Общество 
17.10.2015

Зачем вузы Татарстана наперегонки разрабатывают «кодексы чести»

«10 заповедей» для преподавателей университетов в условиях, когда мораль уступает место праву

КНИТУ-КАИ нынешней осенью принял собственный Кодекс этики. Казалось бы, ничего особенного — обыденность для крупных компаний. Примечательно то, что за это дело взялось высшее образование, причем всего за полтора-два года такие документы сочинили едва ли не все казанские вузы. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что это и стремление остановить «разгул демократии», и арьергардные бои академического духа. Впрочем, есть опасения, что это попытка ограничить свободу слова для преподавателей.

«Кодекс этики и профессионального поведения работников» — документ с таким названием утвердил в сентябре Ученый совет КНИТУ-КАИ
«Кодекс этики и профессионального поведения работников» — документ с таким названием утвердил в сентябре ученый совет КНИТУ-КАИ

«НЕ КРАДИ» И «НЕ ПРОИЗНОСИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСВА НА БЛИЖНЕГО СВОЕГО» ПО-ВУЗОВСКИ

«Кодекс этики и профессионального поведения работников» — документ с таким названием утвердил в сентябре ученый совет КНИТУ-КАИ. Как следует из преамбулы, это свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться работникам вуза.

Что предписывает кодекс сотрудникам КАИ? Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов. Проявлять корректность и внимательность в обращении с окружающими, а также терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий. Не допускать возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Воздерживаться от поведения, которое может быть воспринято как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. Принимать меры по предупреждению коррупции. Личным поведением давать пример честности, беспристрастности и справедливости. Воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний.

Для чего нужен кодекс? В документе разъясняется, что как институт общественного сознания и нравственности работников он должен повысить эффективность выполнения ими своих должностных обязанностей.

Интересно, что такого рода документы за последние два года принял целый ряд казанских вузов. Например, в КФУ чуть более года назад появился Корпоративный кодекс, в КГАСУ Кодекс этики и служебного поведения утвердили в марте 2013 года. Этический кодекс преподавателей есть и в КГМУ. Что за тенденция такая или это некая обязаловка?

Давид Кордончик
Давид Кордончик

Как рассказал «БИЗНЕС Online» проректор КГАСУ по организационно-правовым вопросам и информационным технологиям Давид Кордончик, почин пошел от Казанского юридического института: «Когда мы задумались о кодексе, его не было ни у кого, кроме юридического института. Его начальник Фоат Зиннуров председательствует в комиссии вузов по противодействию коррупции, на одном из совещаний он предложил всем такие вещи сделать и дал как образец свой Кодекс этики преподавателя». По мнению Кордончика, главная составляющая вузовских кодексов — именно антикоррупционный момент: «Если кодекс нарушать — это, так или иначе, приведет к коррупционным делам. Веди себя честно, и не будет никакой коррупции. А нарушишь один пункт — за этим потянется остальное... Кстати, недавно работу вузов проверяли минобразования и комиссия управления по противодействию коррупции аппарата президента, их интересовали и эти вещи. Поэтому, думаю, вузы, у которых кодексов не было, их и приняли».

«ПОНЯТНО, ЧТО ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБЛАДАЮТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДОЛЕЙ ЦИНИЗМА...»

Ректор КГМУ Алексей Созинов не согласен с такой узконаправленной трактовкой. «Да, антикоррупционный момент — важная часть нашего документа, но не первоочередная, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Дело в том, что в стандартных «правах и обязанностях», то есть в писаных документах, трудно отобразить вещи, связанные с отношениями между людьми. Это касается и преподавателей, и студентов. Недавно у нас был день первокурсника, и большая часть разговора шла именно об этических нормах. То, что студент должен ходить на занятия, — это очевидно, на то есть правила распорядка. А в каких правилах прописать, что он не должен сквернословить, одевать вызывающую одежду, грубо разговаривать с окружающими? Нам нужны такие мотивационные документы». Кстати, о дресс-коде, кодекс КАИ указывает, что внешний вид работника «должен соответствовать уважительному отношению обучающихся и других граждан к КНИТУ-КАИ, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Созинов обратил внимание и на профессиональный уклон медицинского «кодекса чести»: «Очевидно, появление таких документов связано и с высочайшей степенью актуальности коммуникационных вопросов в сфере здравоохранения. Потому что чаще всего пациент или клиент делает первую оценку качества оказания медпомощи не по результатам действий, связанных с диагностикой и лечением, а по отношению к нему: как выглядит врач, как он разговаривает и так далее. А от кого студенты переймут лучшие качества, как не от преподавателя?»

Алексей Созинов
Алексей Созинов

Тезис о необходимости мотивационных документов поддерживает заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Алишев. «Подобные документы действуют на сознание, особенно на студентов, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Понятно, что преподаватели обладают определенной долей цинизма, но студенты воспринимают такие вещи близко к сердцу, особенно если принимать такие документы с обсуждением, в торжественной обстановке». Он подчеркнул, что появление кодексов, безусловно, не обязаловка, и предположил, что вузы просто наблюдают друг за другом и перенимают лучшие практики. Этот момент подметил и директор Института социально-философских наук КФУ Михаил Щелкунов: «Если мы равняемся на западные образцы, стремимся взять у них лучшее, то этический кодекс — это как раз атрибут современного вуза: в западных и восточноазиатских университетах такие документы — норма».

Любопытно, что почти все эксперты, говоря о нововведении, вспомнили Моральный кодекс строителя коммунизма. «Помните такой? — поинтересовался у корреспондента «БИЗНЕС Online» бывший ректор КАИ Геннадий Дегтярев. — Так вот новый документ — нечто подобное». «В советское время в вузах таких кодексов не было, — напомнил Созинов, — потому что тогда Кодекс строителя коммунизма подобные вещи заменял, был он, на мой взгляд, очень хороший».

Тимирхан Алишев
Тимирхан Алишев

«БУДЬ ВЫ РЕКТОРОМ, ВЫ БЫ ПОДДЕРЖАЛИ ЭТУ ЛИНИЮ»

Однако идеалы идеалами, но есть «конспирологическое» мнение, что главная задача этического кодекса — заставить молчать недовольных. Ведь некоторые вузы РТ в последнее время буквально лихорадит от всевозможных скандалов — результатов «утечки информации» через преподавателей. В кодексе КАИ есть такие положения: «Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок, порочащих репутацию КНИТУ-КАИ. Соблюдать установленные в КАИ правила предоставления служебной информации. Уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе КНИТУ-КАИ, а также оказывать содействие СМИ в получении достоверных сведений в установленном порядке».

«Такие нормы обращения с информацией общеприняты, — отметил Кордончик. — Если ты работаешь в этом вузе, то не должен наносить ему вреда. Есть много других способов изменить что-то, обратиться сначала к руководству, а не писать сразу в соцсети гадости. Мы также приняли регламент информационной политики, в котором говорится: если положено — высказывайся, если нет — воздержись». «Думаю, это попытка дисциплинировать людей, — считает Дегтярев. — Чтобы прежде, чем что-нибудь сказать, сделать, думали немножко. Если вопрос поднимаешь, делай это не сгоряча, найди аргументы. А то на определенном этапе бывает «разгул демократии». Для людей думающих в кодексе ничего опасного нет. Будь вы ректором, вы бы поддерживали эту линию».

Геннадий Дегтярев
Геннадий Дегтярев

Напомним, Дегтярев был одним из инициаторов так называемого бунта в КАИ, результатом чего стали «свержение» и. о. ректора Николая Абрукова и последующий приход нынешнего руководителя вуза Альберта Гильмутдинова. Но, действительно, тогда «бунт» был явно продуманной спецоперацией профессуры. Кстати, после ряда публикаций на эту тему руководитель одного из подразделений КАИ в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» весьма экспрессивно спрашивал: «Зачем вы поливаете грязью уважаемый вуз? Вам что, не о чем больше писать?» К слову, на недавней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Гильмутдинов посетовал: «Почему-то в отношении КАИ всевозможные слухи будто специально обрастают наиболее скандальными подробностями». «В этом вопросе тонкая грань, — подтвердил опасения «конспирологов» Щелкунов. — Надо найти баланс между альфой гласности и омегой корпоративной этики. Это очень непросто».

Говорят, западные журналисты как-то спросили у Владимира Высоцкого об отношении к властям СССР. «У меня есть претензии к властям моей страны, — ответил поэт, — но обсуждать их я буду не с вами». Можно ли провести знак равенства с нашей ситуацией? И если уж речь пошла о гласности, надо отметить, что руководство КАИ так и не ответило на запрос «БИЗНЕС Online» с предложением рассказать о причинах, побудивших принять кодекс. Кстати, по нашим данным, принимался он без обсуждения с работниками вуза.

Альберт Гильмутдинов
Альберт Гильмутдинов

Но какая кара может последовать за нарушение этических норм? «Такого рода документы не упоминаются в Трудовом кодексе, — отметил Алишев. — Этические положения можно воспринимать только добровольно, тебя не могут уволить, если ты к ним не присоединился». Щелкунов, однако, предложил не недооценивать прямую действенность кодекса: «Этический кодекс — предмет контроля со стороны общественного мнения и совести человека, других регуляторов у морали нет. Если грубовато, можно говорить и о моральной проработке. В условиях, когда право бессильно в регуляции действий, поступков сотрудника, образуются пробелы (право — гораздо менее сущностный регулятор, чем мораль, которая не знает ни пробелов, на дыр), вступают в действие нормы корпоративной этики». Сумеет ли выжить человек в условиях всеобщего осуждения?

«Соблюдение кодекса контролируется прежде всего общественным мнением, и я к таким инструментам отношусь уважительно, — рассказал Созинов. — Наверное, за ненравственное поведение мы не уволим преподавателя и не отчислим из вуза, но отношение к студенту, работнику зависит в том числе и от этого». «Нарушение работником положений кодекса подлежит моральному осуждению, — говорится в кодексе КНИТУ-КАИ и тут же дается предостережение. — Соблюдение положений кодекса учитывается при проведении всякого рода аттестаций».

«ВСЕ МЫ ТОСКУЕМ ПО НОРМАМ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, НО...»

Но есть и еще один момент. Если принять его, все становится и проще, и сложнее. Возможно, череда появления вузовских «кодексов чести» — это свидетельство агонии прежней, пожалуй, еще советской системы образования. Такую точку зрения высказал Щелкунов: «Современный вуз становится экономическим предприятием, корпорацией по производству образовательных и научных продуктов и подпадает в силу современного типа развития под действие рыночных законов. Основным регулятором деятельности становятся правовые нормы, тогда как раньше управление вуза основывалось на принципах академизма или, по крайней мере, на сочетании принципов правовых с принципами академизма, в основе которых лежит этика науки, этика образования. В условиях, когда правовой регулятор становится главным, попытки сохранить на фоне торжества правовой формы остатки или некие моменты нравственно-моральной регуляции как раз и выливаются в то, что называется этическим кодексом, кодексом преподавателя вуза и так далее».

Отметим, что наступление рынка на фронте образования сверхуспешно. Например, летом в СМИ просочились сведения о том, что правительство РФ намерено сократить число бюджетных мест в вузах. Властями был одобрен проект основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период на 2017 - 2018 годов. Документ предполагает «сбалансированное снижение» с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета. Как регулировать отношения студентов, преподавателей в таких «денежных» условиях?

Михаил Щелкунов
Михаил Щелкунов

«Думаю, «диктата» академических ценностей больше не будет, — говорит Щелкунов. — Драма современного университета, как и любого научного учреждения, в том, что в рыночных условиях моральное начало не может быть регулятором соответствующих отношений. Все мы тоскуем, всем нам приятны были те нормы человечности, гуманности. Но теперь в силу вступают категории денег, продуктов, партнерства, контракта, мораль уступает место праву. Можно, конечно, плакать, вспоминать, ностальгировать, как все было раньше, но я всегда таких плакальщиков спрашиваю: давайте вернем эти нормы и посмотрим, как мы будем жить в университете, который всеми фибрами связан с обществом, стал своего рода станцией социального обслуживания (иначе он ресурсов себе не заработает)».

И оставят ли рыночные законы место в вузе разного рода преподавателям-чудакам, над которыми похихикивали, но уважали — в зависимости от профессиональных качеств. Здесь вспоминается именитый профессор Макогоненко из веллеровского документального «неромана» «Мое дело», который перед заходом в аудиторию устраивал целый спектакль: «Со второго этажа спускается Макогон, останавливается за углом в коридоре и смотрит на часы. Выжидает... Он ставит портфель на пол и прикуривает сигарету с фильтром. Берет портфель в левую руку — и с сигаретой в правой стартует с места на третьей скорости! Дверь с треском распахивается, портфель по дуге летит за кафедру, Макогон врубает речь на ходу: «Итак, в прошлый раз мы с вами говорили, что когда Пушкин поселился во дворце графа Воронцова...» Аудитория в атасе... Однажды, опаздывая на лекцию, я из конца коридора насладился этим серийным спектаклем. Он играл!!! Ему было не все равно!!! Он был пижон!!! Он наслаждался своей работой в родном университете!!!»

Академические нормы допускали творческое проявление любви к родному вузу, возникнет ли оно по отношению к корпорации?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.10.2015 09:14

    Теперь критиковать начальство это неэтично и аморально?

  • Анонимно
    17.10.2015 09:16

    Все идут забавные и ненужные игры с "самодеятельными кодексами" впереди планеты всей.Они давно есть -юридически это УК РФ, морально - заповеди священного писания потом несколько переиначенны в "Моральный кодекс строителя коммунизма".Документы правильные, на знание которых и надо принимать зачет при приеме на работу и брать расписку: "Ознакомлен, буду выполнять".

  • Анонимно
    17.10.2015 09:31

    Отношение к имиджу ВУЗа и критика действий руководства ВУЗа это совершенно разные вещи. Как у Задорнова, различие как между Родиной и Государством.

    • Анонимно
      17.10.2015 10:04

      Какое отношение к преподавателям со стороны руководства, такое же отношение и к руководству. Третий Закон Ньютона никто не отменял.

  • Анонимно
    17.10.2015 10:14

    Говорят, западные журналисты как-то спросили у Владимира Высоцкого об отношении к властям СССР. «У меня есть претензии к властям моей страны, — ответил поэт, — но обсуждать их я буду не с вами»эту фразу нашей либероте-бы да в уши, которая любит по ресторанам случайно с иностранцами оказываться)хотя кому я это говорю?)) тут и своих мелких местных достаточно))

    • Бурбаки
      17.10.2015 11:41

      Так я понимаю, следует не шептать на ушко иностранцам. а сразу писать куда-следует?

    • Анонимно
      17.10.2015 14:04

      При Советской власти тяжело представить ситуацию с Васильевой, так что аналогия неудачная.

  • Анонимно
    17.10.2015 10:23

    Кодекс чести позволит легализовать травлю преподавателя ВУЗа если он начинает говорить правду о порядках творящихся в ВУЗе. Это попытка ОПГ - руководства вуза защититься от коллектива.....

  • Анонимно
    17.10.2015 10:50

    вузы переживают трудное время - следы 90-х ещё нескоро закроют нишу утечки мозгов. Поэтому пункт "Если ты работаешь в этом вузе, то не должен наносить ему вреда. Есть много других способов изменить что-то, обратиться сначала к руководству, а не писать сразу в соцсети гадости" считаю как признание в любви своей работе, своему рабочему месту. В вузах не должно быть проходимцев (те, кто проходя мимо зашел для удовлетворения самолюбия значимости). Вуз помогает обществу создавать молодежную среду, которая поднимает свою страну, её интелект и др. Так давайте же ценить это и поддерживать. А цитата высказывания Высоцкого, используемая автором (спасибо ему за важный материал), как нельзя точно расставляет всё по местам - духовную миссию вузов не должны оценивать проходящие мимо

  • Анонимно
    17.10.2015 11:47

    Не надо всуе и по мелкому использовать имя Высоцкого. Если послушать некоторых угодников, то и выступление или реплика в БО будет считаться грубым нарушением кодекса, а точнее присяги верности ректору. Преподаватель, к мнению которого не желают прислушаться в вузе имеет полное право выступить в печати.Мы постоянно ругаем США, а там, например в Чикагском университете, преподаватели объявляли забастовку по условиям работы и оплате.Никто не считает это подрывом устоев вуза и тем более государства.Кстати не пойму чем сейчас занимается профсоюз вуза и нужен ли он в такой ситуации ?

  • Анонимно
    17.10.2015 13:00

    В Казани очень много вузов и не все они дают настоящее высшее образование. Следовало бы их сократить, оставив как минимум два вуза (университета). Первый университет – классический. А второй технический (технологический). И резко сократить прием в эти вузы, а остальные вузы или их остатки перевести в разряд профессиональных училищ. В первом вузе следует готовить по болонской системе, а во второй готовить специалистов (инженеров). Тогда резко повыситься конкурс за место в вузах. И будет возможность отбирать студентов у этих двух вузов. Соответственно сократиться и число преподавателей, которых следовало бы набирать по конкурсу и не стандартному трудовому договору, а в зависимости от того, кого специалиста хотят привлечь в вуз. Сегодня тоже устраивают формальный конкурс на место, например, доцента или профессора. Но результат уже заранее известен, конкурс устраивают под кого-то лично, а затем дают подписать стандартный трудовой договор, где нет ни четких обязанностей вуза, ни премий, ни поощрений, но нет и ответственности того, кого взяли по конкурсу. Так аморфный договор, по которому ни вуз ни за что не отвечает перед преподавателем (только в рамка трудового кодекса), ни преподаватель перед вузом и студентами. Потому придумывать еще какие-то кодексы это маскировать то, что должно быть прописано в договоре, но не более. Далее, в вузах ректор не должен избираться более чем на два срока по четыре года. А всем процессом в вузе должен управлять Ученый Совет и Попечительский Совет. Не должно быть у ректора всей полноты власти, превышающая власть Ученого Совета. И ректор не должен возглавлять Ученый Совет, как это и происходит во многих вузах, отсюда и всевластье ректора и самодурство. Ученый Совет своим решением может приостановить полномочия ректора, до решения Попечительского Совета. В составе Ученого Совета должны быть только представители кафедр или сами заведующие кафедр, а не так сегодня, например, в том же КХТИ (специально посмотрел), там и завхозы, и охранники, и кого только нет под руководством того же ректора. Какой тут моральный кодекс, тут надо сначала расчистить эти авгиевы конюшни, а уж потом об этом что-то говорить. Да и не понадобиться после таких реформ. Все встанет на свои места.

    • Анонимно
      17.10.2015 17:59

      хороший опус. Жаль только, автор в школе видимо плохо учился - глаз режет обилие орфографических ошибок

      • Анонимно
        17.10.2015 18:49

        Когда сказать по существу нечего, начинают искать блох. Ну вы знаете у каких животных это в ходу? И к тому, видимо, вы видите только на один глаз. Другой у вас косит в сторону. Да, и вы правы, не учил я русский в школе, не старался, можете успокоиться. Ну не нравился он мне. Много всяких исключений, которые надо было просто тупо заучивать. И правила так себе, почти мало логики, особенно в орфографии, даже те, кому этот язык родной, окуют и вякуют в зависимости от места рождения. Булгарин

        • Анонимно
          17.10.2015 19:25

          Булгарина в депутаты! Ммм, нет, в министры! Хотя, чего уж там - в президенты! Почему? Потому, что всему дает оценку. Видимо привык: сам себя пишет, сам себя и оценивает. Уважаемый, мнение ваше может и интересно, но его нет - только оценки. Но ведь Вы - никто. Даже не ректор, чтобы модернизировать систему ВО.

          • Анонимно
            17.10.2015 20:11

            Все правильно. Потому и живете так, как живете. Да, я самодостаточен, могу сам писать и сам себя оценивать. А вы можете читать или не читать, высказывать свое мнение о написанном или просто промолчать. Не собираюсь модернизировать ВО, просто это как задача оптимизации системы для меня. Вот решил задачу, и решение выложил на этом сайте. Кому интересно, могут свое мнение высказать. Найти узкие места в рассуждениях. Это ведь как игра. Все мы прекрасно ту понимаем, что те, кто принимают решения и что-то могут изменить все эти комменты, да и думаю статьи, не читают. Они страшно занятые люди. Но и пишем ведь не для них. Пусть они пишут все эти кодексы чести, хотя думаю, что и не они это написали. Наверное, кому то заплатили на сторону и те написали. Им это интересно, ну а мне вот то, что я написал было интересно. Булгарин

    • Анонимно
      18.10.2015 20:39

      Извините, но Ваши фантазии об "ученом совете" (с прописной буквы) можно списать лишь на осеннюю хандру и манию величия.Какая "наука"?Какой "совет"?А уж словосочетание "власть Ученого Совета" говорит о том, что Вам надо отдохнуть.Власть в политике, а в науке - авторитет, основанный на реальных достижениях - открытиях и технологиях.

      • Булгарин
        18.10.2015 21:22

        Вам надо бы сначала ознакомиться со структурой университетов, а потом про ваше осеннее обострение. Какой авторитет у Ученого Совета в науке? Это своеобразное подразделение в структуре вуза. Изначально предполагалось, что Ученый Совет будет следить за ректоратом и принимать решения по стратегическому развитию вуза, т.е управлять вузом, а это означает власть. Вам сейчас понятно. Есть еще ученые советы по защите диссертаций. Но это совсем другое. Не путайте. Но сейчас многие такие советы находятся под властью ректора и ему подчиняются. В эти советы напихали всех кого сочтет нужным ректор. Там и профбоссы, там и все проректора и студенты. Потому они просто дублируют решения, которые нужны ректору. Может быть и в КХТИ того позора бы не было, если бы Ученый Совет состоял не из приближенных ректора, и принимал бы решения от него не зависящие.

        • Анонимно
          19.10.2015 18:12

          "Какой авторитет у Ученого Совета в науке? Это своеобразное подразделение в структуре вуза".Извините, но почему тогда это "своеобразное подразделение" называется "Ученый совет", да еще с большой буквы?

  • Анонимно
    17.10.2015 13:12

    власть считает, что её спасёт отсутствие критики? эту власть уже ничего не спасёт

  • Анонимно
    17.10.2015 13:53

    Еще один урок для тех, кто строил для себя иллюзии о нашей стране.

  • Анонимно
    17.10.2015 14:04

    Тогда надо завести в вузе свою прокуратуру (службы безопасности у большинства есть), МВД, суд (в принципе может заменить ученый совет, что иногда происходит) и т.д.

  • Анонимно
    17.10.2015 15:39

    Начните с себя, уважаемые ректора. А то привыкли орать на ректоратах

  • Анонимно
    17.10.2015 18:44

    Неформальные поведенческие кодексы в университетах были и раньше, хотя и не были прописаны. Но это были времена выборности, университетской автономии и академической демократии. Хотя и сегодня трудно представить сотрудника университета, который говорил бы журналистам: «не поступайте ( не приходите, не заключайте и т .п.) в наш университет-он плохой». Однако сотрудник может быть не согласен с конкретными фактами и процессами. Если внутри вуза его мнение не учитывается, то может ли он высказаться публично? Нужно иметь в виду, что упоминаемые в статье вузы – государственные, а не частные и, если государственный вуз скрывает от налогоплательщиков свои проблемы, а некий сотрудник, говорит о них (не нарушая Устав вуза, но, возможно, нарушая определенные интерпретации кодексов), то кто прав с точки зрения общества?

    • Анонимно
      17.10.2015 19:30

      п.1. Ректор всегда прав.п.2. Если ректор не прав см. п.1.

  • Анонимно
    17.10.2015 19:29

    Как хорошо, что проблемы вузовской этики обсуждает проф. М.Д.Щелкунов - именно он своими поступками возвел этические принципы на небывалую высоту! Вспомнить хотя бы "дело Ясавеева"

    • Анонимно
      18.10.2015 09:47

      Главный философ РТ, заместитель которого недавно погиб при невыясненных обстоятельствах, один из немногих сказал правду: вузы - это "конторы" по зарабатыванию денег.Но это еще не вся правда.Вся правда еще страшнее...

      • Анонимно
        18.10.2015 20:44

        Даааа...Интеллектуальный и, главное, моральный и нравственный уровень работающих в так называемых "университетах" значительно ниже среднего по стране...Об этом еще академик В.И.Вернадский писал в начале 1930-х годов.Ситуация с тех пор значительно ухудшилась.Яркий тому пример текст директора М.Д.Щелкунова.

  • Анонимно
    17.10.2015 20:55

    Самое печальное ,что подавляещему числу преподавателей давно на эти и анологичные бумаги , а также на то что происходит в ВУЗе глубоко плевать. Раз утрачены нормы человечности. Если бы это было не так , то учение советы так послушно не голосовали бы за такие кодексы.

  • Анонимно
    17.10.2015 21:21

    ЧЕСТЬ У МЕНЯ ОДНА. ОТДАШЬ, А ГДЕ ДРУГУЮ ВЗЯТЬ-к.ф. Красная площадь.Помнит ли это ректор КНИТУ-КАИ?

  • Анонимно
    17.10.2015 23:11

    Смешно про кодекс чести.На мой взгляд большинству вузов подошел бы кодекс молчания.Это только на вид большинство вузов кажутся белыми и пушистыми.

  • Анонимно
    18.10.2015 00:17

    Совсем что ли заняться нечем?

  • Анонимно
    18.10.2015 17:37

    Не пора ли ввести студенческие и преподавательские мундиры, как это было при Царе Батюшке? - А то совсем распустились. А где обязательное посещение церковных служб? - А то церковь в университете давно пустует

    • Анонимно
      18.10.2015 20:46

      Вам надо в Иран или Израиль.Там Ваши мечты уже давно осуществлены - в конституции указаны государственные религии.Счастливого пути!

  • Анонимно
    18.10.2015 18:20

    До недавнего времени на официальном сайте КХТИ была опция "антикоррупционная работа". После событий с проректором Абдуллиным этой опции на сайте нет. Толи коррупцию победили, толи кодекс чести не позволяет.

  • Анонимно
    19.10.2015 00:35

    "Конспиралогический" подтекст в подобных кодексах находят только одержимые манией преследования, т.к ничего кроме норм дисциплины и этикета в них, как правило, не содержится. Странно читать такие глобальные рассуждения по весьма обыденной теме. В крупных организациях (частных)подобные кодексы существуют давно. Прописан дресс-код, стиль общения, рамки высказываний в СМИ и в соц сетях. Сотрудники знакомятся с документом под роспись и не рефлексируют по этому поводу,потому как хочешь работать в этой организации -выполняй требования работодателя. Выполняют и рядовые, и начальники департаментов, и не считают это чем -то оскорбительным, поскольку никакого оскорбления в общем -то и нет -прописаны общепринятые деловые и этические нормы, человечность никуда не девается. То, что соблюдение норм кодекса учитывается при проведении аттестаций и развитии карьеры - и ежу понятно, ни одна компания не держит на работе оппозиционно настроенных, т.к. верно заметил Щелкунов -деньги надо зарабатывать, а не тратить силы на борьбу с паршивыми овцами. Верно и то, что меняются условия существования ВУЗов, требования, предъявляемые к ним. А если каждый преподаватель начнет публично негативно высказываться о ВУЗе, то желающих в нем учиться не прибавится.

    • Анонимно
      19.10.2015 09:10

      это и есть объективное мнение. На кодексе пример брать надо, переносить модель образованного человека в семью, в общение.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль