Общество 
10.10.2015

Рафаэль Хакимов: «Контуры нового российского Средневековья»

Политический китч как символ нашего времени

Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов вспоминает слова Николая Бердяева о том, что в России грядет Новое Средневековье, и считает, что знаменитый философ оказался абсолютно прав в своих предсказаниях. В современной России воспевают российских диктаторов, палачей, симфонию церкви и царского прогнившего режима — все то, что стало тормозом развития страны, считает автор «БИЗНЕС Online». Все это симптомы кризиса, застоя и возврата к тому самому Средневековью.

«Концентрация власти в центре с одновременным превращением субъектов федерации в губернии без контроля со стороны народа — не что иное, как возврат к средневековым отношениям»

ПОЛИТКИТЧ ИЛИ ПРОСТОТА ЖИЗНИ

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.

Зинаида Гиппиус (1894)

Великий русский философ Николай Бердяев предупреждал, что в России грядет Новое Средневековье! И оно действительно наступило. Причем это не метафора. Под знаком невесть какого возрождения расцвел дремучий ислам и православие. Экономика в ускоренном темпе вернулась к первоначальному накоплению, сопровождаясь отменным мздоимством и лихоимством. Политики высокого ранга заговорили о монархии и империи. Началась эпидемия предсказаний астрологов, хиромантов, шаманов всех мастей. Что еще нужно возродить из Средневековья? Может быть, феодальные отношения? Пожалуй, и они вернутся. Концентрация власти в центре с одновременным превращением субъектов Федерации в губернии без контроля со стороны народа — не что иное, как возврат к средневековым отношениям. Зачем же отлавливать коррумпированных губернаторов? Они ведут себя адекватно феодализму, полагая, что территория губернии и есть их вотчина. А где вотчина, там и отчина, т. е. отчизна — вполне патриотичная идеология. Надысь объявили вертикаль власти — жди ужо собора боярской Думы для объявления «царя-батюшки», а тем временем власть на местах переходит к воеводам с их личной дружиною, далеких от столичной власти и недоступных народному контролю. Вот и вся недолга.

В современной России воспевают российских монархов, диктаторов, палачей, целый сонм святых, поют «Аллилуйя!» симфонии церкви и царского прогнившего режима — всему тому, что стало тормозом развития страны. Капитализм в России развивался вопреки монархии, сословным преградам, средневековому законодательству и шариату. Зачем же сегодня воспевать анахронизм? Николай II пытался оттянуть грядущие реформы и свое неминуемое свержение, для того вверг страну в пучину войны. Он за скудостью ума, не имея ни капли жалости к простым людям, возбудил революционную ярость, и перед страной разверзлась бездна. Думать, что монархия могла сохраниться, что революция была случайностью, значит, ничего не понимать в политике. Революция опоздала на целое столетие. Уже в ХIХ веке время царей, ханов, князей, дворян, мурз, губернаторов феодальных вотчин прошло безвозвратно. Они не годились даже в качестве музейных экспонатов. Нынешняя тоска по ним — симптом средневековых осложнений, предвестник новых болезней. Для чего, спрашивается, возвеличивать завоевания Ивана Грозного? Что еще надо присоединить к России? Может быть, вернуть Аляску? Разве не хватает тайги для освоения? В стране достаточно пустующих, бескрайних, неучтенных земель, ждущих приложения человеческих рук. Осваивай! Страна настолько изобильна, что можно разбогатеть не воруя. Но дух наживы не остановить. И не видно конца черному переделу.

Подмена идеологии пиаром, манипуляция сознанием приводит к появлению пародии на политику. Вообще, в России пародии удаются, но в политике это не уместно. Подражание прошлым героям, повтор без трагизма и осмысленности исторических событий — всего лишь китч. Порой он принимает форму буффонады как в случае с Жириновским, который провоцирует, щекочет нервы, эпатирует публику, но это всего лишь политическая порнография. Жириновский готов ради своего рейтинга унизить целую республику. Он изначально своей деятельностью испоганил суть либерально-демократического течения. Замысел вполне удался. Теперь псевдопатриотов не отличишь от либералов.

«Думать, что монархия могла сохраниться, что революция была случайностью, значит, ничего не понимать в политике»

ИНДУСТРИЯ ХЛАМА

Однажды Тамерлан спросил у Ходжи Насреддина, долго ли эти люди будут все рождаться и помирать. «Пока, наконец, не наполнятся ад и рай», отвечал Ходжа.

Любой китч — это упрощенное повторение художественного образца или просто халтурка, безвкусица, «дешевка», порождение целой категории «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров» — все собрание барахла, которое быстро распространяется, особенно в местах проведения досуга. Китч — это замена живой речи «клише», взятыми из мыльных опер или воровского жаргона. Китч — это псевдообъект, симуляция, копия, стереотип, искусственный объект, появившийся вместе с массовым производством. Китч никогда не открывает ничего нового, он размножается в примитивных подражаниях чего-то значительного, не поднимаясь до высот подлинника, это симуляция иной классовой принадлежности, магическое присоединение к культуре, формам, нравам и знакам высшего общества. Во всем этом он подобен гаджету — технологической пародии, непрерывной симуляции функций без практического применения. В китче есть нечто демократическое в противоположность аристократическому, но китч, доведенный до пошлости, оказывается вне культуры.

Потребность в китче возникает вместе с повышением социального статуса человека. «Выскочки» на всех уровнях общества хотят иметь свой набор культуры. Не претендуя на подлинники, они довольствуются копиями. Когда люди выстраиваются в длинную очередь посмотреть Джоконду Леонардо да Винчи, то в своем большинстве они ищут не минуты наслаждения от увиденного, им важен сам факт присутствия в толпе поклонников с тем, чтобы затем рассказать друзьям о ее загадочной и столь популярной улыбке. Важны не столько впечатления от картины, сколько причастность к высокой культуре, пусть на мгновение, единственный раз.

Бесполезно бросать обвинения публике в «вульгарности» или уличать индустрию хлама в «циничности». Есть спрос — есть предложение. Массовости китча противостоит владение редкими предметами, чье количество и качество ограниченно (антиквариат, коттедж, дорогой автомобиль, модная одежда и т. д.). Речь идет не о «красоте», а об отличительности, указывающей на функцию социальной мобильности: ограниченного количества предметов роскоши достаточно, чтобы служить знаком отличия для высшей касты.

«Джон Кеннеди вел реальную политику, а не ту, которую от него требовали. Смерть Кеннеди обозначила конец ремесленничеству в политике и переход к массовому производству»

МОНРО И КЕННЕДИ БЫЛИ НАСТОЯЩИМИ

Все, что обычно, просто; но не все, что просто, обычно. Оригинальность не исключает простоты

Дени Дидро

С переходом к массовому промышленному производству к ремесленникам стали относиться свысока, хотя они порой достигали гениальных высот, например, когда строили египетские пирамиды, Колизей или готические храмы. В то время не было дипломированных инженеров, компьютеров, сложной техники. Высокомерие массового производства обернулось против культуры, и сегодня мы уже уважительно говорим об изделиях ремесленников: hand made. Драматичность китча в том, что сам человек стал массовым, он превращен в экономического и политического робота. В качестве ремесленника он был творцом, теперь он стал атрибутом массового производства.

Пожалуй, один самых растиражированных образов в мире — это Мэрилин Монро. Она везде и всюду, в любых вариантах и по разному поводу: на фотографиях, обоях, фильмах и даже в виде живых двойников, отбираемых на конкурсах. Мэрилин Монро была порождением эпохи торжества китча, но сама Мэрилин была живая в том смысле, что она не играла свой образ. Она была живым китчем, она была подлинником, но не эпохи Возрождения, как Джоконда, а периода конвейерного производства. Другие актрисы, не менее талантливые, сходили со сцены и предавались забвению. Их лица еще мелькали, их даже узнавали, удивляясь, что они еще живы. А Мэрилин умерла по-настоящему, поскольку жила по-настоящему, как и Джон Кеннеди, который вел реальную политику, а не ту, которую от него требовали. Смерть Кеннеди обозначила конец ремесленничеству в политике и переход к их массовому производству.

Сегодня нет самостоятельных президентов, они слеплены по жанру китча той группой, которая стоит за спиной и дирижирует. Сегодня нет никакой импровизации, никакой живой речи, даже разговор со всей страной в прямом эфире отрежиссирован до мелочей. На все вопросы существуют заготовленные ответы, на каждый выпад — ответная реакция, на любую эмоциональную волну — соответствующий заготовленный жест: жесткий и решительный или с добродушным юмором, угрожающий или панибратский и др.

Политический китч подчиняется тем же законам жанра, как и любая пошлая поделка. Из большой матрешки выходит маленькое подобие, следующая кукла еще меньше, дальше куклы мельчают и, наконец, выскакивает микроскопический живчик, повторяющий в миниатюре вышестоящих. Политкитчу нужны какие-то прошлые образцы, ибо воображение ничего нового не творит, а потому реанимируются фигуры Ивана Грозного, Петра Великого, Столыпина, Сталина. Они все выходят из одной матрешечной системы. Жалко замечательный народный образ матрешки, эксплуатируемый карикатуристами, ведь игрушка была создана для детей, символизируя непрерывность жизни: мама родит дочку, дочка — еще дочку и т. д., и этот процесс не остановить. Череду авторитарных российских политиков лучше сравнить с чертями из бездонной табакерки.

Политкитч ставит вместо живых образов иконы, знаки, указатели направления движения, мы живем в мире симуляций, в мире, где высшей задачей знака является заставить реальность исчезнуть и замаскировать одновременно это исчезновение. Политические фетиши — любимое занятие российских идеологов: воздвигнут памятник Юрию Долгорукому, который не был основателем Москвы; на Куликовом поле стоит памятник победе русских над татарами — там, где не происходило вообще никакой битвы ни в какие века. Сегодня хотят поставить памятник Владимиру (Вольдемару) за якобы крещение Руси в византийском Херсонесе, присоединенном к России только при Екатерине II. Само крещение Вольдемара было брачным условием греческой принцессы Анны. Причем тут русские? Старательно возрождают культ Сталина. Он, действительно, был популярен в народе, настолько популярен, что даже урки делали наколки с его портретом, они чувствовали в нем что-то родное, отзвуки лихих революционных лет, когда он бомбил банки. Возвращая образ Победителя в Отечественной войне, нельзя забывать его безграничную жестокость, презрение к своему народу и даже ближайшему окружению. По его приказу был расстрелян блестящий командный состав в 1937 году, что осложнило вступление СССР в войну. Верхом его параноидальной жестокости стала расправа над маршалами, обеспечившими стране Великую Победу. Сразу же после парада Победы, без передышки, он бросил боевых маршалов в застенки конторы Берия, где из них выбивали ложные признания, заставляли подписывать доносы друг на друга, в том числе на символ Победы — маршала Жукова. Насколько нужно было лишиться всего человеческого, чтобы пытать своих ближайших соратников, победивших фашизм! Люцифер неистребим, а потому вновь его облик в виде портрета Сталина гуляет по стране и мелькает на телеэкранах.

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПСЕВДОМИТИНГИ И МНОГОПАРТИЙНЫЕ ПСЕВДОВЫБОРЫ

Сегодня никто не читает программы, лозунги, задачи партий, поскольку партии стали по существу симуляцией политической деятельности. Есть реклама, но нет товара. Реклама важнее самих партий, ибо она уже нас выбрала в качестве членов этой партии, она заранее подстроилась под наши вкусы в соответствии с законами рекламы и создала нужных выборщиков в нашем лице. Не мы выбираем партию, а партия выбрала нас. Многопартийность — такая же симуляция, ибо все партии созданы как клоны. Мы думаем, что вступаем в разные партии, на самом деле, мы выбираем различные лейблы, а товар один и тот же. Точно так же мы выбираем различные марки телевизоров, а они собраны по одной схеме из одинаковых деталей от одних и тех же производителей. Различия сводятся к раскрученности марки телевизора. И содержание телепередач различаются в деталях, формой говорящих голов, костюмом дикторов, все они, кроме КВН, скопированы с американских аналогов. Смысл идей и образов перевели на их симуляцию через более четкое разрешение на телеэкране. Сверхчеткий образ перестает быть собственно образом, превращаясь в самостоятельную реальность. Мы гонимся за четкостью изображения, забывая о содержании. То же происходит с многопартийностью — различия заключаются в ярлыках, а не сути. В политкитче важен не материал, а его подача, интересное шоу, а не идеи. Четкость подачи материала замещает «реальность», которая уже никого не трогает, а потому все безразличны к итогам политической «борьбы».

Современная политика втягивает участников в патриотические псевдомитинги и многопартийные псевдовыборы, развенчивая понятие демократии, нагружая ее отчуждением, бессмысленностью своего выбора, с ощущением потерянного времени, а это влечет за собой общую апатию. Политика с тем, чтобы сохраниться как сфера жизни, прибегает к «рециклированию», ремейку, искусственному воспроизведению элементов своей истории и эксплуатации следов истории. Это надмогильная ирония. Такое впечатление, будто политика копается на свалке истории в поисках своих же отбросов.

Симуляция истории в политике ведет к потере самого предмета, смысла для сегодняшней жизни, она нужна лишь для того, чтобы вызвать хоть какую-то ассоциацию, прикрыть действо, разыгранное по законам жанра реалити-шоу. В политике появляются эквиваленты предметов, которые предметом не является, как у Малевича черный квадрат на черном фоне. Вращаться вокруг пустоты образа, вокруг пустоты объекта, который не является объектом и есть современная политтехнология. Даже иллюзии симулируются. Каковыми бы ни были внешние формы, с которыми мы имеем дело, на самом деле, мы давно пребываем в психодраме исчезновения живых образов и настоящих личностей, замены их историческими двойниками. Может ли эта потерявшая драматизм симуляция политики развиваться до бесконечности? Любой фантом лишь симуляция боли там, где нет руки или ноги, а в политике — головы. Это ирония истории. Российская политика стала абсолютной банальностью, окончательным нигилизмом, фантомом эпизодов истории, бессмысленным повторением неудачного прошлого. Остается надеяться, что не повторится революционная бездна. За политической псевдоактивностью ничего нет, пустота, поэтому акции проходят, не оставляя следов, мы о них забываем столь стремительно, что становится стыдно за растраченные эмоции.

Политкитч превращается в сектор услуг, точно так же как индустрия развлечений и религия, в которой не осталось ничего духовного — теперь это голый бизнес и самоутверждение касты священнослужителей. В великий праздник Курбан-байрам в Мекке в очередной раз погибло, по предварительным данным, 1100 человек. Паломники гибнут каждый год, но государство не ограничивает этот поток, чтобы не терять свои прибыли. Значит, сам хадж стал греховным, он потерял связь с верой. Мученики хаджа стали жертвой религиозного идиотизма и жадности организаторов. В Мекке упавший кран у строящейся мечети раздавил людей, значит, в эту мечеть были вложены греховные деньги семьи Бен Ладена. Раз сама Мекка стала гнездом греха, то не стоит удивляться бедам исламского мира. Теперь и шайтан кричит: «Аллах акбар!» Вместо посоха паломников теперь в руках автомат. Духовность осталась только в национальных традициях. Нужно возрождать не средневековую веру, а те национальные традиции, которые выработали иммунитет против фанатизма! Тиражировать нужно генетический код антифанатизма...

БЕРДЯЕВ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ

В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре

Артур Шопенгауэр

Жизнь на самом деле проста до нелепости. Книги, романы вовсе не отражают жизнь, они могут угадывать лишь некие тренды. В книгах слишком много связности, логики, стиля. Реальность не обладает ни тем, ни другим. Жизнь всего лишь цепочка случайных, порой, дурацких событий, а потому чем меньше смысла в наших речах, тем ближе они к жизни. Не случайна популярность телесериалов, мыльных опер, реалити-шоу.

Мы кичимся своей цивилизованностью, но со временем предрассудков не становится меньше, жизненные сюжеты остаются неизменными, меняются имена героев. Гете как-то заметил, что, по-види­мому, не существует более 36 возможных трагедийных ситуаций. Шиллер приложил немало усилий, пытаясь увеличить число сюжетов, но не смог этого добиться. Оказывается, что вариантов человеческих судеб не так уж много, со временем их больше не становится, а потому и персонажи выступают в тех же ролях, в похожих обстоятельствах, хотя и с новыми именами. Наша жизнь гораздо традиционнее, чем кажется. Если исключить редкие случаи высоких шекспировских трагедий, не менее редких комедий в стиле Эльдара Рязанова, остальные сюжеты уложатся в десяток банальных историй: красивая любовь заканчивается пышной свадьбой; после медового месяца, супруги изменяют друг другу и разводятся; преступление заканчивается наказанием; карьериста наказывает сама жизнь; человеческая жадность доводит до предательства и преступления; отцы не понимают детей; алкоголизм и наркомания губит общество; террористов легко побеждает спецназ. Остальные сюжеты окажутся более редкими и не столь характерными. Вот и вся наша жизнь.

Если жизнь проста в своей основе, зачем нужны запутанные любовные, детективные, трагические романы? Зачем нужна сложная идеология, которую понимает узкий круг политиков и специалистов? Ведь все зависит от людей практичных, приземленных, не витающих в облаках. Казалось бы, все так и есть. Так бы оно и было, если бы общество могло законсервироваться, но оно или движется вперед, или загнивает. Для движения вперед нужны интеллектуальные силы, одной воли не хватает, для процветания нужны постоянные научные открытия, которые обогащают государство, что невозможно без интеллектуальной среды и хорошего образования, для трансформации общества на новый уровень нужно соединение теории с политической практикой. Выход из Средневековья был бы невозможен без политических учений Гоббса, Монтескье, Джона Стюарта Милля, эпоха Просвещения не наступила бы без рационализма Декарта, федерализм не стал бы ведущим трендом государственного устройства без теории Мэдисона, Джефферсона.

Политический китч — синдром не просто упрощения нашей жизни, появления политтехнологий, а симптом кризиса, застоя, возврата к Средневековью. Видимо, Бердяев в очередной раз оказался прав насчет России.

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Анна Ахматова (1915)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (131) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.10.2015 11:21

    "Что еще нужно возродить из Средневековья? Может быть, феодальные отношения?" А власти Татарстана, конечно же, абсолютно не при чём! У нас нет президента, у нас все политики состоят в оппозиции к ЕР, определяющей политику центра? Во всём виноват центр! Вот если бы настоящая самостийность, вот если бы как в Америке...Татарстану и до российской глубинки - то расти и не дорасти в нынешние времена. Средневековье возродилось уже в 90- е и никуда уйти не думает. Вина центра есть, есть ЕР, в которой состоят все политики всех уровней Татарстанана,для чего - то институт президентства в Татарстане сохранили. ДЛЯ ЧЕГО? ЧТОБЫ ЖАЛОВАТЬСЯ НА КУХНЕ И МЕСТНОЙ СМИ? "А не оборотиться ли кума на себя?" - сказал бы Крылов.

    • Анонимно
      10.10.2015 19:18

      На этот раз уважаемому академику удалось очень точно уловить и описать историческую аналогию сегодняшним событиям "в России грядет Новое Средневековье" (хотя Бердяев говорил о будущих результатах правления коммунистов).В грядущем Средневековье к сожалению во многом виноваты две мировые религии -ислам и православие, в том числе основные носители этих религий -простой народ. Народ не просто одурачен, народ хочет быть одураченным, он пересдал думать о будущем своих детей и внуков. Народ перестал верить в исторические аналоги, перестает верить даже Всевышнему, который всегда предупреждал, что за любое деяние и не деяния придет расплата лично для каждого человека.

      • Анонимно
        10.10.2015 19:35

        Жизнь каждому человеку дано Всевышним и никто не имеет права на него покушаться. И суд земной не заменит суда божьего.

      • Анонимно
        10.10.2015 19:39

        Трудно определить в гражданской войне кто террорист, а кто не террорист. Мы хорошо помним времена гражданской войны в России после 1917. Кто был прав -красные или белые? Не были правы не те и не другие!

  • Анонимно
    10.10.2015 11:22

    Хакимову все неймется....Переживает что Россия восстанавливает свой статус на международной арене...

    • Анонимно
      10.10.2015 13:02

      Конкретно данная статья РСХ мне лично не понравилась. Но: 1. РСХ - человек думающий, мыслящий + хороший аналитик и хорошо информированный аналитик; 2. Нередко бывает, что думающий и размышляющий человек при получении новой информации меняет своё мнение...

      • Анонимно
        10.10.2015 14:26

        Думающий и размышляющий человек и правда может поменять свое мнение. но поскольку Хакимов к таким совершенно не относится, то ему это не грозит. Все статьи как под копирку, сплошь негатив к России. И абсолютно никакого конструктива, так, лаянье вечно обиженного (проплаченное. конечно)

        • Анонимно
          10.10.2015 15:58

          А вы напишите позитив к России, мы почитаем и сравним с текстом Хакимова.

    • Анонимно
      10.10.2015 18:22

      Такого статуса врагу не пожелаешь...

  • Анонимно
    10.10.2015 11:40

    Очень уважаю Рафаэля Сибгатовича, но насчет Сталина не соглашусь.

    • Анонимно
      10.10.2015 12:03

      Не Хакимову Сталина осуждать,, столь много сделавшего для страны.

      • Анонимно
        10.10.2015 18:04

        Не Сталин сделал а народ! Русский солдат и рабочий с крестьянином

        • Анонимно
          10.10.2015 18:21

          Что ж сейчас народ не сделает такого? Может все же потому что Сталина нет и равной ему по масштабу фигуры?

  • Анонимно
    10.10.2015 11:45

    Я предлагаю Рафаэлю Хакимову сделать гениальную настоящую историю России: просто написать правду. Написать про настоящую историю Великой Тартарии, такой какой она была на самом деле, а не про историю Романовых написанной под копирку западных стран. Мы по своей сути азиаты и , чтобы придти в свою естественную среду, чтобы нам вернуть Турцию, треть северной Индии и треть Китая(Синдьзянский Автономный округ) , нам надо стать своими вновь.Мы привыкли читать критику Хакимова на те или иные события, так в чем же дело, надо расширять границы истории. В свое время А.С.Пушкин в плотную подошел к истории Великой Тартарии под его трудами о Емельяне Пугачеве скрывается история Великой Тартарии и ложь Романовых, из-за чего царь Николай 1 ему дал 20000 рублей, сегодня это примерно 20 млн руб и попросил написать на его усмотрение, а после подстроили Пушкину дуэль с Дантэсом. Фактов много, но нет полноценного материала. Рафаэль Ага напишите пожалуйста историю настоящей России.

    • Анонимно
      10.10.2015 18:02

      Не надо повторять за католиками-иезуитами неправильное название Великой Татарии.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:08

    Рафаэль абый! у нас есть и возрастает число думающих и адекватных людей, просто они не в вашем круге. У многих есть ответы на все поставленные вопросы перед собой. Когда берешь на себя чувство хозяина своей жизни,то все меняется и тогда видишь внутренним зрением. Мир гармоничен и совершенен.Добро и зло видят только люди , которые живут в привычной картине мира Папы Карло.Когда выходишь за пределы Зазеркалья и рвешь картину мира, открывается проход в другой мир, который и есть наСТОЯЩИЙ мир творца.Где нет добра и зла,который у каждого свой. Есть бытие, то что есть.Надо всем учиться схлопывать двойные узлы .В своем тексте Вы сами написали ответ на все вопросы жизни. Вы упомянули Ходжа Насретдина-это ведь хождение на середине, то есть в сердце своем.Когда открываешь сердце миру, тогда нет добра и зла, китча и не китча.Ведь даже упомянутая Вами картина об устройстве мира "Джоконда" об этом говорит.Джоконда это просто закон ДА.Когда говоришь всему что видишь ДА! Даровать.Радовать.По сути во времена средневековья было распространено учение о Разуме, состоящей из мужского и женского начал в природе.Еще ее называли учение о Виле жизни.Что бы (из прави ть)мир нужно всего вернуть на свое заКОНное место в мире и все с поМОЩЬЮ женской любви и мудрости наЛАДиться.Придут мир, гармония и любовь в сердцах людей. Я бы это назвал ДОРОГА домой, в Разум.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:14

    Про Великую Тартарию - это хорошо.. И еще надо оспорить у древних украинцев первенство по копке Черного и Каспийского морей.. Дайте Хакимову написать правду!!

    • Анонимно
      10.10.2015 13:27

      В том то и дело, не дают Хакимову правду написать! Он бьется, бьется... Как об стенку горох! А по морям- раньше они принадлежали тартарам и назывались великим тартарским морем. А украинцы, что украинцы?каждый знает, что древние укры от татар произошли!

  • Анонимно
    10.10.2015 12:14

    А насчёт восстановления России на мировой арене, у меня несколько иное мнение, созвучное с Калашниковым(Кучеренко): "Вечная война - последняя надежда верхов". Старая система дикого капитализма себя изжила, но верхи момент его гибели оттягивают как могут.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:16

    Это этот человек был советником местного президента? Ха. Это круто

  • Анонимно
    10.10.2015 12:18

    Прекрасная публикация. Мое почтение автору. Здесь также будет уместным привести (как говорится, в тему) и известное высказывание советского диссидента и писателя Андрея Амальрика, сделанное им около полувека назад, которое можно смело назвать проницательным, ибо оно предельно четко обозначило состояние, в которое впадает (или уже впал) правящий ныне в РФ режим: "Отчего всякое внутреннее дряхление соединяется с крайней внешнеполитической амбициозностью, мне ответить трудно. Может быть, во внешних кризисах ищут выхода из внутренних противоречий. Может быть, наоборот, та легкость, с которой подавляется всякое внутреннее сопротивление, создает иллюзию всемогущества. Может быть, возникающая из внутриполитических целей потребность иметь внешнего врага создает такую инерцию, что невозможно остановиться – тем более что каждый тоталитарный режим дряхлеет, сам этого не замечая".

    • Анонимно
      10.10.2015 20:11

      Наконец умный человек подключился.Браво!Хакимов ага умнейший храбрый аналитик,не каждому ученому по зубам такие размышления,не угодные власти.Притом находящийся в элитной касте.ОН честен,болеет за будущее народов России.Хвала ему. Тут некоторые недоспелки стараются унизит его,которые некогда не достигнуть уровня его философии.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:19

    Возврат в средневековье - когда местные чиновники начинают жить в замках и становятся крупными землевладельцами и казнокрадами. Они уже так оторвались в своем средневековье, что могут к дню рождения подарить название улицы, отняв у горожан и истории прежнее название. Увести разговор в сторону, заболтать местные темы, перевести стрелки на историю России, упоминая царей, диктаторов,Жириновского и Шопенгауэра - это все словоблудие. Цель которого - сохранить свою синекуру.

    • Анонимно
      10.10.2015 12:53

      В целом Вы не противоречите Хакимову. Прочитайте свой комментарий снова.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:49

    Хакимов сам любит восхвалять Чингисхана и прочих ханов, а теперь переживает, что кому-то в России нравится Сталин или Петр 1.

  • Анонимно
    10.10.2015 12:55

    иосиф виссарионович у нас все писатели пьют надо что то делать товарищ фадеев а где ж я тебе найду непьющих писателей тоже кич но он отражает то о чем говорит хакимов

  • Анонимно
    10.10.2015 12:55

    Безоносительно мнения Хакимова, он политолог,скажу, что Россия к 1913 г.была самой динамично развивающейся страной в Европе.Не зря при советской власти критерием успехов в первое десятилетие было сравнение с 1913 г. Самодержавие стало весьма либеральным и приближалось к конституционной монархи.Вина Николая Второго, что он дал втянуть Россию в мировую войну и его руками англичане хотели уничтожить своего главного конкурента Германию. Думаю, что накануне 100 летия переворотов 1917 г. мы много нового узнаем о закулисье это трагедии.

    • Анонимно
      10.10.2015 14:04

      Поддержу ваше мнение. Подъём России после отмены крепостного права был ошеломительный. То же татарское развитие пришлось именно на этот период- на конец 19-начало 20 века. Все основные мечети в России были построены в этот период, при меценатстве татарского купечества. Плюс развитие литературы.Что интересно, и основной, каменный Петербург, был тоже выстроен в период 1870-1915 годов. Путиловский завод, мануфактуры, Транссибирская железная дорога. Началось создание нового крестьянства.

      • Анонимно
        10.10.2015 18:27

        Не забывайте кто правил. Николаю Второму не удалось бы в любом случае даже хотя бы поддержать тот уровень.

      • Анонимно
        11.10.2015 13:34

        10.10.2015 14:04 "Началось создание нового крестьянства". С точки зрения теоретической историографии в целом развитие пореформенной России демонстрировало прогресс. Но не надо забывать, что при этом сохранялись до самого 1917 года дикие пережитки феодализма и сословности. Об этом написано В.И. Лениным, например, в работе "Развитие капитализма в России" и других. Там всё опирается на земскую статистику, ведется полемика с либеральными народниками, "легальными марксистами"... О крестьянстве отдельная тема: грабительские "выкупные платежи" и проч. "Новое крестьянство" создавалось так, что оно до самого свержения царизма хотело "чёрного передела".

        • Анонимно
          12.10.2015 08:23

          Так всё и было, и спорить с этим бессмысленно. Но. И это самое главное-НО. Эволюционный проход этого периода занял бы в среднем 10-15 лет. Скорее же всего уложились бы и в 10 лет. Негоже в сослагательность играть, конечно. По опыту собственных предков могу с уверенностью сказать, что при невмешательстве государства, а при помощи- тем более, за этот период класс крепких собственников вырос бы кратно.

  • Анонимно
    10.10.2015 13:16

    Респект , Хакимову. Полностью поддерживаю!

  • Анонимно
    10.10.2015 13:19

    Я не Хакимова,не Валеева не читаю....Заранее скучно...Хакимов,кажется,работал в обкоме,а сейчас нас учит новой истории....Что мешало учить в 70-80 годы? Валеев,кажется,работал на радио " Свобода",а сейчас корчит из себя патриота....

    • Анонимно
      10.10.2015 13:57

      Вот-вот. Я так же думаю, для кого это пишется? Молодежь пытаться обмануть? Так они знать не знают, кто такие Хакимовы.Остальные все помнят,кто и кем был, чем занимался... Мой коммент не пропустят, конечно.Я читаю комменты.В них часто бывает инсайдной информации.

    • Анонимно
      10.10.2015 15:10

      Как что мешало?))) коньюнктура мешала! Тогда одно говорил, сегодня другое, завтра условия сменятся - третье что-нибудь выдумает.

    • Анонимно
      10.10.2015 15:17

      Как что мешало?))) коньюнктура мешала! Тогда одно говорил, сегодня другое, завтра условия сменятся - третье что-нибудь выдумает.

    • Анонимно
      10.10.2015 20:22

      Чтобы понять написанное,надо самому иметь что то в голове.Работа-жратва-туалет для большинства.Вас жаль мне.Таких можно отнести к животным.К сожалению они обьект манипуляций и фундамент недоразвитого государства.

      • Анонимно
        10.10.2015 22:16

        Потрясающее самоописание больного снобизмом мизантропа, видимо недооцененного проклятым государством

  • Анонимно
    10.10.2015 13:24

    «Когда и где у татар что-то не получалось? У нас даже нет необработанной земли...»

    • Анонимно
      10.10.2015 23:01

      Кое-что пока не получается, но, думаю, в недалеком будущем обязательно получится!

  • Анонимно
    10.10.2015 13:29

    хорошая статья

  • Анонимно
    10.10.2015 13:40

    Даже в этой статье Р. Хакимов не смог не упомянуть тему Ислама, сильно же расстроился из-за провала прожекта евроислама. Так-то квоты Саудовская Аравия на каждую страну выделяет, вот оно ограничение, где тут забота о прибыли? Огромные суммы постоянно выделяются, чтобы расширить и мечеть аль-Харам, и пути следования хаджиев, есть с чем сравнить, где тут забота о прибыли? Я уж не говорю про благотворительность в Курбан-байрам. Если сам не хочешь выполнить один из столпов Ислама, то зачем его филосовски называть греховным, чтобы себя оправдать? Но это же самообман.

    • Анонимно
      10.10.2015 14:22

      Чтобы узреть истину среди этих внешних явлений, надо знать первоисточник всех религий на всю глубину его истории, и все религии - на всю ширину обитаемой земли нашей планеты. Хорошо, что духовный источник и его местопребывание еще не скоро будет предъявлен широкой массе профанов для ощупывания и оплевывания.

      • Анонимно
        10.10.2015 20:30

        Религия это прибижище для потерявшего веру в человека,для успокоения психики,удержатся от соблазнов жизни,жить в надежде,в поиске покровителя,для оправдания своих шалостей и др.

  • Анонимно
    10.10.2015 13:43

    Дежурная статья, куча мала. От него уже даже правильные вещи не воспринимаются.

  • Анонимно
    10.10.2015 13:44

    Блестящая статья, многое узнал, понял. Большое спасибо автору. Поддерживаю!!!

  • Анонимно
    10.10.2015 14:03

    Б.О. респект за Хакимова-автора!!

  • Анонимно
    10.10.2015 14:13

    ЗДОРОВО !ЭТО ВСЕ ИСТИНА !!! КАК ЕЩЕ МОЖНО ИЗЛОЖИТЬ ВСЕ ТАК ПРОСТО !! БРАВО ЕЩЕ МНОГО РАЗ БРАВО !!!

  • Bure
    10.10.2015 14:14

    Хакимов не может понять простой вещи все проблемы от гнилого человеческого материала .

    • Анонимно
      11.10.2015 15:21

      Поэтому никогда, ни в какие времена, невозможно идеальное общество. Коммунистические теоретики марксизма-ленинизма на этом и прокололись.

      • Анонимно
        11.10.2015 18:22

        11.10.2015 15:21 А вы теоретиков марксизма-ленинизма читали? В подлиннике? У них такой почвенный материализм, что ваш "кунштюк" про идеальное общество читается просто смешно.

        • Анонимно
          11.10.2015 21:41

          Третья Программа КПСС (1961): "Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип „от каждого по способностям, каждому по потребностям“. Коммунизм — это высокоорганизованное общество сво-бодных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа".https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм

  • Анонимно
    10.10.2015 14:26

    Емкий обзор двойственности происходящего... и кто управляет городами и республикой? Думаю, что Президент искренне работает.

  • Анонимно
    10.10.2015 14:46

    Это как же таких советниками делают? О чем-то это говорит..

  • Анонимно
    10.10.2015 14:51

    Меня лично пугает какой-то сектантский взгляд на реальность т. Хакимова! Что-то нездоровое лежит в основе его публикаций! Р. С. отписались бы, как Вы относитесь к запрещенной организации ИГ. Уж очень интересно!!!

  • Анонимно
    10.10.2015 15:25

    Хакимов все что имеет получил от власти и он сам составная часть этой власти и ее опора. Опора местных латифундистов и нуворишей прибравшим казну и фабрики. Чтобы иметь хоть какое-то моральное право учить людей уму-разуму он должен прежде всего продемонстрировать критическое осмысление самого себя. Такое осмысление демонстрировал Бердяев. Если этого нет, то все написанное академиком воспринимается как демонстрация фальшивой белости и пушистости и как участие в информационной войне против России.

    • Анонимно
      10.10.2015 16:19

      Полностью согласен! Но! ...... Даже многоуважаемый Рафаэль Сибгатович может быть полезен для общества если его уметь правильно читать. Только заголовок, только эпиграф и только последний абзац! В гомеопатических дозах его "творчество" имеет безусловную ценность!)

    • Анонимно
      10.10.2015 16:34

      Опора не в первом поколении."К??елем Ленин бел?н с?йл?ш?."Душа моя разговаривает с Лениным". Эти слова имеют к нему отношение.Это вот как Гайдары... Какая бы власть не была, всегда быть с ней.Человек тонко чувствует, что ждет впереди, и видимо готовится к будущему.А между тем в Украине люстрация...

      • Анонимно
        10.10.2015 20:29

        Именно. Четко. Татарстанский Гайдар.

        • Анонимно
          12.10.2015 09:53

          Татарстанский Гайдар. Это подпись или характеристика автора? В последнем случае получился бы последний привет от младшего "брата" старшему.

  • Ветер
    10.10.2015 16:32

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович!Все так, да не так. Бывает, прочитаешь один абзац и коротко резюмируешь вывод, затем следующий абзац и следующий вывод. Но совокупность определенно направленных выводов способна породить совершенно противоположный Итог. А если за анализ взять более широкий диапазон времени, то и картина предстает в совершенно ином виде. То есть мы можем восхищаться отдельно взятой картиной художника, но не видеть всю глубину и не понимать весь богатый духовный мир этого художника, те душевные испытания, через которые пришлось пройти ради создания этого замечательного произведения. Наша поверхностность есть основа наших заблуждений.

  • Анонимно
    10.10.2015 16:35

    Рафаэль Абый! Где Вы берете информацию о Владимире, о Куликовском поле может там есть правда о кряшенах и булгарах . Все-таки давайте сначала разберёмся здесь в Татарстане затем на Москву пойдём.

  • Булгарин
    10.10.2015 16:39

    Уважаемый Рафаэль Сибгатович! Восхищен Вашей смелой гражданской позицией. Не многие известные политики сегодня могут высказать так прямо и откровенно свое понимание сегодняшней ситуации в России и вокруг нее, причем с очень неожиданной стороны, связав все с политическим китчем и Средневековьем, которое возвращается в страну на волне этого политического китча, под звуки барабанов и громкоголосое пение несменяемых говорящих голов, доносящихся по всем телевизионным каналам. К сожалению, все это происходит не где-то на Марсе, а у нас, в нашей стране, поэтому все это касается и всех нас. Но насколько сами люди ощущают то, что написано в статье? Ведь власть и элита общества не живет той же жизнью, что и все общество, весь народ в целом. Насколько они отдалены в своих устремлениях друг о друга? Думаю, что пока народ идет за властью, за своей элитой. Пока еще народ только глухо ворчит, когда проявляются случаи беззастенчивого воровства, мздоимства, казнокрадства, но кроме ворчания пока ничего не говорит о том, что общество не одобряет скатывание в Средневековье. Более того, народ, думаю, в своем подавляющем большинстве ее поддерживает. По разным причинам, но он вместе с властью. У одних шовинистический угар, у других националистический, у третьих – тоска по сильной руке и кнуту. И постоянная подпитка адреналином, когда власть закручивает один вираж за другим в поисках острых ощущений, то напрягая нас с Украиной, то вдруг «красивыми полетами» крылатых ракет в направлении Сирии. Ждем новых острых ощущений и в отношениях с США, с той же Турцией. Хотя кто знает, что там еще в рукаве припрятано, но пока череда событий, щекочущих нервы и заставляющих людей жаться к сильной личности, не станет убывать. Тут просто симбиоз народа и власти, которая еще зародилась в далекие годы советской власти

    • Анонимно
      10.10.2015 19:26

      Булгарину (он же Бурбаки): хватить врать и принижать внешнюю политику России. Мы вынуждены защищаться, а вы сводите все к поиску острых ощущений. Вас видите ли власти Украиной напрягают и полетами крылатых ракет в направлении Сирии. Напомню, что ракеты летят не по Сирии, а по террористам. Вы окопались в интернете, спятались за разными никами и поддерживаете информационную войну против России. Продались. Кто платит?

      • Анонимно
        10.10.2015 23:10

        Я восхищен, что Интернете есть такие патриоты, как Вы! С такими бойцами нам никакая информационная война не страшна, их не за какие печеньки не купить вражьим силам.

    • Анонимно
      10.10.2015 20:42

      Молодец братан,ты умнейший среди нас.

  • Анонимно
    10.10.2015 17:38

    Спасибо за очень интересную публикацию.

    • Анонимно
      10.10.2015 18:04

      А что конкретно вызвало Ваш интерес?

      • Анонимно
        10.10.2015 22:46

        конкретно понравилась цитата из Шопенгауэра, ну и интересное цитирование Ходжи Насретдина + стихи Гиппиус и Ахматовой

      • Анонимно
        10.10.2015 23:11

        Боль за Россию!

        • Анонимно
          11.10.2015 13:56

          Да, боль. Легко расшифровываю эзопов язык всех этих развнедельных статей, грустно. Но патриотам читать их надо, нельзя недооценивать угрозу подобной писанины для России.

          • Анонимно
            11.10.2015 15:24

            Так, если человек пишет с болью за Россию, какая в этом может быть угроза и кому?

            • Анонимно
              13.10.2015 13:46

              Вот был выдающийся император Александр II. Его реформаторская деятельность - прямой путь к усилению России и ее процветанию. Как ополчились против него те, кто прикрываясь фальшивой болью за Россиию гонялся за царем с бомбами! И убили-таки и не в интересах России это совершили, а в интересах британцев. Также как и императора Павла убили, который начал прогрессивные реформы - там четкий след ведет к британскому посольству. "Они не годились даже в качестве музейных экспонатов", - пишет сегодня Хакимов, имея ввиду в том числе и российских императоров ХIХ века. История России для Хакимова - предмет постоянных нападок с целью заглушить у русских патриотические чувства, очернить их историю. Вместо поддержки решительных и внятных шагов России в Сирии он, после начала бомбардировок и всех разъяснений президента РФ по внешней политике написал, что у России нет внятной политики на Ближнем Востоке. И не слова в поддержку России. Фактически его голос слился с голосами ведущими против нашей страны холодную войну. Не верю я Хакимову и его боли за Россию. Иностранные гранты за исследования в области федерализма - это "британский след". Как показывает история они всегда четко понимали кого и на каком этапе истории поддерживать.

              • Анонимно
                14.10.2015 03:02

                \\Вместо поддержки решительных и внятных шагов России в Сирии он, после начала бомбардировок и всех разъяснений президента РФ по внешней политике написал, что у России нет внятной политики на Ближнем Востоке\\ - В 80-х годах прошлого столетия про войну в Афганистане говорили примерно в таких же выражениях, дескать, если бы советские туда не вошли, то это сделали бы американцы (ну и пусть бы себе сделали!). Потом выяснилось, война в Афганистане была ошибкой СССР, обернувшаяся его крушением. Почему все и всегда должны поддерживать власти, в любой нормальной стране существует оппозиция и политическая конкуренция. Посмотрите, как безжалостно критикуют президента Обаму политические конкуренты. И ничего, он держит удар. Я уже не говорю про политические системы европейских стран, где оппозиция и конкуренция играют еще большую роль. И только в России, оказывается, должно быть единомыслие. Вот и ищут причины неудач в происках "британского посольства" и прочих врагов. А то, что архаичная политическая система, отсутствие конкуренции отбрасывает страну в позапрошлый век, этого никто не хочет видеть. Ведь ясно, что "птица-тройка", запряженная лучшими рысаками, не угонится даже самым бюджетным современным автомобилем.

  • Анонимно
    10.10.2015 17:52

    Уважаемый автор, спасибо Вам за историческую правду и гражданскую позицию.
    RG

  • Анонимно
    10.10.2015 18:06

    Через 10-15 лет начнется опять поиск виновных и все будут винить всех только не себя)))

  • Анонимно
    10.10.2015 18:17

    Хаять можно сколь угодно много, а сам то что предлагает, и своим примером подтверждает?

  • Анонимно
    10.10.2015 18:26

    Блестящая статья!

  • Анонимно
    10.10.2015 18:56

    Молодец,Р.Хакимов!Отличная статья!А кто "хает" его и статью его-доказательство правильности этой статьи!Не всем понять...

  • Анонимно
    10.10.2015 20:38

    Был писатель-коммунист Аркадий Гайдар. Был его внук-антикоммунист Егор Гайдар. Был писатель-коммунист Сибгат Хаким. Есть сын-антикоммунист Рафаэль Хакимов.Эволюция-с.

    • Анонимно
      10.10.2015 22:03

      Не передергивайте. Во времена А.Гайдара и С.Хакима они не могли быть ни кем иными как коммунистами, или смерть. В последние 25 лет такой вилки нет и люди сделали свой выбор, в данном случае антикоммунизм.

    • Анонимно
      10.10.2015 22:14

      Рафаэль Хакимов писал диссертацию на кафедре научного коммунизма КГУ

      • Анонимно
        10.10.2015 23:09

        Кандидатскую диссертацию он защитил в 1979 году по теме: "Роль художественной литературы в интернациональном воспитании трудящихся развитого социалистического общества"(научный руководитель профессор К.Ф.Фасеев). Будучи кандидатом наук в области воспитания, Рафаэль Сибгатович стал в 1997 году директором Института истории АН РТ.

    • Анонимно
      10.10.2015 22:25

      наша лживая действительность. молодец ученый. но будет ли свет?

    • Анонимно
      10.10.2015 22:29

      живём именно так. Респект автору, особенно про партии в точку!

  • Анонимно
    10.10.2015 22:20

    Верьте не словам, а делам, поступки выдают с головой отодвинутого от власти и потому обиженного на нее

    • Анонимно
      10.10.2015 23:15

      Как академик и директор Института может обижаться на власть, без помощи властей он и его сотрудники дня не проживут.

      • Анонимно
        11.10.2015 20:00

        Статья отличная, а лекции о коммунизме вся академия читала, и коммунистами были, а сейчас депутаты-демократы,тайота ленд крузер 200 шикарная машина.

  • Анонимно
    10.10.2015 22:50

    Достаточно почитать любые 4 - 5 постов - статеек этого автора, чтобы не загромождать свой мозг, при виде очередного его опуса - все в одном ключе, всё одно и тоже... Дом-2 полезнее для мозгов, нежели эти недоразумения.. Но читать комментарии о том, что кто-то даже гордится им - забавно....

    • Анонимно
      11.10.2015 15:27

      Не только забавно, но и полезно. Комментарии к статьям Хакимова - не менее важная часть информации в совокупности с его публикациями.

  • Анонимно
    11.10.2015 08:35

    Согласен с уважаемым академиком Р.С.Хакимовым.РФ и РТ постепенно погружаются в "средневековье", которое по предсказанию Н.Бердяева уже осуществилось в России в 1917-1941 гг.Это правда.Но не вся правда.В "средневековье" погружается не только Россия, но и весь остальной мир - США, ЕС, Китай и т.д.Часть мира уже погрузилась в "библейские времена" - Ближний Восток и Северная Африка.И только "средневековые" (пишу без малейшей доли иронии, к сожалению...) США, ЕС и РФ не дают на этих библейских территориях разыграться в полную силу "библейским временам", и уничтожить целые народы, миллионы, десятки миллионов людей.Дикость одних сдерживает еще большую дикость других...Почитайте Библию, Ветхий Завет, Коран.В них описаны ВСЕ преступления и ВСЕ "сценарии жизни" "доступные" человеку.РФ и РТ до "библейских времен" еще очень и очень далеко, Слава Б-гу!Абсолютное большинство жителей России не знают и 10% преступлений, на которые способен человек, и описанных в Ветхом Завете.Но постепенно круг преступлений российских людей расширяется...И в этом смысле можно говорить, что РФ и РТ постепенно погружается в "средневековье", в которое уже погружены США, ЕС и Китай.Решение проблемы глобального уничтожения людей на планете Земля может быть только в сотрудничестве всех материков и регионов.Но как это сделать7Вот в чем вопрос.А "библейские времена" между тем приближаются...И по сравнению с ними нынешнее "средневековье" покажется "пионерским лагерем" времен брежневского "застоя"...

  • Анонимно
    11.10.2015 10:06

    молодец наконец то нашелся человек который высказал истину шайка мздоимщиков хотят особых привелигий в виде монархии и дворянства.

  • Анонимно
    11.10.2015 10:09

    12.18.- все актуально и сегодня. За эти десятилетия ничего не изменилось.

  • Анонимно
    11.10.2015 11:56

    Аналитик, каких мало. Или у других смелости не хватает озвучить. Понравилась статья. А дальше что?

    • Анонимно
      11.10.2015 14:24

      А дальше будет решать Всевышний что делать с таким народом, который забыл божью заповедь "не убий".

  • Анонимно
    11.10.2015 13:14

    Статья очень смелая.Одна из немногих статей Хакимова где я с ним полностью согласен.То о чем рассказал Хакимов по большому счету более или менее сведущим людям было понятно давно.Это своего рода ход Истории.По моему мнению все что происходит в развитии нашей страны логично.Это уже в том или ином виде было в многовековой истории нашей страны.И не раз было.

    • Анонимно
      12.10.2015 08:04

      Где тут смелость? Может это: "Однажды Тамерлан спросил у Ходжи Насреддина, долго ли эти люди будут все рождаться и помирать. «Пока, наконец, не наполнятся ад и рай», — отвечал Ходжа".

  • Анонимно
    11.10.2015 15:15

    По моему мнению мы сейчас образно где то между 1827-1861 годами.

    • Анонимно
      11.10.2015 19:56

      Да потом придет новый руководитель реформатор типа АлександраII и все начнет получаться и либералы, подкупленные британцами будут в ярости и не дадут России стать мировым лидером во всем и устранят нью Александра.

      • Анонимно
        12.10.2015 00:02

        Вот так всегда и все мешают России стать мировым лидером.

  • Bure
    11.10.2015 19:37

    Тяга к простым решениям не важно будь то собирание земель , война,построение социализма ,капитализма все с недоделом на скорую руку в надежде что само будет работать, главное процесс а позитивный результат ни кому не нужен. Видимо этот народ послан в качестве назидания для других - так жить нельзя .

  • Анонимно
    11.10.2015 23:21

    Статья конечно сплетена неплохо. По сути - обвинение всему человеческому обществу. А сам уважаемый автор живет вне этого общества? Ему лично не присуще потребление, пользование продуктами этого общества?. Такое противопоставление должно завершаться уединением. Чтобы в этом уединении, освободившись от опостылевшей поп культуры, сотворить нечто прекрасное.
    Но не будет этого сотворено. Ушло время. И остается пробавляться такими хлесткими статьями. Это плач безысходности

  • Анонимно
    12.10.2015 00:16

    Рафаэл абый, просим вас в следующий раз подготовить историю России в период доромановской эпохи, про Великую Тартарию. Про то, как специально сожгли Москву в 1812 году, чтобы скрыть правду о старой России, в которой было 124 мечеть великих татар. Заранее благодарим вас.

  • Анонимно
    12.10.2015 06:20

    Каждый раз, читая статьи Р.С. Хакимова, снимаю шляпу перед его мудростью и умением довести до читателя то, о чем многие опасаются говорить публично. Спасибо Вам за это.

  • Анонимно
    12.10.2015 13:00

    "о чем многие опасаются говорить публично" - это джадидизм (евроислам), который может избавить нашу страну от радикализма. Но на это мало обращают внимание. Муллы и муфтии всеми силами мешают этому, им ведь выгоден кадимизм (схоластика). А президент и чиновники верят им, а не Хакимову. Вот в чем ошибка.

  • Анонимно
    12.10.2015 13:12

    Спасибо, за статью! Это всё понятно и заметно думающему человеку. Где же выход? В нынешних империалистических условиях выхода не вижу. Выход в выходе из империи!

    • Анонимно
      12.10.2015 13:34

      Хорошо будет думающему человеку- в кавычках. При выходе будет плохо простым людям. Дурят им голову. Выход из имперри это выход из России - это сепаратизм. НАДОЕЛИ СУВЕРИНИТЕТЧИКИ.

      • Анонимно
        12.10.2015 17:58

        "Свобода лучше, чем несвобода!". Угадайте, кто сказал?

        • Анонимно
          13.10.2015 13:50

          У меня волнистый попугай в форточку улетел - шансов выжить на свободе нет.

          • Анонимно
            14.10.2015 02:41

            Живи свободным или умри — официальный девиз штата Нью-Гэмпшир (см. Список девизов штатов и территорий США), принятый в 1945 году, и изображённый на эмблеме штата. Происходит от тоста генерала Джона Старка, наиболее известного участника американской Войны за независимость, происходящего из этого штата. Из-за плохого здоровья он отклонил приглашение на годовщину битвы при Беннигтоне. 31 июля 1809 года он отправил письмо с фразой: «Живи свободным или умри: смерть это не худшее из зол».https://ru.wikipedia.org/wiki/Живи_свободным_или_умри

  • Анонимно
    13.10.2015 14:01

    Рафаэль Ага, продолжает декаденствовать.Думаю, он осознаёт сизифов труд евро-татарина толкать азиатскую (византийско-ордынскую) Россию к обществу торжества индивидуализма.

  • Эх, Рафаэль-абый, опять все в одну кучу! Нельзя, что ли, по отдельности все разобрать. В итоге получается какое-то брехание старого пса. Уж точно не в Татарстане про феодализм рассказывать!

  • Анонимно
    13.10.2015 18:54

    Рафаэлю Хакимову большая благодарность. Маяк нужен для того, чтобы курс кораблей не сбивался. А те, которые не обращают внимания на сигналы, вольны плыть дальше в свой туман. У каждого свой выбор. Интересен вопрос некоторых комментаторов: Согласны с изложением мысли, но дальше что делать?Эволюционные процессы не обойдут стороной религиозный мир в том числе. Кризис религий налицо. Молодёжь не глупа по определению, и она не увлечена средневековыми представлениями о Боге. Если бы магнит Истины и язык божий присутствовали у многих сегодняшних проповедников, "вещающих от Бога последнюю истину", храмы бы ломились от вдохновлённых. И причина не в людях и их отсталости, а в отсутствии искренности, в несогласии нести в себе боль людскую, в неготовности к состраданию многих пастырей различных конфессий. Исключения есть. Познавший глубину боли способен примерить боль другого.Однако религиозный институт - это не только обитель скорби. Божественная Природа должна быть постигаема на ином уровне. Глубокая вера в разумность Природы, в её высшие проявления в совокупности с глубоким её изучением (сопровождение в личной практике есть важное условие) позволят выйти человечеству из состояния застоя. Очевидно, синтез религии и науки уже вчерашняя и сегодняшняя потребность и необходимость. Общество нуждается в расширении сознания во имя увеличения эффективности процессов взаимодействия окружающей природы и человечества. То, что мы называем Богом или Аллахом наделит нас большими полномочиями лишь при условии непоколебимого доброжелательства ко всему сущему и при условии единства. На сегодняшний день пассивность общества выдаёт карт-бланш действиям авторитарных персон для реализации своих воззрений на общее миропостроение. Политические и религиозные вершители судеб, не способные сохранить даже личные семьи, по определению не способны привести мир к порядку. Начинать надо каждому с самого себя. С формирования чуткости к ближним и формирования воли. Высшая Вселенная ожидает выявления и консолидации критической массы человечества, взявших на себя ответственность за свою жизнь. Никогда не было, чтобы анархия ума и анархия поступков приводила к порядку. Разрушители разрушают, строители незаметно строят. Авторитарные заблуждаются, думая, что они и есть строители. Подавляя проявления тех, кто находится в кругах их влияния, они нарушают один из важнейших законов: Неприкосновенность проявления воли другого. Только чуткость распознает в воле другого доброе и недоброе. Авторитарные лишь тешат своё животное начало, реализуя свою значимость среди потерянных или подавленных. Нельзя путать истинную заслуженную авторитетность с глухой и слепой авторитарностью.Средневековое правление уже в ближних сроках вынесет итоговый вердикт своей деятельности. А Хакимов позволяет многим, по крайней мере, встрепенуться и встряхнуть пепел елея лукавых застольников при всех видах правления.Статья в "Вечерней Казани" об инциденте на выборах в Азнакаевском районе - яркий пример сегодняшней реальности, о которой более обобщённо пишет Р.Хакимов.

  • Анонимно
    13.10.2015 20:13

    /Если сам не хочешь выполнить один из столпов Ислама, то зачем его филосовски называть греховным, чтобы себя оправдать?/Человек ищет иделогического оправдания своим слабостям.

    • Анонимно
      13.10.2015 21:53

      Если бы в этом была суть творчества академика, то это было бы не так вредно. На самом деле все сложнее и опаснее для России, если этому не давать отпор.

  • Анонимно
    14.10.2015 20:49

    Во всем согласен с Хакимовым. Он тоже "живой" ученый, как Монро и Кеннеди. Он видит дальше, чем мы и чувствует опасность сильнее других. Он многогранный ученый и поэт. Он - наше национальное достояние. Обращаюсь к людям власти - беречь надо такого человека как Хакимов Р.С., а еще лучше сделать поле его деятельности еще шире. Жаль что не его выбрали Президентом АНТ.

  • Анонимно
    14.10.2015 21:30

    Впервые мне понравилась статья Хакимова, особенно в части"Революция в России не могла быть случайностью". Если довести мысль до логического конца, то революция не могла не произойти, потому что капитализм в России имел самые дикие, варварские формы, отличавшиеся крайней бесчеловечностью и цинизмом. 10 тысяч элиты имели всё, а остальные жили в ужасающей нищете. Про крестьян говорить нечего, не зря же Столыпин затеял свою земельную реформу , несколько оттянувшую конец монархии. Рабочие ютились по подвалам и баракам (перечитайте "Молох" Куприна, Вересаева, Короленко), сельский учитель полгода (!) копил деньги на пуховые варежки (это из мемуаров того времени), земские врачи спивались или становились наркоманами в убогих больницах без лекарств, оборудования (Булгаков на заре своей врачебной карьеры тому пример). Ужас в том, что и сейчас все это повторяется, или к тому идет, только еще циничнее и гаже. Только жируют не потомственные монарки и аристократы, а олигархи, бывшие партократы и их отпрыски, урвавшие (или укравшие-без разницы!) богатство страны при ее разрушении. Народ на глазах нищает и, естественно, ненавидит власть . Верхушка в качестве отвлекающих маневров вытаскивает давно покрытые мхом и тленом жупелы - православие, дремучий ислам, ура-патриотизм, скоро и до погромов дойдет. Плюс отупляющий зомбоящик и СМИ, ориентированные на потребу самых низких вкусов. Все, у кого пока еще сохранный интеллект, бегут или мечтают уехать из страны. Богатые давно уже запаслись двойным гражданством, счетами и недвижимостью за рубежом. Это инстинкт самосохранения- люди не могут не чувствовать надвигающейся катастрофы. Страна медленно, но верно покрывается мраком средневековья..Титаник перед крушением..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль