Общество 
20.10.2015

Как Тину Канделаки выбивают из седла в Новой Москве

Наталия Фишман рассказала «БИЗНЕС Online», где за год после презентации можно было разглядеть отдельные элементы бренда «Наследие Татарстана»

Бурю неоднозначных откликов вызвало творение компании «Апостол» Тины Канделаки — бренда для Новой Москвы на основе «диаграммы Вороного». Председатель счетной комиссии Госдумы Александр Агеев накануне обратился в генпрокуратуру РФ с требованием проверить, за что ей заплачено 15 млн. рублей, а соцсети пестрят фотожабами и обвинениями в плагиате. Между тем презентованный той же компанией в декабре прошлого года бренд для Татарстана пока все еще ждет широкого распространения.

«ТАКУЮ РАБОТУ МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ЗА 700 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Генпрокуратуру РФ просят проверить расходование 15 млн. рублей, которые были потрачены компанией «Апостол» Тины Канделаки на создание дизайна бренда Новой Москвы. Газета «Известия» накануне сообщила, что соответствующее обращение генпрокурору Юрию Чайке направил председатель счетной комиссии Госдумы, депутат Александр Агеев.

«По сообщениям СМИ, профессиональное сообщество архитекторов и власти Новой Москвы дали негативные отзывы о выполненной работе», — отмечает Агеев в своем обращении. Так, глава администрации городского округа Троицк Владимир Дудочкин отметил, что он не стал бы сам голосовать за новый символ, а также не уверен, что он понравится жителям.

Тендер на создание бренда Новой Москвы Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана столицы объявил еще в конце 2014 года. По задумке авторов, новая концепция должна была «повысить привлекательность Новой Москвы для населения города и потенциальных инвесторов» и «популяризировать расширение территории города». В конкурсе на выполнение работ с начальной ценой в 17,3 млн. рублей приняли участие брендинговые компании «Апостол», «Волга Волга Бренд Айдентити» и «Группа компаний Пленум-Дэфа», которая не была допущена к участию в торгах из-за несоответствия требованиям документации.

Бренд «Новой Москвы» за 15 млн. рублей от компании «Апостол»
Бренд Новой Москвы за 15 млн. рублей от компании «Апостол»

Победителем тендера был признан «Апостол». Договор с компанией был подписан в конце января, работы по нему должны были быть завершены к 20 марта 2015 года. Но сроки несколько раз сдвигались, и в результате «Апостол» представил проект московским властям только в августе.

Концепция бренда, созданного компанией «Апостол», называется «Город будущего» и основывается на сочетании природной и городской среды. «Отражением этой идеи является диаграмма Вороного — математически точное отображение идеального разделения пространства», — указано в брендбуке.

По словам Ильи Лазученкова, управляющего партнера компании «Пленум», участвовавшей в тендере, техническое задание было очень общим и можно было сделать соответствующее предложение как за 1 млн. рублей, так и за 15 млн. рублей.

«Очень много странного вокруг этого тендера, — считает он. — Но то, что сделал в итоге «Апостол», — это дилетантство. Концепция никак не привязана к деталям, в этом нет никакой оригинальной идеи. Деньги платят за то, что клиенту дается дополнительная идея и стимул к развитию. Здесь никакой идеи не содержится, это просто изображение карты. Такую работу можно было сделать за 700 тысяч рублей, а куда ушли остальные более 14 миллионов рублей — непонятно», — заявил он.

Пользователи соцсетей тоже не остались равнодушными к творению, сравнивая его то с лимонкой, то с цирозной печенью, то с чешуей, то с окороком. Апогеем стали обвинения в плагиате: на одном из трех слайдов презентации нового бренда в качестве примера его использования изображен канализационный люк с узором. При этом бесплатный шаблон Round gradient Voronoi 2D pattern с сайта craftsmanspace.com почти полностью с ним совпал.

Впрочем, в самом «Апостоле» подозрения отметают: «Ключевой визуальной метафорой в дизайне бренда Новой Москвы стал узор на основе диаграммы Вороного. В природе этот узор формируется органически, а для его искусственного воспроизведения используются алгоритмы, математически воспроизводящие этот способ разбиения пространства. Вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно, а главное — нецелесообразно: при отклонении от правильной сетки теряется узнаваемость узора. В этой связи для генерирования узора Вороного наши дизайнеры использовали специальное программное обеспечение. Подобная практика является общепринятой в графическом дизайне», — заявили в компании. Однако пользователи соцсетей не унимаются: если нет разницы, зачем платить больше?

Брендовый канализационный люк с узором практически полностью совпадает с бесплатным шаблоном
Брендовый канализационный люк с узором практически полностью совпадает с бесплатным шаблоном

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ «АПОСТОЛ»?

«Апостол» позиционирует себя как центр стратегических коммуникаций. Холдинг объединяет компании, комплексно работающие в разных областях управления информационным полем. Телеведущая Канделаки вошла в уставной капитал компании в январе 2009 года и поначалу отвечала за позиционирование компании на рынке и привлечение новых клиентов. С декабря 2013 года Канделаки занимает пост гендиректора «Апостола».

В разное время «Апостол» создавал и занимался продвижением многих известных брендов. К примеру, 2012 год был отмечен их совместной работой с крупнейшим российским провайдером мобильного интернета — компанией Yota. В этом же году «Апостол» начал работать с госкорпорацией «Ростехнологии», которая провела ребрендинг став «Ростехом» и поменяв визуальный стиль. За свою работу «Апостол» получил тогда $1,5 миллиона.

15 мая прошлого года оружейный концерн «Калашников», входящий в «Ростех», подвел итоги конкурса на разработку нового бренда, победителем которого стала компания «Апостол», указавшая в своей заявке минимальную стоимость выполнения заказа размером 15 млн. рублей. При этом заявленная «Калашниковым» стоимость тендера составляла 20 млн. рублей.

На протяжении 2012 года «Апостол» сотрудничал с крупнейшим российским авиаперевозчиком — компанией «Аэрофлот». Контракт был заключен на сумму 64 млн. рублей без проведения конкурса. А в июле 2013 года «Апостол» выиграл новый конкурс на обслуживание учетных записей в соцсетях «Аэрофлота». В течение 2014 года компания должна была обеспечить прирост числа подписчиков страниц авиаперевозчика в социальных сетях. Сумма контракта составила 27 млн. рублей. Позже Руслан Левиев, юрист фонда по борьбе с коррупцией, которым руководит оппозиционер Алексей Навальный, опубликовал в ЖЖ пост, уличающий агентство «Апостол» в накрутке просмотров роликов госкомпании «Аэрофлот» и создании сети ботов для раскручивания сайта «Ростеха». Основатель и гендиректор «Апостола» на тот момент Василий Бровко (позже он стал начальником департамента коммуникации и информации «Ростеха») в своем аккаунте в Twitter назвал разоблачение Левиева «конспирологией».

Разумеется, многие столь лакомые контракты «Апостола» объясняют тем, что Канделаки водит дружбу с сильными мирами сего. Известно, что в круг ее общения входили в разное время бывший замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а главное — президент «Ростеха» Сергей Чемезов.

Работу над брендом «Наследие Татарстана» вели целый год, а результат оценивал едва ли не весь политический бомонд Татарстана, собравшийся в «Корстоне»

СУДЬБА «НАСЛЕДИЯ ТАТАРСТАНА»

Не чужой человек Канделаки и для Татарстана. Именно она в свое время уговорила президента Татарстан Рустама Минниханова зарегистрироваться в микроблоге Twitter (с тех пор глава республики и стал активным пользователем соцсетей). А 16 декабря прошлого года в Казани прошла презентация культурно-исторического бренда Татарстана, подготовленного «Апостолом». Ключевым стал образ красного всадника. В целом бренд, как подчеркивается в презентации, ставит акцент на точках развития Татарстана — это целеустремленность, достоинство и т. д. Видеоряд ролика содержит все известные исторические места Казани и Татарстана.

Работу над брендом вели целый год, а результат оценивал едва ли не весь политический бомонд Татарстана, собравшийся в «Корстоне» в декабре прошлого года. В зале присутствовал Минниханов, почетным гостем был госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, вел церемонию известный телеведущий Сергей Брилев.

Презентацию посетили глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, дизайнер Игорь Гурович, режиссер Павел Каплевич, режиссер Анна Михалкова (дочь Сергея Михалкова). Представила проект сама Канделаки. Как именно использовать новый образ, в ходе презентации было неясно, хотя использовать его можно довольно широко, в частности, на сувенирной продукции Болгара и Свияжска. Сумма, в которую «Апостол» оценил свои услуги, не прозвучала.

61096-(1).jpg
На презентации присутствовал Рустам Минниханов, почетным гостем был госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, вел церемонию известный телеведущий Сергей Брилев

«Для всей нашей команды это была очень непростая работа. Над созданием бренда «Наследие Татарстана» в «Апостоле» и компаниях-партнерах работали больше 20 человек, — рассказывала позднее о появлении бренда Канделаки. — А если посчитать еще и тех, кто был вовлечен в процесс со стороны республики, культурную, спортивную, административную и бизнес-элиты региона, то выйдет много больше. Мы поговорили со всеми и узнали все про этот уникальный российский регион».

Стоит добавить, что руководителем проекта бренда стала Наталия Фишман — ныне помощник президента РТ. С самого начала непосредственное участие в проекте принимали Минниханов и Шаймиев, вспоминала Канделаки. «Делали это не дежурно, а с огромной самоотдачей. Искренняя вовлеченность первых лиц в процесс очень помогла нашей работе, — подчеркивает она, а далее добавляет. — «Апостол» и Татарстан сделали этот бренд вместе. Между нами сложились отношения, непохожие на отношения заказчика и подрядчика. Мы стали настоящими партнерами».

Кстати, в последнее время Канделаки не так часто жалует Казань своим вниманием. Поговаривают, что охлаждение может быть неким образом связано с переходом Фишман в команду первого лица республики...

Руководителем проекта бренда Татарстана стала Наталия Фишман (вторая слева в первом ряду) — ныне помощник президента РТ

ФИШМАН: «ЭТО НЕ ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР, НО ДОСТОЙНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТА»

Скандал с брендом Новой Москвы многих заставил вспомнить о бренде «Наследие Татарстана», тем более что с момента его презентации прошел почти год, а широкое применение творения «Апостола» не особенно заметно.

Фишман в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не согласилась с этой точкой зрения, заявив, что во время чемпионата по водным видам спорта элементы бренда использовались при оформлении города — и не только в Казани, но и в некоторых районах. Мост «Миллениум», дорога от аэропорта, баннеры на зданиях, на остановках общественного транспорта — везде размещались элементы бренда. Сейчас образ дорабатывается, «чтобы его было проще применять на различных носителях». Напомним, что в ходе презентации бренда говорилось о его использовании в сувенирной продукции — по всей видимости, эта работа сейчас и ведется.

«Я так понимаю, что ваш вопрос связан с ситуацией вокруг Новой Москвы? — поинтересовалась Фишман. — Не буду комментировать финансовые претензии. Сам замысел Новой Москвы — дать людям возможность жизни в натуральной среде с высоким качеством жизни и сервиса, не хуже, чем в Москве в целом за счет использования новых градостроительных технологий. Человек, живущий в Москве, тратит два и более часа на дорогу от работы домой. В Новой Москве идея жизни в том, что это время человек тратит на общение с семьей и детьми. Что же до самого бренда, то плюс получившейся системы в очень широких возможностях для использования. Начиная от того, что его можно использовать, начиная от мощения тротуаров по этой решетке до разбивки клумб. Можно воспроизводить его на резиновых покрытиях детских площадок, можно использовать его как паттерн для покраски панелей, он легко наносится на любые трафареты. Можно придумать очень широкий спектр навигации с ним».

По мнению помощницы президента РТ, это не сложный знак, но он дает ощущение принадлежности к территории. По ее словам, «это не запредельный космический шедевр, но достойная профессиональная работа».

«Особенно с точки зрения практичности, — продолжает она. — Я убеждена, что это нормальный проект. Эта решетка очень понятным образом используется где угодно, причем недорого, узнаваемо и легко применимо в любой городской среде».

«Внедрение бренда — значительно более важная задача, чем его бесконечная разработка. Когда бренд начинает использоваться, он начинает работать, начинает приносить какую-то пользу»

«СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ — СТОЛЬКО И МНЕНИЙ. С БРЕНДАМИ ТО ЖЕ САМОЕ...»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, чем за это время помог Татарстану бренд, придуманной командой Канделаки, и попросила оценить эффект от работы «Апостола», придумавшего бренд «Наследие Татарстана».

Сергей Насекин — дизайнер:

— Всей этой бесконечной истории с этим брендом Канделаки пора бы уже закончиться. Хватит привлекать к нему общественное мнение и тратить на это усилия. Эта тема уже давным-давно себя исчерпала. Для Казани и для Татарстана сделано уже столько брендов, что можно выбирать примерно из 50. И все они достаточно неплохи. Какие-то чуть хуже, какие-то чуть лучше, но сам бренд совершенно не определяет туристическую или какую-либо другую привлекательность региона вне зависимости от того, Татарстан это или Москва. Пора остановиться на каком-то бренде и начать его внедрять. В конце концов, внедрение бренда — значительно более важная задача, чем его бесконечная разработка. Когда бренд начинает использоваться, он начинает работать, начинает приносить какую-то пользу. Но в мире существует огромное количество городов с большой туристической привлекательностью, которые не имеют брендов или имеют, но про эти бренды никто не знает. Например, Барселона. Она, по моему, входит в тройку самых посещаемых туристами городов, но о ее бренде никто не знает.

Расул Садриев — гендиректор сети магазинов «ХороShow»:

— Да, я знаю людей, которые уже выпускают футболки, разного вида одежду под брендом «Наследие Татарстана». Заключили ли они соглашение на использование этого бренда? Наверное, нет, так как он еще не вышел из регистрации. Но, скорее всего, они уведомили минкульт РТ, что хотели бы заниматься продвижением этого бренда Татарстана в массы, и получили положительный ответ. А как только бренд пройдет регистрацию, они, скорее всего, заключат лицензионное соглашение, где будет указана сумма в процентах, какая должна быть уплачена за использование этого бренда.

Лично я думаю, что Тина Канделаки с «Апостолом» попытались уместить в одном бренде всю нашу многогранную республику. Можно долго мусолить, подходит нам этот бренд, не подходит, но я думаю, этот бренд нужно скорее «выкидывать в массы». Потому что все может определить только рынок. Если рынок его примет, то он окажется востребованным. Но нужно четко понимать, что каждый бренд живет лет пять-шесть, а после этого так или иначе трансформируется. Поэтому сначала надо выпустить этот бренд на рынок, а через три-четыре года посмотреть, как он будет модифицироваться. Может быть, он превратится в аббревиатуру НТ, может быть, всадник трансформируется во что-то другое. Любой бренд двигается к минимализму. Раньше писали Nike, теперь свели к галочке, Adidas уже ассоциируется с тремя линиями, вместо Reebok пишут RBK. Около 90 процентов брендов «умирают», так и не выйдя на свой пик. Если этот бренд вообще никак не пойдет, станет понятно, что бренд не тот. Сейчас надо все быстрее делать. Мы много говорим, а надо много делать.

Еще до появления «Наследия Татарстана» мы в «ХороShow» начали задумываться о том, что Татарстану нужен свой бренд, и зарегистрировали бренд «Орда». Весной мы собираемся выйти с коллекцией бейсболок как с логотипом «Наследие Татарстана», так и с названиями городов Татарстана. Эта линия будет в рамках бренда «Орда», но для каждого города мы начнем делать свою надпись.

«Тина Канделаки с «Апостолом» попытались уместить в одном бренде всю нашу многогранную республику»

Оксана Саргина — генеральный директор центра развития туризма РТ:

— Бренд «Наследие Татарстана» применяется внутри города и Республики Татарстан для брендирования основной городской инфраструктуры. Согласно идеологии это сделано для того, чтобы визуальный стиль этого бренда оставался у людей в памяти, чтобы он вызывал определенный ассоциативный ряд. Таким образом, так как этот бренд внутренний, он направлен прежде всего на жителей города. Этот бренд должен был стать нашим идентификатором для каждого казанца, каждого татарстанца. Стал ли он таким идентификатором, я пока не берусь оценивать, ведь прошло не так много времени. В любом случае есть понятие апробации бренда. Ему нужно «пожить» какое-то время. Пока рано делать какие-то выводы о том, «получился он или не получился». Вообще, когда мы говорим о брендах, надо понимать, что никогда не будет какого-то удовлетворяющего всех визуального стиля. Сколько людей — столько и мнений. С брендами то же самое...

А мы сейчас работаем над созданием внешнего бренда Татарстана. Он будет работать на внешнюю аудиторию. Как он будет выглядеть, пока я вам на этот вопрос ответить не могу. Работа над ним пока не закончена.

Нияз Гараев — до недавнего времени директор агентства интернет-рекламы ООО «Реаспект», в настоящее время директор компании «Дубль Дом»:

— Рекламой я занимался раньше, сейчас я больше строитель. А единственное место, где я видел бренд «Наследие Татарстана», — это на столбах освещения на Ленинской дамбе, на маленьких флажках размером метр на два. Никто это изображение, кроме пешеходов, конечно же, не заметит. Больше я этого бренда не видел нигде. Наверное, он применяется на каких-то мероприятиях, но, по моему личному мнению, этот бренд больше подходит для Казахстана, для Киргизии, но с Татарстаном там ничего общего нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (115) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.10.2015 11:05

    Лучше Фишман, чем Канделаки. Правильный сделали выбор.

    • Анонимно
      20.10.2015 11:31

      А Фишман то чем лучше? Они обе как мне кажется Татарстану не особо нужны. У нас в республике много талантливых креативных людей. Вот их и нужно использовать.

    • Анонимно
      20.10.2015 13:02

      Канделаки симпатичнее, а толку от них одинаково

    • Анонимно
      20.10.2015 13:50

      Фишман однозначно зэ бэст!

  • Анонимно
    20.10.2015 11:07

    Понятно теперь, откуда Фишман появилась.Лучше бы не говорили что она с Апостола пришла.

    • Брюзга
      20.10.2015 14:43

      Это просто звездец господа товарищи) Я думал она урбанистикой занималась в москве как до этого про нее писали, а она оказывается вообще никто точнее протеже Канделаки...одна из команды людей кто придумал красного монгола?) Далеко с такими помощниками не получится уйти мне кажется...

      • Анонимно
        20.10.2015 16:19

        Пффф....расмешили прямо. В этом деле главное уметь красиво говорить, презентовать и уметь договариваться со всеми участниками и коммутировать их. Разбираться в вопросе совершенно не нужно, главное знать тех кто разбирается и тех кто платит

        • Анонимно
          20.10.2015 17:19

          всем наобещать, а выруливают пусть исполнители - стиль Фишман)

      • Анонимно
        20.10.2015 16:32

        это не "красный монгол", а красный хохол. -потому и не продвигается...

      • Анонимно
        21.10.2015 08:58

        Наступило время Шариковых, к сожалению. Читайте классику , господа!

    • Анонимно
      20.10.2015 15:20

      мда, приехали... репутация теперь никакая.

  • Анонимно
    20.10.2015 11:14

    закономерный итог засилья удащливых

  • Анонимно
    20.10.2015 11:15

    а чего вы ждали от светской тусовщицы?

  • Анонимно
    20.10.2015 11:15

    Ну а что, Артемий Татьяныч вон тоже плагиатит направо и налево и ничего.

  • Анонимно
    20.10.2015 11:19

    Бренд "наследие Татарстана" провальный - абсолютно не запоминающийся без идейный! Налепленная мозаика из мелких деталей никогда не произведет нужного впечатления, получилась солянка, а не история.

    • Анонимно
      20.10.2015 11:31

      Обоих ( Фишман и Канделаки )надо гнать из Татарстана , чтобы не паразитировали на наших деньгах.

    • Анонимно
      20.10.2015 11:36

      Представите публике тогда вашу версию бренда?

  • Анонимно
    20.10.2015 11:27

    И за такую чушь платят миллионы?Да такое даже некоторые двоечники в художественной школе на партах рисуют.У любой бабули в деревне на платках орнамент точнее отражает суть республики.Московский бренд вообще издевательство над москвичами.Ей надо бренд для Грузии сделать,может быть там такое и нравится людям.

  • Анонимно
    20.10.2015 11:28

    В последнее время результат работы к сожалению оценивается в большинстве случаев в принадлежности исполнителей к дружбе сильных мира сего.

  • Анонимно
    20.10.2015 11:29

    Пособие как отбыть деньги! И заработать за госсчет!

  • Анонимно
    20.10.2015 11:40

    Все эти Бренды, Нанотехнологии, Инополисы - сплошные понты... Эффект «Голого короля» - толком никто не разбирается, а деньги бюджетные выкачивают, неведомо на что, с неведомым результатом...

  • Анонимно
    20.10.2015 11:42

    Насчет бренда Татарстана-мне кажется, что всадник скачет в прошлое. Направление слева направо-это прошлое. Справа налево-в будущее. Куда же мы скачем? Деньги выбросили на ветер-т.е. в нужный карман. Лучше бы поменьше шуметь и пиариться, а побольше работать над улучшением обслуживания населения и гостей города. Да, еще плавающие сады на озере Кабан. А вы,господа, не забыли что у нас 6-7 месяцев зима? В какую нашу копеечку выльется обслуживание этого каприза? Эта осень-приятное исключение.

  • Анонимно
    20.10.2015 11:43

    Такая красивая снаружи. Такая гнилая внутри. Удивляюсь ее полной беспринципности. Но это бы еще полбеды. Так ведь ещё и непрофессиональна, но всюду лезет. Был на презентации ее "татарского" кочевника с монгольским луком, поражался, как много пустозвонных восторгов со стороны нашей казанской "элиты" "Ах, как прекрасно!". (Только Шаймиев - по лицу было видно - оценил её голого короля, но дипломатично - он ведь после отхода от руля не критикует новое руководство - промолчал)Удачи, успешная руководительница чем попало.С.К.

    • Анонимно
      20.10.2015 12:28

      Я на презентации не был, но фото очень правильно передало настроение Шаймиева на той встрече, как раз то о чем вы говорите

      • Анонимно
        20.10.2015 12:51

        У Шаймиева вкус есть и так просто он деньги не тратит.

        • Анонимно
          20.10.2015 15:16

          ага особенно на хранительницу

        • Анонимно
          20.10.2015 18:15

          В свое время он, будучи Президентом РТ, раскритиковал новый (сегодняшний) логотип Татнефти, сравнив его с итальянским флагом, но его мнение также оставили без особого внимания.

  • Анонимно
    20.10.2015 12:07

    Это которая на Феррари перевернулась в Греции с Сулейманом Керимовым?

    • Анонимно
      20.10.2015 12:27

      Зачем задавать провокационный вопрос, зная на него ответ?Не отвлекайте от темы обсуждения досужими сплетнями.

    • Анонимно
      20.10.2015 13:01

      не это та которая дала забавное интервью Познеру, и бегала от Собчак у Минаева. А еще та, которая помогает "политиканам", окучивать интернет пользователей.

  • Анонимно
    20.10.2015 12:07

    Согласна, что бренд "Наследие Татарстана" провальный и больше подошел бы для Монголии или Киргизии.

    • Анонимно
      20.10.2015 12:15

      Полностью с вами согласен. В изображении монгольского лучника нет ни намека на дружбу Татарского и Русского народов. Нахожу оскорбительным, что мои ( через налоги в бюджет) деньги были выплачены за это "произведение"

    • Анонимно
      20.10.2015 12:25

      Не были предки волжско-уральских татар кочевниками. Это шаблонное представление из навязанной российскому народу официальной историографии. Их образ жизни больше совпадал с казачеством, а вернее - был им. И только в 17 веке после ряда антиромановских восстаний "татары" стали подневольными ясачниками, торгашами и отходниками, согнанными с плодородных земель и рек. Так что красного наездника-номада с луком - на стенку в гостиную заказчика Канделаки.

    • Анонимно
      20.10.2015 12:40

      Ну на крайний случай для Башкирии

  • Анонимно
    20.10.2015 12:19

    "...этот бренд больше подходит для Казахстана, для Киргизии, но с Татарстаном там ничего общего нет.". Прям в точку сказал.

  • Анонимно
    20.10.2015 12:34

    За эти картинки 15 млн. рублей? а за наши в Татарстане сколько отдали? я теперь не знаю, как детям объяснить почему бы им не пойти на завод и работать (пахать) за 15 тысяч рублей, когда можно ничего не делая получить столько.

  • Анонимно
    20.10.2015 12:43

    Очень просто калькуляция этой работы ,за три месяца пусть пять художников на компютере рисовали с зарплатой 60 000 рублей каждое ,плюсь перелет канделаки бизнес классом ,вот вся сумма ,аа еще аренда подвала где рисовали ,а скорее ,тех задание скинули по электронке ,а эти трудяги дома шаманили ,вот и цена реальная 1000 000 с натягом ,налоги и тд ,еще и откаты ))))

    • Анонимно
      20.10.2015 15:19

      Три месяца-много .Скажите три дня. Это ни стоит и 10000рублей .

  • Анонимно
    20.10.2015 12:53

    ловко придумали чиновники.напрямую заплатить за то как их хвалят армии интернет-троллей сотрудников апостола некрасиво.налогоплательщик не поймёт.вот за разработку логотипа-это можно.а потом читаешь комментарии к любой статье о властях и удивляешься как люди любят чиновников и сколько у них поклонников.

  • Анонимно
    20.10.2015 13:07

    Черт с ним ...с подмосковном "окороком ", там разберутся, а вот " бренд " красный трафарет ужасен.Неужели за это еще денег дали..

  • Анонимно
    20.10.2015 13:10

    Татарстанский бренд тоже плагиат, в городе Кызыл в ансамбле памятников "Цетр Азии" от Даши Намдакова стоит такой же всадник с 7 сентября 2014 года! У нас 30 млн заплатили, спросить не кому!

  • Анонимно
    20.10.2015 13:16

    Мне вообще показалось, что это древний укр (с чубом) скачет на коне в атаку против клятив москалей.

  • Анонимно
    20.10.2015 13:16

    Как можно доверить Тине Канделаки, человеку, не имеющему никакого отношения к Татарстану, "разработать" ... бренд Татарстана. Для Татарстана этот человек просто никто-поэтому и "брендик" получился не нашим.

  • Анонимно
    20.10.2015 13:17

    БРЕнД не нравится.Я - татарин.

  • Анонимно
    20.10.2015 13:19

    мне одному кажется, что все вокруг звезданулись с этими "брендами"? Зачем за это платить и потом широко обсуждать?

    • Анонимно
      20.10.2015 13:33

      Когда ничего не умеешь, а делать что-то надо, то приходится заниматься ЭТИМ.

    • Анонимно
      20.10.2015 14:11

      штобы девущке было на что тусить))

  • Анонимно
    20.10.2015 13:51

    Самое смешное, что парочка Канделаки-Фишман тему всадника тупо скопировали с герба Омской области (утвержден 18 февраля 1825 года). Погуглите

    • Анонимно
      20.10.2015 14:25

      Там всадник без хохлятского чубчика.

      • Анонимно
        20.10.2015 14:30

        О да, различие в чубчике. Теперь понятно, за что 17 млн. руб. уплатили

      • Анонимно
        20.10.2015 15:19

        Это не чубчик, а оселедец. Как бэ.:)))

        • Анонимно
          20.10.2015 17:13

          это не чубчик и не оселедец. такой айдар в тюркских сказках носили молодые черти. итог: на картинке чёрт на коне

          • Анонимно
            20.10.2015 18:18

            со стрелами Купидона...

          • Анонимно
            20.10.2015 18:20

            Чуб (Айдар, Оселедец, Чупрун, Чуприна, Хохол, Левержет) — прядь волос, вихор. Это слово может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей (такой, как айдар у скифов, сарматов, казахов, или оселедец у казаков.

  • Анонимно
    20.10.2015 14:03

    Красивая девушка быстрей разводит лоха доказано мошенниками.

  • OPEN
    20.10.2015 14:11

    всадник на лошади скачет из ниоткуда в никуда.Если бабаи в деревне не узнаЮт такой знак, значит это не знак а просто символ. Символ из ниоткуда в никуда, символ колхозности, символ понтов.

  • Анонимно
    20.10.2015 14:18

    Как раньше жили без бренда? И ведь развивались: строили заводы, повышали урожаи. Теперь подавай бренд - без него оказывается никуда, никто про нас не узнает. Собралась компания мошенников и выкачивают деньги. Нарисуют черти что и гордятся. А народ думает - что это? Типа как "Черный квадрат" Малевича. Если ничего там не увидел, то ничего не понимаешь. Вот и приходится подстраиваться, чтобы тебя считали продвинутым. Делами надо Миру о себе заявлять, а не картинками. Вот Рубин выиграл у Барсы, провели Универсиаду и весь мир узнал о нас. А тут Канделаки, Фишманы и прочие с умным видом втирают мозги и опустошают бюджет.

  • Анонимно
    20.10.2015 14:50

    У меня бренд Новой Москвы вызвал ассоциации с черепахой Тортиллой.

  • Анонимно
    20.10.2015 15:01

    С такими брендами аля Канделаки без бренди не разобаться. Да и с бренди вообще-то тоже. А вот сбрендить от креатуры такого "креатива" пожалуй, можно.

  • Анонимно
    20.10.2015 15:07

    Брендовый канализационный люк-это просто "гениально"!!!!Как жить дальше?Если уже и люки стали брендовыми.

  • Анонимно
    20.10.2015 15:26

    Трудно судить по описаниям работ, но на первый взгляд - все вполне разумно. Ну... кроме Каделаки. Та ДА. Чемпион.

  • Тагир
    20.10.2015 15:52

    Внешний бренд Татарстана получился зачетный и туристопритягивающий (у наших бы на такой смелости не хватило, были бы цветочки или дракончики). В нем заложена идея позиционироваться не как мирные и скучные селяне, а как войны (пофиг, что исторически не так, у бренда задача привлекать, а не учить истории). А вот бренд новой москвы - никакой, он действительно халтура. Апостолу не хватило сильного арт-директора.

  • Анонимно
    20.10.2015 15:56

    обьявили бы лучше конкурс по интернету и отобрали путем голосования самый лучший,народ бы за символическую плату на много круче бы сделал

  • Анонимно
    20.10.2015 15:58

    Очередная пустышка в броской обертке, густо сдобренная бесстыдным пиаром - как и всё сейчас.

  • Анонимно
    20.10.2015 17:06

    Фишман, Канделаки и т.д.- девушки - балтайки. Выучили бы бухучет, отработали, аттестовались на аудиторов и работали дальше. А так, какое-то школьное творчество/стенд-газета. Символ. Объявите конкурс среди граждан (пакет-символ+аннотация), отберите наиболее привлекательные, наградите, выберите лучший и все. ИТОГО: за ~1,5-2 млн(с учетом траты раб.вр. Жюри и небольших подарков победителям) - у Вас нормальный символ. Того гляди, кто-то и что-то обоснованное бы предложил.Не знаю обоснования у Всадника, но, вероятно, было псевдоубелительным.ЮЮ

  • "Сейчас образ дорабатывается, «чтобы его было проще применять на различных носителях»... "Смешно ,конечно же,смешно,смешно. И мне смешно , и даже...

  • Анонимно
    20.10.2015 17:41

    Шедевр Татарстана взят из двух идей-источников: Unilever и Carrefour SA, не поленитесь посмотрите их логотипы.

  • Азат Д
    20.10.2015 17:51

    Для чего создавали бренд "Наследие Татарстана", где он используется?

  • Азат Д
    20.10.2015 18:21

    Тогда уж "скачущий хохол" - спасибо Танатин Гивиевне, за бренд Татарстана. Сами мы не могем в Третьей столице, которая гремит бусами на весь мир.

    • Анонимно
      20.10.2015 19:39

      1. Что это "скачущий хохол" я понял уже в день презентации. 2. Тинатин Гивиевна. 3. Пригласить на обсуждение первоначальных эскизов этого "скачущего хохла" наших экспертов, например из Института истории Академии наук РТ, знатока коней и истории Фатиха Сибагатуллина, казанских художников и искусствоведов и т.д., было конечно же зазорно...

      • Азат Д
        21.10.2015 06:49

        "я понял " - тут анонимы полно что понимают и пишут. Вы который из них?

        • Анонимно
          21.10.2015 08:10

          Тот, что грамоте обучен, в отличии от "именных" блогеров.

        • Анонимно
          21.10.2015 08:40

          Азат! Я - Вася Р. Такой ответ Вас устраивает? Посмотрел Вашу анкету - Вы такой же аноним, как и я...

          • Азат Д
            21.10.2015 19:56

            Да Василий, устраивает. А лучше зарегистрируйся, чтоб под твоим именем посторонний не писал. Буду знать с кем общаюсь. Да хоть под номером выходи, хоть как то выдели себя из серой массы анонимов.

  • Анонимно
    20.10.2015 18:35

    то есть у Татарстана внешний и внутрений бренд - это разные вещи? гениально.

  • Анонимно
    20.10.2015 18:47

    Чтобы разрабатывать бренд какого то региона, надо долгие годы жить там и много читать. А так, Канделаки несколько раз приехала и решила, так не бывает..

  • Анонимно
    20.10.2015 19:14

    Бренд у нас в Татарстане ОДИН! Это Кремль Свияжск и Булгары! У нашего народа шикарная история и культура! Где татарские узоры и арнаменты Где развитие ремесленников? Мы тюбетейки в Китае заказываем! Пиарщиков ещё и таких бредовых залетных хватает! Татарстанец всегда болеет душой за Родину!

  • Анонимно
    20.10.2015 19:18

    Бренд Новая Москва похож на растрескавшуюся от сильной засухи землю.

  • Анонимно
    20.10.2015 19:23

    Бренд - как мода, сегодня одно, завтра другое. Помните, когда-то брендом Казани была башня Сююмбике? Именно ее изображали на значках, буклетах и т.д., иллюстрируя Казань. После постройки мечети Кул Шариф про Сююмбике, которая, заметьте, на несколько веков старше, так сказать, старейшина кремля, все подзабыли и везде лепят, надо-не надо, изображение Кул Шарифа - здания религиозного культа. Никто не парится, что в Татарстане почти половина населения - не мусульмане. Прошло-то всего 10 лет, и где башня Сююмбике в презентациях Татарстана? Так что и к "монголо-хохлу" на коне попривыкнут, а лет через 10, если его будут правильно "раскручивать", он уже будет прочно ассоциироваться с Татарстаном. Всякое возможно, время покажет.

  • Марат Ш
    20.10.2015 20:06

    Логотип за 15 миллионов - это по-русски!

  • Анонимно
    20.10.2015 20:13

    молодец Каделаки, устроила своих людей у всех дойных коров!

  • Анонимно
    20.10.2015 21:10

    Как мне сказал мой работодатель "Казань для дизайнера и веб-разработчика это поле на котором ничего не ростет".
    Есть только "сладкие" заказы по удащливым связям и все.

  • Анонимно
    20.10.2015 21:23

    По факту "бренд" применили только на паре выставок и по дороге к аэропорту. Ребят, это стоит пару миллионов максимум

  • Анонимно
    20.10.2015 22:19

    Тут недавно за 700 000руб. кто-то разработал фирменный стиль для форума Finnopolis-2015, который 2 дня в Казани проходил. Полюбуйтесь: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/lot-list.html?noticeId=2765255&epz=true

    • Анонимно
      20.10.2015 22:51

      Любая казанская студия за 100 тыс бы это сделала с удовольствием! Почему никто не контролирует эти тендеры по явно завышенным ценам???

      • Анонимно
        21.10.2015 09:42

        ГУП РТ "Татарстанский центр научно-технической информации" может себе такое позволить

  • Анонимно
    20.10.2015 22:46

    Деньги казенные чиновникам не жалко

  • Анонимно
    20.10.2015 23:27

    Почему свои татарстанские не делают такие дела? Свои лучше и дешевле сделают. Хватит кормить других бюджетными деньгами.

  • Анонимно
    21.10.2015 00:19

    вот это - бизнес по-русски

  • Азат Д
    21.10.2015 07:05

    Там, на фотографии, Минтимер Шарипович куда там мудрым взглядом смотрит, с маской мудреца?

  • Азат Д
    21.10.2015 07:09

    И пацаны там что-то бурно обсуждают, что Канделаки засмущалась. Мальчишки, не могут мимикрировать как «бабай», у которого под суверенитет сынишки миллиардерами стали. И сейчас бы, с деловым видом «достоинста» Канделаки обсуждали. Всё чинно бы было, под это дело можно ещё конференцию собрать, посмотреть и обсудить.

    • Анонимно
      21.10.2015 09:39

      Послушайте, начальник, вы бы лучше за своей грамотностью последили. Неужели перед своими подчиненными не стыдно так позориться, выражая свое мнение? Плюс тратите свое рабочее время, за которое вам платит работодатель, на бессмыслицу.

      • Азат Д
        22.10.2015 07:26

        Да ладно, что вы, по вам они не люди что ли? Вы тут давайте, свой фашизм не пропагандируйте.Я б тоже, достижения Канделаки поближе обсудил и … с ней сфотографировался.

  • Анонимно
    21.10.2015 07:42

    Какое позорище... Фишман, Канделаки ничего особо хорошего не дают, зато пиарятся, позавидуют многие

  • Анонимно
    21.10.2015 15:41

    Фишман - это Канделаки в формате мини: делает все примерно также, только на более низком уровне.

  • Анонимно
    21.10.2015 16:48

    Вспомните ребрендинг Сбербанка. Потрещали и забыли, всем спасибо.

  • Анонимно
    21.10.2015 20:31

    На внутренних обложках книги "Идегэй дастаны" точно такие же всадники.Книга издана в Казани, на латинице.100 процентный плагиат.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль