологию беспилотников можно применять только в гражданских целях или военное применение тоже возможно?

— Естественно, военное применение всегда номер один. Но мы это не обсуждаем.

«Я БАБУШКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО IT-РЫНКА»

— Несколько вопросов про компанию. Есть ли у вас конкуренты на российском рынке?

— Cognitive Technologies занимается разными направлениями от распознавания образов до создания систем управления предприятием. Если брать тему ERP, то конкуренты, конечно, есть. Это SAP и 1С. Если брать сектора, связанные с электронными торговыми системами, то, скорее всего, нет. Мы уже поставили свои решения во все крупнейшие площадки страны: «Роснефть», «Газпром» и т. д.

По задачам, связанным с роботизацией, внутренних российских конкурентов нет, но есть Bosch, есть много других международных, сильно продвинутых компаний. Но сейчас, как ни странно это будет звучать, экономическая ситуация играет на нас. Мы сегодня намного дешевле по ключевым параметрам, чем наши иностранные коллеги. Если при стоимости доллара 30 - 40 рублей мы будем иметь приблизительно одинаковую конкуренцию, то сейчас мы просто в два раза дешевле.

— Сколько лет вашей компании?

— Я бабушка отечественного IT-рынка. Мы существуем с 1992 года.

— С чего вы начинали?

— Мы начинали с систем оптического распознавания символов. Это тоже был искусственный интеллект. Построить бизнес на этих системах в начале 90-х при стоимости продукта в 200 долларов и сканера для него в 2 000 долларов — это было настоящее чудо.

Причем наш первый контракт был сразу глобальный — с Hewlett Packard. Тогда мы получили хорошие деньги и для 1994 - 1995 года были вполне богатыми людьми. И когда нашей системой компьютерного зрения для беспилотников опять заинтересовались немцы, мы подумали, что история повторяется.

— Большой ли штат в компании? Какие специалисты в основном работают?

— Более тысячи. В Москве управляющий центр. Большая интеллектуальная зона в Черноголовке — это одно из лучших наших подразделений. Еще один офис в Чебоксарах, там колл-центр. Это трудяги. Есть отделения в Санкт-Петербурге и Минске. Там группа занимается системами управления предприятием.

— А почему нет в Казани, раз вы так активно работаете с Татарстаном?

— Запустим. Но нам нужен полигон, чтобы было обосновано.

— Какой средний возраст сотрудников?

— Штат очень помолодел. Когда компания долго живет, происходит естественное устаревание, по-моему, я сейчас самый старый человек в компании. Средний возраст сейчас около 30 лет. Мы очень сильно омолодились. А что делать? Мы переводим бывших работников на консалтинг или преподавание. Переворот был в 2009 - 2010 году — сменилось процентов 30 всего коллектива. Я тоже с учетом своего возраста передала ряд функций и должность гендиректора Андрею Черногорову, ему 29 лет. Для меня это было существенно, я понимала, что если буду находиться в оперативном управлении, то буду тормозить процедуру. Но зато у всех ребят глаза горят. Они находятся в состоянии драйва и понимают, что участвуют в прорывных проектах. А именно такие проекты и создают историю.

Справка

Ольга Анатолиевна Ускова родилась 26 февраля 1964 года в Москве.

В 1987 году окончила факультет инженерной кибернетики Московского института стали и сплавов.

Профессиональная деятельность

1988 - 1991 — сотрудник ВНИИ системных исследований АН СССР.
1991 - 1992 — сотрудник Института системного анализа РАН.
1993 - 1999 — исполнительный директор компании Cognitive Technologies.
С 1999 года — президент группы компаний Cognitive Technologies.
С 2006 года — президент национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ).

Также является заведующей кафедрой перспективных компьютерных технологий НИТУ МИСиС, членом комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем, председателем комитета ТПП РФ по информационно-коммуникационным технологиям и трансферту технологий, членом экспертного совета по особым экономическим зонам технико-внедренческого типа минэкономразвития России, сопредседателем палаты «Наука и технологии» международного форума творческой и научной интеллигенции государств — участников СНГ, членом общественного экспертного совета аналитического центра при правительстве РФ.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (70) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.09.2015 09:26

    Спасибо, очень интересно.

  • Анонимно
    25.09.2015 09:40

    Чтобы всё получилось! Успехов!

  • Анонимно
    25.09.2015 09:55

    Меня, как руководителя, часто тянет поменять половину коллектива на роботов:)

  • Анонимно
    25.09.2015 09:58

    В истории действительно, многое зависит от конкретной личности. Будем надеяться, у Когогина и Минниханова все поолучится

  • Анонимно
    25.09.2015 10:08

    будущее совсем рядом

  • Анонимно
    25.09.2015 10:10

    действительно небольшое удорожание-15%. если можно будет на врдителях экономить

  • Анонимно
    25.09.2015 10:51

    ""В 2011 году неожиданно мы получили очень мощный практический результат, соответствующий, или даже превосходящий мировой уровень разработок.""как можно работать, работать и получить неожиданный результат?

    • Анонимно
      25.09.2015 11:27

      гуманитарий?Возьмите любой химический журнал посвященный синтезу и посмотрите сколько там статей со словами "неожиданна реакция" (+синонимы) по моим ощущениям это не менее 10%т.е. "неожиданный результат" в практической научной работе это рутина

  • Анонимно
    25.09.2015 10:56

    просто идейка как еще на 10 лет удержаться в управлении Камаза при всей его неэффективности

    • Анонимно
      25.09.2015 11:19

      беспилотник - "просто идейка"?да вы просто гений

      • Анонимно
        25.09.2015 18:49

        беспилотник за счет частника - респектбеспилотник за счет бюджета - достали со своими прожектамия всю жизнь живу в "планах наших громадье", ничего не реализованоодни прожектыи кто бы ни стоял у руля - предлагают то пятилетки, то десятилетки (2000/2010/2020 теперь 2030)ну сколько можно?жулье это живет здесь и сейчас, а нам все время предлагают ждать то 5, то 10 лет

        • Анонимно
          25.09.2015 21:20

          а ты, голубок, не жди все равно не дождешьсяезжай со спокойной душой на историческую родину

          • Анонимно
            25.09.2015 23:05

            моя историческая родина - Казаньименно здесь еще в начале 20 века родились мои бабушки и дедушки - ТАТАРЫ и сумели получить образование и стать людьми

            • Анонимно
              26.09.2015 19:18

              Они стали. А такие как ты позорят саму память о них. Если не верить в возможности своего отечества, то будущего просто нет. По крайней мере для таких неверующих. У которых всегда у соседа трава зеленее. Как можно жить и верить в собственную неспособность и неспособность своего народа совершать открытия, побеждать, добиваться намеченных целей. Для чего тогда жить? Чтобы вечно ныть?

    • Анонимно
      25.09.2015 11:25

      Ускова входит в управление Камаза? вы о чём вообще?

  • Бурбаки
    25.09.2015 11:26

    Судя по этому интервью, мы опять впереди планеты всей. И немцы стоят у нашего порога и американцев за пояс заткнули. Но, есть одна проблема. В серийное производство изделие запустят к 2025 году или с опережением в 2023 году. А самой проблемой занимались аж с 1992 года. И еще неизвестно, насколько все будет готово. Думаю, что и немцы, и японцы, и корейцы с американцами все эти дела запустят намного раньше. Во-первых, система с умной дорогой более надежна и почти уже готова к эксплуатации. Они уже сегодня запускают пробные перевозки. И сами умные дороги можно строить специально для таких перевозок по определенным маршрутам. Во-вторых, как всегда, у нас пытаются решить проблемы IT тем, что математики построят наиболее близкие к реальным ситуациям модели, а умные программисты напишут умные программы. Но тут есть одна большая проблема. Искусственный интеллект построен на нейронных сетях, которые моделируют работу человеческого мозга. Сеть определяется определенными техническими характеристиками, например слоями и количеством перцептронов в слое. А далее обучением этой сети, например, распознаванию реальных объектов. Так вот, японцы и американцы идут по пути создания более или менее универсальных нейрокомпьютеров и сегодня достигли довольно значительного прогресса. Во всяком случае, сегодня уже построены и запущены в серию нейрокомпьютеры, которые по своим интеллектуальным способностям равны, например, интеллекту кошек. Завтра уже близки к созданию нейрокомпьютеров, которые по интеллекту будут близки к интеллекту человека. Хотя уже сегодня многие БПЛА у них построены на управлении с помощью таких систем. Существуют просто роботы, которые уже выполняют вполне определенные человеческие функции. Другими словами. Все дело в начинке этих компьютеров. А тысяча молодых энтузиастов с горящими глазами вряд смогут их заменить. Так и будут строить все более и более сложные программы на старой элементной базе, пока сами окончательно не запутаются. И будут такие автороботы создавать проблемы на дорогах своим неадекватным поведением. И еще. Не могу понять отношение нашего руководства к этой проблеме. Очень интересное направление. В Казани есть КАИ, где уже давно работают над системой искусственного интеллекта, есть КФУ, который претендует на высокий рейтинг и ищет новые инновационные направления в работе, и наконец, есть Иннополис, который и построили для этих целей. А у нас КАМАЗ отдает заказы на сторону, а могли бы сделать головной организацией своих, а москвичей взяли бы на подмогу. Пусть не готовы сегодня что-то конкретное предложить, но и москвичи пока застряли на распознавании образов с помощью тех же нейронных сетей. Очень старая проблема, которым многие занимались. И решать они будут также лет десять по их срокам. Вот не могу понять Минниханова, хотя с Когогиным то понятно. Связи там в Москве.

    • Анонимно
      25.09.2015 12:21

      Из всего этого потока сознания смог выцепить пару связных мыслей: 1. Мы аутсайдеры и должны считать себя аутсайдерами, вести себя как аутсайдеры и никогда не пытаться не быть атсайдерами 2. КАМАЗ должен поручить свою стратегическую программу студентамКто вам сказал что ИИ обязательно должен опираться на нейросети? Вспоминаю японский проект 4-го поколения. Он тоже обязывался создать компьютер с интеллектом человека, но базировался на продукциях. Правда также благополучно провалился

      • Анонимно
        25.09.2015 15:56

        Простите, но ваш поток сознания тут вообще сложно уловить. И на какой продукции базируются ваши ИИ?

        • Анонимно
          25.09.2015 19:42

          Сформулируйте вопрос по другому. Я вообще ничего не уловил по причине произвольного сочетания родов и чисел

    • Анонимно
      25.09.2015 12:49

      Какие, блин, умные дороги???!!! У нас обычные строить не умеют)

      • Анонимно
        25.09.2015 15:39

        А что есть уверенность, что построят умные машины вместо умных дорог?

  • Анонимно
    25.09.2015 12:56

    И как обычно, каждый свою телегу гонит, не имеет значения про что новость, лишь бы плюнуть в ту сторону, в какую задано. Кому платят за принижение России - ругает камаз, кому платят за количество знаком - стругает текстовые портянки на пустом месте и т.д.

    • Анонимно
      25.09.2015 13:53

      Мне платят за то, что я эти КАМАЗы делаю. тчк

    • Анонимно
      25.09.2015 18:44

      а мне никто не платит, но уже достали ваши прожекты, на которые идут бюджетные деньги, а потом все разводят руками и говорят, "ну не получилось и че? а вот в 2050 мы вам еще че-нить замутим за ваши деньги"

  • Анонимно
    25.09.2015 13:17

    Навряд ли государство выделит такие деньги на утопический проект. К слову, если бы это на сегодняшний день было возможно, вся авиация летала подобным способом, т.е. без пилотов (а ведь самолет весь на электронике, и рулежные и взлетные полосы оборудованы всем необходимым). Видимо, автопилот по каким-то причинам не соответствует требованиям. Еще на что обратил внимание - реальные испытания беспилотных грузовиков хотят проводить в нашей республике. Вопрос - а оно нам надо, так рисковать?

    • Анонимно
      25.09.2015 16:48

      автомобиль это средство повышенной опасности, а Остапы Бендеры ещё хотят и усугубить эту опасность...

  • Анонимно
    25.09.2015 13:30

    Автору 12:56. Ругать КАМАЗ и его бездарное руководство, это совершенно не значит стараться принижать Россию. Историческое высказывание: "Что полезно "Форду", полезно и Америке" здесь не подходит.

    • Анонимно
      26.09.2015 19:22

      Не подходит? Почему? Потому что это не Америка? как у нас хоть что-то умудряются создавать с таким тотальным неверием в дееспособность соотечественников что-то совершить или изобрести.

  • Азат Д
    25.09.2015 19:08

    Надо запомнить это лицо, чтоб "скоро" спросить за результат потраченных народных средств, в кризис.

    • Анонимно
      25.09.2015 19:59

      А с вас есть за что спросить или вы ни за что не отвечаете

      • Азат Д
        25.09.2015 20:11

        Я миллиарды не осваиваю, на прожектах.А за что я отвечаю, с меня спрашивают. И мне не стыдно за свой труд, так как приношу пользу людям, так как мне спасибо говорят.

        • Анонимно
          25.09.2015 20:38

          Ну так не скрывайте - поделитесь своими достижениями. Кроме вас кто-то еще подозревает об их существовании?

          • Азат Д
            25.09.2015 21:03

            Я не публичный человек, в отличие от этой мадам.Раз мне люди спасибо говорят, значит есть достижения.Ей то кто спасибо скажет, кроме её окружения, в освоении бюджетных средств.

            • Анонимно
              25.09.2015 21:46

              Я скажу. Она создает вещи. И я бы хотел поучаствовать, если бы мог

              • Азат Д
                25.09.2015 22:07

                Какие вещи она создала? Когда КАМАЗ будет в продаже? и будут ли его покупать, будет он востребован, иначе для чего он делается? Или будет – вот мы сделали, а «нытики» ничего непонимающие их не покупают.« И я бы хотел поучаствовать, если бы мог» - это написали, типа вы не с её стороны заинтересованное лицо?Если не можете, а оценки даёте. Результат будет примерно такой же, как с Глонассом, планшетом роснановским, Иотой, Ё мобилем, технопарком Новая тура.

                • Анонимно
                  25.09.2015 22:25

                  Не могу, потому что это не моя специализация. Специальность моя, поэтому я могу оценивать, в отличие от вас. Хотел бы поучаствовать, потому что это - моя компания. Можете оценивать тех, кто вам говорит спасибо, а в это не лезьте

                  • Азат Д
                    25.09.2015 22:43

                    Так они пусть и в бюджет не лезут, то и не буду их оценивать. Фокусами с детства не интересуюсь."Хотел бы поучаствовать, потому что это - моя компания. " - так вы в ихней компании, одобрямсы пишете , я так и понял.Зачем мне оценивать тех, кто мне спасибо за мой труд говорит? Я оцениваю тех, кому деньги плачу и тянет из бюджета. В общем, глупость говорите какую-то, наверняка такой же и этот проект, освоения.Так как позиционироваться на дороге этот КАМАЗ будет?

  • Азат Д
    25.09.2015 19:20

    Конечный продукт, сия проекта, будет коммерческий или для освоения средств и выставок?

    • Анонимно
      26.09.2015 02:05

      Это все сделано, чтобы Азат Д мог свободно поделиться с миром своими умозаключениями и перечислением собственных достоинств которые люди говорят ему говорит "спасибо".

      • Азат Д
        26.09.2015 09:32

        Это вы так оправдали трату на 18 млрд. рублей из бюджета? Вы всё народом прикрываетесь, на «благо народа». Всё я высказался, цель достигнута, остальные средства возвращайте в бюджет.

  • Азат Д
    25.09.2015 21:48

    Как машина корректироваться на дороге будет? Со спутника или вдоль дороги надо датчики коррекции ставить?

  • Азат Д
    25.09.2015 22:04

    Раз эта система такая хорошая и надёжная, надо её установить в автомобиль Путину. Насколько помню, у него "Калина", если не поменял. Сейчас наверное "Весту" возьмёт.

  • Анонимно
    25.09.2015 23:43

    Ого, не думал что в России есть такие наработки! Видео посмотрел - уже впечатляет!!

  • Анонимно
    26.09.2015 00:24

    Давно ждал этой статьи. Дождался. Статья не заказная, просто "ИТ бабушка" больно много реверансов отстёгивает... Понял, что московские друзья имеют разработки в части автороботов. Здорово. Не понял кто именно из немецкого автопрома приглядел наших друзей (может просмотрел?). Не понял почему авторобота называют искусственным интеллектом (ИИ). ИИ в природе не существует - лет через 100 появится. Не нужно вводить людей в заблуждение. Не понял почему беспилотные камазы нужно испытывать на дорогах Татарстана. Давайте лучше сразу в Москву - где разработчики авторобота трудятся. Мне как-то не хочется его испытывать на моей машине и моей семье. Понял, что с деньгами и пониманием проблем не возникает. Понял, что оказывается бездорожье - это плюс. Не понял почему американцы отстали, если они уже прогнали свой беспилотный грузовик через все штаты, а у нас только по бетонированной площадке ездит научился.Не понял про "30 ведущих мировых ученых-экспертов". Где они голосовали за российский проект? Сколько вообще голосовало? За кого и сколько голосовали остальные эксперты? Например, 30 экспертных оценок из 1000 - это не впечатляет.Понял, что отечественная элементная база на самом деле отсутствует. Программное обеспечение не обнадёживает - достаточно вспомнить СЭД "Евфрат", который умеет всякие фокусы выкидывать. Очень не хочется такое ПО иметь на грузовой машине.Не понял, почему азиаты должны отправлять грузы в Европу через Россию на беспилотниках. Ведь по железной дороге не больно-то отправляют.Понял, что появлением беспилотных фур появится много случаев разбоя. Людей-то в машине нет - делай что хочешь и забирай товар.Понял, что в диспетчеризации разработчики не разбираются. Даже не буду объяснять почему.Резюме: Возможно, наши разработки в чём-то превзошли зарубежные. Вопрос только в чём. Очевидно, что роботы-камазы по бездорожью не катаются, следовательно все утверждения разработчиков о каком-то прорыве ничего не стоят. Эксперимент - критерий истины. Скорее вссего, заводу нужен полигон (у него его вообще нет, а вкладываться он не хочет). Руководству республики нужен пиар. Разработчикам нужно получить госзаказ и повысить стоимость своей конторы. Что будет на выходе? "ИТ-бабушка" через 4 года отправится на пенсию и никто ни с кого ничего не спросит. Беспилотные камазы в России будут, но скорее всего производства Daimler. И да, они появятся не скоро, так как всем участвующим в разработке лицам постоянно будут мешать внешние факторы. P.S. Ольга Ускова, пожалуйста, испытывайте своё детище возле своего дома. Так будет логичнее.

    • Азат Д
      26.09.2015 09:30

      " Людей-то в машине нет - делай что хочешь и забирай товар." - Точно. Остановился перед беспилотником, он тоже перед препятствием остановится и делай что хочешь, клондайк.

  • Анонимно
    26.09.2015 01:03

    Дополнение к моему предыдущему длинющему посту.Я люблю завод КамАЗ. Но это не тоже самое что хвалить и гладить руководство КамАЗа.Пару недель назад появилось интересное исследование по автомобилям-роботам "Robot Cars and Trucks: Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2015 to 2021". Объём 413 страниц, кстати. Стоит 4 000 USD. В докладе проведён анализ около 35 (!) автопроизводителей, которые УЖЕ занимаются разработкой беспилотников и УЖЕ ДОСТИГЛИ каких-то существенных результатов. Обратите внимание на список автопроизводителей: Apple, Allen Vanguard, BAE Systems, BMW, Bosch Group, Chrysler / Dodge, Daimler AG/Mercedes-Benz, ECA Robotics, Elbit Systems, Evatran Group, Ford / Lincoln, Fuji Heavy Industries / Subaru, G-NIUS, General Dynamics, Google Self-Driving Car, GM / Cadillac, Honda, Hyundai, Kairos Autonami, Kongsberg, Lockheed Martin, Mesa Robotics, Mitsubishi, Nissan, Qualcomm, Tata Motors Limited / Jaguar / Land Rover, Tesla, Thales Group, Toyota / Lexus, Uber, Vecna Technologies, Volkswagen, Volvo, Visteon and WiTricity.Кто-нибудь КамАЗ видит? Я - не вижу. Две версии: начали строить беспилотники только-только или в реальности ничего не существует (по крайней мере похожее на беспилотник).

  • Азат Д
    26.09.2015 09:58

    Если будет ДТП по вине беспилотника, кто отвечать за последствия будет?

  • Анонимно
    26.09.2015 11:15

    В продолжении темы. По поводу Искусственного Интеллекта (ИИ). Работы по созданию полноценного ИИ идут полным ходом. По некоторым прогнозам через десять лет по уровню он уже будет превосходить интеллект человека. Есть такой тест Тьюринга для определения этого уровня. Он довольно прост. В закрытых друг от друга помещениях находятся два человека и ИИ. Они беседуют на разные темы, начиная от погоды и заканчивая международным положением. Если только по их разговору между собой нельзя будет определить, где человек, а где ИИ, то считается, что тест пройден. Значит, ИИ обладает таким же интеллектом, что и его собеседники. Но уже сегодня довольно простой ИИ работает во многих программных приложениях, и самое распространенное приложение – это распознавание образов. Это классическая задача, которую сложно решить с помощью традиционного ПО. Естественно, что все будущее развитие человечества будет связано с ИИ. Начиная с различных устройств, наподобие обсуждаемого тут авторобота, и заканчивая управлением крупномасштабных боевых действий многочисленных военных соединений, управлением государства, его экономикой. Можно найти много применений для ИИ, почти везде, где работает сам человек. Вообще-то, это очень хорошая замена человеку. И в этом его опасность. Недаром, буквально месяц назад группа ученых выступила с предупреждением не использовать ИИ для оснащения боевых систем. И еще. Работы по созданию ИИ идут по двум основным направлениям, хотя в основе все же остается нейронная сеть. В первом случае ее моделируют с помощью довольно сложных ПО на обычных компьютерах с обычной архитектурой. Во втором случае создают новый вид компьютера с новой архитектурой, которую еще называют нейрокомпьютерами. В России в основном работают по первому направлению. Наиболее продвинутые страны упор делают на нейрокомпьютеры, совместимые с обычными. Такая комбинация позволяет комбинировать преимущества обоих устройств. Но в любом случае вопрос все равно упрется в элементную базу, в железки. А это у нас пока не научились делать. И касательно того, что КАМАЗ работает над проектом создания авторобота – транспортной машины, которая будет работать без человека. Многие тут пишут о том, как они будут грабить такие машины, опасаются его появления на дорогах, опасаются безопасности движения. Хочу успокоить. Скорее всего, а я думаю прав, эти изделия предназначаются не для перевозки кирпича и цемента, слишком все будет или дорого, или, если не дорого, то бесполезно, а для работы в боевых условиях. За ценой там не постоят, а иметь бесстрашных роботов, которые реагируют на быстрое изменение боевой обстановки, будут связаны с центральным командованием, и неукоснительно выполнять поставленные задачи. На них можно перевозить боевое снаряжение, вывозить раненых, устанавливать на них какие-то боевые системы. Вполне возможно, что и вся машина будет подвергнута переделки.

    • Анонимно
      26.09.2015 11:47

      Да, забыл подписаться, чтобы не было путаницы. Бурбаки

    • Анонимно
      26.09.2015 12:29

      Идея, что бот, проходящий тест Тьюринга обладает интеллектом, превосходящим человеческий - это мощно. Посмотрите, как телефон вашего смартфона выделяет человеческие лица рамками - это вполне обычный неймановский процессор с помощью вполне традиционного OpenCV рассчитывает каскады Хаара.

      • Бурбаки
        26.09.2015 13:54

        Но ваш смартфон только это и умеет делать. А тест Тьюринга - это пока первый стандартный тест, который пока еще никем из ИИ не пройден, в том числе и вашим смартфоном. А традиционное OpenCV всего лишь библиотека с открытыми исходными кодами для моделирования компьютерного зрения. Один из тех достижений, которые позволили реализовать на довольно мощных процессорах или видеокартах (графических картах). Кстати, графические карты в этом плане специально и создавали для ускорения графики, используя принципы параллельных вычислений. Но это и есть одно из направлений развития ИИ. В чем тут отличие? В ИИ выстраиваются несколько слоев в виде большой матрицы, в узлах которой находятся элементы нейронной сети. Между слоями устанавливается связи с различными весами. Таких слоев может быть много, хотя сегодня пока обходятся тремя. Это и есть примитивная модель человеческого мозга – нейронная сеть. Затем эту систему обучают подбором этих весов, например, для распознавания образов. По пути решили, что те же графические карты, работающие примерно по такому же принципу, могут успешно решать и такие задачи. Но это не отменяет другой задачи, после того как, например, машина распознала впереди стоящего человека на дороге, отличив ее от хорошо выполненного чучела. Хотя и человек может сделать ошибку при распознавании, но если на ней сидит ворона, то уж он точно определит, что это не человек, а чучело. Тем более, если объект еще и не движется, или делает какие-то монотонные движения под действием ветра. Компьютерное зрение в этом случае окажется бессильным. Ее для такого случая не готовили. Так вот ИИ должен не только распознавать образы, но решать другие задачи на основе поступающей информации. Неординарных ситуаций может быть много. Тот же OpenCV методом обучения проходит стандартные ситуации, например, с освещением образа, с помехами в виде грязи и т.д. Но они стандартны, а ИИ не только обучается, но и находит когнитивные связи между событиями. Другими словами, ИИ обладает способностью связывать события во времени и строить интерактивную пространственно-временную модель событий. Вот когда ваш смартфон будет не только распознавать вас, но и разговаривать с вами, предлагая вам побриться или сделать прическу более подходящую для вас и по случаю, вот тогда вы и сможете рассуждать про смартфон, который заменит ИИ.

        • Анонимно
          26.09.2015 14:15

          Хочу предупредить, что вы читаете эту выжимку из википедии человеку с дипломом прикладного математика.

          • Бурбаки
            26.09.2015 14:46

            Простите, но это мой текст, а не выжимка из Википедии. Можете найти что-то из Интернета со ссылкой. Может вы сами переписываете все из Википедии. А диплом прикладного математика это еще не гарантия знанию. Теперь много у кого дипломы есть, даже докторские степени.

            • Анонимно
              26.09.2015 15:08

              Это что бы вы были в курсе, что мне давно знакомы не только имена Бурбаки, но и Шенка, Винограда и других. И не только имена но и достижения

              • Бурбаки
                26.09.2015 15:32

                Рад за Вас.

              • Бурбаки
                26.09.2015 16:52

                Интересно стало, а кто же из математиков мне ближе. Тут сразу на ум пришли работы по хронологи и по тематике. Не буду перечислять древних и классиков из средневековья. В свое время восхищался работой Джеймса Максвелла, хотя и не чисто математика. Попытался разобраться в его статьях, но не хватило усидчивости, он писал не на том математическом языке, который принят сейчас. Да и теория электромагнетизма все же ближе к физике, нежели к математике. Затем на память приходят Исаак Ньютон и Вильгельм Лейбниц с их дифференциальными и интегральными исчислениями, но это классика самая настоящая. Тут уж и Карл Фридрих Гаусс, Леонард Эйлер и Эварист Галуа. Далее Давид Гильберт, Бернхард Риман, Анри Пуанкаре. Последним особо восхищен. К ним бы я причислил и Жана Фурье и Жозефа Лагранжа. Это величайшие умы человечества. К современникам причислил бы и Норберта Винера, Джона фон Неймарка и Алана Тьюринга. Про фон Неймарка говорили, что он вообще из новой породы людей будущего. Но они уже умерли. Мне близки работы Роджерса Пероуза, кстати, он много пишет и для популяризации математики, также как и Бенуа Мандельброта. Из российских математиков я бы выделил для себя Александра Ляпунова и Льва Понтрягина, Николая Боголюбова и Андрея Колмогорова, а также Андрея Маркова и Людвига Фадеева с Сергеем Новиковым. Особо отметил бы Владимира Арнольда. Но это мои пристрастия. Перечень ими, конечно, не ограничивается. Но это так, вспомнилось.

    • Анонимно
      26.09.2015 19:56

      Для начала нужно определиться, что считается ИИ. Программа для игры в шахматы - это не ИИ, а перебор вариантов. Программа проходящая тест Тьюринга - это не ИИ, а иммитация общения человека. Программа для езды на грузовике - это не ИИ, а тупой алгоритм. ИИ - это гораздо ёмкое понятие, не нужно им спекулировать.В боевых условиях транспортные беспилотники применяются лет 10 в Ираке.

      • Бурбаки
        26.09.2015 22:20

        Я бы определил все более просто. Есть ЭВМ с архитектурой фон Неймана или ему подобные, а есть архитектура нейрокомпьютеров в основе которой нейронные сети, как некие модели биологических систем, обладающих мозгом. Вот они и есть ИИ (искусственный интеллект). Они пока не столь совершенны и мощны как ЭВМ, основанные на архитектуре фон Неймана, но будущее развитие за ними. Хотя не буду столь прямолинеен. Скорее всего будет некая комбинация, которая позволит сочетать достоинства обоих направлений развития. Но хотел сказать, что будущее за ИИ. И это красная линия в развитии самого человечества. За ней будет все по другому.

  • Анонимно
    27.09.2015 23:03

    Споры о машинном интеллекте интересны ,но они уводят в сторону!Давайте вспомним , что КАМАЗ это прежде всего производитель коммерческих и военных автомобилей. А есть ли рынок на беспилотный автомобиль ? И с какими проблемами беспилотник столкнется в России (даже если будут решены все технические и юридические проблемы)?1.Кто будет брать бесилотники ? Немного возьмут военные и МЧС -для опасных зон с радиацией и химией и снаряды подвозить.Может нефтяники в тундре. Транспортные компании для междугородних перевозок вряд ли - для них водитель в России дорого не обходиться и заодно он ещё и охранник груза.Может будут брать для работы в карьерах.Но на стройках,в сельском хозяйстве и по городу-больше проблем ,чем выигрыш!Как то про рынок и экономику молчат неспроста !Нет серьезного заказа с рынка в России !2.Беспилотники в России( и в Азии и Африке с Латинской Америкой) начнут грабить! Не надо нападать на человека! А машину пускать под откос научатся! Даже фоторегистраторы из хулиганства увозили(теперь их люди караулят!),а тут груз на миллионы!3.Для робота-беспилотника нужна высокая надежность узлов и систем грузовика . А у КАМАЗа надежность в десятки- сотни хуже западных! Такие роботы с дефектами заблокируют наши магистрали! Сейчас бы в кризис автопрома (который продлится не менее 5 лет)КАМАЗу бы поработать над надежными и недорогими пилотируемыми машинами,чтобы выжить и не потерять рынки. Так что узкое место в этом проекте не в Узковой! А в порочности самой концепции бесплотника для России! Не учли главные наши исторические проблемы : плохие дороги и дураки! И ещё : "воруют!".Камазовец.

  • Анонимно
    28.09.2015 13:37

    Я лишь надеюсь, что все что они делают, может понадобиться в военной отрасли. Иначе это все бред. Нету в России технологий для электроники и микроэлектроники.

  • Анонимно
    3.10.2015 15:07

    Очень круто. Так держать!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль