Общество 
26.09.2015

Рафаэль Хакимов: «Успехи Татарстана раздражают хиромантов от политики»

Отрыв республики от других регионов страны будет увеличиваться, но радость от этого невелика

Что ждет вновь избранного президента РТ в ближайшие пять лет? Этим вопросом задается вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов, размышляя об основных вызовах, стоящих перед Татарстаном. По мнению автора «БИЗНЕС Online», республика — это барс, готовый к прыжку, вот только время для него не самое подходящее. Неустойчивость финансовой системы, отсутствие реальной стратегии развития на федеральном уровне, а также колоссальные проблемы в области образования ставят под сомнение амбициозные планы.

Что теперь ждет избранного президента республики в следующие пять лет?

ТРУДНЫЙ ПРЫЖОК БАРСА

Увижу я, как будет погибать
Вселенная, моя отчизна.
Я буду одиноко ликовать
Над бытия ужасной тризной.

Пусть одинок, но радостен мой век,
В уничтожение влюбленный.
Да, я, как ни один великий человек,
Свидетель гибели вселенной.

Александр Блок. 6 июня 1900 года

Прошли выборы, их итоги понятны и уже многократно прокомментированы. Что теперь ждет избранного президента республики в следующие пять лет? Для прогнозов это, пожалуй, самый неблагодарный вопрос из всех возможных, поскольку все предсказания в России опровергаются уже в ближайшую неделю, месяц, дольше не выдерживают. Астрология, гадание на картах или кофейной гуще дает примерно те же результаты. Россия дрейфует. Эффект санкций начинает понемногу сказываться, но еще далек от пиковых значений, их особо тяжелые последствия мы ощутим в ближайшие годы. Россия на 2016 год примет худший из всех бюджетов с 2000 года — бюджет выживания.

Можно было бы ответ построить в виде советов, но, не будучи советником (т. е. не неся никакой ответственности), тем более когда тебя не просят, негоже давать советы единодушно избранному президенту. Стало быть, можно лишь говорить о тех вызовах, которые стоят или могут появиться перед республикой. Впрочем, и на этот случай уже есть «Стратегия-2030». Остается просто размышлять вслух о том о сем на радость критично настроенным комментаторам, имеющим проплаченные заготовки на этот случай.

Татарстан по всем признакам выглядит, образно выражаясь, как барс, готовый к прыжку, т. е. существует инфраструктура для интенсивного экономического развития, готовятся кадры в университетах по самым разным специальностям, уровень жизни достаточен для существования рынка квалифицированной рабочей силы, инвесторы готовы вкладывать средства и делиться современными технологиями. Однако в силу неблагоприятной экономической и политической ситуации в России время для «прыжка» самое неподходящее. Удержать бы нынешние показатели... Конечно, по сравнению с другими регионами у Татарстана отрыв будет увеличиваться, но эта радость невелика, поскольку надо ориентироваться на евростандарты, без чего нам не стать конкурентоспособными.

Одна из основных угроз, которая может больно ударить по республике, — неустойчивость финансовой системы, что никак не зависит от нас. Эту угрозу можно компенсировать только расширением экспорта, но для этого нужно наращивать глобализацию производства и иметь надежные рынки сбыта. В некоторых странах для поддержки сельхозпроизводителей, малого бизнеса, спасения от монополизма сетевых супермаркетов и агрессивных банков вводят местную криптовалюту или используют bitcoin. В наших условиях такой продукт выглядит слишком ново, пугающе, наверняка московские умники обвинят республику в сепаратизме, хотя тенденция в мире за расширение сферы использования криптовалют. Кстати, в США bitcoin выиграл тяжбу в суде и теперь имеет право на существование, поскольку признан не валютой, а товаром. В России такие шутки не пройдут, наши юристы по уровню на порядок выше американских судей и адвокатов. Лучше наших юристов никого нет в мире — они умеют делать то, что им скажут.

Другая угроза на российском уровне — это отсутствие реальной, а не писаной стратегии, как в экономическом, так и политическом плане. Сырьевая ориентация экономики завела страну в такой тупик, из которого не видно выхода. Богатство страны, которое должно было служить модернизации экономики и росту уровня жизни, обогатило только кучку олигархов, которые первыми покинут тонущий корабль. Повторяется картина с СССР, где наращивали добычу сырья для получения долларов и покупки на них современных технологий для производства оружия, при этом страна, владея самыми большими земельными сельхозугодиями на планете, не могла даже накормить себя. В России та же ситуация: опять добыча нефтедолларов, опять вложение в оружие, опять мучительное решение продовольственной проблемы. Присоединение Крыма с благодатным климатом только добавило нагрузку на федеральный бюджет, но не помогло в снабжении страны даже обычными фруктами, как виноград, яблоки и др. Правда, добавилось крымское вино к океану алкогольной продукции, совсем как в СССР. Существующие проблемы замазываются отчаянным пиаром о победе над всеми врагами.

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО СО СТОРОНЫ НАРОДА

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен, например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...

Мишель де Монтень

Татарстан выиграет от недостатка продовольствия на российском рынке и потребности армии в вооружении — расширяется рынок для наших сельхозпродуктов, оживает оборонный сектор, но общая ситуация в международных отношениях ограничивает доступ к новейшим технологиям, без чего республике трудно осуществлять глобализацию своей экономики. Санкции не будут сняты в ближайшие годы, ибо конфликт на Донбассе принял затяжной характер в стиле Абхазии и Приднестровья, а крымский вопрос в капитальном тупике, наподобие Северного Кипра. Крым теперь «НАШ» со всеми его внутренними и международными осложнениями. В таких условиях усиливается роль татарстанской внешней политики прежде всего для привлечения иностранных инвестиций.

Нет ясности с российской региональной политикой. Она свелась к запрету использования слова «президент» на республиканском уровне в прямом противоречии с собственной Конституцией, в которую наши доблестные юристы не заглядывают, а политикам это не надо — они живут не по закону, а по понятиям, взятым из позднего Средневековья. За последний год, особенно в связи с запретом на использование слова «президент» для глав республик, люди стали поговаривать об ограничении полномочий Татарстана, отступлении от прежних договоренностей, сдачи суверенитета на радость шовинистам, о том, что наступило время «РУССКОГО ИГА!», которое, кстати, не щадит и самих русских в регионах. Все эти страсти подогреваются закрытием татарских школ по стране, нападками на Татарстан со стороны политиков и публицистов, эксплуатирующих антитатарскую риторику. Понятно, что федеральный центр — это не однородное явление, но тем менее существует некий тренд к дурному патриотизму, который ищет врагов внутри и вне страны. Успехи Татарстана настолько раздражают хиромантов от политики, что они готовы зарезать «курицу», которая им несет «золотые яйца».

В силу сверхцентрализации управления в стране коррупцией оказались охваченными не только федеральные контролирующие органы и отдельные экономические группы, даже целые регионы во главе с губернаторами и их окружением. Это не случайность, а прямо вытекает из структуры и режима власти. Система контроля, выстроенная по стране, стала основным тормозом в государственном управлении, она иссушает творческий и экономический потенциал регионов. Когда говорят, что за все в ответе «царь-батюшка», он все знает, он все видит, это явный признак полнейшей безответственности госструктур. В СССР при слабости демократических институтов существовал партийный и народный контроль. Сегодня в России нет ни партийного, ни народного контроля, нет и демократических институтов, к тому же отсутствует независимая, неподкупная пресса.

Из мирового опыта известно, что наихудший вид контроля — централизованный. Эффективный контроль может быть только со стороны народа, что требует федерализации страны или принятия принципа субсидиарности, о чем руководство страны не хочет даже слышать. Следовательно, федерализация будет касаться только Татарстана в виде пролонгации Договора-2007. Зачем нам нужен этот договор, который многие называют пустым? Там нет налоговых послаблений, особых прав. В чем выгода? Договор с политической точки зрения — это символический капитал, указывающий на особые отношения между Казанью и Москвой. Только в примитивной политике все расписано по тарифу: ты даешь на выборах столько-то голосов, значит, стоишь столько-то... В серьезной политике важны символы, устные джентльменские договоренности, невидимые глазу преференции. Символический капитал при достаточном умении может материализоваться, например, в льготном кредитовании. Серьезные деньги без большой политики не появляются. Впрочем, если внимательно читать текст договора, то из него многое можно выжать, но для этого должны быть грамотные юристы, что большая редкость.

БЮДЖЕТ БУДЕТ ХУДЕТЬ

Насреддин ежедневно переходил через границу со своим ослом, нагруженным корзинами с соломой. Так как все знали, что он промышляет контрабандой, стражники каждый раз обыскивали его с ног до головы. Они обыскивали самого Насреддина, осматривали солому, погружали ее в воду, время от времени даже сжигали ее, но никогда ничего не могли найти.

Много лет спустя один из стражников встретил отошедшего от дел Ходжу в чайхане и спросил:

Теперь тебе нечего скрывать, Насреддин. Расскажи мне, что ты перевозил через границу, когда мы никак не могли поймать тебя?

Ослов, отвечал Насреддин.

В ближайшие пять лет нельзя ожидать серьезного экономического роста России, бюджет будет худеть и худеть, причем за счет обездоленных, пенсионеров и системы образования. Нет оснований думать, что цены на углеводородное сырье сильно вырастут, как в начале тысячелетия. Прогрессивный налог вводить не собираются, значит, будут доить нефтянку, ее просто изнасилуют, как это сделали с пенсионерами.

Производителей нефти и газа в мире становится больше, а покупателей не прибавляется. Основной потребитель нефти в мире — США — перешел в разряд крупнейшего производителя. ОПЕК не может регулировать цены на нефть, поскольку в него не входят Россия и США как основные поставщики нефти. Сегодня ОПЕК будет ориентироваться на увеличение добычи с тем, чтобы выдавить с рынка тех игроков, у которых высокая себестоимость, т. е. в первую очередь Россию. США за счет новых технологий и более эффективного управления постоянно снижает себестоимость добычи нефти и газа, включая сланцевые месторождения. Скоро появится новый серьезный и очень голодный игрок, только освободившийся от санкций, — Иран с огромными запасами нефти и газа, а там на очереди Египет, где нашли самые большие запасы газа в Средиземноморье. Для США снижение цены на сырье выгодно, поскольку растет конкурентоспособность его товаров и уровень жизни населения, вслед за этим повышается потребительский спрос. Для США выгодно то, что невыгодно России, т. е. две страны оказались в противофазе. Их точки соприкосновения могут быть только в вопросе борьбы с терроризмом, но не в экономике.

Трудно переоценить роль нефти для Татарстана, он стал рычагом для структурных изменений в экономике, что наполняет оптимизмом. Вопрос выживаемости «Татнефти» в нынешних непростых условиях — это проблема снижения себестоимости добычи нефти за счет новых технологий, лучшего менеджмента и ориентации на переработку сырья.

Крупнейший покупатель российского газа — Европа — активно развивает технологии энергосбережения, использует альтернативные источники энергии. «Газпром» пытается расширить внутренний рынок, но в стране покупательная способность не растет, а подключение новых потребителей требует значительных вложений. Татарстан расширяет использование сжиженного газа в автотранспорте, что снижает вредные выбросы. Этот пилотный проект может стать примером для других регионов, но настораживает то, что Европа в это время переходит на водородные двигатели. Toyota уже начала продажи легковых автомобилей на водородном топливе в Японии и США. Все крупнейшие компании мира скооперировались для совместной разработки дешевых и надежных водородных двигателей, включая моторы для тяжелых грузовиков. Время бензиновых двигателей уходит в прошлое, началась конкуренция между электро- и водородными автомобилями. Россия пока что даже не в хвосте событий, она в этом вопросе вообще НИГДЕ.

08a7d48afd8527495db6da6dc8a.jpg
Вопрос выживаемости «Татнефти» в нынешних непростых условиях — это проблема снижения себестоимости добычи нефти за счет новых технологий, лучшего менеджмента и ориентации на переработку сырья

НАСТУПАЕТ ПОСТУГЛЕРОДНАЯ ЭРА

Наступает постуглеродная эра. В России мозги повернуты прямо в противоположную сторону. Кстати, в середине 90-х годов социологические исследования показывали, что среди руководителей республики ориентация сознания была точно такая же, как сегодня в России — все надеялись на нефть, Татарстан считали вторым Кувейтом, вопросы образования в приоритетах были на последнем месте. Понадобилось 20 лет, чтобы сознание начало меняться. Даже сегодня прорывается мысль, что татарстанская нефть нужна для продажи на внешнем рынке, а не для внутреннего потребления. Вопросы образования, несмотря на значительные шаги в этой сфере, еще не стали основным приоритетом, поскольку все еще зависят от московской чехарды, финансируются по остаточному принципу, а республика не вмешивается в вузовские дела. В этих вопросах кроется не только экономическая, но и политическая составляющая — недовольство населения положением татарского языка может превратиться из глухого в открытое. Пока народ существует, он будет думать о судьбе своего языка, и этот вопрос никогда не снимется с повестки дня, причем люди не забыли о запрещенной Москвой татарской латинице. Тюркский мир латинизирован, как и интернет. Сколько нам ждать?! Нельзя, чтобы будущее народа зависело от дури нескольких неграмотных российских идеологов.

В России свободных денег будет все меньше и меньше, новые технологии не появятся, а Татарстану, переходящему на евростандарты, нужны не просто новые, а новейшие технологии. Значит, понадобятся иностранные партнеры, готовые работать с республикой несмотря на санкции. Роль внешних связей в связи с этим будет возрастать. Там, где рассматриваются серьезные проекты и крутятся большие деньги, без политики не обойтись.

В резерве республики выгодное географическое положение, которое можно эксплуатировать, выстраивая на своей территории логистические схемы. В следующие пять лет вопрос строительства автобанов будет оставаться острейшей проблемой. РЖД, несмотря на обнадеживающую смену руководства, еще не скоро выйдет из кризиса. Выход Татарстана на автобаны Казахстана и Китая станет важнейшей стратегической задачей, которая в корне может изменить состояние экономики. Без автобанов «прыжок барса» не представляется возможным.

Если обобщить сказанное, то можно в целом для Татарстана ставить задачу снижения себестоимости производства и услуг. Без этого не может быть конкурентоспособности и одновременного повышения уровня жизни. Все упирается в современные технологии, роботизацию, снижение энергозатрат и качественный менеджмент.

Татарстан пока живет за счет иностранных технологий. Такие прорывные собственные разработки, как производство каучука, строительство вертолетов, еще не стали основным источником бюджетных поступлений. В технологическом плане надежды на Россию слабые, ибо там науку методично убивают. Татарстан ограничен в своих ресурсах и не может ставить грандиозные задачи, как развитые страны. Но есть примеры относительно небольших, но весьма успешных стран. Например, в Швеции любое изобретение доводится до логического конца и становится опорой процветания. Так они поступили в свое время со спичками, улучшив настолько ее технологию, что она сохранилась в неизменном виде до сих пор. Другой любопытный пример с пылесосом. Аксель Веннер-Грен создал одну из самых популярных моделей пылесоса, в СССР его называли «Ракета». Он не был ни ученым, ни инженером, он был гениальным продавцом. Веннер-Грен во главе команды инженеров усовершенствовал американский образец до бытового уровня. На этой базе возникла компания Electrolux — крупнейшее бюджетообразующее предприятие. Точно так же использовались другие открытия: динамит, сепаратор, шарикоподшипник и т. д. Поучительный пример процветания страны за счет всего нескольких изобретений.

ВСЕОБЩАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ — СИНОНИМ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ

Строительство Иннополиса — замечательный шаг, использующий традиции, заложенные еще Лобачевским, в то же время нельзя упускать из виду остальные направления научных разработок, включая гуманитарный блок. Предварительная научная экспертиза всех проектов в Татарстане могла бы стать нормой для принятия эффективных решений, если бы было сформировано экспертное сообщество в виде настоящей Академии вместо нынешней абракадабры, где давно не обсуждаются научные проблемы республики, а занимаются «междусобойчиком», наращивают жадный до премий административный аппарат. Нигде в мире нет аналога нашей доморощенной Академии, все развитые страны идут совершенно в другом направлении.

Основная причина снижения научного потенциала казанских университетов кроется в том, что всех сориентировали на зарабатывание денег в то время, как они должны были думать о научных открытиях. Под влиянием общей атмосферы в стране многие ученые «зарабатывание денег» поняли в смысле «распила» и освоения бюджетных денег с предоставлением дутой отчетности, которую некому проверить, поскольку сами ученые выступают в качестве экспертов. Сами «пилят», сами же оценивают свою работу. Лучше не придумаешь. А кое-кто и вовсе «зарабатывание» понял как лозунг: «Воруй, если можешь!» Пренебрежение независимым экспертным сообществом стало тормозом не только для науки, но и экономики, духовной жизни. На эту роль не подходят столичные эксперты, переродившиеся в шабашников, а иностранцы не знают интересов Татарстана.

Система государственного управления в Татарстане пока далека от потребностей развитой рыночной экономики. В то же время вопрос качества управления в определенные моменты жизнедеятельности становится стратегической проблемой. Вспомним исторические примеры. Великая Китайская стена была построена против кочевников, но из-за плохого управления она не могла выполнить свои функции. Более того, коррумпированную стражу легко было подкупить. А Чингизхан не стал делать даже этого, он, используя свою невероятную мобильность, просто обошел стену и ударил с тыла. В 1940 году германские войска по методу Чингизхана стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. «Атлантический вал» стал грандиозным оборонительным сооружением нацистской Германии против вторжения союзников через Ла-Манш, ничего подобного история не знала, но он не смог выполнить свою функцию, поскольку не было общего управления. Плохое управление может стоить головы, а со временем роль организации становится не менее важным фактором, чем производство и финансирование.

Вертикаль власти — самая неэффективная форма управления из всех известных теории менеджмента. Неэффективность такого управления связана с принципиальной невозможностью первым лицом охватить весь круг проблем, стоящих перед страной, с невозможностью контролировать жизнедеятельность организма из одного центра. К тому же вертикаль власти подавляет инициативу и увеличивает приток в управленческий аппарат людей не столько преданных, сколько лизоблюдов, вымывает людей творческих и инициативных. Вся эта совокупность причин приводит к резкому снижению качества управления вплоть до паралича, когда все ждут команды сверху вместо того, чтобы самостоятельно принимать решения и нести ответственность. Всеобщая безответственность — синоним вертикали власти, как, впрочем, и тотальная коррумпированность. В этом случае даже «Электронное правительство» не спасает, ибо оно требует адекватной культуры управления.

Из сказанного вытекают простые, но трудно реализуемые задачи. Самое трудное и самое эффективное средство — это делегирование полномочий на максимально низкий уровень, на котором могут исполнять функции, в Евросоюзе этот принцип называют субсидиарностью. Принцип делегирования — это рычаг, с помощью которого можно сдвинуть всю экономику, если правильно выбрать точку опоры. Сложность этой задачи двоякая: с одной стороны, начальники боятся делиться своей властью, а с другой — подчиненные не умеют или не хотят брать на себя ответственность. Не меньшее значение имеет повышение квалификации исполнителей, развитие их творческого потенциала. Любое развитие экономики, требующее творческих поисков, может осуществляться только в условиях сочетания вертикальных структур с горизонтальными. «Прыжок барса» потребует отказа от многих армейских методов, навязанных вертикалью власти, перехода к мотивирующим работников методам и «плоским» структурам, которые характерны для самых передовых международных корпораций. Иного не дано.

Хоть все по-прежнему певец
Далеких жизни песен странных
Несет лирический венец
В стихах безвестных и туманных, –
Но к цели близится поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой...

Александр Блок. 5 апреля 1900 года

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (127) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2015 11:07

    Никаких успехов у Татарстана нет, один застой, включая правительство.

    • Анонимно
      26.09.2015 12:57

      Уважаемый Рафаэль Сибгатович! если вы серьезно думаете, что в РТ "существует инфраструктура для интенсивного экономического развития, готовятся кадры в университетах по самым разным специальностям", то вы глубоко ошибаетесь. Все это не соответствует даже советскому уровню, не говоря о том, что для нового уклада все это не годится. Нельзя, не занимаясь развитием новых технологий, новых секторов экономики, создавать какую бы то не было инфраструктуру развития или готовит кадры в рамках старой модели экономики. Это блеф и профанация, если не сказать гораздо хуже. Кадров никаких нет, которые могут развивать новые технологии, а это основа нового технологического уклада, красивые лозунги это не технологии. Технологии рождаются в современных инженерных и технологических центрах, даже не в лабораториях, оснащенных импортной аппаратурой, приобретенной неизвестно для чего.

      • Анонимно
        26.09.2015 15:39

        Ниже Адель Ягудин расхваливает Иннополис тем, что там хорошее кофе. Но настоящие Иннополисы создаются не только для того, чтобы там были хорошее кофе, а в основном, чтобы там были настоящие ученые, технопредприниматели, новые стартапы, создавались новые инновационные компании для перехода экономики на новый технологический уклад, а не для того, чтобы мы вернулись в 60-ые годы 20-века, для того чтобы показать, что мы тоже умеем строить здания, как в Силиконовой долине 60 лет назад. История назад не крутится, надо двигаться вперед, а там совсем другие технологии.Еще раз напомню слова любимого физика В.В. Путина Ковальчука М.В., сказанные недавно на Совещании у Президента:"Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами являемся свидетелями глубокого изменения парадигмы развития науки, главным содержанием которого является переход от узкоспециализированной науки и отраслевых технологий к интегрированной междисциплинарной науке и природоподобным технологиям. Этот процесс может быть успешным только при соответствующей трансформации научно-образовательной сферы, её адаптации к новым задачам".И где это все в Иннополисе?И где это все у академика Хакимова?И где это все наконец в программах развития наших министерствах и КМ РТ?Даже в Москве повестка дня меняется. Наши чиновники объездили с Президентом РТ все развитые страны мира, смотрели все центры развития, но по отчетам понятно, что не увидели главное, а главное это развитие молодых специалистов, настоящих стартапов, которые и создают новые технологии и инновации, создают новые компании в течении нескольких лет с производительностью выше, чем существующие в ТНК в 3 раза и в 10 раз, выше чем у нас.

        • Анонимно
          26.09.2015 16:46

          Путин в интервью американскому телеканалу CBS рассказал, что в американцах его восхищают творческий подход и открытое отношение к миру.“Творческий подход в улаживании проблем. Их открытость – открытость и восприимчивость, поскольку это позволяет им раскрыть внутренний потенциал своего народа. И благодаря этому, Америка достигла таких поразительных результатов в развитии своей страны».Вот бы нам добиться творческого подхода от наших академиков и чиновников, что на самом деле позволит раскрыть внутренний потенциал народа РТ.

          • Анонимно
            26.09.2015 17:25

            Уважаемые господа академики и уважаемые министры, что бы вы не делали и не писали, пока не удастся раскрыть внутренний потенциал народа не видать нам никакой современной развитой экономики.

      • Анонимно
        26.09.2015 22:35

        Открою страшную тайну - глобуса Татарстана не существует. Надеюсь аффтор об этом просто не знал)))

        • Анонимно
          27.09.2015 08:31

          Так же как глобуса России, Америки и Германии. Понимаете глобус- это географический прибор или инструмент при помощи которого находят Татарстан с его столицей Казан. Думаю вы об этом просто не знали )))

  • Анонимно
    26.09.2015 11:39

    Есть такое... хвальба, хвальба и без булдырабыз)))

  • Анонимно
    26.09.2015 12:26

    IT парки в России не выстрелят как Силиконовая долина Калифорнии , т.к. нет тех законов и независимых судов и честных органов и ментальность народа еще деревенско-общинная. На такие изменения нужны поколения роста, а этого времени у России уже нет. Нефть и Газ уходят в историю как источники топлива.

    • Анонимно
      26.09.2015 13:03

      Более того, сама Силиконовая долина это уже исторический артифакт, это в лучшем случае центр развития базовых ИТ-технологии, на основе которых появляются новые стартапы и новые сектора экономики. Эксперты МСВТШ-МИМИР не раз об этом писали. Ярким примером являются компании И. Маска, которые все (Тесла, СпейсХ, Солерсити) рождались на основе ИТ-технологий Силиконовой долины, но они еще содержат большое количество новых технологий, о которых наши специалисты представления не имеют.

    • Анонимно
      26.09.2015 14:08

      В создание Силиконовой долины участвовали многие ученые и изобретатели, такие как декан инженерного факультета Стэнфордского университета, профессор Фредерик Терман, основатель Стэнфордского индустриального парка. Ещё одним «отцом» долины считается физик Уильям Шокли, создатель транзистора. В Долине были открыты офисы «Eastman Kodak», «General Electric», «Shockley Semiconductor Laboratory», «Lockheed», «Hewlett-Packard». Были основаны первые ИТ-стартапы, включая Эппл Стива Джобса и Майкрософт Билла Гетса. Таким образом Силиконовая долина создавалась как индустриальный парк для перехода на новый технологический уклад профессионалами уровня академиков Келдыша, Королева, Курчатова. Где у нас в Иннополисе такого уровня профессионалы? Все чиновники РФ и РТ не заменят одного профессионала в новых технологиях. А учить ИТ-технологиям можно в любом университете, более того, программисты Казани, которые работают в данной области, самостоятельно осваивали премудрости ИТ.

      • Анонимно
        26.09.2015 14:18

        кремниевая она, а не силиконовая

        • Анонимно
          26.09.2015 15:04

          На самом деле словари рекомендуют Силико?новая доли?на или этимологически верный перевод— Кре?мниевая доли?на, в оргинале англ.Silicon Valley произношение [?s?l?k?n ?v?li].Учитывая, что многие уже знакомы англ. языком самое правильное название -это Силикон Вэлли с англ. произношением.Кре?мниевая доли?на это этимологически верный перевод двух английских слов Silicon Valley.Самое интересное, что в 1825 году шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус открыл новый элемент, которому дал название «силиций» . Русское название «кремний» введено в 1834 году российским химиком Германом Гессом (так как по лат. silex — кремень).Получается, что настоящее название Si не кремний, а силиций. Таким образом когда мы говорим Силиконовая долина -это и есть по настоящему кремневая долина, но по латыни.

          • Анонимно
            28.09.2015 14:32

            Все проще думаю.silicon - кремнийsilicone - силиконовыйКто первым ошибся видать (журналист может какой малообразованный из СССР). Этой ошибке явно лет 50. Еще в 60-х небось отправили молодого комсомольца с партийным заданием пронюхать и обхаять потом.И дальше пошло-поехало. А там и прижилось.RG

  • Бурбаки
    26.09.2015 12:33

    Мне очень жаль Хакимова. Это как «глас вопиющего в пустыне». Он пытается призвать построить «путь к богу» в пустыне. Но ведь известно, что все эти призывы люди пропускали мимо ушей. Основная проблема России не в экономике, а в самих людях. Они не доверяют друг другу, везде ищут врагов, возводят в культ лжепророков и проходимцев. Нет в них единства, они готовы сколотить группы только, чтобы «осваивать» бюджетные деньги. Но и как оно может быть, если страна разношерстная. И эту республику бы давно разодрали на части и не пустили бы даже на порог просить милостыню у Москвы, если бы не переход власти в ней к национальным лидерам в конце восьмидесятых и в начале девяностых. Да. Считаю, что и Шаймиев и Минниханов и есть те самые национальные лидеры, кто пытается склеить расползающееся лоскутное одеяло, составленное из разных национальностей и разных групп в республике. Было бы намного проще, если тут жили процентов так 90 одних татар. Тогда и не надо было бы постоянно доказывать кому-то, что из себя представляет республика, свою толерантность в ущерб той же титульной нации. Было бы меньше воплей и огульной критики, а больше конструктива, который помогла бы им в работе. Так сегодня тому же Кадырову абсолютно без разницы мнения таких, как тот же «пан», который тут постоянно выступает. И думаю, что он и не одинок в своих высказываниях. А Кадыров делает свое дело, в его республику вкачали столько денег, что по многим социально-экономическим показателям он в лидерах России. Конечно, не думаю, что татары бы сидели в ожидании денег из Москвы, они бы также активно их зарабатывали, развивая и свою промышленность, и свое сельское хозяйство. И им просто меньше приходилось бы ходить в Москву с протянутой рукой за своими же деньгами и выслушивать монологи неких «панов».

    • Анонимно
      26.09.2015 13:12

      Много в ваших словах правды, однако смущает одно, что в Чечню закачиваются деньги, которые хорошо осваиваются, но это совсем не то развитие, которое нужно молодежи, нужен технологический прорыв в 21 век, а не судорожное цепляние за идолов веры. Вера должна помогать развиваться, приближаясь к Всевышнему.

      • Бурбаки
        26.09.2015 13:57

        Но я и написал, что республика могла бы и сама развиваться без указки из Москвы. Мы ведь опять пришли к тому состоянию, которое было в СССР, только Госплана нет. А так все министерства пронизывают по вертикали всю страну. Может это и хорошо для Сахалина,Камчатки, или Вологодской с Ярославскими областями. Но тормозит развитие других.

        • Анонимно
          26.09.2015 14:24

          С чиновниками да, а вот с образованием, наукой, технологиями и индустриальным производством дела обстоят гораздо хуже.

          • Анонимно
            26.09.2015 21:22

            В проекты, гранты и т.д. выделяются миллионы бюджетных средств, а результат нулевой. Кто эксперты,где проверяющие использования гос.средств?

        • Азат Д
          26.09.2015 14:59

          Республика бы развивалась? Как технополис "Новая Тура"? Посмотрите что Муратов, один из столпов татарстанской власти, там построил и каков результат, татарстанских инноваций. Или у вас, кто то посторонний в этом виноват?Московская власть ищет внешних врагов, с "пятой колонной" , оправдывая свою никчёмность, вы в Москве и в "Пане" и в других не татар. Слабая позиция. Прежде всего надо в себе найти недостатки. При том, что из наших, татарстанских правителей, даже не пищит по этому поводу Москве, не озвучивает предполагаемую коррекцию, а только все довольно кивают.Обратите внимание, что Минниханов на счёт президента высказался"Рустам Минниханов: «У меня плохого отношения к названию «президент» нет, но есть федеральный закон»"http://www.business-gazeta.ru/article/122073/ Шаймиев прикрылся народом"Минтимер Шаймиев: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики»"http://www.business-gazeta.ru/article/141296/#cformак что, надо от зеркала шагать.

          • Бурбаки
            26.09.2015 15:45

            Простите, вы не верите в свой народ. И ссылаетесь на то, что сказали Шаймиев и Минниханов. Но ведь следует понимать, что они действуют и живут в тех условиях, которые навязаны им. Они не свободны, также как и мы не свободны в своих решениях. О том я и пишу. Как можно объективно о чем-то говорить, если все мы вынуждены любой вопрос согласовывать с центром. И живем мы по тем же правилам, которые также установлены из Москвы. Они "осваивают" деньги из бюджета, "приватизируют нефтяные и газовые доходы, строят дворцы для личного пользования чиновниками, так и тут. Замечу, что в более мелких масштабах. Возможностей нет, но правила те же самые. Речь идет о той системе, где каждый субъект принимает свои решения и в очень большой степени самостоятелен. Вот в таких условиях и Шаймиев и Минниханов говорили и делали бы все по другому. Да и народ был нужен не в качестве щита, а они сами были бы щитом для народа, ими бы прикрывались, а не годятся, то нашлись бы другие. Думаю, татары не глупый народ. И инициативы им не занимать.

            • Анонимно
              26.09.2015 16:16

              Нет, вы не прав, утверждая "Простите, вы не верите в свой народ". Как раз все наоборот народ уже не верит власти. Никто ничего не имеет протим уважаемых М.Ш.Шаймиева и Р.Н.Минниханова они сделали очень много для республики, а где-же вклад остальных министров, академиков, ректоров, генеральных директоров. Создание Иннополиса это хорошо, но молодых специалистов и ученых должны развивать ректора и университеты, новые технологии должны разрабатывать и заказывать генеральные директора и предприятия РТ, а не ждать когда Президент привлечен зарубежных инвесторов и компаний, которые построят очередную инновацию в виде предприятия предыдущего технологического уклада.

              • Бурбаки
                26.09.2015 17:04

                Я ведь написал, что мы живем в определенных условиях, которые не позволяют все что предлагаете делать. Ну, не хочу я за копейки чего-то выдумывать, в то время как бегающие с клюшкой или поющие под фанеру короли жизни. А с ними и всякие присосавшиеся к бюджету, к тем деньгам, которые вообще-то считаются и нашими. Хороший пример показал Перельман, математик. Хотя он и опубликовал свою работу в широком доступе, но все осталось вещью в себе. У нас все общество, имею в виду российское, а не только здесь, поделилось на две части. Тех. кто преуспел в жизни, отхватил кусок пирога у государства, пристроился к груди матушки России и все еще сосет. И тех, кто оказались на обочине. Тут они могут или ходить с протянутой рукой к "счастливчикам", или спиваться, или за бугор рвануть, или сидеть проклинать всю эту систему, показывая ей кукиш в кармане. Правда, есть еще очень и очень небольшая группа, которую можно отнести к Наблюдателям, к касте брахманов. Но их так мало, что они совершенно не заметны в этой жизни.

                • Анонимно
                  26.09.2015 17:36

                  Вы можете не утруждать себя перечислением "определенных условий", все это без вас известно. Только вот проблема, времена не те.Например, в окружении Президента РФ появились люди -Фурсенко, Ковальчук М., Садовничий, Агамирзян, Песков, которые уже работают над новыми проектами для РФ. Ничего похожее нет в РТ и это очень печально.

                  • Анонимно
                    26.09.2015 18:44

                    \\Например, в окружении Президента РФ появились люди -Фурсенко, Ковальчук М., Садовничий, Агамирзян, Песков, которые уже работают над новыми проектами для РФ\\ - Ну и какие такие проекты для РФ наработали указанные вами господа? Как катились вниз все социально-экономические показатели страны, так и продолжают катиться туда же. Дна еще не видно, к сожалению.

                  • Анонимно
                    26.09.2015 18:44

                    Если вам что-то известно, то как то удивляет то, что вы перечисляете "новых" людей в окружении Путина. Вы хоть знаете кто они? Не хотел бы, чтобы они были в окружении президента РТ. Но они и не будут, что им тут делать нечего, если все подчиняется Москве, а значит и им. Ну, вы даете!!! Фурсенко, Ковальчук М, Песков и т.д. Татарин

            • Азат Д
              26.09.2015 18:40

              Я и не говорю, что надо бунтовать против Москвы, я против сепаратизма - я за реальную федерацию - но и в другую крайность не надо впадать, во всём поддакивать. Надо для начала открыто озвучить позицию, что хочешь. А в Москве естественно за Татарстан не кто думать и говорить не будет, если сам не скажешь.

            • Азат Д
              26.09.2015 22:52

              У вас диссонанс. Вы или не поняли мой комментарий или не хотите слышать или специально противоречите. Вас не устраивает (хотя подсознательно вы вряд ли что то хотите менять) текшая ситуация взаимоотношения Татарстана с Москвой(центром федеративной станы), правила которой приняла местная власть, это вам не нравится, но вы хвалите Минниханова с Шаймиевым, что они полностью работает по этим правилам и отлично выполняют их . И не хотите сделать следующий шаг - не то что поменять, а хотя бы озвучить намерения Татарстана, Миннихановым от имени народа (если у него есть народный мандат Татарстана и он хочет что то поменять)- так как пытаетесь противоречить мне.

    • Азат Д
      26.09.2015 18:44

      «ПанАлекс» как раз таки за Татарстан, так как он здесь отстаивал интересы республики, когда был необоснованный "наезд" на Татарстан со стороны Москвы в лице МГЭР и СК. Он, как я понимаю, против клановости и кумовства во власти в республике, как и я.

      • Анонимно
        26.09.2015 19:34

        Вот уж не думал, что "пан" за Татарстан и он против клановости и кумовства в республике. может ему про клановость и кумовство больше о Москве говоить. Там же появилось понятие "семья" и его окружение. Или вы не знали. Вся приватизация там прошла под этим соусом. Кто сегодня олигархи и владеют многомиллиардными состояниями. Кто передал власть "приемнику" и его кооперативу "озеро". Теперь они тоже в списке олигархов и владельцев миллиардных состояний. Почему "пан" ими не возмущается. Но мне кажется основная цель то как раз Татарстан, не нравится тут то, что во власти татары. Вот и находит тут много "ошибок" в управлении, в экономике. Даже сами наезды какие-то смешные. То Татнефть мало нефти качает и уступает Сургутнефтегазу по добыче нефти и платежам в бюджет. И КАМАЗ не сравниться с ней, и ТАИФ. Это разве аргумент? Так взятое с потолка довод, что у нас плохо. плохо управляют тем же Татнефтью, ТАИФом или КАМАЗом. С КАМАЗом может и соглашусь, но ведь не мы им управляем, да с чего с больной головы на здоровую валить. КАМАЗ - это проблема, которую нам же и создали, заодно пригласив к нам "панов". Татарин

    • Азат Д
      26.09.2015 23:03

      Замыкание на одной нации, не приводит не к чему хорошему, будем жить как папуасы на дальних островах или в лучшем случае как в глухих деревнях. Самая успешна страна в мире это многонациональная Америка, где каждый народ вносит по кирпичику в небоскрёб Америки. А мы со своим «кирпичом» что построим?

      • Анонимно
        27.09.2015 10:13

        Моноэтническая Япония вам в пример.

        • Азат Д
          27.09.2015 10:29

          Да вы что? В Японии целые гражданские войны были, как им жить, открыто от всего мира или закрыто. И сейчас Япония процветает благодаря Америке, интегрирование через неё во весь мир. Так же как и Южная Корея. А теперь сравните с закрытой Южной Кореей.

          • Анонимно
            27.09.2015 19:24

            А где их не было, гражданских войн? И как они связаны с этнической однородностью или, наоборот, многонациональным составом страны? Россия была многонациональной империей, 6 лет в ней полыхала гражданская война в ХХ веке. Поистине, у демагога всегда и на все находятся ответы, хотя они не имеют никакого отношения к сути дела.

            • Азат Д
              27.09.2015 20:24

              Ещё раз говорю, нет успеха у Японии, Её успех стоит на оккупации её Америкой. А так всегда была нищей агрессивной страной на островах. В зеркало посмотри, олень.И что общего у Татарстана с Японией, а не например с Туркменией или Узбекистаном с Таджикистаном, где в основном остались узбеки и таджики.

              • Анонимно
                27.09.2015 21:03

                Понял тебя, лось. Тебе лучше жить при оккупации, пусть не Америкой, не важно. Но чтобы кто-то управлял, сам не можешь. Так и пиши, плоховат, таким уродился, чувствую свою ущербленность. А зачем же за остальных подписываться? Татарин

              • Анонимно
                27.09.2015 23:00

                Если выбирать как жить - как Япония "под США" или Татарстан "под Россией" - я, как татарин, выберу жизнь как в Японии.

            • Азат Д
              27.09.2015 20:38

              И кому хорошо будет если Татарстан закроется? Только местным правителям, баям.

              • Анонимно
                27.09.2015 21:13

                О чем вы, Азат Д, наверное, Давыдов? Кто от кого хочет закрыться? И о том ли речь? Надо ли свои комплексы неполноценности транслировать на весь народ, рассказывать сказки про баев и местных правителей. Вам то какая польза, если вами управляют не местные баи, а московские олигархи? Вон один недавно еще одну яхту отгрохал на 400 с лишним миллионов долларов. Или они приплачивают таким азатам, чтобы бросались на их защиту? Ну и про Японию хочу несколько слов сказать. Вы как те ребята в начале прошлого века, а почему этим япошкам Цусиму не устроить. Скажу, что японцы еще до второй мировой по физике Нобелевскую премию получили в области ядерной физики. И очень много чего интересного они там у себя делали и без американцев. То-то они с ними почти шесть лет воевали. По моему у СССР авианосцев тогда еще не было и в помине, а японский флот с помощью авианосцев разгромил американскую эскадру и порт Пирл-Харбор. Ну это так, к вашему сведению. Татарин

                • Азат Д
                  27.09.2015 22:45

                  Это вы закомплексованы, Россия моя страна и Москва мой город, как и всех татар и россиян. Надо добиваться и отстаивать свои интересы, а не таить обиду, мечтать и огрызаться на окружающих.А то наши баи, которых вы поддерживаете, даже не пищат в сторону Москвы о правах Татарстана, записанных на бумаге и расширения их.Вы уже три раза в трёх комментариях перешли на мою личность, из-за своего убогого мышления нет больше весомых аргументов. Хамло.Так почему вы Татарстан сравниваете с Японией, а не с Туркменией? Да даже если сравнить с нефтяным Азербайджаном , с так называемыми «кавказскими татарами», где застой, феодальная власть, я не хочу там жить, так жить , у нас здесь хоть какая то движуха и свобода слова . А что ж тогда азербайджанцы от себя талышей, ираноязычный народ , не отпускают, со своей землёй? А? Да даже сравнить Америку и Японию, кто под кем. Европа объединилась, где каждая страна имеет голос в принятии решения Евросоюза. Также и в России, Татарстану надо громче заявлять сою позицию. А что мы видим, в политическом плане, одобрямсы в сторону Москвы от руководства республики, выцыганивание денег под прожекты для освоения, за Единую Россию голосование народом около 90%, где голоса считает Зкзам Губайдуллин . Даже если учесть, что в Татарстане только 50 % татар, видим что большинство татар с подачи местного руководства - где под 100% из татар, - за вертикаль власти. Может с себя начать, а не требовать с других чтобы додумали и на блюдечке принесли, а если не так, то обижаться на весь окружающий мир.

                  • Булгарин
                    28.09.2015 11:10

                    Простите моего потомка за резкие слова. Но когда вы начинаете делить на местных правителей и баев, и встаете на сторону тех, кто сидит в Москве, то невольно возникает ощущение, что вы отстаиваете их интересы. Отсюда и вопросы лично к вам. Чем московские толстосумы и московские чиновники лучше местных, хотя бы для вас? Мне кажется надуманным вопрос на кого может стать похож Татарстан, во-первых, речь не идет о том насколько мы близки к статусу самостоятельного государства. Об этом практически бесполезно даже рассуждать. Но другой вопрос, раз мы живем в составе другого большого государства, то следует думать о том, как это использовать с выгодой для себя. Тут есть два противоположных мнения. Все отдать на откуп Москве и пусть они нами правят. Но мы знаем как это происходит. Согласитесь, во многом эти взаимоотношения напоминают систему колония-метрополия. Все стягивается в центр, а затем оттуда решают, кого поощрить, кого наказать, а на кого и внимания не обращать. Иногда от щедрот своих могут дать возможность поучаствовать в каких-то проектах Москвы. Судя по многим экономическим показателям, мы один из важнейших доноров страны. Крупнее нас только ХМАО, ЯНАО. Отсюда возникает другое мнение. Зачем мы кормим эту страну. Но это грубо но по сути. Когда тут рассуждают как нам слезть с нефтяной иглы, имею в виду страну, но в первую очередь и надо по другому строить межбюджетные отношения, по другому выстраивать взаимоотношения центр-регионы, не по принципу колония-метрополия, а на принципах, сколько заработал на то и живешь. Почему мы должны строить на свои деньги в том же Краснодарском крае или в Ставрополье, где климат отличный и условия подходящие для проживания, новые дома, объекты инфраструктуры, проводить там Олимпиаду. Для справки, чтобы не быть голословным. Татарстан в 2014 году вкачал в федеральный бюджет 154 млрд. рублей прямых отчислений без возврата, а тот же Краснодарский край из федерального бюджета забрал в качестве безвозмездных дотаций 51 млрд. рублей, Ставрополье - 41 млрд. рублей.

                    • Анонимно
                      28.09.2015 18:40

                      Азат ДДа и я про то же самое. Как будто со стенкой разговариваю. Извините.Ещё раз, почему наши местные правители не озвучивают эти вопросы в центре? С себя надо начать, за нас это делать не кто не будет. Поэтому в федеральном вопросе у меня первые вопросы к местной власти. И к федеральной власти ещё больше вопросов и претензий.

                      • Анонимно
                        28.09.2015 19:10

                        Кончай из себя наивного строить и не забывай в какой стране живешь. Стоит начать "озвучивать эти вопросы в центре", как мигом слетишь с "вертикали власти". На то она и "вертикаль". Руководство Татарстана вынуждено действовать в обстоятельствах времени и места. И надо признать, делает это достаточно виртуозно в сложившихся обстоятельствах.

                        • Анонимно
                          28.09.2015 19:36

                          Слетишь с вертикали власти, это еще ничего. Скорее по этапу отправят.

  • Анонимно
    26.09.2015 12:41

    Закрытие собачьих приютов, принудительное разрушение уже построенных жилых домов, построенных на деньги граждан, из-за отвратительной несогласованности и медлительности чиновников, и море других повседневных проблем - вот главный показатель качества жизни людей и бизнеса. Сто иннополисов и саммитов, ничего не стоят, если элементарного порядка нет и граждане страдают. Кстати для собачьего приюта можно найти сарайчик в иннополисе?

  • Анонимно
    26.09.2015 12:57

    "паны" не дерутся,а кусают исподтишка,а у Хакимова ум всё яснее,а критические стрелы ложатся всё кучнее и кучнее...))

    • Анонимно
      26.09.2015 13:46

      Откуда только вы такие берётесь...

    • Анонимно
      26.09.2015 15:07

      Согласен, что у "Хакимова ум всё яснее,а критические стрелы ложатся всё кучнее и кучнее", но пора бы уже попасть в цель.

    • Анонимно
      27.09.2015 01:29

      \\а у Хакимова ум всё яснее,а критические стрелы ложатся всё кучнее и кучнее\\ - В связи с вашим замечанием насчет точности попадания критических стрел,вспоминается анекдот перестроечных времен.В грузинской школе учитель обращается к ученику:- Вано, сколько будет дважды два?- Семь, учитель!- А если подумать, Вано?- Неужели шесть, учитель?- Вано, разве ты не знаешь, что сегодня можно говорить уже пять?!Хорошо уже то, что наш академик кучно укладывает критические стрелы. Время точных выстрелов еще не пришло, если учесть, что нынешняя идеологическая атмосфера очень напоминает советские времена.

      • Анонимно
        27.09.2015 20:48

        Кучность мимо цели, это полный обман читателей.

        • Анонимно
          27.09.2015 21:44

          На мой взгляд, в этот раз Хакимов как раз очень кучно уложился вокруг цели. Что касается точного попадания в цель, то боюсь, модераторы таким стрелам будут выставлять цензурные щиты. Впрочем, в этом нельзя видеть их вину, такова ситуация в стране.

  • Анонимно
    26.09.2015 13:47

    Уважаемые чиновники! На деньги потраченные, распиленные на Сколково и прочие иннополисы, техно-айти парки, химграды надо было покупать акции google, apple, и т.д. сейчас были бы мировым лидером IT технологий.

    • Бурбаки
      26.09.2015 14:00

      Не пишите глупостей. Какие акции и лидерство в IT?

      • Анонимно
        26.09.2015 14:20

        Согласен, Роснано покупала акции новейших стартапов, и где мы теперь в технологическом развитии? Науку и технологии нельзя купить, это не какой то продукт, это процессы, которые доступны только высококвалифицированным специалистам. В СССР это понимали. А нашим чиновникам, как и вам никто об этом не объяснил. Надо хотя бы почитать кто и как создавали российские атомный и ракетно-космический проекты, прежде чем строит ИТ-парки и Иннополисы.

  • Анонимно
    26.09.2015 14:06

    Пассаж о водородных двигателях особенно порадовал. Еще бы вспомнил о биотопливе.

    • Анонимно
      26.09.2015 17:01

      Эти водородные двигатели не работают вроде как при минумовой температуре...

  • Анонимно
    26.09.2015 14:08

    У Газпрома и не будет роста продаж. Знаете сколько документов на газ надо? А просто заплатить денег и подключится хотя бы временно нельзя.

  • Анонимно
    26.09.2015 15:26

    А создание мощнейших инжиниринговых центров Министерством экономики РТ - это не прорыв, не подготовка в лидерству? Например, КАИ-Лазер сколько миллионов мы привлекли, какое красивое оборудование, так же и с остальной инфраструктурой. Смотришь глаз радуется.

    • Анонимно
      26.09.2015 15:38

      Глаз может быть и радуется, а когда будет радоваться бюджет? Вложили миллиарды, а результат убытки!!!

    • Анонимно
      26.09.2015 15:59

      Я понимаю ваш сарказм, а для остальных поясню, о мощнейших инжиниринговых центрах можно почитать в Интернете, а если вам некогда искать, то наберите хотя бы MITRE. А ИЦ "КАИ-Лазер" это просто набор лазерного оборудования для отдельных производственных процессов, и настоящие инжиниринговые центры уже поработали над этим оборудованием и техпроцессами, нужны только производственники, которые могут все это освоит, беда только в том, что у нас даже таких производственников нет.

      • Анонимно
        26.09.2015 16:45

        Спасибо за комментарий. Как всегда не про наши достижения:))) кто то, где то, но не у нас...

  • Анонимно
    26.09.2015 16:05

    Ваш Татарстан - островок псевдоблагополучия! Клановость, наличие высокопоставленных радственников, блата - основа для продвижения вперед. Стоит кому-то занять более-менее значимую должность, тут же начинаются мероприятия по пристраиванию своих родственников и родственников этих родственников, звонки туда-сюда, руководителям тех или иных предприятий по вопросам пристраивания своих родственничков и т.д. и т.п. В последнее время наблюдается картина - молодые люди, не имеющие блата, уезжают в Москву, Питер и, кстати, неплохо там трудоустраиваются! Конкурировать между собой люди должны не наличием родственных связей, у кого круче блат. И если Президенту удастся переломить эту ситуацию, то это будет большим достижением.

    • Анонимно
      26.09.2015 16:21

      Согласен, что мы теряем самую талантливую часть молодежи РТ. Это самый большой грех перед народом, мы лишаем его будущего.

    • Анонимно
      26.09.2015 16:40

      Уважаемый, вы откуда? такие оценки можно дать всей РФ.

      • Анонимно
        26.09.2015 18:07

        Так давайте оценки всем, кто вам мешает. Такую оценку можно дать не только всей РФ, но и многим слаборазвитым странам. Только от этого талантливой молодежи РТ нисколько не легче. А насчет вашего вопроса, тот же вопрос к вам -а вы сами откуда, если у вас не болит душа за РТ, а все пытаетесь свалить на РФ.

    • Анонимно
      28.09.2015 00:47

      \\Ваш Татарстан - островок псевдоблагополучия!\\ - Думаю, руководство РФ горя не знало бы, если бы вся Россия состояла из таких островков, как Татарстан. Во вся

  • Анонимно
    26.09.2015 16:32

    Очень хорошая статья, полностью поддерживаю автора

    • Анонимно
      27.09.2015 20:52

      Очень хороший комментарий. И что дальше? Все хорошо прекрасная маркиза. А что сказать-то хотели? Зачем писать -и так все все знают.

  • Анонимно
    26.09.2015 17:11

    Статья Хакимова оторвана от реальности, слишком перехваливает, не объективно получилось. Пан же в гуще этой реальности, текста у него меньше, а здравого зерна больше

  • Анонимно
    26.09.2015 21:48

    На мой взгляд, Пан выиграл аргументированно у Татарина.

    • Анонимно
      26.09.2015 22:06

      Ничего подобного. У Татарина аргументы посолидней и нет безосновательных обвинений как у Пана. Еще тут Казака нет, он этому Пану всегда достойно дает отповеди и ставит на место своими отличными объективными комментариями.

    • Анонимно
      26.09.2015 22:41

      Действительно, выиграл Пан Алекс. Впрочем, как всегда.

      • Анонимно
        27.09.2015 10:42

        Это ваше сугубо личное мнение, а объективно у Пана нет аргументов против аппонентов, это видно по попыткам опрадать свою некомпетентность в вопросах нефтеотрасли самого ПанАлекса,. Резюме: Местные выиграли, а Пан подавлен.

  • Анонимно
    26.09.2015 22:08

    Татарстанка спасала людей из горящего автобуса пока другие стояли вокруг и снимали.Жительница Бугульмы Елена Однодворцева стала свидетелем жуткой аварии на трассе «Ульяновск - Самара». Женщина и двое мужчин-очевидцев спасли из искореженного салона шесть человек.- Знаете, что меня больше всего в той истории поразило? Людское равнодушие, - тяжело вздыхает она. - На помощь людям в автобусе бросились лишь мы втроем. Остальные стояли и снимали. Кто-то звонил по телефону. Но большинство - снимали!..

  • Анонимно
    26.09.2015 22:24

    Абсолютно верная статья Хакимова. Комментарии паналексов смехотворны, потому что у них нет точки опоры. Им можно только посоветовать переехать в края где Сургутнефть добывается. Может они его намажут на рыбу обскую (там же хлеб не выращивается) и будут кушать с 18% прибылью. В экономике много базовых вещей кроме прибыли. А Татарстан абсолютно самодостаточен. Только наружные тормозные накладки будут сдерживать развитие.

    • Анонимно
      26.09.2015 22:45

      Посоветовать можете своей жене борщи варить, а не куда кому переезжать. Кроме как нагрубить, аргументов нет к Пану. А что же "самодостаточный татарстан" всегда с протянутой рукой к Москве обращается? То на тысячелетие, то на метро, универсиаду... Список можно продолжить.

    • Анонимно
      26.09.2015 22:49

      Пан Алекс - наиболее объективный комментатор, никаких эмоций, одни факты. А когда нет аргументов то обычно гонят оппонента в Кировскую область и.т.п А Татарстан видимо настолько самодостаточен, что каждый год на полях вдоль дороги Казань Альметьевск урожай уходит в зиму, убирать нет смысла

      • Анонимно
        26.09.2015 23:39

        Все-таки совет обратить взор на прибыльный Сургут я хочу оставить. "Объективный" Паналекс ведь просто так слов на ветер не бросает. Почему бы там ему не пожить. Там же лучше. А мы тут в Татарстане как-нибудь сядем в "Ансат" и прилетим его проведать. Туда и так тысячи и тысячи татарских ребят из Татарстана и Башкортостана летают по вахте на добычу нефти и газа.

  • Анонимно
    26.09.2015 22:44

    Али.

    Статья мне понравилась.!
    Не пойму почему клеймят Академика , он всего лишь констатирует факты и немного философствует.

    • Анонимно
      27.09.2015 09:05

      Академик филосовствует основываясь на субъективное мнение. Нет за ним истины, а истина только в Священном Коране. Было мнение у Рафаэля, что и Коран надо менять, а это уже невежество, значит Аллах запечатал ему сердце. Так и развлекает нас академик своими статьями и рассуждениями о жизни. Если бы он жил и рассуждал опираясь на Коран и сунну, то мы бы чувствовали за ним силу Аллаха Субхана вэ Тагаля, его мысли и рассуждения могли бы получить и дальнейшее распространение и его бы цитировали, как многих исламских ученых, таких как имам Газали в книге "Наставление верующим".

  • Анонимно
    27.09.2015 00:22

    "недовольство населения положением татарского языка может превратиться из глухого в открытое"- с чего это вдруг? Как раз наоборот, недовольство навязыванием татарского языка может превратиться в открытое. И в первую очередь со стороны бизнеса, ведь любому бизнесу нужен рынок сбыта, а русскоязычный рынок сбыта гороздо больший, чем татароязычный. И сотрудники, соответственно, бизнесу нужны хорошо владеющие одним русским языком, а не сносно двумя!

    • Анонимно
      27.09.2015 10:37

      А еще есть тюркский рынок сбыта, который больше Российского и там нужен татарский язык.

      • Анонимно
        27.09.2015 11:00

        Все вернется, до того как нам Запад посадил на престол Петра1 и группу вельмож, которые запрещали староверам носить длинные бороды, а мусульманам исповедывать магометанство в России главным языком были татарский и русский. Даже столицу Москву Петр1 перенес в Питербург, чтобы стереть историю, так как в Москве было 124 мечети и основной язык общения был татарский. А сама страна называлась Великая Тартария, все службы в православных церквях читали на татарском языке, а Бога называли Аллах. В состав Великой тартарии входили Турция, весь бывший СССР, северная часть Индии и Синьзянский автономный округ Китая с населением уйгур сегодня в 80 миллионов, говорщих на уйгурском на 90% похожего на татарский. Все они обязатально эти страны объединятся во главе с Россией, и татарский, можете его назвать новый тюркский язык обретет свое влияние вновь. Сегодня все поняли для чего Запад нам послал Ленина, и поддержал Горбачева в развале великой страны. Петр1 тоже развалил Великую Тартарию, и англичане нашими руками побили турок и шведов на море, чтобы стать владыкой морей. Татарский язык был и будет государственным в России, а правда она одна, не надо метаться из угла в угол и перебирать историю там где выгодно вам. Достаточно посмотреть карту Великобритании 1724 года, где четко написано Great Tartaria и видны ее границы.

        • Анонимно
          27.09.2015 11:41

          откуда инфа? аль нафантазировали?

          • Анонимно
            27.09.2015 12:40

            откуда инфа?Читайте тематическую литературу, прочёсывайте инет и будете в курсе.

          • Анонимно
            27.09.2015 14:32

            Просто прочитайте историю Великой Тартарии, посмотрите ролик в Ютубе- "Путин знает про Великую Тартари", где он в окружении Шойгу и Иванова обсуждает историю России, а перд ними карта Великой Тартарии.

          • Анонимно
            27.09.2015 15:17

            Если человек не знает про разницу между тартарией и татарией,не надо с ним спорить.Подрастёт,наберется знаний из книг,а не с телевизора,если захочет конечно.Правда всегда горькая,а так хочется, видимо,вечного вкуса халвы во рту.

          • Анонимно
            27.09.2015 17:54

            рассмешили, ссылаться на интернет, где любой фантазер любой бред может написать. ну как выше был написан. а конкретных источников так и не привели

            • Анонимно
              28.09.2015 09:59

              Прежде, чем смеяться, надо удостовериться в своей правоте. В Сети много выложено первоисточников. Например, "многострадальный" Лицевой летописный свод "Ивана Грозного" http://лицевойсвод.рф/ через 450 лет. Есть и другие ресурсы. Вот http://www.vostlit.info/, где приведено путешествие ибн Фадлана на Волгу и даже с многочисленными комментариями "настоящих" академиков, покойных и здравствующих.Если вы предельный "перфекционист", найдите индексы цитирования по отраслям науки и почитайте журналы на ин. языках. Конечно, придется "зарегиться", а может быть и немного раскошелиться, чего многие не хотят пожертвовать для "обогащения своего духовного "Я".

              • starr
                28.09.2015 13:45

                В том же самом интернете написано, что после прочтения записок ибн Фадлана, многие ученые приходят к выводу, что никакого ибн Фадлана в природе не существовало вообще. А его "Путешествие по Волге" - есть очередная сказка, написанная по заказу тогдашних политиков.А уж на индексы цитирования я бы вообще перестал обращать внимание. После того, как за место в научном "топе" стали хорошо платить, все ученые и псевдоученые готовы писать что угодно - лишь бы фигурировать в рейтингах.

              • Анонимно
                28.09.2015 19:34

                такой сайт, из перечисленных, любой человек может купить за 300 руб. (за аренду доменного имени в год), разместить на одном из бесплатных хостингов и наполнить его любым правдоподобным бредом. А авторитетных источников так и не было приведено. Сочувствую, но вы нас не убедили)

                • Анонимно
                  29.09.2015 12:06

                  28.09.2015 19:34 Купите за 300 и разместите, если умеете это делать и есть что сказать. Источники "авторитетные" я вам не собираюсь приводить. Тратьте свое время и трафик на это дело. Приведенный для примера востлит, кстати, является плодом коллективных усилий. На нем свет клином не сошелся. Есть еще множество других независимых от официоза ресурсов. Вы просто не задумываетесь о том, что еще 20 лет назад существовала монополия сервильных ученых, "настоящих академиков" на доступ к текстам и артефактам, имеющим значение для историографии. А когда с помощью интернета их предъявили широкой общественности, то оказалось, что многие "источники" и артефакты не выдерживают критики как основа для построения здания традиционной истории. Это касается прежде всего логических противоречий разных "источников", а зачастую - и внутри одного и того же "источника". А уж о палеографии, компоновке, например, "древнерусских" летописей и примыкающих к ним, вообще, уже написаны десятки разоблачающих книг, статей. Это, кстати, привело к развенчанию авторитета многих "заслуженных" докторов и академиков. Читайте актуальные статьи или выступления по видео в Сети "возмутителей спокойствия" и поймете, какая грызня и раздрай идут в столичной (и не только) научной публике. И это будет еще долго, потому что у нас ученой степенью (один диссернет сколько фальши выявил) и "адм. ресурсом" пытаются задавить объективное исследование и научную критику.

  • Анонимно
    27.09.2015 09:21

    Автор пишет про продовольственную проблему России. Что за бред.

  • Анонимно
    27.09.2015 14:38

    Замечательно, что внутри Grande Tartarie указаны московские татары. Эта обширная область именовалась – Tartarie Moscovite, – по территории больше чем многие государства Западной Европы, – накрывает собой значительную часть Сибири. Кстати, на территории Российской империи (Grande Tartarie) мы видим еще много других “татарских областей”: Независимая Татария – Tartarie Independante, Китайская Татария – Tartarie Chinoise, Татария около Тибета, Малая Татария – Крым, юг и восток “Украины”.

    • Анонимно
      27.09.2015 23:12

      Малая Татария, Великая Татария.. Откуда их сюда заносит? Почему клиники не работают? Или это будущие сотрудники Академии?

  • Анонимно
    27.09.2015 14:46

    Москва, и град Петров, и Константинов град— Вот царства русского заветные столицы...Но где предел ему? и где его границы— На север, на восток, на юг и на закат?Грядущим временам их судьбы обличат...Семь внутренних морей и семь великих рек...От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...Вот царство русское... и не прейдет вовек,Как то провидел Дух и Даниил предрек.Федор ТЮТЧЕВ1848 г.http://energodar.net/nasledie/tartariya.html

    • Анонимно
      27.09.2015 17:51

      Тютчев-то как раз в числе первых штудентов, которым "давали" новоявленное тат.-монгольское иго. Расчленили некогда единый народ на разные конфессии и 350 лет кормят фальсифицированной историографией. Удобный способ манипуляции общественным сознанием для сохранения власти.

  • Анонимно
    27.09.2015 16:10

    Все правильно написал Хакимов. Жестко про Академию, но тоже верно. Неужели ничего нельзя сделать с этой вертикалью власти хотя бы у себя в республике?

    • Анонимно
      27.09.2015 20:49

      Кабинету Министров РТ как учредитель Академии наук Татарстана надо бы жестко поставить вопрос о реформировании Академии. Это насквозь проржавевший древний пароход уже давно на мели. Никакой внятной и понятной стратегии развития этой структуры попросту нет. Такая "черная дыра" в бюджете республики. Апартаменты аппарата президиума огромные, аппарат академии разросся, а должного эффекта в деятельности АН РТ нет - ни для республики, ни для собственных академических структур. Хорошая сейчас возможность для ее структуризации, оптимизации, реформирования и т.д. Заглянул на официальный сайт академии и обомлел. Оказывается в аппарате академии работают - 6 советников президиума! И это еще при прочих начальниках отделов, ведущих специалистов и т.д. Что все эти люди делают...Какой прок от их деятельности...

      • Анонимно
        28.09.2015 10:03

        Надо было президентом академии выбирать Хакимова Р.С.

        • Анонимно
          28.09.2015 15:32

          и после этого разогнать эту академию!))) а если серьёзно, то удивляет что по словам Хакимова Татарстан достиг высоких экономических успехов НО ПОЧЕМУ ЖЕ В СТОЛЬ ПЕРЕДОВОМ РЕГИОНЕ РОССИИ ЗАРПЛАТЫ У НАСЕЛЕНИЯ НУ НИКАК НЕ ВЫШЕ ЧЕМ В ОБЫЧНЫХ РЕГИОНАХ???

          • Анонимно
            28.09.2015 16:54

            А почему в Москве и Питере зарплаты вдвое выше, чем в среднем по стране? Вот по этой причине и зарплаты в Татарстане ниже, чем в среднем по стране. Давно уже пора понять, что в России экономика и зарплата очень слабо коррелируют между собой. В регулировании зарплат по регионам в основном превалирует политический фактор.

  • Анонимно
    27.09.2015 16:20

    Понимаю Украину. Желаю украинцам всех благ и свобод. Сез булдырасыз!

  • Анонимно
    28.09.2015 23:40

    Глубоко берёт Хакимов, молодец.Широкий взгляд, приятно читать.

  • Анонимно
    30.09.2015 08:27

    название статьи не соответствует содержанию какие успехи, кто хироманты???

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль