Старая элита 
26.09.2015

Фикрят Табеев: гонитель или реформатор татарской культуры?

Он считал, что руководители всех уровней в Татарстане, ратуя за возрождение татарского языка, своих детей обучают в русских школах. ЧАСТЬ 5-Я

«БИЗНЕС Online» продолжает представлять биографические очерки предыдущих руководителей республики. Заслуги Фикрята Табеева, первого секретаря обкома КПСС с 1960 по 1979 годы, в экономическом развитии Татарии неоспоримы. Но его отношение к татарской культуре и языку до сих пор вызывает неоднозначную реакцию.

В день избрания первым секретарем Татарского обкома партии. В первом ряду (второй слева) Фикрят Табеев (28 октября 1960 года)
В день избрания первым секретарем Татарского обкома партии. В первом ряду (второй слева) Фикрят Табеев (28 октября 1960 года)

ОТСТУПАТЬ ТАК ОТСТУПАТЬ?

Как известно, безгрешной может быть только Небесная Канцелярия, если она действительно существует. Да и сам Фикрят Ахмеджанович Табеев любил повторять, что не ошибается только лодырь. Так что его деятельность на посту первого секретаря Татарского обкома КПСС вполне объективно подвергается и критике. Ряд представителей татарской интеллигенции до сих пор высказывает недовольство его правлением. Оно связано с политикой сворачивания реформ в области развития татарского языка, которые начал его предшественник Семен Игнатьев. При нем пленумом Татарского обкома КПСС была принята развернутая программа устранения недостатков в области развития татарского языка и культуры, включавшая организацию групп с обучением на татарском языке в специальных учебных заведениях, восстановление оценки по татарской литературе в аттестате зрелости и многое другое.

По мнению некоторых исследователей, наиболее правдиво и точно обосновал претензии к Табееву в своей книге «Вспоминая прошлое» Камиль Фатыхович Фасеев. В «игнатьевские» годы он работал секретарем Татарского обкома КПСС по идеологии, затем — председателем президиума Верховного Совета ТАССР. Именно Фасеев выступил тогда инициатором реформ в области татарской культуры, науки, образования и языка, получил поддержку у «первого» и ушел в науку сразу же после гонений на своего шефа (Игнатьева в 1960 году сняли с должности первого секретаря Татарского обкома КПСС именно за реформы в области развития татарского языка, усмотрев в них проявление национализма — прим. ред.). В книге воспоминаний Камиля Фасеева, в частности, говорится: «Большой ошибкой Табеева было нежелание понять национальные особенности республики, неумение отличить заботу о национальных особенностях от националистических притязаний. Что касается татарского языка, то он открыто и убежденно пророчествовал о его исчезновении через 15 - 20 лет. В докладе «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», с которым выступил на пленуме обкома (октябрь 1960 года), он заявил: «Сейчас, в период развернутого строительства коммунистического общества, многое из того, что считалось присущим той или иной нации, подчеркивало ее экономические и культурные особенности, изживает себя. Раз так, зачем впустую тратить усилия, стараясь остановить этот якобы «прогрессивный» процесс?! Не имеет смысла выпячивать роль и значение татарского языка, а кто это делает — того следует осуждать!»

Камиль Фасеев
Камиль Фасеев

В 1962 году я поднял перед Табеевым и Тутаевым вопрос о создании татарской энциклопедии. Куда там! Только махнули рукой. Дескать, еще союзные республики не имеют своих энциклопедий. И вообще, зачем нужны татарская, чувашская, башкирская, якутская и прочие энциклопедии? Не встретил одобрения подготовленный проект решения об установлении почетных званий «Народный поэт» и «Народный писатель». Отступать так отступать! В октябре 1960 года по предложению Абдразякова (Абдразяков Абдулхак Асвянович, в 1959 - 1966 годах председатель совета министров Татарской АССРприм. ред.), ссылаясь на нехватку средств, бюро обкома приняло постановление о прекращении присуждения премий имени Тукая...»

ЗЛОПОЛУЧНАЯ ТУМБОЧКА С ЗАМКОМ

«Многие современники весьма скептически оценивают его деятельность на этом посту, — высказывает свое мнение профессор-историк Булат Султанбеков. — Особенно это касается взглядов Табеева на проблемы и перспективы развития литературы, искусства и культуры татарского народа в целом и его деятельности в этой области. О его негативном отношении к литераторам напомнил в уникальной по охвату событий и личностей книге воспоминаний «Пусть место их душам будет в раю» писатель Батулла (Рабит Батулла, Батуллин Роберт Мухлисович, родился в 1938 году, народный писатель Татарстана, драматург, публицист, актер, режиссер, переводчик Корана — прим. ред.). В частности, он привел пример, когда Табеев, возмущенный выступлением известного писателя Нурихана Фаттаха (Фаттахов Нурихан Садрильманович, родился в 1928 году, народный писатель Татарстана, лауреат премии им. Тукаяприм. ред.) с требованием к обкому обращать больше внимания на объективное освещение истории татарского народа, а оно отражало мнение не только литераторов, публично заявил: «У него, очевидно, не все в порядке с головой». И для еще большей убедительности сказанного добавил, что знает его еще по временам, когда они жили в одной комнате общежития, как нехорошего и жадного человека, запиравшего на замок свою тумбочку. Правда, у Фаттаха действительно были веские причины для «озамочивания» тумбочки: из нее систематически стали пропадать продукты. Но ведь он не обвинял в этом именно Табеева, в комнате жили 12 человек. Но запомнилась ему эта злополучная тумбочка с замком. Чем уж она ему так досадила, непонятно».

69097.jpg
Фикрят Табеев и Минтимер Шаймиев

Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев с высоты своего политического опыта и реалий сегодняшнего дня видит ситуацию так.

— С одной стороны, Семен Игнатьев — русский человек, с другой — он много работал в национальных республиках. Вот он и мог на политбюро или на секретариате ЦК КПСС сказать о чем-нибудь злободневном для Татарстана, о том, почему нельзя тормозить решение тех или иных вопросов. Ему было легче это сделать. А Табееву как татарину — тяжелее.

Многие заинтересованные лица объясняют сведение на нет реформаторских усилий Игнатьева и Фасеева тем, что продолжать линию на повышение статуса национального языка в то время для Табеева было просто политическим самоубийством. Что называется, «против лома...» Оспаривание мнения ЦК, а конкретно — самого Михаила Суслова, второго человека в партии, по такому серьезнейшему пункту обвинения, как «национализм» (тем более в глазах — вот она, политическая расправа над бывшим шефом!), совершенно очевидно подталкивало к маневрированию и дипломатии в вышестоящих кабинетах. Но мы видели, что Фикрят Табеев бывало что и «вставал на дыбы» даже перед цековскими товарищами, не исключая возможности поступиться партийной карьерой ради своих убеждений. Вспомните: «Мне всего 32, уйду в родной университет...» Может, он не из карьерных соображений, а действительно не разделял идею развития татарского языка? Или, не отвергая ее в целом, был не согласен лишь с маршрутом, каким предложили двигаться к повышению статуса языка люди, которых Табеев называл своими учителями, — Игнатьев и Фасеев? А были ли вообще в природе «табеевские гонения» в сфере развития татарских языка и культуры?

Казань 70-х

ЯЗЫК МОЙ — ДРУГ МОЙ

Фикрят Ахмеджанович изложил ответы на эти вопросы в книге Ягсуфа Шафикова.

— В наше смутное время много разговоров и о языке, и об обучении детей на родном и русском языках. И в этом сложнейшем вопросе у нас развелось много «знатоков» и «исследователей»...

Да, в разные периоды, при разных руководителях были некоторые отклонения и от общеустановленных ленинских норм развития национальных языков. В частности, некоторое сокращение национальных классов и школ произошло в конце 50-х годов в бытность первого секретаря Татарского обкома КПСС Семена Денисовича Игнатьева. Не вникая в сущность проблемы, он в Москве заявил, что татары не хотят учить своих детей на татарском языке. Позже, конечно, он понял ошибочность своих суждений.

Когда я начал работать первым секретарем обкома КПСС, мы открыли достаточное количество национальных школ. Они были хорошо оснащены и укомплектованы учителями. Помню, я тогда сам ездил открывать билярскую татарскую школу. Тогда обком партии, совет министров республики проделали очень большую работу по развитию сети национальных школ. Однако в силу разных причин они в течение трех лет распались из-за разногласий родителей учащихся. Многие из них начали утверждать: «Окончив татарскую школу, куда дальше мой ребенок пойдет учиться? Владея русским языком, ребенок сможет поступить в любой вуз СССР, а не останется со своим родным языком в пределах Татарстана или пойдет на неквалифицированную работу».

В первые два года мы кое-как укомплектовали национальные школы. На третий год многие из них распались. Родители своих детей перевели в русские школы. В татарских классах оставались два-три ученика.

Позже Верховным Советом СССР был принят закон об образовании, где было написано: «Язык обучения детей определяют родители»... Это сейчас, когда по вине своих родителей выросло целое поколение людей, плохо знающих свой родной язык, некоторые начали вздыхать: «Ой, Аллах, мы не знаем своего языка».

Любое государство при определении языка обучения детей в школах не должно руководствоваться идеологическими соображениями. Это не дело государства. Это дело родителей.

В этом непростом деле надо учитывать и опыт других народов и других стран. Возьмите бывшие английские колонии. Например, Индию. С уходом англичан индийцы не отказались же от английского языка. У них там каждый человек владеет английским. И правительство это поддерживает. Потому что в этой стране все понимают, что английский язык имеет мировое значение. Многие индийцы после получения определенного образования у себя дома учебу продолжают за рубежом. Они осознают, что вся мировая цивилизация построена на английском языке.

Я всецело поддерживаю возрождение татарского языка. Однако здесь очень важно не впасть в крайность. Необходимо учесть, что многие учащиеся после окончания средних учебных заведений стремятся учиться в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Не зная общенационального языка, молодежь не сможет продолжить учебу.

Во всем должна быть разумная мера.

Я хочу отметить еще одну деталь в этом очень щепетильном вопросе. Руководители всех уровней в Татарстане, постоянно ратуя за повсеместное возрождение татарского языка, своих детей обучают в русских школах. Они ведь прекрасно понимают, что если дети получат аттестаты зрелости полностью на татарском языке, возможности их дальнейшего образования будут затруднены.

Получается двойная мораль. По моему глубокому убеждению, и здесь все должны быть равными...

КЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ РАБОТ ФИКРЯТА ТАБЕЕВА

Что касается «сворачивания культурной жизни», то Табеев считается инициатором создания в 1966 году Государственного симфонического оркестра республики (немногие союзные республики могли себе позволить тогда такую роскошь). Он «пробил» финансирование оркестра из бюджета РСФСР (шутка ли — сотня музыкантов!), лично разыскал и уговорил работать в нем Фуата Мансурова и Натана Рахлина.

Фуат Мансуров
Фуат Мансуров

— Казань во все времена для всех татар России и мира была главным центром национальной культуры и просвещения. Это неоспоримый факт. Таким центром она и должна оставаться. На все времена. Это достойное и почетное бремя для Казани, — утверждал Фикрят Табеев.

В годы его правления и по его инициативе в столице республики было начато строительство нового здания Татарского академического драматического театра имени Камала, вошли в строй новые высотные корпуса университета, уникальное здание цирка, Дворца спорта, ДК культуры химиков, плавательного бассейна завода «Казаньоргсинтез», а подобные сооружения даже в масштабах Союза в то время можно было пересчитать поштучно... За несколько дней до его перехода на дипломатическую работу Казань стала миллионным городом, обретя обязательные преференции социалистического мегаполиса — право на метро и ежедневную городскую вечернюю газету. Так началась история казанской подземки и казанской «Вечерки» Андрея Гаврилова.

А демография как показательный критерий общественного благополучия актуальна не только сейчас, когда об этом стало модно говорить, но была таковой и в те годы, когда Фикряту Табееву настало время оглянуться на итоги своего правления республикой. В 1979 году его ждал Афганистан...

Подготовил Михаил Бирин

Окончание следует.

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2015 09:21

    Лучший руководитель всех времен Татарстана и такого похоже больше не будет.

    • Анонимно
      28.09.2015 21:08

      И не надо, что бы в каждом районе базу отдыха себе построить. За что в период 1986-90 г.г. сильно его критиковали. Было для чего.

      • Анонимно
        29.09.2015 06:53

        они именовались охоиничьими домиками,а практически использовались и для других утех.Именно с Табеева начались привиллегии для ближних бояр выхрдящие за рамки разрешенных официально.

  • Анонимно
    26.09.2015 09:36

    походу родственники хотят музей создать.

  • Анонимно
    26.09.2015 09:39

    Правильные вещи вспоминает Табеев. Язык должен культивироваться в семье, и очень печально, что многие родители отнеслись к этой обязанности достаточно прохладно. Эта проблема с языком удел всех татар России, независимо от проживания и региона. Видимо есть что то в национальной черте татар, что позволяет так легкомысленно относиться к языку и традициям. Вот здесь и надо понять, как это вылечить.

  • Анонимно
    26.09.2015 10:01

    то что он говорил насчет татарского языка, ну это демагогия, и видно как он не пренебрежительно относится к другим, типа нашлись "знатоки" ...Татарский язык должен на уровне конституции и других законов должен быть защищен. ссылаясь якобы на желание родителей в его время закрыли ведь практически все татарские школы. чтобы решить желание родителей нужно было развивать историю и язык на вузовском уровне. но конечно, ему хотелось все таки оставаться у власти, а не защищать интересы татар. обычный функционер. не более. в историю он так уже вошел и нечего его оправдывать. а вот Игнатьева нужно изучать и "поднимать"!

    • Анонимно
      26.09.2015 10:18

      Вот проблема современного комментатора в том, что он мерит историю с позиции дивана, на котором он сидит в конкретное-сегодняшнее время.Какой вузовский уровень? Во время построения советского общества и "рождения" Советского человека. Вы МОСК то включайте иногда хоть.

    • Азат Д
      26.09.2015 10:27

      У верен, что при СССР было больше татарских школ, так как много встречаю людей которые их закончили. А сейчас, татарские школы в районах закрылись и закрываются.

    • Анонимно
      26.09.2015 10:29

      До Табеева сегодняшним руководителям еще так далеко.

  • Анонимно
    26.09.2015 10:54

    Похоже, Табеев не так уж боялся окрика Москвы по "национальному вопросу", а просто поступал сообразно своим убеждениям. Хочется в это верить...

  • идущий
    26.09.2015 11:02

    Фикрят Табеев напомню родом из касимовских татар, у которых давняя "традиция" действовать против интересов татарского народа и верно служить интересам Москвы (иногда даже чересчур рьяно). Эти же ребята легко меняли свое вероисповедание во имя личных сиеминутных выгод - неудивительно, что на сегодняшний день их осталось не больше 1 тыс. человек, да и то все они уже 100 %обрусевшие . Поэтому неудивителен менталитет первого секретаря обкома. А оправдать можно любую подлость - мол это не я, а обстоятельства. Если уничтожать базу практического применения языка в повседневной жизни (то есть востребованность), то естественно выживать языку в таких условиях нереально в принципе. А эту чушь про то что, язык должен сохраняться лишь в семье, можно даже всерьез не рассматривать - еще ни один язык в мире не смог развиваться и просто банально выживать, если ему отводят чисто семейный уровень. Таких примеров современный глобализационный мир не знает. Зато в ряде западноевропейских стран, применяются предпринимаются специальные усилия чтобы не только сохранить языки небольших народов, но и возрождать их практически с нуля. Пример Великобритания, где практически мертвый валлийский язык получил второе дыхание, а корноуэльский язык вымерший еще в начале 19 в. был возрожден и число их носителей знеачительно выросло за последние 10 лет...

    • Анонимно
      26.09.2015 17:45

      Традиция пошла после продажи татарским ханом Тохтамышем мишарских земель русским князьям. Почитайте историю кто и как развалили Золотую орду.

  • Анонимно
    26.09.2015 11:03

    Разумный подход к преподаванию и изучению родного языка - вот за что ратовал Табеев. И парвильно он клеймит начальников с двойной моралью, которые науськивают простых татар говорить только на татарском и затянуть туда же их детей. А своих отправляют в Англию в колледж. Они расчищают своим отпрыскам дороги к местечкам потеплее.

  • Анонимно
    26.09.2015 11:11

    Вузовский уровень во времена СССР был достаточно высок. Было что терять, если не удалось поступить в институт из-за незнания русского. Что касается законодательной защищенности татарского языка - то сегодня это сделано довольно крепко. По крайней мере, у нас в республике. Статус его государсвенности закреплен в конституции РТ. Президент обязан владеть двумя языками.

  • Анонимно
    26.09.2015 11:18

    Господин "Идущий"! А в Англии делопроизводство дублируется на корноуэльский язык? Королева по конституции обязана на нём сносно болтать? Он включен в аттестат зрелости в общеобразовательных английских школах?Тут кто-то советовал "МОСК включить" Я с ним солидарен.

    • Анонимно
      26.09.2015 11:43

      Национальный язык Уэльса — валлийский, по законодательному акту, принятому в 1967 году валлийский язык имеет равные права с английским языком. В Уэльсе все надписи даются сначала на валлийском языке, а затем дублируются на английском.

      • Анонимно
        27.09.2015 00:44

        А по факту даже в полностью и абсолютно независимой 70 лет как Ирландии ирландским хоть как-то владеет треть населения, а нормально поддержать на нём способно что-то около 3% населения. Что, кстати, ирландской национальной идентичности не мешает от слова совсем.

        • Анонимно
          29.09.2015 08:41

          У них динамика отличная. Когда я в школе учился, было 23%. У нас обратная тенденция, думаю -30% татар "забыло" родной язык за то же время.

  • Анонимно
    26.09.2015 11:23

    ЦИТАТА (к вопросу о касимовских "манкуртах"): "Нам, татарстанцам, повезло, что руководителем нашей республики на долгие годы вдруг оказался парень, выросший вне ее пределов, в Рязанской области. А у таких — особое чутье, преданность, ностальгия по родной земле. Я по жизни это наблюдаю: по ребятам, которые выросли за границей территории Татарстана или у которых семьи там оказались по воле судьбы, над которой мы не властны… Нам повезло с таким руководителем". Минтимер Шаймиев.Ещё вопросы есть?

  • Анонимно
    26.09.2015 11:25

    А в чем тогда и сейчас расходились и расходятся "интерсы татарского народа" и "интересы Москвы"?

  • Анонимно
    26.09.2015 11:36

    В Англии нет конситуции

  • идущий
    26.09.2015 11:53

    ЦИТАТА (к вопросу о касимовских "манкуртах"): "Нам, татарстанцам, повезло, что руководителем нашей республики на долгие годы вдруг оказался парень, выросший вне ее пределов, в Рязанской области. А у таких — особое чутье, преданность, ностальгия по родной земле. Я по жизни это наблюдаю: по ребятам, которые выросли за границей территории Татарстана или у которых семьи там оказались по воле судьбы, над которой мы не властны… Нам повезло с таким руководителем". Минтимер Шаймиев_______________________Не знаю что там сказал М. Шаймиев, скорее всего это банальная дань уважения к более старшему поколению. Это мало о чем говорит. А факты говорят об обратном. Что вы конкретно можете возразить моему тезису, ничего?!!! Тогда незачем и говорить - множя словоблудие. Касимовские татары участвовали в взятии Казани, соревнуясь в жестокости при разграблении города с русскими войсками. Затем первыми побежали креститься и брали в жены русских женщин, меняли свои фамилии, делая свое потомство уже нетатарским. Через лет 50 их уже не будет, сами исчезнут - но мне их не жалко. Единственное с чем согласен отчасти в приведенной вами цитате - так это, что по настоящему героями, строителями татарской этнонации в больше

  • идущий
    26.09.2015 11:55

    степени были не татары Татарстана, а выходцы из других регионов. Пример - основатель Татарской АССР М. Султан-Галиев; Г. Ибрагимов; С. Саид-Галиев; М. Джалиль и др.

  • идущий
    26.09.2015 12:01

    язык я привел в пример, т.к. он показывает что даже мертвый язык при желании можно возродить, если отбросить шовинистическое отношение. А татарский язык мертвый язык, поэтому оправдывать его искусственное уничтожение это удел трусливых шовинистов вроде вас, которые даже бояться открыто подписаться за свои слова....

  • Bure
    26.09.2015 14:36

    Знаменитая плеяда руководителей из касимовских татар Шах Гали , Фикрят Табеев кто следующий ?

    • Анонимно
      26.09.2015 16:35

      Надеюсь следующего не будет, двоих хватило

      • Анонимно
        26.09.2015 17:47

        И казанских мурз, перешедших на сторону воевателя с планом крепости.

      • Анонимно
        28.09.2015 10:28

        прочитал внмательно все материалц и особенно комменты. в отличие от усманова и шаймиева которые были людьми смелыми,усманов например в знак протеста против горбачевской политики покинул ПОСТ СЕКРЕТРАРЯ ЦК ПАРТИИ ,табеев был труслив и часто путался и бежал впереди паровоза.вспомним отмену тукаевской премии созданной игнатьевым и фасеевым. книгу Фасеева можно прочитать в библиотеке Кгу.

      • Анонимно
        28.09.2015 12:40

        прочитал внмательно все материалц и особенно комменты. в отличие от усманова и шаймиева которые были людьми смелыми,усманов например в знак протеста против горбачевской политики покинул ПОСТ СЕКРЕТРАРЯ ЦК ПАРТИИ ,табеев был труслив и часто путался и бежал впереди паровоза.вспомним отмену тукаевской премии созданной игнатьевым и фасеевым. книгу Фасеева можно прочитать в библиотеке Кгу.

      • Анонимно
        28.09.2015 13:21

        прочитал внмательно все материалц и особенно комменты. в отличие от усманова и шаймиева которые были людьми смелыми,усманов например в знак протеста против горбачевской политики покинул ПОСТ СЕКРЕТРАРЯ ЦК ПАРТИИ ,табеев был труслив и часто путался и бежал впереди паровоза.вспомним отмену тукаевской премии созданной игнатьевым и фасеевым. книгу Фасеева можно прочитать в библиотеке Кгу.

    • Анонимно
      26.09.2015 22:51

      Следующего не будет, т.к. касимовских татар уже практически не осталось, ассимилировались все.

  • Анонимно
    26.09.2015 15:51

    Позволю себе немного поёрничать по поводу татарского языка...Националистически настроенные элементы пытаются продвигать вымирающий (чего уж греха таить!) татарский язык в широкие массы трудящихся.Многие из них начали утверждать: «Окончив татарскую школу, куда дальше мой ребенок пойдет учиться? Владея русским языком, ребенок сможет поступить в любой вуз СССР, а не останется со своим родным языком в пределах Татарстана или пойдет на неквалифицированную работу».Этим, по-моему, всё сказано...

    • Анонимно
      26.09.2015 17:00

      Табеев по крайней мере заботился о народе и значительно преобразовал Татарстан!

    • Анонимно
      26.09.2015 17:51

      Обучение разговорному татарскому хромало и хромает на четыре ноги. Преподают как китайский язык.

  • Анонимно
    26.09.2015 18:11

    Табеев делал все для ТАССР, что можно было в тех условиях и в его возможностях.В то же время в учебных заведениях кандидаты и доценты с профессорами защищали степени по тематике расщепления-разделения татар по диалектам: типтяры, мишары, буртасы, бесермены, кряшены, сибирские, финские, буинские, чистопольские и прочие. Оказывается татарин только тот, кто говорит на казанском(арском) диалекте. В словарях мишарских слов не было тогда. На бытовом уровне до сих пор это разделение сохранилось. Молодёжь(татары) из других регионов предпочитает говорить по русски, меньше ехидства и лишних вопросов. Они правы, мой личный опыт работника образования и просто наблюдения из жизни.

  • Анонимно
    26.09.2015 19:11

    БО , просьба к Вам. Найдите возможность опубликовать воспоминания Фасеева. Не нахожу их в интернете. Это интересно всем, кто интересуется новейшей историей Татарстана.

    • Анонимно
      29.09.2015 03:21

      Согласен. Воспоминания Фаеева очнь правдивы и самокритичныы и на них ссылаются многие историки в.т.ч. в БО.

  • Анонимно
    26.09.2015 21:17

    Фактом остается то, что в советские годы (особенно брежневские) татары, как и многие другие нации и народы стали стесняться своей национальности. Шло излишне навязываемое преувеличение русскости, русского языка. Это, как показало время, оказалось ошибочной политикой, что и привело, в итоге, к быстрому развалу СССР. В принципе, Табеев был прав - еще 15-20 лет, и татарского народа, как такового, не осталось бы. Но началась Перестройка и тренд на размываение наций был остановлен. Скажу больше: основной вклад в сохранение и развитие татарской нации в годы СССР оказали советские евреи, которым видимо была близка во многом трагическая история татар. Не углубляясь в эту большу тему, к примеру, отмечу: татарская симфоническая музыка практически создана с нуля евреями. Академичесая наука - также. Промышленность, медицина, нефтепереработка, словом, почти все. А основателем Татарской республики является также еврей по матери - Ленин. Видимо не случайно, в СССР Казань некоторые знатоки именовали еврейским городом и даже столицей.

    • Анонимно
      28.09.2015 16:09

      К сожалению ТАБЕЕВ был трусоват когда речь шла о татарской кульиуре.Его преемники на этом посту Усманов и Шайсиев были гораздо смелее.

    • Анонимно
      28.09.2015 20:28

      Впечатление,что у эфэнде расуждающег о евреях что то сголоаой.Я татарин,среди знакомых идрузейесть русские,еврей и другие.Не вижу никой разницы между ними.Поэтому примененный эфэнде ткрмин Казань еврейская столица считаю его личным ноу хау.

  • Анонимно
    28.09.2015 08:31

    Вся статья - о неиспользованных возможностях и микроскопических достижениях. По сути - просто отписка на заданную тему, видимо у биографов никак не выходил из партократа с телефоном сусальный портрет. В действительности Табееву было глубоко безразлично все, что ему не спускалось приказом из Москвы. Что на кормежку для москвичей из Татарстана идет некачественный сыр (не умели его делать) - об этом он думал не только рабочий день, но ночами надо думать не спал, только про это в биографии не напишешь. Если уж он не боялся голодных бунтов, за что могли запросто снять с должности, насколько интересно этому верному ленинцу было мнение "некоторых представителях татарской интеллигенции"?

    • Анонимно
      29.09.2015 12:12

      Надо дать материалы о его антиподах по языковому и в целом по вопросам развития татарской культуры Фасееве ,а затем Усманове ставшем первым секретарем обкома.

  • Анонимно
    29.09.2015 03:43

    Повторю.Фасеева нвдо преиздаиь.Он весьма критически оцениваеи ряд деятелей и в первую очередьТабеева за его отношение к татарской культуре.Приводит сенсационные факты.

  • Анонимно
    29.09.2015 17:45

    Книга Фасеева была изданв тиражом 300 экз ипрактичски библ ографичическая редкость.Правда Султанбеков в известной читвтелМ БО книге об ИГнатьве дал в приложении наиболее ее драматмчечкую часть о разгроме ренессанса татарского языка.но эту книги в магазинах не нашел.Фсеевсуая небольшая и Бо сделает большое дело перепечатав ее.В ней есть интереные но порой резкие характеричтики деятелей той поры.

    • Анонимно
      30.09.2015 12:23

      читаю материал иособенно комменты и думаю, что конечно Табеев работал в тепличных услвиях. Его преемникам Мусину и особенно Усманову и тем более Шаймиеву было намного сложнееё.Партия стремительно теряла власть и потом распалачь и даже попала под запрет.Все это результат горбачевчкоельцинской Катастройки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль