Общество 
11.10.2015

Жизнь, которую мы потеряли, или Карта погибших татарстанских сел и деревень

Как учитель информатики из Актанышского района воссоздает историю для будущих поколений

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики. Сегодня о многих деревнях и селах напоминают только заброшенные кладбища. Несколько лет назад энтузиаст из Актанышского района решил встать на защиту истории. Так появился проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан». Специально для «БИЗНЕС Online» автор проекта Ильназ Шарипов написал статью, в которой размышляет о том, зачем нужно спасать свою малую родину.

В ТАКИХ МЕСТАХ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОТЕРЯЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ

Все началось два года назад. Тогда у нас в Актанышском районе проходил ежегодный молодежный форум. В то время я еще не знал, что буду серьезно заниматься созданием карты исчезнувших сел и деревень Татарстана. На этом форуме собирается инициативная молодежь. Наш район в последние годы заметно развивается, сюда приезжают молодые специалисты — больше всего обновлений в сфере образования. Особенно это заметно в нынешнем году.

И вот тогда, в 2013 году, нас собралось человек 20, мы сели в «ПАЗик» и поехали в одну деревню. Вернее, туда, где она когда-то располагалась. Чувства, которые нас посетили, — это, конечно, в первую очередь уныние и печаль. Потому что когда находишься в таких местах, возникает ощущение того, что это твоя родная земля, что это твой родной дом время стерло с лица земли. В той, первой деревне, не осталось уже ни единого дома — чистое поле. Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение. Последние старожилы покинули те места еще в конце 70-х. А то, что творится на кладбище, — это вообще кошмар. Все завалено деревьями, ограждения полностью развалены, поросло кустами. Некоторые камни упали и лежат на земле. Там есть очень древние захоронения, на плитах которых надписи сделаны арабскими буквами.

После той поездки и появилась идея создать сайт и сохранить память о деревнях и селах, которые мы потеряли. Я изучал этот вопрос, у нас в республике нет информационного ресурса в сети интернет, где бы были приведены данные о вымерших населенных пунктах республики. В «Википедии» есть несколько разделов, посвященных городам Татарстана, но чего-то более полного нет.

Я работаю один, периодически мне помогают, но в основном все делаю в одиночку. Просто тогда, те 20 человек — это были участники форума, и эта поездка была, можно сказать, в рамках патриотического воспитания, а массового интереса к этой теме, к сожалению, нет. Так как преподаю в школе, иногда мне помогают мои ученики. Правда, преподаю не историю, а информатику. А интерес к истории Татарстана — это просто увлечение, которое появилось еще во времена учебы в школе.

ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КАК В ТАТАРСТАНЕ, НЕТ НИ В ОДНОЙ ИЗ СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ

Каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Когда и каким образом, почему появилась деревня, кто был первым поселенцем в этой деревне? Почему ее не стало? Попала в зону затопления гидроэлектростанции, попала под пресс государственной политики, попала в разряд бесперспективных или в деревне просто закрыли образовательное учреждение и магазин? Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? На эти вопросы и пытаюсь найти ответ.

Я создал сайт avyllarrt.com в декабре 2013 года — спустя несколько месяцев после той первой поездки. На поездки по отдаленным районам республики, к сожалению, пока нет времени, но как только появится возможность, хочу снять документальный короткометражный фильм на эту тему. В прошлом году мой проект выиграл поощрительный грант. На полученные деньги приобрел фотокамеру, чтобы двигаться дальше к осуществлению своей задумки. До начала осени по плану у меня была поездка в одну деревню на реке Белой — деревня Дербышка. Она была достаточно крупной — там даже была пристань. Предметы крестьянского быта или антикварные вещи нам еще ни разу не попадались — это все нашли те, кто был там до нас. Перед нами открываются только природные просторы, и мы уже дальше можем только фантазировать о той жизни, которая когда-то здесь бурлила.

На территории нашей республики в настоящее время известно свыше 5 тыс. археологических памятников. Такого количества археологических объектов нет ни в одной из соседних областей и республик. В книге «Очерки по археологии Татарстана» под редакцией П. Н. Старостина этому дается следующее объяснение: «Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Татарстан — это зона слияния крупнейших рек Восточной Европы: Камы и Волги, это территория стыка двух природных зон — леса и степи. Широкие пойменные луга и степи всегда привлекали к себе скотоводов. Плодородные земли края тысячелетия назад позволяли заниматься земледелием. С глубочайшей древности в наш регион стремились собиратели, охотники, рыболовы. Во-вторых, большое количество археологических памятников на территории Татарстана — один из убедительных показателей богатой и сложной истории нашего края».

НА ПРОСЬБУ ПОМОЧЬ ОТКЛИКНУЛИСЬ ГЛАВЫ РАЙОНОВ И ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ

Мы работаем и с сообщениями бывших жителей деревень, и с архивными документами. Часть информации находим в книгах по истории Татарстана. Часто нам отправляют информацию директора музеев. В мае прошлого года я разослал официальные письма главам районов, где рассказывал о том, что существует такой проект. Мне хотелось подключить к работе все районы. И главы поселений пошли на контакт — они по мере возможности стали отправлять уже готовую информацию. Например, очень много информации имеется об исчезнувших селах и деревнях по Актанышскому району: там прекратили существование более 60 населенных пунктов. В Азнакаевском районе таких сел и деревень более 70... В Мензелинском районе тоже много вымерших деревень. И процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время — сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века.

На сайте есть формуляр, заполнив который, люди рассказывают о тех местах, где они или их предки когда-то жили. Я верю, что люди не обманывают, зачем им это? После обработки и проверки подлинности информации выставляю сообщения об этой деревне на сайт. Я хочу обобщить имеющуюся информацию, а этот сайт оставить будущим поколениям. Хочется собрать всю разрозненную информацию в единую базу, чтобы было удобно смотреть и изучать историю, которую мы потеряли. Деревня должна процветать. Если деревня умрет, то и город не проживет, потому что корнями все уходит именно туда — в деревни.

На страничке группы в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Фарит Галимов написал: «Может, причины исчезновения деревень больших и малых в природных катаклизмах и стихийных бедствиях, страшных засухах и наводнениях, но наши края ничем не хуже других мест, а где-то и лучше, и более благосклонней к разумному земледелию». Но для меня основная причина этого бедствия видится в другом. Это причина, которую я склонен считать стихийным бедствием вселенского масштаба, разрушавшим устои, связь между человеком и землей. Эти непомерные аппетиты в преобразовании мира, государств, людей и стали тем самым бедствием, которое и без ураганов и наводнений уничтожило естественное сельское хозяйство, вытравило из душ людей села чувство единения с землей, чувство подлинного хозяина на им же обрабатываемой земле. Земле, которая кормила и обеспечивала не одно поколение людей. И это стихийное бедствие — революция, да-да, та самая Великая октябрьская социалистическая революция, именуемая на современный манер теперь переворотом. Но не слишком ли много у революций всяких «пере»: перестройка, перековка, перегибы, еще тысяча всяких «пере»... А ведь за каждой «пере» стоит ошибка или заблуждение, а за каждой ошибкой — тысячи и миллионы искалеченных судеб, а часто и загубленных жизней простых и незаметных людей, чья вина только в том, что они невольно стали тем самым «исходным материалом» для этих грандиозных целей: преобразование Мира и преображение Человека.

Я сам с удовольствием живу в селе. Даже больше скажу, я бы с радостью возродил какую-нибудь вымершую деревню, если бы были возможности оснастить местность всем необходимым — провести электричество и газ. Такая альтернатива городской жизни меня не пугает, главное, чтобы условия были.

Ильназ Шарипов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.10.2015 09:03

    Хорошее дело начал! Надо помочь

    • Анонимно
      11.10.2015 09:52

      Опять начинают попытку озвучивать проблему не с той стороны. Опять смотрят в прошлое, но не хотят видеть будущее. Во первых- основная масса деревень в речных регионах развивалась по этой же речной логистике. В отсутствии дорог уклон шёл на речные перевозки. Время прошло, появились железные дороги, твёрдые грунтовые большаки, и значимость этих деревень и обслуживания водного пути исчезла, переместившись поближе к большим автодорогам.Во вторых- земля развивается там, где есть хозяин. Пока не будет проведена реформа сельской жизнедеятельности, и не будет введена новая форма поселений-хутора, ничего не изменится. Сегодня большинство деревень как единый сельский организм-это уже давно ушедшая эпоха. В третьих-самая главная проблема России-это территория. Ради неё фактически разрушили население центральной России. В Псковской области в 1926 году, после мировой и гражданской войн, было полтора миллиона населения. Сегодня 400 тысяч. Остальные сгинули , как род, как семьи, на стройках Средней Азии, Донбасса, Сибири. Кто умел работать на земле-сгинули в Томских болотах и Колыме.Поэтому исторически осмыслить происшедшее-это обязательно надо. Но самое главное-посмотреть вперёд и сделать в соответствии с развитием дальнейшей жизни. А не ездить и пытаться ставить памятники бывшим деревням.

      • Анонимно
        11.10.2015 10:42

        Население Псковской области вытянул Петербург, население Тверской, Владимирской, Тульской, Ярославских областей вытянула Москва. В этом плавильном котле они и переварились.

      • Анонимно
        11.10.2015 22:40

        Автор делает большое дело - сохраняет нашу историю, а не ставит памятники.

  • Анонимно
    11.10.2015 09:04

    В городах "населением" гораздо проще управлять и манипулировать.Исчезновение деревень - закономерный процесс развития капитализма.

  • Анонимно
    11.10.2015 09:25

    Мэчетлэр кубэя,Мэктэплэр азая,Зиратлар зурая,Авыллар кечерэя.Бокерэя ир-атлар...Авылсыз зиратлар.

  • Анонимно
    11.10.2015 09:28

    Кем авылы су астында, Кемнекедер жиллэрдэ...Нигэ кеше ашкына сонТуган, ускэн жирлэргэ.

  • raf
    11.10.2015 09:45

    Исчезновение сёл,деревень печальное наследие капитализма,что возродил хрущь-кукурузник.Но наиболее,существенный урон нанёс капитализм колониального типа,Российская Федерация.Провозглашение Суверенитета Республики Татарстан,вызвал надежду.Но,не тут то и было,продолжается политика хруща.Всю полноту ответственности несёт,Шаймиев и Минниханов,будучи руковолителями Республики.Одиночки не сделают погоду,такова политика.

  • Анонимно
    11.10.2015 09:46

    Ильназ, укажите пожалуйста на сайте реквизиты для взносов на развитие проекта

  • Анонимно
    11.10.2015 09:48

    "Большое спасибо" руководителям самостийного Татарстана, они умудрились сгубить цветущие крупнейшие совхозы и колхозы. Теперь как дурак с писаной торбой возятся с типа агрохолдингами, не стоящими ломаного ногтя колхозника советских времён. Ненавижу!

    • Анонимно
      11.10.2015 22:39

      Во-первых, данное явление с колхозами и совхозами пошло по всей самостийной России, и Татарстану оставалось только сбалансировать процесс, насколько это удалось или не удалось познается в сравнении с другими регионами. Во-вторых, пора уже изжевать из себя совковое мышление, 21 век не приемлет больше левых поворотов.

    • Анонимно
      12.10.2015 09:29

      причем тут САМОСТИЙНЫЙ ТАТАРСТАНЕще в советское время из 92 н.п Верхнеуслорнского района исчесзли 20 (с1940 по 1980г.г. тогда самостийности еще не было) Приезжайте исмотритеПарк героев в В.Услоне там есть карта района с исчезнувшими деревнями.

    • Анонимно
      13.10.2015 14:54

      полностью согласна

  • Анонимно
    11.10.2015 09:54

    Если умрет деревня,то вслед умрет и татарский(и не только)народ с его уникальными традициями,обычаями,укладом жизни.По аналогии (ручей>река>море>океан).Все высохнет вокруг.Территорию Татарстана будет занимать НАСЕЛЕНИЕ не имеющее и не знающее своих отеческих,родственных корней.обязуемая и обремененная оплатой налогов,низко оплачиваемым трудом.Этот процесс наблюдается на протяжении 98лет.

    • raf
      11.10.2015 10:35

      Ты,аноним,не совсем анонимен,но ты не пахал,не сеял,у станка не стоял.Не знаешь,как зарабатывать себе хлеб.Мораль твоя исковеркана собственным предательством трудового народа.Потому пишешь не 1917 год,98 лет.Образ недоросля описан в художественной литературе царского периода,казалось бы,сколько прошло,ан,нет,жива курилка.Посмотри статистику количества деревень до хрущёвского времени,и после хрущёвского периода,когда начал буйствовать капитализм,прибавь шаймиевский и миннихановский.Сталин,когда проводил индустриализацию,понимал,что колхозное крестьянство кормит рабочего у станка,и не стоит разорять село.А нынешним новым татарам и новым русским,то есть,капиталистам,важнее Прибыль и свой карман.Освобождение трудового народа,дело рук,самого трудового народа.

      • Анонимно
        11.10.2015 11:22

        Читаешь такие комментарии и диву даешься, где люди образование получали, раздали паспорта вот и стала деревня пустеть

  • Азат Д
    11.10.2015 10:41

    Деревенский человек-независимый человек. Ему наверняка если налоги не меняются, даже без разницы кто президент.Поэтому были всегда крестьянские восстания.Пашешь землю, сам себя обеспечиваешь, жизненно важными условиями, даже примитивными орудиями труда, а тут к тебе приходят, что то втирают и требуют часть урожая отдать. Когда крестьянин понимает куда и за что, всё нормально, когда возникает непонимание, как например при продразвёрстке коммуняк, которые оставляли на пропитание, остальное забирали, начинается бунт. Я за ту революцию, хотя против насилия, но потом большевики предали её идеи, не зря потом сколько сторонников революции воевало против них –Кронштадтское восстание, Махно, Тамбовское восстание . И главное, исказили революцию , основной её лозунг-"Вся власть советам".

  • Азат Д
    11.10.2015 10:43

    Без села-деревни, у России нет будущего.Это крестьянские дети вынесли тяготы двух мировых войн, у заводских бронь была.И им не надо эти номы ГТО сдавать, они каждый день по этим нормам живут.

  • Анонимно
    11.10.2015 12:29

    Покак из РТ выкачивают миллиарды долларов ежегодно, процесс разрушения будет идти непрорывно.

    • Анонимно
      11.10.2015 15:22

      Везде выкачивают одинаково.

      • Анонимно
        12.10.2015 10:26

        Нет не одинаково. В Москву закачивают. А из Татарстана 300-400 миллиардов выкачивают ежегодно и безвозвратно. Каждый год!!!!!

  • Анонимно
    11.10.2015 13:48

    Институт татарской энциклопедии АН РТ готовит справочник по исчезнувшим деревням. Правда если Салахов прекратит раздувать аппарат Академии наук, может деньги на издание найдутся.

    • Анонимно
      12.10.2015 20:48

      Если академия наук будет искать деньги на энциклопедию как на ремонт вашего здания, то я думаю энциклопедию мы долго не увидим.

    • Анонимно
      12.10.2015 20:50

      Скоро вам придется писать об исчезнувших научных институтах татарстана.

    • Анонимно
      12.10.2015 20:57

      По сообщению седьмого заместителя начальника отдела по экспертизе шариковых ручек и писчей бумаги для нужд академии наук, данная энциклопедия выйдет к 2017 году, сразу после проведения тендера по определению меню банкета в честь издания энциклопедии.

    • Анонимно
      12.10.2015 21:00

      Для этого аппарат ан и раздувается, чтобы отправлят ученых с просьбой о финансировании от одного начальника отдела к другому.

  • Анонимно
    11.10.2015 15:36

    По своим деревенским родственникам могу сказать, что их дети в Казани, сами перебрались в райцентр. Одно домовладение в деревне уже заброшено, другое на очереди. При этом мои дети уже в Москве. Такая вот загогулина, панимаишь....

  • Анонимно
    11.10.2015 17:59

    Ну вот а почему это неправильно, что деревни исчезают? Раз это происходит, значит это кому-то нужно. Цивилизация есть цивилизация. Но архивы должны быть и автор - молодец.

  • Анонимно
    11.10.2015 19:05

    всем доброго дня здоровья и успехов во всех хороших начинаниях рад что есть люди которые мало говорят а дело делают такие люди нашлись в Высокогорском районе и начали возрождать малую родину деревню Большие Сулабаши -в деревне постоянно живут 10 семей , так вот благодаря усилиям выходцев из этой деревни несколько лет тому назад была построена дорога, провели газ, очистили кладбище поставили новый забор, вот уже четвертый год подряд проводят день деревни, причем всегда новая тематика- год встречи сельчан,год детей войны, год учителей, год Победы, на мероприятия приезжают люди которые когда то выросли в этой деревне, за эти годы начался обратный процесс- начали строить дома. Недавно построили новую водонапорную башню, транссфарматер, дорогу внутри деревни. Особенно примечательно поддержка людей со стороны Главы района и местного самоуправления,говорят даже Президент поддержал эту программу возрождения малой Родины.Всем мира и добра

  • Анонимно
    11.10.2015 19:12

    А пещеры предков искать не будем? Газ, электричество и дорогу подвести-экзотическое жилье будет. Только для этого надо заработать миллионы рублей с помощью "проклятых капиталистов".

    • Анонимно
      11.10.2015 23:12

      Я сам бы с удовольствием переселился вместе с автором в пещеру - были бы соответствующие условия (газ, электричество, водопровод, канализация и интернет). Там можно было бы открыть какой нибудь техникум по преподаванию информатики, например.

  • Анонимно
    12.10.2015 07:11

    не только в 30-е и 70-е годы начали исчезать деревни. Но и 2000годах ускорилась гибель деревень. Основным уничтожителем деревень стали ИНВЕСТОРЫ пришедшие в сельское хозяйство со своими программами оптимизации производства:ферму закрыли мастерские в металлолом сдали народ без работы оставили. Молодежь уезжает из деревни и через 10лет исчезнувших сел будет в разы больше.

  • Анонимно
    12.10.2015 13:38

    Многие из стоящих сейчас у кормила власти в свое время приложили руку к реорганизации сельского хозяйства. В итоге и сельского хозяйства самодостаточного нет и деревни умирают. Хуторским хозяйствам - быть!

  • Анонимно
    12.10.2015 23:12

    Российские земли освобождают от ненужных там людей.Только вот для кого?Для китайцев?Один наш депутат из Думы уже призвал их заселять пустующие наши деревни, да и не только их.

  • Анонимно
    13.10.2015 11:13

    Все это - последствия безбожной жизни. Аллах лишает безбожных людей от Своих благ - от бараката. То ли еще будет...

  • Анонимно
    13.10.2015 11:26

    не надо возрождать бывшие безбожные деревни. Надо создавать новые мусульманские деревни - создать условия для строительства домов и обустройства мусульманских семей. И они дадут халяльные плоды - будет трезвый образ жизни, будет процветать бизнес и товарооборот, халяльные промыслы, развиваться сельское хозяйство, исчезнет воровство и пр. дряни. Как, например, в Елюзане, Белоозерье и др.

  • Анонимно
    13.10.2015 20:29

    Друзья!Хочется спросить.Деревни исчезают- но ведь религиозных деятелей это не волнует.Мне кажется,мы должны заботиться о кладбищах- в них лежат наши предки. А волнует ли состояние их- наших религиозных деятелей - абсолютно нет.

  • Анонимно
    12.05.2016 10:47

    Здравствуйте! Я, родилась в д.Сосновка Алексеевский р-н очень красивые места. На карте не нашла.Может быть кто нибудь откликнется,кто жил или живет в Сосновке. Я в одноклассниках Наталья Павлова.

  • Анонимно
    9.05.2018 02:08

    а где собственно карта исчезнувших деревень?- хотела посмотреть сёла в Прикамье и деревню Бакырла - не знаю где посмотреть...

    • Анонимно
      4.06.2018 01:28

      Здравствуйте! Деревня Бакырла находилась в Мамадышском районе. В свидетельстве о рождении моей бабушки этот населённый пункт был указан как место рождения. Но позже прадед и прабабушка вместе с детьми по непонятной причине переехали в Пермь. Я сейчас временно в Татарстане, хочу попробовать найти эту деревню или хотя бы архивы. Вот что удалось узнать про деревню Бакырла (Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV – середина XVI вв., Ш.В. Мухамедьяров):
      Некоторые косвенные данные указывают на пребывание ремесленников и в деревнях. Татарское слово «бакырче» в переводе на русский язык означает медник. Деревни с таким же названием встречаются и в других местностях Татарской АССР. Например, в 17 верстах от города Мамадыш при речке Бакырке находится деревня Бакырла, которая до XIX века была татарской и только позднее стала русской деревней. Интересно отметить, что именно около этих деревень сохранились следы бывших рудников и плавильных ям.

  • Анонимно
    13.08.2018 07:31

    Автор. Как бы мне связаться с вами. Напишите мне на почту ivasov81@yandex.ru.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль