Культура 
9.10.2015

«Когда-то давали премию Бродскому, Солженицыну, а теперь вот Алексиевич. Сравните сами...»

Впервые с 1987 года Нобелевскую премию по литературе получил автор, пишущий на русском языке

Решение Нобелевского комитета, озвученное накануне, стало по-настоящему сенсационным. Писательница из Беларуси Светлана Алексиевич была среди фаворитов в борьбе за «нобелевку» уже больше десятка лет, однако последним до нынешнего времени лауреатом премии, пишущим на русском языке, был Иосиф Бродский 28 лет назад. Основной лейтмотив комментариев — в Стокгольме оценили прежде всего писателя-гражданина, скептически относящегося к истории СССР и происходящему в современных России и Беларуси.

Светлана Алексиевич
Светлана Алексиевич

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, АФГАНИСТАН, ЧЕРНОБЫЛЬ

Традиционная нобелевская неделя объявления лауреатов самой известной в мире премии накануне срезонировала и на постсоветском пространстве, причем самым серьезным образом. Лауреатом премии по литературе стала белорусская писательница Светлана Алексиевич, хорошо известная внимательному читателю еще со времен перестройки. Ее имя фигурировало в неофициальных шорт-листах «нобелевки» (имена реальных кандидатов комитет держит в строжайшем секрете) более 10 лет, тем не менее случившееся можно считать сенсацией. Хотя бы потому что последний раз автор, пишущий на русском языке, получал престижнейшую награду в далеком 1987 году — это был один из крупнейших поэтов XX века Иосиф Бродский. «За многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества» — такова формулировка нобелевского комитета, объявившего в Стокгольме о присуждении премии Алексиевич.

Советская и белорусская писательница, уроженка Ивано-Франковска, что на западе Украины, в 1972 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета, после чего работала в различных печатных изданиях. В литературный мир Алексиевич пришла на волне перестройки, к этому моменту уже заслужив репутацию журналистки-диссидентки. Во многом по этой причине по указанию отдела пропаганды белорусского ЦК готовый набор ее первой книги «Я уехал из деревни», состоявшей из монологов людей, покинувших свои родные места, рассыпали в типографии.

Но многое изменилось с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева. Написанная еще в 1983 году книга «У войны не женское лицо», ее суммарный тираж составил 2 млн. экземпляров, стала самым известным произведением Алексиевич и одой из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины, которой пришлось стать солдатом. Легендарный режиссер Анатолий Эфрос поставил его в театре на Таганке, а Омский государственный театр и вовсе был отмечен Государственной премией СССР за свой спектакль «У войны не женское лицо».

В 1989-м Алексиевич выпустила «Цинковых мальчиков» — книгу об афганской войне. Чтобы написать ее, писательница четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги многие не простили автору развенчания героического военного мифа. Далее была и еще одна книга о страшной трагедии «Чернобыльская молитва».

«ВСЯ НАША ИСТОРИЯ — СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ — ЭТО ОГРОМНАЯ БРАТСКАЯ МОГИЛА»

a58ead6e-4bc5-b323-e819-32620bb68d9f.jpg

Сама она так характеризует свой художественный стиль: «Я долго искала себя, хотелось найти что-то такое, что бы приблизило к реальности, мучила, гипнотизировала, увлекала, была любопытна именно реальность. Схватить подлинность — вот, что хотелось. И этот жанр — жанр человеческих голосов, исповедей, свидетельств и документов человеческой души мгновенно был мной присвоен. Да, я именно так вижу и слышу мир: через голоса, через детали быта и бытия».

После распада Советского Союза и прихода к власти в независимой Белоруссии Александра Лукашенко будущий лауреат Нобелевской премии оказалась в жесткой оппозиции к властям в своей стране. Выход ее книг на родине был приостановлен, хотя это и не приблизило автора к национально ориентированной белорусской оппозиции, которую всегда смущало, что Алексиевич пишет на русском языке. В нулевые годы писательница, чьи произведения изданы в двух десятках стран мира, уехала жить в Европу, но несколько лет назад вернулась в Беларусь.

«Если оглянуться назад; вся наша история — советская и постсоветская — это огромная братская могила, море крови. Вечный диалог палачей и жертв. Вечные русские вопросы: что делать и кто виноват? Революция, Гулаг, Вторая мировая война и спрятанная от своего народа война в Афганистане, крах великой империи, под воду ушел гигантский социалистический материк, материк-утопия...» — эти слова Алексиевич, данные в биографии писательницы на ее официальном сайте, не дают особых сомнений в ее политических взглядах. Так что вполне понятно, что либеральные и патриотические культурные круги разделились в оценках решения Нобелевского комитета. К примеру, главный писатель-патриот страны Александр Проханов на просьбу «БИЗНЕС Online» прокомменитровать известие из столицы Швеции только раздраженно повесил трубку.

Тем временем издательство «Время», которое два года назад выпустило пятитомник писательницы, уже объявило, что повторно издаст все произведения Алексиевич. Ведь хорошо известно, что подобные награды прекрасно влияют на продажи.

«МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО НОБЕЛЕВСКИЙ КОМИТЕТ НАГРАДИЛ ЧЕЛОВЕКА НЕ ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗЫСКИ»

Любопытно, что многие из тех, кто приветствует награждение Алексиевич, а таких большинство, указывают на то, что в Стокгольме учитывали все-таки не литературные изыски, а гражданскую позицию автора. «Почему Нобелевская премия должна вручаться лучшим писателям? Все-таки лучшие писатели ее не получили. Ее не получил Кафка, не получил Джойс, Набоков не получил, много еще писателей. Давайте скажем так себе, что хватит этого русского максимализма — пусть получают те, которые, действительно имеют важную гражданскую позицию, прекрасные во всех отношениях... Я знаю хорошо ее. Светлана — человек широкой души, надо сказать, женщина с большими эстетическими вкусами», — сказал в эфире «Эхо Москвы» писатель Виктор Ерофеев.

На той же радиостанции поддержал Ерофеева другой известный литератор Дмитрий Быков: «И это прекрасно, что награжден автор, который последовательно вторгается в самые закрытые области, который рассказал первым правду и о катастрофе женской на войне — о том, чем платит женщина за участие в войне. И в книге «Последние свидетели» — о детском опыте. И страшные физиологические детали о чернобыльской катастрофе — «Чернобыльская молитва». И о мужестве спасателей, и о том, как ими пренебрегла страна, в конце концов. Это все очень серьезный вклад. Мне нравится, что Нобелевский комитет наградил человека не за художественные изыски, а за правду и гражданскую позицию».

Кстати, президент Беларуси уже поздравил Алексиевич с наградой, Лукашенко отметил в своем послании, что рад успеху соотечественницы. В нем говорится, что ее творчество не оставило равнодушным не только белорусов, но и читателей во многих странах мира. При этом руководство республики направило поздравление только через несколько часов после того, как назвали имя лауреата Нобелевской премии. Алексиевич известна крайне критичным отношением к действующей белорусской власти и лично к Лукашенко, однако считается, что только благодаря личному распоряжению главы государства писательница смогла недавно вернуться на родину на постоянное место жительства. Кроме того, автор книги «У войны не женское лицо» не раз очень жестко отзывалась о политике России на Украине, в частности, к присоединению Крыма.

А вот писатель и публицист, ответственный секретарь литературной премии «Национальный бестселлер» Вадим Левенталь в «Известиях» обращает внимание на другой аспект, называя решение Нобелевского комитета анекдотичным. «Анекдотическое оно потому, что премию по литературе присудили журналисту. Хорошему или плохому — не в этом дело. Человек, который собирает и расшифровывает интервью, — это журналист. Писатель — он сочиняет истории, пересоздает реальность, изобретает язык, стиль и новые способы рассказывания». Вообще, писательница из Беларуси стала первым профессиональным журналистом — лауреатом Нобелевской премии по литературе. Кроме того, нынешний триумф Алексиевич зафиксировал еще одну тенденцию — феминизацию премии: за последние 9 лет ее 4 раза получали женщины.

«ПИСАТЕЛЬ ВООБЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОППОЗИЦИОНЕРОМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили очередное решение Нобелевского комитета.

Эдуард Лимонов — писатель:

— И премия — отстой, и Светлана Алексиевич как писатель... Так вот. Я не высокого мнения о Нобелевской премии за последнее время и в любое время. Правда, когда-то давали премию Бродскому, Солженицыну, а теперь вот Алексиевич. Сравните сами дистанцию, отделяющую ее от Бродского и Солженицына. Она довольно заурядная третьеразрядная писательница. Знаю я ее «Цинковых мальчиков» о войне в Афганистане, я все знаю. Говорю как профессионал, меня ее творчество никогда не интересовало.

Константин Мильчин — литературный критик, редактор отдела культуры журнала «Русский репортер»:

— К награждению я отнесся абсолютно спокойно. Литература — это не футбол и не бокс, поэтому четких критериев для победителя нет. Если книги написаны на одном языке, то в реальности очень сложно определить, какая из них лучше. А тут куча разных факторов, которые сходятся и не сходятся в одном месте. Решения о присуждении конъюктурные, и здесь это высшая справедливость. Потому что вместо того, чтобы выбирать, что лучше, нобелевский комитет награждает регион, тип письма, самоотверженность, национальную и языковую литературу. В случае с Алексиевич награждали регион, жанр и язык. Это конъюктурное, политическое решение.

Вопрос в том, как воспримут это награждение представители этого языка. Был случай, когда венгерские критики жаловались на то, что никак не награждают венгерского писателя. Когда же Нобелевскую премию получил Имре Кертес, критики написали о том, когда же премию дадут настоящему венгерскому писателю — Кертес неправильный. Если Алексиевич воспримут как неправильного писателя, то никакого влияния эта победа на русскоязычную литературу не окажет, если ее примут за свою, тогда хорошо. Не могу предсказать, как воспримет это литературное сообщество. В похожем жанре в России работают многие авторы, но она по-своему уникальна.

Ркаиль Зайдулла — татарский поэт, прозаик и драматург:

— Я давний поклонник творчества Светланы Алексиевич, еще со студенчества. Она очень хороший писатель и честный, откровенный человек, что отражается в ее творчестве. Политический контекст в присуждении Нобелевской премии присутствует всегда. Писатель вообще должен быть оппозиционером действующей власти. Я бы не считал Алексиевич белорусским писателем, потому что пишет она на русском языке, родилась на Украине. Мне пришлось общаться с ней в Финляндии на одном конгрессе в конце 1990-х годов.

Это награждение даст толчок для развития не только русскоязычной, а всей постсоветской литературе. В 90-е годы все были либералами, а потом многие стали державниками. А вот Алексиевич осталась верна своим принципам. Это очень специфический писатель, работает не в области художественной литературы, а скорее художественно-документальной, поэтому сравнить ее творчество с кем-то в России я не могу, не с кем сравнивать.

Ахат Мушинский — писатель, исполнительный директор татарского «ПЕН-центра»:

— Премию вручили заслуженно, в наше время редко встретишь такого открытого писателя. Нобелевская премия оценивает не только вклад в литературу, но и человеческое мужество, судьбу. Взять Иосифа Бродского, Александра Солженицына — они переживали гонения. Многие пытаются получить премию, но они как в масле катаются, постоянно публикуются.

В нашу литературную организацию каждый год приходят приглашения на участие в Нобелевской премии. Один год мы представляли Туфана Миннуллина, перевели его на английский, но как-то не пошло. Нобелевскую премию так просто не получишь должны быть люди, которые постоянно ходят, лоббируют. Это довольно вкусовая и политическая вещь.

Артем Скворцов — литературный критик, доктор филологических наук, доцент КФУ:

— Последние 20 - 30 лет Нобелевская премия по литературе — это оценка не столько литературных достижений, сколько в том числе социокультурных и даже политических. Алексиевич — хороший писатель, но сказать, что она великий писатель, не могу. Из тех имен, которые назывались в этом году, я бы выбрал американца Филиппа Рота — это действительно большой писатель.

Станет ли это стимулом для развития русскоязычной литературы? В мире преобладает литература англоязычная, а если шире брать, европейско- и американоцентричная. Поэтому все остальные литературы, включая и современную русскую, в этом мире воспринимаются как периферийные, а иногда даже как провинциальные. Величие нашей литературы относится к XIX веку, а нынешнее ее положение довольно скромное. Думаю, что это будет продолжаться еще долго.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (95) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.10.2015 08:55

    К Бродскому тоже в свое время относились как к Алексеевой сейчас а Солженицына сначала в Гулаге мариновали а потом выслали

    • Анонимно
      9.10.2015 10:09

      Вообще то, если Вы не поняли, речь об уровне литераторов, а не об отношении властей к ним... А с этим полный квах.. Вы до сего дня знали кто это такая - этот новоиспеченный Нобелевский лауреат? А кто-то знал? Говорят ею зачитываются в 25 странах? Где именно зачитываются? И почему "зачитываться" стали ровно через час после объявления премии?. Как можно сравнивать творчество барышни с Солженицыным, творчество которого (как бы к нему не относиться) определило целую эпоху (во многом определяло)

      • Анонимно
        9.10.2015 10:33

        а вы проверяли весь мир что так уверенны? Кстати Солженицына до определенного момента в СССР тоже замалчивали

        • Анонимно
          9.10.2015 11:47

          Вы читали СолженицИна?

          • Анонимно
            9.10.2015 12:42

            Вы кого сейчас про СолженицЫна спросили? Прочитал все, начиная с "Одного дня..." до "Красного колеса"...И еще в юности глубокой.. Еще когда он запрещен был, но в захудалой комиссионке была обнаружена его книжка (без обложки) Сам делал твердый переплет... Вам рассказать что-то - проблемы со зрением?

      • Анонимно
        10.10.2015 08:28

        Если ее не читали Вы, это не значит, что не читал никто. Мы ее читали еще когда "У войны не женское лицо" опубликовали в "Роман-газете", и для читателей это был фурор. А насчет Бродского, то его творчество на любителя. Маяковского, Солженица тоже любят не все. Литература - это очень непростая наука, мнение о любом произведении субъективное и не значит что чье-то верное. Я рада что эта награда у Алексиевич!

  • Анонимно
    9.10.2015 08:57

    Если писатель против нынешнего режима с его фантомами то он обязательно плохой и неправильный

  • Анонимно
    9.10.2015 09:10

    просто попала в тренд, как и Левиафан

  • Анонимно
    9.10.2015 09:23

    А можно и наоборот: если писатель обливает помоями Россию и ругает власть, у него есть все шансы получить Нобелевскую.И все на Западе будут восхищаться, хлопать в ладоши.Народ же голосует тиражами.

    • Анонимно
      9.10.2015 09:56

      Наша серия "Бандитские Казань и Татарстан" не хуже ихнего Чернобыля-Афганистана-Беларуси. Попала в "окно Эвертона", вполне коньюктурная премия

      • Анонимно
        9.10.2015 10:29

        Белорусы всегда и нашим, и вашим. Что сделаешь малый народ, пограничная территория... Хотя могли бы быть нейтральной полосой, как Швейцария ;-)

    • Анонимно
      9.10.2015 10:05

      это премия предателям родины

      • Анонимно
        9.10.2015 18:07

        Какой Родины? СССР - нет. "У войны не женское лицо" написано в стране, которой нет. В последнее время проживает в Минске опять, шо то батька не говорит, что предатель. Поздравил.

    • Анонимно
      9.10.2015 10:07

      Полностью согласна

    • Анонимно
      9.10.2015 10:21

      Ну вот тираж и будет огромный

    • Анонимно
      9.10.2015 10:25

      Вручение Нобелевской премии белорусской журналистке ясно указывает какая страна станет следующей жертвой цветных революций. Россия получила время для передышки.

      • Анонимно
        9.10.2015 11:17

        А давайте замутим мнонохромную революцию в Швеции или Дании.с целью приведения к власти вечного президента с поддержкой народа 99,95%, лояльного к России и воинственного к западу.Это же соответствует нашей идеологии.Вечный и незаменимый руководитель.Ну а что?? давайте ,где там наши ФСБ и внешняя разведка?Боюсь что не получится.А в Белоруссии получитьсяПотому Что нет ничего проще ,чем сместить руководителя с поддержкой более 70%.Знаете почему??Потому что такой поддержки быть не может .Это ересь.

        • Анонимно
          9.10.2015 15:39

          Ну уж, так и не получится? Нужно просто знать на чем играть. Недовольство в любом обществе есть. Ситуация с мигрантами в Европе такая, что только разжечь и дрова подкидывать.

    • Анонимно
      9.10.2015 12:15

      А почему бы не обливать помоями, если есть за что?

      • Анонимно
        9.10.2015 13:28

        Прекрасный метод критики восхваляете

      • Анонимно
        9.10.2015 15:03

        Камрад, а давайте обольем помоями вашу семью. Например отца-думаю можно найти за что, а потом посмотрим как вам это понравится.

        • Анонимно
          9.10.2015 19:38

          Давайте здесь говорить о стране, а не о чьей-то семье.

  • Анонимно
    9.10.2015 10:09

    )) К современной Нобелевской премии нужно относиться как к Евровидению. Проектом рулят странные людишки со странными конъюнктурными вкусишками... При таком раскладе Нобель точно вертится волчком...

    • Анонимно
      9.10.2015 10:18

      Странные людишки со странными вкусишками это потому что вам не по нраву лауреаты?))) Так Вы тоже для кото то странный и со странными вкусишками))

      • Анонимно
        9.10.2015 11:23

        )) Вы, недалекий человек, должны для себя ответить на один простой вопрос: Что такое Нобелевская премия в литературе? Если это некий "знак качества", который выделяет шедевр в серой массе (must read), то это одно. На деле ж мы видим совершенно иной ответ на вопрос. Как заметил один колумнист: "всемирная литературная премия" нобелевка превратилась в какой-то филологический хоспис". И это печально...

        • Анонимно
          9.10.2015 12:14

          Ну на фоне Нобелевской премии мира и, особенно, по экономике, литературная еще неплохо смотрится

          • Анонимно
            9.10.2015 12:24

            все там нормально! все очень достойные люди

            • Анонимно
              9.10.2015 13:50

              Это в экономике то достойные лауреаты? Я вообще слабо понимаю, какие в экономике могут быть достижения кроме областей, смежных с другими науками. Часто этой премией награждают математиков, что вообще правильно

        • Анонимно
          9.10.2015 13:27

          Судя по Вашим высказываниям и готовности незнакомого человека назвать недалеким)) Вы себя причисляете к далеким и высоколобым)))

    • Анонимно
      9.10.2015 10:22

      если у нас в России ее никто не может получить ,это не значит что премия не правильная!Завидовать надо меньше и вести себя прилично.

    • Анонимно
      9.10.2015 10:29

      Ну если в России с ее миллиардерами и форбсами нет желающих создать что то подобное Нобелевской премии то приходится терпеть этих противных неправильных людишек)))

  • Анонимно
    9.10.2015 10:23

    Главное идти против власти и будет у тебя!

    • Анонимно
      9.10.2015 10:29

      Идти против власти всегда тяжелее чем плыть по течению и кивать головой

    • Анонимно
      9.10.2015 10:34

      Главное говорить правду!

    • Анонимно
      9.10.2015 10:38

      конформизм всегда был более удобной позицией!но не уважаемой позицией

  • Анонимно
    9.10.2015 10:32

    Власть это не родина!Император или КПССкто из них родина??Буденный или Юденич?Брежнев или Путин - кто из них родина?Я вам отвечу НИКТО! Родина это Россия,мой дом,мой двор,мой город.И если мне не нравиться власть,то любить ее я не собираюсь только потому что в данный момент за нее большинство.Да и большинство ли?

    • Анонимно
      9.10.2015 10:58

      Полностью согласен с вами!!!

    • Анонимно
      9.10.2015 15:04

      Власть не девушка чтоб ее любить или нет..Власть надо выбирать и если не устраивает, то ждать следующих выборов.. .. Но у нас частенько с некоторыми получается так что якобы они не любят власть, а потихоньку начинают ненавидеть страну и народ, потому что народ по их мнению не за тех голосует и никак не выйдет на Майдан..Потом Россия у них становится рашкой, а народ ватниками..И как видим некоторые здесь вовсю поливают и свой город грязью , подчеркиваю не власти , а именно город и все для них в России не так. Любая новость комментится ими исключительно в негативном виде и такие люди пытаются выдавать свое мнение как истина в последней инстанции.. А так вы правильно написали, что надо любить свой город, двор и разумеется свою семью и это ваше мнение поддержит любой здравомыслящий человек.

      • Анонимно
        9.10.2015 15:59

        У нас есть Выборы??? Вот это новость!!!)) Пойду всем расскажу!

        • Анонимно
          9.10.2015 16:13

          У вас типичная реакция лузера проигравшего на выборах , в профессиональной конкуренции или за сердце девушки)..

  • Анонимно
    9.10.2015 10:38

    Надо Солженицыным тоже потешались в 80-ых!эдакий Сумасшедший старичок .А он ведь тогда с трибуны призывал на съездах КПСС - изменить политику партии как внутри страны .так и во внешней политике. Иначе это приведет к краху партии.Над ними смеялись,освистывали !А он оказался прав!

    • Анонимно
      9.10.2015 14:59

      Вы Солженицына с Сахаровым не путаете? Ирек.

    • Анонимно
      9.10.2015 15:05

      А еще он призывал бомбить СССР ядерными бомбами.В интернете можете найти это выступление. Тоже был прав? Или может он свою голову в ГУЛАГЕ отморозил?

  • Анонимно
    9.10.2015 10:43

    Карл фон Осецкий- немецкий оппозиционер Гитлеру! Был награжден Нобелевской премией в 1936 году. Он открыто выступал против фашистского режима гитленра . И был арестован ,а затем и умер в концлагере в 1938 году.При Гитлере был признан врагом Германии.Вы считаете он бы не прав?

    • Анонимно
      9.10.2015 15:09

      Причем здесь этот деятель?

      • Анонимно
        9.10.2015 16:22

        Причем??? он был в оппозиции власти которую поддерживало 90% немцев!Его тоже в Германии называли идиотом и врагом германии.

  • Анонимно
    9.10.2015 11:02

    Спасибо за инфо. Стыдно, не знал этого писателя. Обязательно прочту её книги.

  • Анонимно
    9.10.2015 11:45

    достижения есть, но не слишком литературные

  • Анонимно
    9.10.2015 12:18

    Господа, те, кто пишет, что Алексиевич просто попала в тренд, что все из-за ее оппозиционных настроений и премия чистая формальность, вы держали в руках хотя бы одну её книгу? Каждая страница - откровение, боль, живые эмоции. Первое прочтение одной из её книг почти 10 лет назад произвело на меня неизгладимое впечатление, совсем недавно взялась перечитывать - и мое мнение нисколько не изменилось. Да, возможно, это больше именно творчество журналиста - интервью и его последующая художественная обработка. Да, наверняка ее вели и политические взгляды. Но вот так передать живую речь, какие-то мельчайшие детали - это надо суметь. Огромное уважение к личности, трепет и бережное отношение к каждой человеческой единице в масштабах большой истории - вот что ее выделяет. Моё сугубо личное мнение, что работа, которую она проделала в процессе создания книг признана и оценена заслужено и по достоинству.

    • Анонимно
      9.10.2015 13:34

      И притом Вы можете сказать, что ее произведения оказали на Вас большее впечатление, чем книги Даниила Гранина, Виктора Проскочила, да даж. Водолазкина

  • Анонимно
    9.10.2015 12:31

    Нет там никакой политики!В 1965 году Советский писатель Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе.И он кстати ездил ее получать.Где в своей речи говорил, что его точка зрения и точка зрения КПСС -сходятся и он этому рад.И даже отказался поклониться королю Густаву.Дескать казаки королям не кланяться.

    • Анонимно
      9.10.2015 13:35

      А то, что это была уступка левакам в Европе не в курсе?

      • Анонимно
        10.10.2015 08:36

        Не уступка, а подыгрыш !!! В дальнейшем на волне левацких движений отстранили президента Франции генерала де Голля и сохранили от полного развала блок НАТО. Михаил Александрович не нуждапся в нобелевской премии, он написал один из величайших произведений двадцатого века...

  • Анонимно
    9.10.2015 12:49

    Не читала и читать не буду, но за Белоруссию я рада!

    • Анонимно
      9.10.2015 13:19

      Почитайте! Если все почитают ,может мы уже начнем жить как люди

      • Анонимно
        9.10.2015 13:37

        Если Вы не живете как человек, то это не значит, что остальные находятся в подобной ситуации, какая бесцеремонность себя к другим причислять

        • Анонимно
          9.10.2015 14:52

          Не предыдущий комментатор, но: откуда такая уверенность, что вы живете "как человек"?Уверены в завтрашнем дне,уверены, что не окажетесь на скамье подсудимых в качестве козла отпущения, в стабильном будущем своих детей и внуков,уверены, что вас не искалечит неграмотный врач или на ваше авто не упадет столб,не вбитый как следует из-за коррупции? А если во всем этом уверены, думаете ли о других, о детях в недофинансированных детских домах, стариках и роженицах в деревнях, оказавшихся без достаточной мед.помощи?Об этом хотел сказать предыдущий комментатор, а на то, что у вас сейчас все хорошо, смотрите с бОльшей философией.

          • Анонимно
            9.10.2015 15:30

            Если вы обо всем этом постоянно думаете, то вам стоит обратиться для начала к психологу пока не стукнул невроз

          • Анонимно
            9.10.2015 15:32

            Все перечисленные проблемы есть в любом обществе в большей или меньшей степени. И российское общество только в начале этого пути и если не будет у нас всяких катаклизмов как в Украине, то постепенно плохое будет уменьшаться, а порядка будет больше. Я так понял вы тоже это хотели сказать?..

            • Анонимно
              9.10.2015 19:55

              Что за мечты? Хотела сказать, что ничего из вами перечисленного не будет, если люди подобно предыдущему комментатору будут дальше делать вид, что "все в порядке". Вещи, которые вы перечислили, достигаются выраженной гражданской позицией общества, к чему и призывает Алексиевич. Знаете Галича: "Промолчи-попадешь в богачи... Пусть другие кричат от отчаяния..."

              • Анонимно
                9.10.2015 20:47

                Мечтаете о майдане в России?..Украинцев пустили по миру и теперь хочется это повторить с россиянами?

          • Анонимно
            9.10.2015 16:01

            я не люблю уверенности сытой-уж лучше пусть откажут тормоза (Высоцкий)

            • Анонимно
              9.10.2015 16:20

              Под этими строками хорошо смотрелись бы фото Порошенко и Турчинова)..

  • Анонимно
    9.10.2015 13:24

    Нормально она все пишет, типа Веллера конечно, на любителя:"Началась горбачевская перестройка... Рвемся навстречу новой жизни...Чтонас самих ждет впереди? На что окажемся способны после стольких летискусственного летаргического сна? А наши мальчики где-то далеко неизвестноза что погибают..."

    • Анонимно
      9.10.2015 13:42

      А я служил срочную в Афгане не за идеи а просто за адреналин- наверно дурак был но было просто интересно гораздо интереснее чем плац драить или ремонт у генерала делать

      • Анонимно
        9.10.2015 14:24

        Зато за стон по Вашим боевым заслугам эта получает миллион, да что уж говорить про эту мародершу, другие сейчас в Афгане триллионами себе карманы набивают

      • Анонимно
        9.10.2015 14:41

        Убивать-интересно?Откуда такие интересы в молодом возрасте?

        • Анонимно
          9.10.2015 15:58

          Из Вашего вопроса делаю вывод что Вы не знаете что такое армейская служба на передовой- так что оставьте свои психологические изыски для чего нибудь иного

          • Анонимно
            9.10.2015 19:44

            Из ваших ответов делаю вывод, что вы не служили в Афгане или были документоведом в штабе.Никто не хочет говорить про Афган, из тех, кто служил и был на передовой, тем более - бравурно вспоминать, что это "лучше, чем драить плац".

  • Анонимно
    9.10.2015 14:26

    Бунин и Алексиевич... Дальше продолжать?

  • Анонимно
    9.10.2015 15:54

    Особенно Ерофеев порадовал: «Почему Нобелевская премия должна вручаться лучшим писателям?" Действительно, почему премия по литературе вообще должна вручаться писателям? Давайте лучше еще раз обаму наградим, раз уж премию мира тунисским революционерам отдали.

    • Анонимно
      9.10.2015 16:56

      Полностью согласна.

      • Анонимно
        9.10.2015 19:26

        с убийством и гноением в гулагах миллионов граждан ссср ты тоже согласна?

        • Анонимно
          9.10.2015 22:56

          Нет аргументов в дискуссии и приходится вспоминать единственное, что можете своей стране в вину поставить? Конечно, ведь про своего кумира Обамы не дай Бог придется задуматься, сколько сотен тысяч жизней положил с премией в кармане

          • Анонимно
            10.10.2015 08:35

            Правительство либералов в 90-е, заглядывавшее в рот и выполнявшее все указания кураторов из Вашингтона, уничтожили народу (от нищеты, безработицы, чеченских войн, безысходности) народу намного больше чем Сталин в свое время..

  • Анонимно
    9.10.2015 19:03

    Подлая позиция нашей власти и околовластного прикормленного истеблишмента. Вместо того чтобы поздравить и задуматься о своей политике и поведении власти, все ли у нас в политике правильно, только сеют злобу и ненависть, подогревают нетерпимость населения к разным позициям и мнениям. Поздравляю Алексиевич и разделяю ее позицию. А позиция холопствующих негодяев всегда была и будет подлой и лицемерной. Алексиевич есть истинный патриот своей родины и России. ПАТРИОТ с большой буквы, а не лизоблюд господ.

    • Анонимно
      9.10.2015 19:28

      Эва как тебя корежит, видать от "доброты и благородства")..

    • Анонимно
      9.10.2015 23:04

      Плюрализм уже проходили, если бы у Алексиевич было свое мнение, никто бы ей премию не дал, а транслировать известного происхождения страшилки про свою страну патриотизмом не является, поэтому и платят в расчете на таких, как вы, которые сейчас кинутся писать еще хлеще в расчете на такую же кормушку

  • Анонимно
    9.10.2015 19:20

    Комментарии красноречивее всего. "Я согласна, поддерживаю, наказать, осудить"... Точно так же утилизировали людей в СССР, как скот, миллионами в ГУЛАГ и на расстрелы. И все поддерживали. Общество, не помнящее и не знающее своей истории ( Спасибо Светлане Алексиевич, правда важнее злобы и подлости и все равно пробивает ложь и лицемерие.

    • Анонимно
      9.10.2015 23:01

      Правильно, пробивает, и поэтому сейчас уже не найдется столько наивных болванов для запада при попытке навязывание новой перестройки или еще чего похуже, идеальное общество представляете по своим снам. Оно отсутствует в мире, а те, кто внушил его образ таким якобы мечтателям решает свои вопросы и хочет уменьшить свои издержки за наш счет

      • Анонимно
        9.10.2015 23:49

        Вон помощь детям в разделе справа соберите и их матерям отчаявшимся от безденежья посмотрите в глаза, защитники и патриоты вы наши.

        • Анонимно
          10.10.2015 07:31

          А вы хотите увеличить количество таких детей и матерей в десятки, а то и сотни раз. Народ помнит 90-е и видит какая сейчас жизнь в Украине, благодаря таким как вы "благодетелям" ..И вы тоже ярые патриоты и защитники, только не России и не российского народа..

          • Анонимно
            10.10.2015 13:04

            У вас только черное или белое, революция либо молчание?

            • Анонимно
              10.10.2015 13:39

              Это вас кроме революции (майдана) ничто не устраивает, потому что остальное-то все разрешено..Создавайте свою партию, критикуйте кого желаете, собирайте митинг - все разрешено...

      • Анонимно
        10.10.2015 23:55

        Наивные болваны-это те, кто развесив уши у тв-ящика впитывает тот параноидальный бред, который льётся с экранов.Коварный запад уж скоро 100лет как строит вам козни..."Но на происки и бредни сети есть у нас и бредни,И не испортят нам обедни злые происки врагов.Это их худые черти бермутят воду во пруду,Это все придумал Черчиль в восемнадцатом году...И тогда главврач Маргулис телевизор запретил"(В.С. Высоцкий)Похоже, этой стране только так можно помочь.

  • Анонимно
    10.10.2015 09:28

    Я рад, что среди русскоязычных литераторов много талантливых людей, но международные премии дают только тем, кто в оппозиции действующей власти.

  • Анонимно
    19.10.2015 19:13

    Это такой мировой тренд -о России и СССР или плохо или никак. Алексиевич очень в тренде! Вот только интересно почему она пишет на русском языке? Писала бы на белорусском или хохляндском!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль