Маркетинг, СМИ и реклама 
22.10.2015

«Зачем нужен щит, который приносит только убытки?»

Казанский рынок наружной рекламы накрыл кризис: не востребована треть площадей

Финансовые потери рынка наружной рекламы в Казани за первое полугодие 2015 года составили 35% — такие данные предоставила газете «БИЗНЕС Online» компания Deltaplan. Владельцы билбордов вынуждены снижать цены на рекламные площади, а локальные рекламодатели — уступать место федералам. Эксперты говорят, что в этом году «наружку» более-менее держал на плаву чемпионат мира по водным видам спорта, в будущем же они опасаются настоящего краха этого сегмента рекламного рынка.

РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК: МОГЛО БЫТЬ ХУЖЕ

Сокращение рынка наружной рекламы Казани за первое полугодие 2015 года по объемам выручки составило около 35%, такие данные своего ежегодного исследования газете «БИЗНЕС Online» предоставили в крупнейшей региональной рекламной группе Deltaplan, базирующейся в Екатеринбурге.

«Объем рекламы в Казани за первые шесть месяцев текущего года сократился на 30 - 35 процентов в зависимости от сегмента. В наружной рекламе потери составили около 35 процентов. Снизился и уровень распроданности инвентаря по сравнению с прошлым годом (на 15 процентов), и стоимость размещения (примерно на 20 процентов). При этом количество рекламодателей в наружной рекламе практически не изменилось. То есть сократились бюджеты компаний на этот носитель», — рассказала газете директор по коммуникациям Deltaplan Людмила Черных.

Казань вписалась в общий тренд — в группе оценивают потери рекламных рынков городов-миллионников за первое полугодие в среднем в 30%. Эти данные касаются бюджетов наружной рекламы, телевизионной и радиорекламы, а также рекламы в прессе без учета региональных интернет-СМИ.

Падение рынка «наружки» в Казани могло быть еще больше, однако свою роль сыграл антикризисный штаб во главе с мэром города Ильсуром Метшиным, первое заседание которого было посвящено как раз рекламному рынку. На нем представители бизнеса рассказали, что около 30% клиентов в Казани полностью отказались от размещения объявлений в наружной рекламе. В основном в отказ ушли автосалоны, гостиницы и торгово-развлекательные центры. Оставшаяся часть рекламодателей сократила бюджет в пределах 15 - 50%. В январе-феврале этого года средняя заполняемость рекламных щитов в городе составила от 10 до 40%. «Такого никогда не было, даже в 2009 году», — заявил тогда директор рекламного агентства «Лариса-сити» Артур Закиров. Участники встречи в мэрии говорили о риске невыполнения финансовых обязательств перед муниципалитетом и, как следствие, банкротства. В итоге в марте на сессии Казгордумы было принято решение о введении антикризисного понижающего коэффициента на четыре месяца — с марта по июнь. Он понизил плату в бюджет для владельцев рекламных щитов в городе на 20%, при этом поддержка отрасли из бюджета составит 5,5 млн. рублей.

Казань вписалась в общий тренд — потери рекламных рынков городов-миллионников за первое полугодие оценивают в среднем в 30%
В Казани 30% рекламных площадей пустые, и это говорит о том, что и федералы начали экономить бюджеты

Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в управлении наружной рекламы и информации исполкома Казани, в итоге один рекламный щит в 2015 году операторам обходится на 8% дешевле, чем в 2014 году. Так, если средняя годовая плата в бюджет города за один еврощит в 2014 году составляла 80,6 тыс. рублей, то в 2015-ом — 74,8 тыс. рублей — сокращение на 7%. Цены были вынуждены снизить и сами рекламщики, в итоге средняя стоимость рекламной площади (на месяц) сократилась с 34,3 тыс. рублей (2014 год) до 29,4 тыс. рублей (2015) — рекламодатели смогли сэкономить 14%.

Падение цен не могло не сказаться на рынке — количество вакантных рекламных площадей в Казани уменьшилось по сравнению с концом прошлого – началом этого года. Согласно последним оценкам управления исполкома, если в 2014 году загрузка рекламных площадей составляла 60 - 65%, то в этом году — 70 - 75%.

Загрузка рекламных
площадей, %

Средняя стоимость,
тыс.руб./мес.

2014 год

60 - 65

34,3

2015 год

70 - 75

29,4

Правда, свою роль сыграла не только антикризисная мера в виде понижения коэффициента, но и в большей мере чемпионат мира по водным видам спорта. «Спад на рынке наружной рекламы, конечно, есть. То, что в прошлом году пустовало 40 процентов рекламных площадей, а в этом — 30, объясняется проведением ЧМ по водным видам спорта в Казани и достаточно активным участием партий в выборах, — пояснила газете Ирина Дябилкина, начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани. — Казань выигрывает по сравнению с другими городами России, там заполняемость хуже, чем у нас. У нас за счет того, что в городе проходят крупные событийные мероприятия, все-таки поддерживается интерес рекламодателей».

IMG_7871.jpg
Ирина Дябилкина: «Казань выигрывает по сравнению с другими городами России, там заполняемость хуже, чем у нас»

МЕСТНЫЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ УШЛИ В ОТКАЗ

Однако опрошенные нашей газетой игроки говорят, что те немногие локальные рекламодатели, которые раньше присутствовали в «наружке», возвращаться не планируют. «Сегодня размещаются в основном федеральные компании, которые работают по всей стране, обычно это реклама потребительских товаров. В прошлом году еще были локальные игроки, которые размещались на наружной рекламе, в этом году их почти не осталось», — рассказал Алексей Гайфи, руководитель компании «Паритет-РК».

«Видно, что в Казани 30 процентов рекламных площадей пустые, и это говорит о том, что и федералы начали экономить бюджеты. Возможно, рынок просел больше, чем на 30 процентов, потому что при необходимости рекламы найти сейчас щит не составляет никакого труда. И ценник очень сильно снижен — можно взять щит за 20 - 25 тысяч рублей», — соглашается Ольга Глухова, директор рекламного агентства «Виват».

Антикризисные меры и активность города на международной арене позволили сохранить относительный статус-кво среди участников рынка. По данным управления, в этом году никто из владельцев рекламных щитов не ушел с рынка. Расстановка сил выглядит следующим образом: Russ Outdoor (ООО «АПР-Сити/ТВД») — 465 конструкций (45,32% рынка), ООО «Фирма «Лариса-Сити» — 263 конструкции (25,63%), питерские ООО «Постер» и ООО «Корпорация Руан» — 128 и 74 конструкции соответственно (12,48% и 7,21%), «дочка» автохолдинга ТТС — ООО «АЦ Казань» — 36 конструкций (3,51%), ООО «РС-22» («Реклама-Сервис») — 22 конструкции (2,14% рынка), ООО «Форт Медиа» — 20 конструкций (1,95%) и ООО «Неон-Арт-М» — 18 конструкций (1,75%).

По сравнению с прошлым годом доли участников практически не изменились. Казанские фирмы занимают 30% рынка, уточнили в управлении. Это ООО «Фирма «Лариса-Сити», ООО «АЦ Казань» и ООО «Неон-Арт-М».

DSC_0839.jpg
Russ Outdoor (ООО «АПР-Сити/ТВД») занимает в Казани 45,32% рынка (465 конструкций)

РЕКЛАМУ С ЩИТОВ «СЛИЗАЛИ» ДРУГИЕ НОСИТЕЛИ

Помимо рынка наружной рекламы компания Deltaplan предоставила нашему изданию данные по рекламе на ТV, радио и в прессе по Казани. «Казанское телевидение потеряло треть бюджетов. Падение произошло прежде всего за счет существенного снижения ценника. В стремлении продать как можно больше инвентаря селлеры формировали дешевые пакеты и добились того, что объем проданной рекламы в секундах практически не изменился по сравнению с прошлым годом, а вот в деньгах — сократился. Такая тенденция характерна и для других регионов. Стоит отметить уменьшение числа рекламодателей на телевидении. В Казани их число снизилось на 18 процентов, из регионального эфира исчезла реклама и ряда федеральных компаний (минус 8 процентов), и локальных (минус 22 процента). Таким образом, можно сказать, что ряд брендов исключил региональное телевидение из своих рекламных кампаний, оставшиеся сохранили бюджеты, однако смогли купить за эти деньги больше инвентаря», — говорится в исследовании.

Казанские СМИ, как и везде в России, переживают тяжелые времена, теряя больше других медиа в рекламных доходах. Лучше всего из измеряемых медиа чувствовало себя радио, где наблюдался даже рост продаж в секундах. Более того, ряд радиостанций предпринял попытки вернуться к прошлогодним ценникам во втором квартале текущего года, когда в общей экономической ситуации наметился небольшой просвет. Однако реалии рынка и третьего квартала быстро развеяли их надежды на повышение цен, и стоимость размещения рекламы осталась прежней. «Количество рекламодателей также осталось прежним, но ряд компаний увеличил свои бюджеты на данный носитель. Во многом это объясняется более низким средним чеком рекламной кампании на радио, нежели на ТV и в наружной рекламе. По итогам первого полугодия у казанского радио отмечена положительная динамика в 15 процентов», — сказано в исследовании.

Рекламодатели поджались со всех сторон, но не столько сократили бюджеты, сколько распределили их, считает Глухова. «Точно идет перераспределение в сторону интернета, в какие-то инструменты, которые дают более понятный отклик — BTL, а не только классическое промо, тот же директ-маркетинг, событийный маркетинг. Уменьшились бюджеты на телевидении, сильно уменьшился принт, который, понятно, уже как таковой не работает. Так что речь идет не только об уменьшении рекламных бюджетов, но и перераспределении. Как обычно, больше всего в наружной рекламе размещаются ретейлеры, жилищное строительство и банки», — говорит она.

КРИЗИС И РЕКЛАМНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать состояние рынка наружной рекламы.

Артур Закиров — директор рекламного агентства «Лариса-сити»:

Количество денег на рынке сократилось на 30 процентов. Значит, активность общей массы рекламодателей также упала на 30 процентов. Кто-то целиком сократил бюджеты, кто-то режет в несколько раз. Заказчиков, увеличивающих бюджеты, просто нет. Средняя стоимость рекламной площади на месяц в этом году немного скорректировалась и упала, но это не дает возможности больше заполнять. Более того, видно, что в городе огромное количество незаполненных щитов. И местные, и федеральные игроки сократили бюджеты, причем не только в Казани — все мы живем в одной стране.

Тимур Нигматуллин финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— В целом рынок наружной рекламы Казани в первом полугодии падал немного быстрее общероссийского. Так, весь российский рынок наружной рекламы за аналогичный период сократился на 27 процентов г/г до 15,4 миллиарда рублей.

Основная причина столь существенного падения — ужесточение регулирования со стороны государства и сокращение маркетинговых расходов у бизнеса на фоне сложной экономической конъюнктуры. Так же отмечу удорожание импортных расходных материалов на фоне ослабления рубля к доллару и евро.

Я ожидаю, что по итогам 2015 года рынок наружной рекламы сократится примерно на 25 процентов. При этом стоимость рекламных площадей будет стагнировать. Падение рынка произойдет за счет сокращения числа рекламных площадей и роста вакантных площадей. В 2016 году ожидаю постепенного восстановления рынка — роста в пределах 5 - 10 процентов.

Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

— Рынок наружной рекламы очень сильно просел. Первое время после торгов 2012 года игроки как-то набирали свои позиции. Но из-за высокого ценника — 40 - 45 тысяч рублей — начали уходить не только местные игроки, но и местные рекламодатели. Размещение в наружной рекламе — это очень высокая статья расходов в рекламном бюджете, потому что понятно, что с одним щитом выйти нельзя, а с десятью — слишком затратно. Причем необязательно наружная реклама себя окупит, потому что как отдельный источник она не всегда работает — нужно работать вкупе с другими средствами массовой информации. Так что местных игроков почти не осталось, а в этом году повлияли еще слабый рубль и усиление кризиса, что, конечно, повлияло на рекламные бюджеты.

Я последние два года путешествую по миру с бизнес-целью: изучаю рекламные рынки других стран. Была в Токио, Сингапуре, недавно вернулась из Сеула. Мировая тенденция, которая произошла за рубежом чуть раньше, 5 - 10 лет назад: когда стандартные конструкции практически все ушли с рынка, а осталась либо уличная мебель, либо медиафасады на зданиях. Классических конструкций там вообще нет. Все к этому идет, и, думаю, через пять лет увидим это у нас. Наружники сейчас понимают, что не оборачивают свои деньги, не продают поверхности. Соответственно, наверное, начнут уменьшать количество своих поверхностей. Зачем нужен щит, который приносит только убытки? Все к этому идет.

Алексей Гайфи — руководитель компании «Паритет-РК»:

— На рынке наружной рекламы Казани определенный спад есть, но мы его несильно ощущаем. Рекламных бюджетов стало меньше, в целом люди стали аккуратнее относиться к тратам на рекламу, к экспериментам. Видно уменьшение заполняемости на стандартных конструкциях, на щитах.

Не могу сказать, что средняя стоимость рекламной площади сократилась — 40 тысяч рублей. Хорошие места как пользовались спросом, так и пользуются.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.10.2015 08:11

    А я вообще запретил бы эти огромные щиты. Они улицы города не украшает. Отвлекают . Эти щиты вчерашний день. Пусть рекламные буклеты выпускают журналы газеты. Так удобно и можно цены сравнивать.

    • Анонимно
      22.10.2015 08:45

      Чем же тогда удащливые наши будут заниматься?

      • Анонимно
        22.10.2015 11:14

        не выгодно это рекламщикам. но лично я с вами полностью согласен. уже рад тому, что щитов стало меньше намного

    • Анонимно
      22.10.2015 09:32

      Щиты это имиджевая реклама чтобы не забывали.
      Буклеты и газеты валяются по всему подъезду.
      Вооще кому нужно купить стиральную машину тот найдет и купит. Интернет есть.

      • Анонимно
        22.10.2015 11:16

        соглесен. в основном начинаем искать в интернете. сейчас и фильм нормально не посмотришь в интернете, везде рекламу суют. но рекламу если и допускать, то точечно. кому оно надо. а надо немногим.

    • Анонимно
      22.10.2015 11:19

      вспомнить улицы 10 лет назадпродыху не было от щитов и растяжексегодня же ехал и смотрел по сторонам как все в порядок привели

  • Анонимно
    22.10.2015 08:43

    По городу их очень много. раз треть не востребована, значит нужно убрать эту треть, а если понадобиться и половину.

    • Анонимно
      22.10.2015 08:52

      Лучше убрать все. В городе станет просторнее.

      • Анонимно
        22.10.2015 10:08

        Уберите из лифтов еще. В большинстве случаев это незаконная реклама, скорее всего за откаты повешенная там. Контролирующм органам естественно пофигу, на то они и существуют у нас в стране. Может хоть кризис прибьет барыг этих

        • Анонимно
          22.10.2015 13:15

          именно. помню даже статья было по личтбордам. 2 компании между собой поделить не могли. у нас поменяли, поставили страшное жутко поцарапанное оргстекло другой фирмы, вместо нормального бывшего. куда писать, чтобы убрали?

      • Анонимно
        22.10.2015 14:19

        Скорее безопаснее. Не будет отвлекать на дороге людей.

  • Анонимно
    22.10.2015 08:54

    не представляю человека, который бы искал товар или услугу по этим дурацким щитам) на кого они рассчитаны?

    • Анонимно
      22.10.2015 10:05

      Они рассчитаны на подсознание каждого и ваше в том числе.

      • Анонимно
        22.10.2015 10:57

        Подсознания не существует, соответственно, рассчитанная на него реклама - это шарлатанство.

  • Анонимно
    22.10.2015 09:18

    Хотелось бы, чтоб развивались и другие направления, indoor например. Но наши рекламодатели хоть убей, кроме наружки ничего видеть не хотят. В медиа план на год заложена только наружка, а на indoor например, что останется. Хватит денег разместимся, не хватит ну так получилось. К сожалению альтернативные каналы коммуникации не воспринимаются равными с наружкой.Лично я за сокращение щитов и за медиа фасады. Хотя это гораздо дороже.

  • Анонимно
    22.10.2015 10:05

    Город вполне может прожить без этих щитов....Только вид портят...

    • Анонимно
      22.10.2015 12:02

      Без рекламных щитов и в правду лучше в городе. Не отвлекает водителей, пешеходов на дороге. Да и эстетичней.

      • Анонимно
        22.10.2015 13:58

        Учитывая, что у нас не умеют делать качественную рекламу, иногда посмотришь на эти щиты, без слез не взглянешь короче. Пусть убирают.

  • Анонимно
    22.10.2015 10:06

    В переходе на Кольце, над входом в метро, долго висела реклама "ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ".Люди стояли рядом и, глядя на вывеску, спрашивали, где вход в метро? Теперь там на щите "Здесь может быть ваша реклама".Может быть, написать просто "Вход в метро"

  • Анонимно
    22.10.2015 10:11

    Все из-за ценового дисбаланса. Почему аренда 2-стороннего щита стоит 60 тыс. руб. в месяц? А аренда квартиры 10-15 тыс. руб.? Себестоимость щита намного дороже и дольше постройки квартиры? Конечно же нет! Я больше чем уверен что новая бытовая техника и мебель из квартиры стоят дороже никому не нужного щита!

    • Анонимно
      22.10.2015 10:48

      это город так загнул цены.

    • Анонимно
      22.10.2015 11:18

      сейчас и картиру то за такую цену нормальную не найдешь, на отшибе если только. да и опять же - реклама настроена на бОльшее количество людей, а квартиру ищет один человек и для себя. нормально все с ценой.

  • Анонимно
    22.10.2015 10:13

    на пустующих щитах можно социальную рекламу размещать,все лучше чем пустые надписи Сдается

  • Анонимно
    22.10.2015 10:22

    Городишко сдулся

    • Анонимно
      22.10.2015 11:15

      Нормальным город стал без этой рекламы. Одни листовки, да рекламные проспекты в почтовых ящиках чего стоят. Запретили бы и это тоже. максимум - с разрешения жильцов.

      • Анонимно
        22.10.2015 12:00

        Реклама все таки двигатель торговли. Полностью запрещать - бред. Но вот яркие рекламные щиты реально отвлекают участников дорожного движения.

  • Анонимно
    22.10.2015 10:48

    Что и следовало ожидать, зато заработали миллиард на продаже рекламного рынка транснациональным компаниям. Зарезали курицу, алтын кукей больше юк.

  • Анонимно
    22.10.2015 11:08

    Если уж честно, то обычным горожанам эта реклама и не нужна. Я даже радио в машине не слушаю, замучили своими рекламными роликами. Скачал на флешку то, что хочешь и едешь спокойно.

    • Анонимно
      22.10.2015 12:01

      Если устанавливают, то значит реклама работает. Это напоминание о своем бренде, чтобы в случае покупки вы сразу вспомнили об этой фирме. Но все таки хорошо, что сейчас строго контролируют наружную рекламу.

  • Анонимно
    22.10.2015 11:36

    Рекламу "потребляют" активные покупатели. А активные все имеют интернет, где неизмеримо большие возможности для рекламы. Анахроничные щиты с одной стороны мало эффективны для повышения спроса, а с другой - физически потенциально опасны при ураганах и других капризах погоды; ухудшают перспективу архитектурного пространства, эстетику его (в случае неталантливого низкокачественного исполнения изображений).Лучше избавить город от этого металлолома и сделать газоны с травой, посадить деревья. От них оздоровительный результат будет больше для экономики города

    • Анонимно
      22.10.2015 13:59

      Согласен с вами. Щиты уже устарели. Может только на здание делать, которые не подвесные, а прям к стене прибиты. Не должны слететь во время сильного ветра.

  • Анонимно
    22.10.2015 11:57

    В детстве читал один фантастический рассказ (году в 1980) там второстепенным фоном упоминалась продажа и эксплуатация устройств и средств, защищающих человека от всяких гиперактивных рекламных носителей, обеспечивая покой людей. Я еще думал тогда-вот ведь не дай бог так жить...Назывался рассказ- "Охотники на пешеходов".

  • Анонимно
    22.10.2015 12:01

    Убытки??? Они что то производят, чтобы убытки генерировать или тупо воздух продают?

    • Анонимно
      22.10.2015 18:58

      Просто реклама не дает нужного наплыва клиентов, чем хотелось бы.

  • Анонимно
    22.10.2015 15:45

    Ситуация в Казани намного лучше чем в других городах России. Везде идут банкротства рекламных фирм. Чего стоит одна Москва ...

  • Анонимно
    22.10.2015 15:49

    Казань уникальный город. Здесь фактически нет самовольных сетевых рекламоносителей, поэтому рынок города устойчив и не разваливается как в других городах.

  • Анонимно
    22.10.2015 16:33

    Главное для народа не принадлежность щита, в что на нем нарисована и написано.

  • Анонимно
    22.10.2015 16:56

    Вообще удивительно, что он когда-то взлетал. Когда уезжаю на отдых глаз радуется, что нет больше этих пестрящих столбов.

  • Анонимно
    22.10.2015 17:02

    Реклама давно уже перешла в интернет. давно пора бы эти щиты запретить.

    • Анонимно
      22.10.2015 18:09

      Реклама не резко ушла и в интернет не резко все перекатится. Сейчас главное дать понять, что вкладываться в этот бизнес не выгодно и мы это переживем.

  • Анонимно
    22.10.2015 18:05

    За столько лет рекламы ничего путного она мне не показала. Всегда ищу все в интернете, даже акции в магазинах. А уж про опасность их вообще молчу, страшно проходить под щитом у которого брезент оторван.

  • Анонимно
    22.10.2015 18:38

    Ну наконец то дошло, что щиты не окупаются. Ценник радио и телерекламы мне всегда казался завышенным.У нас очень странные маркетологи. Как бы чгео не случилось! Давайте не будем брать никакой нестандартной рекламы, возьмем привычное, но в сегменте подешевле... И что такое "целевая аудитория" они много говорят, но мало понимают.Пример:Татфондбанк был спонсором казанского бегового марафона.Каждый участник получил майку и рюкзак с лого татфондбанка. 3000 штук.Кто продолжает носить эти рюкзаки и футболки?Велосипедисты и бегуны. 200-300 постоянно соревнующихся спортсменов города.Было бы много дешевле спонсировать местный мелкий старт, с этими самыми 300 участниками.Расходов меньше в 10 раз, а отдача та же. Но в спонсоры казанского триатлона или казанского велоспорта татфондбанк не пошел, хотя и звали.

  • Анонимно
    22.10.2015 23:03

    Пытались арендовать 3 щита на квартал. Не удалось, все расписано на полгода вперед

    • Анонимно
      23.10.2015 15:45

      Места мало. но используется по максимуму. Так и надо, незачем еще рекламу плодить.

  • Анонимно
    22.10.2015 23:05

    Фирма госпожи Дябилкиной вполне процветает

  • Анонимно
    23.10.2015 08:20

    Аппетиты городским чиновникам и рекламщикам следовало бы поубавить и жить людям стало бы легче.

    • Анонимно
      23.10.2015 15:43

      Тут нет аппетита городских чиновников, они банально очистили город от навязчивой рекламы. Та, что осталась - уже не напрягает. Спасибо им за это, постарались на славу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль