Общество 
17.10.2015

Рафаэль Хакимов: «Татарские деревни были своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом...»

Почему республике не подходит идеология поиска врагов под знаменем патриотизма

Татарстан соединил многие традиции, сохранившиеся от прежней истории в своих навыках организации жизни, представлениях о мире, морали, считает вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Татарские деревни были в чем-то сходны по устройству с древнегреческими городами-государствами и от русских сел отличались отсутствием крепостничества, распространенностью отходничества. Все эти нюансы истории отразились на психологии, поведении жителей республики, считает автор «БИЗНЕС Online».

КУЛЬТУРА НЕОБЩЕНИЯ

Зверь полуиздохший город хрипит
Но тысячи свирепые еще горят зрачков
Ищейки темные вонзающих потерь
И под скрипы челюстей грызущие веков.

Давид Бурлюк

Наше время — время больших скоростей, массовых коммуникаций, мобильной связи, концентрации населения в мегаполисах, эпоха виртуального общения. Старая добрая деревня, уютные городские дворики, слободы с тесным общением стали анахронизмом. Что привносит в нашу жизнь эта динамичная цивилизация? Благополучие, материальное или духовное обогащение, возможность карьерного роста? Отчасти да! Но не таится ли в этом угроза потери индивидуальности под давлением глобализации? Городская жизнь создает нормы, ограждающие личную жизнь от окружающих, частная жизнь становится «священной», не допускающей чужого взгляда, но это вовсе не означает проявление уважения к личности. Городская среда требовательна в своей унификации и обезличении. В ответ люди начинают создавать собственное окружение, выстраивая где-нибудь в заброшенном селе летние дачи, или в городе отделяются высоким забором в разные «тауны».

Известный немецкий социолог Георг Зиммель на рубеже ХХ столетия исследовал различия в ментальности столичных жителей и обитателей маленьких городков и пришел к мнению, что столица живет умом, а провинция — сердцем. Отчасти это так. Жители крупных городов более подвержены влиянию сильных внешних стимулов, бесцеремонно вторгающихся в их внутреннюю жизнь, они склонны к объективному, рациональному взгляду на вещи. Городская жизнь порождает узкую специализацию за счет рационализации всей деятельности. В городе существует масса писаных и неписаных правил: как вести себя на дорогах, в общественных местах, в очередях; где можно курить, а где — нельзя; какие наказания ждут человека за тот или иной проступок.

Не сказать, что жителям села не присущ прагматизм, но в городе прагматизм сугубо личный, с минимальным учетом коллективных интересов. Конечно, большой город имеет преимущество в силу концентрации рабочих рук, финансов, многообразия специальностей, разнообразия культуры — все это позволяет реализовать крупные проекты, но в ответ теряется целостное восприятие мира, характерное для деревни. Деревня — это микрокосм, отражающий, как в капле воды, большой мир. На селе при всей экономической бедности, ограниченных возможностях для получения образования существует одно преимущество — целостное восприятие мира, умение работать в рамках установленных правил, способность выдвигаться в лидеры, не ломая существующих правил игры. Эти навыки порой оказываются важнее иных преимуществ, которые дает город. Если ты научился быть лидером в рамках правил в своей деревне, то ты можешь это повторить на ином уровне, поднимаясь по социальной лестнице. Именно поэтому деревня дала миру великих личностей, прекрасных организаторов, талантливых писателей, бизнесменов. Город готовит замечательных специалистов, выдающихся людей в самых разных сферах жизни, но не всегда воспитывает те свойства, которые нужны для создания прочного коллектива с позитивной мотивацией. В городе слишком выражены индивидуализм и цинизм, что порождает массу карьеристов, только с виду похожих на лидеров. Для них личный интерес выше правил игры, они пытаются установить свои правила, тем самым разрушая устои.

Переполненный город перегружен информацией и контактами. Современная цивилизация создала новые средства для быстрого установления связей, мы можем постоянно общаться по мобильнику, интернету, но этот поток информации нас захлестывает, мы в ответ ищем средства для ограничения контактов. Те же разработчики мобильной связи, интернета теперь изобретают фильтры для ненужных звонков, спама, отсеивания надоедливых сетевых модераторов. Мы вынуждены расставлять приоритеты в своих отношениях с людьми и кого-то заносить в черный список. Сегодня даже в тесном автобусе или метро, на улице каждый находится в своем мирке, часто с наушниками в ушах — люди хотят не столько слушать музыку, сколько не хотят слышать попутчиков. Перегрузки настолько деформируют повседневную жизнь, что выстраивается иерархия социальных ролей, меняются социальные нормы — появляются равнодушие, обезличенность, отчужденность жителей мегаполиса. При высокой плотности населения человек не может вмешиваться в дела всех окружающих, иначе он будет постоянно отвлекаться от своих дел.

В городе нет видимых стен и сторожевых башен, но люди установили виртуальные, психологические крепости вокруг своей территории. Даже соседи могут видеться, но не здороваться на протяжении многих лет. На этой почве возникает новый феномен «знакомых незнакомцев». С одной стороны, это устойчивые отношения, с другой — анонимные знакомые не вступают ни в какой контакт, они могут даже знать имена друг друга, но не общаться. Люди из года в год безмолвно взирают друг на друга, оказываясь в символических отношениях. Эти «замороженные» отношения проявляют себя лишь в особых случаях. Так, казанцы, встречаясь в Москве, общаются как старые знакомые, могут даже ощутить почти родственные чувства.

Городская среда порождает временный характер социальных отношений, они соединяются и рассыпаются, как в калейдоскопе. У меня в столе скопились сотни визиток, с большинством из их хозяев я виделся всего один раз и вряд ли увижусь вновь. Наши отношения похожи на столкновения частиц в стиле броуновского движения. Даже дружеские отношения на работе могут легко распасться при смене работы или с переездом в другой город, поскольку они чаще всего оказываются лишь частью карьеры.

«РАВНОДУШИЕ — ОДНА ИЗ САМЫХ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ БОЛЬШОГО ГОРОДА»

Однажды сосед приходит к Молле Насреддину и говорит:
Молла, у меня к тебе две просьбы.
Скажи, пожалуйста, какие?
Во-первых, одолжи мне сто акча. Во-вторых, дай мне пять месяцев сроку, чтобы вернуть.
Первую твою просьбу исполнить я не могу, ответил Молла, денег от меня не жди. Что касается второй, то могу дать тебе сроку не только пять месяцев, но, если хочешь, все пять лет.

Равнодушие — одна из самых характерных черт большого города. Чем больше количество и частота человеческих контактов, тем меньше времени, внимания и эмоций человек может уделить каждому из них, отсюда пресыщение контактами. Ответственность становится распределенной настолько, что каждый отвечает только за свой отдельный и маленький участок. Между человеком и социальным миром появляется множество посреднических организаций, для спонтанной интеграции не остается места. Такая форма жизни одновременно защищает и отчуждает индивида от социальной среды, что ведет к полному пренебрежению к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей. Мы уже не обращаем внимания на валяющегося на улице человека, в лучшем случае объясняя для себя это тем, что он, видимо, пьян, редко кто вмешивается в уличную драку, для всего, мол, существуют специальные службы. Причем чем больше наблюдателей какого-либо происшествия на улице, тем меньше вероятность, что кто-нибудь из них вмешается в происходящее. Город меняет традиционные нормы вежливости и взаимопомощи, заменяя их нормой невмешательства.

Большой город — это ситуация, на которую индивиды реагируют адаптивно в соответствии с той ролью, которая ему отведена по жизни. Вопрос не в различии между сельскими жителями и горожанами, а в реакции схожих людей на весьма несхожие условия жизни. Большой город — ситуация, к которой человек вынужден приспосабливаться и становиться таким, каким его хочет видеть ГОРОД.

Одна моя давняя знакомая напросилась на встречу и заглянула в Институт истории в Кремль. Она родилась в Казани, всю жизнь прожила на Вторых Горках, родила дочь и первый раз оказалась в Кремле, который им очень понравился. Я знаю москвичей, которые ни разу не были в Пушкинском музее или Третьяковке — все недосуг. Что же такое Казань как сообщество? Как можно было прожить четверть века и даже случайно не оказаться у стен Кремля? На самом деле любой горожанин оказывается живущим своим узким миром, для него дела всей Казани — это лишь очередные новости в ряду других новостей, а молодежь может новостями и не интересоваться, ограничиваясь интересами круга друзей. В данном случае мало имеет смысла осуждать тех или иных людей в их равнодушии к делам города — это нужно принимать как данность. Горожане скорее ждут от города услуг, нежели сами готовы сделать посильный вклад. Они готовы украсить свой балкон, дворик, а за город должны нести ответственность те, кто за это получает деньги. Кого-то такая жизнь устраивает, кого-то тянет в мегаполисы вроде Нью-Йорка, Токио, Москвы с их шумом, ночной жизнью, динамичностью, суетой, многообразием, возможностями для карьеры. Но немало тех, кто предпочитает тишину университетских городов или вовсе провинцию, многие фирмы в Европе переносят свои офисы подальше от больших городов, предпочитая природу со свежим воздухом и тишиной. Большие города обрастают пригородами, которые начинают вести себя как маленькие городки. Это ответная реакция на разрастание мегаполисов. Казань идет тем же путем.

Кроме количества населения на будущее городов будут влиять сфера их деятельности, развитие современных технологий. Если Татарстан будет развиваться теми же темпами, что и сегодня, причем сразу заимствуя лучшие технологии, то очень скоро механизация, автоматизация, роботизация станут настолько значимыми, что изменят всю профессионально-квалификационную структуру нашего общества. Речь идет не о безработице, а об изменении философии жизни. Я понимаю, что с философией у нас связаны ассоциации бесполезной болтовни, но это особенность российской традиции. Русская философия не состоялась, поскольку опиралась на ложную историю, а значит, была оторвана от реальной жизни. К тому же она была замутнена богоискательством, что и вовсе уводило в заоблачные сферы, в то время как страна погружалась в бездну. Сегодня только кажется, что философию можно подменить одичавшим патриотизмом. На самом деле человек не может жить без мировоззрения, в крайнем случае он создает собственное видение или ограничивается библейскими и кораническими средневековыми сказками.

При крутых поворотах судьбы неизбежна смена парадигмы, угла зрения на экономические и социальные процессы, т. е. мы вынуждены выделить приоритеты своей жизни и ясно их изложить. Суть изменений заключается в новой функции человеческого знания, которое станет основным двигателем Татарстана. Мы не можем вечно выступать в роли догоняющих и подражающих. «Фабрики» знаний станут центрами революционных изменений не только в экономике, но и в нашей повседневной жизни. Научные городки, чьи фундаменты уже заложены, создают иную среду общения, где основными продуктами становятся научное открытие, разработка технологий. Одновременно не менее важными станут открытия новых социальных технологий, которые повышают качество жизни, творческий потенциал, мотивируют людей на новые достижения.

«ДЛЯ ТАТАР ИСЛАМ НЕ ИГРАЛ ТАКОЙ ЖЕ РОЛИ, КАК ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ РУССКИХ»

По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранные урожаи — нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна.

Ральф Уолдо Эмерсон

Почему философия жизни в Татарстане должна отличаться от российской или европейской? Российская философия была построена на извращенной историографии, разработанной под руководством немецких историков, знавших только европейские традиции. Первым петровскую экзекуцию озвучил Николай Карамзин, продолжил Сергей Соловьев и завершил Василий Ключевский. Они выстроили историю не столько России, сколько ДЛЯ государства Российского. К тому же Ключевский был профессором Духовной академии, что наложило отпечаток на его труды. Его концепция истории как колонизации территорий и народов, их русификации и христианизации не могла стать базовой для инородцев. Историческая роль отводилась только великороссам, другие народы — предмет колонизации, социальный фон наряду с природными катаклизмами.

Вся история начиналась с Киева, как якобы русского города. Но ведь в Средние века это был хазарский городок Куяба, вокруг которого жили славянские племена полян, древлян, кривичей и тюркские племена торков, черных клобуков, берендеев. Киевское княжество захватили викинги (шведы), поскольку Киев был значимой крепостью на пути из Варяг в Греки. Официальные историки не только извратили начало русской истории, но также проигнорировали не менее влиятельную Волжско-Камскую Булгарию и еще более влиятельный Хазарский каганат. До появления собственно русских из смешения славянских и финских племен хазары и булгары уже существовали как государствообразующие народы, а до этих государств существовал Тюркский каганат, чья территория простиралась от Алтая до Дуная. И все это история России, проигнорированная тройкой Карамзин — Соловьев — Ключевский. Петровская историческая философия сохранилась в своих ключевых принципах в советское время и нынешней России, ее ущербность в полной мере проявилась тогда, когда «инородцы» разбежались по своим государствам, а ближайший, якобы самый родственный народ — украинский — оказался во враждебном лагере к великороссам. Без Украины нет шансов восстановить былую империю, а потому вся прежняя философия оказалась бесполезной.

Может быть, Татарстану подходит европейская философия, где сегодня доминируют французские мыслители? Отнюдь. При всей привлекательности блестящей плеяды европейских философов мы не можем ее просто заимствовать, поскольку у нас была иная история, а в ней уже заложены основы нашего мировоззрения, независимо от того, осознаем мы это или нет. Например, в Европе не было традиций номадизма, а у татар они были, причем не в чистом виде, как у казахов, а в виде сочетания номадизма с оседлостью. Нельзя оседлость, урбанизацию воспринимать как более высокую ступень цивилизации, это одна из форм жизнедеятельности, как и номадизм, который не исчез из нашей жизни. Его, действительно, нет в качестве кочевого хозяйства, но он сохранился как элемент ментальности и образа жизни. Мобильность, открытость татар, подчинение религии интересам нации объясняются именно прежними традициями номадизма. Здесь уместно сравнение с американским образом жизни, который резко отличается от европейской культуры. Освоение Дикого Запада в США шло по чисто номадическому принципу. Для американцев церковь не играла столь же существенной роли, как в Европе, поэтому у них в центре любого городка стоят офис шерифа и тюрьма, а в европейских городах — церковь. Номадизм в сегодняшнем мире проявляется через глобализацию, а значит, он часть современной культуры и не собирается отмирать.

Что же касается русских, то в их истории не столько церковь, сколько монастыри сыграли нациообразующую роль, православие и сегодня остается важным фактором русификации самих русских, ведь русский народ складывался не только из славян-язычников, но и из финских племен. Сказки про крещение Владимиром (Вольдемаром) русских появились из-за скудости московской идеологии. Владимир сам не был русским, более того, в то время в принципе не было русских, тем более в греческом православном Херсонесе. Крещение Руси произошло много позже и не как одноразовый акт, а в виде наступления монастырей на славянские и финские земли. Когда-то монастыри были основным фактором русской колонизации, а потому часто выглядели не как Божьи храмы, а настоящие крепости. Расцвет деятельности монастырей приходится на период Золотой Орды, где религиозные учреждения освобождались от налогов, именно тогда происходит масштабная русификация славян и финнов (чуди, мери, веси и т. д.), а великороссы как целостный народ появляются много позже. Ведь даже в эпоху Куликовской битвы народы оставались с удельным сознанием: новгородцы и псковичи не признали московского верховенства в силу близости со Швецией, тверичи и рязанцы больше смотрели на Литву, москвичи, суздальцы, владимирцы и другие были исключительно лояльны ханам Орды. Нижний Новгород, разбогатевший на торговле по Волге, держался от всех подальше. Даже во времена Смуты мы видим доминирование удельных интересов над общерусскими, причина такого положения заключалась в слабой христианизации Святой Руси.

Православная церковь для русификации татар не играла большой роли, главным фактором была политика государства, а не духовные искания. Те татары, которые добровольно приняли православие, стали впоследствии русскими, а те, кого крестили насильно (кряшены), сохранили татарский язык и традиции. Для татар даже ислам не играл такой же роли, как православие для русских. До принятия ислама татары уже были сложившимся народом, с принятием ислама в качестве государственной религии в Х веке они соединили исламскую доктрину с этническими традициями, именно поэтому татарский ислам столь существенно отличается от арабского, причем в лучшую сторону. Сегодня ни православие, ни ислам не могут выполнить ту же роль, как прежде, поскольку они из сферы духовной перекочевали в сферу услуг, став элементом экономики.

Татарстан соединил многие традиции, сохранившиеся от прежней истории в своих навыках организации жизни, представлениях о мире, морали. Достаточно вспомнить Ясу Чингисхана о равенстве всех религий, культур, народов. Сегодня это воспринимается как «Модель Татарстана», но у нее был автор в Средние века в лице Чингисхана. Конечно же, татарские деревни были построены иначе, чем европейские, там они были простым приложением к городу. Татарские же деревни были своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом, в чем-то сходными с древнегреческими городами-государствами. Татарские деревни отличались и от русских сел отсутствием крепостничества, распространенностью отходничества. Все эти нюансы истории отразились на психологии, поведении граждан Татарстана, а потому наша республиканская философия жизни, динамика ее изменений не могут не учитывать особенности прошлого. Российская идеология поиска врагов под знаменем патриотизма для нас явно не подходит. У нас философия взаимопонимания всех народов и открытости культуры к инновациям, что является базой стабильной политики и экономики знаний.

Новые вызовы потребуют иной культуры общения. Мегаполисы будут прирастать микрогородками, более комфортными для жизни. Деревня перестанет быть простым приложением к АПК, она станет инкубатором социализации, хранилищем лучших национальных традиций. Нет нужды в урбанизации деревни, ведь и город будет менять свои функции под требования индустрии знаний. Экономика знаний потребует организации коллективных усилий для творческих прорывов, значит, культура необщения, отчуждения должна будет смениться новыми формами организации жизни.

Когда весь город спит в усталой негра позе
Луны сквозь дым черствеет хризолит
За каждое окно втыкаются занозы
Они въедаются сердца заснувших жителей столицы
И каждый сон похож тогда на мертвеца
А мысль пугливей спящей птицы
Весь город спит сложив свои секреты
Как жалких медяков скупец копилку
А с океана туч лиловые кареты
Мнут спящий город вечности подстилку
Бульвары, банки, пристани и доки
Лежат затоптаны мертвящим лунным светом
Которому на солнце есть истоки —
Луны сюда он брошен арбалетом.
Так и веков забытых тайны и сказанья
Так и догадки древних мудрецов
Несут в себе засмертные восстанья
Противу гнета сгинувших веков.
Радости горе и сокровение мысли древне мудрецов
Как эхо об умы тысячелетий горы
Перешагнут, чтоб снова жить в конце концов...

Давид Бурлюк. Ор. 10.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (105) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.10.2015 12:07

    Очень интересная статья. Я бы сказала доктрина или база для выстраивания модели общественных связей в новом тысячелетии. Интересно, что подобные вопросы поднимают только китайцы, пытаясь выстроить идеологию нового времени.

  • Анонимно
    17.10.2015 12:12

    «Ситуация в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений в Татарстане сейчас имеет тенденцию к улучшению, поэтому полагаю странным, что националистические деятели времен 90-х годов еще присутствуют в общественной жизни Татарстана, а их выпады в адрес людей других национальностей и вероисповеданий не получают должной оценки властей республики. Полагаю, что этап поощрения таких настроений со стороны власть предержащих должен быть окончательно пройден и не рекомендован к повторению». Председатель отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

    • Анонимно
      17.10.2015 12:23

      Кемгя киряк ваш Чаплин? Зачем преподносить мнение бородатого человека из организации, которая имеет целью заставить людей верить в то, что её представители и сами не видели, как некий весомый аргумент. И где аы вообще обнаружили здесь тему для применения цитат глубоко уважаемых Чаплиных?

      • Анонимно
        19.10.2015 17:28

        А какая разница кто он? Главное говорит правильные вещи. В отличие от уже целого ряда публикаций не уважаемого академика.Такой смеси сказок и ксенофобии еще поискать.

  • Азат Д
    17.10.2015 12:22

    Рафаэль Хакимов: «Татарские деревни были своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом...»Любая деревня такая. Не зря же раньше деревня на деревню бились, как за своё микрогосударство. И в городе, когда деревенские туда массово переехали, так же двор на двор бились.

    • Анонимно
      17.10.2015 13:03

      Азат, зачем?
      "
      Я нынешний отпуск, вернее его часть, провел в сабинском районе у друга...
      Будучи не искушенным в деревенских нравах и понятиях , отметил для себя высшую степень взаимоуважения, между селянами..
      Не показались они мне теми, коими Вы пытаетесь выдать
      И открою Вам страшную казанскую тайну: кулачные бои, были и до появления селян в городе... Так что не кошмарьте публику:)
      Спасибо.
      Я Вам больше скажу: молодежь нонча грамотная и честная .. С ней по честному и она ... Честная !!!
      А Гареев
      ))

      • Азат Д
        17.10.2015 13:38

        Читайте пожалуйста внимательно«Татарские деревни БЫЛИ своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом...»

      • Азат Д
        17.10.2015 13:44

        А сейчас в век транспортной доступности и информатизации, сокращаются границы и расстояния, стираются различия.

  • Анонимно
    17.10.2015 12:56

    Все таки татары относятся к Алтайской группе народов,видно по лицу.А тюркская группа народов это начиная от Башкиров(голова туры) до средней Азии. Народ формируется языками.Отличия есть. Финно-угорские народы(лесные) имеют свои отличия. Например татары не ели грибы и все лесное, так как считали для себя в лесу опасность разную. Ведь были кочевыми народами.Бытие то что есть.Сближение народов не остановить.Проблема ведь в уме-эге, который оторвался от целого природного ума и стал жить отдельной жизнью.И у него свои законы внутренние, которые проецируются наружу.Этим и объясняется отчуждение людей.Конечно изучая в с детства и в школе устройство умом можно убрать те негативные последствия,которые они доставляют.Проход а Разум (раз -единый ум) невозможен без прохождения и единения этих негативных последствий ума.По сути каждый день человек как бы с помощью жизненных обстоятельств соединяется в некогда целое деревенское мировозрение.К старости становимся терпимее и мудрее,так как проходя уроки жизни учимся любить во всех смыслах.Каков ум, такова жизнь!

  • Анонимно
    17.10.2015 13:12

    Вамин разорил деревни ,и весь татарский уклад жизни.пострадавший от вамина

    • Анонимно
      17.10.2015 13:56

      а я бы с удовольствием уехал в деревню если бы там работа была

    • Анонимно
      17.10.2015 13:58

      Вамин же не сам по себе разорил деревни и не без ведома руководства, так что если уж разбираться в том, кто виноват, то объективно и всесторонне.

      • Анонимно
        17.10.2015 19:28

        Объективно Вамин своими руками и разорял деревни ,брал кредиты,ложил в карман ,а долги кредитные вешал на сельчан.

    • Анонимно
      17.10.2015 14:17

      Может подскажете какую конкретно деревню. Тогда смогу ответить.

  • Анонимно
    17.10.2015 14:20

    Деревня обогатила страну, это факт.Трудоголики - нефтяники в основном выходцы из деревни,а нефтяников дала деревня, когда на семью давали по 3 га выращивать сахарную свеклу,(вручную прополоть, под дождь и снег убирать, чистить...) родители сами все делали, чтобы дети ушли подальше от такой жизни.Нефтяная отрасль продолжает из деревни высасывать лучшую часть-здоровых мужиков, так как заработать им в другой отрасли(например, на ферме) особо не светит. Нефтяники платили компенсацию за загрязненные родники?Что-то не помню.Если писать, получается длинный список обстоятельств, возникших и разорявших деревни наши. Обстоятельства же возникли в результате правил, придуманных свыше, непонятно в чьих интересах.

  • Анонимно
    17.10.2015 14:26

    Вы знаете, чем отличались Вамин и Красный Восток? Красный Восток строил комплексы на голом поле, вне деревень, и уничтожал фермы в деревнях. Вамин восстанавливал разрушенные фермы почти в каждой деревне, несмотря на то, что это было нерентабельно и тем самым способствовал сохранению деревни.

    • Анонимно
      17.10.2015 19:54

      По вашему за такие дела "Вамину" ( читай что руководителю) орден что ли дать? О таких говорят в народе, о нем плачет .... в одном месте. И скажите, где и какая деревня ликвидировалась в связи с приходом Красного Востока туда. Вы льжёте, зачем ?

    • Анонимно
      18.10.2015 23:16

      А почему Красный Восток строил новые фермы? Потому старые не соответствовали тем технологиям, которые применялись на новых. Начиная с объема помещений. Низкорослые телятники (свинарники) советского времени не давали возможности использовать новые технологии. Перестраивать их - это дороже, чем строить новые фермы. Отсюда и решение Красного Востока.

  • Анонимно
    17.10.2015 14:48

    У мусульман есть понятие "аксакал". Это признание несомненной мудрости людей преклонного возраста. Вот академик Хакимов своими статьями-наскоками на Ислам, ну никак, не тянет на аксакала. А этом смысле он смешон. Этими своими наскоками он начисто аннигулирует свои здравые мысли в отношении жизни татарского народа.

  • Анонимно
    17.10.2015 14:53

    Прочитала вот это и можно далее не утруждать себя низкопробным чтивом: " от русских сел отличались отсутствием крепостничества, распространенностью отходничества." Умирать будет со словами, хоть ему будет 100 лет: это русские виноваты

    • Анонимно
      17.10.2015 16:40

      Что вы так болезненно воспринимаете,сказано что отличаються и все,Теперь уже ничем не отличаються-все на русском.

      • Анонимно
        19.10.2015 15:05

        гражданка прочитала большую часть, а на последний абзац сил не расчитала

    • Анонимно
      17.10.2015 18:01

      Пугаться можно и своей тени. Не утруждайтесь чтивом, особенно поиском негатива, там, где приводят факты.

      • Анонимно
        17.10.2015 18:54

        Надо увидеть суть вещей, а не заниматься измышлениями. Вот что сейчас говорят и пишут сирийцы в адрес России и её президента Владимира Путина."Верующие мусульмане знают, что русские — это гнев Аллаха".А это написали в Фейсбуке представители арабской диаспоры из Германии:"Спаси нас Россия, мусульмане не забудут этого"."Русские будут вознаграждены Аллахом за то, что направляют заблудших мусульман на праведный путь"."Спасибо Россия! Спасибо Путин!"Что ещё интересно, официальный Дамаск ввёл обязательное изучение русского языка в средней школе и вузе, заявив своей целью «сделать в Сирии русский язык вторым главным языком общения после арабского, вытеснив английский или французский».Таким образом, Дамаск не только выполняет анонсированное в январе обещание, но и принципиально меняет саму систему изучения иностранных языков. Ведь если изначально русский язык вводился как альтернатива изучению французскому, то теперь – как обязательный для изучения и в школе, и в вузе.

  • Анонимно
    17.10.2015 16:01

    Отличная статья!!! Побольше таких статей. Зуфар

  • Анонимно
    17.10.2015 16:42

    В различных источниках Гимн именуется по-разному. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (http://brokhaus-efron.narod.ru/1/1170.htm) он называется как русским народным гимном, так и национальным; в изданной Русской Православной Церковью Малой энциклопедии русской военной песни (http://www.pobeda.ru/content/view/3546) – гимном Российской Империи и российским гимном, в Викпедии (http://ru.wikipedia.org/) – русским национальным гимном и гимном Российской Империи. Император Николай Первый именовал его "народной песней".Безусловно, Гимн был молитвой веры и верности всего русского народа, всех поданных Русского Царя вне зависимости от их племенной этнической принадлежности.Примечателен в этом отношении эпизод, описанный генералом от кавалерии Петром Николаевичем Красновым в его воспоминаниях "Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской армии". Не легка была судьба наших солдат во вражеском плену – "Гимн и молитва были тем, что наиболее связывало этих несчастных, томящихся на чужбине людей со всем, что было бесконечно им дорого. Дороже жизни...Австро-германское командование, озабоченное раздроблением России и порождением розни между народами, составляющими Русскую империю, тщательно выделяло в особые лагери... [военнопленных] мусульман...Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный мусульманский лагерь и, заискивая перед ними, построил им прекрасную каменную мечеть. Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому "игу" и их довольство в германском плену. Но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман.- А теперь вы споёте нам свою молитву, - сказало осматривающее лицо.Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подтянулись, подравнялись, и тысячеголосый хор, под немецким небом, у стен только, что отстроенной мечети дружно грянул:- Боже, Царя храни.Показывающий лагерь в отчаянии замахал на них руками. Солдаты по-своему поняли этот знак. Толпа опустилась на колени и трижды пропела русский гимн! Иной молитвы за Родину не было в сердцах этих чудных русских солдат...".И еще одно место из воспоминаний атамана Всевеликого Войска Донского и замечательного русского писателя:"Вся пятнадцатитысячная толпа [русских пленных] вдруг рухнула на колени и едиными устами и единым духом запела "Боже, Царя храни"... Звуки величавого народного гимна нарастали и сливались с рыданиями, всё чаще прорывавшимися сквозь пение. Кончили и запели второй и третий раз запрещенный гимн.Австрийский генерал... снял с головы высокую шапку и стоял на вытяжку. Его глаза были полны слёз...".

    • Анонимно
      18.10.2015 18:51

      "Февральская революция 1917 года принесла татарам неописуемую радость(...)Народ почувствовал себя свободным от оков, которые он носил на протяжении веков, началось стихийное движение среди населения, направленное на то, чтобы взять свою судьбу в собственные руки.С первых же дней революции как в городах, так и в селах, даже самых отдаленных, стали проводиться собрания, конференции и съезды, на которых давались разъяснения смысла происшедших событий в Петрограде, возникали дискуссии по национальным и социально-политическим вопросам, появилась крылатая фраза: "Мы этого дня ждали 350 лет". На этих собраниях создавались под разными названиями национальные организации(...)7 марта на митинге в Казани был образован Мусульманский комитет под руководством Ф.Тухтарова, Р.Хальфина и др., потом переименованный в Мусульманский совет (Милли Шуро), вокруг которого группировались различные группы татарского народа, в том числе и татарские рабочие. Программа Милли Шуро содержала следущие требования: федеративное устройство России и обеспечение прав национальных меньшинств; по рабочему вопросу были приняты требования РСДРП; по земельному вопросу была принята программа эсэров; в целях обеспечения интересов нации в целом требовалось создание отдельных мусулманских воинских частей. Далее требовалось немедленное окончание войны; скорейший созыв Учредительного Собрания России; образование повсеместно мусульманских комитетов и созыв Всероссийского съезда мусульман в Москве. Милли Шуро образовало свои отделения на предприятиях Казани". Давлетшин Тамурбек. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской национальной политики. Англия. 1974г. сс. 74-75.

    • Анонимно
      18.10.2015 21:33

      \\А теперь вы споёте нам свою молитву, - сказало осматривающее лицо.Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подтянулись, подравнялись, и тысячеголосый хор, под немецким небом, у стен только, что отстроенной мечети дружно грянул: - Боже, Царя храни\\ - Я вот человек с высшим образованием, не знаю слов российского гимна. Расспрашивал в своем окружении, никто не знает. В 1 мировую войну на фронт взяли миллионную массу мусульман, вообще не владевшую русским языком (об этом есть много литературы, даже у Гашека в "Похождениях бравого солдата Швейка" мусульмане в таком контексте упоминаются). Как они могли петь "Боже царя храни", не зная русского языка, наспех пройдя военную подготовку и оказавшись после этого в немецком плену? То, что вы привели здесь - типичная лубочная сказка, кои во большом количестве печатались в русской монархической прессе того времени.

      • Анонимно
        19.10.2015 15:02

        Эйе, теге татарлардан калган жыр "Заман".Бик якшы сурэтли шул вакытны. Бугенге кёнгэ дэ якын...

  • Анонимно
    17.10.2015 16:43

    Суфизм - суфий - суф - сут - суть, суфизм - путь познание сути/суса. Следовательно, суфизм создавался, когда Русь ещё была единая, не под Романовыми.

    • Анонимно
      17.10.2015 18:05

      Теперешним чиновникам,не деревня нужна и не татары,а футбол и хоккей,автоспорт и универсиады,а татры пусть вымирают.

  • Анонимно
    17.10.2015 19:01

    Древляне, поляны ??? В рыбно-Слободском районе есть деревня Алан-Полян там живут кряшены. Рафаэль Абый в каждой статье всегда унижает кряшен мол бывшие мусульмане. Может кряшены потомки полян и название деревни похоже? Для тех кто в бронепоезде кряшены были язычниками затем их крестили. Абый давай у себя разберёмся с правдой затем на Москву пойдёшь правду искать о татарах.

    • Анонимно
      17.10.2015 19:19

      Потомки алан живут может?

      • Анонимно
        17.10.2015 19:44

        Кряшены это не насильно крещенные татары.. Пусть не несет бред.. Сами себя этим успокаиваете.. Нет примеров, чтобы через поколения люди над которыми когда-то что-то сделали насильно так верно хранили в себе эти традиции "насильников" и так упорно утверждающие: отстаньте от нас - мы не татары и не бывшие мусульмане

        • Анонимно
          17.10.2015 22:01

          Кряшены не вписываются в его концепцию пресловутого единства татарской нации, отсюда и ненависть к кряшенам. Один гуманист говорил, что кряшен через 30 лет не будет, ан нет, живы кряшены, а того кто говорил уже нет.

    • Bure
      17.10.2015 20:28

      Может кряшены потомки полян и название деревни похоже? Для тех кто в бронепоезде кряшены были язычниками затем их крестили. =========Факты вещь упрямая . Во первых фамилии и имена то Ямщиковы то Поповы где собственные тюркские имена? что лишний раз подтверждает что крестили именно русские попы , во вторых сохранились архивные материалы подтверждающие насильственное крещение татар и кряшены достаточно долго сохраняли память о Исламе . Никто не спорит о том что были и язычники среди них . Сейчас всех концов не найдешь .

  • Анонимно
    17.10.2015 19:40

    Иное название полян - луговые , а это к мари относится.

  • Анонимно
    17.10.2015 19:43

    Не Алан-Полян, а должен быть Алан- Поляна в переводе. Поэтому видно уж, что там кряшене живут. Они даже Михаила зовут Микола, тоже сокращают и всегда так.

  • Bure
    17.10.2015 20:50

    Идеология кругом все враги долгое время приносило Московскому царству дивиденды в виде присоединеных(захваченных) территорий ,но все до поры до времени .По сути развитие шло по экстенсивному пути ,дальше такая идеология не может работать без ущерба для самого государства .Про народ я молчу крепостное право по сути рабство по историческим меркам было отменено вчера ,сельское население ссср до 60 70 годов прошлого столетия не могло свободно выбирать работу и место жительства находясь фактически в дискриминационном положении по сравнению с городскими жителями .

  • Анонимно
    17.10.2015 21:02

    Тюрки заселяют огромные территории, но не смогли создать своего общего государства (единого или в виде союза государств), а многие из них сейчас являются народами-донорами в том числе и татары не потому ли, что в их философии патриотизм является узкоклановым, каждая деревня - государство само по себе

    • Анонимно
      19.10.2015 14:28

      /Тюрки заселяют огромные территории, но не смогли создать своего общего государства (единого или в виде союза государств), а многие из них сейчас являются народами-донорами в том числе и татары не потому ли, что в их философии патриотизм является узкоклановым, каждая деревня - государство само по себе/Недостаточно рабства в генах, чтобы собрать всех в массу и направить куда нужно кому-то.

    • Анонимно
      19.10.2015 17:49

      Кочевники в принципе неспособны создать цивилизацию. Для этого их слишком мало и они разобщены.

  • Анонимно
    17.10.2015 22:34

    Даже Татарская энциклопедия признает , что кряшены принимали христианство в 15 веке, т.е. за 100 лет До Ивана Грозного. По мнению некоторых авторитетных ученых кряшены принимали христианство ещё в 13 веке. Вот тут ученые могут поспорить 13 век или 15 век. А то,что Иван Грозный крестил кряшен - это утверждение является идеологической диверсией. Кряшены - это не крещеные татары. Они не были татарами когда принимали христианскую веру. Это сейчас их в татары записали. Кряшены это кряшены.

    • Анонимно
      17.10.2015 22:50

      И язык у них кряшенский?

      • Анонимно
        17.10.2015 23:25

        У них булгаро-кыпчакский язык!

      • Анонимно
        17.10.2015 23:33

        Язык кряшенский отмирает, фактически умер. Кряшен вынуждали получать школьное образование на татарском языке.Книг на кряшенском не печатали. Им татары даже библию дали потом на татарском и теперь у них православные богослужения на татарском. Татарам внушают уже много десятилетий, что кряшены - крещеные татары. Скоро и все кряшены в это поверят.Плохо это или хорошо - не об этом речь. Речь о том, что уж если разговор заходит о том кто есть кто, то порядочным людям не надо врать и опускаться до морального уровня псевдоисториков.

        • Анонимно
          18.10.2015 20:39

          Это татарский отмирает, благодаря политике принудительного изучения татарского языка. Татары не говорят на государственном татарском. Посмотрите заседания госсовета и выступления деятелей Татарстана. А кряшенский напротив возрождается, вопреки как говорится всем усилиям.

      • Анонимно
        17.10.2015 23:39

        Кряшенский.

    • Анонимно
      17.10.2015 23:33

      \\По мнению некоторых авторитетных ученых кряшены принимали христианство ещё в 13 веке\\ - Почему же тогда у кряшен нет древних богословских текстов на своем языке и нет своей автокефальной церкви (они подчинены РПЦ)? Нет никаких следов и доказательств того, что они древний христианский народ. По всем русским документам их именовали новокрещенами, была даже специальная "новокрещенская контора".

    • Bure
      18.10.2015 06:32

      По мнению некоторых авторитетных ученых кряшены принимали христианство ещё в 13 веке. Вот тут ученые могут поспорить 13 век или 15 век. А то,что Иван Грозный крестил кряшен - это утверждение является идеологической диверсией.======= Крящены от русского крест , крещенные, крест татарча - хач , крещенный- чукынган .Если следовать вашей логике слово хачик более адекватно .Возможно в то время они не называли себя татарами ,но одно бесспорно они были частью того общего тюркского народа жившего на територии Казанского ханства .

      • Анонимно
        18.10.2015 11:57

        Самоназвание народа - керашен. Об этом пишет Татарская энциклопедия. На слово керосин больше походит, чем на слово крест. Но это неважно. Вполне вероятно, что народ перенял христианство от русских. Но поскольку это было до Ивана Грозного, то не было насильственного крещения. Большинство татар не делают различий между татарами , которых крестили и между кряшенами. Побеждает насажденная идея, которая уже принимается за истину, но смешны те, которые с умным видом начинают подтверждать эту "истину" рассуждениями.

        • Bure
          18.10.2015 15:09

          Кряшены могут существовать как отдельная самобытная группа населения только в Татарстане и Башкортстане в других регионах включая Алматы они обречены на ассимиляцию другими народами . В Алматы знал несколько семей кряшенов- Васюковы стали мусулманами татарами Сергеевы русскими и под расстрелом не признаются в своем тюркском происхождении .Вот такая получается реальность .

        • Анонимно
          18.10.2015 19:15

          Кер?шен это татарское произношение русского слова крещеный, приклеен этой части населения исключительно для того, для того, чтобы отличить крещеного татарина от некрещеного татарина.

          • Анонимно
            18.10.2015 21:27

            Вот это выдал, грамотей, не знающий ни русского, ни татарского, и уж тем более, кряшенского языков.

  • Анонимно
    17.10.2015 22:36

    Татары не были крепостными. То есть в отличие от русского крестьянина, татарскому крестьянину при царизме жилось лучше.

    • Анонимно
      17.10.2015 23:44

      Татары были ясачные крестьяне, т.е. государственные, но они несли огромные, неподъемные разнообразные повинности (налоговые, рекрутские, лашманные и прочие). Например, в 18 веке на татар возлагалась тягчайшая лашманная повинность, целыми селами татар отправляли на лесоповал для заготовки корабельного леса. Все корабельные леса в Казанской губернии были выпилены, татары гибли от непосильного труда. На строительстве С.Петербурга были также направлены тысячи татар, большинство которых погибли в холодных финских болотах.См. Ногманов А. И. Самодержавие и татары: очерки истории законодательной политики второй половины XVI — XVIII веков. Казань: Татарское книжное издательство, 2005г. 216 с., ил. твердый переплет, обычный формат.

      • Анонимно
        18.10.2015 11:58

        тогда время было такое! все гибли от непосильной работы, не только лашманы.

        • Анонимно
          18.10.2015 14:02

          "тогда время было такое! все гибли от непосильной работы, не только лашманы". Вы там почитайте о повинности именно для татар и льготах, "освобождениях" - для остальных. В сравнении видна вся картина принудительного неравенства.

        • Анонимно
          18.10.2015 14:03

          Ну тогда зачем писать глупости, типа, "при царизме татарам жилось лучше"?

  • Анонимно
    17.10.2015 22:39

    Ошбу абый кызык яза. Лякин татар халыкка ничек рус дяулят кулягясендя яшяргя айтя алмый шул. Аннары, бугенгесе татарлар арасында чын гыйльми кеше юк. Безнен элитага карагыз але, мясялян: анын арасында фикер иясе юк, куренми. Гел уз турында уйлылар, халык ягына токеряляр. Шуна куря бу абый кыек фикер юлына киткян. Академик, имеш...

  • Анонимно
    17.10.2015 22:52

    очередные утверждения Хакимова без доказательной базы и без ссылок на источники!

  • Анонимно
    17.10.2015 23:05

    Ну почему же.На мой взгляд идеологию поиска врага под знаменем патриотизма определенные силы обладающие определенным влиянием и ресурсами при определенных обстоятельствах вполне могут использовать.Это же не от национальности зависит.К примеру на мой взгляд у коррупционеров как бы система свой-чужой работает весьма неплохо.

  • Анонимно
    17.10.2015 23:07

    "Российская идеология поиска врагов под знаменем патриотизма для нас явно не подходит."Вот так одним предложением можно расшифровать всё свое антироссийское нутро. Академик, как ясно видно, фактически призывает Татарстан не поддерживать внешнюю политику России. На чьей стороне он в холодной войне должно быть ясно всем, но находятся те, которые восхищаются подобными статьями. Глупцы или предатели нашего общего дома России.

    • Анонимно
      18.10.2015 13:35

      А что, в России уже введено единомыслие? По Конституции РФ в стране не может быть единой идеологии, введена многопартийная система. Каждый может одобрять или не одобрять политику власти. Вы свои советские привычки (тогдашняя 58 статья УК по антисоветской деятельности) держите при себе, времена, вроде, изменились.

  • Анонимно
    17.10.2015 23:34

    Рафаэль Хакимов-сам источник. Ссылайтесь на его труды.

  • Анонимно
    18.10.2015 01:40

    У кряшен язык тюркский как и у татар. С чего вы решили что это татарский язык. Откройте телеканал Башкортостана и вы будете утверждать, что это тоже татарский? Разница 0,000001%. Для тех кто в бронепоезде- нет того великого татарского языка есть тюркский язык и точка. А Вот письменность у татар кряшенская. Был такой великий Ильминский он и перевёл в первые Библию на кириллице для кряшен, кириллица удобна и понятна, что сейчас , что и в 19 веке редко какой татарин писал на арабском а татары поэтому кряшен и ненавидят. Ненавидят за то,что в советское время на руководящих местах работали Русские и кряшены. Месть- по корану приветствуется? И вообще есть национальность -,, алчность ,, к деньгам к власти , там что татарин, что русский, что кряшен все на одно лицо.Модератор мы пройдём?

    • Анонимно
      18.10.2015 13:48

      \\А Вот письменность у татар кряшенская. Был такой великий Ильминский он и перевёл в первые Библию на кириллице для кряшен, кириллица удобна и понятна...\\ - Как можно говорить, что кряшены древний христианский народ, если "Библию" перевел на их язык православный миссионер Ильминский только в 19 веке?

      • Анонимно
        18.10.2015 14:16

        "Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Конечной целью образования он считал: "Обрусение инородцев и совершенное их слияние с русским народом по вере и языку". Для этой цели он предлагал открывать для казахских детей повсеместно элементарные школы на родном языке. В таких школах должен был усиленно изучаться русский язык. По Ильминскому, учителями должны быть подготовленные люди из числа казахов. Он придерживался принципа обучения русскому языку путем сравнения казахского с русским, предлагал заменить арабский алфавит русским для того, чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу. В школьную программу он включал православное вероучение".http://studopedia.org/7-105134.html Начали всю эту политику христианизации с татар.

  • Анонимно
    18.10.2015 01:58

    Уничтожение кряшен происходит уже в школе. Утверждают , что это татарский язык. Я кряшен и хочу чтобы моих детей в школе учили, что есть такой народ кряшены. В данный момент об этом ни одного слова на уроке татарского(тюркского) языка, хотя все книги написаны на кряшенском. Это ущемление кряшен. Миноброзование Татарстана Вам вопрос- почему нет предмета кряшенский язык? Татарский же есть?

    • Анонимно
      18.10.2015 09:58

      Меня удивляет почему крящены есть в Татарстане и в Башкортостане, а в других регионах нет? Может кряшены не могут существовать в не контекста татарского народа, а быстро исчезают и растворяются в массе русского народа? Если да, то это говорит, что у кряшен нет самосознание как народа

      • Анонимно
        18.10.2015 12:10

        Татарскя энциклопедия пишет, что кряшены живут и в Удмуртии, и в Челябинской области. У них есть самосознание народа.

        • Анонимно
          18.10.2015 13:29

          В Челябинской области нет кряшен, есть нагайбаки несколько деревень они и от кряшен открещиваются, в Удмуртии это не кряшены это удмурты, которые переняли татарский язык как основной. До прихода русских татарский язык был языком межнационального общения

  • Анонимно
    18.10.2015 10:42

    Самосознание есть! Кто бы его поддержал! В бюджете денег не заложено и не будет. Кто построит кряшенам новый храм на подобие Кул- Шарифа допустим. В ведут в программу обучения в школе кряшенский язык. До революции кряшенских школ в Казани было более 100. Газета своя была. Просто кряшены от природы скромны, их надо разбудить .

    • Анонимно
      18.10.2015 10:56

      "Просто кряшены от природы скромны, их надо разбудить ." Просто кряшены ощущают себя татарами, а не каким-то другим народом вот в целом и все. А деление татар на кряшен, мишар, булгар и казанлы это политика москы разделяй и властвуй. Таким же образом можно русских разделить на великоросов, казаков, сибиряки, поморы, камчадалы, сахаляры и муслимы

      • Анонимно
        18.10.2015 17:48

        Кряшены - не татары! Зарубите себе на носу! Кряшен.

        • Анонимно
          18.10.2015 19:20

          Что кряшен,что крещен-одно и то название.

        • Анонимно
          18.10.2015 19:36

          Кряшены как раз татары! Зарубите на носу! Татарин

          • Анонимно
            19.10.2015 15:27

            Я татар-мусульман. Лично я не приветствую идею создания семьи между татарами-мусульманами и крещёнными. Поэтому считаю кряшен отдельным народом. Для меня казахи-мусульмане ближе. И меж-этнические браки с тюрко-мусульманами второй приоритет после моно-этничных. Впринципе я считаю, что казанлы-мишар-себер-кырым это условно один большой этнос. Думаю кряшен надо оставить в покое. Не татары это в культурном понимание. Язык это не вся культура, она многограннее. Кроме того татарский народ сильно кряшенами не обеднеет. Космополитизм гораздо больший урон наносит. Тут дело не только в обрусении - это уже пройденный этап. Виток пошёл на больший радиус. Сегодня татары арабизируются, европеезируются, кто-то в США/Канаде/Астралии оседает.Моё мнение: кряшены как и чуваши нам только соседи. Достаточно просто поддерживать добрые отношение, но это всё.

            • Анонимно
              19.10.2015 17:55

              Еще один любитель арабских сказок!! арабизируются далеко не тоже самое что европеезируютсяпервые с протянутой рукой просят пособия и технологическую помощь в время как вторые учатся жить как ЛЮДИ

        • Анонимно
          18.10.2015 21:11

          Да куда вы крещенные татары без нас то татар-мусульман, исчезнете и все. Как только выезжаете за пределы Татарстана, вы же сразу русскими записываетесь и дети ваши стесняются говорить, что они тюрки.

          • Анонимно
            18.10.2015 21:33

            Да, тут один деятель говорил, что через двадцать лет кряшен не станет, так вот его уже нет, а кряшены были, есть и будут. Это некоторые "Академик, имеш..." боятся выпустить кряшен из единого татарского этноса, а как же, иначе в Татарыстане татары перестанут быть большинством. А кряшен, как говорил Ф.Х. Мухаметшин в Татарстане 200 тысяч кряшен.

        • Анонимно
          19.10.2015 11:38

          Кряшены - это потомки татар мусульман, насильственно крещенных русским государством. С этим спорить бесполезно. Хотите всю жизнь ходить в розовых очках - ходите, только это не меняет реальность.

    • Анонимно
      18.10.2015 17:49

      А что Кул-Шариф строился не на деньги налогоплательщиков, в том числе кряшен?

  • Анонимно
    18.10.2015 11:58

    Современные татары отличаются веротерпимостью, есть тенгрианцы, мусульмане, православные, кто-то живёт по Ветхому Завету.

    • Анонимно
      18.10.2015 15:27

      Веротерпимость-результат советского воспитания. 95% населения, что русского, что татарского-неверующие (атеисты, агностики), поэтому терпят рядом с собой верующих. А верующие, любые, терпимостью не отличаются. Любят оскорбиться, по поводу и без повода.

  • Анонимно
    18.10.2015 16:09

    До принятия Ислама все народы были крященами. Крест как соединение мужского и женского начал присутствует на камнях уже более 6 тысяч лет назад, в том числе и Америке.В интернете полно фотографий и видео об этом. По сути это наверное ведизм.Есть картины. что крест и его разновидность полумесяц были на всех культовых сооружениях в Европе и на Руси.По свути это одна религия, то есть разновидности .Остатки культа Яра, МакоЩи и Рода.Со времен Рюрика.

    • Анонимно
      18.10.2015 19:52

      Вообще крест был символом вечности до христианства. Деятели христианства люди не глупые, чтобы люди легче переходили на их спайс, оставляли им привычные символы.

  • Анонимно
    18.10.2015 20:52

    Хорошая статья. Любая религия хороша, воспевающая Целое и Высшее. Речь не стоит о том: хорош ислам или нет. Хорошо православие или нет. Вопрос в том: Идём ли мы путём Эволюции. И средневековое восприятие Высшего выраженное лишь в ритуальности и Его нахождении в особом отдельном пространстве примитивно и убого(концепция нашей всеобщей грешности). Высшее не имеет обособленности присутствия, Оно уже есть Целое. Лишь там, где присутствует траектория дисциплины и порядка(порядочность не в последнюю очередь), где сознание имеет широту восприятия, где доброжелательность имеет силу и способность выдержать любые испытания, там Высшее проявлено в лучшей и большей степени. И лучшая Мекка и храм - это душа человека, его сердце. Такие слова как "грех" и "бойся" не имеют ничего общего с неизбежностью ошибок. Ошибки нередко приносят боль. Познавший боль способен услышать боль другого. Лишь ошибающийся видит разности. Его интуиция начинает выбирать. Лишь ошибающийся становится Мастером. Слово "грех" загоняет в коридор, и коридорные знатоки как только вышедшие из приёмной Бога как бы отдают Его последние распоряжения. Ничто иное, как иерархия влияния. Многие прикрывают своё невежество книгой или книгами. Эволюция движима лишь личным опытом каждого. Когда из опыта выбирается лучшее.Лучшие нахождения Высшего - это внутренние поиски храма Души. Это общение со своей совестью. Эволюция взывает к тонкой чувствительности и к утверждению воли. Воля не должна быть грубой, она не должна перешибать чувствительность.По поводу кряшен. Перефразируя фразу Берта Хеллингера: "Способный посмотреть вине в глаза, способен взять из этого силу" - "Способный посмотреть насилию в прошлом себя, своей семьи или своего народа, способен взять из этого силу". Ярые утверждения о том, что насильственного крещения татар не было, более выражают естественную природу человека даже в прошлом не выглядеть слабым, "проигравшим", поражённым. Потому что такое согласие на базовом уровне даёт надлом. Речь не идёт о возврате в ислам. Нарождается синтезированная вера-религия-знание в Высшую проявленную Природу МАТЕРИ-ОТЦА-ЛЮБОВЬ. Любовь ко всему сущему, высшее приятие-доброжелательство. И дальнейшие спекуляции о том, кто чище, важнее, выше более соответствуют философии пристрастности Бога и извращению важного базового принципа Единства и Равенства всего Сущего. Для Высшего кузнечик равен мудрецу. У кузнечика не меньше прав на эволюцию вида.

  • Анонимно
    19.10.2015 06:42

    " Без Украины нет шансов восстановить былую империю, а потому вся прежняя философия оказалась бесполезной." НУ ВОТ ПРОСТО ДИВУ ДАЁШЬСЯ УПЁРТОСТИ ХАКИМОВА, ВСЕМ И ХАКИМОВУ В ТОМ ЧИСЛЕ ПУТИН НЕ РАЗ ГОВОРИЛ, ЧТО РОССИЯ НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ ВОССОЗДАНИЯ ИМПЕРИИ, НО ХАКИМОВ ОПЯТЬ И ОПЯТЬ ВЛИВАЕТ В УШИ ЧИТАТЕЛЕЙ ДЕЗУ!!!

    • Анонимно
      19.10.2015 08:50

      она и сейчас империя. Путин вообще много чего говорил

    • Анонимно
      19.10.2015 16:37

      Хакимов -банальный плагиатчик,прочитал Бжезинзского,переставил слова местами,и выдает за свои мысли.

  • Анонимно
    19.10.2015 07:00

    " До принятия ислама татары уже были сложившимся народом,"---что за чушь ! а известно ли Хакимову что здесь на Волге ислам принимали не татары а БУЛГАРЫ? и произошло это за очень много лет до нашествия монголо татар, да и никто в те времена и слыхом не слыхивал о каких то татарах! думаю Хакимову это известно, но зачем он лукавит НЕ ПОНЯТНО.

    • Анонимно
      19.10.2015 09:02

      На бюджетные деньги и не то еще напишет, целый институт истории под ним.

      • Анонимно
        19.10.2015 17:09

        Не знай, не знай.))) Бюджетные деньги? За это ещё и деньги платят?Вы сильно переоцениваете единство "целого института". Научные работники - большие индивидуалисты. Многие друг друга терпеть не могут, даже в одном институте. лаборатории... В профильной предметной области может быть большой разброс мнений сотрудников директора. И не только в профильной.

  • Анонимно
    19.10.2015 08:52

    всю эту тему с кряшенами раздувают всем известные деятели, главная цель - уменьшение % татар в Татарстане. они сами об этом говорят

  • Анонимно
    19.10.2015 15:21

    Большинство современного населения России во многом по сути дела европейцы.В том что Россия не смогла за многие века да и сегодня войти в семью развитых европейских стран на мой взгляд из за религии.И это религия не ислам.Главная религия на мой взгляд на протяжении многих веков боялась конкуренции и изменений.

  • Анонимно
    19.10.2015 18:40

    \\Для татар даже ислам не играл такой же роли, как православие для русских\\ & \\Татарские же деревни были своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом, в чем-то сходными с древнегреческими городами-государствами\\================================================Эти две пропозиции в сущности противоречат друг другу. Отчего татарские села (села, а не деревни, ибо в каждом татарском ауле была мечеть, а по российским критериям, если в поселении есть церковь, то это село, не деревня) стали "своеобразными полисами, сообществами, микрокосмом, в чем-то сходными с древнегреческими городами-государствами"? Этому есть очевидное объяснение: после утраты государственности в XVI веке именно мусульманские сельские общины заменили татарам существовавшие государственные институты. Хакимов забывает, что именно с Исламом к татарам пришла письменная грамотность, книжные знания и традиции. Татарская рукописная книга имеет тысячелетнюю историю, поэма "Кысса-и Йусуф" средневекового автора Кул Гали написана на коранический сюжет. Татарская литература и музыкальная культура существовали тогда сугубо в религиозных жанрах баитов, мунажатов, кысса. Татары выживали и развивались как культурный народ именно потому, что тысячи переписчиков в тысячах аулов переписывали от руки Коран и другие религиозные книги, ибо книгопечатание у народа появилось только на рубеже XVIII-XIX веков (впрочем, раньше, чем у других мусульманских народов). А откуда брались письменные традиции и книжные знания? Хакимов и на это закрывает глаза. В каждом татарском ауле, как известно, была мечеть, а при ней религиозная школа (другие школы татарам просто не разрешались): мектеб или медресе. Причем, если мулла обучал мальчиков, то его жена абыстай обучала девочек (этого не было даже у многих европейских народов). Грамотность на родном языке (пусть, и с религиозным уклоном) была огромным преимуществом татар, особенно с развитием капитализма в России. Немецкий ученый-этнограф, профессор Карл Фукс, изучавший татар в первой половине XIX века, с удивлением и восхищением писал: "Татары народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками" (Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях, Казань, 1844.-с.113). Столь любимый Хакимовым "джадидизм" появился в недрах татарской этно-конфессиональной школы. Да, татарские аулыпредставляли собой самодостаточные поселения, своеобразные полисы, но только потому, что были организованы в мусульманские общины, где имам был и главой общины, и судьей, и нотариусом (он вел все записи браков, рождений, кончин и других актов гражданского состояния), и учителем, и наставником, а также выполнял множество других функций. Действительно, это была своеобразная форма замены утраченной государственности, тут нужно признать схожесть с греческими городами государствами. Но согласиться с тем, что Ислам не играл важной роли в жизни татарского народа абсолютно невозможно. Вся наша история показывает, что это не так. Да и известные исследователи татар К.Фукс, Н.Катанов, П.Знаменский, В.Бартольд, А Беннигсен и другие подчеркивают, что Ислам играет в жизни народа огромную роль. И только Хакимов продолжает это отрицать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль