Общество 
24.10.2015

Яков Геллер: «Друзья и родственники как главная беда России...»

О том, почему государству пора перестать играть в рулетку и пора ли легализовать систему договоренностей в сфере госзаказа

В конце прошлой недели помощник президента РТ Фарит Ханифов выступил с докладом, в котором подверг жесткой критике существующую систему госзакупок и предложил разработать новую модель работы. Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер в материале для «БИЗНЕС Online» напомнил о том, как можно навести порядок в процедуре проведения торгов.

Яков Геллер
Яков Геллер: «Раз все знают о системе договоренностей в сфере госзаказов — и специалисты, и неспециалисты, так, может быть, пора легализовать эти договоренности, а такой закон отменить?»

О СИСТЕМЕ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ЗНАЮТ ВСЕ

Я принадлежал к тем, кто выступал категорически против предлагавшейся модели реформ системы госзаказа, которая в итоге привела к тому, что мы сейчас имеем ее вот в таком виде. И сейчас, спустя время после начала действия так называемой федеральной контрактной системы, с нами очень многие соглашаются, когда мы говорим, что нынешняя система позволяет легко легализовать договоренности. Наиболее продвинутые специалисты легализуют договоренности таким образом, что никакой червь сомнения не точит контролирующие и правоохранительные организации, потому что формально все происходит в рамках закона. Наименее продвинутые легализуют грубо.

На прошедшей недавно конференции, посвященной противодействию коррупции, я пошутил, когда лектор озвучил тот факт, что коррупционные проявления в сфере госзаказа неожиданно вышли на первое место в стране, потеснив традиционных гаишников, землеустроителей и прочих. И шутка заключалась в том, что на его слова о не спасающем от ответственности незнании закона я сказал, что от ответственности спасает именно знание закона. И раз все знают о системе договоренностей в сфере госзаказов — и специалисты, и неспециалисты, так, может быть, пора легализовать эти договоренности, а такой закон отменить? Возможно, эта шутка была недостаточно удачной, но она очень точно характеризует назревшую проблему.

Мы все время говорим о сфере госзаказа, а это неправильный термин. Госзаказ — это не то, о чем мы с вами обычно говорим. Госзаказ — это когда законодательная власть заказывает исполнительной власти некую программу. Например, «Здоровье нации», «Образование нации», «Социальная защита нации». Происходить должно таким образом, что законодатель говорит исполнительной власти, например, о своем желании повысить среднюю продолжительность жизни мужского населения до 75 лет, а женского — до 85. Это я говорю условно. Тогда исполнительная власть сообщает, что ей нужно для достижения поставленной задачи. Условно, построить 100 больниц, закупить 200 томографов и 2000 шприцев, построить 2 завода по выпуску пенициллина и так далее. Когда законодательная власть говорит, что у нее нет денег на 100 больниц и 200 томографов, заявленную первоначально планку продолжительности жизни снижают, скажем, до 74 лет. Выделяется некий бюджет, и начинаются закупки для исполнения государственного заказа. Мы же называем термином «госзаказ» покупку краски для скамеек во дворе клуба. Это неправильно.

ИЗ ТОРГОВ НЕОБХОДИМО ИСКЛЮЧИТЬ ПОРТФЕЛЬНЫЕ ФИРМЫ

Помощник президента РТ Фарит Ханифов, выступивший в конце прошлой недели на семинаре в ГТРК «Корстон» с докладом о новой модели инвестиционно-строительного процесса в республике и с критикой нынешней системы тендеров, — мой большой друг и человек, которого я очень уважаю. Но он очень радикален в своих суждениях. Ханифов, настрадавшись, выдвинул идеи, которые я разделяю и понимаю. Но я понимаю и другое: закупки для государственных нужд — это один из очень важных инструментов поддержки конкуренции и выполнения второй задачи государства по отношению к малому бизнесу.

Первая задача государства по отношению к малому бизнесу — это обеспечение бизнеса льготами и преференциями. Вторая задача: если государство хочет помогать бизнесу, оно должно обеспечить доступ к закупкам регулируемых организаций, а это в первую очередь бюджетные. И необходимо обеспечить бизнесу туда равный доступ.

С другой стороны, очень важна конкуренция. Есть законы конкуренции, которые говорят, что любая фирма должна иметь право войти на рынок. Непутевый Федеральный закон №44-ФЗ практически позволяет любой портфельной фирме, у которой есть только портфель, офис и авторучка, а иногда и офиса нет, участвовать в торгах, скажем, на строительство моста.

Я бывал на стройках, где генподрядчик состоял из трех человек, а все работы выполняли субподрядчики. Это действительно портфельная фирма. И в свое время Виктор Николаевич Ельцов — легендарный начальник ОАО «Камгэсэнергострой» — реформируя «Камгэс» в начале 90-х, создал фирму «Трест Подряд», которая по сути была портфельной фирмой — дочерним предприятием «Камгэс». Такие случаи могут быть, но подобные фирмы должны иметь за спиной действительно мощные предприятия, а не быть вчера созданными на базе договоренности в пивном баре. К сожалению, федеральная контрактная система позволяет это делать. И это вечная борьба замка и отмычки, брони и снаряда....

Очень много сегодня находится умельцев, которые, не обходя закон, а используя его, демпингуя, побеждают на торгах. А одновременно, применяя индексное сметообразование, никто точно не знает, то ли государство обманет подрядчика, то ли подрядчик обманет государство.

ФИРМЫ С ПОНЯТНЫМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Мы сделали каталог продукции, где всегда можно посмотреть реальную стоимость закупки, будь то кирпич или хлеб. И биржу труда мы уже сделали, и биржу механизмов. И Ханифов говорит сейчас о том, что государство должно перестать играть в лотерею. Сейчас государство ставит на красное, а выпадает черное. Потому что в торгах часто побеждают именно портфельные фирмы, а государство рассчитывает, что придут специалисты. Найти (в первую очередь в строительстве) золотую середину между адвокатированием конкуренции и надежностью исполнителя можно, если действительно проводить торги. Но не между всеми, а между теми, кто имеет право на участие. Примерно так: есть минимальный порог, до которого могут участвовать любые фирмы. Это неответственные работы по отделке, мелкому благоустройству и подобное. Допустим, 1 млн. рублей. А дальше, если ты хочешь участвовать в торгах стоимостью 10 млн. рублей, у тебя за спиной должны быть сданные объемы на 5 млн. рублей. Если ты хочешь участвовать в торгах стоимостью 50 млн. рублей, за спиной должно быть хотя бы три объекта по 10 миллионов. Если 100 млн., за спиной, соответственно, объект за 50 млн. рублей. Иными словами, у фирмы должна быть финансовая и производственная история. Всем должно быть очевидно, что победившая в конкурсе фирма не однодневка и не кидала, как говорили в 90-е годы.

Да, на первоначальном этапе будут участвовать такие фирмы, как ПСО «Казань», «Казаньцентрстрой», «Ак Таш», «Камгэсэлектрострой» и им подобные фирмы с понятным (как говорит Алевтина Николаевна Кудрявцева) хозяйственным поведением, с понятным финансовым прошлым, с известной квалификацией работников. Но возможность подниматься по ступенькам будет и у всех остальных.

Нам сказали нет. Это были большие споры с участием экспертов Высшей школы экономики — яйцеголовых профессоров, которые твердо уверены, что умнее их никого не может быть, а за пределами Садового кольца вообще нет умных. И мы имеем то, что имеем. И поэтому сейчас Фарит Ханифов говорит не только о профессионализме исполнителей, это само собой понятно, он говорит еще и о постановке во главу угла рейтинга предприятия. Что у тебя за спиной, что и как ты построил?

Я считаю, что, к сожалению, другого пути нет.

И еще. Для специалистов понятно, что существует осмечивание объектов в индексном и в ресурсном способе. И индексный способ — это вечная борьба, кто кого обманет: государство или подрядчик. И всегда не очень понятно, где точка образования прибыли. Понятно только, что точку образования прибыли выгодно сместить от хозяина средств. Мы готовы ситуацию изменить. Мы сделали систему, которая позволяет проследить все расходы по контракту: сколько ушло на зарплаты, сколько закуплено в действительности товара, сколько составили налоговые отчисления, сколько было заключено субподрядных договоров. И тогда сразу становится понятна прибыль, которая должна образоваться. И вся эта информация должна быть в свободном доступе. Государство, отдавая на какой-то проект средства генподрядчику, рассчитывает, что тот получит прибыль и уплатит налог государству. А ему это надо?

Поэтому он, чтобы сместить точку прибыли, покупает кирпич не по 10 рублей на рынке, а по 12 — у знакомого. И точка образования прибыли смещается в карман знакомого. Поэтому необходим каталог продукции. Такой каталог мы создали. Он позволяет поставщику более точно сформировать предложение о продукции, что, в свою очередь, позволяет заказчикам быстрее идентифицировать товар и снижает время поиска необходимого товара.

Но этот ресурс невостребован в том числе и потому, что есть вещи (не только смещение точки образования прибыли), которые станут невозможными с применением ссылок на каталог продукции. И пока все остается как есть. И недовольны все. Ханифов действительно хочет взорвать ситуацию и изменить ее. Но это нужно доказывать в Москве. «И тут кончается искусство, / И дышат почва и судьба...»

«Мы сделали каталог продукции, где всегда можно посмотреть реальную стоимость закупки — будь то кирпич или хлеб»

РЕШЕНИЕ ДОЛЖНЫ ГЕНЕРИРОВАТЬ ТАЛАНТЫ, А ИСПОЛНЯТЬ — СПЕЦИАЛИСТЫ, А У НАС В СТРАНЕ И ТО И ДРУГОЕ ДЕЛАЮТ ДРУЗЬЯ И РОДСТВЕННИКИ

Главная беда в России отнюдь не дураки и дороги. Главная наша беда формулируется так: решение должны генерировать таланты, а исполнять — специалисты, а у нас в стране и то и другое делают друзья и родственники.

История имеет свои механизмы развития. И очень мало что зависит от личности. И от наших личностей тоже мало что зависит, пока это не будет действительно востребовано. Сейчас в стране что-то произошло. Что-то такое, что вдруг министр строительства России вдруг начал говорить о ресурсном методе ценообразования. Экономика — это наука о том, как вести хозяйство в условиях ограниченного финансирования, а значит, что-то действительно в стране произошло. И вот когда заниматься решением проблем будут не теоретики, которые никогда в жизни не видели, как происходит, например, строительство, а специалисты, разбирающиеся в вопросе, тогда только мы сможем что-то изменить. Нам нужна новая экономическая модель в строительстве. Мосты должны строить на конкурсной основе, только конкурс должен производиться между специализированными строительными организациями, имеющими историю и в этом конкурсе, преимущество должна получать та организация, которая уже доказала свою законопослушность и способность качественно и в срок выполнять работу. И вот между такими организациями уже может идти борьба за цену строительства. А уменьшить цену строительства и увеличить прибыль — это задача исполнителя. Хозяин хочет получить прибыль, а эту прибыль мы ему поможем увеличить, уменьшая расходы при помощи наших биржевых площадок, то есть создавая конкурентные закупки одинаковых материалов.

Яков Геллер

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.10.2015 09:02

    Сам своего самого ближайшего родственника на биржу труда не отправлял однако

    • Анонимно
      24.10.2015 09:25

      Хозяин хочет получить прибыль, а эту прибыль мы ему поможем увеличить, уменьшая расходы при помощи наших биржевых площадок, то есть, создавая конкурентные закупки одинаковых материалов. - рассмешил 😂

  • Анонимно
    24.10.2015 09:31

    Очередной бред товарища Геллера. Во-первых, не так уж сильно 44-ФЗ отличается от предыдущего 94-ФЗ который он так хвалит. во-вторых, наоборот по сравнению с предыдущим законом по строительству у заказчика появилась возможность выставлять требования к опыту.А вообще система должна не так работать. Минфин должен определять, что минимальная сумма строительства моста столько то рублей, на основании нормативов и др. вещей, а заказчик должен построить при этом не важно как он отберет строителя, а контролирующие органы должны проверить качество, при этом заказчик должен нести персональную ответсвенность.

  • Анонимно
    24.10.2015 09:55

    А как же он с наглой лицом проводит конкурсы на уже построенные объекты. И удивительным образом эти конкурсы выигрывают предприятия, незаконно строившие эти объекты. И ни МВД,СК, ОНФ, Молодая Гвардия, Комитет по борьбе с коррупцией не остановили его при совершении этого правонарушения.

    • Азат Д
      24.10.2015 18:07

      Точно. Яркий пример Булак, который всё лето потихоньку ковыряли, ливнёвку проложили, земляные работы сделали, осталось решётки положить, а они только конкурс проводят. Наверняка к зиме, чтобы смету за работу в зимнее время увеличить, хотя основные работы проводились летом.Ну что, не кто кроме меня это не видят? Что скажет Геллер , Нафиков и др. компетентные лица?Нафиков тут в газете интервью ещё даёт, как радетель закона прям.

    • Анонимно
      24.10.2015 23:11

      Как работник этой системы скажу,что у Яши иногда нет выбора когда хочешь усидеть.ВСЕ сгнило давно и пилят, и пилят. Поддерживаю если получится что-то изменить.

  • Анонимно
    24.10.2015 10:09

    А сын у него замминистра образования ... И он еще говорит про родственников - как беду России???????

    • Анонимно
      24.10.2015 11:36

      Не,зам министра связи

    • Анонимно
      25.10.2015 00:41

      Акак раз у сына геллера выбор то небольшой)))если бы он был коммерсантом и участвовал в торгах, где Геллер рулит, вы бы тут их обоих требовали посадить, вне зависимости от доказательств. За сам факт так сказать

  • Анонимно
    24.10.2015 10:49

    а что может предложить Геллер или любой из нас? Ничего.

  • Анонимно
    24.10.2015 14:29

    Геллер в системе, он толковый проводит анализ со стороны, его рекомендации и заключения остаются только в личном кабинете на ул.московской ... сложно преломить систему.

    Корень всех зол есть серебролюбие

    • Анонимно
      24.10.2015 17:08

      Да!!! Все верно говорит дядя Яков!!! Только "красногорских стрелков" скоро будет не меренно, из за ваших договорных тендеров!!!

  • Анонимно
    24.10.2015 14:35

    Давайте признаемся себе честно, что сейчас все наше общество устроено таким образом что чиновник это бизнесмен, его задача не служить и зарабатывать, сейчас в России так, так есть и так будет, потому любой бизнес мен, как и обычный человек, не будет пилить сук на котором сидит.

  • Анонимно
    24.10.2015 15:14

    Дядя Яша знает кто и сколько украл из бюджета при размещении заказа. Но никому об этом не скажет.

  • Анонимно
    24.10.2015 15:54

    Геллер он работал в Наб. Челны - он грамотный , порядочный ! Он навел порядок в городе ! До сегодняшнего дня живет улица его порядком ! Ой такой порядок был ! Почему его Мер Казани не назначили ! Навел бы он порядок там ! Он простому народу относился с добром - но начальникам солдатский режим создал ! Я, ему не кто ! Я, не работал в его подчинения ! Я с поликлиники медиком работала !

    • Анонимно
      25.10.2015 20:18

      Я Вас умоляю, чтоб нам так жить. ЖКХ при нем стала считаться золотой жилой.

  • Анонимно
    24.10.2015 16:24

    Ни одному чиновнику не верю. Всем хочется жить хорошо самому и чтобы детям что досталось. Россия она ведь богатая страна, для них богатая, а для пенсионеров- пенсию поднять денех то и нету...

    • Азат Д
      24.10.2015 18:26

      Не отрывайтесь от телевизора, там мы опять вех побеждаем, голосуйте за едро и не раскачивайте лодку.

  • Анонимно
    24.10.2015 20:07

    Его системы задумки хорошие но реализовано кое как, безполезные ненужные, глупые траты бюджетных денег там надо все менять изжили себя

  • Анонимно
    24.10.2015 21:13

    Статья безусловно остроумная, в духе Я.В. Геллера. Осталось дело за малым - чтобы это глубокое понимание темы воплотилось в эффективное финансирование и экономический эффект. Похоже, уже недолго ждать осталось.

  • Анонимно
    24.10.2015 23:32

    С ума уже подходили все с этим госзаказом...

  • Анонимно
    25.10.2015 20:32

    Искренними намерениями создали сложную систему и "дырявую" систему закупок. Невозможно громоздкую и, самое главное, удобную для проходимцев и блатных. Ничего не добились. Конечно для отчетов и оправданий своей работы можно так описать труд чиновников, что потекут слезы. Думаю Геллер понимает. Он не глупый человек. Покорный. А юмор, как двусмысленный протест.

  • Анонимно
    26.10.2015 10:52

    переходите на онлайнконтракт!

  • Анонимно
    26.10.2015 16:43

    одно из условий эффективной работы, это проверенные и стабильные поставщики, а не случайные комбинации из интернета. Антикоррупционная деятельность не должна менять принципы качественной работы. Не должны экономисты управлять культурой, просвещением, медициной, как и силовики не должны определять качество сделок только по принципу минимальной цены....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль