Общество 
11.10.2015

Евгений Богачев: «В те дни я спорил с Михаилом Горбачевым»

Что осталось от империи министерства бытового обслуживания ТАССР, в котором работали 30 тыс. человек?

«БИЗНЕС Online» уже рассказывал о незавидной судьбе знаменитого Дома быта на Привокзальной площади Казани. Экс-председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев, вспоминая, как создавал его в бытность министром бытового обслуживания республики, рассказал нашей газете, как его дому моделей «Ильдан» позавидовал мэтр отечественного дизайна, знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев, а также где шили свои наряды жены членов ЦК КПСС.

«Дом быта мы построили в 1974 году на 12 тысяч квадратных метров. Я ушел в Нацбанк в 1993 году, и дела в нашем Доме быта стали потихоньку разваливаться»

«ВЫ — СЛАВА РОССИИ», — ЗАЯВИЛ СЛАВА ЗАЙЦЕВ

Да, этот Дом быта мы построили в 1974 году на 12 тыс. кв. метров. Я ушел в Нацбанк в 1993 году, и дела в нашем Доме быта стали потихоньку разваливаться. В итоге здание быта превратилось в частную собственность, распродававшуюся по 21 - 25 тыс. рублей за 1 кв. метр! Я тогда внимательно следил за этой распродажей. Часть здания, половину первого этажа продолжал занимать театр моды «Ильдан» с демонстрационным залом на 400 - 500 мест и домом моделей...

А какие красавицы работали в «Ильдане», какие первоклассные конструкторы одежды... Один пример. Приехал как-то к нам Слава Зайцев, ведущий модельер страны, в бытность мою председателем Нацбанка, дело было лет 10 - 12 назад. Побывал в «Ильдане», пошли пообедать к нам в банк, рассказал мэтр, как шьет одежду Алле Пугачевой, я, говорит, рассматриваю Пугачеву не как женщину, а как вешалку для моих моделей... И зная, что именно я создал «Ильдан», признался, что у него и близко нет такой инфраструктуры. «У вас, — говорит, — есть и трикотаж, и меха, и платья, и детская одежда, богатейший ассортимент, а у меня, — сказал Зайцев, — только женская одежда, узкий ассортимент, и близко нет вашего богатства. Вы — слава России», — заявил Слава Зайцев.

А сейчас китайцы нас снабжают текстилем, а мы дурака валяем... Можем, а не делаем! Раньше вся Россия приезжала к нам одеваться, министры, члены ЦК КПСС шили прекрасную одежду своим женам, мужскую мы мало шили. Какие золотошвейки работали, вышивка, какие меха шили... И продукция наша была относительно дешевой, но индивидуальной и очень красивой. А потом пришли Егор Гайдар, Григорий Явлинский, ставшие проводить в жизнь свои экономические теории рынка, и все это за 500 дней...

«Раньше вся Россия приезжала к нам одеваться, министры, члены ЦК КПСС шили прекрасную одежду своим женам»

ВОТ СИЖУ, ОБЕДАЮ В ОСКОЛКЕ НАШЕЙ СИСТЕМЫ

В те дни я был депутатом Верховного Совета, блокировал как мог все эти нововведения, спорил с Михаилом Горбачевым. Он в перерывах заседаний съезда народных депутатов любил собирать вокруг себя людей. Я ему пытался доказать: что вы делаете, вы же уничтожаете самые прибыльные отрасли нашей экономики. Дайте лучше на селе инициативу частнику. Начинайте с убыточных отраслей, а уж потом переходите к прибыльным. Соцбыт — это сливки экономики, с огромной прибылью. Нет, отвечает Горбачев, ты не понимаешь...

Так что до 1993 года я как мог сопротивлялся, пока не ушел в Нацбанк, но еще года три министра бытового обслуживания у нас в республике не было, замещал меня мой заместитель Малышев в качестве и. о министра. Кабинет министров и все про нас тогда забыли...Вот и стали раздавать направо и налево свое хозяйство, сделав акцент на торговлю. Мы можем, но не делаем, нет у нас специалистов. Помимо нефти и газа нам нужно заниматься легкой промышленностью, тем, чем раньше занимались — шили дубленки, перерабатывали овчину, обувь резиновую и кожаную, валенки. По 2 - 3 млн. штук подобных изделий только наше министерство делало! Еще государственное швейное объединение легкой промышленности «Киемнэр» много чего делало. Надо восстанавливать производство.

Вот сижу, обедаю в осколке нашей системы, ателье свадебной одежды «Аэлита» в Кировском районе. Шикарные наряды делали, не чета тем, что сейчас наводнили магазины по цене в несколько тысяч долларов. Пришлось переквалифицироваться в шитье штор, гардин, ремонт одежды. Покрывала, платья немного шьют. продолжаю их морально поддерживать. Заехал в гости, островок былого могущества министерства бытового обслуживания республики, в котором некогда работали более 30 тыс. человек, а в нынешней «Аэлите» остались несколько человек, «Ильдан» еще есть...

Евгений Богачев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.10.2015 09:53

    Не знаю но МЫ как попугаи привыкли о-хаивать того кто в развале Минбыта как по России так и конкретно в Татарстане -кто и знать не знал по тем временам-именно М С Горбачев....Лично краем слушал что такую монополию в Татарстане развалил по тем временам своего Президенства Шаймиев М Ш------и как бы не сопротивлялся Министр Быта Богачев Е Б-что этого делать нельзя-что это огромнейшие деньги-все же этому монополию приказали долго жить-развалили А как бы оно помогло бы сейчас в период такого кризиса всем тем кто сейчас потерял работу.....и остался за бортом своих предприятий-а их опыт сейчас в налаживания всего забытого по этой отрасли помогло тысяча людям приобрести хоть какие-то деньги-и очень обидно что всем этим владеет сейчас ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС который в основном только работает на себя напрочь позабывав что живут они все же в Государстве и что платить НАЛОГИ просто обязаны-что давно забыто ими....

  • Анонимно
    11.10.2015 11:57

    С уважением отношусь к нашему обер банкиру, но с возрастом очевидно начинаются признаки мании величия.Горбачев наверное и не подозревал о его существовании.Единственный в РТ кто спорил с Горбачевым - секретарь обкома,а затем ЦК КПСС Усманов.Он, и Ельцину спуска не давал за все и поплатился карьерой. Очень интересно написал об этом в дни своего 70 летия. Табеев же другой вождь советской Татарии сумел, как Микоян пережить без инфаркта и паралича Хрущева,нового Ильича и последующих вождей партии включая Горбачева и к супердемократу Ельцину приспособился.Оба они ушли из жизни в этом году и жаль, что Усманов не захотел или не успел в отличие от Табеева, написать мемуары. А знал он конечно намного больше его.

  • Анонимно
    11.10.2015 11:59

    Спорил с Горбачевым. Только он не знал про это, потому что это было во сне. В данном конкретном случае приплетать Горбачева - все равно что ставить в вину Брежневу украинский конфликт. А вот ОБХСС не зря копало минбыт в те времена. На местах и творили свой закон. А сейчас можно и на генсека скинуть ответственность

  • Анонимно
    11.10.2015 12:35

    Нужно развивать индустрии с высокой добавленной стоимостью, а не плакать об ушедшем. В легкой промышленности мы не конкуренты, мы проигрываем из-за недостатка рабочей силы, малочисленности работоспособного населения. В текстильной промышленности мы не сможем конкурировать с Китаем, Бангладеш и Узбекистаном. Даже Турция уходит от пошива одежды.

  • Анонимно
    11.10.2015 13:33

    Надо восстонавливать легкую промвшленность в Татарстане. Это повысит занятость среди женского населения.

  • Анонимно
    12.10.2015 06:38

    Наверное заметили очень мало откликов на эту тему-а потому что 80 процентов взрослого населения\это из источников Правительства России\неизвестно где работают и что естественно и приводит к тому что и не платят НАЛОГИ и в данный момент и со страхом боятся что все может вернуться...и самое обидное нас тружеников разных предприятий повально сокращают...и что-то только не услышишь в след что и снимать не умеешь и ракурс выбираешь не тот....поверишь о себе от услышанного....и самое страшное годами увлеченной своей работой-моментально становишься больным-давно уже надо бы вернуть прибыльное производство и это в данный момент и фоме понятно но только нашей Власти-которые зажрались деньгами не слышать стон над Волгой....Амин Галлямов

  • Анонимно
    12.10.2015 10:48

    работал в системе бытового обслуживания как раз в конце 80-х и начале 90-х, видел все это сам. Богачев обычный совковый руководитель, в нужное время оказавшийся в нужном кресле. И занимался он не сохранением минбыта, а переводом собственности министерства в свой карман. сколько зданий было чудным образом приватизировано, сколько имущества ушло в его руки и помощников. Когда настоящим мастерам, проработавшим полжизни в ателье, обслуживающих первых лиц, заявляли в лицо, ты никто, не нравится, что зарплату гречкой выдают, иди на улицу, вместо тебя наймем 2-х птушниц. А сейчас прям спаситель отечества, великий руководитель.

    • Анонимно
      12.10.2015 17:43

      Абсолютно согласен! У Богачева в собственности оказалось огромное количество ведомственных зданий.

  • Анонимно
    12.10.2015 11:47

    Разрешите с Вами не согласиться-все эта приватизация делалось под чутким участие тех то понукал и требовал этого развала...а не Богачев Е Б и нечего враньем марать нашего КОМБАТА-более честного и порядочного ЧЕЛОВЕКА я не встречал...именно он то и был против того что Министерство Быта превратилось в нечто и очень долго колебался приказу сверху и только и поэтому его то и перевели в Сбербанк-чтобы не мешался в уничтожения его ДЕТИЩЕ-Амин

  • Анонимно
    12.10.2015 13:20

    А мы , работавшие в Доме быта, очень хорошо помним , что распоряжалась помещениями подруга бывшей зам министра Конюшевой Адели, некая Кистанова Нина по моему . Вообще не имевшая отношения в бытовке и ни работавшая в ней ни минуты!!!! Вот уж кто нажился на этом!!!! А по городу было помещений под бытовое обслуживание тьма тьмущая.... Просто кому они достались вопрос "?????? . Вот и Аэлита досталась тому , кто был поближе к Руководству отрасли . И вспоминая Зайцева , он приезжал и раньше , проводились такие всероссийские семинары на которых наш Республиканский Дом моделей производил фурор. Тогда руководила им Ушакова Валентина Васильевна. Вот именно тогда и были и коллекции и манекенщицы и конструкторы и вышивальщицы и другие специалисты. А потом , после её ухода из жизни , пришёл " специалист высокой моды " из Татмебели господин Прохоров. И Дом моделей перестал существовать . Стал подразделением Ильдана. Остаётся только сожалеть о том что было !!!!

    • Анонимно
      12.10.2015 15:03

      абсолютно согласен, Ушакову любили и уважали все работники, светлая память ей. ну а прохоров тоже не сам появился, протеже богачева, с него и начался развал, тогда его весь коллектив мягко говоря невзлюбил, хотя сейчас понимаю, что именно для этого его туда и поставили. Вообще, все, кто разваливал минбыт неплохо устроились после его развала, их заслуги евгений борисович не забыл.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль