Политика 
8.10.2015

Максим Шевченко: «В Сирии идет война за самый важный в XXI веке регион человечества»

Известный публицист о том, откуда ИГИЛ берет деньги, зачем Россия поддерживает Асада, и о «политическом навозе», в котором увязла Турция

Взрывная волна от российских авиабомб и ракет ударила по целой цепочке фундаменталистов: не только исламских, но также американских и израильских. Такую точку зрения в интервью «БИЗНЕС Online» высказал телеведущий и эксперт по арабскому миру Максим Шевченко. При этом политические и идеологические последствия вмешательства нашей страны, по мнению Шевченко, гораздо важнее военных. Ответный же джихад Москве не грозит: для него нет социальной базы, а террористическое подполье в стране разгромлено.


Максим Шевченко: «Сирийская война является, пожалуй, войной за самый важный в XXI веке регион человечества, обладающий подавляющим количеством энергоресурсов»

«АСАД БОЛЬШЕ НЕ ОБРЕЧЕННАЯ ФИГУРА. И ЭТО ПОНИМАЮТ МНОГИЕ»

— Максим Леонардович, будет ли российская военная операция в Сирии затяжной или она окажется всего лишь эпизодом нашей внешней политики? Намекают, к примеру, что в ноябре погодные условия уже не будут способствовать вылетам самолетов ВКС РФ...

— Это, конечно, не эпизод. Сирия — это пространство борьбы для огромного числа групп, из которых террористическая группировка «Исламское государство» (запрещенная в Россииприм. ред.) — просто наиболее известная. К тому же, Сирия — это слишком важная древняя территория Земли, чтобы Россия могла оставаться в стороне от того, что здесь происходит.

Мы связаны с этой страной тысячелетиями отношений — и с православной Сирией, и с исламской. Антиохийские епископы участвовали в церковных соборах на Руси, а русские паломники путешествовали по Сирии и описывали ее начиная с XI века. Еще из Киева сюда приходили первые странники. В мусульманском мире Дамаск считался одним из лучших центров исламского образования. Никакого экстремизма и притеснения мусульман здесь тогда не было. Это было свободное государство и свободное общество, но с авторитарным режимом управления, который позволял многим общинам существовать в едином пространстве.

На мой взгляд, сирийская гражданская война по своему значению выходит за рамки одного государства и является, пожалуй, войной за самый важный в XXI веке регион человечества, обладающий подавляющим количеством энергоресурсов. А мы знаем, что нефть и газ, что бы ни говорили, останутся в ближайшие десятилетия главными источниками энергии, которые потребляет большая часть человечества, а не эксклюзивные миллиардеры. Поэтому участие России в этой войне — необыкновенно важно. Если бы Россия не вошла в Сирию, она бы осталась умирающим периферийным государством на окраинах западного мира. Того самого мира, который захватил Ближний Восток руками своих сателлитов. Я имею в виду королевства, которые не являются самостоятельными, а выражают интересы Великобритании в первую очередь и США во вторую. И разного рода экстремистские группировки, которые служат игрушкой в руках спецслужб, тоже совсем не исламских: от Моссада до ЦРУ и от британских до французских разведок.

Но, вступив в схватку даже небольшой группировкой, Россия все равно играет в ней решающую роль. Независимо от того, будет ли погода летная или нелетная, законное правительство Сирии во главе с президентом Башаром Асадом получило возможность продолжить борьбу. И это, зная исламский мир и Ближний Восток, серьезно изменит расстановку сил. Многие из тех, кто недавно демонстрировал нейтральную позицию или готовился занять сторону победителя, теперь подумают. Еще недавно, до начала авиаударов, безусловным кандидатом в победители считалась антиасадовская коалиция. Это был просто вопрос времени, когда падет Асад. Теперь, поверьте, они начнут колебаться и переходить на сторону Асада, потому что он уже не обреченная фигура. И это понимают многие.

Башар Асад
«На самом деле, значительная часть населения страны за Асада — даже та, которая недовольна отдельными действиями режима»

«СИРИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ ГОВОРИТ ПО-РУССКИ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ВОЙСКА»

— Найдется ли России место в пестром сирийском раскладе, где, кажется, все воюют против всех?

— Да, в Сирии действует огромное количество групп, чьи интересы разнятся. Начнем с палестинцев, имеющих хорошие и давние связи с Россией. Многие палестинцы воевали против Асада, но поверьте, есть принципиальная разница между отрядами, сформированными «Исламским движением сопротивления (ХАМАС)» (которое было вынуждено занять такую позицию, когда радикалы пришли в аль-Ярмук, самый большой палестинский лагерь под Дамаском), и отрядами радикальных салафитов, которые ненавидят ХАМАС. Как известно, в Газе между ХАМАСом и салафитами идут бои. Тот же Халед Машаль (председатель политбюро ХАМАСприм. ред.) долгое время жил под крылом президента Сирии в Дамаске, я лично с ним там трижды встречался. И при этом Асад предоставлял свое покровительство ХАМАСу и всем палестинским группам, которые хотели там жить. Поэтому я уверен, что многие палестинские группы после включения России в сирийскую войну поменяют свою позицию. И, конечно же, не будут воевать с Россией, которая всегда была дружески расположена к Палестине. Вспомните: по тому же израильско-палестинскому конфликту позиция МИД РФ всегда была «мир в обмен на землю», даже в самые худшие годы, когда израильское лобби просто заправляло в России. Но российское внешнеполитическое ведомство все равно отстаивало эту позицию благодаря Евгению Примакову и его ученикам. Ученики Примакова, кстати, сохранили свои сильные позиции, в том числе и во внешней политике РФ.

Кроме этого, я уверен, что немалая часть военных свободной сирийской армии, которая сейчас воюет против Асада, училась в СССР и прекрасно говорит по-русски. Оппозиция в Сирии говорит по-русски ничуть не хуже, чем правительственные войска. По крайней мере, та часть оппозиции, которая сформировалась на основе военных суннитов. Значит, и с этими группами у России есть возможность разговаривать. А наличие в небе российских самолетов только укрепит их готовность к данным переговорам. Они готовы воевать со многими, но воевать с Россией они не очень хотят. Россия даже для тех, кто сегодня является оппозицией Асаду, остается близкой страной, которая десятилетиями и столетиями была дружественной по отношению к Сирии. Это особый феномен российско-сирийских отношений. И с сирийскими христианами, и с мусульманами Россия всегда была в добрых отношениях. Это очень важный фактор, который говорит о том, что наше вмешательство — не чисто военное. Это фактор вмешательства политического, культурного, который важнее, чем просто военная операция.

Но есть и не сирийские группы, которые принимают участие в этой войне. Именно они крайне негативно относятся к России и готовы воевать до конца, в том числе и с нами. Но обрисованная мною пестрая картина говорит о том, что мы все-таки можем влиять на внутренний расклад сил в сирийской войне. И простым участием российских самолетов мы вполне можем обернуть его в нашу пользу. Так что вмешательство России — весомое, правильное и своевременное.

Падение режима Асада, как это ни парадоксально звучит, было бы крайне невыгодно многим исламским группам. И невыгодно, в частности, палестинским группам, большая часть которых в Сирии находится под контролем ХАМАС. Правительство в свое время передало палестинские лагеря под контроль Халеда Машаля, Ахмада Джибриля (лидер народного фронта освобождения Палестиныприм. ред.) и пр. Если салафиты и ИГ одержат верх в сирийском конфликте и придут к власти, это приведет к тотальному истреблению палестинских кланов. Пусть у них не будет иллюзий. Да у них и нет иллюзий — они прекрасно понимают, с кем имеют дело.

В этом регионе, как ни странно, гораздо сильнее ненависть, распространившаяся внутри самих мусульман. Мы видим, по крайней мере, что большинство отрезанных голов под камеру — это ответ, который мусульмане дают мусульманам. Поэтому я думаю, что на самом деле вовлечение России в конфликт позитивно восприняли многие, в том числе и те, кто на словах выступал против российского вмешательства. Потому что это, конечно же, позволяет им опереться на что-то существенное, важное, на что-то такое, с чем можно иметь дело.

«Вмешательство России для Турции, хоть она в этом и не признается, является возможностью выйти из войны, сохранив лицо»

«ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЭРДОГАНА И ЕГО ИМИДЖ МИРОТВОРЦА ОКАЗАЛИСЬ ПОД ВОПРОСОМ»

— Почему Турция заняла такую непримиримую позицию по отношению к России, что практически угрожает нам разрывом отношений и прицельным огнем по нашим самолетам?

— Турция завязла в таком... даже не знаю, какое слово употребить в интервью респектабельному изданию — в навозе политическом, скажем мягко, что она просто понятия не имеет, как из этого всего выбираться.

— Турки транслируют не свою точку зрения?

— Турки, выстраивая свою позицию, исходили из неверной предпосылки, что Асад падет так же, как Муамар Каддафи и как президент Египта Хосни Мубарак. И что это произойдет с подачи Запада. Но это был неверный анализ ситуации. Турецкий лидер Реджеп Эрдоган занял прагматическую позицию, рассчитывая, что, когда падет Асад, то город Халеб (один из самых крупных центров Левантаприм. ред.) и культурный север Сирии перейдут под контроль, условно говоря, турок. А Дамаск войдет в некое «Исламское государство». Ну и все будет хорошо. Но в Сирии сложился неожиданный расклад сил, который турки не ожидали увидеть. На самом деле, значительная часть населения страны за Асада — даже та, которая недовольна отдельными действиями режима. Это привело к тому, что турки влезли в эту затяжную войну, и все либеральные реформы Эрдогана, и весь его имидж миротворца вдруг оказались под вопросом. Турция встала перед дилеммой: либо широкое военное вторжение, к чему они, в принципе, были готовы два года назад, либо бесконечное, изматывающее турецкие вооруженные силы участие в этой войне, с миллионными затратами, с операциями спецподразделений, спецслужб, с вынужденной поддержкой террористов или тех групп, которые мировое сообщество считает террористическими. Поэтому, конечно, вмешательство России для Турции, хоть она в этом и не признается, является своего рода разрешением очень сложной ситуации. По крайней мере, это возможность выйти из войны, сохранив лицо.

Для всех групп влияния Турции уже понятно, что Асад не падет. Значит, турки с облегчением вздохнули, ведь появилась база для каких-то политических переговоров. Когда сирийского президента считали выброшенным из политики, это исключало для Турции возможность разговора с ним. Но теперь Асад мгновенно стал для турок субъектом политики. А его заявления о том, что он уйдет, — это дополнительные бонусы для того, чтобы с ним разговаривать.

«ПОЗИЦИЮ ИЗРАИЛЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ ВЫРАЗИЛ АНТОН НОСИК, ЗАЯВИВ, ЧТО НАДО УБИВАТЬ СИРИЙСКИХ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ»

— А как вы оцениваете позицию Израиля по отношению к Сирии?

— Я считаю, что позицию государства Израиля лучше всех выразил журналист Антон Носик на «Эхе Москвы», заявив, что чем больше будет убито сирийцев, тем это лучше для Израиля. И что надо убивать даже сирийских женщин, которые рождают солдат, и детей, из которых эти солдаты, как я его понимаю, вырастают. Люди, подобные этому так называемому «известному блогеру», на самом деле так и относятся к окружающему пространству. Неофициально наркоманы и психопаты проговаривают те мысли, которые существуют, к сожалению, у немалой части израильского общества. Не могу сказать, что у всех. Безусловно, есть израильтяне и левых взглядов, и демократических взглядов, которые ненавидят и расизм, и нацизм во всех их проявлениях. Подобные людоедские высказывания среди них, конечно, не стреляют. Но, к сожалению, в Израиле действительно считают, что, пока арабы дерутся между собою, Израилю хорошо. Эта позиция фундаментальная. Все попытки всяких Сатановских убедить нас, что Израиль заинтересован в Асаде, — это чистая ложь. Потому что Асад — это фундаментальный стержень антиизраильских сил в регионе, на нем завязаны «Хезболла» (военизированная ливанская шиитская организацияприм. ред.) и ее военные коммуникации. Именно эта группировка нанесла Израилю военное поражение в 2006 году. На Асаде были завязаны многие палестинские группы. Я вас уверяю, если война закончится, то они опять вернутся под крыло Асада.

Ближний Восток — это не пространство прямых отношений и прямых акцентов. То, что израильская авиация наносила удары по сирийским бойцам, когда они воевали с оппозицией, не будет забыто сирийским правительством. А мы не забудем того, что израильская армия бомбила сирийскую армию и бомбила «Хезболлу», когда она вела под Эль-Кунейтрой бои со своим смертельным врагом.

Поэтому я думаю, что Израиль, конечно же, заинтересован в падении Асада. И далее — в хаосе, который истощит силы арабов и приведет к исчезновению палестинского движения как организованной силы, координирующей между собой какие-то возможности. Чем больше войны в Сирии, тем больше в нее втянуты палестинцы. Они втянуты помимо своей воли, они этого не хотели, но когда на территорию палестинских лагерей приходит война, то это многое определяет. Для Израиля сирийская война — это просто подарок: самый настоящий, принципиальный враг в регионе втянут в кровопролитную междоусобную бойню. Израильтяне об этом даже мечтать не могли 15 лет назад.

«ЧЕРЕЗ КОГО ИГИЛ ПРОДАЕТ МИЛЛИОНЫ ТОНН НЕФТИ?»

— Максим Леонардович, ваш прогноз по Саудовской Аравии: мы с ней окончательно рассоримся? Несмотря на то, что наши отношения с саудитами в последнее время выстраивались достаточно благополучно...

— Они не выстраивались благополучно, просто Саудовская Аравия пыталась накачать Россию большими инвестициями. Купить Россию у них не получилось, и они очень расстроились, когда Россия вмешалась в Сирию, потому что надеялись на падение Асада. Они думали, что их вооруженные группировки и другие ваххабито-салафитские группы вроде «Джабхат ан-Нусра», скажем так, захватят власть в Дамаске и будут представлять сирийский народ. Это у них не получилось, об этом можно забыть. Но это же прагматики, поэтому они сейчас будут искать другие возможности. Для них появление России в регионе автоматически означает усиление нашей страны на нефтяном рынке и в глобальных нефтяных делах. И тут вопрос: через кого ИГИЛ продает свои миллионы тонн нефти по демпинговым ценам? Кто является посредником? Что-то на этот вопрос нам никто не торопится отвечать громко, но это же факт. Ведь «Исламское государство» не гранты получает от Сороса, а продает нефть, которую они захватили, продает по демпинговым ценам, продает в невероятных количествах. Но кому? Покупать у них нефть может лишь тот, кто является участником мирового оборота, способен эту нефть выдать за свою и получить маржу. Допустим, мировая цена в 50 долларов за баррель, а они покупают ее за, допустим, 25 долларов. Это огромный доход. Но кто его получает? И какие гарантии, что это не какие-либо государства региона, которые на словах против ИГИЛа, а на деле получают огромный доход от сотрудничества с ним. И при этом подрывают интересы России на мировом рынке, потому что такая торговля способствует снижению цен на нефть.

— Теперь ИГИЛу будет сложнее это делать? Он обречен?

— Я думаю, это вопрос не одного дня, это очень долгий вопрос, он будет очень долго решаться. Эта группировка ведь не случайна, она возникла не сама по себе, она имеет свои социально-экономические предпосылки для формирования. Народ Ирака, измученный, истерзанный и расстрелянный, имеет свою мотивацию, чтобы воевать за интересы этой группы. Поэтому в Сирии придется действовать не только военными методами, но и политическими, и пропагандистскими. Убеждать, что халиф не халиф, что так не надо действовать, что есть другие политические пути. Я думаю, что с приходом России возникли политические возможности для такого контакта. Часть ИГИЛа — это бывшие баасисты (БААС — партия арабского социалистического возрождения — прим. ред.), а БААС имела достаточно неплохие международные связи. Еще раз повторю: те, кто вчера выступал как непримиримый противник Асада, завтра с приходом России могут оказаться его партнерами и союзниками.

— Американцы сохранят свое влияние на сирийскую свободную армию?

— Сирийская армия включает в себя слишком много отрядов идеологического направления. У американцев влияние на часть отрядов прямое, а на часть отрядов — опосредованное: через Катар, через Саудитов и через турок. Это конгломерат отрядов самого разного направления и самых разных отношений с внешними игроками.

«ИГ — ЭТО АБСОЛЮТНО ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ, ВЫДУМАННАЯ, СТРАШНАЯ ПСИХОПАТИЯ МИРА»

— Некоторые эксперты в интернете транслируют мнение о потенциальном сходстве России и ИГ. Дескать, наши страны — не только антиподы, но у них может найтись и что-то общее, например, противостояние западным ценностям, акцент на ценности консервативные...

— Такая точка зрения кажется мне совершенно абсурдной и оскорбительной. Россия защищает не консервативные ценности, а ценности демократии и свободы, в целом прогресса и развития. Конечно, можно в бреду утверждать, что Россия — это какая-то архаичная страна, но вообще-то, Российская Федерация — это государство, быть может, несовершенное, но которое все-таки позволяет каждому человеку на законных основаниях реализовать свои права и свободы. В России в целом существует свободная развитая пресса, здесь не казнят людей (хотя у нас немало несправедливых судебных приговоров, которые потом оспариваются). Наша страна — это вполне открытое демократическое общество, в котором ведется широкая общественная дискуссия по общественно значимым вопросам. Поэтому подобная постановка вопроса либо из сумасшедшего дома, либо является грубой попыткой навязать какое-то пропагандистское клише общественному сознанию.

— Но можем ли мы одержать над «Исламским государством» не только военную, но и идеологическую победу? Что мы способны противопоставить террористам в идеологической сфере?

— Россия противопоставляет ИГИЛ современную концепцию прав человека, открытое общество, демократические ценности, равенство всех людей перед законом, независимо от национальности и религии. Православные, мусульмане, буддисты, иудеи и неверующие в России могут рассчитывать на то, что судебная система не будет делать между ними различий. Конечно, есть коррупция, криминальные изъяны, в том числе в судебной системе, но в целом закон постулирует равенство всех перед собой независимо от расы, пола и вероисповедания. Борясь с терроризмом и террористическим квазигосударством, Россия противопоставляет им ценности современного мира. Причем сами мусульмане и бегут от общества, в котором мусульмане мусульманам публично режут головы под видеокамеру. Бегут в мир, где, как они знают, можно хотя бы в суде оспорить то или иное решение, которое кажется им несправедливым.

Российская политическая система, безусловно, нуждается в усовершенствовании и либерализации, но она является системой, в которой права и свободы людей постулируются как высшие ценности.

— Но это западные ценности...

— Это ценности любого вменяемого человека. Демократия существует как на Востоке, так и на Западе. Уважение к правам личности всегда существовало. Даже в старом халифате Абассидов, где были безумные халифы, это уважение было. Современное ИГИЛ не имеет отношения ни к чему реальному — ни к ценностям Востока, ни к системе ценностных установок Запада. Это абсолютно постмодернистская, выдуманная, страшная психопатия мира, доведенного до отчаяния гражданской войной. Это не оправдывает, конечно, преступлений ИГИЛа, совершенных публично перед лицом всего человечества. Казни журналистов и гражданских лиц, уничтожение культурных ценностей...

«КАВКАЗЦЫ, ТАТАРЫ, БАШКИРЫ — ЭТО ДАЛЕКО НЕ БЕДНЫЕ ЛЮДИ»

— Накануне саудовские исламские деятели призвали мусульманский мир к джихаду против России. Это означает, что нам снова надо опасаться террористической угрозы внутри страны?

— Я считаю, что террористическое подполье внутри России в целом разгромлено. Разгромлено на территории Северного Кавказа. Кроме того, проведены достаточно успешные операции спецслужб по всей территории страны. Ну, может, при этом задели исламскую интеллигенцию, которую я бы рекомендовал не задевать. Но устойчивые террористические группы, которые еще недавно посылали смертников в наши города, не существуют, они убиты. Конечно, потенциальная угроза возрождения таких групп всегда есть, но она, как мне кажется, небольшая.

В России в настоящее время не существует социально-экономической базы для массового недовольства мусульман. Подполье долгое время подпитывалось на Кавказе и в Поволжье довольно тяжелой социально-экономической ситуацией. Но государство смогло выстроить политику сотрудничества с мусульманами, и сейчас во многих мусульманских регионах жизнь наладилась: и в Чеченской Республике, и в Ингушетии, и в Татарстане. РТ — вообще процветающий регион по большому счету. Несмотря на отдельные ворчания мусульманской интеллигенции, в целом широких социально-экономических предпосылок для массового недовольства мусульман не существует. Достаточно проехать вечером по Москве, чтобы увидеть огромное количество богатых и богатейших людей из мусульманских народов, разгуливающих по городу. Средний класс у мусульман России вполне оформился и в Москве, и в регионах. Я часто езжу в центре и вижу все эти шикарные автомобили. Заходишь в чайхану, а там кавказцы, татары, башкиры и так далее. Это далеко не бедные люди.

— Вот и открытие Соборной мечети в Москве предшествовало сирийской операции.

— Мечети маловато, на мой взгляд, для мусульманского мира столицы, но этот вопрос решается, обсуждается. В любом случае наличие устойчивого мусульманского среднего класса в России, безусловно, не оставляет возможности для организации подполья. Подполье в Дагестане, напомню, было создано не без участия разного рода криминальных бизнесменов, не имеющих отношения к легальному предпринимательству. Наша власть выяснила и доказала это путем ряда уголовных расследований и судебных процессов.

«РОССИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ЦЕМЕНТИРУЮЩИМ СВЯЗУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ ОСИ ТЕГЕРАН — ДАМАСК — БЕЙРУТ»

— Недавно иракский премьер-министр Хейдар аль-Абади риторически предположил, что он не возражает против нанесения Россией авиаударов по позициям ИГ на территории Ирака. Надо ли России ввязываться еще и в этот конфликт?

— Еще раз подчеркну, что участие России носит не столько военный характер (хотя военные дают высокую оценку эффективности действий российской группировки), сколько политический. Безусловно, Россия может стать таким цементирующим связующим элементом оси ТегеранДамаскБейрут, и не забудем «Хезболлу». И если даже два российских самолета пролетят над территорией Ирака по просьбе его законного правительства и нанесут авиационные удары, сам по себе этот факт я могу назвать серьезным политическим шагом. И его нельзя оценивать только с точки зрения участия на поле боя. Потому что ведь там присутствуют сотни американских пилотов, несколько баз, тысячи американских солдат и ракет... Но иракскому правительству этого, видимо не хватает, ему нужно, чтобы два-три российских самолета пришли ему на помощь. Стало быть, это не военный вопрос, а политический.

— И нравственный, возможно?

— В политике нет места нравственности. Политика — это слишком прагматическая и жестокая вещь, надо принимать решения за других, что уже безнравственно, но на это надо идти исходя из политических приоритетов. Не то, чтобы нет места нравственности, конечно, нравственные рамки мы всегда должны учитывать при принятии политических решений. Но политика такая вещь, что война является ее неотъемлемым компонентом.

«В СИРИЙСКОЙ ВОЙНЕ РЕШАЕТСЯ СУДЬБА XXI ВЕКА»

— Сирийский конфликт скажется положительно на востоке Украины? Недавние переговоры Нормандской четверки вроде бы свидетельствуют об этом.

— Безусловно, наша решимость занять активную позицию в мировом раскладе, как и участие в концерте великих держав в Сирии, укрепили позиции российских союзников и самой России в украинском конфликте.

— Есть вероятность, что выборы в ДНР и ЛНР пройдут благополучно и не будут сорваны?

— Я надеюсь, что они состоятся благополучно. Я желаю моим братьям и сестрам в Донбассе и на Луганщине выборов и избрания тех депутатов-представителей, которые будут выражать волю народа, ДНР и ЛНР. А их отношения с Киевом... Пусть они сами решают, там слишком много крови и страданий. Это на моих глазах было, и я не считаю, что теперь можно сделать вид, что ничего этого не было, как этого хочет Киев. Было, и никто никогда не забудет этого ни в Донецке, ни в Луганске.

— А если взвешивать на чаше весов эти два фронта, ближневосточный и украинский, какой из них для России наиболее болезненный?

— Болезненный, безусловно, украинский фронт, потому что он чистый пример гражданской войны, когда люди, говорящие на одном языке, одного вероисповедания убивали друг друга. Но в стратегическом смысле сирийский конфликт даже рядом не стоит с украинским. Сирийская война — это война мирового масштаба, там во многом решается судьба XXI века. То, что Россия в эту войну вступила, говорит о том, что наша страна тоже хочет принимать участие в решении судеб XXI века.

«СИРИЙСКАЯ СВОБОДНАЯ АРМИЯ ПОМОГАЕТ УСЛОВНОМУ ВРАНГЕЛЮ»

— Небольшой вопрос по ситуативному союзу России и США: насколько он долговечен?

— Никакого союза, безусловно, нет, есть партнерские отношения, которые нельзя называть союзническими. Есть партнерские отношения, есть вынужденная ситуация для американцев, для Обамы в частности, которая позволила России совершить решительный шаг.

То, что Россия опять стала непосредственным игроком, а не тихой умирающей империей, в корне меняет на Ближнем Востоке весь расклад сил и ситуацию. Поэтому для американцев это новая ситуация, они ее не планировали. Они, конечно, умеют планировать и просчитывать лучше, чем другие. У них большой инструментарий, у них гораздо больше пространства для политического маневра. Но, безусловно, союза между РФ и США нет, есть определенное закрытие глаз на действия друг друга.

Это является одним из факторов общей ситуации. Дело в том, что Америка не едина, саудовцы связаны отнюдь не с Обамой, а с республиканской партией США. Демократы — транснациональные глобалисты, а республиканцы — это американские националистические, национально-патриотические элиты. Поэтому то, что делает Обама, не всегда поддерживает Буш. Семья Буша остается важнейшим фактором американской политики, внешней и внутренней, и именно эта семья связана с саудовцами. Обама всегда поддерживал «Братьев-мусульман» и исламско-демократические движения на Ближнем Востоке. А как раз американские радикальные фундаменталисты стоят, как ни странно, за исламскими фундаменталистами, которые действовали и с Израилем одновременно. Такой вот треугольник. Американские фундаменталисты, израильские фундаменталисты и исламские фундаменталисты — партнеры, потому что ментально они близки друг к другу. А Обама и демократы носились с иллюзиями каких-то революций и считали, что «Братья-мусульмане» — это субъект демократических перестановок. «Братья-мусульмане» хороши в оппозиции, но они не готовы к жесткой борьбе, поэтому позволили Саудовской Аравии и Израилю их скинуть и поставить Халила ас-Сиси. Свержение президента Египта Мухаммеда Мурси (был президентом Египта до июня 2014-го) — это, естественно, антиобамовское действие, поэтому Обама сейчас, идя на временный контакт с Россией, понимает, что наша страна наносит удар по фундаменталистским кругам, причем неважно, по израильским, исламским, американским или же по всем одновременно.

— То есть бьет по всей фундаменталистской цепочке.

— Мы имеем дело с глобальным конфликтом, который грубо можно описать как конфликт между прогрессисткими силами, стоящими на позиции продолжения истории модерна, и силами консервативных фундаменталистов.

— Которые представлены в регионе «Исламским государством»?

— «Исламское государство» — это одновременно более сложная и более простая вещь, оно возникло как болезненная реакция на ситуацию в регионе. Это третий фактор, так сказать. Оно появилось стихийно, но все стороны конфликта будут использовать его в своих интересах. К примеру, как врага, что и делает Россия, объединяя под маркой ИГ все антиасадовские силы. Это очень выгодная вещь, потому что можно сказать, что и «Джабхаат ан-Нусра», и все остальные, кто воюет с ИГ, является, по сути, «Исламским государством», потому что преследуют такие же политические цели. А кого интересуют нюансы...

Это же старая позиция большевиков. Их спрашивали, почему они воюют с атаманом Махно, если Махно левый и воюет против Белой армии? Красные отвечали, что да, формально он воюет против белых, но объективно, в рамках исторических процессов, он помогает Врангелю. Это очень укладывается в диалектический взгляд на историю. Я думаю, что следы этого анализа остаются и в сегодняшней внешней политике, потому что наша политическая школа восходит к советской по большому счету. Так же и тут: безусловно, те, кто воюет с ИГ и с Асадом, объективно помогают ИГ, потому что после падения Асада «Исламское государство» останется самой влиятельной силой в регионе, которая разгромит всех своих оппонентов или подчиненных, «Джабхаат ан-Нусра» и прочих. Безусловно, сирийская свободная армия будет уничтожена после падения Асада. Все станет «Исламским государством». Поэтому, борясь с врагами Асада, с махновцами, условно говоря, вы продолжаете борьбу против главного врага — против Врангеля, то есть против «Исламского государства». Такая вот логика.

Справка

Максим Шевченко — российский журналист и телеведущий. Окончил спецшколу с углубленным изучением немецкого языка. В 1990 году получил диплом Московского авиационного института им. Орджоникидзе по специальности «конструирование микроэлектронной аппаратуры». Прослушал курс лекций в МГУ и в Институте стран Азии и Африки по истории культуры и по арабскому языку.

В журналистику пришел в эпоху перестройки. С 1989 по 1991 год работал редактором в газете «Вестник христианской демократии», издававшейся христианско-демократическим союзом России. С 1991 по 1995 год преподавал историю России и историю Западной Европы в православной классической гимназии «Радонеж-Ясенево». С 1994 по 1995 год работал редактором в педагогической газете «Первое сентября». С 1991 по 1996 год заведовал отделом поэзии литературного журнала «Твердый ЗнакЪ».

В «Независимой газете» с января 1996 года вел специализированную полосу, посвященную религиозным проблемам; с января 1997 года — ответственный редактор приложения «НГ-религии».

За время работы в НГ неоднократно выезжал в специальные командировки в горячие точки. В 1996 и в 1997 году — в Афганистан. В 1996 - 1998 годах неоднократно выезжал на Северный Кавказ — в Чечню и Дагестан.

Во время президентских выборов на Украине 2004 года работал в штабе Виктора Януковича.

В 2005 - 2011 годах вел аналитическую программу «Судите сами» на Первом канале. Также Шевченко — частый гость утреннего шоу «Сергей Стиллавин и его друзья» радиостанции «Маяк», высказывается в передаче «Особое мнение» на станции «Эхо Москвы» по четвергам в 19:00.

В 2008 и 2010 годах — член Общественной палаты РФ.

Летом 2009 года совместно с окружной государственной телерадиокомпаней «Ямал-Регион» подготовил ток-шоу «Цивилизация-Север».

Вместе с медиаидеологом Мариной Леско модерировал проект «Астана в виртуальном пространстве Second Life».

2 сентября 2009 года Шевченко было отказано в получении визы для въезда в Грузию в составе делегации «Общественной комиссии по урегулированию гуманитарных последствий грузино-российского конфликта».

С 26 января 2012 года до ее закрытия летом 2012 года вел программу «В контексте» на Первом канале.

Главный редактор сайта «Кавказская политика», посвященного политической, экономической, религиозной и культурной жизни Северного Кавказа.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.10.2015 09:02

    лучший пропагандист на сегодняшний день, я считаю

    • Анонимно
      8.10.2015 09:31

      И лучший независимый аналитик.

    • Анонимно
      8.10.2015 10:17

      да, да ! и евреев незаметно слил, напомнив про Носика . надо войну потихоньку к ним переводить. и закончить уже с этой заразой!

      • Анонимно
        8.10.2015 10:46

        Каким образом Максим Леонардович мог слить евреев, если он сам к ним относится?

  • Анонимно
    8.10.2015 09:37

    очень грамотный расклад, спасибо, многое стало ясно из ранее непонятного

  • Анонимно
    8.10.2015 10:02

    Спасибо за понятное и откровенное разъяснение.

  • Анонимно
    8.10.2015 10:08

    Социальная почва опять может подвести.

  • raf
    8.10.2015 10:18

    Религиозный экскурс Шевченко всё туфта.Залежи нефти и трубопроводный коридор в Гейропу,да Сирия на своём месте.Тут ещё вырисовывается место Израиля в конфликте цивилизаций,если по буржуйски выразиться.На пути к «Великому Израилю»: главарём ИГИЛ является штатный агент Моссада Шимон ЭллиотГлаварь ИГИЛ, назвавший себя «халифом Абу Бакр аль-Багдади» является специально подготовленным оперативником Моссада по имени Эллиот ШимонЧем больше поступает к нам информации, тем больше складывается впечатление, что мы живем в зазеркалье. В то время, как в «параллельном мире» события протекают под влиянием сил, о которых СМИ «боятся говорить». И, тем более, требовать от национальных правительств своих стран разобраться ликвидировать угрозу.Так, независимые источники еще летом 2014 года сообщили, что настоящее имя «халифа Аль-Багдади» - главы ИГИЛ (Исламского государства в Ираке и Леванте), - Саймон Эллиот (Элиот Шимон), он родился от двух еврейских родителей и является агентом Моссада.Ниже мы представляем информацию из трех источников, которые подтверждают эти данные.Настоящее имя «Абу Бакра аль-Багдади» – Саймон Эллиотт, который был завербован израильской разведкой Моссад и обучался шпионажу и психологической войне против арабских и исламских сообществ.Эта информация была приписана Эдварду Сноудену и опубликована в газетах и на других веб-сайтах: глава «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади, сотрудничал с секретными службами - британской, израильской и США для создания организации, способной привлечь террористов-экстремистов со всего мира. (Источник: Радио ajyal.com)Другой источник подтвердил это заявление (сайт EGy-Press):На основе фотодокументов: Иранские СМИ обнаружили настоящую личность «эмира ИГИЛ», обученного сионистского агента.Иранская разведка обнаружила истинную и полную идентичность «эмира ИГИЛ», который известен под именем Абу Бакр Аль Багдади; его настоящее имя Эллиот Шимон. Это агент Моссада выполняющий важное и секретное задание сионистского шпионажа под псевдонимом: Ибрагим ибн Авад бин Ибрагим Аль Бадри Аль Арадуи Хуссейни.План: попасть в военное и гражданское руководство стран, объявленных «угрозой Израилю» для того, чтобы их уничтожить и, тем самым, облегчить в дальнейшем их поглощение со стороны сионистского государства на всей территории Ближнего Востока. С целью создания Великого Израиля.Таковы границы сионистского проекта, «Великого Израиля» или «Эрец Исраэль» для краткости.(http://communitarian.ru/novosti/politika/na_puti_k_velikomu_izrailyu_glavar_igil_yavlyaetsya_shtatnym_agentom_mossada_saymonom_eliotom_13012015/)

  • Анонимно
    8.10.2015 10:19

    Интересно

  • Булгарин
    8.10.2015 10:22

    Набор штампованных идеологических вывертов, оправдывающее вхождение в войну в Сирии. Тут даже изыски из далекой истории, которые сегодня стали очень модны. Если Крым был колыбелью русской цивилизации, то тут уже находят еще более старые корни ее зарождения. Так что по мысли автора война уже идет на вполне законных основаниях за колыбель православия. И Россия стала вполне законным участником войны. Осталось только воскликнуть, что и Турция наша, потому что там Вован из Нижнего Тагила оставил плавки на берегу. Тем более они стали себя вести неправильно, и вот увязли в том самом политическом ... Надо и их оттуда вытаскивать. В общем, следует поставить диагноз - милитаризм в крови, шовинистические язвочки на теле, вполне возможно и опухоль в мозге с метастазами в лимфатических узлах. Это страшный диагноз, практически неизлечимый. Хотя на ранних стадиях еще есть возможность что-то сделать.

    • Анонимно
      8.10.2015 14:29

      С таким диагнозом предлагаю вам завернуться в белую простыню и медленно ползти на Пригородную д.1 занимать место!!!

    • Анонимно
      8.10.2015 15:17

      грузовые самолеты под украинским флагом доставляли из Судана оружие и боеприпасы для сирийской вооруженной оппозиции, пишет газета The New York Times. При этом, по данным местной службы контроля за авиаполетами, по крайней мере три украинские авиатранспортные компании в 2015. не могу предоставить источник он запоролен,находится в США.https://inotv2.rt.com/2013-08-14/SMI-Ukrainskie-aviakompanii-dostavlyali-oruzhie

  • Анонимно
    8.10.2015 10:39

    Как можно продавать (покупать) нефть в больших объемах и оставаться при этом неизвестным? Ведь они (ИГ), я так понимаю, не канистрами торгуют и не автоцистернами. Ирек.

    • Анонимно
      8.10.2015 18:04

      Это можно сделать если продавать нефть странам которые ее добывают.Например Саудовской Аравии.

      • Анонимно
        9.10.2015 09:09

        Каким образом можно незаметно транспортировать огромное (поскольку влияет на мировые цены) количество нефти в Саудовскую Аравию. Ирек.

  • Анонимно
    8.10.2015 10:41

    Настолько независимый Шевченко время покажет.Гайдар Джемаль- вот наиболее компетентный аналитик по данной тематике.(см. сайт "Поистине") На том же сайте выступает наш земляк, аналитик Руслан Айсин, талантливый эксперт.Откровенно говоря,сирийская компания вызывает тревогу у простых людей, живущих по принципу "лишь бы не было войны"

  • Анонимно
    8.10.2015 10:54

    Шевченко на мой взгляд один из многих политологов которые связаны в определенной мере с определенными сильными силовыми структурами в нашей стране.Статья по моему мнению слабенькая.Много в ней пропаганды.По большому счету то что делает сегодня Россия во внешней политике с точки зрения своих геополитических интересов и не только логично.Это и как бы союз с шиитами и своего рода давление на саудитов и желание поднять цены на нефть и желание недопустить ИГИЛ к экспансии в Среднюю Азию и Кавказ и много еще чего.Я давно писал что падение режима Асада это своего рода золотой ключик для самой могущественной страны в мире для мировой гегемонии.

  • Бурбаки
    8.10.2015 11:04

    Набор штампованных идеологических вывертов, оправдывающее вхождение в войну в Сирии. Тут даже изыски из далекой истории, которые сегодня стали очень модны. Если Крым был колыбелью русской цивилизации, то тут уже находят еще более старые корни ее зарождения. Так что по мысли автора война уже идет на вполне законных основаниях за колыбель православия. И Россия стала вполне законным участником войны. Осталось только воскликнуть, что и Турция наша, потому что там Вован из Нижнего Тагила оставил плавки на берегу. Тем более они стали себя вести неправильно, и вот увязли в том самом политическом ... Надо и их оттуда вытаскивать. В общем, следует поставить диагноз - милитаризм в крови, шовинистические язвочки на теле, вполне возможно и опухоль в мозге с метастазами в лимфатических узлах. Это страшный диагноз, практически неизлечимый. Хотя на ранних стадиях еще есть возможность что-то сделать.

    • Анонимно
      8.10.2015 15:46

      Рецепт аналитической статьи для американской прессы:1)Немного своих измышлений о плохой России и ее президенте тонким слоем размазать по сковороде. 2)Наковырять факты из непроверенных источников в интернете, разделить их на дольки. Часть долек выкинуть, оставшиеся мелко нашинковать и перемешать. Положить в сковороду. 3)Приправить все это голливудской клюквой, желательно с транскрипцией русских слов. 4)Залить русофобским соусом. 5)Добавить мочи осла.6)Перемешать.7)Выстоять на среднем огне страха западного обывателя перед русской угрозой и страшными communists. Блюдо готово!Подается ежедневно вместе с утренней прессой.

    • Анонимно
      8.10.2015 19:18

      Бурбаки прокололся. Он двойной агент и получает деньги и за себя и за Булгарина.

  • Анонимно
    8.10.2015 11:10

    Сирия это только часть Третьей мировой войны которая уже идет давно.Противоречия империализма обострились.Наша страна тоже как часть мировой капиталистической системы с 2014 года как бы начала в той или иной мере участвовать в мировой войне.Идет переформатирование мира.Пока это в основном Ближний Восток,далее скорее всего Средняя Азия и дальше.В принципе все предсказуемо и логично.Политэкономия.

  • Анонимно
    8.10.2015 11:20

    Сирия по большому счету важна только для России.Если нас там не будет то это означает на мой взгляд крах многих авторитарных режимов .Через Сирию проведут в Европу газопроводы,нефтепроводы далее ИГИЛ и прочие схожие группировки обратят свое внимание на Среднюю Азию и Кавказ и прочая.Сирия это своего рода гордиев узел в деле переформатирования оставшегося без изменений части мира.

  • Анонимно
    8.10.2015 11:35

    по поводу того что россия влезла в эту войну очень остроумно сказал экономист хазин которого любят печатать в бизнес он лайн он сказал что россию на эту войну ведут как барана на заклание и так же как в афганистане ссср не потерпел военного поражения а потерпел политическое поражение и распался то результатом сирийского конфликта будет не военное поражение россии а политическое поражение россии \и тогда китай осуществит свою давнюю мечту дойдет в сибири до северного полюса а по поворду израиля ну любит человек копаться в грязном белье сирия арабы действительно ненавидят израиль беспричинной иррациональной ненавистью и все время существования израиля пытались его уничтожить в том числе и руками сирии было нечсколько кровопролитных войн где израиль не раз наносил поражение арабским армиям в том числе сирии израиль вынужден был держать против сирии крупную группировку потому что сирия в отличии от египта и иордании не хотела заключать мир с израилем сейчас этой угрозы нет как сказал путин асаду не до израиля самому бы уцелеть поэтому израиль ничего не предпринимает в сирии у него там нет союзников все кто там воюют ненавидят израиль за исключением небольшого народа друзов которых опекает израиль и дал понять конфликтующим сторонам не трогать их те приняли это предупреждение а по поводу носика ну он бы еще прошелся по психушкам израиля

  • Анонимно
    8.10.2015 11:50

    Сирия - обраное чтение Русь! Дамаск-Москва-маска Яра! Какие еще доказательства нашей далекой Родины еще нужно привести!

    • Анонимно
      9.10.2015 01:05

      А то! Вы разве не знаете, что Москва - Mosque - это просто "мечеть" по-английски?Это прямо доказывает, что в древности на территории современной Москвы жили англоязычные мусульмане!

    • Анонимно
      9.10.2015 07:04

      Действительно, какие?

  • Анонимно
    8.10.2015 12:12

    Добавим сюда решительный поворот российской пропаганды. Такое впечатление, что Эрнст вместе с Добродеевым и Кулистиковым используют роман "1984" Оруэлла как техническую инструкцию. Всё, война нашей Океании с Евразией (фашистской Украиной) закончена и забыта, началась победная операция в Остазии. Максим Соколов в "Известиях" всерьёз рассуждает о благости "маленькой победоносной войны". При этом никто даже не пытается придать хотя бы видимость правдоподобия победным реляциям Минобороны. Ну, какая воздушная разведка может доложить, что уничтожен завод по изготовлению "поясов шахидов". Что, эти самые пояса взрываются иначе, чем прочие боеприпасы? Или родные дроны обладают способностью заглядывать в окна и видеть сквозь стены?

    • Бурбаки
      8.10.2015 12:34

      Для наших "патриотов" все сгодится. Они все схавают. Так что больше фантастики и всяких фейков. Чем больше картинок, тем лучше. Они это любят, воспитанные на компьютерных стрелялках.

      • Анонимно
        8.10.2015 13:49

        Столичные следователи СК начали проверку на экстремизм статьи известного блогера Антона Носика с публикацией, касающейся Сирии.«1 октября на одной из блог-платформ интернет-пользователем Антоном Носиком размещена статья под заголовком «Стереть Сирию с лица земли», возможно содержащая сведения, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по национальному признаку».Еще факт.Ведущий блогер рунета Антон Носик на "Эхо Москвы": Нет, Россия что делает? Она убивает женщин, детей, стариков.- Ведущая: И вы это горячо приветствуете? - Носик: Конечно. Они же сирийцы. - Ведущая: Ну они же люди. - Носик: Нет, они сирийцы. - Ведущая: То есть сирийцы не люди? - Носик: В смысле? Они представляют опасность для Израиля. - Ведущая: И женщины, и дети, и старики? - Носик: А мне все равно, если они представляют опасность для Израиля. - Ведущая: Ну какую опасность [представляют] женщины и дети и старики? - Носик: Женщины? Они рожают сирийских солдат. Если их разбомбят, они не будут рожать сирийских солдат. И слава Богу.

        • Анонимно
          8.10.2015 18:29

          Чем этот Носик отличается от неонациста-фашиста? И ещё, не желай другим того, чего не желаешь себе!)

        • Анонимно
          19.11.2015 13:49

          Всегда возникают сомнения в искренности людей, которые "выкраивают" эпизоды из контекста, а потом им еще и оперируют! Россия бьет четко по объектам террористов, никто на женщин, стариков и, тем более, на детей оружие не нацеливает!

  • Анонимно
    8.10.2015 12:38

    Троль прокололся - сначала напечатал коммент под ником Булгарин, а потом тот же самый коммент под ником Бурбаки.

    • Анонимно
      8.10.2015 19:30

      Поддерживаю. Помнится как то в комментариях из прежних публикаций появился миролюбивый Булгарин и это после того как один блогер оскорблял другого. Впечатление было, неадекват понял, что переусердствовал и родился миролюбивый, или ник сменил

      • Анонимно
        9.10.2015 08:08

        Согласен, "Бурбаки" и "Булгарин" одно и тоже лицо - лицо искаженное ненавистью к России, Татарстану и всем, кто не разделяет его "гениального мнения".Какими оскорбительными и гнусными эпитетами это "лицо" "награждает" оппонентов и какие "диагнозы" им ставит...На осень такое уже не спишешь...Да еще и украл коллективный псевдоним талантливых математиков и присвоил в качестве своего ...

  • Анонимно
    8.10.2015 13:31

    В случае если воздушная операция не обеспечит победу воинству Асада и иранцам, российские начальники могут рискнуть и начать наземную операцию. Планы развертывания уже есть: их прорабатывали в ходе широкомасштабных маневров "Центр-2015". Сначала полк ВДВ десантируется и готовит плацдарм для подхода главных сил. Потом прибывает дивизия, а за ней общевойсковая армия. Правда, не очень понятно, как перебрасывать пехоту. Но, в конце концов, можно реквизировать гражданские самолеты. "Трансаэро" опять же очень вовремя обанкротилась.

    • Анонимно
      8.10.2015 13:50

      а что лошадей уже седлают? Остыньте - пусть работают самолеты на дистанции - и недолго.

  • nikpetro
    8.10.2015 13:35

    Правильное решение, я так считаю. союзникам нужно помогать. Скорое еще и Китай подтянется

  • Анонимно
    8.10.2015 13:38

    США и Израиль причины всех проблем на ближнем востоке, у них геополитические интересы, а простой народ гибнет даже понимая кто рулит процессом...

  • Анонимно
    8.10.2015 13:43

    Баруда - село алавитское. 4 августа 2013 года в него вошли отряды исламистов. Их выбили спустя восемь дней силы ополчения. Но от картины, представшей их взору, подкашивались коленки, а желудок скручивало спазмами. В сухих докладах Human Rights Watch по-казенному и бездушно значилось: «120 мирных жителей убиты. 50 женщин были взяты в заложники». Местные жители оспаривают и цифры, и суконные формулировки.- Всего было убито 360 человек, - говорит нам командир местного ополчения. - Причем с какой-то животной жестокостью. Тела детей были разрезаны пополам. Женщин перед смертью насиловали. Здесь все улицы были залиты кровью. 105 человек террористы взяли в заложники. Мы до сих пор ничего не знаем об их судьбе. Половина деревни просто сгинула.

    • Анонимно
      8.10.2015 14:41

      Религиозные войны отличаются особой жестокостью. С мракобесием надо бороться.

  • Анонимно
    8.10.2015 14:07

    шевченко рупор кремля и когда дамаете соглашаться или нет, с ним, надо об этом помнить.

  • Анонимно
    8.10.2015 14:40

    Авиаудары Воздушно-космических сил РФ в Сирии за несколько дней нанесли более серьезный урон террористическим группировкам, чем действия международной коалиции во главе с США за год, заявил заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад в интервью национальному сирийскому телеканалу.«Авиаудары России достигли в течение нескольких дней очень высоких результатов, которые во много раз превысили результаты коалиции, реализованные более чем за год», — сказал Микдад.По его словам, Россия начала боевые действия против террористов в Сирии после того, как убедилась, что «действия так называемой коалиции, которую сформировали США, нацелены на техническое обеспечение террористов их поддержку и продление их срока пребывания (в Сирии)».Он добавил, что противостояние сирийского народа и армии с терроризмом на протяжении нескольких лет стало причиной для «друзей Сирии» встать на ее сторону, что привело к изменениям в политике многих стран и свело на нет политику запада в отношении САР, в то время как многие государства пытаются исказить реальность происходящего в Сирии, чтобы создать ложное представление у международного сообщества о происходящем.«Заявления западных СМИ представляют из себя ложь, которая обрушилась на Российскую Федерацию после того, как она вступила в борьбу против терроризма», — сказал Микдад.

  • Анонимно
    8.10.2015 15:48

    Шевченко молодец - демонстрирует глубокое понимание проблемы. И в интересах России не о обо всем говорит. А тутошные комментаторы, которые не уважают его точку зрения - неучи либо участники информационной войны против России.

  • Анонимно
    8.10.2015 15:53

    еще один флюгержду когда сменится ветер и вся эта толка шевченковых-Леоньевых-киселевых кинется пинать и проклинать своих сегодняшних работодателейТак уже было. Сказал Президент "перестройка" и тут же набежала толпа одобряющих. Потом пришел жругой Президент сказал - все хватит, кругом враги и эти же люди взахлеб одобрямсуют "новую" полит линию.

    • Анонимно
      8.10.2015 17:18

      А по существу статьи есть что сказать? Или только по автору прохаживаться умеете?

      • Анонимно
        8.10.2015 20:34

        А по существу-голимая пропаганда, т. е. Ложь

      • Анонимно
        9.10.2015 09:58

        По существу статьи можно сказать, что автор в очередной раз очень убедительно показал, что наша власть все делает правильно и исключительно в интересах народа России. Я очень надеюсь, что власть однажды по достоинству оценит его заслуги, как оценила заслуги Леонтьева. И посадят Максима вице-президентом по пропаганде, например, Газпрома. Лично мне кажется, что он давно уже заслужил.

  • Анонимно
    8.10.2015 17:26

    Россия действует правильно. Если ты не бьешь морду врагу, он сам набьет тебе морду.

    • Анонимно
      8.10.2015 19:06

      цитата: Россия действует правильно. Если ты не бьешь морду врагу, он сам набьет тебе мордуБлеск! Вам соседи по площадке тоже морду бьют?А разговаривать не пробовали?

  • Анонимно
    8.10.2015 17:40

    ГЛАВА ПЕНТАГОНА: США НЕ ПОЛУЧАЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РФ ОБ УДАРАХ КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПО ИГ В СИРИИ, РАКЕТА ПРОЛЕТЕЛА В НЕСКОЛЬКИХ МИЛЯХ ОТ БРОНЕТЕХНИКИ СШАРИА Новости http://ria.ru/syria_mission/20151008/1298912686.html#ixzz3nzHYuWYZ

  • Анонимно
    8.10.2015 20:36

    Уважаю Путина! Правильно делает , так как Россия , Иран, Ирак, Сирия , Туркменистан , Азербайджан составят огромную конкуренцию США и Саудовской Аравии в вопросе нефтяных цен и будут диктовать свои цены не оглядываясь на штаты. Радуйтесь , что у нас мирное небо над головой , а остальное все за работаем , если будем любить свою страну. Нас за границей ни кто не ждет , мы там чужие. Россия вперед!!!

  • Анонимно
    8.10.2015 21:17

    Слабая аналитика по турецкой ситуации.

  • Анонимно
    8.10.2015 23:03

    Что происходит на свете..??!!-А просто зима!!))-Просто зима, полагаете.???..-Да..полагаю!!..........и..т..д..А что же из этого следует?..-Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца!!))..- Вы полагаете - все это будет носиться??-Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ВСЕ ЭТО СЛЕДУЕТ ШИТЬ!!!!)))

  • Анонимно
    9.10.2015 12:11

    Пора России с Ираном переформатировать современную Саудию и Катар. Привести эти территории к новому облику.

    • Анонимно
      9.10.2015 16:46

      С Украиной и Грузией тоже надо что-то делать. Так дальше продолжаться не может

  • Анонимно
    9.10.2015 19:26

    Нет, Максим, ты не прав,брат.Исконно Русская Земля - это даже не Крым, и не Сирия. Это - Аляска. Там русские могилы, там церкви и погосты.Там русский дух, там водкой пахнет!

    • Анонимно
      10.10.2015 08:29

      А к Максиму какие претензии? Отмашки то пока не было. Если власти начнут качать тему Аляски - будьте покойны, Максим поддержит!

  • Анонимно
    15.11.2015 02:02

    Познакомилась с "творчеством Максима Шев-ченко" и вспомнила стихи про всезнайку,которые знают"где нужна какая гайка,как устроен дирижабль,где живут ужии жабы..."Получив инженерное образование,и,видимо,не стал работать по специаьности (мало платят)быстренько переспециализиро-вался в журналисты и стал кропать статейки в разных газетёнках.высказывая своё мнение.Образование получил в России,а вот льёт воду на мельницу сил,ненавидя-щих её.Яд от статей так и льётся.А что,демократия.Имеет право выражать своё мне-ние.Только кто оплачивает эти шедевры,интересно,налогоплательщики России илиЗапад?Елизавета

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль